Марту люди
Марту культурном ( Марду ) — группа нескольких аборигенов Австралии в блоке Западной пустыни .
Имя
[ редактировать ]Люди Марту изначально были носителями различных языков Вати в диалектном континууме Западной пустыни, чья идентичность объединилась после вступления в более тесные контакты друг с другом после основания Джигалонга . [ 1 ] термин Марту, обозначающий человека ( марду означает «один из нас»). С 1980-х годов среди народов Джигалонга преобладал [ 2 ] [ 3 ] Вилуна , Пунму , Парннгурр и Кунаварритджи . [ 1 ]
В 1974 году Норман Тиндейл писал, что этот термин применялся к нескольким группам в этой области, в том числе к Картуджара , и не имел никакого племенного значения, а просто означал, что люди там прошли полное посвящение. [ 4 ]
Языки
[ редактировать ]Языки Марту принадлежат к подгруппе Вати языковой семьи Пама-Нюнган и вместе называются Марту Вангка, или «Говорят Марту». [ 1 ] Многие Марту говорят более чем на одном языке, и для многих английский является вторым языком. [ 5 ]
Страна
[ редактировать ]Их традиционные земли представляют собой большой участок в Большой Песчаной пустыне , в районе Пилбара в Западной Австралии , включая районы Джигалонг , Телфер (Ирраминди), Варла (озера Персиваль), Карламили (река Рудалл) и озера Кумпупинтил .
Сегодня большинство Марту проживают в общинах в Пунму , Кунавариджи и Парнгурре , хотя они все еще сохраняют доступ к своим традиционным землям. [ 1 ] Многие Марту живут в городе Вилуна и его окрестностях. [ 6 ] [ 7 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Говорят, что марту состоят из пяти отдельных групп, определяемых с точки зрения их традиционных языков: [ 1 ]
Хотя семейные связи могут распространяться на огромные расстояния, люди Марту поддерживают их, путешествуя между поселениями, в результате чего размер поселений колеблется от 40 до 80 жителей. Автомобили позволили многим жить со своими семьями в городе, при этом регулярно посещая свои традиционные охотничьи угодья, находящиеся в часе езды. Целые семьи также могут мигрировать между поселениями в поисках сезонных ресурсов или выполнения ритуальных обязательств. Более крупные сообщества, такие как Парннгурр, состоят из более мелких «очаговых групп», групп людей с семейными связями, которые совместно проживают в лагерях вокруг убежищ, предоставленных правительством. В холодные месяцы, когда эти группы начинают жить в убежищах, спальные места делятся в зависимости от возраста и родства , но старшие обычно сохраняют за собой все жилище. [ 1 ]
Современная история
[ редактировать ]Создание Консервного запасного маршрута в 1906–07 годах было жестоким временем для многих жителей Марту, которые были вынуждены служить проводниками и обнаруживать источники воды после того, как их сбивали люди на лошадях, сковывали тяжелыми цепями и привязывали к деревьям по ночам. . Королевская комиссия в 1908 году оправдала государственного геодезиста Альфреда Каннинга после выступления Кимберли исследователя Джона Форреста , который утверждал, что все исследователи действовали таким образом. [ нужна ссылка ]
Начиная с создания таких поселений, как Бидьяданга, Папунья и Джигалонг, многие люди, которые впоследствии стали Марту, переехали или были забраны из пустыни в эти поселения, особенно в Джигалонг, где миссионеры и официальные лица поощряли их прекратить добывать пищу, вызывая зависимость от рыночных товаров. . Хотя они действительно включили рыночные товары в свою экономику, их общение в Джигалонге способствовало реализации общих интересов и идентичности Марту больше, чем их ассимиляции с европейскими институтами. [ 1 ]
Забор , защищенный от кроликов, проходит через страну Марту, а фильм одноименный , основанный на биографическом романе Дорис Пилкингтон Гаримара , изображает жизнь трех девочек Марту, матери Дорис Молли Крейг, Дейзи Крейг и Грейси Филдс, сбежавших из Мура. Речное поселение коренных жителей , чтобы вернуться пешком в Джигалонг. [ 8 ]
Несмотря на движение в сторону Джигалонга, некоторые Марту не видели белых людей до 1960-х годов, но знали о них от своих предков, которые обычно избегали их с момента создания Каннинг-Сток-Маршрута, хотя некоторые группы, особенно когда проливные дожди обеспечили лучшие источники воды, , чтобы двигаться на север к станциям и миссиям. [ 9 ] В 1964 году ракеты Blue Streak были запланированы испытания по определенному сектору территории. Ракеты, выпущенные с Вумеры , были предназначены для сброса в традиционной стране Марту. Последовательные аборигены Западной пустыни «приходили» или были «привезены» в перенаселенные поселения, такие как Папунья .
