раскол
Раскол s ( / ˈ s ɪ z ə m / SIZ -am , / ˈ ) k ɪ z / m , SKIZ -am или , реже , / ˈ ʃ ɪ z ə m / SHIZ -am ə [1] Это разделение между людьми, обычно принадлежащими к организации, движению или религиозной конфессии . Это слово чаще всего применяется к расколу в том, что ранее было единым религиозным телом, например, к Великому расколу Востока и Запада или к Западному расколу . Оно также используется для обозначения раскола внутри нерелигиозной организации или движения или, в более широком смысле, для обозначения разделения между двумя или более людьми, будь то братья, друзья, любовники и т. д.
Раскольник — это человек, который создает или провоцирует раскол в организации или является членом отколовшейся группы. Раскольнический как прилагательное означает относящийся к расколу или расколам, или к тем идеям, политике и т. д., которые, как считается, ведут к расколу или способствуют ему.
В религии обвинение в расколе отличается от обвинения в ереси , поскольку преступление раскола касается не различий в верованиях или доктринах, а поощрения или состояния разделения. [2] особенно среди групп с разной пастырской юрисдикцией и властью. Однако расколы часто сопровождаются взаимными обвинениями в ереси, а также в Великом отступничестве . В римско-католическом учении каждая ересь является расколом, хотя могут быть и некоторые расколы, свободные от дополнительной вины ереси. [3] Либеральный протестантизм , однако, часто предпочитал ересь расколу. Пресвитерианский ученый Джеймс И. МакКорд (цитируется с одобрения епископального Вирджинии епископа Питера Ли ) провел различие между ними, уча: «Если вам нужно сделать выбор между ересью и расколом, всегда выбирайте ересь. Как раскольник, вы имеете право разрываемое и разделяемое Тело Христово каждый раз выбирай ересь». [4]
Этимология [ править ]
Слово раскол происходит от греческого слова σχίσμα, что означает «расщелина, разделение». [ нужна ссылка ]
Буддизм [ править ]
В буддизме первый раскол был устроен Девадаттой еще при жизни Будды . Этот раскол длился недолго. Позже (после смерти Будды) ранние буддийские школы , но они не были раскольническими. возникли [ нужна ссылка ] ориентируясь только на разные интерпретации для одной и той же монашеской общины. В старых текстах упоминается 18 или 20 ранних школ. Позже возникли движения Махаяны и Ваджраяны , которые можно рассматривать как раскольнические по своему происхождению. В каждой школе есть различные подгруппы, часто имеющие раскольническое происхождение. Например, в тайском буддизме Тхеравадина есть две группы ( Маханикайя и Дхаммают ), из которых Дхаммают частично берет свое начало от Маханикаи и является новой раскольнической группой. И Маханикайя, и Дхаммают имеют множество подгрупп, которые обычно не имеют раскольнического происхождения, а возникли естественным путем, благодаря популярности (лидера) монаха . тибетский буддизм В прошлом сталкивался с расколами, большинство из которых были устранены, хотя школа Друкпа с центром в Бутане , возможно, остается в состоянии раскола (с 1616 года) с другими тибетскими школами. [ нужна ссылка ]
Христианство [ править ]
- (Не показаны доникейские , нетринитарные и реставрационные конфессии.)
Слова «раскол» и «раскол» используются для обозначения раскола внутри церкви, деноминации или религиозной организации. В этом контексте «раскольник» как существительное обозначает человека, который создает или провоцирует раскол в церкви, или человека, который является членом отколовшейся Церкви; Как прилагательное «раскольнический» относится к идеям и действиям, которые, как считается, ведут к расколу или составляют его, и, в конечном итоге, к отступлению от того, что пользователь этого слова считает истинной христианской церковью. Эти слова использовались для обозначения как явления раскола христианских групп в целом, так и некоторых важных исторических расколов в частности.
