Jump to content

Пойдем

Нунгарские языковые группы

Ваджуки , альтернативно витджари , — нунгары ( австралийские аборигены ) из западноавстралийского региона Пертского биорегиона Лебединой прибрежной равнины .

Этноним , по-видимому, происходит от слова whad , что на языке ваджук означает «нет». [а]

Традиционная территория племени ваджук, по оценке Нормана Тиндейла , занимает около 6700 квадратных километров (2600 квадратных миль) земли от реки Суон вместе с ее восточными и северными притоками. Его внутренние районы простираются до горы Елены и немного дальше. В него входят Каламунда на Дарлинг-Скарпе и Армадейл . Он охватывает равнины Виктория на севере, территорию к югу от Тудия и простирается на восток до Йорка и немного дальше. Его южная прибрежная граница простирается до окрестностей Пинджарры . [1] Их северными соседями являются юэды , народ балардонг лежит на востоке и пинджаруп на южном прибрежном фланге.

Культура и предыстория

[ редактировать ]

Ваджуки входили в состав нунгарской языковой группы со своим собственным отличительным диалектом. В культурном отношении они были разделены на две материнские половины :

Половины были эндогамными , и дети принимали половину матери. Каждая часть также содержала две « секции » (или «скины»): в случае Манитджмата это были Дидаррук и Тондаруп , а в случае Вардунгмата Нагарнук и Балларрук . [2] [3]

В Ваджуке также сохранилось множество историй о вагиле , водном питоне, который, как считается, ответственен за большинство водных объектов вокруг Перта. Возможно, это была культурная память о вымершей питоноподобной змее Madtsoiidae , водном хищнике, обитающем в засаде, члене вымершей мегафауны Австралии , исчезнувшей между 40 000 и 20 000 лет назад. [ нужна ссылка ]

В прибрежном жилище Ваджук есть устная традиция, описывающая отделение Роттнеста от материка, которое произошло между 12 000 и 8 000 годами до нашей эры , что технически является послеледниковой фландрийской трансгрессией . [б]

Сезонные подразделения

[ редактировать ]

Как и другие народы нунгар, ваджуки, похоже, в более влажную зимнюю погоду переместились вглубь страны, возвращаясь к побережью, когда внутренние сезонные озера высыхали. [5] [6] Ваджуки, как и многие нунгары, делили год на шесть сезонов. [5]

  • Бирак : с ноября по декабрь был период «плодоношения», характеризующийся появлением жарких восточных ветров, дующих в течение дня. Люди нунгары сжигали мозаичные участки кустарников, чтобы вынудить животных выходить на открытое место для охоты, а также чтобы открыть полог и позволить нескольким ноябрьским дождям ускорить прорастание летних продуктов питания и выпаса сумчатых . Это был сезон сбора семян прутьев, которые растирали в муку и хранили в качестве увлажнителя .
  • Бунуру : с января по февраль был «жарко-засушливый», характеризующийся жаркими сухими восточными условиями с послеобеденными морскими бризами , известный в Западной Австралии как доктор Фримантла . Чтобы максимизировать эффект от этих охлаждающих бризов, нунгары перебрались в прибрежные устья и рифы, где рыба и морское ушко составляли большую часть сезонного рациона. Яйца малли из туартовых лесов также составляли часть рациона.
  • Джеран : с марта по апрель прошел «первый дождь — первая роса», погода стала прохладнее из-за ветров с юго-запада. Продолжалась рыбная ловля (часто ловушками для рыбы ) и замя пальмовых орехов, [7] Луковицы нарду и другие семена собирали в пищу. Пальмовые орехи Замиа по своей природе очень ядовиты, но съедобны после выщелачивания водой. Стонущие лягушки были пойманы в большом количестве с первыми зимними дождями.
  • Макуру : с мая по июнь было «мокро», и нунгары двинулись вглубь страны от побережья до Дарлинг-Скарпа, чтобы охотиться на серых кенгуру. [8] : 39  и таммар, когда дожди пополнили внутренние водные ресурсы. Это был сезон холодных фронтальных дождей в средних широтах . Маллифоул [8] : 41  тоже были пойманы.
  • Джилба : с июля по август был «холодно-влажный период», когда группы нунгаров перемещались на более сухие почвы районов Гилфорда и Каннинг-Келмскотта, где собирали корни и эму , [8] : 35  кольцехвостые опоссумы , [8] : 44  и на кенгуру охотились.
  • Камбаранг : с сентября по октябрь был «цветение» в разгар сезона полевых цветов. На этот раз дождь уменьшился. Семьи перебрались к побережью, где лягушки, черепахи, гильдии и голубая маррона ловились . Птицы, вернувшиеся из миграции в Северное полушарие, также составляли часть их рациона.