В мае того же года два патрульных офицера, Уолтер МакДугалл и Терри Лонг, которым было поручено следить за тем, чтобы в целевой зоне к югу от озер Персиваль не было аборигенов, заметили небольшой клан Марту, состоящий из 20 женщин и детей. Некоторые овдовели: мужья пятерых из них пропали без вести за последние несколько лет, двое погибли от ударов копьем. [ 10 ] Напуганные четырехколесными джипами белых мужчин , которые они считали чудовищными «движущимися камнями», женщинам удавалось в течение четырех месяцев уклоняться от попыток их обнаружить, живя за счет того, что на взгляд местных жителей является зоной, хоть и чрезвычайно засушливой, но богатой пищей. . [ 11 ] Двое туземцев, Пунума Сейлор и Ньяни. [ 12 ] из миссии Пилбара , были вызваны и 23 сентября нашли женщину и ее ребенка. В конце концов Ньяни, говорившая на языке, понятном женщинам, отправила сообщения основной группе, которая затем решила войти, присоединившись к МакДугаллу и Сэйлор в их лагере. [ 13 ] [ 12 ] Их перевезли на миссионерскую станцию Джигалонг .
К моменту завершения миссии в Джигалонге в 1969 году многие Марту уехали, признав общую потребность в самоопределении, и основали свои собственные поселения в Пунму, Кунавариджи и Парнгурре. В этих поселениях Марту сохранили некоторые рыночные товары из своей экономики в Джигалонге, сохраняя при этом зависимость от добычи пищи. Эта гибридная экономика поддерживалась субсидиями и общественной инфраструктурой, созданной правительством, без которых сохранение добывания пищи было бы невозможно в нынешнем состоянии экономики. [ 1 ]
Обстоятельства одного из последних событий первого контакта в австралийской истории, последним из которых был случай с Девятью Пинтупи , были позже изложены Ювали, в то время 17-летней девушкой, и в книге Cleared Out: First. Контакт в Западной пустыне , [ 13 ] легли в основу документального фильма 2009 года «Контакт» .
Марту получили коренные права на большую часть своей страны в 2002 году. [ 5 ] после почти двух десятилетий борьбы. [ 14 ] это был самый крупный иск в Австралии На то время с географической точки зрения. Однако ( Карламилий ) в состав не вошел. Представитель Марту Тедди Бильябу прокомментировал, что им дали «тело без сердца». [ 2 ]
Система родства
[ редактировать ]Общество Марту разделено на четыре скин-группы или подраздела. Существуют очень строгие правила относительно того, кто на ком может жениться:
Имя мужской кожи | Можно только жениться женское название кожи |
Дети будут |
---|---|---|
Периодически | Каримарра ( Гаримара ) |
Милангка |
Пурунгу | Милангка | Каримарра ( Гаримара ) |
Каримарра ( Гаримара ) |
Периодически | Пурунгу |
Милангка | Пурунгу | Периодически |
Экономика
[ редактировать ]В то время как марту проводили около половины своего времени в поисках пищи, когда они впервые встретились с европейцами, современная экономика марту построена на двух дополнительных видах деятельности: рисовании и наемном труде. Они были включены в их экономику, когда они начали жить вокруг Джигалонга, а затем вокруг Пунму, Кунавариджи и Парнгурра. [ 1 ]
Собирательство
[ редактировать ]Собирательство остается важным способом существования для марту, и люди каждый день покидают поселения в поисках пищи. Мужчины тратят около 17 процентов своего времени на поиски пищи, а женщины — около 13 процентов. Однако добыча пищи также была модернизирована; люди используют металлические инструменты и винтовки, а не деревянные и каменные инструменты и традиционные метатели копий. Люди также в значительной степени полагаются на моторизованные транспортные средства для поддержания своих кормовых угодий, оставаясь при этом в гораздо более централизованном сообществе, чем это было бы возможно в их доколониальной экономике. За исключением некоторых источников пищи, таких как дрофы и верблюды , большая часть ресурсов собирается и потребляется во время индивидуальных походов