Jump to content

Вибху

Вибху ( санскрит : विभु) означает – «могучий», «могущественный», «выдающийся», «высший», «способный», «способный», «самоподчиненный», «твердый» или «самоконтролируемый»; в философии ньяя оно означает – «вечное», «существующее повсюду», «всепроникающее», «пронизывающее все материальные вещи». [1] Это слово также относится к манасу или уму. [2] Корень этого слова находится в термине бху (भू), означающем – «стать», «возникнуть», «прийти к существованию»; таким образом, вибху означает – «расширяться», «проявляться», «появляться», «проникать». [3]

Ведическое значение

[ редактировать ]

Из Атхарваведы известно, что у Судханвана Ангирасы было три сына: Рибху, Вибху и Ваджа, известные под общим именем Рибху , которые были разумными мудрецами. [4] Они принесли в этот мир светящуюся силу знания, которое наполнило мир как нектар. Рибху или Рибхукшан умел обращаться со знаниями; Вибху или Вибхава был искусным в проникновении и распространении, и Ваджа с таким же мастерством обращался с воплощенной полнотой; все трое обитали в солнечной области и считаются лучами Солнца. [5] Это три лидера обрядов и обладатели богатства, а также три божества нескольких гимнов Ригведы. [6]

Мантра Риг Веды гласит:

Один знак меня — это сила силы, которую ты держал в своих руках.
Я Хьюгро, Маруты, знающий их, которые суть Чаявы, Индра, Господь этих ( Ригведа I.165.10)

В Ригведе слово вибху означает «всепроникающая единая сущность, которая пронизывает или простирается по всему пространственному пространству», как и в вышеупомянутой мантре, в которой используется фраза - एकस्य चिन्मे विभ्वस्त्व ोजः, что означает: «Хоть я и буду но одно, пусть мое могущество будет обширным». [7] Хотя слова вибху и прабху встречаются в Ригведе , но эти слова имеют фиксированное психологическое значение – вибху означает «рождение, чтобы пронизать все существо как ананда» , а прабху означает «возникновение в существование как конкретный объект или особый опыт в пределах своего сознания». [8] Мудрец Риг Веды (II.xxiv.11) утверждает, что:

О могущественный господин, в первую очередь поклоняются Мехнавате, известному источнику Брихаспати.
Это семь коней Венеры, с помощью которых люди поедают яды обоих.

Брихаспати , владыка небес света и хранитель риты , присутствует во всех вещах и существах ( вибху как Брахман Веданты ), так же , . [9]

Философское значение

[ редактировать ]

В Каушитаки Упанишаде при описании мира Брахмана есть упоминание о чертоге Брахмана, называемом Вибху (или построенном Вибху, здесь имеется в виду – «эгоизм»), прибывая в который, слава Брахмана достигает того, кто ищет освобождения, где ищущий считает себя Брахманом и, думая таким образом, приближается к трону Викакшана («восприятие»), другими словами, искатель, став освобожденным, переживает Брахман, свою собственную истинную природу. [10] Гаудапада в своей карике Мандукья -упанишады утверждает:

Господь всех страданий отречения – неиссякаемый Господь
Адвайта — бог всех существ и считается четверным мастером.

описывает четвертое состояние ( турия ) как предопределителя ( ишана ), как верховного господина ( прабху ), как недвойственного ( адвайта ) и всепроникающего ( вибху ) бога ( девата ) всех существ. Здесь слово авьяйа означает то, что не подлежит изменению; а турия — это вибху, потому что она пронизывает все три состояния. [11]

Согласно всем шести ортодоксальным ведическим даршанам , составляющим индуистскую философию , за исключением Рамануджи «теории атомарной безразмерной души» , атман есть вибху («вездесущий»). Последователи джайнизма , которые верят, что атман принимает размер, соответствующий размеру тела, которое он занимает, также верят, что в конечном состоянии освобождения он остается неизменным, но они отвергают индуистскую теорию вибху , которая им не объясняет если душа всегда и везде одна и та же, зачем нужен опыт индивидуального «я». Ведантисты утверждают, что для того, чтобы атман был неизменным в состоянии освобождения, его следует рассматривать либо как ану («минуту»), либо как вибху («всепроникающий»). [12] [13] Утверждение школы йоги о том, что дживатман и параматман являются просто сознаниями и оба всепроникающи ( вибху ), и что мокша — это просто прекращение боли, также опровергнуто — एतेन योगः प्रत्युक्तः ( Брахма Сутра) раздел II.i.3) . [14]

