Лакшана
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Лакшана ( санскрит : लक्षण лакшана ) – происходит от комбинации слов лакшья и кшана – означает «показание» или «симптом». [1] Это также означает «благоприятный знак», «атрибут» или «качество». [2]
Грамматическое значение
[ редактировать ]В Варадараджи » « Лагхукаумуди (ст. 210) в следующей Паниния-сукте II62 по грамматике санскрита , которая гласит:
- Суффиксные характеристики при отсутствии суффикса |
утверждает, что когда исключение ( лопа ) аффикса , произошло аффикс все равно будет оказывать свое влияние, и зависящие от него операции будут происходить так, как если бы он присутствовал. Он объясняет, что слово Лакшана означает то, с помощью чего вещь узнается, а слово Лопа означает исключение, т.е. замену пробела, в связи с чем Сакалья предложил определенные необязательные замены, как указано в Сукте VIII.iii.19. Вардараджа обращает внимание на заявление Панини, упомянутое в Ст.152, о том, что после всего, что предписывается аффикс (пратьяя), то, что начинается с него, в той форме, в которой оно появляется, когда аффикс следует за ним, должно называться флективной основой. (анга) например, в случае обращения к двум или более людям с одним и тем же именем, скажем – Рама, к Рамам не обязательно обращаться как «О два Рамы» , но окончание -s следует опустить без изменения значения (намерения) и обращаться как О Рама, этого было бы достаточно для намеченной цели. [3]
Религиозное и этическое значение
[ редактировать ]Вьяса-бхашья (VIII.13) объясняет, что за мельчайшую частицу времени, или кшану, вся вселенная претерпевает изменения. Каждый момент или частица времени является лишь проявлением этого изменения, а время не имеет отдельного существования. Внешний вид называется Дхармой , а расположение объектов или качеств называется Дхармином ; Изменение внешнего вида называется Дхарма-паринама , которая имеет два аспекта – Лакшана-паринама и Авастха-паринама , которые по своей сути не различны. Лакшана-паринама рассматривает три стадии появления, а именно. а) непроявленное, когда оно существует в будущем, б) проявленный момент настоящего и в) прошлое, когда оно было проявлено, потеряно из виду, но сохранено и удержано на всех последующих стадиях эволюции. Авастха-паринама — это изменение состояния, которое материально не отличается от Лакшана-паринамы и, следовательно, ее способа; именно из-за этого предмет называется новым или старым, выросшим или пришедшим в упадок. Такова природа Гун , что не может быть и мгновения без эволюционных изменений. дхарма , лакшана и авастха , ибо движение есть характеристика гун , природа которых является причиной постоянного движения, изменяющего ум и переживания в соответствии с двумя его качествами, видимыми и невидимыми; видимые качества — это те, изменения которых можно заметить как сознательные состояния, продукты мысли или предписания, тогда как невидимые качества — это те, изменения которых могут быть установлены только путем умозаключения. Во всех последовательных изменениях есть порядок ( Вачаспати в «Таттва-вайвасаради» (III.15). [4]
Дхарма, обеспечивающая безопасность, мир и благополучие, в равной степени касается человека и его других мирских интересов, а также мирских интересов человека, семьи и общества. Дхарма охватывает жизнь человека в целом. Две цели индивидуального и коллективного существования человека, обозначаемые словами абхьюдайя («процветание») и нихшрейаса («необходимое»), достигаются путем следования двойной дхарме: 1) Правритти Лакшана Дхарма («религия действия»), которая характеризуется действием и 2) Нивритти Лакшана Дхарма («религия отречения»), которая характеризуется свободой от действия. [5]
Философский смысл