Эти времена года были грубо разделены (а не по конкретной дате), и Ваджук учитывал сигналы окружающей среды, такие как весенний призыв лягушки -мотоциклиста , при обозначении сезонов. Например, наступление Камбаранга или цветение рождественской елки в Западной Австралии, свидетельствующее о наступлении Бунуру.

Церемонии

[ редактировать ]

Ваджук использовал в церемониях высококачественную красную охру , которую они получили на месте, которое сейчас занимает железнодорожный вокзал Перта, и которым они торговали с людьми на востоке. [9] По слухам, его торговали вплоть до Улуру . [ нужна ссылка ] До колонизации им окрашивали длинные волосы (по типу дредов ). Кварц из Дарлинг-Скарпа также продавался группам Балардонгов для изготовления копий. [ нужна ссылка ]

История контактов

[ редактировать ]

Народ ваджуков принял на себя основную тяжесть европейской колонизации, поскольку на их территории были построены города Перт и Фримантл.

Без сомнения, люди ваджуков были знакомы с голландскими исследователями, такими как Вламинг , и с редкими визитами китобоев на побережье до прибытия поселенцев под командованием губернатора Джеймса Стирлинга . После почти катастрофы на Гарден-Айленде был отправлен баркас под командованием капитана (позже вице-губернатора) Ирвина , который встретился с Йеллагонгой и его семьей в Кроули , на побережье того места, где сейчас находится Университет Западной Австралии , или у горы Элиза . Поскольку женщины-аборигены ранее были схвачены европейскими охотниками на тюленей, Йеллагонга впоследствии перенес свой лагерь на место, где сейчас находится озеро Монгер . [10] [9] [11]

Из-за отчуждения своих земель из-за того, что поселенцы претендовали на землю и ограждали ее, аборигены потеряли доступ к важным сезонным продуктам питания, они не понимали и не принимали частную собственность на свои земли, что привело к вырубке скота и раскопкам продовольственных садов. Репрессии привели к циклу роста насилия с обеих сторон. Первой попыткой резни аборигенов была «Битва за Перт», когда была попытка окружить и захватить аборигенов, отступивших в озеро Монгер. Район был оцеплен, но преследуемые скрылись. После того, как озеро Монгер было заселено семьей Монгер, Йеллагонга переехала на озеро Джоондалуп . В 1834 году эту область Ваннеру исследовал Джон Батлер , а в 1838 году — Джордж Грей . Когда в 1843 году земли были конфискованы для поселения, Йеллагонге пришлось просить о выживании, и вскоре после этого он случайно утонул. [12]

Ситуация для Миджгуру была еще более опасной. Насилие вспыхнуло, когда стало известно, что 200 «дикарей» собираются напасть на паром из Фримантла, и граждане вооружились и бросились к месту происшествия, не найдя ничего, кроме ошеломленного перевозчика. Тасманийский поселенец застрелил одного из местных аборигенов, а Яган, сын Миджгуру и племянник Йеллагонги, в отместку пронзил белого копьем. Яган был арестован и отправлен на остров Карнак под опеку Роберта Лайона, который утверждал, что он борец за свободу . Яган сбежал с острова на лодке и вел партизанский поход по обе стороны реки. В конце концов он был убит одним из двух европейских мальчиков, с которыми он подружился, а его голова была прокопчена и отправлена ​​в Англию, где, наконец, его вылечил и вернул домой Кен Колбунг в 1997 году.

