Витталанатха
Витталанатх | |
---|---|
Рожденный | в. 1516 |
Умер | в. 1588 г. |
Эра | Древняя философия |
Область | Индийская философия |
Школа | Индуистская философия , Шуддхадвайта , Пуштимарг , Веданта. |
Виттхала-натха или Витталанатх ( IAST : Viṭṭhalanatha, ок. 1516–1588), широко известный как Гусайнджи , был индийским философом. Он был младшим сыном Валлабхачарьи , основавшего Пуштимарг религиозную секту индуизма .
Имена
[ редактировать ]Помимо Витталанатхи, его другие имена включают Витталешвара (IAST: Витхалешвара), Виттхала Дикшита или Агникумара. [1] Кроме того, он известен под титулом Госвами (Госаин-джи или Гусайн-джи). [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Витталанатха родился около 1516 года (между 1515 и 1518 годами). [2] ), как второй сын религиозного учёного Валлабхи . [1]
Его приверженцы считают его воплощением бога Витобы (Виттала) Пандхарпура . [2] До 15 лет его воспитывал Валлабха, а затем ученик Валлабхи Дамодара-дас. [1]
Он был знатоком Вед , Брахма-сутры и философии Мимансы. Он изучал ньяю в Навадвипе . [2]
Религиозная деятельность
[ редактировать ]В 1540 году гаудийцы (бенгальцы) были изгнаны из храма Шри Натхаджи последователями Пуштимарги. В утешение Витхаланатха подарил им изображение Маданмохана, которое они отвезли во Вриндаван. Вместо них Витхаланатха нанял санчора -брахманов из Гуджарата для поклонения Шри Натхаджи. [3] [4]
После смерти его отца Валлабхачарьи (около 1530 г.) лидером секты стал старший брат Витхаланатхи Гопинатха. Однако, когда Гопинатха умер в 1542 году, а его сын Пурушоттама был еще несовершеннолетним, Виттхаланатха стал главным лидером религиозной секты, основанной его отцом. Шесть лет спустя он столкнулся с проблемой со стороны Пурушоттамы и его семьи, которых поддержал Кришнадас Адхикари, первый управляющий храмом Шри Натхаджи . [5]
У Кришнадаса часто были противоречивые отношения с женщинами, и однажды он позволил богатой женщине -кшатрии по имени Гангабай Кшатрани присутствовать во время частного подношения еды Шри Натхаджи. Это было ритуально запрещено, и Витхаланатха запретил женщине посещать помещения храма. Однако в отместку Кришнада запретил Витхаланатхе посещать храм на срок, который продлился шесть месяцев. Рамдас Чаухан был сторонником Витхаланатхи и ежедневно приносил ему чаранамриту , гирлянды и послания для Шри Натхаджи. Затем старший сын Витхаланатхи Гиридхара обратился с прошением к местным властям Великих Моголов (конкретно названным Бирбалом ), которые арестовали Кришнадаса. Однако Витхаланатха потребовал освобождения Кришнадаса, и они примирились: Витхаланатха был восстановлен в должности главы секты, а Кришнадас - управляющим храмом. Позже Пурушоттама умер в молодом возрасте. Этот рассказ можно найти в варте Кришнадаса, и маловероятно, что сам Бирбал принимал участие в этих событиях и что эти события, вероятно, произошли ок. 1548–1549. [6] [7]
С 1543 по 1581 год Витхаланатха совершил шесть туров по сбору средств, в которых основное внимание уделялось Гуджарату , посетив города Дварка , Сурат , Хамбат , Ахмадабад и Годхра . Ему удалось обратить в свою веру большую часть гуджаратских торговцев ( Лоханас , Бхатиас , Баниас ), земледельцев ( Канбис ) и ремесленников. [8] [9] Во время посещения Ахмадабада он обычно останавливался в доме Бхаилы Котхари в Асарве . Сейчас в доме находится байтхак Витхаланатхи. [10] Зять Бхаилы Котхари Гопадас (также преданный Виттхаланатхи) к 1577 году составил Валлабхакхьян, восхваляющий семью Валлабхи, и был одним из первых, кто установил божественность Валлабхи, Виттхаланатхи и их потомков. [11]
