Jump to content

раскол

Раскол s ( / ˈ s ɪ z ə m / SIZ -am , / ˈ ) k ɪ z / m , SKIZ -am или , реже , / ˈ ʃ ɪ z ə m / SHIZ -am ə [1] Это разделение между людьми, обычно принадлежащими к организации, движению или религиозной конфессии . Это слово чаще всего применяется к расколу в том, что ранее было единым религиозным телом, например, к Великому расколу Востока и Запада или к Западному расколу . Оно также используется для обозначения раскола внутри нерелигиозной организации или движения или, в более широком смысле, для обозначения разделения между двумя или более людьми, будь то братья, друзья, любовники и т. д.

Раскольник — это человек, который создает или провоцирует раскол в организации или является членом отколовшейся группы. Раскольнический как прилагательное означает относящийся к расколу или расколам, или к тем идеям, политике и т. д., которые, как считается, ведут к расколу или способствуют ему.

В религии обвинение в расколе отличается от обвинения в ереси , поскольку преступление раскола касается не различий в верованиях или доктринах, а поощрения или состояния разделения. [2] особенно среди групп с разной пастырской юрисдикцией и властью. Однако расколы часто сопровождаются взаимными обвинениями в ереси, а также в Великом отступничестве . В римско-католическом учении каждая ересь является расколом, хотя могут быть и некоторые расколы, свободные от дополнительной вины ереси. [3] Либеральный протестантизм , однако, часто предпочитал ересь расколу. Пресвитерианский ученый Джеймс И. МакКорд (цитируется с одобрения епископального Вирджинии епископа Питера Ли ) провел различие между ними, уча: «Если вам нужно сделать выбор между ересью и расколом, всегда выбирайте ересь. Как раскольник, вы имеете право разрываемое и разделяемое Тело Христово каждый раз выбирай ересь». [4]

Этимология [ править ]

Слово раскол происходит от греческого слова σχίσμα, что означает «расщелина, разделение». [ нужна ссылка ]

Буддизм [ править ]

Историческое развитие основных буддийских линий передачи

В буддизме первый раскол был устроен Девадаттой еще при жизни Будды . Этот раскол длился недолго. Позже (после смерти Будды) ранние буддийские школы , но они не были раскольническими. возникли [ нужна ссылка ] ориентируясь только на разные интерпретации для одной и той же монашеской общины. В старых текстах упоминается 18 или 20 ранних школ. Позже возникли движения Махаяны и Ваджраяны , которые можно рассматривать как раскольнические по своему происхождению. В каждой школе есть различные подгруппы, часто имеющие раскольническое происхождение. Например, в тайском буддизме Тхеравадина есть две группы ( Маханикайя и Дхаммают ), из которых Дхаммают частично берет свое начало от Маханикаи и является новой раскольнической группой. И Маханикайя, и Дхаммают имеют множество подгрупп, которые обычно не имеют раскольнического происхождения, а возникли естественным путем, благодаря популярности (лидера) монаха . тибетский буддизм В прошлом сталкивался с расколами, большинство из которых были устранены, хотя школа Друкпа с центром в Бутане , возможно, остается в состоянии раскола (с 1616 года) с другими тибетскими школами. [ нужна ссылка ]

Христианство [ править ]

Основные конфессиональные семьи в христианстве:
Раскол (1552 г.)
(16 век)
(11 век)
(Не показаны доникейские , нетринитарные и реставрационные конфессии.)

Слова «раскол» и «раскол» используются для обозначения раскола внутри церкви, деноминации или религиозной организации. В этом контексте «раскольник» как существительное обозначает человека, который создает или провоцирует раскол в церкви, или человека, который является членом отколовшейся Церкви; Как прилагательное «раскольнический» относится к идеям и действиям, которые, как считается, ведут к расколу или составляют его, и, в конечном итоге, к отступлению от того, что пользователь этого слова считает истинной христианской церковью. Эти слова использовались для обозначения как явления раскола христианских групп в целом, так и некоторых важных исторических расколов в частности.

