Когнитивная наука о религии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2011 г. ) |
Часть серии о |
Духовность |
---|
Контур |
Влияния |
Исследовать |
Когнитивная наука о религии — это изучение религиозной мысли, теории и поведения с точки зрения когнитивных наук . Ученые в этой области стремятся объяснить, как человеческий разум приобретает, генерирует и передает религиозные мысли, практики и схемы посредством обычных когнитивных способностей.
История [ править ]
Хотя религия была предметом серьезных научных исследований, по крайней мере, с конца девятнадцатого века, изучение религии как когнитивного феномена началось сравнительно недавно. Хотя он часто опирается на более ранние исследования в области антропологии религии. [1] и социология религии , когнитивная наука о религии рассматривает результаты этой работы в контексте эволюционных и когнитивных теорий. Как таковая, когнитивная наука о религии стала возможной только благодаря когнитивной революции 1950-х годов и развитию, начиная с 1970-х годов, социобиологии и других подходов, объясняющих человеческое поведение в эволюционных терминах, особенно эволюционной психологии .
Хотя Дэн Спербер предвосхитил когнитивную науку о религии в своей книге «Переосмысление символизма» 1975 года , самые ранние исследования, подпадающие под эту дисциплину, были опубликованы в 1980-х годах. Стюарта Э. Гатри. «Когнитивная теория религии» [2] имел важное значение для изучения антропоморфизма в религии. Эта работа в конечном итоге привела к разработке концепции устройства обнаружения гиперактивных агентов , которая является ключевой концепцией в когнитивной науке о религии. В работе Скотта Атрана « Когнитивные основы естествознания: на пути к антропологии науки» противопоставляется когнитивной обработке привлекающих внимание и, следовательно, запоминающихся и передаваемых в культуре аспектов контринтуитивных «мифо-религиозных убеждений» (например, о бестелесных существах). с контринтуитивными аспектами научного мышления, которые также изначально нарушают онтологические предположения здравого смысла о структуре мира (например, невидимые существа).
Официально это месторождение было создано в 1990-х годах. За это десятилетие было опубликовано большое количество весьма влиятельных и основополагающих книг и статей. К ним относятся «Переосмысление религии: соединение познания и культуры и доведение ритуала до сознания: психологические основы культурных форм» Э. Томаса Лоусона и Роберта Макколи, «Естественность религиозных идей» Паскаля Бойера , «Внутри культа» и «Аргументы и иконы» Харви Уайтхауса и книга Гатри. развитие его ранних теорий в книге «Лица в облаках» длиной в книгу . В 1990-х годах эти и другие исследователи, работавшие независимо в самых разных дисциплинах, открыли для себя работы друг друга и нашли ценные параллели между своими подходами, в результате чего начало формироваться что-то вроде самосознательной исследовательской традиции. [ нужна ссылка ] К 2000 году эта область была достаточно четко определена, и Джастин Л. Барретт ввел термин «когнитивная наука о религии» в своей статье «Изучение естественных основ религии» . [3]
Эта область остается несколько расплывчатой, объединяя исследователей из различных областей. Большая часть сплоченности в этой области происходит не из общих детальных теоретических обязательств, а из общей методологической точки зрения: готовности рассматривать религию в когнитивных и эволюционных терминах.
Теоретическая основа [ править ]
Несмотря на отсутствие согласия относительно теоретической основы работы в когнитивной науке о религии, можно выделить некоторые тенденции. Наиболее важным из них является использование теорий, разработанных в рамках эволюционной психологии . Этот конкретный подход к эволюционному объяснению человеческого поведения особенно подходит для объяснения религии, основанного на когнитивных побочных продуктах, которое наиболее популярно среди религиоведов-когнитивистов. [4] Это связано с тем, что в эволюционной психологии основное внимание уделяется объяснениям побочных продуктов и наследственных черт. Особенно важной концепцией, связанной с этим подходом, является модульность разума , используемая для обоснования представлений о психических механизмах, которые считаются ответственными за религиозные убеждения. Важные примеры работ, подпадающих под эту категорию, представлены исследованиями, проведенными Паскалем Бойером и Джастином Л. Барреттом .
Однако эти теоретические убеждения разделяют не все ученые-когнитивисты, занимающиеся религиоведением. Продолжающиеся дебаты относительно сравнительных преимуществ различных эволюционных объяснений человеческого поведения. [5] нашли отражение в когнитивной науке о религии: теория двойного наследования недавно завоевала сторонников среди исследователей в этой области, включая Армина Гирца и Ара Норензаяна. Ощутимым преимуществом этой теоретической основы является ее способность справляться с более сложными взаимодействиями между когнитивными и культурными явлениями, но за это приходится платить экспериментальным дизайном, который должен учитывать более богатый диапазон возможностей.
