Когнитивная экология религии
Когнитивная экология религии — это интегративный подход к изучению того, как религиозные верования связаны с социальной и естественной динамикой окружающей среды. Это достигается путем включения когнитивно-экологической точки зрения в межкультурные концепции богов. [ 1 ] [ 2 ] Религиозные убеждения считаются побочным продуктом специфичных для предметной области когнитивных модулей, которые порождают религиозное познание . [ 3 ] Когнитивные предубеждения, ведущие к религиозным убеждениям, представляют собой ограничения на восприятие окружающей среды, что является неотъемлемой частью когнитивно-экологического подхода. Это означает, что они не только формируют религиозные убеждения, но и определяют, насколько успешно передаются культурные убеждения.
Более того, познание и поведение неразрывно связаны между собой. [ 4 ] таким образом, последствия культурных концепций связаны с поведенческими результатами (т.е. продолжающимся взаимодействием с окружающей средой). [ 1 ] В религии поведение часто принимает форму ритуалов и аналогичным образом осуществляется как следствие убеждений. Поскольку религиозные убеждения, распространенные среди населения, соответствуют их поведенческим стратегиям и точно регулируются естественным отбором, [ 5 ] [ 6 ] Предполагается, что межкультурные представления богов и их характеристик помогут решить экологически важные проблемы. [ 7 ] Другими словами, считается, что религиозные верования часто включают в себя решения социальных и природных экологических проблем, с которыми сталкивается данное население, насколько развитое когнитивное оборудование может их создать. [ 2 ]
Религиозное познание
[ редактировать ]Исследования в области эволюционной психологии показывают, что мозг представляет собой скоординированную сеть специализированных модулей, соответствующих различным адаптациям, возникшим в нашей эволюционной истории. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] Большинство утверждает, что способность к религиозным мыслям сама по себе не является модульной адаптацией, а эволюционным побочным продуктом множества интегрированных механизмов, которые возникли независимо и предназначены для различных функций. Эти модули используются для формирования моделей религиозного мышления и включают в себя теорию разума , базовую психологию и устройство обнаружения гиперактивных агентов . [ 3 ] Более того, культурная передача этих идей зависит от того, насколько они минимально противоречат здравому смыслу. [ 10 ]
Теория разума
[ редактировать ]Теория разума (ToM) — это способность приписывать психические состояния, наполненные мыслями, эмоциями и мотивациями, другим социальным агентам. [ 11 ] Эта адаптация в примитивных формах повсеместно распространена среди различных социальных видов, но сложность социальной жизни человека на протяжении долгих периодов эволюционной истории способствовала глубокому пониманию соответствующего ментального опыта других людей. [ 12 ] Случаи аутизма приводились в поддержку предположения о том, что ToM представляет собой отдельную модульную адаптацию из-за его явно узкого влияния на возможности ToM. [ 13 ] Считается, что ToM поддается интуитивному ощущению дуализма разума и тела , когда материальное тело оживляется нематериальным «я» (т. е. «душой»). [ 14 ] [ 15 ]
Эссенциализм
[ редактировать ]Народная психология людей характеризуется сущностным мышлением или тенденцией интерпретировать объекты с точки зрения «сущностей». Это означает, что атрибуции лежащих в основе объектов реалий интуитивно выводятся из нечеткого набора характеристик объекта онтологических . [ 16 ] Когнитивные интерпретации сущности порождают концепции чистоты, упрощенные концепции добра и зла и интуитивное понимание смысла, применяемое к телеологии. [ 15 ]
Устройство обнаружения гиперактивных агентств
