Jump to content

Бирбал

Бирбал
Мантри , Мухья Мантри , Сардар Акбара
Бирбал
Бирбал
Рожденный Махеш Дас Брамбхатт
1528
Калпи , Империя Великих Моголов
Умер 16 февраля 1586 г. (57–58 лет)
Перевал Маландари, Кабул Субах , Империя Великих Моголов
Отец Ганга Дас
Мать Анабха Давито
Военная карьера
Верность Империя Великих Моголов
Услуга Армия Великих Моголов
Лет службы 1572
Классифицировать Мансабдар
Религия Дин-э-Илахи

Махеш Дас ( Произношение на хинди: [məɦeːɕə d̪ɑːsə] ; 1528 – 16 февраля 1586 г. [1] ), широко известный под своим титулом Раджа Бирбал ( букв. « Сообразительный » ), был индийским министром и командующим Империи Великих Моголов . Он больше всего известен на Индийском субконтиненте благодаря народным сказкам , в которых основное внимание уделяется его остроумию. Он был назначен Акбаром в 1556–1562 годах и был одним из его самых важных придворных, входившим в группу, называемую наваратнас (девять драгоценностей). В феврале 1586 года он возглавил армию, чтобы подавить беспорядки на северо-западе Индийского субконтинента , где он вместе со многими войсками был убит в засаде, устроенной повстанческим племенем. Он был единственным индусом, принявшим Дин-и Илахи , религию, основанную Акбаром.

Местные народные сказки возникли в основном в 19 веке и связаны с его общением с Акбаром, поэтому он стал еще более полувымышленной легендарной фигурой на Индийском субконтиненте. Однако современные историки обычно называют эти истории вымышленными. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Бирбал родился как Махеш Дас в 1528 году в Брахмабхатты . индуистского брамина семье [3] в Калпи , Джалауне , Уттар-Прадеше ; [2] : 29  в деревне под названием Гогра. [4] Его отцом был Ганга Дас, а матерью — Анабха Давито. Он был третьим сыном в семье. [2] : 29 

Получил образование на хинди , санскрите и персидском языке , писал прозу, специализировался на музыке и поэзии на языке брадж , завоевав таким образом известность. [5] Он служил при дворе раджпутов раджи Рам Чандры из Ревы под именем «Брахма Кави». Экономический и социальный статус Бирбала улучшился после женитьбы на женщине из богатой семьи, вопреки мнению, что до его назначения при императора Великих Моголов Акбара он находился в плохих экономических условиях. императорском дворе [5]

При императорском дворе

[ редактировать ]

Титулы и происхождение имени

[ редактировать ]

Подробности и год его первой встречи с Акбаром и его работы при дворе оспариваются, но, по оценкам, это период между 1556 и 1562 годами. [6] Он стал «Кави Прия» ( поэтом-лауреатом ) Императора через несколько лет после своего назначения. [6] Акбар даровал ему имя «Бирбал» с титулом « Раджа », под которым он был известен с тех пор. [5]

Бирбал происходит от Бир Бар или Вир Вар , что означает хасир джаваб или быстрое мышление . Акбар давал титулы своим индуистским подданным в соответствии с их традициями, и С.Х. Ходивала пишет, что они могли быть взяты от персонажа народной сказки Ветал Панчвиншати . На нем изображен придворный по имени Вир Вар, который проявил большую преданность своему королю. Акбар также любил литературу: произведения с санскрита и других местных языков были переведены на персидский язык. [7]

Позиция и связь с Акбаром

[ редактировать ]

Его растущая репутация привела его к тому, что он стал одним из девяти советников Акбара, известных как Наваратна – девять драгоценностей. Бирбал также сыграл роль религиозного советника, военного деятеля и близкого друга Императора, прослужив ему 30 лет. [8] [9] В 1572 году он был в составе большой армии, посланной на помощь Хусейну Кули-хану от нападения брата Акбара, Хакима Мирзы , что было его первой военной ролью. Позже он сопровождал императора во время его кампаний в Гуджарате . Несмотря на отсутствие военного образования, он часто участвовал в кампаниях Акбара и занимал руководящие должности, как Тодар Мал, который был советником по экономическим вопросам. [10]

