Он увидел
Яган ( / ˈ j eɪ ɡ ən / ; ок. 1795 - 11 июля 1833) был австралийским воином-аборигеном из народа нунгар . Ягана преследовали местные власти после того, как он убил Эрин Энтвистл, служанку фермера Арчибальда Батлера. Это был акт возмездия после того, как Томас Смедли, еще один слуга Батлера, выстрелил в группу нунгаров, укравших картофель и птицу, убив одного из них. [1] [2] Правительство предложило награду за поимку Ягана, живого или мертвого, а молодой поселенец Уильям Китс застрелил его. Нунгары считают его легендарной фигурой. [3] [4]
После расстрела поселенцы отрезали Ягану голову, чтобы потребовать награду. Позже чиновник отправил его в Лондон, где он был выставлен как « антропологический раритет» и в конечном итоге передан музею в Ливерпуле . Голова хранилась более столетия, прежде чем ее похоронили вместе с другими останками в безымянной могиле в Ливерпуле в 1964 году. [5] На протяжении многих лет нунгары просили репатриировать голову как по религиозным причинам, так и из-за традиционного статуса Ягана. Место захоронения было идентифицировано в 1993 году; официальные лица эксгумировали голову Четыре года спустя и репатриировали ее в Австралию. После многих лет дебатов внутри общины нунгар о подходящем месте последнего упокоения, голова Ягана была похоронена на традиционной церемонии в Лебединой долине в июле 2010 года, через 177 лет после его смерти. [6]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Член народа ваджук- нунгар, Яган принадлежал к племени численностью около 60 человек, имя которого, по словам Роберта Лайона , было Билиар . Ученые теперь полагают, что народ Билиар, возможно, был семейной подгруппой (или кланом ) более крупного племени, которое Дейзи Бейтс называла Билгар . [7] По данным Лиона, народ белиаров занимал земли к югу от рек Суон и Каннинг , вплоть до залива Манглс . [8] Группа имела традиционные права землепользования на гораздо большей территории, простирающейся на север до озера Монгер и на северо-восток до реки Хелена . Группа также имела необычную степень свободы передвижения по земле своих соседей, возможно, из-за родственных и брачных связей с соседними группами. [9]
Считается, что Яган родился около 1795 года. [10] Его отцом был Миджгуру , старейшина народа билиаров; [11] его мать была одной из трех жен Миджгуру. [12] Яган, вероятно, был Баллароком по классификации Нунгар . [13]
Брак и семья
[ редактировать ]По словам историка Невилла Грина, у Ягана была жена и двое детей. [14] [15] В сообщении в Perth Gazette за 1833 год имена его детей указаны как «Нарал», 9 лет, и «Виллим», 11 лет. [16] но в большинстве других источников утверждается, что воин не был женат и бездетен. Когда его запись в Австралийском биографическом словаре была переписана в 2019 году, Рис предположил, что те, кого считали его сыновьями, могли быть его младшими братьями. [12] Описываемый как рост выше среднего, с впечатляющим крепким телосложением, Яган имел характерную племенную татуировку на правом плече, которая идентифицировала его как «человека высокого уровня в области племенного права». [14] [15] Его вообще признавали самым физически сильным из своего племени. [17] и, как говорят, был способен пронзить другую палку с расстояния 23 метров (25 ярдов) или пробить дерево с расстояния 55 метров (60 ярдов). [18]
Отношения с поселенцами
[ редактировать ]Ягану было около 35 лет в 1829 году, когда британские поселенцы высадились в этом районе и основали колонию на реке Суон . [19] В течение первых двух лет существования колонии отношения между поселенцами и нунгарами в целом были дружескими, поскольку конкуренции за ресурсы было мало. Нунгары приветствовали белых поселенцев как Джанга , [20] вернувшиеся души своих умерших. [20] В исторических отчетах отмечается, что эти две группы делили рыбу. [21] Со временем конфликты между двумя культурами постепенно участились. [21] Поселенцы считали нунгар кочевниками, не имеющими претензий на землю, по которой они кочевали. Колонисты отгораживали земли для выпаса скота и ведения сельского хозяйства в соответствии со своей традиционной практикой землепользования. [21]
По мере того как колонисты отгораживали все больше земель, нунгарам все чаще отказывали в доступе к своим традиционным охотничьим угодьям и священным местам . В поисках еды нунгары совершали набеги на посевы поселенцев и убивали их скот. У них также появился вкус к припасам поселенцев, и они начали брать с собой муку и другие продукты, что стало серьезной проблемой для колонии. [22] Кроме того, нунгарская практика выращивания огненных палочек или поджога кустов для выманивания дичи угрожала посевам и домам поселенцев. [23]