[ редактировать ]Способность обнаруживать агентов стала важной модульной адаптацией человека для предотвращения хищников. Некоторые называют этот механизм гиперактивным устройством обнаружения агентств из-за довольно высокого уровня ошибочных заявок агентств. В ситуации потенциального хищника люди вынуждены интерпретировать онтологические характеристики объекта, делать выводы об агентности или неагентности и выполнять поведенческую реакцию. Теоретики-эволюционисты ссылаются на относительно низкие издержки неправильных выводов агентов и серьезные издержки пригодности в случае неудачи обнаружения как на повод подозревать, что тенденция интерпретировать натуралистические процессы как поведение агентов является адаптацией. [ 14 ] [ 17 ] Это создает когнитивную предвзятость, которая заставляет людей рассуждать об объектах и процессах в агентивных терминах. [ 15 ] Это особенно важно для веры в бога или богов. [ 18 ]
Минимально нелогичные убеждения
[ редактировать ]Интеграция ToM, гиперактивных приложений агентности и эссенциальной психологии в конечном итоге приводит к когнитивной тенденции людей взаимодействовать с натуралистическими процессами мира с интенциональной позицией . Это точка зрения, с которой люди рассуждают, что объекты и процессы могут преднамеренно воспроизводить поведение, имея собственные значимые, рациональные психические состояния. [ 19 ]
Религиозные убеждения успешно передаются, если они совместимы с когнитивными инструментами, которые реконструируют их при приеме. Это означает, что они должны быть минимально нелогичными или нарушать достаточно мало онтологических особенностей объекта или процесса, чтобы иметь общий смысл, оставаясь, тем не менее, запоминающимися нарушениями. [ 10 ] Например, концепция призрака эксплуатирует существующие интуиции о дуализме разума и тела и лишь нарушает обычное соединение разума и тела. Это создает запоминающуюся концепцию нематериального человека, который может проходить сквозь стены и иметь собственные мотивы. С другой стороны, крайне нелогичная идея об объекте, которая нарушает некоторые из его онтологических особенностей, например, ревнивое фрисби, с меньшей вероятностью будет передана в культурном отношении . Это связано с тем, что это требует когнитивных усилий, мозгу нелегко реконструировать и, следовательно, его нелегко обдумать и запомнить. [ 20 ]
Религиозное поведение, связанное с передаваемыми в культуре концепциями бога, можно концептуализировать как фенотипические стратегии, связанные с информационным составом этой культурной концепции. [ 2 ] Успешно передаваемые религиозные концепции обычно включают в себя минимально нелогичные нарушения интенциональной позиции, что служит когнитивным ограничением культурной эволюции. [ 21 ] Однако экологические факторы также играют роль в определении того, какое религиозное поведение (и его концепции бога) с большей вероятностью будет воспроизведено. [ 22 ] Это означает, что религиозные ритуалы, связанные с яркими репрезентативными моделями разума и забот богов, с большей вероятностью выживут, если они являются адаптивными стратегиями. [ 14 ] [ 23 ]
Экология концепций бога
[ редактировать ]В межкультурном контексте репрезентативные модели разума богов принимают множество разнообразных форм, таких как антропоморфные или зооморфные фигуры, абстрактные силы или некоторая их комбинация. Модели разума богов обычно попадают в диапазон между двумя крайностями: на одном конце находятся Большие Боги, а на другом — Местные Боги. [ 24 ] Большие Боги обычно моралистичны, карательны и всеведущи, тогда как Местные Боги часто обеспокоены ритуальным поведением, аморальны и ограничены в знаниях. [ 15 ] Предметы, которые, как полагают, заботят богов в разных культурах, делятся на три категории, но могут включать в себя смесь более чем одной. Этими категориями являются (1) поведение по отношению к другим людям, (2) поведение по отношению к самим богам и (3) поведение по отношению к природе и/или окружающей среде. [ 2 ] Хотя люди приписывают эти проблемы разуму богов, они часто соответствуют экологическим проблемам. [ 7 ] Это соответствие показывает, почему религиозные идеи часто сочетаются с экологическими проблемами в социальном и природном мире: потому что эти идеи реализуют поведенческие стратегии, которые их решают. [ 22 ] [ 24 ]
Масштабное сотрудничество
