Дживатва
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Дживатва ( санскрит : जीवत्व) означает – состояние жизни или состояние индивидуальной души. [1] Дживатва — это состояние жизни Дживы ( переселяющейся индивидуальной души), живого существа, которое является особым проявлением Атмана , воплощенного существа, ограниченного психофизическими состояниями, и источником авидьи , которое в результате страдает (повторяющимся) переселением. своих действий. Пока незнание не прекратится, Джива остается пойманной в переживании результатов действий, приносящих заслуги и недостатки, и в состоянии индивидуальности ( дживатва ) ( Брахма Сутра I.iv.6), и до тех пор, пока связь с интеллектом как обуславливающее дополнение длится до тех пор, пока длится индивидуальность и переселение души (Брахма Сутра II.iii.30). [2]
Обзор
[ редактировать ]Дживатва-бхавана — это чувство ограниченности тела, ума и интеллекта. [3] Природа Дживатвы случайна и зависит от внешних факторов; Дживатва является случайной и не является существенной природой Брахмана . [4] Оно иллюзорно накладывается на Брахмана. [5] Атман является свидетелем (саксин) деятельности антахкараны (внутреннего интеллекта), состоящей из буддхи (интеллекта), аханкары (я-способностей) и манаса (ума). У Вираджа одна джива, а у Хираньягарбхи другая, потому что общеизвестно, что когда тела различны, дживы различны, но возможно иметь одну дживу для прошлого и будущего тел, различие в телах не указывает на различие по отношению к телу. Джива. [6]
Джива
[ редактировать ]Согласно Двайтадвайте (дуализму), Брахман и Джива — разные сущности; что Бог, Душа и Вселенная — это три отдельные сущности, причем первая управляет двумя последними. Джива (индивидуальная душа, живущая в мире) — одна из трех категорий реальностей, две другие — Джагат (Вселенная или мир) и Брахман (Всемирная Душа и субстрат, стоящий за Джагатом и Дживами). душа может переселиться на небеса и жить с Богом. Согласно Вишиштадвайте (качественному недуализму), существует только Бог, наделенный божественной, благоприятной, блаженной формой. Джагат и Дживы формируют его тело, а душа освобождается, когда осознает, что она является частью Бога. Согласно Адвайта Веданте (недуализму), Брахман — это высшая высшая единственная Реальность за пределами имен и форм. Брахман, который есть Истина, Сознание и Блаженство, и душа неотличны, тождественны, неизменяемы и вечны. [7]
Согласно школам двайты, джива — это, по сути, вечная духовная сущность (аджада-дравья), сущность которой состоит из знания (джняна). Как гьяна-сварупа оно является чувствующим существом (четна) и самораскрывающимся (сваям-пракаша), как знающий или субъект знания (джната) и как агент действия (карта) оно испытывает как удовольствие, так и боль (бхокта). . Его характер монадический (ану), в отличие от Ишвары, который всепроникающ ( вибху ). Джива является частью (амша) Параматмана , она поддерживается (адхея), контролируется (ниямья) и зависит (сеша) от Параматмана. [8] Именно конечный индивидуум испытывает состояния ума бодрствования (джагарита), сна (свапна) и сна без сновидений (сусупти), которые могут сменяться друг за другом, но редко бывает четвертое ( турия ), то есть бытие в Брахмане. [9] Благодаря адхьясе Джива взаимодействует с объектами и другими дживами с чувством деятеля и т. д.; и переживает сансару ; освобождение от сансары называется мокшей . [10]
Отношения между Дживой и Брахманом
[ редактировать ]В Катха-упанишаде Джива, индивидуальная душа, и Брахман, Универсальная Душа, рассматриваются как равные друг другу и одинаково наслаждающиеся плодами своих действий. В Мундака-упанишаде только индивидуальная душа описывается как вкушающая плоды действий, а Универсальная Душа описывается просто как наблюдатель. В Шветашватра-упанишаде индивидуальная душа наслаждается нерожденной Пракрити, состоящей из трех качеств, от которых Универсальная Душа отказывается. [11] Это касается отношений Двух Душ, впервые рассмотренных в Ригведе в мантре I.164.17, которая гласит:
- Две золотые коровы рождаются вокруг одного дерева с другом
- Другой из двух, кто не ест смоковницу, тот ест ее.
- «Две птицы с прекрасным оперением, тесно связанные дружбой, обитают на одном дереве.
- Один из них ест сладкий плод его, а другой свидетельствует, не вкушая». [12]
И, адаптируя эту идею и образы, мудрец Мундака-упанишады (III.1.2) продолжает говорить нам следующее:
- Мужчина на том же дереве погружен в безысходный плач и растерян.
- Когда он увидит другого праведного, он освободится от печали, ибо он — слава Господня
- «Сидя на том же дереве, Пуруша в заблуждении скорбел о своей беспомощности.
- Но когда он поддерживает другого поклоняющегося Господа и Его Славу, он освобождается от горя».