за пищей, а не возвращается обратно в сообщество. Во время этих поездок за добычей около восьми человек едут к месту сбора пищи и индивидуально отправляются в «приступы» за добычей, после чего собираются возле машины и съедают свой улов. Более крупные ресурсы с более высоким риском обрабатываются пожилыми людьми, а ресурсы с более низким риском обрабатываются теми, кто их собирает. После завершения обработки все делится между всеми присутствующими, независимо от того, какой вклад каждый внес. Эти «лагеря во время ужина» выполняют как экономическую функцию потребления пищи, так и социальную функцию, поскольку являются местами, где люди могут собираться и общаться. Затем участники возвращаются в сообщество, когда они удовлетворены. [ 1 ]
Искусство
[ редактировать ]Хотя производство произведений искусства на рынке в Марту постепенно расширялось с появлением новых медиа, оно стало гораздо большей частью экономики Марту с образованием Мартумили, художественного кооператива. Искусство передает традиционные темы, обычно трактаты «Сновидения» , но используемые материалы, такие как акрил на холсте , в основном современные. Художественная продукция выполняется время от времени, и отдельные композиции могут быть написаны за несколько коротких сеансов. Хотя производство произведений искусства было бы прибыльным занятием на полный рабочий день, поскольку некоторые картины стоят до 5000 австралийских долларов , оно редко используется как таковое, вероятно, из-за социальных обязательств или других экономических целей. [ 1 ]
Женщина Манджилиджарра Нгарга Тельма Джадсон (родилась в середине 1950-х годов) — одна из художниц Мартумили, живущая в Парнгурре с 1980-х годов. В 2013 году Джадсон вместе со своей сестрой Риной и «всеми в Парнгурре» нарисовала огромное полотно под названием «Ярркальпа — Охотничьи угодья» ), на котором символически изображена территория вокруг Парннгурра, показаны времена года, культурные практики сжигания и управление коренными народами землей и природные ресурсы. В июне 2022 года произведение было спроецировано на Сиднейский оперный театр в рамках фестиваля Vivid Sydney в сопровождении музыки дуэта электронной музыки Electric Fields и анимировано креативными технологами Curious. Сама картина одновременно экспонируется в Берлине , Германия, в рамках передвижной выставки под названием «Строки песни: по следам семи сестер» . [ 15 ] который возник в Национальной галерее Австралии в 2017 году. [ 16 ]
Другие источники дохода
[ редактировать ]Регулярные обязательные обязательства по времени, связанные с наемным трудом, как правило, отговаривают Марту от его выполнения, поскольку социальные обязательства обычно имеют приоритет. Таким образом, большая часть оплачиваемого труда в общинах Марту происходит тогда, когда есть люди, которые могут его выполнять. Обычно это включает в себя задачи по техническому обслуживанию в пределах сообщества, организованные государственными программами, такими как Программа развития сообщества и образования в Парнгурре. [ 1 ]
Все Марту получают пособие, которое вместе с продажей произведений искусства и наемным трудом позволяет им покупать топливо, необходимое им для добычи пищи, сохраняя при этом централизованное сообщество. Марту также покупают немного еды, особенно муку вместо традиционного теста из семян, но большая часть их рациона состоит из продуктов питания. [ 1 ]
Некоторые люди Марту занимаются такими предприятиями, как выращивание австралийского сандалового дерева в пустыне Гибсон , как Dutjahn Custodians. [ 17 ] [ 18 ]
Диета