Основные понятия [ править ]
побочный Когнитивный продукт
Мнение о том, что религиозные верования и практики следует понимать как нефункциональные, а как созданные человеческими когнитивными механизмами, функциональными вне контекста религии. Примерами этого являются устройство обнаружения гиперактивных агентов и минимально нелогичные концепции. [6] или процесс инициации [7] объяснение буддизма и даосизма . Объяснение религии как побочный когнитивный продукт представляет собой применение концепции спандрела и концепции экзаптации, исследованных, среди прочего, Стивеном Джеем Гулдом . Мнение о том, что религиозные верования и практики являются эволюционными препятствиями, вызывает ряд критиков. [8]
Минимально нелогичные концепции [ править ]
Концепции, которые в основном соответствуют человеческим предубеждениям, но расходятся с ними одним или двумя поразительными способами. Эти концепции легко запомнить (благодаря противоречивым элементам) и легко использовать (благодаря тому, что они в значительной степени соответствуют ожиданиям людей). Примеры включают говорящие деревья и бестелесных агентов. Паскаль Бойер утверждает, что в эту категорию попадают многие религиозные организации. [9] Тот факт, что минимально контринтуитивные идеи запоминаются лучше, чем интуитивные и максимально контринтуитивные идеи, Упал назвал эффектом минимальной контринтуитивности или MCI-эффектом. [10]
Устройство обнаружения гиперактивных агентств [ править ]
Ученый-когнитивист Джастин Л. Барретт постулирует, что этот психический механизм, функция которого заключается в выявлении активности агентов, может способствовать вере в присутствие сверхъестественного. Учитывая относительную стоимость неспособности обнаружить агента, этот механизм считается гиперактивным, вызывающим большое количество ложноположительных ошибок . Стюарт Э. Гатри и другие утверждали, что эти ошибки могут объяснить появление сверхъестественных концепций.
Просоциальная адаптация
Согласно теории просоциальной адаптации религии, религиозные верования и практики следует понимать как имеющие функцию выявления адаптивного просоциального поведения и предотвращения проблемы безбилетника . [11] В когнитивной науке о религии этот подход в первую очередь реализуется Ричардом Сосисом. Дэвид Слоан Уилсон является еще одним крупным сторонником этого подхода и интерпретирует религию как адаптацию на уровне группы, но его работа обычно рассматривается как выходящая за рамки когнитивной науки о религии.
Дорогостоящая сигнализация [ править ]
Практики, на которые из-за их стоимости можно положиться, чтобы обеспечить честный сигнал о намерениях агента. Ричард Сосис предположил, что религиозные практики можно объяснить как дорогостоящие сигналы готовности к сотрудничеству. Аналогичную аргументацию придерживались Лайл Стедман и Крейг Палмер. С другой стороны, Д. Джейсон Слоун утверждал, что религиозность может быть дорогостоящим сигналом, используемым в качестве стратегии спаривания , поскольку религиозность служит показателем «семейных ценностей».
Двойное наследование [ править ]
В контексте когнитивной науки о религии теорию двойного наследования можно понимать как попытку объединить теории побочного когнитивного продукта и просоциальной адаптации с использованием теоретического подхода, разработанного , среди прочего, Робертом Бойдом и Питером Ричерсоном . Основная точка зрения состоит в том, что, хотя вера в сверхъестественные существа является побочным когнитивным продуктом, культурные традиции используют такие убеждения для мотивации просоциального поведения. Сложную формулировку этого подхода можно найти у Скотта Атрана и Джозефа Хенриха (2010). [12]
См. также [ править ]
- Когнитивная экология религии - Исследование связей между верованиями и окружающей средой.
- Эволюционная эпистемология - неоднозначный термин, применяемый к нескольким концепциям.
- Эволюционное происхождение религий . Возникновение религиозного поведения обсуждается с точки зрения естественной эволюции.
- Эволюционная психология религии - Исследование религиозных убеждений с использованием принципов эволюционной психологии.
- Международная ассоциация когнитивной науки о религии ( IACSR ) - организация когнитивных наук.
- Нейротеология – попытки объяснить религиозный опыт с точки зрения нейробиологии.
- Психология религии - Аналитический подход к религии
- Связь между религией и наукой
Ссылки [ править ]
- ^ Гирц К. (1966) «Религия как культурная система» В: Бэнтон, М. (редактор) Антропологические подходы к изучению религии Лондон: Тависток, стр. 1-46.
- ^ Текущая антропология 21 (2) 1980, стр. 181-203.
- ^ Барретт, Джастин (1 января 2000 г.). «Изучение естественных основ религии». Тенденции в когнитивных науках . 4 (1): 29–34. дои : 10.1016/S1364-6613(99)01419-9 . ПМИД 10637620 . S2CID 8405051 .
