движение Рошани
Движение Рошани ( пушту : روښاني غورځنګ , букв. « Просвещённое движение » ) — популистское несектантское суфийское движение, основанное в середине XVI века в регионе Пуштунистан на территории современных Пакистана и Афганистана и возникшее среди Пуштунские племена . Движение было основано Пиром Рошаном , воином -ормуром , суфийским поэтом и революционером. [1] Рошан бросил вызов неравенству и социальной несправедливости, которые, по его мнению, практикуются правящими властями Империи Великих Моголов . Он выступал за систему эгалитарных кодексов и принципов, которые его последователи, Рошания, пропагандировали в исламе. [2] Пир Рошан обучал и обучал последователей движения посредством новых и радикальных учений, которые ставили под сомнение основные исламские каноны того времени и пропагандировали эгалитарные принципы. [3] Его учение нашло отклик среди племен Африди , Оракзай , Халил , Моманд и Бангаш . [3]
Рошания были милленаристской суфийской группой, популярной среди пуштунского населения в северо-западных регионах Империи Великих Моголов . [4] Группа добилась сильного влияния и авторитета среди восточных пуштунских племен и сыграла значительную роль в истории пуштунов и в политике Империи Великих Моголов на ее западных границах. [5] Само движение было вызовом пуштунскому племенному обществу , и его целью было поднять вопросы лидерства, власти и социальной этики. [4] Его лидерами были последователи и ученики Пира Рошана, и членство в движении угрожало подорвать традиционное племенное руководство. Движение Рошания прошло три фазы: первая фаза длилась с 1565 по 1585 год, вторая фаза с 1585 по 1605 год и третья фаза с 1605 по 1632 год. [4]
Баязид Ансари, Пир Рошан [ править ]
Баязид Ансари родился в 1525 году и имел ранний опыт преследований со стороны Великих Моголов , который сохранялся на протяжении всей его жизни и в конечном итоге привел к тому, что он возглавил восстание против правительства Великих Моголов в Кабуле . [4] В юном возрасте Баязида отправили изучать Коран , и благодаря учебе он стал более набожным в поклонении Богу. [4] Он был образован, много путешествовал, знаком с мистикой и имел непосредственный опыт недовольства афганцев монополией Великих Моголов на политическую и военную власть. [5] За несколько лет учебы он достиг того, что считал союзом с Богом, но держал свои мистические переживания при себе. [5] В конце концов он начал принимать учеников. [4]
Баязид проповедовал жизнь в бедности, посте и памятовании о Боге, что нравилось беднейшим классам Канигурама . [4] По мере того как его ученики росли, местные улемы и суфийские пиры стали утверждать, что Баязид и его ученики были мошенниками, стремившимися к мирскому богатству и ничего не знавшими об истинной религии. [5] Когда его спросили, какой суфийской традиции он следует, он ответил, что следует божественной традиции. [4] Милленаристское качество его посланий объяснялось его акцентом на отказе от мирских занятий и на неизбежности дня воскресения. [4]
Подписчики [ править ]
Поскольку пуштунские племена традиционно считали, что религиозные законы и религиозные лидеры противоречат племенному закону или пуштунвали , их, возможно, привлек особый акцент Баязида на мистицизме в ущерб шариату и его осуждение религиозного истеблишмента. [4] Однако, приняв послание Баязида и самого Баязида, они просто поменяли одного религиозного лидера на другого. [5] Более того, некоторые племенные сардары рассматривали движение Рошания как источник возможной силы для себя в рамках своего внутриплеменного соперничества. [4] Бедных людей, родов и племен привлекало учение Баязида о необходимости молитвы , поста и бедности при подготовке к Судному Дню, потому что оно придавало смысл их жизни. [4] Наконец, более бедные племена были привлечены утверждением Баязида о том, что любой, кто не присоединится к движению, может быть привлечен к ответственности как неверный и что земли и имущество такого человека будут разграблены. [4] Также важно отметить, что Баязид первоначально написал свой « Хайр аль-Баян» на пушту , а это означало, что текст был более доступен пуштунам, чем арабский Коран , и что эти последователи в некоторой степени гордились его составом. [5]