После резни в Пинджарре аборигены Ваджук впали в полное уныние и были низведены до зависимого статуса, поселившись на своем участке на горе Элиза для подачек под руководством Фрэнсиса Армстронга . Англиканская школа была основана в Элленбруке несколько лет, но никогда не имела большого успеха и сильно недофинансировалась.

Отношения между поселенцами и нунгарами сильно ухудшились в последние годы правления Стерлинга: поселенцы без разбора стреляли в аборигенов за пронзание скота, что приводило к расплате за убийства поселенцев. Ответом Стирлинга была попытка подчинить аборигенов суровым наказанием. Когда Стирлинг вышел в отставку, 1 января 1839 года его на посту губернатора сменил Джон Хатт, который вместо того, чтобы принять мстительную и мстительную политику Стирлинга против «аборигенов», попытался защитить их права и дать им образование. Это противоречило приграничным поселенцам, намеревавшимся захватить земли аборигенов без компенсации , которые считали, что им нужна тактика сильной руки, чтобы защитить себя от «репрессий» аборигенов. В 1887 году был создан заповедник аборигенов для оставшегося народа ваджук возле озера Гнангара , одно из целого ряда водно-болотных угодий, которые, возможно, на памяти местных аборигенов представляли собой серию пещер вдоль подземной реки, крыша которой провалилась. заповедник был воссоздан в 1975 году. Помимо «кормовой станции» на горе Элиза, под контролем Фрэнсиса Армстронга, первого «защитника аборигенов». Хатт также пытался основать йоменство аборигенов, предоставляя «поселенцам» аборигенам гранты на государственную землю. Земли, выбранные для этого предприятия, были маргинальными, и ожидалось, что аборигены сделают улучшения, не предоставив им доступа к необходимому банковскому финансированию, поэтому схема быстро рухнула. Лагеря аборигенов были временно созданы во многих крупных городах, включая Элленбрук , Джолимонт , Уэлшпул и Аллава-Гроув. Однако эти объекты часто перемещались по усмотрению европейских властей, как только земле находилось альтернативное использование (как это произошло на кладбище Карракатта , стрелковом полигоне Суонборн и аэропорту Перта ).

В 1893 году предоставление самоуправления Западной Австралии конкретно исключало положение по делам аборигенов, которое оставалось в ведении британской короны. В конституции штата также указано, что 1% государственных расходов должен идти на благо аборигенов. [13] условие, которое никогда не выполнялось. Премьер Джон Форрест в одностороннем порядке взял на себя контроль над делами аборигенов без внесения поправок в конституцию в 1896 году. По состоянию на 2016 год аборигены составляют 3% населения штата, но составляют 50% женщин в женской тюрьме Бандьюп и молодежи, находящейся под стражей. в Западной Австралии. Многие оказываются в тюрьме за неуплату штрафов, налагаемых за мелкие правонарушения. Число молодежи нунгар, находящейся в заключении, превышает количество учащихся в школе или формальном обучении.

Дейзи Бейтс утверждала, что в 1907 году она взяла интервью у последнего полностью инициированного народа ваджук-нунгар, сообщив об информаторах Фанни Балбель и Джубайтж, которые сохранили в устной традиции точку зрения аборигенов на приход европейцев. Фанни родилась на священном месте аборигенов, которое лежит в основе собора Святого Георгия , а священные земли Джубайтжа находились недалеко от нынешнего молодежного общежития в Мундаринг-Вейр .