- ^ Пюйсяйнен, Илкка и Марк Хаузер (март 2010 г.). «Происхождение религии: эволюционная адаптация или побочный продукт?». Тенденции в когнитивных науках . 14 (3): 104–09. дои : 10.1016/j.tics.2009.12.007 . ПМИД 20149715 . S2CID 23939680 .
- ^ Обзор см. Лаланд К. и Браун Д. (2002) Смысл и чепуха: эволюционные взгляды на человеческое поведение, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Минимальная нелогичность» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Кресс, Оливер (1993). «Новый подход к когнитивному развитию: онтогенез и процесс инициации». Эволюция и познание 2 (4): 319–332.
- ^ Джонсон, Доминик (2016). Бог наблюдает за тобой: Как страх Божий делает нас людьми . Издательство Оксфордского университета. Шоцик, Конрад; Ван Эйген, Ганс (2021). Пересмотр когнитивной и эволюционной науки о религии: Религия как адаптация . Спрингер.
- ^ Бойер, Паскаль. Естественность религиозных идей , Калифорнийский университет, 1994.
- ^ Упал, Массачусетс (2010). «Альтернативный взгляд на минимальный эффект контринтуитивности», Журнал исследований когнитивных систем , 11 (2), 194–203.
- ^ Уилсон, Дэвид Слоан (2002). Дарвиновский собор: эволюция, религия и природа общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226901350 .
- ^ Атран, Скотт; Генрих, Йозеф (14 апреля 2015 г.). «Эволюция религии: как побочные продукты познания, эвристика адаптивного обучения, ритуальные проявления и групповая конкуренция порождают глубокую приверженность просоциальным религиям». Биологическая теория . 5 (1): 18–30. дои : 10.1162/BIOT_a_00018 . S2CID 5093290 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Атран С. и Норензаян А. (2004). «Эволюционный ландшафт религии: контринтуиция, приверженность, сострадание, общение». Поведенческие и мозговые науки 27, 713–770.
- Барретт, Дж.Л. «Когнитивная наука о религии: что это такое и почему?» Религиозный компас 2007, том 1.
- Барретт, Дж.Л. «Изучение естественных основ религии». Тенденции в когнитивных науках , 2000, том. 4 стр. 29–34
- Барретт, Дж.Л. Почему кто-то должен верить в Бога? АльтаМира Пресс, 2004.
- Барретт, Дж. Л. и Джонатан А. Ланман. «Наука о религиозных верованиях». Религия 38, 2008. 109-124.
- Барретт, Натаниэль Ф. На пути к альтернативной эволюционной теории религии: взгляд за пределы вычислительной эволюционной психологии в более широкое поле возможностей. Журнал Американской академии религии, сентябрь 2010 г., Vol. 78, № 3, стр. 583–621.
- Бойер, Паскаль. Естественность религиозных идей , Калифорнийский университет, 1994.
- Бойер, Паскаль. Объяснение религии: эволюционные истоки религиозной мысли. Основные книги, 2001 г.
- Бойер, Паскаль. «Религиозная мысль и поведение как побочные продукты функций мозга», Trends in Cognitive Sciences 7, стр. 119–24.
- Бойер П. и Льенар П. «Почему ритуализированное поведение? Системы предосторожности и анализ действий в ритуалах развития, патологиях и культуре. Поведенческие и мозговые науки 29: 595-650.
- Коэн, Э. Одержимый разумом. Познание одержимости духом в афро-бразильской религиозной традиции Издательство Оксфордского университета.
- Де Круз, Хелен и Де Смедт, Йохан. (2015). «Естественная история естественного богословия. Когнитивная наука теологии и философии религии». МИТ Пресс, 2015.
- Гирц, Армин В. (2004). «Когнитивные подходы к изучению религии», в книге П. Антеса, А.В. Гирца, Р.Р. Уорна (ред.). Новые подходы к изучению религии, том 2: текстуальный, сравнительный, социологический и когнитивный подходы . Берлин: Вальтер де Грюйтер, стр. 347–399.
- Гирц, Армин В. (2008). «От обезьян до дьяволов и ангелов: сравнение сценариев эволюции религии», в J. Bulbulia et al. (Ред.) Эволюция религии: исследования, теории и критика Санта-Маргарита: Collins Foundation Press, стр. 43–49.
- Гатри, ЮВ (1993). Лица в облаках: новая теория религии Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Найт Н., Соуза П., Барретт Дж. Л. и Атран С. (2004). «Атрибуция убеждений детей людям и Богу». Когнитивная наука 28 (1): 117–126.
