Jump to content

Когнитивная наука о религии

Когнитивная наука о религии — это изучение религиозной мысли, теории и поведения с точки зрения когнитивных наук . Ученые в этой области стремятся объяснить, как человеческий разум приобретает, генерирует и передает религиозные мысли, практики и схемы посредством обычных когнитивных способностей.

История [ править ]

Хотя религия была предметом серьезных научных исследований, по крайней мере, с конца девятнадцатого века, изучение религии как когнитивного феномена началось сравнительно недавно. Хотя он часто опирается на более ранние исследования в области антропологии религии. [1] и социология религии , когнитивная наука о религии рассматривает результаты этой работы в контексте эволюционных и когнитивных теорий. Как таковая, когнитивная наука о религии стала возможной только благодаря когнитивной революции 1950-х годов и развитию, начиная с 1970-х годов, социобиологии и других подходов, объясняющих человеческое поведение в эволюционных терминах, особенно эволюционной психологии .

Хотя Дэн Спербер предвосхитил когнитивную науку о религии в своей книге «Переосмысление символизма» 1975 года , самые ранние исследования, подпадающие под эту дисциплину, были опубликованы в 1980-х годах. Стюарта Э. Гатри. «Когнитивная теория религии» [2] имел важное значение для изучения антропоморфизма в религии. Эта работа в конечном итоге привела к разработке концепции устройства обнаружения гиперактивных агентов , которая является ключевой концепцией в когнитивной науке о религии. В работе Скотта Атрана « Когнитивные основы естествознания: на пути к антропологии науки» противопоставляется когнитивной обработке привлекающих внимание и, следовательно, запоминающихся и передаваемых в культуре аспектов контринтуитивных «мифо-религиозных убеждений» (например, о бестелесных существах). с контринтуитивными аспектами научного мышления, которые также изначально нарушают онтологические предположения здравого смысла о структуре мира (например, невидимые существа).

Официально это месторождение было создано в 1990-х годах. За это десятилетие было опубликовано большое количество весьма влиятельных и основополагающих книг и статей. К ним относятся «Переосмысление религии: соединение познания и культуры и доведение ритуала до сознания: психологические основы культурных форм» Э. Томаса Лоусона и Роберта Макколи, «Естественность религиозных идей» Паскаля Бойера , «Внутри культа» и «Аргументы и иконы» Харви Уайтхауса и книга Гатри. развитие его ранних теорий в книге «Лица в облаках» длиной в книгу . В 1990-х годах эти и другие исследователи, работавшие независимо в самых разных дисциплинах, открыли для себя работы друг друга и нашли ценные параллели между своими подходами, в результате чего начало формироваться что-то вроде самосознательной исследовательской традиции. [ нужна ссылка ] К 2000 году эта область была достаточно четко определена, и Джастин Л. Барретт ввел термин «когнитивная наука о религии» в своей статье «Изучение естественных основ религии» . [3]

Эта область остается несколько расплывчатой, объединяя исследователей из различных областей. Большая часть сплоченности в этой области происходит не из общих детальных теоретических обязательств, а из общей методологической точки зрения: готовности рассматривать религию в когнитивных и эволюционных терминах.

Теоретическая основа [ править ]

Несмотря на отсутствие согласия относительно теоретической основы работы в когнитивной науке о религии, можно выделить некоторые тенденции. Наиболее важным из них является использование теорий, разработанных в рамках эволюционной психологии . Этот конкретный подход к эволюционному объяснению человеческого поведения особенно подходит для объяснения религии, основанного на когнитивных побочных продуктах, которое наиболее популярно среди религиоведов-когнитивистов. [4] Это связано с тем, что в эволюционной психологии основное внимание уделяется объяснениям побочных продуктов и наследственных черт. Особенно важной концепцией, связанной с этим подходом, является модульность разума , используемая для обоснования представлений о психических механизмах, которые считаются ответственными за религиозные убеждения. Важные примеры работ, подпадающих под эту категорию, представлены исследованиями, проведенными Паскалем Бойером и Джастином Л. Барреттом .

Однако эти теоретические убеждения разделяют не все ученые-когнитивисты, занимающиеся религиоведением. Продолжающиеся дебаты относительно сравнительных преимуществ различных эволюционных объяснений человеческого поведения. [5] нашли отражение в когнитивной науке о религии: теория двойного наследования недавно завоевала сторонников среди исследователей в этой области, включая Армина Гирца и Ара Норензаяна. Ощутимым преимуществом этой теоретической основы является ее способность справляться с более сложными взаимодействиями между когнитивными и культурными явлениями, но за это приходится платить экспериментальным дизайном, который должен учитывать более богатый диапазон возможностей.

