Дин-и Илахи
Дин-и Илахи | |
---|---|
Божественная религия | |
![]() Акбар | |
Тип | Авраамический и Дхармический |
Лидер | Акбар |
Тип | Синкретическая религия |
Область | Индийский субконтинент |
Основатель | Акбар |
Источник | 1582 Фатехпур Сикри , Агра , Империя Великих Моголов |
Отдельно от | ислам |
Несуществующий | Вероятно 1606 г. |
Члены | 21; также было несколько последователей, оказавших влияние |
Дин -и Илахи ( персидский : دین الهی , букв. « Религия Бога » ), [1] известный в свое время как Таухид-и-Илахи («Божественный монотеизм», букв. « Единство Бога » ) или Божественная Вера , [2] — новая синкретическая религия или духовная программа, выдвинутая Великих Моголов императором Акбаром в 1582 году. По словам Иктидара Алам-хана, это было основано на тимуридской концепции Яса-и Чангизи (Кодекс Чингисхана ), рассматривающей все секты как одну. [3] Элементы были взяты из разных религий.
Имя
[ редактировать ]Имя Дин-и Илахи буквально переводится как «Религия Бога», «Религия Бога» или «Божественная религия». По словам известного историка Мубарака Али , Дин-и Илахи — это имя, которое не использовалось в период Акбара. В то время оно называлось Таухид-и-Илахи («Божественное единобожие»), как написал Абуль-Фазл , придворный историк времен правления Акбара. [4] Это имя предполагает особенно монотеистическую направленность веры Акбара. Анонимный Дабестан-э Мазахеб использует имя Илахия для обозначения веры. [5]
История
[ редактировать ]
Акбар пропагандировал терпимость к другим конфессиям и даже поощрял дискуссии по философским и религиозным вопросам. Это привело к созданию Ибадат Хана («Дом поклонения») в Фатехпур-Сикри в 1575 году, куда были приглашены теологи, поэты, ученые и философы всех религиозных конфессий, включая христиан, индуистов, джайнов и зороастрийцев.
Поскольку у Акбара была тяжелая дислексия , из-за которой он был совершенно неспособен читать и писать, такие диалоги в Доме Поклонения стали для него основным средством исследования вопросов веры. [ нужна ссылка ] Несмотря на вышеупомянутую неграмотность, Акбар в конечном итоге собрал библиотеку, полную более чем 24 000 томов текстов на хиндустани , персидском , греческом , латинском , арабском и кашмирском языках . Более поздний император Великих Моголов и сын Акбара Джахангир заявил, что его отец «всегда был связан с учеными всех вероисповеданий и религий». В письме королю Испании Филиппу II Акбар сетует на то, что так много людей не исследуют свои религиозные аргументы, заявляя, что вместо этого большинство людей будут слепо «следовать религии, в которой [они] родились и получили образование, таким образом исключая [себя] из возможность установления истины, что является благороднейшей целью человеческого интеллекта». [6]
К тому времени, когда Акбар основал Дин-и Илахи, он уже отменил джизью ( налог на немусульман) более десяти лет назад, в 1568 году. Религиозный опыт, полученный во время охоты в 1578 году, еще больше усилил его интерес к религиозным традициям его империя. [7] Из дискуссий, состоявшихся в Ибадат-хане, Акбар пришел к выводу, что ни одна религия не может претендовать на монополию на истину. Это откровение вдохновило его оставить ислам и создать новую религию Дин-и Илахи в 1582 году, и Акбар вместе со своими верными чиновниками обратился в эту новую религию Дин-и Илахи в 1582 году.
Это обращение Акбара в Дин-и Илахи разозлило различных мусульман, в том числе кади Бенгалии Субаха и шейха Ахмада Сирхинди , которые в ответ объявили это богохульством по отношению к исламу.