Социальная структура

[ редактировать ]

Народ ваджук был разделен реками Суон и Каннинг на четыре группы проживания , каждая со своей территорией: [9]

Некоторые европейцы, в частности, внесли свой вклад в современное понимание ваджук- нунгар языка и культуры .

Первоначально ваджуки европейских поселенцев называли Джанга – термин, относящийся к духам мертвых. Эта вера включила европейцев в социальную структуру нунгарских народов и подкреплялась несколькими факторами. Для ваджуков поселенцы напоминали мертвецов, потому что они:

  • пришел с запада, со стороны заходящего солнца и Кураньюпа , страны мертвых для ваджуков.
  • имели бледный цвет лица, что ваджуки считали бледностью людей после смерти.
  • часто меняли одежду и, следовательно, свой общий вид
  • плохо пахло и часто имело гнилые зубы, что отражает стандарты гигиены начала 19 века.
  • не были подвержены инфекционным заболеваниям, к которым у большинства аборигенов не было генетической устойчивости.

Работа Невилла Грина в его книге «Сломанные копья» показала, что культура аборигенов не могла объяснить высокий уровень смертности , связанный с европейскими инфекциями, и полагала, что здесь замешано колдовство аборигенов, что привело к росту числа репрессивных ударов копьями и убийств внутри сообщества аборигенов. В сочетании со снижением рождаемости эти факторы привели к сокращению населения в районах, расположенных рядом с европейскими поселениями. Помимо убийств и массовых убийств белых во Фримантле и других местах, прибытие европейцев привело к множеству смертей от болезней, которым аборигены не имели сопротивления. В традиционной культуре они были интерпретированы как колдовство и привели к «отмщенной» вендетте , которая увеличила смертность тех, кто находился в самом тесном контакте с европейцами. [17] [ нужна ссылка ]