Джива ограничена внутренним органом чувств, будучи ограниченной, она отличается от субстратного сознания объектов, которое является всепроникающим сознанием (сакси). Оно всегда чувствует свое отличие от Бога, поскольку Брахман не является объектом обычного познания. Джива – это место ( ашрайя ) авидьи. Отождествление Дживы, ложной сущности, и Брахмана происходит только тогда, когда Джива-аспект Самости полностью устраняется истинным знанием истинной природы Самости, рассеивающим изначальную авидью. [13]
Сватантрьявада — это учение об абсолютном суверенитете и свободе Божественной Воли выражать и проявлять себя любым способом; Сватантрия заставляет подвижные и неподвижные объекты казаться отдельными, хотя по сути они не отделены от самвита (Универсального Сознания) и не скрывают природу Всевышнего. С точки зрения своего проявления оно известно как Абхасавада. [14] Абхасавада — это теория видимости, теория творения школ Шайва и Шакта, согласно которой вселенная состоит из видимостей, которые реальны как аспекты высшей реальности; мир — это абхаса (пракаша или свет) Шивы , а не Майя . В Адвайта Веданте это теория, согласно которой Джива является иллюзорной видимостью сознания Брахмы. [15]
Теория Абхасавады уходит корнями в Брахма Сутру II.iii.50, которая гласит:
- и иллюзия |
- (И (индивидуальная душа), конечно, является лишь отражением (высшего Я),
Эту теорию отстаивал Сурешвара , согласно которой дживы так же реальны, как и Брахман, они являются первичными проявлениями в авидье и через него, в то время как объекты мира нереальны, они являются вторичными проявлениями, простыми отражениями первичных явлений. Школа Виварны поддерживает теорию Бимба-пратибимбабады, или теорию отражения, в которой Абсолютная Реальность, отраженная в упадхи, проявляется как многочисленные «я» благодаря промежуточным дополнениям и их причине Авидье. Школа Бхамати Вачаспати Мишры поддерживает Аваччедаваду, теорию ограничения, в которой дживы являются самим Брахманом, но кажутся ограниченными такими дополнениями, как комплекс ум-тело. [16]
Значение
[ редактировать ]Согласно Шанкаре , Дживатва Дживы является следствием ложного чувства идентичности Дживы, то есть единства с телом, что делает Дживу эмпирической личностью. Ощущение телесности бытия (сасариратвам) Дживы целиком обусловлено ложным убеждением (митхьяпратияянимиттантват), истинно просветленный человек бестелесен, даже живя в этой жизни и в этом теле. Авидья, или невежество, заключается в неправильном отождествлении Самости с психофизической совокупностью, называемой телом индивидуума, и в развитии самоощущения (атмабхиманы) у телесного существа; это упадхи , проникающее в саму природу Дживы. Кажущаяся модификация является эпистемическим фактом, и тотальность космической множественности также является эпистемическим фактом. Явно существенная Дживатва является ответвлением авидьи, поддерживаемой и питаемой митхьяджняной. Дживатва, феноменальная индивидуальность, хотя и не имеет начала, но может быть прекращена (санта) в случае освобождения и обретения Брахматвы. Дживатва Дживы – это ограниченность Дживы. [17] Джива-бытие атмана (индивидуализация души) нереально, это просто воображение, вызванное заблуждением буддхи, и оно исчезает с аннулированием заблуждения, возникающим в результате осознания своей истинной природы. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de.
- ^ Свами Сатчиданандендра (1997). Метод Веданты: критический анализ традиции Адвайты . Мотилал Банарсидасс. п. 68. ИСБН 9788120813588 .
- ^ Свами Чинмаянанда (1991). На крыльях и колесах: диалог морального конфликта . Миссия Чинмайя. п. 12. ISBN 9788175972674 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вишванатха Девасарма (1994). Культура Индика . Издательство Шарда. п. 220. ИСБН 9788185616339 .
- ^ Шанкарачарья (1980). Гимны Шанкары . Мотилал Банарсидасс. п. 71. ИСБН 9788120800977 .
- ^ Сарваджнатман (1985). Язык и выпуск: Панкапракрия Сарваджнатмана . Мотилал Банарсидасс. п. 94,99. ISBN 9788120800045 .
- ^ «Древние индийские писания» .
- ^ СМСриниваса Чари (1994). Вайшнавизм: его философия, теология и религиозная дисциплина . Мотилал Банарсидасс. п. 245. ИСБН 9788120810983 .
- ^ Шьяма Кумар Чаттопадаяя (2000). Философия Адвайты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 343. ИСБН 9788176252225 .
- ^ Д.Кришна Айер. «Пракрия Бхеда в Адвайта Веданте» . Ведантаадвайта.org.
- ^ Р.Д.Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Бхаратия Видья Бхаван.
- ^ Свами Шарвананда. Мундака и Мандукья Упанишады (PDF) . Шри Рамакришна Матх. п. 51.
- ^ Санджукта Гупта (февраль 2013 г.). Адвайта Веданта и вайшнизм . Рутледж. п. 85. ИСБН 9781134157747 .
- ^ Джайдева Сингх (1982). Пратьябхиджняхридаям: Секрет самопознания . Мотилал Банарсидасс. п. 17. ISBN 9788120803237 .
- ^ Ганга Рам Гарг (1992). Энциклопедия индуистского мира . Concept Publishing Co., стр. 50, 74, 95. ISBN. 9788170223740 .
- ^ Пуласт Суба Рудурмум (2002). Школы Бхамати и Виварна Адвайта Веданты: критический подход . Мотилал Банарсидасс. п. 160. ИСБН 9788120818903 .
- ^ Шьяма Кумар Чаттопадаяя (2000). Философия Адвайты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 170,369-375. ISBN 9788176252225 .
- ^ Шри Чандрашекхара Бхарати III из Шрингери (1973). Вивекачудамани Шри Шанкары . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 218.
Шлока 198.