Некоторые современные ученые утверждают, что Дин-и Илахи был духовным ученичеством Акбара, основанным на его собственной вере, которую он пропагандировал в своей новой религии. [8]
После Акбара
[ редактировать ]Дин-и Илахи, похоже, пережил Акбара Согласно «Дабестан-э Мазахебу» Мохсина Фани, . Однако после его смерти движение было подавлено наказанием и силой и полностью искоренено Аурангзебом , и эта задача облегчалась тем фактом, что у религии никогда не было более 19 приверженцев. [1] [5]
В 17 веке попытку восстановить Дин-и Илахи предпринял Шаха Джахана старший сын , Дара Шико . [9] но любые перспективы официального возрождения были остановлены его братом Аурангзебом , который казнил его. [10] [11] на основании отступничества . Позже Аурангзеб составил Фатава-э-Аламгири , вновь ввел джизью и установил исламского шариата законы на всем Индийском субконтиненте , распространяя исламскую ортодоксальность и уничтожая любые шансы на религиозные реформы на многие поколения. [12]
Верования и практики
[ редактировать ]Хотя дух и основные принципы Дин-и Илахи были заимствованы из суфизма. [13] (включая идеи андалузского суфийского мистика Ибн аль-Араби ), Акбар стремился создать синтез других верований, и поэтому его личная религия заимствовала концепции и догматы из многих других верований. В соответствии с суфийскими практиками душа человека очищается через стремление к Богу. [ нужна ссылка ] К добродетелям относились щедрость, прощение, воздержание, благоразумие, мудрость, доброта и благочестие. [14] Следующие детали иллюстрируют личные религиозные обряды Акбара:
Как любознательный исследователь, наделенный духом разума, он изучил индуистскую алхимию и медицину и развивал их йоги систему ; как и его среднеазиатский предок , он верил в астрономию и астрологию; и после своего общения с зороастрийцем Мобедом он верил, что жизнь можно продлить с помощью огня молнии или повторения тысячи имен Солнца. Следуя буддистскому обычаю, он брил макушку, думая, что душа проходит через мозг. Позже он стал вегетарианцем. [15]
Посещение миссионеров -иезуитов, таких как Родольфо Аквавива, принесло добродетель безбрачия в Дом Поклонения, где оно, следовательно, стало добродетелью веры Акбара, которая не была обязательной (как для священников римского католицизма ), но уважалась. Вера также приняла принцип ахимсы , древней добродетели почти всех индийских религий , включая индуизм , буддизм и джайнизм . Ненасилие распространялось не только на людей, но и на животных, поощряя вегетарианство и запрещая убийство животных по любой причине. У Дин-и Илахи не было священных писаний и, как и в исламе, и в сикхизме , не было жреческой иерархии. [16]
Свет был центром божественного поклонения с ритуалом света и огня, основанным на ясне (основная форма поклонения в зороастризме ) и принятии гимна из 1000 санскритских названий солнца . Последователей называли чела (что означает «ученики»).
Основные практики и верования Дин-и Илахи были следующими:
- Единство Бога
- Последователи приветствуют друг друга словами «Аллах-у-Акбар» или «Джалла Джалалуху» (что означает: «Да прославится Его слава»)
- Отсутствие мяса всех видов.
- Вечеринка в честь рождения к юбилею была обязательной для каждого участника.
- Ахимса (ненасилие); последователям запрещалось обедать с рыбаками, мясниками, охотниками и т. д. [17]
Шулх-и-кул
[ редактировать ]Утверждалось, что теория о том, что Дин-и Илахи является новой религией, была заблуждением, возникшим из-за ошибочных переводов работы Абуль-Фазла более поздними британскими историками. [18] Однако принято также считать, что политика сулхи-кул , составлявшая суть Дин-и Илахи , была принята Акбаром как часть общей имперской административной политики. Сулх-и-Куль означает « всеобщий мир ». [19] [6] По мнению Абу'л-Фазла, император был универсальным представителем Бога , и поэтому его верховная власть не была привязана к какой-либо одной вере. При этом Акбар назначал должностных лиц на основе их способностей и заслуг, независимо от их религии или происхождения. Это помогло создать более эффективное правительство и способствовало процветанию и культурным достижениям периода Великих Моголов. [20] Императору также запрещено проводить дискриминацию между различными религиями королевства , и если правитель проводил дискриминацию, то он не подходил для роли агента бога. [21] Абу'л-Фазл рассматривал религиозные взгляды Акбара как рациональное решение, направленное на поддержание гармонии между различными конфессиями империи. [22]
Ученики
[ редактировать ]Среди посвященных учеников Дин-и Илахи во времена императора Акбара были: [23]
- Шейх Мубарак
- Шейх Файзи
- Джафар Бейг
- Касим Хан
- Абуль-Фазл ибн Мубарак
- Азам Хан
- Абдус Самад
- Мулла Шах Мухаммад Шахадад
- Суфий Ахмад
- Мир Шариф Амаль
- Султан Ходжа
- Мирза Джани Татта
- Таки Шустар
- Шейхзада Госала Бенараси
- Садар Джахан
- первый сын Садара Джахана
- второй сын Садара Джахана
- Бирбал
- Принц Мурад
См. также
[ редактировать ]- Аллопанишад
- Сирр-и-Акбар
- Маджма-уль-Бахрейн
- Дабестан-э-Мазахеб
- Дара Шико
- Ганга-Джамуни Техзиб
- Религиозная политика Великих Моголов после Акбара
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Дин-и Илахи» . Британская онлайн-энциклопедия . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г. Проверено 14 июня 2007 г.