Можно провести различие [5] между ересью и расколом . Ересь – это отказ от доктрины , которую Церковь считала важной. Раскол — это отказ от общения с властями Церкви, и не каждый разрыв общения обязательно связан с доктриной, как это ясно из таких примеров, как Западный раскол и разрыв общения, существовавшего между Константинопольским Патриархом Варфоломеем I и архиепископом. Христодулос Афинский в 2004 году. [6] Однако, когда по какой-либо причине люди отказываются от общения, могут возникнуть две отдельные церковные организации, каждая из которых или, по крайней мере, некоторые ее члены могут затем обвинить друг друга в ереси.
В Римско-католической церкви каноническом праве акт раскола, как и акт отступничества или ереси , автоматически влечет за собой наказание отлучением от церкви человека, который его совершает. [7] Как указано в каноне 1312 §1 1° Кодекса канонического права 1983 года , это наказание имеет лечебный характер, чтобы привести к восстановлению единства. Римско-католическое богословие считает формальных раскольников вне Церкви, понимая под «формальными раскольниками» «лиц, которые, зная истинную природу Церкви, лично и сознательно совершили грех раскола». [8] Иное положение, например, с теми, кто с детства воспитывался в группе, не находящейся в полном общении с Римом , но имеющих православную веру: они считаются несовершенно, хотя и не полностью, связанными с Церковью. [8] Эта тонкая точка зрения особенно применима к церквям восточного христианства , а еще более конкретно — к восточной православной церкви . [8] Хотя они и не обладают «полным общением» ( communio in Saris ) с Католической Церковью, они по-прежнему считаются гораздо более связанными с ней, чем протестантские церковные общины, которые имеют заметно разные богословские убеждения и отвергают концепцию апостольской преемственности (с за исключением англиканцев, которые, однако, рассматриваются католической церковью как не имеющие действующего священства).
Первый Никейский собор (325 г. н.э.) провел различие между расколом и ересью. Оно объявило арианские и нетринитарные учения еретическими и исключило их приверженцев из Церкви. В нем также говорилось о расколе между Петром Александрийским и Мелетием Ликопольским , считая их ссору вопросом дисциплины, а не веры.
Разногласия, достигшие апогея на соборах в Эфесе (431 г. н. э.) и Халкидоне (451 г. н. э.), рассматривались как вопросы ереси, а не просто раскола. Таким образом, Восточная Православная Церковь и Восточное Православие считают друг друга еретиками, а не ортодоксами из-за неприятия Восточной Православной Церковью и принятия Восточной Православной Церковью Халкидонского Исповедания о двух природах (человеческой и божественной) Христа. Однако эта точка зрения была оспорена в недавней экуменической дискуссии между этими двумя группами, в которой вопрос Халкидона был классифицирован как вопрос раскола, а не ереси.
В своей расширенной и окончательной форме (возможно, заимствованной из Первого Константинопольского Собора 381 года, хотя известная только из Деяний Халкидонского Собора семьдесят лет спустя), [9] то, что обычно называют Никейским Символом веры, провозглашает веру в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь . Некоторые из тех, кто принимает это вероучение, считают, что им следует объединиться в единую Церковь или группу Церквей, находящихся в общении друг с другом. Другие, принимающие это вероучение, полагают, что оно говорит не о видимой организации, а обо всех крещеных, придерживающихся христианской веры, называемых « христианским миром ». Некоторые церкви считают себя Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Например, Римско-католическая церковь претендует на этот титул и считает, что Восточная Православная Церковь находится в расколе, в то время как Восточная Православная Церковь также претендует на этот титул и придерживается мнения, что Католическая Церковь является раскольнической. Некоторые протестантские церкви считают, что они также представляют Единую Святую Католическую и Апостольскую Церковь, и считают Католическую и Православную Церкви заблуждающимися, а другие не ожидают объединения всех христианских церквей на земле. См. также «Единая истинная церковь» и «Великое отступничество» .