[ редактировать ]Половое разделение труда Марту позволяет им собирать как предсказуемые, так и опасные предметы, гарантируя, что всем членам лагеря всегда будет достаточно еды. Мужчины обычно охотятся на кирти-кирти ( валлару ) или кипару ( дрофы ), но добиваются успеха лишь в 20% случаев. 20-50% рациона Марту по-прежнему составляют растительные продукты . Некоторые время от времени охотятся на диких верблюдов , интродуцированный вид, но другие испытывают жалость к животным, потому что они не фигурируют в космологии Времени Снов и поэтому не будут на них охотиться. Женщины с вероятностью успеха 90% охотятся на парнахарлу ( песчаную гоанну ), которая может обеспечить до 40% рациона Марту. Пожилые женщины, хорошо знающие ландшафт, разжигают костры, чтобы обнажить укрытия зарывшихся в землю варан. Палки-копатели ( вана ) втыкают в открытые норы, чтобы вытеснить ящериц наружу. Гоанну обычно готовят на огне и делят с другими членами племени. [ 19 ]
Сезоны стрельбы
[ редактировать ]Контролируемое выжигание кустарников , обычно практикуемое в холодные месяцы с апреля по октябрь, помогает сохранить большую часть местной растительности за счет удаления инвазивных видов трав. Тщательный мониторинг пожаров также помогает предотвратить крупные неконтролируемые лесные пожары, которые могут возникнуть из-за чрезвычайно высоких температур и высыхания растений и трав. [ 20 ] В идеале пожары ограничиваются примерно 20 гектарами. [ 19 ]
Марту выделяют пять стадий восстановления растительного покрова после выборочного сжигания территории:
- Нюрнма – это недавно сожженная территория.
- вару-вару
- варить
- я ем
- ты горишь
Первые три из этих этапов, длящиеся несколько лет, стимулируют пересев шерстистого комля (Eragrostis eriopada) и других растений, семена которых можно измельчить для получения увлажнителя . Обжиг также освобождает место для роста плетеных и кустовых томатов . Большой участок на стадии ньюкура может дать до 50 кг соланума. [ 19 ] Последние две стадии отмечают уверенное доминирование крупных скоплений спинифексов . [ 19 ]
Совместное использование товаров
[ редактировать ]Совместное использование таких товаров, как продукты питания и табак, помогает поддерживать эгалитарный характер народа Марту. Охотники принесут добычу обратно в лагерь, чтобы поделиться с другими членами племени. Охотники на гоанну сами решают, как раздавать мясо, но охотники на более крупную дичь позволяют старшему мужчине раздавать мясо семье охотника и другим в лагере. Разделение еды — один из немногих способов добиться престижа в группе Марту, поскольку у них очень мало личных вещей. Тот, кто может отдать большое количество мяса, считается более престижным, чем тот, кто не может. Но престиж, как правило, не считается движущей силой разделения еды. Это культурно принятая норма, которая позволила Марту выжить. [ 19 ]
Матува Куррара Национальный парк Куррара
[ редактировать ]Народ Марту через Корпорацию аборигенов Тарлка Матува Пиарку совместно управляет национальным парком Матува Куррара Куррара , который был создан в мае 2023 года на их традиционной земле. [ 21 ] [ 22 ]
Литература, кино и телевидение
[ редактировать ]- 1996: «Следуйте за кроликозащитным забором» — роман Дорис Пилкингтон Гаримара .
- 2002: Забор от кроликов - фильм по мотивам одноименного романа.
- 2005: Очищено: первый контакт в Западной пустыне - история, опубликованная Сью Дэвенпорт, Питером Джонсоном и Ювали. «Cleared Out» касается событий 1964 года. Ювали, женщине из Марту, на момент первого контакта было 17 лет. [ 23 ]
- 2008: «Беседы с мафией» - книга фотографий Меган Льюис с аннотациями Кейт МакЛеод (Кроули, Вашингтон; Преподаватель Университета Западной Австралии). [ 24 ]
- 2009: Контакт - фильм Бентли Дина и Мартина Батлера о событиях 1964 года, включающий кадры встречи. [ 25 ] [ 26 ]
- 2015: Приготовлено - документальный мини-сериал Netflix по одноименной книге Майкла Поллана. [ 27 ] [ 28 ] люди Марту были представлены в первом эпизоде под названием «Огонь». Марту продемонстрировали, как они охотятся и готовят варан , а также описали свою связь с землями предков.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Коддинг и др. 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Ринтул 2007 .
