Бирбал
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Бирбал | |
---|---|
Мантри , Мухья Мантри , Сардар Акбара | |
![]() Бирбал | |
Рожденный | Махеш Дас Брамбхатт 1528 Калпи , Империя Великих Моголов |
Умер | 16 февраля 1586 г. (57–58 лет) Перевал Маландари, Кабул Субах , Империя Великих Моголов |
Отец | Ганга Дас |
Мать | Анабха Давито |
Военная карьера | |
Верность | Империя Великих Моголов |
Услуга | Армия Великих Моголов |
Лет службы | 1572 |
Классифицировать | Мансабдар |
Религия | Дин-э-Илахи |
Махеш Дас ( Произношение на хинди: [məɦeːɕə d̪ɑːsə] ; 1528 – 16 февраля 1586 г. [1] ), широко известный под своим титулом Раджа Бирбал ( букв. « Сообразительный » ), был индийским министром и командующим Империи Великих Моголов . Он больше всего известен на Индийском субконтиненте благодаря народным сказкам , в которых основное внимание уделяется его остроумию. Он был назначен Акбаром в 1556–1562 годах и был одним из его самых важных придворных, входившим в группу, называемую наваратнас (девять драгоценностей). В феврале 1586 года он возглавил армию, чтобы подавить беспорядки на северо-западе Индийского субконтинента , где он вместе со многими войсками был убит в засаде, устроенной повстанческим племенем. Он был единственным индусом, принявшим Дин-и Илахи , религию, основанную Акбаром.
Местные народные сказки возникли в основном в 19 веке и связаны с его общением с Акбаром, поэтому он стал еще более полувымышленной легендарной фигурой на Индийском субконтиненте. Однако современные историки обычно называют эти истории вымышленными. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бирбал родился как Махеш Дас в 1528 году в Брахмабхатты . индуистского брамина семье [3] в Калпи , Джалауне , Уттар-Прадеше ; [2] : 29 в деревне под названием Гогра. [4] Его отцом был Ганга Дас, а матерью — Анабха Давито. Он был третьим сыном в семье. [2] : 29
Получил образование на хинди , санскрите и персидском языке , писал прозу, специализировался на музыке и поэзии на языке брадж , завоевав таким образом известность. [5] Он служил при дворе раджпутов раджи Рам Чандры из Ревы под именем «Брахма Кави». Экономический и социальный статус Бирбала улучшился после женитьбы на женщине из богатой семьи, вопреки мнению, что до его назначения при императора Великих Моголов Акбара он находился в плохих экономических условиях. императорском дворе [5]
При императорском дворе
[ редактировать ]Титулы и происхождение имени
[ редактировать ]Подробности и год его первой встречи с Акбаром и его работы при дворе оспариваются, но, по оценкам, это период между 1556 и 1562 годами. [6] Он стал «Кави Прия» ( поэтом-лауреатом ) Императора через несколько лет после своего назначения. [6] Акбар даровал ему имя «Бирбал» с титулом « Раджа », под которым он был известен с тех пор. [5]
Бирбал происходит от Бир Бар или Вир Вар , что означает хасир джаваб или быстрое мышление . Акбар давал титулы своим индуистским подданным в соответствии с их традициями, и С.Х. Ходивала пишет, что они могли быть взяты от персонажа народной сказки Ветал Панчвиншати . На нем изображен придворный по имени Вир Вар, который проявил большую преданность своему королю. Акбар также любил литературу: произведения с санскрита и других местных языков были переведены на персидский язык. [7]
Позиция и связь с Акбаром