Абуль-Фазл ибн Мубарак и Абдул Кадир Бадаюни были придворными историками. Хотя Фазл уважал его, числил его имеющим двадцать пять почетных званий и звание двухтысячного полководца; » короля Бадаюни не доверял Бирбалу, потому что он был индусом, называл его «ублюдком» и с презрением писал, как он, как индуистский музыкант, добился благосклонности и стал « доверенным лицом , но в то же время признавал его талант. [6] Известно, что другие ортодоксальные мусульманские советники Акбара не любили Бирбала. [9]

Дом Бирбала в Фатехпур-Сикри , он был единственным придворным, получившим особое место рядом с дворцом Акбара.

Акбар основал религию под названием Дин-и-Илахи , которая признавала его представителем Бога на земле и сочетала в себе индуистские и мусульманские верования. В « Айн-и-Акбари» («Институты Акбара») упоминается, что Бирбал был одним из немногих людей, помимо Акбара, которые были его последователями, помимо того, что он был единственным индуистом. [11] У него были тесные связи с Акбаром, несмотря на то, что он был на четырнадцать лет старше его; Из девяти ратн Бирбала часто называли самой яркой драгоценностью. [7] Бадаони назвал это сарказмом: «Твоя плоть — моя плоть, а твоя кровь — моя кровь». [6] Сообщается, что Акбар спас жизнь Бирбалу в двух случаях. [2] : 30 

На картине «Акбари Нао Ратна» в зале Виктория в Калькутте изображен Бирбал, занимающий видное положение рядом с Акбаром. Сообщается, что Бирбал получил двухэтажный дом в Фатехпур-Сикри внутри дворцового комплекса, построенный недалеко от покоев Акбара. Говорят, ему нравилось, когда Бирбал был рядом с ним, и он был единственным придворным, проживавшим во дворцовом комплексе. [6] Одни из семи ворот известны как «Ворота Бирбала». [6]

Афганское племя Юсуфзай начало восстание на восточном берегу реки Инд против правления Великих Моголов. После того, как войска, отправленные для подавления беспорядков, понесли потери, Акбар послал Бирбала с подкреплением оттуда, где афганцы ждали на подготовленных позициях на холмах. [12] [ ненадежный источник? ] В последовавшей засаде и тяжелом поражении Бирбал и более 8000 солдат были убиты возле перевала Маландари, Бунер . [13] Это сражение было известно как битва при перевале Маландари . Говорят, что он выразил сожаление по поводу потери своего любимого придворного и не ел и не пил в течение двух дней. [6] Он был огорчен тем, что его тело не удалось найти для индуистской кремации . [7] Он заявил, что это была его величайшая трагедия с момента его вступления на престол. [7]

Бадаюни пишет: [10]

Его величество заботился о смерти ни одного вельможи больше, чем о смерти Бирбала. Он сказал: «Увы! они не смогли даже вынести его тело из перевала, чтобы оно могло сгореть»; но наконец он утешался мыслью, что Бирбал теперь свободен и независим от всех земных оков, и как лучи солнца были достаточно для него, не было необходимости очищать его огнем.

Фольклор и наследие

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Народные сказки Акбар-Бирбала передавались преимущественно устным путем . [14] [ нужен лучший источник ] Они сосредотачиваются на том, как Бирбалу удается перехитрить завистливых придворных, которые пытаются поймать его в ловушку и изобразить в плохом свете перед Акбаром, часто в юмористической манере, когда он дает резкие и умные ответы. Другие показывают его взаимодействие с Императором, в котором он пытается проверить остроумие Бирбала, а Бирбал заставляет его осознать свою глупость, что всегда заканчивается тем, что Акбар забавляется и впечатляется. Иногда он бросает вызов Бирбалу, давая ему стихотворную строку, которую Бирбал должен закончить. Некоторые другие истории представляют собой простые юмористические анекдоты. Получение преимущества в, казалось бы, безвыходной ситуации и выставление своих соперников в дурацком свете — обычное явление в этих историях. [6]

