Вибху
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Вибху ( санскрит : विभु) означает – «могучий», «могущественный», «выдающийся», «высший», «способный», «способный», «самоподчиненный», «твердый» или «самоконтролируемый»; в философии ньяя оно означает – «вечное», «существующее повсюду», «всепроникающее», «пронизывающее все материальные вещи». [1] Это слово также относится к манасу или уму. [2] Корень этого слова находится в термине бху (भू), означающем – «стать», «возникнуть», «прийти к существованию»; таким образом, вибху означает – «расширяться», «проявляться», «появляться», «проникать». [3]
Ведическое значение
[ редактировать ]Из Атхарваведы известно, что у Судханвана Ангирасы было три сына: Рибху, Вибху и Ваджа, известные под общим именем Рибху , которые были разумными мудрецами. [4] Они принесли в этот мир светящуюся силу знания, которое наполнило мир как нектар. Рибху или Рибхукшан умел обращаться со знаниями; Вибху или Вибхава был искусным в проникновении и распространении, и Ваджа с таким же мастерством обращался с воплощенной полнотой; все трое обитали в солнечной области и считаются лучами Солнца. [5] Это три лидера обрядов и обладатели богатства, а также три божества нескольких гимнов Ригведы. [6]
Мантра Риг Веды гласит:
- Один знак меня — это сила силы, которую ты держал в своих руках.
- Я Хьюгро, Маруты, знающий их, которые суть Чаявы, Индра, Господь этих ( Ригведа I.165.10)
В Ригведе слово вибху означает «всепроникающая единая сущность, которая пронизывает или простирается по всему пространственному пространству», как и в вышеупомянутой мантре, в которой используется фраза - एकस्य चिन्मे विभ्वस्त्व ोजः, что означает: «Хоть я и буду но одно, пусть мое могущество будет обширным». [7] Хотя слова вибху и прабху встречаются в Ригведе , но эти слова имеют фиксированное психологическое значение – вибху означает «рождение, чтобы пронизать все существо как ананда» , а прабху означает «возникновение в существование как конкретный объект или особый опыт в пределах своего сознания». [8] Мудрец Риг Веды (II.xxiv.11) утверждает, что:
- О могущественный господин, в первую очередь поклоняются Мехнавате, известному источнику Брихаспати.
- Это семь коней Венеры, с помощью которых люди поедают яды обоих.
Брихаспати , владыка небес света и хранитель риты , присутствует во всех вещах и существах ( вибху как Брахман Веданты ), так же , . [9]
Философское значение
[ редактировать ]В Каушитаки Упанишаде при описании мира Брахмана есть упоминание о чертоге Брахмана, называемом Вибху (или построенном Вибху, здесь имеется в виду – «эгоизм»), прибывая в который, слава Брахмана достигает того, кто ищет освобождения, где ищущий считает себя Брахманом и, думая таким образом, приближается к трону Викакшана («восприятие»), другими словами, искатель, став освобожденным, переживает Брахман, свою собственную истинную природу. [10] Гаудапада в своей карике Мандукья -упанишады утверждает:
- Господь всех страданий отречения – неиссякаемый Господь
- Адвайта — бог всех существ и считается четверным мастером.