- ^ Джексон, А.В. Уильямс. История Индии . Робартс – Университет Торонто. Лондон, общество Гролье. п. 44.
Истина заключается в том, что Акбар был необычайно чувствителен к религиозным впечатлениям любого рода, и что его новая религия, Дин-и-Илахи, или «божественная вера», эклектичный пантеизм, содержала элементы, взятые из самых разных вероучений.
- ^ Линия фронта: Том 14, выпуски 20–26 . С. Рангараджан для Kasturi & Sons. 1997. с. 74.
- ^ Абуль-Фазл ибн Мубарак (2010) [1902–39]. Акбарнама Абуль-Фаза . Дели: публикации по низкой цене. ISBN 978-81-7536-481-3 .
- ^ Jump up to: а б «ДАБИСТАН, ИЛИ ШКОЛА МАНЕР, Пер. ДЭВИД ШИ и ЭНТОНИ ТРОЙЕР, 1843, Персидская литература в переводе, Гуманитарный институт Паккарда» . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 г. Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Обретение терпимости в Акбаре, короле-философе» . 10 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ Шиммель, Аннемари (2006) Империя Великих Моголов: история, искусство и культура , Reaktion Books, ISBN 1-86189-251-9
- ^ Лефевр, Корин (01 апреля 2015 г.). «Дин-и илахи» . Энциклопедия ислама, ТРИ . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Ризви, Саджад Х. (2005). «Дара Шико» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. стр. 195–196. ISBN 0-415-96690-6 . Архивировано из оригинала 20 июля 2022 г.
- ^ Эрали, Авраам (2004). Трон Великих Моголов: Сага о великих императорах Индии . Лондон: Феникс. п. 336. ИСБН 0-7538-1758-6 .
В середине семнадцатого века Индия находилась на перепутье; у него был потенциал двигаться вперед с Дара Шико или вернуться к средневековью с Аурангзебом.
- ^ Слиман, Уильям (1844). Прогулки и воспоминания индийского чиновника . п. 272.
Бедный Дара Шико!....твое щедрое сердце и просвещенный ум правили этой огромной империей и сделали ее, возможно, тем садом, которого она заслуживает.
- ^ Джексон, Рой (2010). Мавлана Маудуди и политический ислам: власть и Исламское государство . Рутледж. ISBN 9781136950360 .
- ^ Ройчоудхури (1941) , с. 306.
- ^ Ройчоудхури (1941) , с. 279.
- ^ Ройчоудхури (1941) , с. 303.
- ^ Гупта, Сунита (2004). Детский банк знаний . Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 г.
- ^ Газневи, Вахид (1 октября 1988 г.). «Заметка о «Дин-и Илахи» » . Журнал Пакистанского исторического общества . 36 (4): 377–380. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Али, М. Атар (2006). Индия Великих Моголов: исследования в области политики, идей, общества и культуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–164. ISBN 978-0-19-569661-5 .
- ^ «Почему включение меньшего количества истории Великих Моголов в школьные учебники может быть хорошей идеей» . Архивировано из оригинала 24 января 2018 г. Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ «Сулх-и-Куль: Особенности политики Акбара | UPSC » Newscoop» . 22 января 2023 г. Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Рой (2020) , с. 130.
- ^ Рой (2020) , с. 131.
- ^ Ройчоудхури (1941) , стр. 292–293.
- Ройчоудхури, Маханлал (1941). Дин-и Илахи, или Религия Акбара . Университет Калькутты. OCLC 3312929 – через Интернет-архив .
- Рой, Химаншу (2020). Темы и мыслители индийской политической мысли . Пирсон. ISBN 978-93-325-8733-5 .