Милленаристское послание Баязида о покаянии и подготовке к Судному Дню вызвало особенно сочувственную струну в религиозных чувствах пуштунов. [5] Пуштунов также привлекал его более мистический подход к религии, который преуменьшал значение внешних практик шариата. [4]
Ответ [ править ]
Что касается распространения своего послания, Баязид очень хорошо его рекламировал. Послания и письма постоянно отправлялись в близлежащие районы и места Индии и Центральной Азии . [4] В конце 1560-х годов, живя в Хаштнагаре (современная Хайбер-Пахтунхва , Пакистан), он посылал своих учеников с письмами, призывая людей присоединиться к движению и принять его как идеального наставника. [4]
Поворотный момент в движении произошел в 1570 году, когда племя Туи в Нанграхаре , принявшее Баязида в качестве Пир-э-Камиля , напало на караван и разграбило его. [4] Когда Баязид узнал, что караван подвергся нападению, он отправил извинения Мирзе Хакину в Кабул. [5] Тем не менее, советники Мирзы Хакима убедили его, что Баязид несет ответственность за действия племени Туи , и послали фермера либо убить, либо схватить Баязида. [4]
Незадолго до своей смерти, проведя время в укрытии и бегстве, Баязид помог африди и оракзаи изгнать тирахи из Тиры . [4]
племени Рошани Восстание
После смерти Баязида Ансари отец Монсеррат , также известный как «Джалала», стал лидером движения Рошани. [3] Сначала он отправился в Тирах, где организовал вспышку насилия между племенами Африди и Оракзаи. [4] Африди и оракзаи нападали и грабили караваны, совершали набеги и убивали без разбора афганцев , Великих Моголов и индусов . [5] Это спровоцировало контратаки, и после серии поражений многие соплеменники покинули Джалалу, и он бежал из Тиры к Юсуфзаи . [4] В 1601 году, через двадцать лет после принятия на себя руководства движением Рошания, Джалала и Рошани отправились на помощь лоханским пуштунам в Газни . [5] Однако хазарейцы . этого региона напали на лохани, и когда лохани обратились к рошани, они напали и на рошани [4] Рошани преследовали, пока в конце концов их не догнали, а Джалала не был убит. Однако смерть Джалалы не стала концом движения.
В истории Афганистана [ править ]
Движение Рошания было религиозным, социальным и политическим вызовом отдельным афганцам и неафганцам, а также афганским пуштунским племенам. [4] Акцент Баязида на аскетической жизни, мистицизме и покаянии в ожидании Судного дня был темой, которая привлекла множество людей и вызвала поначалу положительную реакцию со стороны афганских соплеменников. [4] При жизни Баязида и его позиции лидера движения пантеистический суфийский характер движения Рошания и его массовая милленаристская привлекательность были ошеломляющими. [5] После смерти Баязида в 1575 году пантеистический суфийский характер движения становился все менее и менее заметным. [4]
Доктрины Рошания были более мистическими и менее откровенно законными, что делало их более привлекательными для афганцев, которые считали, что шариат противоречит племенным обычаям пуштунвали. [4] Самая большая проблема движения Рошания для пуштунского племенного общества возникла, когда религиозные лидеры соревновались с традиционными вождями за лидерство в племени. [5]
Вклад в язык пушту [ править ]
Основателю движения Рошани Баязиду Пиру Рошану приписывают изобретение пуштуского алфавита и написание одной из самых ранних известных проз на пушту. Его алфавит проложил путь к написанию дальнейшей литературы и поэзии на пушту. Движение Рошани дало пушту несколько известных поэтов XVI и XVII веков.
Ссылки [ править ]
- ^ «Баязид Ансари на Khyber.Org» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Босин, Юрий В (2009). «Движение Рошания и Ханское восстание». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Издательство Блэквелл. п. 2869. ИСБН 9781405184649 . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Николс, Роберт. Урегулирование границы: Земля, закон и общество в долине Пешавара, 1500–1900 гг . Пенсильванский университет, 1997 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Арлингхаус, Йозеф Теодор. Трансформация афганского племенного общества: племенная экспансия, империализм Великих Моголов и восстание Рошания, 1450-1600 гг. Дисс. Университет Дьюка, 1988 год.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Николс, Роберт. Урегулирование границы: Земля, закон и общество в долине Пешавара, 1500–1900 гг. Пенсильванский университет, 1997 г.