Основные понятия [ править ]

побочный Когнитивный продукт

Мнение о том, что религиозные верования и практики следует понимать как нефункциональные, а как созданные человеческими когнитивными механизмами, функциональными вне контекста религии. Примерами этого являются устройство обнаружения гиперактивных агентов и минимально нелогичные концепции. [6] или процесс инициации [7] объяснение буддизма и даосизма . Объяснение религии как побочный когнитивный продукт представляет собой применение концепции спандрела и концепции экзаптации, исследованных, среди прочего, Стивеном Джеем Гулдом . Мнение о том, что религиозные верования и практики являются эволюционными препятствиями, вызывает ряд критиков. [8]

Минимально нелогичные концепции [ править ]

Концепции, которые в основном соответствуют человеческим предубеждениям, но расходятся с ними одним или двумя поразительными способами. Эти концепции легко запомнить (благодаря противоречивым элементам) и легко использовать (благодаря тому, что они в значительной степени соответствуют ожиданиям людей). Примеры включают говорящие деревья и бестелесных агентов. Паскаль Бойер утверждает, что в эту категорию попадают многие религиозные организации. [9] Тот факт, что минимально контринтуитивные идеи запоминаются лучше, чем интуитивные и максимально контринтуитивные идеи, Упал назвал эффектом минимальной контринтуитивности или MCI-эффектом. [10]

Устройство обнаружения гиперактивных агентств [ править ]

Ученый-когнитивист Джастин Л. Барретт постулирует, что этот психический механизм, функция которого заключается в выявлении активности агентов, может способствовать вере в присутствие сверхъестественного. Учитывая относительную стоимость неспособности обнаружить агента, этот механизм считается гиперактивным, вызывающим большое количество ложноположительных ошибок . Стюарт Э. Гатри и другие утверждали, что эти ошибки могут объяснить появление сверхъестественных концепций.

Просоциальная адаптация

Согласно теории просоциальной адаптации религии, религиозные верования и практики следует понимать как имеющие функцию выявления адаптивного просоциального поведения и предотвращения проблемы безбилетника . [11] В когнитивной науке о религии этот подход в первую очередь реализуется Ричардом Сосисом. Дэвид Слоан Уилсон является еще одним крупным сторонником этого подхода и интерпретирует религию как адаптацию на уровне группы, но его работа обычно рассматривается как выходящая за рамки когнитивной науки о религии.

Дорогостоящая сигнализация [ править ]

Практики, на которые из-за их стоимости можно положиться, чтобы обеспечить честный сигнал о намерениях агента. Ричард Сосис предположил, что религиозные практики можно объяснить как дорогостоящие сигналы готовности к сотрудничеству. Аналогичную аргументацию придерживались Лайл Стедман и Крейг Палмер. С другой стороны, Д. Джейсон Слоун утверждал, что религиозность может быть дорогостоящим сигналом, используемым в качестве стратегии спаривания , поскольку религиозность служит показателем «семейных ценностей».

Двойное наследование [ править ]