В декабре 1831 года Яган и его отец возглавили первое значительное сопротивление аборигенов белому поселению в Западной Австралии. Томас Смедли, слуга фермера Арчибальда Батлера, задержал нескольких туземцев, совершивших набег на картофельный грядку, и убил одного из членов семьи Ягана. [24] Несколько дней спустя Яган, Миджгуру и другие ворвались в фермерский дом и, обнаружив, что дверь заперта, начали проламывать стены из сырцового кирпича. Внутри находились служанка Батлера Эрин Энтвистл и два его сына Энион и Ральф. [25] Спрятав своих сыновей под кроватью, Энтвистл открыл дверь для переговоров и был убит Яганом и Миджгуру. [25] Закон племени нунгар требовал, чтобы за убийства отомстили убийством члена племенной группы убийцы, а не обязательно убийцы. Нунгары считали слуг и служащих частью групп поселенцев. [26] Историки полагают, что нападение нунгаров на Энтвистл было возмездием согласно их племенному закону. [9] Не понимая племенного закона (и вряд ли согласившись с его концепциями), белые поселенцы восприняли убийство как неспровоцированное убийство и безуспешно направили силы для ареста группы Ягана. [25]
В июне 1832 года Яган возглавил отряд нунгаров, напавших на двух рабочих, засеивающих пшеничное поле вдоль реки Каннинг недалеко от Келмскотта . Один из мужчин, Джон Томас, [27] сбежал, но другой, Уильям Гейз, был ранен и позже в результате скончался. [25] Мировое соглашение объявило Ягана вне закона и предложило вознаграждение в размере 20 фунтов стерлингов за его поимку. Ему удалось избежать плена до начала октября 1832 года. Группа рыбаков заманила Ягана и двух его товарищей в свою лодку, а затем оттолкнула их на глубокую воду. [25] Рыбаки отвезли троих нунгаров на гауптвахту в Перте, откуда их перевели в Круглый дом во Фримантле . Ягана приговорили к смертной казни, но его спасло заступничество поселенца Роберта Лайона . Утверждая, что Яган защищал свою землю от вторжения, Лион заявил, что Ягана следует считать не преступником, а военнопленным , и предложил обращаться с ним соответственно. [25] По рекомендации Джона Септимуса Роу , генерального инспектора Западной Австралии , Яган и его люди были сосланы на остров Карнак под присмотром Лиона и двух солдат. [25] [28]
Лион думал, что сможет научить Ягана британским обычаям и обратить его в христианство. Он надеялся заручиться его сотрудничеством и использовать свой племенной статус, чтобы убедить нунгар признать колониальную власть. Лион провел с Яганом много часов, изучая его язык и обычаи. [29] Через месяц Яган и его товарищи сбежали, украв оставленную без присмотра лодку и отправившись на веслах к Вудман-Пойнт на материке. Правительство не преследовало их; очевидно, его чиновники сочли, что были достаточно наказаны. [29] [30]
В январе 1833 года два нунгара, Гьяллиперт и Маньят, посетили Перт из пролива Кинг-Джордж . [11] где отношения между поселенцами и туземцами были дружескими. Два поселенца, Ричард Дейл и Джордж Смайт, [ нужна ссылка ] организовал встречу мужчин с группой местных нунгаров, чтобы поддержать дружеские отношения в колонии на реке Суон. 26 января Яган возглавил группу из десяти официально вооруженных нунгаров, приветствующих двоих мужчин возле озера Монгер. [31] [32] Мужчины обменялись оружием и провели корробори , хотя группы, судя по всему, не говорили на одном языке. Яган и Гьяллиперт соревновались в метании копья. [32] В качестве примера своего мастерства Яган ударил тростью с расстояния 25 метров (82 фута). [31]
Гьяллиперт и Маньят некоторое время оставались в Перте. 3 марта Яган получил разрешение провести еще одну корробори, на этот раз в саду почтового отделения в Перте. Мужчины из Перта и пролива Кинг-Джордж встретились в сумерках, нарисовали свои тела мелом и исполнили несколько танцев, включая танец охоты на кенгуру . Газета Perth Gazette писала, что Яган «был церемониймейстером и вел себя с бесконечным изяществом и достоинством». [33] [34]
В феврале и марте Яган был вовлечен в серию мелких конфликтов с поселенцами. В феврале Уильям Уотсон пожаловался, что Яган толкнул его дверь, потребовал пистолет и взял носовые платки . Ватсону пришлось дать ему и его товарищам муку и хлеб. В следующем месяце Яган был среди группы, получившей печенье от военного контингента под командованием лейтенанта Норкотта; когда Норкотт попытался ограничить его запасы, Яган пригрозил ему копьем. [35] Позже в том же месяце Яган был с группой нунгаров, которые вошли в дом Ватсона, пока его не было. Группа ушла после того, как жена Ватсона обратилась за помощью к соседям. [34] На следующий день капитан Эллис прочитал нунгарам лекцию об их поведении. Частые инциденты побудили The Perth Gazette отметить «безрассудную смелость этого отчаянного человека, который ценит свою жизнь за гроши… За самое незначительное преступление… он лишил бы жизни любого человека, который его спровоцировал. во главе любого зла». [35]
Разыскивается живым или мертвым
[ редактировать ]В ночь на 29 апреля группа нунгаров ворвалась в магазин во Фримантле, чтобы украсть муку. [34] и в них стрелял смотритель Питер Чидлоу. Домджум, брат Ягана, был тяжело ранен и через несколько дней умер в тюрьме. Остальная часть группы переехала из Фримантла в Престон-Пойнт , где Яган, как сообщается, поклялся отомстить за смерть. Между 50 и 60 нунгарами собрались в Булл-Крик , где встретили группу поселенцев, загружавших тележки с провизией. [15] Позже в тот же день группа устроила засаду на ведущую тележку, убив двух поселенцев, Тома и Джона Велвиков. Племенной закон требовал только одной смерти для мести. Некоторые историки предполагают, что Велвики стали объектом нападения, поскольку ранее были осуждены за нападения на аборигенов и цветных моряков. [36] [37] Александра Хаслак также утверждает, что важным мотивом нападения была кража продовольствия. [34] но это было опровергнуто в другом месте. [15]