Кемпинги аборигенов вокруг Перта

[ редактировать ]
  • Гудининуп , ныне построенный на месте нынешней пивоварни «Лебедь» , вместе с близлежащим участком Гудинап , отмечал место, где прибрежные и внутренние нунгары встречались для торговых и ритуальных целей. Это был центр торговли красной охрой. Там же проходили и мужские посвящения. Рядом находился Коямулюп (лягушачий лагерь), названный так из-за обилия лягушек, важной части местного рациона. [18] Бойя (родильный камень) был сброшен в реку европейскими поселенцами , чтобы предотвратить доступ аборигенов к этому месту. [ нужна ссылка ]
  • Озеро Монгер было местом стоянки аборигенов до 1920-х годов. Когда он был закрыт, земля использовалась под огородничество, и группы аборигенов переехали в Джолимонт и Инналу . [ нужна ссылка ]
  • Люди из Джолимонта позже переехали на территорию Суонборнского стрелкового полигона, который позже был возобновлен австралийской армией в 1913 году. [ нужна ссылка ]
  • был также небольшой кемпинг аборигенов. Рядом со зданием Австралийской радиовещательной корпорации в Восточном Перте [ нужна ссылка ] и на острове Хейриссон . Мелководье у острова Хейриссон, известное как Матагаруп («Глубокая нога»), служило проходом для переправы через реку Суон. [19] Позже они были перенесены в Берсвуд , пока это место не стало мусорной свалкой города Перт, прежде чем, наконец, стать местом расположения казино Берсвуд . [ нужна ссылка ]
  • В Ваннеру («место, где женщины копают ямс») еще в 20 веке было несколько стоянок аборигенов. На крыше и стенах пещеры Оркестр Шелл в Ваннеру были нарисованы рисунки аборигенов. Джордж Грей встретил аборигенов на озере Джоондалуп , когда вернулся в Перт.
  • Уэлшпул был местом стоянки аборигенов на рубеже 20-го века. Дейзи Бейтс провела здесь большую часть своих интервью с аборигенами Перта.
  • Беннетт-Брук имеет большое значение для аборигенов, так как считается, что он был сформирован творческой деятельностью Вогалов . Говорят, что местом отдыха Вогала является пещера в глубокой стоячей воде. Мост Питона пересекает ручей Беннетт примерно в 200 метрах от его впадения в реку Суон и считается домом злого и опасного духа. Некоторые семьи аборигенов заявили, что во времена, предшествовавшие контакту, от южных границ этого участка до болота Беннетт существовали места для палаток. На западном берегу Беннетт-Брук существует традиция рыть колодцы для запасов пресной воды, а традиционная ловушка для рыбы доставляла еду в эти лагеря. Бенара-роуд является южной границей этого места проживания аборигенов. С 1930-х по 1960-е годы лагеря аборигенов распространились по Лорд-стрит на территорию, которая сейчас является жилым комплексом. Сообщается, что захоронения произошли между Бенара-роуд и Виджи-роуд, однако их точное местонахождение неизвестно. [ нужна ссылка ]
  • Аборигены с реки Суон разбили свои лагеря вдоль центральных озер Перта , чтобы избежать соленых озер ближе к побережью. обнаружено 16 стоянок аборигенов. В городе Кокберн
  • В 1941 году группа женщин-нунгар из Лебединой долины приобрела 20 акров (8 га) кустарника, ограниченного Галлахер-стрит и Мэри-Кресент, Иден-Хилл. [20] Местный совет отказал им в просьбах о воде и заявках на строительство жилья. [21] поэтому они разбивали лагеря в миа-миас , кустарниках и оловянных лагерях и полагались на воду, добываемую из собственных колодцев. В 1950-х годах территория была возобновлена ​​Государственной жилищной комиссией для создания пригорода Иден-Хилл . [21]
  • Сообщество Лебединой долины Ньюнга — община аборигенов нунгар в Локридже, Западная Австралия . При спорных обстоятельствах правительство Западной Австралии закрыло поселение в 2003 году актом парламента. снесло здания бульдозерами Позже правительство Барнетта . SVNC входит в число лидеров сообщества беженцев-аборигенов на острове Хейриссон в 2015–2016 годах.
  • Мандей-Суомп расположен напротив северо-восточного ограждения по периметру аэропорта Перта , к юго-западу от Кинг-роуд и к западу от железнодорожных станций Форрестфилд и Кьюдейл. Болото Мандей было местом обитания древних аборигенов и использовалось в качестве места ловли черепах еще до контакта. Кустарник Мелалеука давал тень и прохладу рыбакам-черепахам, которые, как известно, время от времени разбивали там лагерь. В наши дни Munday Swamp находится на частной территории рядом с забором по периметру аэропорта Перта.
  • Болото Ньибра использовалось аборигенами из районов Бэйсуотер и Бассендин в качестве района рыболовства с 1920-х годов до недавнего времени. [22]
  • Озеро Бибра было часто используемым местом для кемпинга, о чем свидетельствует наличие артефактов аборигенов в этом районе.
  • Рядом с Пертом в Вальюнге находится один из крупнейших известных стоянок аборигенов, который использовался региональными племенами более 60 000 лет и теперь является национальным парком.
  • В Гнангаре находился большой кемпинг аборигенов. В Гнангаре находился Общественный колледж аборигенов (K-12), основанный в 1979 году и закрытый в 2008 году. Это была одна из двух независимых школ для коренных народов в столичном регионе. [23]
  • Роща Аллава на северо-западной окраине аэропорта Перта в Южном Гилфорде издавна ассоциировалась с «лагерями», как называли себя аборигены. В 1911 году он был объявлен заповедником аборигенов, и неоднократно предпринимались попытки переселить туда коренные жители, несмотря на их отказ оставаться на этом месте, предпочитая свои традиционные кемпинги вокруг Иден-Хилл . В конце концов, в конце 1950-х годов аборигены из лагерей в Бассендине и Иден-Хилле приняли это место, потому что, преследуемое политикой не допускать коренных жителей в район Перта и часто остававшихся бездомными, правительство предложило разместить их на этом месте и гарантировать некоторую свободу. от постоянного преследования со стороны полиции. К февралю 1958 года здесь поселилось около 29 семей численностью 220 человек. [24]
  • Площадь Уэлд в Нортбридже часто использовалась аборигенами как место для палаток. Совет по развитию аборигенов разместил здесь свою штаб-квартиру в 1940-х годах.