Адвайта Веданта основывается на предпосылке, что только субстрат ( Брахман ) реален, а весь феноменальный мир со своими свойствами и отношениями нереален и обусловлен майей . Субстанция в своем чистом тонком состоянии является конституирующей причиной вещей, а в своем разумном состоянии она является субстратом качеств, действий и т. д. и существует в девяти формах – земля ( притхиви ), вода ( джала ), огонь ( агни) . ), воздух ( вайю ), пространство ( акаша ) («какие пять составляют физический мир»), направление ( диша ) («без которого не возможно никакое движение»), время ( каал ) («субстрат и причинный фактор всех психофизических продуктов и мирского поведения»), ума ( манаса ) и «я» ( атмана ); первые четыре и ум — параманус («бесконечно малые»), а остальные — вибху («вездесущие»), простые и бесконечные. [15] Виндхьяваси, отказываясь от учения о трех психических органах, связывает процессы способности познания ( буддхи ) и Я-сознания с органом мышления ( манах ), три из которых были великими всепроникающими вибху . Вьяса тоже считал ум ( читта ) всепроникающим ( вибху ). [16] Шанкара объясняет, что «Я (Брахман), которое по своей природе всепроникающе ( вибху ), принимает форму и качества буддхи , когда очевидно движется в цикле эмпирического существования». [17] Брахман, который вездесущ ( сарвагата ), не имеет качеств; Брахман с атрибутами — это Ишвара , который является вибху, обладающим махамайей , и который посредством своих разнообразных сил создает все это разнообразие, переживаемое через чувства. [18]

  1. ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 1455.
  2. ^ Суреш Чандер Банерджи (1995). Исследования происхождения и развития йоги с ведических времен . Пунти Пустак. п. 469. ИСБН  9788185094922 .
  3. ^ Уильям К. Махони (январь 1998 г.). Художественная Вселенная . СУНИ Пресс. п. 242. ИСБН  9780791435793 .
  4. ^ Нагендра Кумар Сингх (1997). Ведическая мифология . Публикации АПХ. п. 196. ИСБН  9788170248675 .
  5. ^ Ричард Левитон (16 июля 2014 г.). Интервью Мертауни Маунтин . iUniverse. п. 383. ИСБН  9781491741290 .
  6. ^ Риг Веда Самхита . Н.Трубнер. 1866. с. 115.
  7. ^ Теодор Николас Проферес (2007). Ведические идеалы суверенитета и поэтика власти . Американское восточное общество. п. 27. ISBN  9780940490215 .
  8. ^ Шри Ауробиндо (2003). Тайна Вед . Ашрам Шри Ауробиндо. п. 355. ИСБН  9788170587149 .
  9. ^ АБКейт (1989). Религия и философия Вед и Упанишад . Мотилал Банарсидасс. п. 448. ИСБН  9788120806443 .
  10. ^ Священные Книги Востока . Плавающий пресс. Июнь 2009 г., стр. 262, 263. ISBN.  9781775415312 .
  11. ^ Ричард Кинг (январь 1995 г.). Ранняя Адвайта Веданта и буддизм . СУНИ Пресс. п. 67. ИСБН  9780791425138 .
  12. ^ Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. Январь 1980 г. с. 219 . ISBN  9780520039230 , Вибху Веды.
  13. ^ Ситанатх Таттвабхушан (2004). Брахмасутрам . Издательство Генезис. п. lxii. ISBN  9788177559613 .
  14. ^ Баман Дас Басу (2007). Священные книги индусов . Издательство Генезис. п. 221. ИСБН  9788130705163 .
  15. ^ Энциклопедия восточной философии и религии . Глобальное видение. 2005. с. 557. ИСБН  9788182200739 .
  16. ^ Эрих Фраувальнер (1973). история индийской философии Мотилал Банарсидасс. п. 323. ИСБН  9788120809888 .
  17. ^ Шьяма Кумар Чаттопадхьяя (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 352.ISBN  9788176252225 .
  18. ^ Нрисимхачарана Панда (1995). Вибрирующая Вселенная . Мотилал Банарсидасс. п. 56.ISBN  9788120812918 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebabf0a86fccc103c575ccab5ed24540__1683626640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/40/ebabf0a86fccc103c575ccab5ed24540.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vibhu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)