За убийство Велвиков вице-губернатор Фредерик Ирвин объявил Ягана, Миджгуру и Мандея вне закона, предложив вознаграждение в размере 20 фунтов стерлингов каждый за поимку Миджгуру и Мандея и вознаграждение в размере 30 фунтов стерлингов за поимку Ягана, мертвого или живого. . [32] Мандей успешно обжаловал свой запрет. [37] Миджгуру, Яган и их группа немедленно двинулись со своей территории на север, в сторону долины Елены. [38] 17 мая Миджгуру был схвачен на реке Хелена. После краткого неофициального суда он был расстрелян . Яган оставался на свободе более двух месяцев. [32] [39]
В конце мая Джордж Флетчер Мур сообщил, что видел Ягана на своей территории и разговаривал с ним на пиджин -английском языке. Мур написал в Perth Gazette :
Яган шагнул вперед и, опираясь левой рукой на мое плечо, а правой жестикулируя, произнес что-то вроде декламации, серьезно глядя мне в лицо. К сожалению, я не смог этого понять, но по тону и манере я подумал, что смысл такой:
«Вы приехали в нашу страну — вы выгнали нас из наших убежищ и мешали нам заниматься нашими делами. Когда мы идем по своей стране, нас обстреливают белые люди; почему белые люди должны так с нами обращаться?» [40] [41]
Поскольку Мур мало знал родной язык Ягана, историк Хаслак предполагает, что этот рассказ, вероятно, больше свидетельствует о «чувстве совести со стороны белых людей», чем точное представление душевного состояния Ягана. [42]
Яган спросил Мура, жив ли Миджгуру или нет. Мур не ответил, но слуга ответил, что Миджгуру находится в плену на острове Карнак. Яган предупредил: «Белый человек застрелит Миджгуру, Яган убьет троих». [41] Мур сообщил о встрече, но не предпринял никаких попыток сдержать Ягана. Позже он написал: «Правда в том, что все хотят, чтобы его схватили, но никому не нравится быть похитителем… есть что-то в его смелости, чем можно восхищаться». [41]
Смерть
[ редактировать ]11 июля 1833 года два брата-подростка по имени Уильям и Джеймс Китс пасли скот вдоль реки Суон к северу от Гилфорда, когда по пути к ним подошла группа нунгаров, чтобы забрать пайки муки из Генри Булла . дома [32] Братья Китс предложили Ягану остаться с ними, чтобы избежать ареста. [32] Пока он оставался с ними утром, братья решили убить воина и потребовать награду. [32] Когда туземцы были готовы уйти, Кити воспользовались последней возможностью. Уильям Китс застрелил Ягана, [43] и Джеймс застрелил Хигана, еще одного туземца, в тот момент, когда он бросал копье. Братья убежали, но другой нунгар настиг Уильяма и заколол его копьем. Джеймс сбежал, переплыв реку. Вскоре после этого он вернулся с группой вооруженных поселенцев из поместья Булла. [44] [45]
Когда прибыла группа поселенцев, они обнаружили Ягана мертвым, а Хигана умирающим. [43] Хиган «стонал, и его мозги были частично отключены, когда пришла вечеринка, и будь то человечность или жестокость, мужчина приставил пистолет к его голове и разнес ее на куски». [44] Поселенцы отрезали Ягану голову и содрали кожу со спины, чтобы получить в качестве трофея племенные знаки. Тела закопали неподалеку. [43]
Джеймс Китс потребовал награду, но его поведение подверглось широкой критике. [43] Газета Perth Gazette назвала убийство Ягана «диким и предательским поступком… отвратительно слышать, как это хвалят как достойный поступок». [46] Однако Дейзи Бейтс поняла, что «он был убит молодым парнем в целях самообороны». [47] Китс покинул колонию в следующем месяце; возможно, он ушел из страха быть убитым в ответ на месть племени. [48]
голова Ягана
[ редактировать ]Выставка и захоронение
[ редактировать ]Голову Ягана изначально перенесли в дом Генри Булла. Мур увидел его там и несколько раз зарисовал голову в своем неопубликованном рукописном дневнике, отметив, что «возможно, она еще может фигурировать в каком-нибудь домашнем музее». [43] Голова сохранилась путем копчения. [48]
В сентябре 1833 года губернатор Ирвин отплыл в Лондон, отчасти для того, чтобы дать собственный отчет о событиях, приведших к убийству. Это была необычная мера, особенно учитывая, что его полк собирался отправиться на службу в Индию. Управление по делам колоний выразило удовлетворение управлением колонией Ирвином. [49]
Вместе с Ирвином путешествовал прапорщик Роберт Дейл , каким-то образом завладевший головой Ягана. По словам историка Пола Тернбулла, Дейл, похоже, убедил Ирвина отдать ему голову как «антропологическую диковинку». [50] После прибытия в Лондон Дейл попытался продать голову учёным, обратившись к ряду анатомов и френологов . Его цена в 20 фунтов не нашла покупателя, поэтому он заключил соглашение с Томасом Петтигрю об эксклюзивном использовании головы на 18 месяцев. [51] Петтигрю, хирург и антиквар, [51] был хорошо известен на лондонской светской сцене благодаря организации частных вечеринок, на которых он раскатывал и вскрывал древнеегипетские мумии . [52] Он положил голову на стол перед панорамным видом на пролив Кинг-Джордж, воспроизведенным по эскизам Дейла. [51] Для эффекта голову украсили свежей повязкой на шнурке и перьями черного краснохвостого какаду .