По мнению К.М. Наима , самое раннее известное упоминание об остроумии Бирбала содержится в биографическом словаре XVIII века « Маасир аль-Умара» , в котором он, благодаря своей поэзии и остроумию, становится членом ближайшего окружения Акбара и постепенно превосходит всех остальных. придворные. индийского фольклора, в которых рассказывается о короле и его сообразительном министре, таких как Виджаянагара император Кришнадеварайя и Тенали Рамакришна , а также король Кришначандра Надии Наим проводит параллель между сказками об Акбаре-Бирбале и другими историями и его цирюльник Гопал Бхар . [2] : 35  третий персонаж, Мулла До-Пияза В последующие годы стал появляться . Скорее всего, он был вымышленным персонажем и изображался как мусульманский аналог Бирбала и сторонник ортодоксального ислама . [2] : 32  Однако, если рассматривать их в контексте фольклорной литературы, эти истории, как и другие подобные истории, например, о Кришнадеварайе и Тенали Раме, высмеивают человеческие несовершенства в характере короля, а затем предлагают корректировку его поведения. [2] : xiv

Историческая роль против фольклора

[ редактировать ]

В народных сказках он всегда изображается благочестивым индусом, моложе Акбара и морально строгим среди противостоящих ему мусульманских придворных, которые, как показано, замышляют заговор против него; его успех был достигнут только благодаря его навыкам и интеллекту. Таким образом, он изображается приобретающим личное влияние на Акбара, используя свой ум и острый язык и никогда не прибегая к насилию. Однако исторически он никогда не играл такой роли. [2] [7]

Бадаюни не доверял ему, но упомянул, что он «обладал значительными способностями и гениальностью». [2] Поэт языка Брадж Рай Хол восхвалял Акбара и его девять драгоценностей, уделяя особое внимание Бирбалу за его щедрость. Абул Фазл уважал его, подчеркивая его духовное совершенство и положение доверенного лица Императора, а не его остроумие или поэзию. [2]

Современные индуистские ученые утверждают, что он заставил императора Великих Моголов Акбара принимать смелые решения, а ортодоксальные мусульмане при дворе презирали его, поскольку он заставил Акбара отречься от ислама. Но нет никаких доказательств того, что он повлиял на убеждения Акбара. [7] Хотя источники предполагают, что он в некоторой степени повлиял на политику Акбара. привязанность к нему Акбара, его религиозная терпимость Причиной этого была и социальный либерализм, а не Бирбал. Исторически он был скорее сторонником религиозной политики Акбара и его религии Дин-и-Илахи. [2]

[ редактировать ]

Народные сказки Акбара и Бирбала представлены в Амар Читра Катха и Чандамама. [15] доступны детские комиксы и множество книг, содержащих эти коллекции. [16] [17] Существуют различные издания в мягкой обложке, фильмы, учебники, буклеты и пьесы с его персонажем в главной роли. [18] телеканале Cartoon Network На индийском есть два мультсериала по его мотивам: «Чота Бирбал» и «Акбар и Бирбал». [19] Салмана Рушди В романе «Флорентийская чародейка» есть персонаж Бирбала. [20] «Акбар Бирбал» — историческое комедийное шоу 2014 года, первоначально транслировавшееся на канале Big Magic , за которым в 2015 году последовал Хазир Джаваб Бирбал . [21] Акбар Ка Бал Бирбал - еще одно историческое комедийное шоу об Акбаре и Бирбале, которое транслировалось на канале Star Bharat в 2020 году.