- ^ Дуссе 2011 , стр. 34–35.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б ВДЛАК 2019 .
- ^ Стивенс и Муссалли 2020b .
- ^ Стивенс 2019 .
- ^ Пилкингтон Гаримара 1996 .
- ^ Лонг 2005 , с. 236.
- ^ Лонг 2005 , с. 238.
- ^ Куленбек 2010 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Лонг 2005 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Давенпорт, Джонсон и Ювали 2005 .
- ^ Ринне 2002 .
- ^ Герлинг, Саманта (18 июня 2022 г.). «Работы известных художников Мартумили озаряют Оперный театр ярким фестивалем» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Бреннан, Бриджит (14 сентября 2017 г.). «По следам семи сестер: эпическое повествование из песен, воплощенное в жизнь в Национальном музее» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Стивенс и Муссалли 2020a .
- ^ Датьян .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Иствуд 2010 .
- ^ Штамм 2010 .
- ^ «Новый национальный парк и заповедник Западной Австралии больше, чем Бали» . www.dbca.wa.gov.au. Правительство Западной Австралии . 5 мая 2023 г. Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Милн, Питер (5 мая 2023 г.). «Больше, чем Бали: новейший национальный парк штата Вашингтон на краю пустыни» . WAСегодня . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Дин и др. 2010
- ^ Льюис, Маклеод и Льюис 2008 .
- ^ Контакт 2009 .
- ^ Контакт (ABC) 2009 .
- ^ НПР 2013 .
- ^ Поллан 2013 .
Источники
[ редактировать ]- Бакнелл, Гвен (1997). «Ньянгумарта: жив и адаптируется» . Австралийский обзор прикладной лингвистики . 20 (1): 43–56. дои : 10.1075/aral.20.1.03buc .
- Батлер, Мартин; Дин, Бентли; Давенпорт, Сью (2009). Контакт . ABC Commercial и ARTE France . Проверено 7 декабря 2018 г. - через Trove .
- Коддинг, Брайан; Берд, Ребекка; Берд, Дуглас; Зеана, Дэвид (2016). «Альтернативная экономика аборигенов: средства к существованию Марту в 21 веке». Почему Фураж? Охотники и собиратели в XXI веке . Санта-Фе, Нью-Мексико: SAR Press . стр. 185–211. ISBN 9780826356970 .
- Давенпорт, Сью; Джонсон, Питер (23 октября 2019 г.). «Женщина Западной пустыни рассказала о первом контакте с европейцами» . Сидней Морнинг Геральд .
- Давенпорт, Сью; Джонсон, Питер; Ювали (2005). Вычищено: история первого контакта в Великой Песчаной пустыне . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75457-0 .
- Дин, Бентли (директор); Батлер, Мартин (директор) (2009). Контакт: Коренные жители Австралии сталкиваются с космической эрой . Библиотека кинематографистов . Проверено 7 декабря 2018 г. - через Trove .
- Дин, Бентли; Давенпорт, Сью; Джонсон, Питер; Ювали (2010). Устранено: первый контакт в Западной пустыне . Пресса по изучению аборигенов, AIATSIS , ABC . ISBN 978-0-85575-710-6 .
- Дуссе, Лоран [на французском языке] (2011). Родство австралийских аборигенов: вводный справочник с особым упором на Западную пустыню . Марсель: Публикации Pacific-Credo.
- Иствуд, Кен (15 декабря 2010 г.). «Жить традиционной жизнью аборигенов» . Австралийское географическое издание .
- «Огонь, вода, воздух, земля: Майкл Поллан становится элементалем в« приготовлении ». (Аудиофайл) (Интервью) (Стенограмма трансляции)» . Выпуск выходного дня в воскресенье . 21 апреля 2013. НПР . Проверено 7 декабря 2018 г. - через Trove .
