Селькнамская мифология
Селкнамская мифология — совокупность мифов селькнамов народов и хаушей Земли Огненной .
Источники
[ редактировать ]Мифология Селькнама известна сегодня прежде всего из работ австрийского этнолога Мартина Гузинде и франко-американского этнолога Анны Чепмен .
Космология
[ редактировать ]В мифологии Селькнама и Хауша космос разделен на четыре сёон или бесконечных неба, которые представляют четыре стороны света : [ 1 ]
- Камук: Северное небо.
- Кейкрук: Южное небо.
- Винтек: Восточное небо. Он считается самым важным из четырех сёонов, являясь резиденцией Темаукеля и источником всего сущего. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
- Кененик: Западное небо.
Каждый сёон связан с одним из времен года . Камук символизирует весну и лето , Кейкрук символизирует зиму , Кененик символизирует осень и, наконец, Винтек символизирует все времена года и, возможно, даже время . [ 5 ]
Боги и духи
[ редактировать ]
Религию народа Селькнам обычно называют политеистической , главным образом из-за существования различных персонажей, которых обычно считают божествами . Однако, согласно верованиям народа селькнамов, только Темаукель признается богом , тогда как другие персонажи идентифицируются как мифологические предки, а не боги. С другой стороны, характеристики, приписываемые этим мифологическим предкам, типичны для тех существ, которых можно было бы назвать богами . Из-за этого можно считать, что религия селькнамцев была, скорее, генотеистической . Таким образом, существует высшее существо, подобное Богу авраамических религий , соответствующее Темаукелю; мифологические боги или предки, называемые хауэн, из которых первым, кто населил Землю, был Кенос, бог-творец и терраформирующий , посланный Темаукелем; [ 2 ] и, наконец, Ксальпен и ее подчиненные-сорти, бывшие обитателями подземного мира, которые в церемонии Хайн были представлены мужчинами .
тема
[ редактировать ]Темаукель - верховный бог пантеона Селькнам и Хауш. [ 2 ] [ 3 ] и теоретически из всех селькнамских божеств это единственное, которое считается богом, поскольку остальные божества идентифицируются, а не как мифологические предки. Он изначальный бог и, следовательно, существовал всегда. [ 1 ] Он обитает в небесном куполе , на восточном небе или в Винтеке и является создателем его и первобытной Земли.
Хауэн
[ редактировать ]Люди Селькнама признавали Ховена не богами, а скорее мифологическими предками, поскольку единственным божеством как таковым является Темаукель. Они представляют собой великие силы природы и терраформирующие элементы, но прежде чем стать такими элементами, они существовали как люди. Среди наиболее важных — Кенос, первый хауэн; Кваньип и Ченуке; Кож, хауэн моря; Крен, хавен солнца; Кре, хаувен луны; Джош, какой снег; и Шенрр, как ветер.
Кенос
[ редактировать ]Кенос был первым хауэном, населявшим Землю. Он — бог-создатель, организатор и цивилизатор в мифологии Селькнама и самое важное божество после Темаукеля. Он был послан им с Небесного купола на раннюю Землю с миссией организовать ее и создать мифологических предков, которые будут формировать Землю. [ 2 ] [ 6 ]
Ксальпен и ее сорта
[ редактировать ]Ксалпен — богиня подземного мира. У нее есть семь спутников по имени Сортс: Сате, Йойсик, Вакус, Кейисл, Тален, Павус и Сану. Помимо них, есть много подчиненных Сортов, которым не присвоено конкретное имя. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Мифология |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Селкнамская космология» . Воображаемые города (на испанском языке) . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гусинде, Мартин. Индейцы Огненной Земли. Первый том том II. Селькнам (PDF) (на испанском языке). Аргентинский центр американской этнологии.
- ^ Jump up to: а б Чепмен, Энн. Традиционные культуры. Патагония. Конец света. Селькнам Огненной Земли (на испанском языке).
- ^ Идальго, Леуэде (1989). Культуры Чили, Том 1. Этнография. «Современные общества коренных народов и их идеология» (на испанском языке). Андрес Белло. ISBN 9789561314375 .
- ^ Чепмен, Энн (1982). Драма и власть в охотничьем обществе: Селкнамы Огненной Земли. . Кембриджские исследования по социальной антропологии . Архив Кубка. ISBN 9780521238847 .
- ^ Колоан, Франциско (1995). Парусник на якоре: хроники (на испанском языке). Издания ЛОМ . ISBN 9789567369270 .