[ редактировать ]Случаи широкомасштабного сотрудничества в сложных обществах являются широко изученным примером социоэкологической проблемы, которую решают религиозные верования. Существующие модели человеческого сотрудничества включают родственный отбор , [ 25 ] взаимный альтруизм , [ 26 ] косвенная взаимность [ 27 ] [ 28 ] и конкурсная помощь . [ 29 ] Эти модели устойчивы в определенных условиях, вероятно, относящихся к плейстоцену . [ 30 ] но сотрудничество легко разрушается в крупномасштабных, сложных обществах с часто анонимным взаимодействием между незнакомцами. Это связано с тем, что выгодные дезертирства доминируют в стратегиях сотрудничества из-за отсутствия серьезных угроз наказания перебежчикам. [ 31 ] Для того чтобы крупномасштабное сотрудничество было успешным, должно существовать решение по культурной координации, стабилизированное угрозами санкций. [ 23 ]
Религиозные правила, касающиеся морального поведения, являются механизмами культурной координации, которые могут расширить масштабы совместного поведения, мотивируя просоциальность . [ 32 ] Самым важным условием здесь является то, что эти устройства должны подкрепляться угрозами наказания для людей, которые ведут себя не просоциально. Частые случаи анонимности в крупных обществах и издержки, связанные с наказанием, подрывают угрозу санкций, но широко распространенная вера в морально карающих и всеведущих богов эффективно перекладывает затраты на наказание на всепроникающего социального наблюдателя. Это может эффективно мотивировать широко распространенное просоциальное поведение в крупных и сложных обществах. [ 33 ]
Это было эмпирически подтверждено с нескольких разных точек зрения. Например, межкультурное преобладание всеведущих богов-моралистов (т.е. Больших Богов) положительно коррелирует с размером и сложностью общества. [ 32 ] Примеры совместного поведения в экспериментальных экономических играх, в которые играют крупные общества, также показывают более щедрое поведение, когда люди перед игрой знакомятся с концепциями Большого Бога. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Эти сдвиги в сторону просоциальности не повторяются, когда аналогичные эксперименты применяются к небольшим обществам. [ 37 ] В другом недавнем кросс-культурном исследовании были собраны данные об экспериментальных экономических играх из множества крупных и малых обществ по всему миру, где люди с различными религиозными убеждениями играли с местными или отдаленными людьми, которые часто исповедовали одну и ту же религию. Когда далекие незнакомцы одной религии объединялись в игру, их деловое поведение было значительно более щедрым, если их общие убеждения включали концепции Большого Бога. Исследователи этого исследования утверждают, что это подтверждает гипотезу о том, что широко распространенная вера во всезнающих и морально карающих Больших Богов могла способствовать расширению просоциального поведения. [ 32 ] [ 38 ]
Дорогостоящая сигнализация
[ редактировать ]Обеспокоенность, приписываемая богам, по поводу того, как люди ведут себя по отношению к самим богам, широко распространена, и ее нелегко отделить от конкретных экологических условий. Причина интуитивна; рациональные агенты , которые не заботятся о том, как с ними обращаются, противоречат здравому смыслу. Исследователи, исследующие социоэкологические функции ритуального поведения в знак почтения к богам, утверждают, что функционально эти ритуалы служат дорогостоящими сигналами приверженности группе. [ 39 ] Дорогостоящие ритуальные представления особенно публичны и повсеместно распространены в небольших обществах, действуя как социальные механизмы, способствующие внутригрупповой сплоченности. [ 40 ] Репутация, связанная с надежностью, может в значительной степени основываться на соблюдении ожиданий ритуального поведения. [ 41 ] и выполнение этих ожиданий часто является совместной функцией других поведенческих стратегий, относящихся к отдельным областям забот богов. [ 22 ] В более широком смысле, религиозные дорогостоящие сигналы являются неявным выражением честной приверженности остальной части группы, указывая на то, что сигнализатор является преданной частью другого аспекта стратегии скоординированного решения группы. [ 42 ] Как в малых, так и в крупных обществах эти ритуалы часто сосуществуют с другими категориями забот богов.