Витхаланатхе удалось заручиться королевским и политическим покровительством, например, с Рани Дургавати , которая устроила его второй брак и подарила ему землю и особняк Сатгара в Матхуре. [12] Согласно сектантским источникам, он также инициировал Асакарану , правителя Навара. [13] [14]
После переезда в Гокул он также добился успеха в покровительстве Великих Моголов. В 1577 году от имени императора Акбара был выдан грант , согласно которому Виттхалнатха и его семья будут освобождены от налогов и что его земля в Гокуле будет защищена государством. В 1581 году был выдан грант, который позволил коровам Пушти Марга свободно передвигаться по Гокулу, включая государственную собственность и поместья знати Великих Моголов. В 1581 году на имя Хамиды Бегум был выдан еще один грант , позволяющий коровам Пушти Марга свободно передвигаться по всему Враджу . В 1588 году Бахадур-хан выдал грант, подтверждающий то же право, а также подробно указав, что чиновники Великих Моголов не могут преследовать коров в целях выпаса скота или налогообложения. В обмен на покровительство империи Великих Моголов Пушти Марга была обязана молиться за постоянное благополучие Империи Великих Моголов . Согласно сектантской литературе, Витхаланатха встретил Акбара во Врадже и подарил алмаз, который затем был воткнут в подбородок Шри Натхаджи, а также дал инициацию жене Акбара Тадж Биби. Эти два утверждения не подтверждены за пределами сектантской литературы, которая стремится показать, что духовный авторитет Виттхаланатхи превосходит мирскую власть Акбар . [15] В 1593 году ему был предоставлен фирман, подтверждающий покупку необлагаемой налогом земли в Джатипуре, где он построил сады, молельные мастерские, коровники и здания для поклонения Шри Натхаджи. В том же году был выдан еще один грант, в котором говорилось, что его земли в Гокуле и Гузар-Гате бессрочно освобождены от налогов. Однако, по словам Саха, эти гранты были выданы внуку Виттхаланатхи Виттхаларайе. [16]
Витталанатха распространял учение своего отца и основал религиозный центр в Гокуле . [2]
Витхаланатха жил в доме своего отца в Адаиле, а позже переехал во Врадж во время правления Акбара и жил в Сатгаре. [17]
Виттхаланатха расширил ритуалы Пушти Марги, превратив простые ритуалы времен своего отца в сложный, эстетически приятный ритуальный опыт. В свое время он реформировал севу, чтобы воссоздать распорядок дня Кришны, в рамках которого ему предлагали дорогую одежду, украшения, духи и роскошную еду. К ритуалам также добавлялось искусство живописи и поэзии, чтобы повысить их привлекательность. [18]
У Виттхаланатхи было одиннадцать детей. У него было шесть сыновей от первой жены и один сын от второй, среди которых он распределил девять главных сваруп Кришны, которым поклонялись Пуштимарги. Каждый сын основал линию, которая служила лидерами сампрадаев. Перечислены сыновья Витхаланатхи и их сварупы. [19]
- Гиридхара, чьи потомки держат Шри Натхаджи, Шри Наванитаприяджи и Шри Матхурешаджи.
- Говиндарая, чьи потомки держат Шри Виттхаланатхаджи
- Балакришна, чьи потомки держат Шри Двараканатхаджи
- Гокуланатха, чьи потомки держат Шри Гокуланатхаджи
- Рагхунатха, чьи потомки держат Шри Гокулачандрамаджи.
- Ядунатха, потомки которого владеют Шри Балакришнаджи и Шри Мукундарайаджи.
- Гханашьяма, чьи потомки держат Шри Маданамоханаджи.