[ редактировать ]Его растущая репутация привела его к тому, что он стал одним из девяти советников Акбара, известных как Наваратна – девять драгоценностей. Бирбал также сыграл роль религиозного советника, военного деятеля и близкого друга Императора, прослужив ему 30 лет. [8] [9] В 1572 году он был в составе большой армии, посланной на помощь Хусейну Кули-хану от нападения брата Акбара, Хакима Мирзы , что было его первой военной ролью. Позже он сопровождал императора во время его кампаний в Гуджарате . Несмотря на отсутствие военного образования, он часто участвовал в кампаниях Акбара и занимал руководящие должности, как Тодар Мал, который был советником по экономическим вопросам. [10]
Абуль-Фазл ибн Мубарак и Абдул Кадир Бадаюни были придворными историками. Хотя Фазл уважал его, числил его имеющим двадцать пять почетных званий и звание двухтысячного полководца; » короля Бадаюни не доверял Бирбалу, потому что он был индусом, называл его «ублюдком» и с презрением писал, как он, как индуистский музыкант, добился благосклонности и стал « доверенным лицом , но в то же время признавал его талант. [6] Известно, что другие ортодоксальные мусульманские советники Акбара не любили Бирбала. [9]
Акбар основал религию под названием Дин-и-Илахи , которая признавала его представителем Бога на земле и сочетала в себе индуистские и мусульманские верования. В « Айн-и-Акбари» («Институты Акбара») упоминается, что Бирбал был одним из немногих людей, помимо Акбара, которые были его последователями, помимо того, что он был единственным индуистом. [11] У него были тесные связи с Акбаром, несмотря на то, что он был на четырнадцать лет старше его; Из девяти ратн Бирбала часто называли самой яркой драгоценностью. [7] Бадаони назвал это сарказмом: «Твоя плоть — моя плоть, а твоя кровь — моя кровь». [6] Сообщается, что Акбар спас жизнь Бирбалу в двух случаях. [2] : 30
На картине «Акбари Нао Ратна» в зале Виктория в Калькутте изображен Бирбал, занимающий видное положение рядом с Акбаром. Сообщается, что Бирбал получил двухэтажный дом в Фатехпур-Сикри внутри дворцового комплекса, построенный недалеко от покоев Акбара. Говорят, ему нравилось, когда Бирбал был рядом с ним, и он был единственным придворным, проживавшим во дворцовом комплексе. [6] Одни из семи ворот известны как «Ворота Бирбала». [6]
Смерть
[ редактировать ]Афганское племя Юсуфзай начало восстание на восточном берегу реки Инд против правления Великих Моголов. После того, как войска, отправленные для подавления беспорядков, понесли потери, Акбар послал Бирбала с подкреплением оттуда, где афганцы ждали на подготовленных позициях на холмах. [12] [ ненадежный источник? ] В последовавшей засаде и тяжелом поражении Бирбал и более 8000 солдат были убиты возле перевала Маландари, Бунер . [13] Это сражение было известно как битва при перевале Маландари . Говорят, что он выразил сожаление по поводу потери своего любимого придворного и не ел и не пил в течение двух дней. [6] Он был огорчен тем, что его тело не удалось найти для индуистской кремации . [7] Он заявил, что это была его величайшая трагедия с момента его вступления на престол. [7]
Его величество заботился о смерти ни одного вельможи больше, чем о смерти Бирбала. Он сказал: «Увы! они не смогли даже вынести его тело из перевала, чтобы оно могло сгореть»; но наконец он утешался мыслью, что Бирбал теперь свободен и независим от всех земных оков, и как лучи солнца были достаточно для него, не было необходимости очищать его огнем.