описывает четвертое состояние ( турия ) как предопределителя ( ишана ), как верховного господина ( прабху ), как недвойственного ( адвайта ) и всепроникающего ( вибху ) бога ( девата ) всех существ. Здесь слово авьяйа означает то, что не подлежит изменению; а турия — это вибху, потому что она пронизывает все три состояния. [11]
Согласно всем шести ортодоксальным ведическим даршанам , составляющим индуистскую философию , за исключением Рамануджи «теории атомарной безразмерной души» , атман есть вибху («вездесущий»). Последователи джайнизма , которые верят, что атман принимает размер, соответствующий размеру тела, которое он занимает, также верят, что в конечном состоянии освобождения он остается неизменным, но они отвергают индуистскую теорию вибху , которая им не объясняет если душа всегда и везде одна и та же, зачем нужен опыт индивидуального «я». Ведантисты утверждают, что для того, чтобы атман был неизменным в состоянии освобождения, его следует рассматривать либо как ану («минуту»), либо как вибху («всепроникающий»). [12] [13] Утверждение школы йоги о том, что дживатман и параматман являются просто сознаниями и оба всепроникающи ( вибху ), и что мокша — это просто прекращение боли, также опровергнуто — एतेन योगः प्रत्युक्तः ( Брахма Сутра) раздел II.i.3) . [14]
Адвайта Веданта основывается на предпосылке, что только субстрат ( Брахман ) реален, а весь феноменальный мир со своими свойствами и отношениями нереален и обусловлен майей . Субстанция в своем чистом тонком состоянии является конституирующей причиной вещей, а в своем разумном состоянии она является субстратом качеств, действий и т. д. и существует в девяти формах – земля ( притхиви ), вода ( джала ), огонь ( агни) . ), воздух ( вайю ), пространство ( акаша ) («какие пять составляют физический мир»), направление ( диша ) («без которого не возможно никакое движение»), время ( каал ) («субстрат и причинный фактор всех психофизических продуктов и мирского поведения»), ума ( манаса ) и «я» ( атмана ); первые четыре и ум — параманус («бесконечно малые»), а остальные — вибху («вездесущие»), простые и бесконечные. [15] Виндхьяваси, отказываясь от учения о трех психических органах, связывает процессы способности познания ( буддхи ) и Я-сознания с органом мышления ( манах ), три из которых были великими всепроникающими вибху . Вьяса тоже считал ум ( читта ) всепроникающим ( вибху ). [16] Шанкара объясняет, что «Я (Брахман), которое по своей природе всепроникающе ( вибху ), принимает форму и качества буддхи , когда очевидно движется в цикле эмпирического существования». [17] Брахман, который вездесущ ( сарвагата ), не имеет качеств; Брахман с атрибутами — это Ишвара , который является вибху, обладающим махамайей , и который посредством своих разнообразных сил создает все это разнообразие, переживаемое через чувства. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 1455.
- ^ Суреш Чандер Банерджи (1995). Исследования происхождения и развития йоги с ведических времен . Пунти Пустак. п. 469. ИСБН 9788185094922 .
- ^ Уильям К. Махони (январь 1998 г.). Художественная Вселенная . СУНИ Пресс. п. 242. ИСБН 9780791435793 .
- ^ Нагендра Кумар Сингх (1997). Ведическая мифология . Публикации АПХ. п. 196. ИСБН 9788170248675 .
- ^ Ричард Левитон (16 июля 2014 г.). Интервью Мертауни Маунтин . iUniverse. п. 383. ИСБН 9781491741290 .
- ^ Риг Веда Самхита . Н.Трубнер. 1866. с. 115.
- ^ Теодор Николас Проферес (2007). Ведические идеалы суверенитета и поэтика власти . Американское восточное общество. п. 27. ISBN 9780940490215 .
- ^ Шри Ауробиндо (2003). Тайна Вед . Ашрам Шри Ауробиндо. п. 355. ИСБН 9788170587149 .
- ^ АБКейт (1989). Религия и философия Вед и Упанишад . Мотилал Банарсидасс. п. 448. ИСБН 9788120806443 .
- ^ Священные Книги Востока . Плавающий пресс. Июнь 2009 г., стр. 262, 263. ISBN. 9781775415312 .
- ^ Ричард Кинг (январь 1995 г.). Ранняя Адвайта Веданта и буддизм . СУНИ Пресс. п. 67. ИСБН 9780791425138 .
- ^ Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. Январь 1980 г. с. 219 . ISBN 9780520039230 ,
Вибху Веды.
- ^ Ситанатх Таттвабхушан (2004). Брахмасутрам . Издательство Генезис. п. lxii. ISBN 9788177559613 .
- ^ Баман Дас Басу (2007). Священные книги индусов . Издательство Генезис. п. 221. ИСБН 9788130705163 .
- ^ Энциклопедия восточной философии и религии . Глобальное видение. 2005. с. 557. ИСБН 9788182200739 .
- ^ Эрих Фраувальнер (1973). история индийской философии Мотилал Банарсидасс. п. 323. ИСБН 9788120809888 .
- ^ Шьяма Кумар Чаттопадхьяя (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 352.ISBN 9788176252225 .
- ^ Нрисимхачарана Панда (1995). Вибрирующая Вселенная . Мотилал Банарсидасс. п. 56.ISBN 9788120812918 .