Можно провести различие [5] между ересью и расколом . Ересь – это отказ от доктрины , которую Церковь считала важной. Раскол — это отказ от общения с властями Церкви, и не каждый разрыв общения обязательно связан с доктриной, как это ясно из таких примеров, как Западный раскол и разрыв общения, существовавшего между Константинопольским Патриархом Варфоломеем I и архиепископом. Христодулос Афинский в 2004 году. [6] Однако, когда по какой-либо причине люди отказываются от общения, могут возникнуть две отдельные церковные организации, каждая из которых или, по крайней мере, некоторые ее члены могут затем обвинить друг друга в ереси.

В Римско-католической церкви каноническом праве акт раскола, как и акт отступничества или ереси , автоматически влечет за собой наказание отлучением от церкви человека, который его совершает. [7] Как указано в каноне 1312 §1 1° Кодекса канонического права 1983 года , это наказание имеет лечебный характер, чтобы привести к восстановлению единства. Римско-католическое богословие считает формальных раскольников вне Церкви, понимая под «формальными раскольниками» «лиц, которые, зная истинную природу Церкви, лично и сознательно совершили грех раскола». [8] Иное положение, например, с теми, кто с детства воспитывался в группе, не находящейся в полном общении с Римом , но имеющих православную веру: они считаются несовершенно, хотя и не полностью, связанными с Церковью. [8] Эта тонкая точка зрения особенно применима к церквям восточного христианства , а еще более конкретно — к восточной православной церкви . [8] Хотя они и не обладают «полным общением» ( communio in Saris ) с Католической Церковью, они по-прежнему считаются гораздо более связанными с ней, чем протестантские церковные общины, которые имеют заметно разные богословские убеждения и отвергают концепцию апостольской преемственности (с за исключением англиканцев, которые, однако, рассматриваются католической церковью как не имеющие действующего священства).

Первый Никейский собор (325 г. н.э.) провел различие между расколом и ересью. Оно объявило арианские и нетринитарные учения еретическими и исключило их приверженцев из Церкви. В нем также говорилось о расколе между Петром Александрийским и Мелетием Ликопольским , считая их ссору вопросом дисциплины, а не веры.

Разногласия, достигшие апогея на соборах в Эфесе (431 г. н. э.) и Халкидоне (451 г. н. э.), рассматривались как вопросы ереси, а не просто раскола. Таким образом, Восточная Православная Церковь и Восточное Православие считают друг друга еретиками, а не ортодоксами из-за неприятия Восточной Православной Церковью и принятия Восточной Православной Церковью Халкидонского Исповедания о двух природах (человеческой и божественной) Христа. Однако эта точка зрения была оспорена в недавней экуменической дискуссии между этими двумя группами, в которой вопрос Халкидона был классифицирован как вопрос раскола, а не ереси.

В своей расширенной и окончательной форме (возможно, заимствованной из Первого Константинопольского Собора 381 года, хотя известная только из Деяний Халкидонского Собора семьдесят лет спустя), [9] то, что обычно называют Никейским Символом веры, провозглашает веру в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь . Некоторые из тех, кто принимает это вероучение, считают, что им следует объединиться в единую Церковь или группу Церквей, находящихся в общении друг с другом. Другие, принимающие это вероучение, полагают, что оно говорит не о видимой организации, а обо всех крещеных, придерживающихся христианской веры, называемых « христианским миром ». Некоторые церкви считают себя Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Например, Римско-католическая церковь претендует на этот титул и считает, что Восточная Православная Церковь находится в расколе, в то время как Восточная Православная Церковь также претендует на этот титул и придерживается мнения, что Католическая Церковь является раскольнической. Некоторые протестантские церкви считают, что они также представляют Единую Святую Католическую и Апостольскую Церковь, и считают Католическую и Православную Церкви заблуждающимися, а другие не ожидают объединения всех христианских церквей на земле. См. также «Единая истинная церковь» и «Великое отступничество» .