В контексте когнитивной науки о религии теорию двойного наследования можно понимать как попытку объединить теории побочного когнитивного продукта и просоциальной адаптации с использованием теоретического подхода, разработанного , среди прочего, Робертом Бойдом и Питером Ричерсоном . Основная точка зрения состоит в том, что, хотя вера в сверхъестественные существа является побочным когнитивным продуктом, культурные традиции используют такие убеждения для мотивации просоциального поведения. Сложную формулировку этого подхода можно найти у Скотта Атрана и Джозефа Хенриха (2010). [12]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Гирц К. (1966) «Религия как культурная система» В: Бэнтон, М. (редактор) Антропологические подходы к изучению религии Лондон: Тависток, стр. 1-46.
  2. ^ Текущая антропология 21 (2) 1980, стр. 181-203.
  3. ^ Барретт, Джастин (1 января 2000 г.). «Изучение естественных основ религии». Тенденции в когнитивных науках . 4 (1): 29–34. дои : 10.1016/S1364-6613(99)01419-9 . ПМИД   10637620 . S2CID   8405051 .
  4. ^ Пюйсяйнен, Илкка и Марк Хаузер (март 2010 г.). «Происхождение религии: эволюционная адаптация или побочный продукт?». Тенденции в когнитивных науках . 14 (3): 104–09. дои : 10.1016/j.tics.2009.12.007 . ПМИД   20149715 . S2CID   23939680 .
  5. ^ Обзор см. Лаланд К. и Браун Д. (2002) Смысл и чепуха: эволюционные взгляды на человеческое поведение, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  6. ^ «Минимальная нелогичность» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. Проверено 24 февраля 2015 г.
  7. ^ Кресс, Оливер (1993). «Новый подход к когнитивному развитию: онтогенез и процесс инициации». Эволюция и познание 2 (4): 319–332.
  8. ^ Джонсон, Доминик (2016). Бог наблюдает за тобой: Как страх Божий делает нас людьми . Издательство Оксфордского университета. Шоцик, Конрад; Ван Эйген, Ганс (2021). Пересмотр когнитивной и эволюционной науки о религии: Религия как адаптация . Спрингер.
  9. ^ Бойер, Паскаль. Естественность религиозных идей , Калифорнийский университет, 1994.
  10. ^ Упал, Массачусетс (2010). «Альтернативный взгляд на минимальный эффект контринтуитивности», Журнал исследований когнитивных систем , 11 (2), 194–203.
  11. ^ Уилсон, Дэвид Слоан (2002). Дарвиновский собор: эволюция, религия и природа общества . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226901350 .
  12. ^ Атран, Скотт; Генрих, Йозеф (14 апреля 2015 г.). «Эволюция религии: как побочные продукты познания, эвристика адаптивного обучения, ритуальные проявления и групповая конкуренция порождают глубокую приверженность просоциальным религиям». Биологическая теория . 5 (1): 18–30. дои : 10.1162/BIOT_a_00018 . S2CID   5093290 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Атран С. и Норензаян А. (2004). «Эволюционный ландшафт религии: контринтуиция, приверженность, сострадание, общение». Поведенческие и мозговые науки 27, 713–770.
  • Барретт, Дж.Л. «Когнитивная наука о религии: что это такое и почему?» Религиозный компас 2007, том 1.
  • Барретт, Дж.Л. «Изучение естественных основ религии». Тенденции в когнитивных науках , 2000, том. 4 стр. 29–34
  • Барретт, Дж.Л. Почему кто-то должен верить в Бога? АльтаМира Пресс, 2004.
  • Барретт, Дж. Л. и Джонатан А. Ланман. «Наука о религиозных верованиях». Религия 38, 2008. 109-124.
  • Барретт, Натаниэль Ф. На пути к альтернативной эволюционной теории религии: взгляд за пределы вычислительной эволюционной психологии в более широкое поле возможностей. Журнал Американской академии религии, сентябрь 2010 г., Vol. 78, № 3, стр. 583–621.
  • Бойер, Паскаль. Естественность религиозных идей , Калифорнийский университет, 1994.
  • Бойер, Паскаль. Объяснение религии: эволюционные истоки религиозной мысли. Основные книги, 2001 г.
  • Бойер, Паскаль. «Религиозная мысль и поведение как побочные продукты функций мозга», Trends in Cognitive Sciences 7, стр. 119–24.
  • Бойер П. и Льенар П. «Почему ритуализированное поведение? Системы предосторожности и анализ действий в ритуалах развития, патологиях и культуре. Поведенческие и мозговые науки 29: 595-650.
  • Коэн, Э. Одержимый разумом. Познание одержимости духом в афро-бразильской религиозной традиции Издательство Оксфордского университета.
  • Де Круз, Хелен и Де Смедт, Йохан. (2015). «Естественная история естественного богословия. Когнитивная наука теологии и философии религии». МИТ Пресс, 2015.
  • Гирц, Армин В. (2004). «Когнитивные подходы к изучению религии», в книге П. Антеса, А.В. Гирца, Р.Р. Уорна (ред.). Новые подходы к изучению религии, том 2: текстуальный, сравнительный, социологический и когнитивный подходы . Берлин: Вальтер де Грюйтер, стр. 347–399.
  • Гирц, Армин В. (2008). «От обезьян до дьяволов и ангелов: сравнение сценариев эволюции религии», в J. Bulbulia et al. (Ред.) Эволюция религии: исследования, теории и критика Санта-Маргарита: Collins Foundation Press, стр. 43–49.