Петтигрю поручил осмотр головы френологу. Обследование было признано трудным из-за большого перелома затылка, образовавшегося в результате выстрела. Его выводы соответствовали современному европейскому мнению о коренных австралийцах. [50] Дейл опубликовал их в брошюре под названием « Описательный отчет о панорамном виде и т. д.». пролива Кинг-Джордж и прилегающей страны , [54] который Петтигрю посоветовал своим гостям купить на память о вечере. Фронтиспис брошюры представлял собой раскрашенную вручную акватинту головы Ягана работы художника Джорджа Крукшенка . [51]
В начале октября 1835 года голова Ягана и панорама были возвращены Дейлу, жившему тогда в Ливерпуле . 12 октября он представил их Королевскому институту Ливерпуля . [51] где голова могла быть выставлена в футляре вместе с некоторыми другими сохранившимися головами и восковыми моделями, иллюстрирующими анатомию черепа. [51] В 1894 году коллекции Института были рассредоточены, а голова Ягана была передана в аренду Ливерпульскому музею ; Считается, что его там не выставляли. [51] К 1960-м годам голова Ягана сильно пострадала. В апреле 1964 года музей решил избавиться от него. 10 апреля 1964 года было организовано захоронение головы вместе с перуанской мумией и головой маори . Они были похоронены на кладбища Эвертон , могила номер 296. общем участке 16 [55] В последующие годы вокруг могилы было совершено несколько захоронений. Например, в 1968 году в местной больнице прямо над ящиком похоронили 20 мертворожденных младенцев и двух младенцев, умерших вскоре после рождения. [56]
Лоббирование репатриации
[ редактировать ]На протяжении многих лет, начиная с начала 1980-х гг. [57] ряд групп нунгаров добивались возвращения головы Ягана в Австралию.
Аборигены верят, что, поскольку останки Ягана неполны, его дух привязан к земле. Соединение его головы и туловища немедленно освободит его дух для продолжения своего вечного путешествия. [3]
В то время не было никаких исторических следов головы после того, как Петтигрю передал ее. вождю аборигенов Кену Колбунгу . Старейшины племени доверили поиски [57] В начале 1990-х годов Колбунг заручился помощью Лондонского университета археолога Питера Уко . Одна из исследовательниц Уко, Крессида Ффорде, провела поиск в литературе информации о голове. [58] [59] Ффорде успешно отследил голову в декабре 1993 года. [60] В апреле следующего года Кольбунг подал заявку на эксгумацию останков в соответствии со статьей 25 Закона о захоронениях 1857 года . [57] Постановления Министерства внутренних дел требовали согласия ближайших родственников , прежде чем тревожить останки 22 младенцев. Адвокаты Колбунга просили отказаться от этого условия на том основании, что эксгумация будет иметь большое личное значение для ныне живущих родственников Ягана и большое национальное значение для Австралии. [57]
Тем временем в сообществе нунгар в Перте начали нарастать разногласия. Некоторые старейшины подвергли сомнению роль Колбунга, а один нунгар подал жалобу в городской совет Ливерпуля по поводу его участия. Сообщения средств массовой информации свидетельствуют о ожесточенных дебатах внутри сообщества нунгар о том, кто обладает лучшими культурными качествами, чтобы завладеть головой. [61] Академик Ханна МакГлейд утверждает, что эти разногласия были в значительной степени сфабрикованы средствами массовой информации, в частности газетой The West Australian , которая «стремилась и успешно представляла сообщество Ньюнгара с точки зрения дисгармонии и инакомыслия». Она утверждает, что один западный репортер связался с Нунгаром, который, как известно, был не согласен, и процитировал одного другому, чтобы вызвать провокационные ответы. О спорах «трубил» Запад , что позволило ему «проповедовать» против распрей. [62]
25 июля в Перте состоялось общественное собрание. Все стороны согласились отложить в сторону свои разногласия и сотрудничать, чтобы репатриация стала «национальным успехом». [63] Для координации репатриации был создан Руководящий комитет Ягана, и заявление Колбунга было рассмотрено. [63] В январе 1995 года Министерство внутренних дел сообщило Колбунгу, что оно не может отказаться от требования получения согласия ближайших родственников на эксгумацию. Он связался с пятью родственниками, адреса которых были известны, и получил безоговорочное согласие только от одного. Соответственно, 30 июня 1995 года Кольбунгу и другим заинтересованным сторонам было сообщено, что ходатайство об эксгумации было отклонено. [63]
На заседании 21 сентября Руководящий комитет Ягана решил лоббировать поддержку австралийских и британских политиков. В 1997 году Колбунг был приглашен посетить Соединенное Королевство за счет британского правительства. [63] и он прибыл 20 мая. Его визит привлек широкое освещение в СМИ. [63] и усилило политическое давление на британское правительство. Он заручился поддержкой премьер-министра Австралии после Джона Ховарда того, как во время разбились ворота . июньского визита премьер-министра в Соединенное Королевство [64]
Эксгумация
[ редактировать ]Пока Колбунг находился в Соединенном Королевстве, Мартин и Ричард Бейтс были наняты для проведения геофизического исследования места захоронения. Используя электромагнитные методы и методы георадара , они определили приблизительное положение ящика, что позволило предположить, что к нему можно получить доступ сбоку через соседний участок. Отчет об опросе был передан в Министерство внутренних дел, что побудило к дальнейшим обсуждениям между правительствами Великобритании и Австралии. [65]