Протестантские группы, лишенные более сильных традиционных властных структур, как, скажем, католицизм или восточное православие, и часто раздираемые политико-национальными разногласиями (иногда возникающими в результате cuius regio, eius religio ), демонстрируют высокую степень раскола, которую экуменические усилия могут только усиливаться. [10]
Расколы особенно часто происходили среди анабаптистов , до такой степени, что разногласия даже по поводу мельчайших деталей доктрины и теологии были обычным явлением, и ученые окрестили этот феномен Täuferkrankheit или «анабаптистской болезнью». [11] Подчеркивая полностью добровольное членство в церкви и не имея установленного авторитета иерархической структуры, анабаптисты, особенно меннониты, пережили десятки расколов, что привело к созданию десятков различных независимых меннонитских церквей.
Нынешний спор с признанным риском раскола Англиканской общины включает в себя реакцию на гомосексуализм .
В 2018 году в восточном православии произошел раскол - Московско-Константинопольский раскол 2018 года между Первопрестольным престолом Восточного православия, Вселенским Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью по вопросу о предоставлении Константинополем автокефалии Православной Церкви Украины .
Индуизм [ править ]
Шрингери Шрингери Матх» , Матх, также называемый « Тунга разошелся после раскола с Кудли Шрингери Матх в 16 веке, после чего Тунга Матх приобрел известность. [1]
Канчи Матх был первоначально основан как Кумбаконам Матт в 1821 году королем Танджора маратхов Серфоджи II Бхонсле как ветвь Шрингери Матта , одного из четырех кардинальных Матхов Шанкарачарьи основной деноминации Смарта . Он стал раскольническим учреждением, когда Танджор и Водеяры Майсура начали войну друг против друга. Известно, что в 1839 году Кумбаконам Матт обратился за разрешением к английскому коллекционеру Аркота провести «кумбхабхишекхам» в храме Камакши в Канчипураме.
В 1842 году Ост-Индская компания со штаб-квартирой в Форт-Уильяме, Калькутта, назначила главу дворняги единственным попечителем храма Камакши. Протесты традиционных священников храма Камакши хорошо задокументированы и сохранились. Между прочим, Форт-Уильям также является первой масонской ложей Индии. [12] С тех пор Матх поддерживает теплые отношения с британским владычеством, хотя основная математика в Шрингери испортилась из-за колониальной власти. [13]
Таким образом, дворняга Канчи в лучшем случае может утверждать, что она возникла в 1842 году. [14] [15]
Ислам [ править ]
После смерти исламского пророка Мухаммеда возникло множество мусульманских сект посредством школ мысли , традиций и родственных вер. [16] [17] Согласно хадису (сборнику рассказов о жизни и учении Мухаммеда), Мухаммед, как говорят, предсказал : «Моя умма (сообщество или нация) будет разделена на семьдесят три секты, и все они окажутся в аду». огонь, кроме одного». Сахабы Сунан (его сподвижники) спросили его, какая это будет группа, после чего он ответил: «Это та, к которой принадлежу я и мои сподвижники» (сообщается в ат-Тирмизи, хадис № 171).
Мусульмане-сунниты , которых часто называют ва'ль-Джамах или Ахль ас-Сунна , являются крупнейшей конфессией ислама Ахль ас- Сунна . Слово «сунниты» происходит от слова «Сунна» которое означает учения и действия или примеры исламского пророка Мухаммеда , ; следовательно, термин «сунниты» относится к тем, кто следует или поддерживает Сунну Мухаммеда. Сунниты считают, что Мухаммед умер, не назначив преемника во главе уммы (мусульманской общины). После первоначального периода замешательства группа его наиболее выдающихся соратников собралась и избрала Абу Бакра , близкого друга и тестя Мухаммеда, первым халифом . Сунниты считают первых четырех халифов – Абу Бакра , Умара (Умара ибн аль-Хаттаба), Усмана ибн Аффана и Али (Али ибн Абу Талиба) – аль-Хулафаур-Рашидуном или « Рашидуном » (Праведным путем). Халифы). Сунниты считают, что должность халифа может быть выбрана демократическим путем, но после первых четырех праведных халифов эта должность превратилась в наследственное династическое правление. Со времени падения империи не было другого широко признанного халифа. Османская империя в 1923 году.