  1. ^ «Бирбал | Индийский придворный» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Минакши Кханна, изд. (2007). «Раздел 1: Царство и двор, смешивая классику с народной» . Культурная история средневековой Индии . Книги Бергана. стр. 24–44. ISBN  978-81-87358-30-5 .
  3. ^ Ашрит, Свами Прабху (1965). Гаятри Рахасья или Изложение Гаятри . Перевод Дж. Кришны Чоудхури. Нью-Дели: Магазин английских книг. п. 17.
  4. ^ Нила Субраманиам. Истории Бирбала (32 стр.) . Книги Суры. п. 2. ISBN  978-81-7478-301-1 . Проверено 30 июня 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Редди (1 декабря 2006 г.). Индийская история (опция) . Тата МакГроу-Хилл Образование. стр. Б–207, 236, Д–13. ISBN  978-0-07-063577-7 . Проверено 29 июня 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беатрис К. Отто (1 апреля 2001 г.). Дураки повсюду: Придворный шут во всем мире . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-64091-4 . Проверено 29 июня 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Яник, Вики К. (1 января 1998 г.). Дураки и шуты в литературе, искусстве и истории: биобиблиографический справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 91–96. ISBN  978-0-313-29785-4 . Проверено 17 августа 2020 г. .
  8. ^ С.Р. Шарма (1 января 1999 г.). Империя Великих Моголов в Индии: систематическое исследование, включая исходный материал . Atlantic Publishers & Dist. п. 787. ИСБН  978-81-7156-819-2 . Проверено 29 июня 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б Дж. Джордж Брюс Маллесон (2001). Акбар и расцвет империи Великих Моголов . Публикации Космо. стр. 131, 160, 161. ISBN.  978-81-7755-178-5 . Проверено 29 июня 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б Мехта Дж. Л. Расширенное исследование истории средневековой Индии-II . Стерлинг Паблишерс Пвт. Ltd., стр. 264, 305, 321, 335. ISBN.  978-81-207-1015-3 . Проверено 29 июня 2013 г.
  11. ^ Радхи Шьям Чаурасия (1 января 2002 г.). История средневековой Индии: с 1000 по 1707 год нашей эры Atlantic Publishers & Dist. стр. 204–221. ISBN  978-81-269-0123-4 . Проверено 29 июня 2013 г.
  12. ^ Амита Сарин (21 марта 2005 г.). Акбар и Бирбал . Пингвин Букс Лимитед. п. 64. ИСБН  978-81-8475-006-5 . Проверено 30 июня 2013 г.
  13. ^ Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 49–51. ISBN  978-0-521-56603-2 . Проверено 29 июня 2013 г.
  14. ^ Э.Б. Хавелл (1 августа 2006 г.). Справочник по Агре и Тадж . Библиотека Эхо. п. 49. ИСБН  978-1-4068-3384-3 . Проверено 29 июня 2013 г.
  15. ^ «Сайт Чандамамы обновлен» . технологическое дерево. 13 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. Проверено 3 июля 2013 г.
  16. ^ Лоуренс А. Бэбб; Сьюзан С. Уодли (1 января 1998 г.). СМИ и трансформация религии в Южной Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 107. ИСБН  978-81-208-1453-0 . Проверено 29 июня 2013 г.
  17. ^ Шаши Тхарур (1 апреля 2012 г.). Без книг в Багдаде: размышления о писательстве и писателях . Skyhorse Publishing Inc., стр. 13, 14. ISBN.  978-1-61145-408-6 . Проверено 29 июня 2013 г.
  18. ^ Амареш Дутта (1988). Энциклопедия индийской литературы: деврадж то джйоти . Академия Сахитья. стр. 1080, 1319, 1364, 1607 .  978-81-260-1194-0 . Проверено 29 июня 2013 г.
  19. ^ Сангита Баруа Пишароти (20 января 2006 г.). «Пришло время Бирбалу и компании» . Индус . Архивировано из оригинала 15 апреля 2006 года . Проверено 3 июля 2013 г.
  20. ^ «Любовь среди Великих Моголов» . Дейли Стар . 8 января 2011 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. . Проверено 3 июля 2013 г.
  21. ^ «Когда Дельназ Ирани чувствовала себя королевой» . Индостан Таймс . 22 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 г. . Проверено 25 апреля 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • 50 самых остроумных рассказов о Бирбале ( ISBN   81-7806-050-7 ) Клиффорда Сони (Издатели: Пустак Махал, Дели).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 884f921be4b59f969ccbb522a0bd77f4__1721118720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/f4/884f921be4b59f969ccbb522a0bd77f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Birbal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)