- Джонсон, Питер; Никсон, Ювали; Давенпорт, Сьюзен (2005). Вычищено: первый контакт в Западной пустыне . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75457-0 .
- Кей, Пол; Берлин, Брент; Маффи, Луиза; Меррифилд, Уильям (1997). «Цветовое наименование на разных языках» . В Хардине, CL; Маффи, Луиза (ред.). Цветовые категории в мышлении и языке . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–56. ISBN 978-0-521-49800-5 .
- Корменди, Николетт. «Люди Марту из Западной Австралии добиваются признания титулов коренных жителей Западной пустыни» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года.
- Куленбек, Бритта (2010). Переосмысление пространственности: производство пространства в регионе Пилбара в Западной Австралии . ЛИТ Верлаг Мюнстер . ISBN 978-3-643-10980-4 .
- Льюис, Меган; Маклеод, Кейт; Льюис, Меган (2008). Разговоры с мафией . Кроули, Вашингтон: Издательство Университета Западной Австралии . ISBN 978-1-921401-03-9 .
- Лонг, Джереми (2005). «Обзор: очищено, первый контакт в Западной пустыне, Сью Дэвенпорт, Питер Джонсон, Питер Ювали». История аборигенов . 29 : 234–242. JSTOR 24046916 .
- «Люди Марту» . Корпорация аборигенов Западных пустынных земель. 2019.
- Пилкингтон Гаримара, Дорис (1996). Следуйте за забором, защищающим от кроликов . Университет Квинсленда Пресс. ISBN 070222709-9 .
- Поллан, Майкл (2013). Приготовлено: естественная история трансформации . Пингвин Пресс. ISBN 978-1-59420-421-0 – через Интернет-архив .
- Ринтул, Стюарт (27 сентября 2007 г.). «Смело уходит с запада» . Австралиец .
- Ринн, Майкл (2002). «Определение титула коренного населения Марту» (PDF) . № 5. Информационный бюллетень коренных народов . стр. 12–15.
- Стивенс, Рианнон (3 октября 2019 г.). «Удаленный городок Вилуна, штат Вашингтон, преобразовал свой кампус TAFE, добившись замечательных результатов» . Новости АВС . Проверено 22 июля 2020 г.
- Стивенс, Рианнон; Муссалли, Изабель (19 июля 2020b). «Дорожные рабочие, перекрывающие последнее грунтовое шоссе в Западной Австралии, объединяют отдаленные районы» . Новости АВС . Проверено 22 июля 2020 г.
- Стивенс, Рианнон; Муссалли, Изабель (5 сентября 2020 г.). «От пустыни Гибсон до Нью-Йорка эти сборщики сандалового дерева завоевывают парфюмерный рынок» . ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация) . Проверено 19 сентября 2020 г.
- Стрейн, Дэниел (5 мая 2010 г.). «Охота и сжигание аборигенов увеличивают биоразнообразие пустынь Австралии» . Новости науки .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Тонкинсон, Роберт (2002) [Впервые опубликовано в 1991 году]. Аборигены Марду: воплощение мечты в пустыне Австралии . Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN 978-0-534-44087-9 .
- Уолш, Фиона (2008). Охотиться и удерживать: использование и знание своей страны аборигенами Марту с последствиями для совместного управления в национальном парке Карламили (река Рудалл) и Большой песчаной пустыне, Западная Австралия (PDF) . Доктор философии Университета Западной Австралии .
- «Кто такие сандаловые масла Dutjahn?» . Дутян . Проверено 19 сентября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корпорация аборигенов Западных пустынных земель (WDLAC)
- Выживание Интернешнл
- Редкие кадры первой встречи аборигенов с белыми мужчинами / TimesOnline, 3 июня 2009 г. ( требуется регистрация )
- Устранено: первый контакт в Западной пустыне / Сидней Морнинг Геральд, 27 января 2006 г.
- Программа Марту – Каньирнинпа Джукуррпа
- Martu Artworks (картины, резьба, корзины) – Martumili Artists