Управление ресурсами
[ редактировать ]Управление ресурсами и предотвращение материальной незащищенности чаще всего ассоциируются с заботами богов в небольших обществах. [ 43 ] [ 44 ] В то время как другие аспекты религиозных верований часто касаются социальных взаимодействий, проблемы приобретения ресурсов и безопасности проистекают из приписываемой богам заботы о взаимодействии людей с их естественной средой. [ 2 ] На пример этого эффекта ссылался антрополог Марвин Харрис , который писал об экономических причинах того, что индуистские верования, считающие коров священными и запрещенными к убою, были адаптивными. По словам Харриса, давние и стабильные выгоды, получаемые от использования многими индуистскими народами коров в качестве рабочей силы и источника топлива и удобрений, похоже, перевешивают затраты, связанные с отказом от их употребления в пищу. [ 45 ] Другой этнографический пример адаптивного использования животных ресурсов был описан Роем Раппапортом в 1984 году, который рассматривал причины ритуального жертвоприношения свиней в Папуа-Новой Гвинее во времена межгрупповых конфликтов. Эти свиньи поглощали ресурсы местного населения и создавали нехватку ресурсов, что создавало нагрузку на местные группы, обостряло межгрупповую конкуренцию за ресурсы и разжигало их конфликты. Таким образом, ритуальные жертвоприношения снизили нагрузку на местные ресурсы и смягчили враждебность между группами. [ 46 ] Кроме того, исследователи поведенческой экологии человека совсем недавно изучили практику сжигания среди австралийского народа марту и связанное с этим увеличение местного биоразнообразия. Эти авторы в этнографическом обсуждении народа Марту отмечают, что эти практики сжигания проистекают из религиозных убеждений, что их практики позволяют миру продолжать существовать таким, каким они его знают. [ 47 ]
Другой этнографический пример религиозных верований, способствующих управлению ресурсами, исходит от народа Тывы , скотоводческого населения южной Сибири . Они связывают ритуальные сооружения, называемые пирамидами из камней, с местными духами-хозяевами ( чер ээзи ). Эти структуры разграничивают местные территории, на которых проживают духи-хозяева, и ожидание остановки и совершения молитвенных подношений из уважения к черэзи заложено в представлениях людей о них. аморальны Считается , что черэзи и больше всего заботятся о деятельности на своих священных территориях, например, об охоте и чрезмерной эксплуатации принадлежащих им ресурсов. [ 41 ] [ 44 ] Совсем недавно тывинцы начали сталкиваться с новыми проблемами, связанными с урбанизацией (например, загрязнением окружающей среды, злоупотреблением алкоголем), и черэзи обеспокоены теми же проблемами. считается, что [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Когнитивная наука о религии - Исследование религиозной мысли и поведения.
- Эволюционное происхождение религий . Возникновение религиозного поведения обсуждается с точки зрения естественной эволюции.
- Эволюционная психология религии - Исследование религиозных убеждений с использованием принципов эволюционной психологии.
- Психология религии - Аналитический подход к религии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хатчинс, Эдвин (01 октября 2010 г.). «Когнитивная экология» . Темы когнитивной науки . 2 (4): 705–715. дои : 10.1111/j.1756-8765.2010.01089.x . ISSN 1756-8765 . ПМИД 25164051 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пуржицкий; Макнамара (2016). «Экологическая теория разума богов». Достижения в области религии, когнитивной науки и экспериментальной философии .
- ^ Перейти обратно: а б с Норензаян, Ара (2016). «Происхождение религий». В Бассе, Дэвид (ред.). Справочник по эволюционной психологии (2-е изд.).
- ^ Нейссер, Ульрик (1967). Когнитивная психология . Нью-Йорк: Прентис-Холл. ISBN 978-0131396678 .
- ^ Коддинг, Брайан Ф.; Берд, Дуглас В. (апрель 2015 г.). «Поведенческая экология и будущее археологической науки». Журнал археологической науки . 56 : 9–20. дои : 10.1016/j.jas.2015.02.027 .
- ^ Кронк, Ли (1991). «Поведенческая экология человека». Ежегодный обзор антропологии . 20 (1): 25–53. дои : 10.1146/annurev.anthro.20.1.25 .