У Виттхаланатхи также был приемный сын по имени Туласидас. Туласидас или Туласирама был Сарасвата-брамином из Синда, чей отец был назначен ответственным за доставку воды из Ямуны для служения Шри Натхаджи. Однако родители Туласидаса умерли, когда он был еще ребенком, и поэтому он вырос в семье Витхаланатхи и стал известен как Лаладжи. Позже Виттхаланатха даровал божество Гопинатхаджи и велел ему отправиться в Синд и обратить там людей. [20] [21]
Литературные произведения
[ редактировать ]Тексты и комментарии, приписываемые Виттале, включают: [2] [22]
- Арья
- Аватараратамья-стотра
- Бхакти-хамса
- Бхакти-хету-нирная
- Гита-говинда-пратхамаштапади-вивитрити
- Джалабхеда-тика
- Кришна-премамрита
- Ньяса-деша-виварана-прабодха
- Премамрита-бхашья
- Шрингара-раса-манданам (Шрингара-раса-манданам)
- Видван-Манданам (Видван-Манданам)
- Видья-мандана
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Г. В. Девастхали 1977 , с. х.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Roshen Dalal 2014 , p. 1375.
- ^ Саха 2004 , с. 120, 135.
- ^ Энтвистл 1987 , с. 153.
- ^ Саха 2004 , стр. 119, 134–138; Барз 1992 , стр. 235–248.
- ^ Саха 2004 , с. 119, 134–138.
- ^ Энтвистл 1982 , с. 38.
- ^ Саха 2004 , с. 120-122.
- ^ Туми, Пол Майкл (1994). Еда из уст Кришны: праздники и фестивали в паломническом центре Северной Индии . Издательская корпорация Индостан. п. 41.
- ^ Рангараджан, Хариприя (1990). Распространение вайшнавизма в Гуджарате до 1600 г. н. э. (Исследование с особым акцентом на знаковые формы Вишну) . Публикации Сомайи. п. 23.
- ^ Мэллисон, Франсуаза. «Поэзия Пуштимарги на гуджарати: Господь Враджа дважды ездил в Гуджарат». Самбодхи . 20 . Институт индологии Лалбхай Далпатбхай: 24–31.
- ^ Саха 2004 , с. 121-122.
- ^ Энтвистл 1987 , с. 162.
- ^ Энтвистл 1982 , с. 1982.
- ^ Саха 2004 , с. 122-125.
- ^ Энтвистл 1987 , с. 161; Саха 2004 , с. 128.
- ^ Энтвистл 1987 , с. 154.
- ^ Саха 2004 , с. 126.
- ^ Барз 1992 , стр. 54–55; Саха 2004 , с. 122; Энтвистл 1987 , стр. 162–163.
- ^ Барз 1992 , стр. 54–55.
- ^ Энтвистл, Алан В. (1982). Раса Мана ке Пада Кеваларамы: средневековый текст на хинди Восьмого Гадди секты Валлабха (докторская диссертация). Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 27, 32–34.
- ^ Б.К. Бхатт 1980 , с. 154.
Библиография
[ редактировать ]- Барз, Ричард (1992) [Первое издание, 1976 г.]. Секта Бхакти Валлабхачарьи (3-е изд.). Мунширам Манохарлал.
- Б.К. Бхатт (1980). Валлабхачарья . Институт восточных исследований имени Абул Калама Азада. OCLC 567834413 .
- Рошен Далал (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- Г. В. Девастхали, изд. (1977). Шрингара-раса-манданам . Бхандаркарский институт восточных исследований. OCLC 644448135 .
- Энтвистл, AW (1987). Врадж: Центр паломничества Кришны . Эгберт Форстен Гронинген.
- Саха, Шандип (2004). Создание сообщества благодати: история Пушти Марги в Северной и Западной Индии (1493-1905) (докторская диссертация). Университет Оттавы.