Протестантские группы, лишенные более сильных традиционных властных структур, как, скажем, католицизм или восточное православие, и часто раздираемые политико-национальными разногласиями (иногда возникающими в результате cuius regio, eius religio ), демонстрируют высокую степень раскола, которую экуменические усилия могут только усиливаться. [10]

Расколы особенно часто происходили среди анабаптистов , до такой степени, что разногласия даже по поводу мельчайших деталей доктрины и теологии были обычным явлением, и ученые окрестили этот феномен Täuferkrankheit или «анабаптистской болезнью». [11] Подчеркивая полностью добровольное членство в церкви и не имея установленного авторитета иерархической структуры, анабаптисты, особенно меннониты, пережили десятки расколов, что привело к созданию десятков различных независимых меннонитских церквей.

Нынешний спор с признанным риском раскола Англиканской общины включает в себя реакцию на гомосексуализм .

В 2018 году в восточном православии произошел раскол - Московско-Константинопольский раскол 2018 года между Первопрестольным престолом Восточного православия, Вселенским Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью по вопросу о предоставлении Константинополем автокефалии Православной Церкви Украины .

Индуизм [ править ]

Шрингери Шрингери Матх» , Матх, также называемый « Тунга разошелся после раскола с Кудли Шрингери Матх в 16 веке, после чего Тунга Матх приобрел известность. [1]

Канчи Матх был первоначально основан как Кумбаконам Матт в 1821 году королем Танджора маратхов Серфоджи II Бхонсле как ветвь Шрингери Матта , одного из четырех кардинальных Матхов Шанкарачарьи основной деноминации Смарта . Он стал раскольническим учреждением, когда Танджор и Водеяры Майсура начали войну друг против друга. Известно, что в 1839 году Кумбаконам Матт обратился за разрешением к английскому коллекционеру Аркота провести «кумбхабхишекхам» в храме Камакши в Канчипураме.

В 1842 году Ост-Индская компания со штаб-квартирой в Форт-Уильяме, Калькутта, назначила главу дворняги единственным попечителем храма Камакши. Протесты традиционных священников храма Камакши хорошо задокументированы и сохранились. Между прочим, Форт-Уильям также является первой масонской ложей Индии. [12] С тех пор Матх поддерживает теплые отношения с британским владычеством, хотя основная математика в Шрингери испортилась из-за колониальной власти. [13]

Таким образом, дворняга Канчи в лучшем случае может утверждать, что она возникла в 1842 году. [14] [15]

Ислам [ править ]

После смерти исламского пророка Мухаммеда возникло множество мусульманских сект посредством школ мысли , традиций и родственных вер. [16] [17] Согласно хадису (сборнику рассказов о жизни и учении Мухаммеда), Мухаммед, как говорят, предсказал : «Моя умма (сообщество или нация) будет разделена на семьдесят три секты, и все они окажутся в аду». огонь, кроме одного». Сахабы Сунан (его сподвижники) спросили его, какая это будет группа, после чего он ответил: «Это та, к которой принадлежу я и мои сподвижники» (сообщается в ат-Тирмизи, хадис № 171).

Мусульмане-сунниты , которых часто называют ва'ль-Джамах или Ахль ас-Сунна , являются крупнейшей конфессией ислама Ахль ас- Сунна . Слово «сунниты» происходит от слова «Сунна» которое означает учения и действия или примеры исламского пророка Мухаммеда , ; следовательно, термин «сунниты» относится к тем, кто следует или поддерживает Сунну Мухаммеда. Сунниты считают, что Мухаммед умер, не назначив преемника во главе уммы (мусульманской общины). После первоначального периода замешательства группа его наиболее выдающихся соратников собралась и избрала Абу Бакра , близкого друга и тестя Мухаммеда, первым халифом . Сунниты считают первых четырех халифов – Абу Бакра , Умара (Умара ибн аль-Хаттаба), Усмана ибн Аффана и Али (Али ибн Абу Талиба) – аль-Хулафаур-Рашидуном или « Рашидуном » (Праведным путем). Халифы). Сунниты считают, что должность халифа может быть выбрана демократическим путем, но после первых четырех праведных халифов эта должность превратилась в наследственное династическое правление. Со времени падения империи не было другого широко признанного халифа. Османская империя в 1923 году.