Шиитский ислам вторая по величине конфессия ислама – . Мусульмане-шииты верят, что, как и при назначении пророков, имамы после Мухаммеда также избираются Богом. По мнению шиитов, Али был избран Аллахом и, таким образом, назначен Мухаммедом прямым преемником и лидером мусульманской общины. Они считают его первым шиитским имамом , который продолжал передаваться по наследству через Фатиму и потомков Али.
Суфизм — мистико - аскетическая форма ислама, исповедуемая как мусульманами-шиитами, так и мусульманами-суннитами. Некоторые последователи суфия считают себя суннитами или шиитами, в то время как другие считают себя просто суфиями или находящимися под влиянием суфия. Суфизм обычно считается дополнением к ортодоксальному исламу, хотя салафиты часто обвиняют суфизм в том, что он является неоправданным бидаа или религиозным нововведением. Сосредоточившись на более духовных аспектах религии, суфии стремятся получить непосредственный опыт общения с Богом, используя «интуитивные и эмоциональные способности», которым нужно научиться пользоваться. [18] Человек начинает с шариата (исламского закона), экзотерической или мирской практики ислама, а затем вступает на мистический ( эзотерический ) путь тариката ( суфийского ордена).
Хариджиты (букв. «те, кто отделился») — общий термин, охватывающий множество исламских сект, которые, первоначально поддерживая Халифат Али , в конечном итоге отвергли его легитимность после того, как он вел переговоры с Муавией во время исламской гражданской войны VII века ( Первая Фитна ). [ нужна ссылка ] Их жалоба заключалась в том, что имам должен быть духовно чистым, тогда как компромисс Али с Муавией был компромиссом его духовной чистоты и, следовательно, его легитимности как имама или халифа. Хотя хариджитов или групп, связанных с хариджитами, осталось немного, этот термин иногда используется для обозначения мусульман, которые отказываются идти на компромисс с теми, с кем они не согласны.
Даты:
- Раскол шиитов и суннитов , ок. 632/680-е
- Раскол хариджитов , конец VII века.
- Раскол мутазилитов , VIII век.
- Раскол Михны , ок. 833
- Раскол в Зикри , ок. 1500
- Раскол Ахмадии , 19 век.
- Храм мавританской науки Америки , ок. 1913 год
- Нация Ислама , ок. 1930 год
- Организация United Submitters International , c. середина 20 века
Джайнизм [ править ]
Первый раскол в джайнизме произошел примерно в четвертом веке до нашей эры, что привело к возникновению двух основных сект, дигамбара и шветамбара , которые позже были разделены на дополнительные подсекты. [19]
Иудаизм [ править ]
Основными еврейскими конфессиями являются ортодоксальный иудаизм и неортодоксальные: реформистская , консервативная и реконструктивистская . В ранней еврейской истории еврейская и самаритянская религии возникли в результате раскола во время Вавилонского изгнания (6 век до н. э.). Расколы в иудаизме включали возникновение христианства и мандеизма .
Даты:
- Самаритянство , 586 г. до н.э.
- Мандеизм , ок. 1 век нашей эры [20] [21]
- Христианство , ок. 1 век нашей эры
- Реформистский иудаизм , 1810 г.
- Консервативный иудаизм , 1886 г.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Словарь английского языка американского наследия , 4-е изд. (2000) отмечает в The Free Dictionary , что «слово schism , которое первоначально на английском языке писалось как scisme , традиционно произносится (sĭ'zəm). Однако в 16 веке это слово было изменено с начальной буквой sch , чтобы соответствовать его латинская и греческая формы. Из этого написания возникло произношение (skizəm). Долгое время оно считалось неправильным и стало настолько распространенным как в британском, так и в американском английском, что получило признание в качестве стандартного варианта. теперь предпочтительное произношение, по крайней мере, в американском английском. В недавнем опросе 61 процент участников группы использования указали, что используют (skĭ'zəm), а 31 процент сказали, что используют (sĭ'zəm). Меньшее число, 8 процентов, предпочитал третье произношение (shĭ'zəm)».