Обеспокоенность Министерства внутренних дел вызвало нераскрытое количество полученных им писем с возражениями против участия Кольбунга в процессе репатриации; поэтому он запросил у правительства Австралии заверений в том, что Колбунг был подходящим заявителем. [64] В ответ Колбунг попросил своих старейшин попросить Комиссию по делам аборигенов и жителей островов Торресова пролива (ATSIC) сообщить Министерству внутренних дел Великобритании, что он является подходящим кандидатом. Затем ATSIC созвал встречу в Перте, на которой снова было решено, что заявление Колбунга может быть рассмотрено. [64]
Кольбунг продолжал настаивать на эксгумации, прося, чтобы она была проведена до 164-й годовщины смерти Ягана 11 июля, чтобы годовщина могла стать поводом для празднования. [66] Его просьба не была удовлетворена, и в годовщину смерти Ягана Колбунг провел короткую панихиду на месте захоронения в Эвертоне. Он вернулся в Австралию с пустыми руками 15 июля. [66]
Эксгумация головы Ягана в конечном итоге состоялась без ведома Кольбунга. [66] выкопав 1,8 метра (6 футов) по краю могилы, а затем проложив горизонтальный туннель к месту расположения ящика. Таким образом, эксгумация была проведена без повреждения других останков. На следующий день судебный палеонтолог из Брэдфордского университета однозначно идентифицировал череп как череп Ягана, сопоставив переломы с переломами, описанными в отчете Петтигрю. [65] [66] Затем череп хранился в музее до 29 августа, когда он был передан городскому совету Ливерпуля. [66]
Репатриация
[ редактировать ]27 августа 1997 года делегация нунгаров в составе Кена Колбунга, Роберта Брофо , Ричарда Уилкса и Мингли Ванджурри-Нунгала прибыла в Великобританию, чтобы забрать голову Ягана. Делегация должна была быть больше, но финансирование Содружества было прекращено в последнюю минуту. [66] Передача черепа Ягана была еще больше отложена, когда нунгар по имени Корри Бодни обратилась в Верховный суд Западной Австралии с просьбой запретить передачу. Заявив, что его семейная группа несет единоличную ответственность за останки Ягана, Бодни объявил эксгумацию незаконной и отрицает существование какой-либо традиции или убеждения, требующих эксгумации головы и ее вывоза в Австралию. [66] 29 августа судья Генри Уоллворк отклонил ходатайство о судебном запрете на том основании, что Бодни ранее согласился с нынешними договоренностями, а также на основании показаний другого старейшины нунгаров (Альберта Корунны, который утверждал, что является более близким родственником Ягана) и антрополога Пэта. Бэйнс, оба опровергли заявление Бодни о единоличной ответственности. [62]
Череп Ягана был передан делегации нунгаров на церемонии в ратуше Ливерпуля 31 августа 1997 года. [67] Принимая череп, Колбунг сделал комментарии, которые были интерпретированы как связь смерти Ягана со смертью Дианы, принцессы Уэльской , ранее в тот же день: [67]
Так устроена природа... Природа – носитель всего хорошего и всего плохого. И поскольку помы поступили неправильно, им теперь придется страдать. [68]
Комментарии Колбунга вызвали фурор в средствах массовой информации по всей Австралии: газеты получили множество писем от общественности, выражающих шок и гнев по поводу комментариев. [67] Позже Колбунг заявил, что его комментарии были неверно истолкованы. [67]
На протяжении всего процесса репатриации многие международные СМИ воспринимали эту историю как шутку. Например, US News & World Report опубликовал статью под заголовком « В поисках утраченного конка» , в которой голова Ягана была названа «маринованной диковинкой», а действия Колбунга были расценены как рекламный ход. [69]
Подготовка к перезахоронению
[ редактировать ]По возвращении в Перт голова Ягана продолжала оставаться источником споров и конфликтов. [67] Ответственность за перезахоронение головы была возложена на «Комитет по перезахоронению Каата Ягана», возглавляемый Ричардом Уилксом. [70] Перезахоронение затянулось из-за споров между старейшинами по поводу места захоронения, главным образом из-за неопределённости местонахождения остальной части его тела, [67] и разногласия по поводу важности спрятать голову вместе с телом.
Был предпринят ряд попыток найти останки тела Ягана, которые предположительно находились на участке 39 West Swan Road во внешнем пригороде Перта Белхус . [71] было . В 1998 году было проведено исследование этого места с помощью дистанционного зондирования, но останков обнаружено не Два года спустя были предприняты археологические исследования местности, но они также не увенчались успехом. [67] Тогда возникли споры о том, можно ли хоронить голову отдельно от тела. Уилкс утверждал, что это возможно, если оно находится там, где был убит Яган, чтобы духи Времени Снов могли воссоединить останки. [72]
В 1998 году Комиссия по планированию Западной Австралии и Департамент по делам аборигенов совместно опубликовали документ под названием « Генеральный план могилы Ягана» , в котором обсуждались «вопросы владения, управления, развития и будущего использования» собственности, на которой, как полагают, похоронены останки Ягана. Рассматривалась возможность превратить это место в место захоронения коренных народов, которым будет управлять Столичный совет кладбищ.