- ^ Перейти обратно: а б Ботеро, Карлос А.; Гарднер, Бет; Кирби, Кэтрин Р.; Бульбулия, Джозеф; Гэвин, Майкл С.; Грей, Рассел Д. (25 ноября 2014 г.). «Экология религиозных верований» . Труды Национальной академии наук . 111 (47): 16784–16789. дои : 10.1073/pnas.1408701111 . ПМК 4250141 . ПМИД 25385605 .
- ^ Барретт, Х. Кларк; Курзбан, Роберт (2006). «Модульность в познании: постановка дебатов». Психологический обзор . 113 (3): 628–647. дои : 10.1037/0033-295X.113.3.628 . ПМИД 16802884 .
- ^ Фодор, Джерри А. (1984). Модульность сознания: очерк факультетской психологии (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс [ua]: MIT Press. ISBN 978-0-262-56025-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Атран, Скотт; Генрих, Джозеф (январь 2010 г.). «Эволюция религии: как побочные продукты познания, эвристика адаптивного обучения, ритуальные проявления и групповая конкуренция порождают глубокую приверженность просоциальным религиям». Биологическая теория . 5 (1): 18–30. CiteSeerX 10.1.1.612.2435 . дои : 10.1162/BIOT_a_00018 . S2CID 5093290 .
- ^ Премак, Дэвид; Вудрафф, Гай (4 февраля 2010 г.). «Есть ли у шимпанзе теория разума?» . Поведенческие и мозговые науки . 1 (4): 515. дои : 10.1017/S0140525X00076512 .
- ^ Барклай, Пэт (2016). «Репутация». В Бассе, Дэвид (ред.). Справочник по эволюционной психологии (2-е изд.).
- ^ Барон-Коэн, Саймон (1997). Слепота: эссе об аутизме и теории разума (1-е издание). Кембридж, Массачусетс [ua]: MIT Press. ISBN 978-0262522250 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бойер, Паскаль (2001). Объяснение религии: эволюционное происхождение религиозной мысли . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0465006960 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пуржицкий и Сосис (2011). «Наши боги: вариации сверхъестественного разума». У Ульриха, Фрея (ред.). Основные строительные блоки человеческой природы .
- ^ Прентис, Дебора А.; Миллер, Дейл Т. (август 2007 г.). «Психологический эссенциализм человеческих категорий». Современные направления психологической науки . 16 (4): 202–206. дои : 10.1111/j.1467-8721.2007.00504.x . S2CID 146759942 .
- ^ Грей, К.; Вегнер, DM (19 ноября 2009 г.). «Обвинение Бога в нашей боли: человеческие страдания и Божественный разум». Обзор личности и социальной психологии . 14 (1): 7–16. дои : 10.1177/1088868309350299 . ПМИД 19926831 . S2CID 18463294 .
- ^ Барретт, Джастин Л. (2004). Зачем кому-то верить в Бога? . Лэнхэм, Мэриленд [ua]: АльтаМира Пресс. ISBN 978-0759106673 .
- ^ Деннетт, Дэниел К. (1989). Интенциональная позиция (1-е изд. MIT Press в мягкой обложке). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0262540537 .
- ^ Месуди, Алекс (2011). Культурная эволюция. ; Как теория Дарвина может объяснить человеческую культуру и синтезировать социальные науки . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226520445 .
- ^ Генрих, Джозеф; Бойд, Роберт; Ричерсон, Питер Дж. (19 апреля 2008 г.). «Пять заблуждений о культурной эволюции». Человеческая природа . 19 (2): 119–137. CiteSeerX 10.1.1.226.8677 . дои : 10.1007/s12110-008-9037-1 . ПМИД 26181460 . S2CID 2740041 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пуржицкий, Бенджамин Грант (13 апреля 2016 г.). «Эволюция разума богов в Республике Тыва». Современная антропология . 57 : S88–S104. дои : 10.1086/685729 . S2CID 33452734 .