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 327.
- ^ Забудьте, Жак (1912). Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Ересь — лучшая идея, чем раскол?» . Вашингтон Таймс . 31 января 2004 г. Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ Катехизис Восточной Православной Церкви , с. 42; Циклопедия Конкордии, цитируемая в «Юнионизме и синкретизме» – и PLI ; Православная практика – Выбор крестных родителей ; Кодекс канонического права, канон 751.
- ^ «Патриарх Константинопольский Варфоломей разорвал евхаристическое общение с архиепископом Афинским Христодулом » Новости » Православие.Европа.org» . www.orthodoxeurope.org .
- ^ Кодекс канонического права, канон 1364 г.
- ^ Jump up to: а б с Эйдан Николс, Рим и восточные церкви (Liturgical Press 1992), с. 41 ISBN 978-1-58617-282-4
- ^ Келли, JND Early Christian Creeds Longmans 1960, стр. 296,7; 305–331
- ^ Лейтхарт, Питер Дж. (18 октября 2016 г.). «Дело против конфессионализма: увековечивание раскола». Конец протестантизма: стремление к единству в раздробленной церкви . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская группа Baker. п. 78. ИСБН 9781493405831 . Проверено 20 марта 2020 г.
Причины разделения церкви сложны, а последствия могут быть парадоксальными. В исследовании протестантских расколов в Америке между 1890 и 1990 годами Джон Саттон и Марк Чавес пришли к выводу, что церкви разделяются не по чисто доктринальным причинам, а скорее «в ответ на попытки конфессиональных элит добиться организационной консолидации». [...] По иронии судьбы, «слияния и образования резко повышают вероятность раскола». Попытки воссоединить церковь могут пойти не так, как надо, и посеять новые и глубокие разногласия. По иронии судьбы, раскол может снизить вероятность раскола, хотя и ненадолго: «через год после основания или слияния уровень расколов в пять раз выше, чем через год после раскола».
- ^ Расколы «Расколы» . gameo.ru .
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Дешам, Симон (15 июня 2017 г.). «От Британии до Индии: масонство как связующая сила империи» . Э-рея. Электронный журнал исследований англоязычного мира . 14 (2). дои : 10.4000/erea.5853 . ISSN 1638-1718 .
- ^ «Атака на храм Шрингери и геноцид индусов Карнатаки со стороны Империи маратхов (1791 г.)» . История ислама . 31 октября 2020 г. Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Гурусвами, Мохан (30 ноября 2021 г.). «Мохан Гурусвами | Кумбаконам Канчи Шанкарачарьи» . Деканская хроника . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ «Ади Шанкар основал Канчи Шанкарамадам? – Информация противоречивая» . BBC News Тамильский (на тамильском языке). 01.03.2018 . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Редактор. «Отдел новостей ислама: «Чудо 19» Корана — это ложь?» . www.islamnewsroom.com .
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Почему мусульмане разделены на разные секты / школы мысли. Архивировано 15 сентября 2008 г. в Wayback Machine Закиром Наиком на IRF.net.
- ^ Тримингем (1998), стр.1
- ^ Кларк и Бейер 2009 , с. 326.
- ^ «И шестьдесят тысяч насорийцев покинули Знак Семи и вошли в Срединные холмы, место, где мы были свободны от господства всех других рас». Карен Л. Кинг, Что такое гностицизм? , 2005, стр. 140
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Изменение ролей против Иисуса: взгляд мандеев. В Хорсли, Ричард (март 2010 г.). Христианское происхождение . Крепость Пресс. ISBN 9781451416640 . (стр. 94-111). Миннеаполис: Фортресс Пресс
Ссылки [ править ]
- Кларк, Питер ; Бейер, Питер (2009), Мировые религии: преемственность и трансформации , Routledge , ISBN 978-0-203-87212-3