Голова Ягана некоторое время хранилась в банковском хранилище, прежде чем была передана экспертам-криминалистам, которые реконструировали по ней модель. После этого его хранили в морге штата Западная Австралия . Планы по перезахоронению головы неоднократно откладывались, что вызывало продолжающийся конфликт между группами нунгаров. [73] В сентябре 2008 года сообщалось, что голова Ягана будет перезахоронена в ноябре и будет создан Мемориальный парк Ягана , стоимость которого составит 996 000 австралийских долларов; [74] но в ноябре было объявлено, что перезахоронение перенесено на июль 2009 года из-за логистических проблем. [75] В марте 2009 года было объявлено, что Департамент по делам коренных народов выделил городу Суон более 500 000 австралийских долларов на развитие парка. [76]
Перезахоронение
[ редактировать ]Наконец голова была похоронена на частной церемонии, на которой присутствовали только приглашенные старейшины нунгар , 10 июля 2010 года, в годовщину последнего полного дня его жизни и за день до окончания недели NAIDOC 2010. [77] [78] [79] Место в Белхусе было выбрано потому, что оно, как полагают, находится недалеко от того места, где была похоронена остальная часть тела Ягана. [80] Захоронение совпало с церемонией открытия Мемориального парка Ягана, на которой присутствовало около 300 человек, в том числе старейшины нунгар и представители правительства штата. [79] Премьер Колин Барнетт назвал это событие «прекрасным днем для всех жителей Западной Австралии». [79]
Художественные произведения для Мемориального парка Ягана были разработаны Питером Фармером, Сандрой Хилл, Дженни Доусон и Кайли Рикс. [81] Доусон и Хилл создали входную стену истории Ягана; Фармер разработал входные билеты в парк, а Рикс — женщину- куламона . [82]
Наследие
[ редактировать ]В Австралийском биографическом словаре Рис написал, что Яган «не был жестоким и неизбирательным убийцей, которым его считало большинство поселенцев», но стремился обеспечить соблюдение нунгарской системы карательного правосудия «как единственной основы для разрешения конфликта между нунгарами и колонисты». [12] В этом отношении Яган был актером-одиночкой:
Ягана нельзя по праву назвать «лидером сопротивления», поскольку нунгары не оказывали организованного и устойчивого сопротивления поселенцам. Он был скорее индивидуалистом, смелым и отважным воином, чьи действия от имени своего народа и его прав принесли ему дурную славу. [12]
Репатриация головы Ягана повысила известность вождя аборигенов. Его считают известной исторической личностью по всей Австралии. [56] материалы о нем появились в таких изданиях, как Австралийский биографический словарь . [12] [18] Западной Австралии и школьная программа . [83] Он имеет величайшее значение для народа нунгар. [56] для которого он «уважаемый, желанный и героический человек… патриот и дальновидный герой Юго-Запада Западной Австралии». [3] Возвращение его головы некоторые коренные австралийцы сравнили с церемониальной репатриацией солдата из Галлиполи австралийского неизвестного в ноябре 1993 года . [84]
Бывший Верхний Лебединый мост, по которому проходит Великое Северное шоссе через реку Суон в Белхусе , был переименован в Яганский мост в 2010 году. [85]
Открытая площадь в центральном деловом районе Перта , построенная в рамках проекта обновления города Perth City Link , получила название Yagan Square . [86] Со статуей Вирин высотой 9 метров (30 футов). [87] Площадь, расположенная рядом с Подковым мостом , была открыта 3 марта 2018 года. [88] [89] [90]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Увы, бедный Яган
[ редактировать ]6 сентября 1997 года газета West Australia опубликовала Дина Олстона карикатуру под названием «Увы, бедный Яган» . [91] что критиковало тот факт, что возвращение головы Ягана стало источником конфликта между нунгарами вместо того, чтобы способствовать единству. [92] Некоторые интерпретировали карикатуру как оскорбительные аспекты нунгарской культуры и бросающие тень на мотивы и легитимность коренных австралийцев со смешанным расовым наследием. [92] Содержание карикатуры оскорбило многих коренных австралийцев, и группа старейшин нунгар пожаловалась на карикатуру в Комиссию по правам человека и равным возможностям . [92] Комиссия постановила, что карикатура содержала неуместные ссылки на верования нунгар, но не нарушала Закон о расовой дискриминации 1975 года, поскольку это было «художественное произведение», которое было опубликовано «разумно и добросовестно» и поэтому было освобождено от налога. [84] Это решение было оставлено без изменения Федеральным судом Австралии . [92] Некоторые академические комментаторы с тех пор выразили обеспокоенность тем, что защита, предлагаемая в соответствии с этим законом, была подорвана широкой интерпретацией исключений в постановлении. [93] [94]
Статуя
[ редактировать ]С середины 1970-х годов члены общины нунгар лоббировали возведение статуи Ягана в рамках празднования полуторасотлетия WAY 1979 года . Однако их просьбы были отклонены после того, как премьер-министру Чарльзу Корту , что Яган не настолько важен, чтобы требовать установки статуи. один известный историк сообщил [95] Колбунг утверждает, что «суд был больше заинтересован в том, чтобы потратить деньги налогоплательщиков на восстановление заброшенного места захоронения капитана Джеймса Стирлинга , первого губернатора штата Вашингтон». [3] Несмотря на эту неудачу, сообщество нунгар упорствовало, создав комитет Ягана и проведя ряд кампаний по сбору средств. В конце концов, было собрано достаточно средств, чтобы позволить австралийскому скульптору Роберту Хичкоку создать статую. статуя в натуральную величину Результатом стала бронзовая , изображающая стоящего обнаженного Ягана с копьем на плечах. Статуя Ягана Хичкока была официально открыта председателем Комитета Ягана Элизабет Хэнсон 11 сентября 1984 года. Она стоит на острове Хейриссон на реке Суон недалеко от Перта.
