Джаятиртха
Джаятиртха | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1345 г. н.э. |
Религия | индуизм |
Родители |
|
Организация | |
Заказ | Веданта |
Философия | Двайта , Вайшнавизм |
Религиозная карьера | |
Учитель | Акшобхья Тиртха |
Преемник | Видьядхираджа Тиртха |
Ученики | |
Почести | Тикачарья |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Часть серии о |
Двайта |
---|
Портал индуизма |
Шри Джаятиртха ( Шри Джая-тиртха ), также известный как Тикачарья ( Тикачарья ) ( ок. 1345 — ок. 1388). [5] [6] [7] ), был индуистским философом, диалектиком, полемистом и шестым понтификом Мадхвачарья Пита (1365–1388). Он считается одним из важных провидцев в истории школы мысли Двайта из-за его здравых разъяснений работ Мадхвачарьи . Он структурировал философские аспекты Двайты и через свои полемические работы, подняв его на один уровень с современными школами мысли. [8] Наряду с Мадхвой и Вьясатиртхой он почитается как один из трёх великих духовных мудрецов, мунитрайи Двайты или . Джаятиртха считается воплощением Индры (повелителя богов) с авешей Ади Шеши в Мадхва Парампаре . [9] [10]
Родился в аристократической семье Дешастхи-брамина . [11] позже он принял сторону Двайты после встречи со святым Мадхвы Акшобхья Тиртхой (ум. 1365 г.). [12] ). Он составил 22 работы, состоящие из комментариев к произведениям Мадхвы и нескольких независимых трактатов, критикующих догматы современных школ, особенно Адвайты , и одновременно развивающих мысль Двайты. Его диалектические способности и логическая проницательность принесли ему титул Тикачарьи , или выдающегося комментатора . [13]
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
неортодоксальный | |
Биография
[ редактировать ]Исторические источники о жизни Джаятиртхи скудны. [1] Большая часть информации о его жизни взята из двух житий : Ану Джаятиртхи Виджая и Брихада Джаятиртхи Виджая, написанных его учеником Вьясатиртхой (не путать с Вьясатиртхой ) и сборника Чалари Самкаршаначарьи (ок. 1700 г.). [14] Согласно легендам и житиям, Джаятиртха является воплощением Индры , повелителя богов с авешей Ади Шеши и чудесным образом пользовался благосклонностью богини Дурги ( Махалакшми ). В предыдущем рождении Индра воплотился в образе Арджуны , а в следующей жизни воплотился в виде Быка и нес груз библиотеки Мадхвачарьи во время странствий Мадхвы между Удупи и Бадринатхом . [9] [10] [15]
Джаятиртха родился Дхондопант (или Дхондорао) Рагхунатх в дворянской семье Дешпанде , принадлежащей к общине Дешастха-брахманов в Мангалведхе недалеко от Пандарпура (современный в округе Солапур , Махараштра) . [14] Его отца зовут Рагхунатх Пант Дешпанде, а мать - Сакубай. Его отец был дворянином военного звания. Дхондо Пант вырос в достатке и имел пристрастие к спорту, особенно к верховой езде. [11] В возрасте двадцати лет, после случайной встречи с аскетом Акшобхья Тиртхой на берегу реки Бхима , он претерпел трансформацию, которая заставила его отказаться от прежней жизни, но не без сопротивления со стороны семьи. После долгих раздумий его семья уступила, и впоследствии он был посвящен в Двайты лоно Акшобхья Тиртхой , который назвал его Джаятиртхой . [16] Джаятиртха сменил Акшобхью на посту понтифика в 1365 году. За короткий промежуток времени в 23 года между его посвящением и смертью в 1388 году он написал несколько комментариев и трактатов.
Работает
[ редактировать ]Джаятиртхе приписывают 22 произведения, 18 из которых являются комментариями к произведениям Мадхвачарьи. [17] Ньяя Судха , комментарий к Мадхвы «Ану Вьякхьяне» , считается его выдающимся произведением. В нем, насчитывающем до 24 000 стихов, обсуждаются и критикуются различные философы и их философии, от ортодоксальных школ индуизма, таких как Мимамса и Ньяя, до неортодоксальных школ, таких как буддизм и джайнизм , приводящих доводы в пользу Двайты. [18] Помимо комментариев, он является автором четырех оригинальных трактатов, среди которых Прамана Паддхати и Вадавали особняком стоят . Прамана Паддхати - это короткая монография по эпистемологии Двайты , посвященная праманам рассматриваемым , теории истины и заблуждения, а также достоверности знания, в то время как Вадавали посвящена природе реальности и иллюзий. [19]
Наследие
[ редактировать ]Джаятиртха занимает особое место в истории литературы Двайты . Ясность и размеренный стиль его письма в сочетании с его острыми диалектическими способностями позволили его работам проникнуть сквозь время, подкрепленные комментариями более поздних философов, таких как Вьясатиртха , Виджайиндра Тиртха , Рагхуттама Тиртха , Рагхавендра Тиртха и Вадираджа Тиртха . [20] Его шедевр «Ньяя Судха» , или «Нектар логики» , посвящен опровержению энциклопедического диапазона философских взглядов, которые были в моде в то время. Перейра отмечает: «Его монументальный «Нектар логики» является одной из вершин индийских богословских достижений». [21] Дасгупта отмечает: «Джаятиртха и Вьясатиртха представляют собой высшее диалектическое мастерство индийской мысли». [8]
Вриндаван
[ редактировать ]Шри Джаятиртха живым вошел во Вриндаван в 13 веке на берегу священной реки Кагина в Малакхеде . [22] [23] Вриндаван (гробница) Шри Джаятиртхи находится между вриндаванами Акшобхья Тиртхи и Рагхунатхи Тиртхи . Ежегодно фестиваль Арадхана посещают тысячи людей из разных штатов Индии . [24] [25] [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарма 2000 , с. 246.