- ^ Перейти обратно: а б Пуржицкий, Бенджамин Г.; Финкель, Дэниел Н.; Шейвер, Джон; Уэльс, Натан; Коэн, Адам Б.; Сосис, Ричард (июль 2012 г.). «Что знает Бог? Доступ сверхъестественных агентов к социально стратегической и нестратегической информации» . Когнитивная наука . 36 (5): 846–869. дои : 10.1111/j.1551-6709.2012.01242.x . ПМИД 22462490 .
- ^ Перейти обратно: а б Норензаян, Ара (2013). Большие боги: как религия изменила сотрудничество и конфликты . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691151212 .
- ^ Гамильтон, штат Вашингтон (июль 1964 г.). «Генетическая эволюция социального поведения. Я». Журнал теоретической биологии . 7 (1): 1–16. дои : 10.1016/0022-5193(64)90038-4 . ПМИД 5875341 .
- ^ Триверс, Роберт Л. (март 1971 г.). «Эволюция взаимного альтруизма». Ежеквартальный обзор биологии . 46 (1): 35–57. дои : 10.1086/406755 . S2CID 19027999 .
- ^ Леймар, О; Хаммерштейн, П. (7 апреля 2001 г.). «Эволюция сотрудничества посредством непрямой взаимности» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 268 (1468): 745–53. дои : 10.1098/rspb.2000.1573 . ПМК 1088665 . ПМИД 11321064 .
- ^ Новак, Мартин А.; Зигмунд, Карл (11 июня 1998 г.). «Эволюция косвенной взаимности путем оценки изображений». Природа . 393 (6685): 573–577. дои : 10.1038/31225 . ПМИД 9634232 . S2CID 4395576 .
- ^ Барклай, Пэт (июль 2011 г.). «Конкурентная помощь увеличивается с размером биологических рынков и приводит к дезертирству». Журнал теоретической биологии . 281 (1): 47–55. дои : 10.1016/j.jtbi.2011.04.023 . ПМИД 21550351 .
- ^ Бойд, Р.; Ричерсон, П.Дж. (5 октября 2009 г.). «Культура и эволюция человеческого сотрудничества» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 364 (1533): 3281–3288. дои : 10.1098/rstb.2009.0134 . ПМК 2781880 . ПМИД 19805434 .
- ^ Мэтью, С.; Бойд, Р. (13 июня 2011 г.). «Наказание поддерживает широкомасштабное сотрудничество в предгосударственной войне» . Труды Национальной академии наук . 108 (28): 11375–11380. дои : 10.1073/pnas.1105604108 . ПМК 3136302 . ПМИД 21670285 .
- ^ Перейти обратно: а б с Норензаян, Ара; Шариф, Азим Ф.; Жерве, Уилл М.; Уиллард, Айяна К.; Макнамара, Рита А.; Слингерленд, Эдвард; Генрих, Йозеф (2 декабря 2014 г.). «Культурная эволюция просоциальных религий » Поведенческие и мозговые науки . 39 : е1 дои : 10.1017/S0140525X14001356 . ПМИД 26785995 .
- ^ Шлосс, Джеффри П.; Мюррей, Майкл Дж. (февраль 2011 г.). «Эволюционные взгляды на веру в сверхъестественное наказание: критический обзор». Религия, мозг и поведение . 1 (1): 46–99. дои : 10.1080/2153599X.2011.558707 . S2CID 54743042 .
- ^ Ксигалатас, Димитрис; Клоцова, Ева Кундтова; Циган, Якуб; Кундт, Радек; Маньо, Питер; Котерова, Сильви; Миткидис, Панайотис; Валлот, Себастьян; Кановский, Мартин (9 ноября 2015 г.). «Местоположение, местоположение, местоположение: влияние межрелигиозных праймов на просоциальное поведение» (PDF) . Международный журнал психологии религии . 26 (4): 304–319. дои : 10.1080/10508619.2015.1097287 . S2CID 16044028 .