В 1997 году, через неделю после возвращения головы Ягана в Перт, вандалы обезглавили статую с помощью угловой шлифовальной машины . Вскоре после того, как была установлена сменная головка, она тоже была отсоединена и украдена. Ответственность за этот поступок была анонимно заявлена «британским лоялистом» в качестве акта возмездия за комментарии Колбунга о Диане, принцессе Уэльской . [67] Полиции Западной Австралии не удалось ни идентифицировать вандалов, ни вернуть головы, и она сочла невозможным оградить статую или поставить ее под охрану. [96]
Комментарии по поводу обезглавливания были самыми разными. Одна колонка в The West Australian нашла в них юмор, назвав голову «болванкой» и «башкой», и закончила каламбуром на тему «черепа». [97] Стивен Мюке называет это «сатирическим упрощением проблем аборигенов». [97] а Адам Шумейкер пишет: «Это смесь легкого юмора и комического облегчения. Обезглавливание не воспринимается как акт вандализма, тем более, что оно могло быть мотивировано недоброжелательством ... [В] этой статье есть определенная санкционирующая функция». [69] С другой стороны, академический анализ отнесся к этому акту гораздо серьезнее. В 2007 году, например, Дэвид Мартин описал обезглавливание как «акт, который говорит не только о продолжении расизма белых поселенцев, но и о силе мимесиса оживить наши современные мемориалы и памятники, дав им собственную жизнь». [98]
В 2002 году Джанет Вуллард , член Альфред Коув статуи гениталии , призвала прикрыть . В ноябре 2005 года Ричард Уилкс также призвал прикрыть пах статуи на том основании, что такое изображение будет более исторически точным, поскольку Яган носил бы покрытие большую часть года. Также рассматривается вопрос о создании новой статуи с формой головы, которая лучше соответствует судебно-медицинской реконструкции головы Ягана. [99]
Литература и кино
[ редактировать ]Мэри Дюрак опубликовала художественный рассказ о жизни Ягана в своем детском романе 1964 года «Вежливый дикарь: Яган с Лебединой реки» . [100] который был переименован в «Яган из Биббулмуна» при переиздании в 1976 году. [101]
Повторное обезглавливание статуи Ягана в 1997 году побудило писателя-аборигена Арчи Веллера написать рассказ под названием «Исповедь охотника за головами» . Позже Уеллер работал с кинорежиссером Салли Райли над адаптацией истории к сценарию. [102] 35-минутный фильм, также названный «Исповедь охотника за головами ». а в 2000 году вышел [103] Фильм режиссёра Салли Райли получил награду AFI Awards 2000 как лучший короткометражный игровой фильм . [104] В следующем году сценарий получил премию Script Award на церемонии вручения премий премьер-министра Западной Австралии в 2001 году . [105]
В 2002 году австралийский поэт южноафриканского происхождения Джон Матир опубликовал свой четвертый сборник стихов под названием «Заимствованные слова» . [106] Сборник разделен на четыре раздела, из которых третий, « В присутствии отрубленной головы» , посвящен Ягану. [107]
Другие культурные отсылки
[ редактировать ]Отрывок из «Кулларк пьесы Джека Дэвиса » исследует ухудшение отношений между Яганом и парой поселенцев.
В сентябре 1989 года раннеспелый сорт ячменя , выведенный Министерством сельского хозяйства Западной Австралии для выращивания на песчаных почвах, был выпущен под названием « Hordeum vulgare (Barley) cv Yagan». [108] Этот сорт, обычно называемый просто «Яган», назван в честь Ягана, продолжая традицию маркировки сортов зерновых Западной Австралии в честь исторических жителей Западной Австралии.
См. также
[ редактировать ]- Джандамарра и война Бунуба.
- Маскито воин клана Гай-Мариагал.
- Пемулву, воин и лидер сопротивления клана Биджигал народа Эора, в окрестностях Сиднея.
- Таннерминнервейт , боец сопротивления австралийских аборигенов и член клана Парперлойэнер из Тасмании.
- Виндрадайн , воин и лидер сопротивления народа Вираджури, на территории нынешнего центрально-западного Нового Южного Уэльса.
- Австралийские пограничные войны
- Список исторических деятелей коренных народов Австралии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Н. Грин, Сломанные копья: аборигены и европейцы на юго-западе Австралии , Перт, с. 79. Также Халлам и Тилбрук, с. 333
- ^ «Показания: принятые перед вице-губернатором и Исполнительным советом в Перте». Пертская газета . 25 мая 1833 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Колбунг, Кен (1996). Яган: Лебединая река «Поселение» . Австралийский совет искусств.
- ^ «Яган» . Юго-западный совет аборигенов по суше и морю . 26 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 г.
- ↑ Воин-абориген Яган наконец похоронен спустя 170 лет , Liverpool Echo , 12 июля 2010 г.
- ^ Воин перезахоронен через 170 лет после смерти , Australian Geographic , 12 июля 2010 г., заархивировано из оригинала 23 июня 2013 г.
- ^ Бурк, Майкл (1987). «Глава 3: Яган «Патриот» и «Губернатор» Виип». На Лебеде . Недлендс, Западная Австралия: Издательство Университета Западной Австралии. ISBN 0-85564-258-0 .
- ^ Грин 1984 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Халлам, Сильвия Дж. и Тилбрук, Лоис (1990). Аборигены Юго-Западного региона, 1829–1840 гг. (Двухсотлетний словарь жителей Западной Австралии, том VIII) . Недлендс, Западная Австралия: Издательство Университета Западной Австралии. ISBN 0-85564-296-3 .
- ^ «Национальный музей Австралии – история Ягана» . Nma.gov.au. 2 сентября 1997 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2011 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ффорде 2002 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рис, RHW (2019). «Яган (1795–1833)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Ноун, Грэм; Ростхорн, Эндрю (11 мая 1997 г.). «Спустя 160 лет Ягану пора домой – Новости» . Независимый . Великобритания. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Невилл (1981). «Аборигены и белые поселенцы в девятнадцатом веке». В Станнедже, Том (ред.). Новая история Западной Австралии . Недлендс, Западная Австралия: Издательство Университета Западной Австралии. стр. 72–123. ISBN 0-85564-170-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Грин 1984 , с. 82.
- ^ «Туземец снова здесь!!» . Пертская газета . Перт. 1 июня 1833 г. с. 87.