Фольклор и наследие
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Народные сказки Акбар-Бирбала передавались преимущественно устным путем . [14] [ нужен лучший источник ] Они сосредотачиваются на том, как Бирбалу удается перехитрить завистливых придворных, которые пытаются поймать его в ловушку и изобразить в плохом свете перед Акбаром, часто в юмористической манере, когда он дает резкие и умные ответы. Другие показывают его взаимодействие с Императором, в котором он пытается проверить остроумие Бирбала, а Бирбал заставляет его осознать свою глупость, что всегда заканчивается тем, что Акбар забавляется и впечатляется. Иногда он бросает вызов Бирбалу, давая ему стихотворную строку, которую Бирбал должен закончить. Некоторые другие истории представляют собой простые юмористические анекдоты. Получение преимущества в, казалось бы, безвыходной ситуации и выставление своих соперников в дурацком свете — обычное явление в этих историях. [6]
По мнению К.М. Наима , самое раннее известное упоминание об остроумии Бирбала содержится в биографическом словаре XVIII века « Маасир аль-Умара» , в котором он, благодаря своей поэзии и остроумию, становится членом ближайшего окружения Акбара и постепенно превосходит всех остальных. придворные. индийского фольклора, в которых рассказывается о короле и его сообразительном министре, таких как Виджаянагара император Кришнадеварайя и Тенали Рамакришна , а также король Кришначандра Надии Наим проводит параллель между сказками об Акбаре-Бирбале и другими историями и его цирюльник Гопал Бхар . [2] : 35 третий персонаж, Мулла До-Пияза В последующие годы стал появляться . Скорее всего, он был вымышленным персонажем и изображался как мусульманский аналог Бирбала и сторонник ортодоксального ислама . [2] : 32 Однако, если рассматривать их в контексте фольклорной литературы, эти истории, как и другие подобные истории, например, о Кришнадеварайе и Тенали Раме, высмеивают человеческие несовершенства в характере короля, а затем предлагают корректировку его поведения. [2] : xiv
Историческая роль против фольклора
[ редактировать ]В народных сказках он всегда изображается благочестивым индусом, моложе Акбара и морально строгим среди противостоящих ему мусульманских придворных, которые, как показано, замышляют заговор против него; его успех был достигнут только благодаря его навыкам и интеллекту. Таким образом, он изображается приобретающим личное влияние на Акбара, используя свой ум и острый язык и никогда не прибегая к насилию. Однако исторически он никогда не играл такой роли. [2] [7]
Бадаюни не доверял ему, но упомянул, что он «обладал значительными способностями и гениальностью». [2] Поэт языка Брадж Рай Хол восхвалял Акбара и его девять драгоценностей, уделяя особое внимание Бирбалу за его щедрость. Абул Фазл уважал его, подчеркивая его духовное совершенство и положение доверенного лица Императора, а не его остроумие или поэзию. [2]
Современные индуистские ученые утверждают, что он заставил императора Великих Моголов Акбара принимать смелые решения, а ортодоксальные мусульмане при дворе презирали его, поскольку он заставил Акбара отречься от ислама. Но нет никаких доказательств того, что он повлиял на убеждения Акбара. [7] Хотя источники предполагают, что он в некоторой степени повлиял на политику Акбара. привязанность к нему Акбара, его религиозная терпимость Причиной этого была и социальный либерализм, а не Бирбал. Исторически он был скорее сторонником религиозной политики Акбара и его религии Дин-и-Илахи. [2]
В популярной культуре
[ редактировать ]Народные сказки Акбара и Бирбала представлены в Амар Читра Катха и Чандамама. [15] доступны детские комиксы и множество книг, содержащих эти коллекции. [16] [17] Существуют различные издания в мягкой обложке, фильмы, учебники, буклеты и пьесы с его персонажем в главной роли. [18] телеканале Cartoon Network На индийском есть два мультсериала по его мотивам: «Чота Бирбал» и «Акбар и Бирбал». [19] Салмана Рушди В романе «Флорентийская чародейка» есть персонаж Бирбала. [20] «Акбар Бирбал» — историческое комедийное шоу 2014 года, первоначально транслировавшееся на канале Big Magic , за которым в 2015 году последовал Хазир Джаваб Бирбал . [21] Акбар Ка Бал Бирбал - еще одно историческое комедийное шоу об Акбаре и Бирбале, которое транслировалось на канале Star Bharat в 2020 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бирбал | Индийский придворный» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Минакши Кханна, изд. (2007). «Раздел 1: Царство и двор, смешивая классику с народной» . Культурная история средневековой Индии . Книги Бергана. стр. 24–44. ISBN 978-81-87358-30-5 .