[ редактировать ]Адвайта Веданта относится к трем значениям, которые несут все слова и предложения: первичное или прямое значение, подразумеваемое значение и предполагаемое значение. Подразумеваемое значение, известное как Лакшана , бывает трех видов: Джахаллакшана , которая заключается в отказе от прямого значения в пользу косвенного или подразумеваемого значения, Аджахаллакшана, в которой прямой смысл не полностью отказывается и намекается на истинное значение, и Джахаджахаллакшана. которое состоит в отказе от части прямого значения и сохранении другой части. Таким образом, слово «то» махавакьи – тат твам аси (то, что ты есть) в первую очередь относится к Сагуна Брахману или Ишваре , а слово «ты» прежде всего к Дживе , индивидуальной душе. Прямой смысл указывает на тождество между Ишварой и Дживой . Подразумеваемый смысл показывает, что Ишвара и Джива являются результатом невежества и наложения нереального на реальное, когда «то» относится к Ниргуна Брахману , чистому сознанию, которое абсолютно и без атрибутов, а «ты» относится к «я» или «ты». атман , чистое сознание, которое является реальностью, лежащей в основе совокупности разума и тела. Именно согласно третьей Лакшане устанавливается тождество Брахмана и Атмана, что эти два слова в своем имплицитном смысле указывают на одну и ту же реальность, что Брахма-анубхава есть недвойственный опыт единственной реальности. [6]
Лакшана Джнанам классической музыки
[ редактировать ]Изучающий классическую музыку – после добросовестной оценки эффекта слушания и наблюдения как вспомогательных средств для садханы – стремится изучить роль приобретения Лакшана Джнянам («теоретического знания») как вспомогательного средства для Лакшья Садханы («практического достижения»), чтобы расширять полученные знания о музыке и осознавать ее практическую полезность/применение. Простое теоретическое знание, арохана и аварохана раги — это не Лакшана Джнянам , поскольку тело сначала формируется и только после этого наполняется жизнью. Лакшья (цель или цель, которую необходимо достичь) основана на Калпане («воображении», «вдохновении»), а Лакшана подобна грамматике : первое неясно без второго. Знание Лакшаны необходимо для Лакшья-садханы . [ нужна ссылка ]
Прогностическое значение
[ редактировать ]В вопросах, касающихся предсказания будущих событий, слово Лакшана означает знак или предзнаменование . В этой системе используются восемь различных методов:
- Анга («Конечности») ( Анга Шастра ), учитывающая разные части тела,
- Свапна («Сон»), которой давят сны,
- Свара («Звук») придает значение высказываниям птиц и животных,
- Бхоми («Отношение») относится к поведению, походке, позе и т. д.;
- Вьянджана («Родинки») относится к родимым пятнам, таким как родинки, пятна и т. д.;
- Лакшана («Предзнаменование»),
- Утпатха («Катастрофа») относится к таким явлениям, как землетрясение, извержение вулкана и т. д.; и
- Антарикша («Небесный») — о появлении комет, круге вокруг Луны и т. д.
Согласно нумерологии , числа, несущие более одного значения и значения, указывают на ход будущих событий. [7] Согласно Анга Ранге , очень древнему методу, женщины делятся на четыре различных класса темперамента, которые соответствуют четырем стадиям освобождения ( мокша ). [8]
См. также
[ редактировать ]- маха-лакшана («великая лакшана »), физические характеристики Будды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de. Архивировано из оригинала 14 августа 2016 г. Проверено 24 января 2014 г.
- ^ Дженнифер Хоуз (2003). Суды доколониальной Южной Индии . Психология Пресс. п. 231. ИСБН 9780700715855 .
- ^ Вардараджа (2005). Лагукаумуди Вардараджи . Мотилал Банарсидасс. стр. 15, 47, 65. ISBN 9788120809161 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (8 октября 2013 г.). Йога как философия и религия . Рутледж. стр. 71–75. ISBN 9781136389450 .
- ^ РСМишра (1996). Индуизм и секуляризм: критическое исследование . Мотилал Банарсидасс. стр. 69–70. ISBN 9788120813540 .
- ^ Венсус А. Джордж (1998). Подлинная человеческая судьба: Пути Шанкары Хайдеггера . КРВП. стр. 55–59. ISBN 9781565181199 .
- ^ М.Катаккар (январь 1989 г.). Чудеса нумерологии . Издательство Джайко. п. 34. ISBN 9788172241001 .
- ^ Камелл Наир Рит (август 2009 г.). Пренатальная Крия йога . АвторДом. п. xxviii. ISBN 9781438996356 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дикция пьесы (лакшана) , глава XVII Натьяшастры