  • Гатри, ЮВ (1993). Лица в облаках: новая теория религии Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Найт Н., Соуза П., Барретт Дж. Л. и Атран С. (2004). «Атрибуция убеждений детей людям и Богу». Когнитивная наука 28 (1): 117–126.
  • Кресс, О. (1993). «Новый подход к когнитивному развитию: онтогенез и процесс инициации». Эволюция и познание 2 (4): 319–332.
  • Лоусон, Э.Т. «На пути к когнитивной науке о религии». Нумен 47 (3): 338–349 (12).
  • Лоусон, ET «Религиозная мысль». Энциклопедия когнитивных наук, том 3 (A607).
  • Лоусон, ET и МакКоли, RN. Переосмысление религии: соединение познания и культуры Издательство Кембриджского университета, 1990.
  • Легар К. и Гельман С. «Колдовство, биология или и то, и другое: сосуществование естественных и сверхъестественных объяснительных рамок в процессе развития». Когнитивная наука 32 (4): 607-642.
  • Лайт Т. и Уилсон Б. (ред.). Религия как человеческая способность: праздничная статья в честь Э. Томаса Лоусона Брилла, 2004.
  • МакКоли, Р.Н. «Естественность религии и неестественность науки». Объяснение и познание (ред. Кейла и Уилсона), стр. 61–85. МИТ Пресс, 2000.
  • МакКоли, Р.Н. и Лоусон, Э.Т. Приведение ритуала в сознание: психологические основы культурных форм, издательство Кембриджского университета, 2002.
  • МакКоркл-младший, Уильям В. Ритуализация избавления от умерших: от трупа к концепции Питер Лэнг, 2010.
  • Норензаян А., Атран С., Фолкнер Дж. и Шаллер М. (2006). «Память и тайна: культурный выбор минимально нелогичных повествований». Когнитивная наука 30, 531–553.
  • Наколлс, К. «Скучные ритуалы», Журнал ритуальных исследований, 2006 г.
  • Пюисияйнен, И. Как работает религия: на пути к новой когнитивной науке о религии Брилл, 2001.
  • Слон, диджей. Богословская некорректность: почему религиозные люди верят в то, во что не следует, Oxford University Press, 2004.
  • Слон, диджей (ред.). Религия и познание: Reader Equinox Press, 2006.
  • Слоун, DJ, и Ван Слайк, Дж. Притяжение религии . Блумсбери Академик Пресс. 2015.
  • Соренсен, Дж. «Когнитивная теория магии». АльтаМира Пресс, 2006.
  • Спербер, Д. Переосмысление символизма, издательство Кембриджского университета, 1975.
  • Спербер, Д. Объясняя культуру , издательство Blackwell, 1996.
  • Тальмонт-Камински, К. (2013). Религия как магическая идеология: как сверхъестественное отражает рациональность Дарем: Проницательность.
  • Тэйвс, А. «Переосмысленный религиозный опыт: структурный подход к изучению религии и других особых вещей», Princeton University Press, 2011.
  • Тремлин, Т. Мысли и боги: когнитивные основы религии Oxford University Press, 2006.
  • Упал, Массачусетс (2005). «К когнитивной науке новых религиозных движений», « Познание и культура» , 5 (2), 214–239.
  • Упал, Массачусетс, Гонс, Л., Твини, Р. и Слон, Дж. (2007). Контекстуализация контринтуитивности: как контекст влияет на понимание и запоминаемость контринтуитивных концепций, Cognitive Science, 31 (3), 415-439.
  • Ван Эйген, Х., Пилс, Р., Ван ден Бринк, Г. (2018) «Новые достижения в когнитивной науке о религии: рациональность религиозных убеждений», Лондон: Springer.
  • Уайт, Клиаре (2021). Введение в когнитивную науку о религии , Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
  • Уайтхаус, Х. (1995). Внутри культа: религиозные инновации и их распространение в Папуа-Новой Гвинее Оксфорд: Clarendon Press.
  • Уайтхаус, Х. (1996a). «Явления, речи и кольца: Опыт духов» в Дадуле. Жаннетт Магео и Алан Ховард (редакторы). Духи в культуре, истории и разуме Нью-Йорк: Рутледж.
  • Уайтхаус, Х. (1996b). «Обряды террора: эмоции, метафоры и память в меланезийских культах инициации» Журнал Королевского антропологического института 2, 703–715.
  • Уайтхаус, Х. (2000). Аргументы и символы: различные способы религиозности Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Уайтхаус, Х. (2004). Способы религиозности: когнитивная теория религиозной передачи Уолнат-Крик, Калифорния: AltaMira Press.
  • Ксигалатас Д. и МакКоркл младший WW (ред.). Ментальная культура: классическая социальная теория и когнитивная наука о религии Дарем: Проницательность.
  • Овсепян Мари, Анатомия неверия, К материалистическому подходу к когнитивной науке (не)религии, страницы 15 . Эд. Соллередер Б. и МакГрат А. (ред.). (2022). Новые голоса в науке и теологии: вклад молодых женщин (1-е изд.). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781003251446

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b41d04cf292fa0798aba941afcef28d6__1717893360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/d6/b41d04cf292fa0798aba941afcef28d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cognitive science of religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)