- ^ Ашрит, Свами Прабху (1965). Гаятри Рахасья или Изложение Гаятри . Перевод Дж. Кришны Чоудхури. Нью-Дели: Магазин английских книг. п. 17.
- ^ Нила Субраманиам. Истории Бирбала (32 стр.) . Книги Суры. п. 2. ISBN 978-81-7478-301-1 . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Редди (1 декабря 2006 г.). Индийская история (опция) . Тата МакГроу-Хилл Образование. стр. Б–207, 236, Д–13. ISBN 978-0-07-063577-7 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беатрис К. Отто (1 апреля 2001 г.). Дураки повсюду: Придворный шут во всем мире . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-64091-4 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Яник, Вики К. (1 января 1998 г.). Дураки и шуты в литературе, искусстве и истории: биобиблиографический справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 91–96. ISBN 978-0-313-29785-4 . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ С.Р. Шарма (1 января 1999 г.). Империя Великих Моголов в Индии: систематическое исследование, включая исходный материал . Atlantic Publishers & Dist. п. 787. ИСБН 978-81-7156-819-2 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Дж. Джордж Брюс Маллесон (2001). Акбар и расцвет империи Великих Моголов . Публикации Космо. стр. 131, 160, 161. ISBN. 978-81-7755-178-5 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мехта Дж. Л. Расширенное исследование истории средневековой Индии-II . Стерлинг Паблишерс Пвт. Ltd., стр. 264, 305, 321, 335. ISBN. 978-81-207-1015-3 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Радхи Шьям Чаурасия (1 января 2002 г.). История средневековой Индии: с 1000 по 1707 год нашей эры Atlantic Publishers & Dist. стр. 204–221. ISBN 978-81-269-0123-4 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Амита Сарин (21 марта 2005 г.). Акбар и Бирбал . Пингвин Букс Лимитед. п. 64. ИСБН 978-81-8475-006-5 . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 49–51. ISBN 978-0-521-56603-2 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Э.Б. Хавелл (1 августа 2006 г.). Справочник по Агре и Тадж . Библиотека Эхо. п. 49. ИСБН 978-1-4068-3384-3 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ «Сайт Чандамамы обновлен» . технологическое дерево. 13 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ Лоуренс А. Бэбб; Сьюзан С. Уодли (1 января 1998 г.). СМИ и трансформация религии в Южной Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 107. ИСБН 978-81-208-1453-0 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Шаши Тхарур (1 апреля 2012 г.). Без книг в Багдаде: размышления о писательстве и писателях . Skyhorse Publishing Inc., стр. 13, 14. ISBN. 978-1-61145-408-6 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Амареш Дутта (1988). Энциклопедия индийской литературы: деврадж то джйоти . Академия Сахитья. стр. 1080, 1319, 1364, 1607 . 978-81-260-1194-0 . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Сангита Баруа Пишароти (20 января 2006 г.). «Пришло время Бирбалу и компании» . Индус . Архивировано из оригинала 15 апреля 2006 года . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Любовь среди Великих Моголов» . Дейли Стар . 8 января 2011 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Когда Дельназ Ирани чувствовала себя королевой» . Индостан Таймс . 22 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 г. . Проверено 25 апреля 2014 г.
- Мухоты, Ира (26 апреля 2020 г.). «Когда Бирбал умер, что-то сломалось внутри Акбара. В книге «Акбар: Великий Могол» Ира Мухоти прослеживает дружбу короля Шивама между Акбаром и его придворным Бирбалом, которая сохранилась и стала историями для поколений» . www.theprint.com . Проверено 11 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- 50 самых остроумных рассказов о Бирбале ( ISBN 81-7806-050-7 ) Клиффорда Сони (Издатели: Пустак Махал, Дели).