- ^ Шариф, А.Ф.; Уиллард, АК; Андерсен, Т.; Норензаян, А. (11 февраля 2015 г.). «Религиозный прайминг: метаанализ с акцентом на просоциальность». Обзор личности и социальной психологии . 20 (1): 27–48. дои : 10.1177/1088868314568811 . ПМИД 25673322 . S2CID 796792 .
- ^ Шариф, А.Ф.; Норензаян, А (сентябрь 2007 г.). «Бог наблюдает за вами: введение концепций Бога увеличивает просоциальное поведение в анонимной экономической игре». Психологическая наука . 18 (9): 803–9. дои : 10.1111/j.1467-9280.2007.01983.x . ПМИД 17760777 . S2CID 2582749 .
- ^ Норензаян, Ара (1 января 2014 г.). «Делает ли религия людей нравственными?». Поведение . 151 (2–3): 365–384. дои : 10.1163/1568539X-00003139 .
- ^ Пуржицкий, Бенджамин Грант; Апичелла, Корен; Аткинсон, Квентин Д.; Коэн, Эмма; Макнамара, Рита Энн; Уиллард, Айяна К.; Ксигалатас, Димитрис; Норензаян, Ара; Генрих, Йозеф (10 февраля 2016 г.). «Моралистические боги, сверхъестественное наказание и расширение человеческой социальности» (PDF) . Природа . 530 (7590): 327–330. дои : 10.1038/nature16980 . ПМИД 26863190 . S2CID 205247725 .
- ^ Сосис, Ричард; Бресслер, Эрик Р. (1 мая 2003 г.). «Сотрудничество и долголетие коммуны: проверка дорогостоящей сигнальной теории религии». Межкультурные исследования . 37 (2): 211–239. CiteSeerX 10.1.1.500.5715 . дои : 10.1177/1069397103037002003 . S2CID 7908906 .
- ^ Фишер, Рональд; Ксигалатас, Димитрис (6 ноября 2014 г.). «Экстремальные ритуалы как социальные технологии» (PDF) . Журнал познания и культуры . 14 (5): 345–355. дои : 10.1163/15685373-12342130 .
- ^ Перейти обратно: а б Пуржицкий, Бенджамин Грант (февраль 2011 г.). «Тайван и социоэкологические ограничения разума сверхъестественных агентов». Религия, мозг и поведение . 1 (1): 31–45. дои : 10.1080/2153599X.2010.550723 . S2CID 143962626 .
- ^ Бульбулия, Джозеф; Сосис, Ричард (сентябрь 2011 г.). «Теория сигнализации и эволюция религиозного сотрудничества». Религия . 41 (3): 363–388. дои : 10.1080/0048721X.2011.604508 . S2CID 33647461 .
- ^ Макнамара, Рита Энн; Норензаян, Ара; Генрих, Йозеф (18 июня 2014 г.). «Сверхъестественное наказание, внутригрупповые предубеждения и материальная незащищенность: эксперименты и этнография из Ясавы, Фиджи». Религия, мозг и поведение . 6 (1): 34–55. дои : 10.1080/2153599X.2014.921235 . S2CID 4790468 .
- ^ Перейти обратно: а б ПуржикИ, Бенджамин Грант (13 августа 2012 г.). «На пути к когнитивной экологии религиозных концепций: на примере Республики Тыва». Журнал когнитивной науки религии . 1 (1). дои : 10.1558/jcsr.v1i1.99 .
- ^ Харрис, Марвин (1989). Коровы, свиньи, войны и ведьмы: загадки культуры (изд. Vintage Books). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0679724681 .
- ^ Раппапорт, Рой Абрахам (2000). Свиньи для предков: ритуал в экологии жителей Новой Гвинеи (2-е изд.). Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 978-1577661016 .
- ^ Берд, РБ; Тайор, Н.; Коддинг, БФ; Берд, DW (23 октября 2013 г.). «Строительство ниш и логика сновидений: горение мозаики аборигенов и ящерицы-вараниды (Varanus gouldii) в Австралии» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 280 (1772): 20132297. doi : 10.1098/rspb.2013.2297 . ПМЦ 3813344 . ПМИД 24266036 .