- Кресс, О. (1993). «Новый подход к когнитивному развитию: онтогенез и процесс инициации». Эволюция и познание 2 (4): 319–332.
- Лоусон, Э.Т. «На пути к когнитивной науке о религии». Нумен 47 (3): 338–349 (12).
- Лоусон, ET «Религиозная мысль». Энциклопедия когнитивных наук, том 3 (A607).
- Лоусон, ET и МакКоли, RN. Переосмысление религии: соединение познания и культуры Издательство Кембриджского университета, 1990.
- Легар К. и Гельман С. «Колдовство, биология или и то, и другое: сосуществование естественных и сверхъестественных объяснительных рамок в процессе развития». Когнитивная наука 32 (4): 607-642.
- Лайт Т. и Уилсон Б. (ред.). Религия как человеческая способность: праздничная статья в честь Э. Томаса Лоусона Брилла, 2004.
- МакКоли, Р.Н. «Естественность религии и неестественность науки». Объяснение и познание (ред. Кейла и Уилсона), стр. 61–85. МИТ Пресс, 2000.
- МакКоли, Р.Н. и Лоусон, Э.Т. Приведение ритуала в сознание: психологические основы культурных форм, издательство Кембриджского университета, 2002.
- МакКоркл-младший, Уильям В. Ритуализация избавления от умерших: от трупа к концепции Питер Лэнг, 2010.
- Норензаян А., Атран С., Фолкнер Дж. и Шаллер М. (2006). «Память и тайна: культурный выбор минимально нелогичных повествований». Когнитивная наука 30, 531–553.
- Наколлс, К. «Скучные ритуалы», Журнал ритуальных исследований, 2006 г.
- Пюисияйнен, И. Как работает религия: на пути к новой когнитивной науке о религии Брилл, 2001.
- Слон, диджей. Богословская некорректность: почему религиозные люди верят в то, во что не следует, Oxford University Press, 2004.
- Слон, диджей (ред.). Религия и познание: Reader Equinox Press, 2006.
- Слоун, DJ, и Ван Слайк, Дж. Притяжение религии . Блумсбери Академик Пресс. 2015.
- Соренсен, Дж. «Когнитивная теория магии». АльтаМира Пресс, 2006.
- Спербер, Д. Переосмысление символизма, издательство Кембриджского университета, 1975.
- Спербер, Д. Объясняя культуру , издательство Blackwell, 1996.
- Тальмонт-Камински, К. (2013). Религия как магическая идеология: как сверхъестественное отражает рациональность Дарем: Проницательность.
- Тэйвс, А. «Переосмысленный религиозный опыт: структурный подход к изучению религии и других особых вещей», Princeton University Press, 2011.
- Тремлин, Т. Мысли и боги: когнитивные основы религии Oxford University Press, 2006.
- Упал, Массачусетс (2005). «К когнитивной науке новых религиозных движений», « Познание и культура» , 5 (2), 214–239.
- Упал, Массачусетс, Гонс, Л., Твини, Р. и Слон, Дж. (2007). Контекстуализация контринтуитивности: как контекст влияет на понимание и запоминаемость контринтуитивных концепций, Cognitive Science, 31 (3), 415-439.
- Ван Эйген, Х., Пилс, Р., Ван ден Бринк, Г. (2018) «Новые достижения в когнитивной науке о религии: рациональность религиозных убеждений», Лондон: Springer.
- Уайт, Клиаре (2021). Введение в когнитивную науку о религии , Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
- Уайтхаус, Х. (1995). Внутри культа: религиозные инновации и их распространение в Папуа-Новой Гвинее Оксфорд: Clarendon Press.
- Уайтхаус, Х. (1996a). «Явления, речи и кольца: Опыт духов» в Дадуле. Жаннетт Магео и Алан Ховард (редакторы). Духи в культуре, истории и разуме Нью-Йорк: Рутледж.
- Уайтхаус, Х. (1996b). «Обряды террора: эмоции, метафоры и память в меланезийских культах инициации» Журнал Королевского антропологического института 2, 703–715.
- Уайтхаус, Х. (2000). Аргументы и символы: различные способы религиозности Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Уайтхаус, Х. (2004). Способы религиозности: когнитивная теория религиозной передачи Уолнат-Крик, Калифорния: AltaMira Press.
- Ксигалатас Д. и МакКоркл младший WW (ред.). Ментальная культура: классическая социальная теория и когнитивная наука о религии Дарем: Проницательность.
- Овсепян Мари, Анатомия неверия, К материалистическому подходу к когнитивной науке (не)религии, страницы 15 . Эд. Соллередер Б. и МакГрат А. (ред.). (2022). Новые голоса в науке и теологии: вклад молодых женщин (1-е изд.). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781003251446