- ^ Рамчандра Нараян Дандекар (1972). Санскрит и Махараштра: симпозиум . Университет Пуны. п. 44.
Среди авторов, писавших о других школах Веданты, прежде всего следует упомянуть Джаятиртху (1365–1388 гг. н. э.). Его настоящее имя было Дхондо Рагхунатх Дешпанде, и он принадлежал Мангалведхе недалеко от Пандхарпура.
- ^ Рамеш Чандра Маджумдар (1966). История и культура индийского народа: борьба за империю . Бхаратия Видья Бхаван. п. 442.
Джаятиртха, настоящее имя которого было Дхондо Рагхунатха, был уроженцем Мангалведхи недалеко от Пандхарпура.
- ^ Уильям Дж. Джексон (26 июля 2007 г.). Виджайнагарские видения: религиозный опыт и культурное творчество в южно-индийской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 145. ИСБН 978-0-19-568320-2 .
Джая Тиртху сначала звали Дхондо, и он был сыном Рагхунатхи, который пережил войну Букки с султанатом Бахмани. Традиция гласит, что Рагхунатха был родом из деревни Мангалаведе недалеко от Пандхарпура. Там до сих пор существует родовой дом, и Дешпанды из Мангалаведе утверждают, что являются потомками его семьи.
- ^ Чанг 1991 , с. XVIII.
- ^ Шарма 1986 , с. XVIII.
- ^ Лиман 2006 , с. 177.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дасгупта 1991 , с. viii.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарма 2000 , с. 456.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Далмия и Ститенкрон 2009 , с. 165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарма 2000 , с. 247.
- ^ Шарма 2000 , с. 208.
- ^ Шарма 2000 , с. 236.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Далал 2010 , с. 178.
- ^ Вивек Ранджан Бхаттачарья (1982). Знаменитые индийские мудрецы, их бессмертные послания, том 1 . Публикации Сагара. п. 349.
Джаятиртха — воплощение Индры в образе Арджуны. Они не могли дать нам ничего, кроме правильной интерпретации Гиты. Джаятиртха — великий переводчик, его изложение уникально, его стиль глубок.
- ^ Шарма 2000 , с. 248.
- ^ Шарма 2000 , с. 249.
- ^ Шарма 2000 , с. 330.
- ^ Шарма 2000 , с. 337.
- ^ Дасгупта 1991 , с. 64.
- ^ Перейра 1976 , с. 123.
- ^ Государственный справочник штата Карнатака, Том 21 . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций штата Махараштра. 1960. с. 871.
Он принял саньясу и стал известен как Джаятиртха. Он написал ряд комментариев к Мадхвачарье и стал известен как Тикачарья. Он принял самадхи в Малахеде.
- ^ Рошен Далал (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 597. ИСБН 9788184752779 .
Джаятиртхе приписывают двадцать одну работу, наиболее важной из которых является «Ньяя-судха», комментарий к комментарию Мадхвы к Брахма-сутре, известный как Анувьякхьяна. Его самадхи находится в Малахеде.
- ^ «Особые пуджи отмечают арадхану махотсаву Джаятиртхи в Малакхеде». Индус . 25 июля 2016 г.
- ^ «Аарадхана Джаятиртхи начинается в районе Гулбарга штата Карнатака» . Индус . 17 июля 2022 г.
- ^ Хельмут фон Глазенапп (1992). Философия веры Вишну Мадхвы . Фонд исследований и исследований Двайта Веданты. п. 40.
Говорят, что Джаятиртха был главой Мадхвов в течение 21 года; Шри Джаятирта вошел во Вриндаван в очень молодом возрасте в Малакхеде; даже сегодня паломники посещают его Вриндаван.
Библиография
[ редактировать ]- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы веданты Двайта и ее литературы, Том 1. 3-е издание . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2008 г.). ISBN 978-8120815759 .
- Шеридан, Дэниел П. (1995). Великие мыслители восточного мира . Харпер Коллинз. ISBN 978-0062700858 .
- Дасгупта, Сурендранатх (1991). История индийской философии, Том 4 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120804159 .
- Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0143414216 .
- Шарма, БНК (2001). Ньяясудха Шри Джаятиртхи (3 тома) . Вишва Мадхва Паришад. АСИН B0010XJ8W2 .
- Перейра, Хосе (1976). Индуистское богословие: читатель . Имиджевые книги. ISBN 978-0385095525 .
- Чанг, Чен-чи (1991). Сокровищница махаянских сутр: отрывки из Махаратнакута-сутры . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120809369 .
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (1986). Философия Шри Мадхвачарьи . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2014 г.). ISBN 978-8120800687 .
- Лиман, Оливер (2006). Энциклопедия азиатской философии . Рутледж. ISBN 978-1134691159 .
- Далмия, Васудха; Штитенкрон, Генрих фон (2009). Оксфордский читатель индийского индуизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198062462 .