Шиитский ислам вторая по величине конфессия ислама . Мусульмане-шииты верят, что, как и при назначении пророков, имамы после Мухаммеда также избираются Богом. По мнению шиитов, Али был избран Аллахом и, таким образом, назначен Мухаммедом прямым преемником и лидером мусульманской общины. Они считают его первым шиитским имамом , который продолжал передаваться по наследству через Фатиму и потомков Али.

Суфизм мистико - аскетическая форма ислама, исповедуемая как мусульманами-шиитами, так и мусульманами-суннитами. Некоторые последователи суфия считают себя суннитами или шиитами, в то время как другие считают себя просто суфиями или находящимися под влиянием суфия. Суфизм обычно считается дополнением к ортодоксальному исламу, хотя салафиты часто обвиняют суфизм в том, что он является неоправданным бидаа или религиозным нововведением. Сосредоточившись на более духовных аспектах религии, суфии стремятся получить непосредственный опыт общения с Богом, используя «интуитивные и эмоциональные способности», которым нужно научиться пользоваться. [18] Человек начинает с шариата (исламского закона), экзотерической или мирской практики ислама, а затем вступает на мистический ( эзотерический ) путь тариката ( суфийского ордена).

Хариджиты (букв. «те, кто отделился») — общий термин, охватывающий множество исламских сект, которые, первоначально поддерживая Халифат Али , в конечном итоге отвергли его легитимность после того, как он вел переговоры с Муавией во время исламской гражданской войны VII века ( Первая Фитна ). [ нужна ссылка ] Их жалоба заключалась в том, что имам должен быть духовно чистым, тогда как компромисс Али с Муавией был компромиссом его духовной чистоты и, следовательно, его легитимности как имама или халифа. Хотя хариджитов или групп, связанных с хариджитами, осталось немного, этот термин иногда используется для обозначения мусульман, которые отказываются идти на компромисс с теми, с кем они не согласны.

Даты:

Джайнизм [ править ]

Изображение, показывающее схематическое изображение расколов в джайнизме вместе с временной шкалой.

Первый раскол в джайнизме произошел примерно в четвертом веке до нашей эры, что привело к возникновению двух основных сект, дигамбара и шветамбара , которые позже были разделены на дополнительные подсекты. [19]

Иудаизм [ править ]

Основными еврейскими конфессиями являются ортодоксальный иудаизм и неортодоксальные: реформистская , консервативная и реконструктивистская . В ранней еврейской истории еврейская и самаритянская религии возникли в результате раскола во время Вавилонского изгнания (6 век до н. э.). Расколы в иудаизме включали возникновение христианства и мандеизма .

Даты:

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Словарь английского языка американского наследия , 4-е изд. (2000) отмечает в The Free Dictionary , что «слово schism , которое первоначально на английском языке писалось как scisme , традиционно произносится (sĭ'zəm). Однако в 16 веке это слово было изменено с начальной буквой sch , чтобы соответствовать его латинская и греческая формы. Из этого написания возникло произношение (skizəm). Долгое время оно считалось неправильным и стало настолько распространенным как в британском, так и в американском английском, что получило признание в качестве стандартного варианта. теперь предпочтительное произношение, по крайней мере, в американском английском. В недавнем опросе 61 процент участников группы использования указали, что используют (skĭ'zəm), а 31 процент сказали, что используют (sĭ'zəm). Меньшее число, 8 процентов, предпочитал третье произношение (shĭ'zəm)».
  2. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Раскол» . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 327.
  3. ^ Забудьте, Жак (1912). «Раскол» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  4. ^ «Ересь — лучшая идея, чем раскол?» . Вашингтон Таймс . 31 января 2004 г. Проверено 5 июля 2010 г.
  5. ^ Катехизис Восточной Православной Церкви , с. 42; Циклопедия Конкордии, цитируемая в «Юнионизме и синкретизме» – и PLI ; Православная практика – Выбор крестных родителей ; Кодекс канонического права, канон 751.
  6. ^ «Патриарх Константинопольский Варфоломей разорвал евхаристическое общение с архиепископом Афинским Христодулом » Новости » Православие.Европа.org» . www.orthodoxeurope.org .
  7. ^ Кодекс канонического права, канон 1364 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Эйдан Николс, Рим и восточные церкви (Liturgical Press 1992), с. 41 ISBN   978-1-58617-282-4
  9. ^ Келли, JND Early Christian Creeds Longmans 1960, стр. 296,7; 305–331
  10. ^ Лейтхарт, Питер Дж. (18 октября 2016 г.). «Дело против конфессионализма: увековечивание раскола». Конец протестантизма: стремление к единству в раздробленной церкви . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская группа Baker. п. 78. ИСБН  9781493405831 . Проверено 20 марта 2020 г. Причины разделения церкви сложны, а последствия могут быть парадоксальными. В исследовании протестантских расколов в Америке между 1890 и 1990 годами Джон Саттон и Марк Чавес пришли к выводу, что церкви разделяются не по чисто доктринальным причинам, а скорее «в ответ на попытки конфессиональных элит добиться организационной консолидации». [...] По иронии судьбы, «слияния и образования резко повышают вероятность раскола». Попытки воссоединить церковь могут пойти не так, как надо, и посеять новые и глубокие разногласия. По иронии судьбы, раскол может снизить вероятность раскола, хотя и ненадолго: «через год после основания или слияния уровень расколов в пять раз выше, чем через год после раскола».
  11. ^ Расколы «Расколы» . gameo.ru . {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  12. ^ Дешам, Симон (15 июня 2017 г.). «От Британии до Индии: масонство как связующая сила империи» . Э-рея. Электронный журнал исследований англоязычного мира . 14 (2). дои : 10.4000/erea.5853 . ISSN   1638-1718 .
  13. ^ «Атака на храм Шрингери и геноцид индусов Карнатаки со стороны Империи маратхов (1791 г.)» . История ислама . 31 октября 2020 г. Проверено 4 января 2022 г.
  14. ^ Гурусвами, Мохан (30 ноября 2021 г.). «Мохан Гурусвами | Кумбаконам Канчи Шанкарачарьи» . Деканская хроника . Проверено 4 января 2022 г.
  15. ^ «Ади Шанкар основал Канчи Шанкарамадам? – Информация противоречивая» . BBC News Тамильский (на тамильском языке). 01.03.2018 . Проверено 4 января 2022 г.
  16. ^ Редактор. «Отдел новостей ислама: «Чудо 19» Корана — это ложь?» . www.islamnewsroom.com . {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  17. ^ Почему мусульмане разделены на разные секты / школы мысли. Архивировано 15 сентября 2008 г. в Wayback Machine Закиром Наиком на IRF.net.
  18. ^ Тримингем (1998), стр.1
  19. ^ Кларк и Бейер 2009 , с. 326.
  20. ^ «И шестьдесят тысяч насорийцев покинули Знак Семи и вошли в Срединные холмы, место, где мы были свободны от господства всех других рас». Карен Л. Кинг, Что такое гностицизм? , 2005, стр. 140
  21. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Изменение ролей против Иисуса: взгляд мандеев. В Хорсли, Ричард (март 2010 г.). Христианское происхождение . Крепость Пресс. ISBN  9781451416640 . (стр. 94-111). Миннеаполис: Фортресс Пресс

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc3f0139c5ca15a0c864700953be4990__1718746500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/90/cc3f0139c5ca15a0c864700953be4990.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)