Альтернативные имена/написания

[ редактировать ]
  • Племя Каракттерап
  • Дербал
  • Илакури вонги (название языка)
  • Жуадьюк
  • Караката (топоним Перта) / Карракатта (берег реки Суон в Перте)
  • Миналнджунга ( термин Юэд , состоящий из минанг (юг) и нджунга (человек))
  • Миннал Юнгар
  • Ваджук, Ваджуг, Ваджук
  • Ваджуп ( топоним равнины реки Каннинг )
  • Витья:ри
  • Йода
  • Йоард

[25]

Несколько слов

[ редактировать ]
  • генгар (белый человек)
  • мамман (отец)

[26]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это соответствует другим словам в континууме нунгарского диалекта - вада /'юад /i:ват , все означают «нет». ( Тиндейл 1974 , стр. 260)
  2. Один из первых британских поселенцев и автор дневников Джордж Флетчер Мур написал отчет об этой традиции. [4]
  1. ^ Тиндейл 1974 , с. 260.
  2. ^ Бейтс 1938 .
  3. ^ «Нунгарские знания» . Кардиджин Нунгар . Проверено 19 февраля 2024 г.
  4. ^ Мур 1842 , с. 11.
  5. ^ Jump up to: а б Зеленый 1984 год .
  6. ^ Халлам 1986 .
  7. ^ Макинтайр, Кен; Добсон, Барб (25 августа 2023 г.). «Древняя практика обработки косточек макрозамии на юго-западе Австралии» . www.anthropologyfromtheshed.com . Проверено 28 февраля 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Уайтхерст, Роуз. Нунгарский словарь (PDF) (2-е изд.). Восточный Перт, Западная Австралия: Центр языка и культуры Нунгар. ISBN  0 646 12355 6 . Проверено 28 февраля 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Дейзи Бейтс, CBE (сентябрь 2004 г.). Уход аборигенов . Проект Гутенберг Австралии. Викиданные   Q128122479 .
  10. ^ Коллард, Л.; Ревелл, Г.; Палмер, Д.; Леонард, Л. (1999). Нунгарские топонимы, связанные с районом Гордандалуп (залив Кроули) Габи Дербалор Дербал Яраган Белу (Река Лебедь).
  11. ^ «Совет по наследию штата Вашингтон — База данных мест» . inherit.dplh.wa.gov.au . Проверено 8 марта 2024 г.
  12. ^ Халлам 1974 .
  13. ^ Закон о Конституции 1889 г. , статья 70 (отменен Законом об аборигенах 1905 г. ).
  14. ^ Jump up to: а б с Хьюз-Халлетт 2010 , с. 9.
  15. ^ Зеленый и Луна 1997 , с. 185.
  16. ^ Грей 1841 .
  17. ^ Грин 1984 , с. ?.
  18. ^ Хьюз-Халлетт 2010 , с. 32.
  19. ^ Райан, Брэди и Куэ, 2015 .
  20. ^ Картер 1986 .
  21. ^ Jump up to: а б Дельмеге 2005 .
  22. ^ Бассендин 2009 .
  23. ^ Общественный колледж аборигенов .
  24. ^ Дельмеге 2015 , стр. 85–86.
  25. ^ ( Тиндейл 1974 , стр. 260)
  26. ^ ( Тиндейл 1974 , стр. 260)

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c039578be1ec9ca2aa9448aea9288207__1722842460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/07/c039578be1ec9ca2aa9448aea9288207.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Whadjuk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)