- ^ Грин 1979 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Хаслук, Александра (1967). «Яган (1795–1833)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Грин 1984 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Грин 1984 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Грин 1984 , с. 73.
- ^ Хаслак 1961 , с. 35.
- ^ Грин 1984 , стр. 74–75.
- ^ Грин 1984 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Грин 1984 , с. 80.
- ^ Грин 1984 , с. 77.
- ^ Кимберли, ВБ (1897 г.). «Глава 9». История Западной Австралии . стр. 78–79. Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года.
- ^ Хаслак 1961 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Грин 1984 , с. 81.
- ^ Хаслак 1961 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Хаслук 1961 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ффорде 2002 , с. 230.
- ^ «Родная Корробори в Перте» . Пертская газета и журнал Западной Австралии . Национальная библиотека Австралии. 16 марта 1833 г. с. 42 . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаслук 1961 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б «Солдат, пронзивший Кларенса» . Пертская газета и журнал Западной Австралии . Национальная библиотека Австралии. 2 марта 1833 г. с. 34 . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ Грин 1979 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Грин 1984 , с. 84.
- ^ Грин 1984 , стр. 84–85.
- ^ Грин 1984 , с. 86.
- ^ Мур, Джордж Флетчер (1 июня 1833 г.). «От корреспондента» . Пертская газета . Перт, Западная Австралия . п. 87 . Проверено 20 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мур, Джордж Флетчер (1884). Дневник десятилетней насыщенной жизни раннего поселенца Западной Австралии, а также описательный словарь языка аборигенов . Лондон: М. Уолбрук. стр. 191–192. Факсимильное издание, опубликованное в 1978 году издательством Недлендс, Западная Австралия: University of Western Australia Press. ISBN 0-85564-137-1 .
- ^ Хаслак 1961 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ффорде 2002 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б Грин 1984 , с. 87.
- ^ Грин 1979 , с. 4.
- ^ «Туземцы» . Пертская газета и журнал Западной Австралии . Национальная библиотека Австралии. 20 июля 1833 г. с. 114 . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ Дейзи М. Бейтс (4 июля 1929 г.). «Абориген Перта» . Западная почта . Перт. п. 70 . Проверено 25 ноября 2014 г. В Трове
- ^ Перейти обратно: а б с Ффорде 2002 , с. 232.
- ^ Кук, Карен Северуд (2003). «Тайная программа исследователя Западной Австралии Роберта Дейла (1809–1853)». Глобус (54): 23–34.
- ^ Перейти обратно: а б Тернбулл, Пол (1998). « «Предметы, запрещенные законом»: приобретение и научное использование голов австралийских аборигенов, около 1803–1835». Жизнь восемнадцатого века . 22 (1): 156–171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ффорде 2002 , с. 233.
- ^ Интервью с египтологом Салимой Икрам (17 ноября 2005 г.). «НОВА | Мумия, которая хотела бы стать королем | Загробная жизнь» . ПБС . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Мур 1884, с. 289
- ^ Дейл, Роберт (1834). Описательное описание панорамного вида и т. д. пролива Кинг-Джордж и прилегающей страны . Лондон: Дж. Кросс и Р. Хавелл.
- ^ Ффорде 2002 , стр. 233–234.
- ^ Перейти обратно: а б с Ффорде 2002 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ффорде 2002 , с. 235.
- ^ «Национальный музей Австралии – Репатриация» . Nma.gov.au. Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Баррелл, Ян (1 июня 1997 г.). «Высокотехнологичные инструменты ФБР для извлечения головы вождя аборигенов – Новости» . Независимый . Великобритания. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Ффорде 2002 , стр. 42, 235.
- ^ Ффорде 2002 , стр. 235–236.
- ^ Перейти обратно: а б МакГлейд, Ханна (1998). «Репатриация Ягана: история производственного инакомыслия». Юридическая текстовая культура . 4 (1): 245–255.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ффорде 2002 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б с Ффорде 2002 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б «Археологическая геофизика: Голова Ягана» . Архивировано из оригинала 12 марта 2005 года . Проверено 14 декабря 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ффорде 2002 , с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ффорде 2002 , с. 239.
- ↑ Мэдер, Джей: Кинохроника: Длинная и извилистая дорога , New York Daily News , 4 сентября 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шумейкер, Адам (2000). «Безголовое государство». Обзор закона Гриффита . 9 (2): 358–370.
- ↑ Уилкс, Ричард. Сообщение председателя. Архивировано 16 февраля 2011 г. в информационном бюллетене Wayback Machine Мемориального парка Ягана, февраль 2010 г.
- ^ «Мемориальный парк Ягана» (PDF) . Информационный бюллетень АСВ . № 1. Департамент по делам коренных народов правительства Западной Австралии. Ноябрь 2009. с. 4.
- ^ Лампатакис, Пол (6 марта 2005 г.). «Охота на Яганские сужения». Санди Таймс .
- ^ Филип, Мартин (2006). «Яган ждет последнего пристанища». Западная Австралия , 26 июня 2006 г.
- ^ Макфи, Линдси (2008). «Голова нёнгарского воина Ягана будет наконец похоронена в Лебединой долине». Западная Австралия , 4 сентября 2008 г., с. 9.
- ^ Макфи, Линдси (19 ноября 2008 г.). «Перезахоронение головы Ягана откладывается». Западная Австралия (2-е изд.). п. 15.
- ^ «Мемориальный парк нунгарского воина» . Новости АВС . 5 марта 2009 года . Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ «Место последнего пристанища воинов-аборигенов» . Новости АВС . 2 июня 2010 г. Проверено 4 июня 2010 г.
- ^ «Погребение головы Ягана» . Западная Австралия . Архивировано из оригинала 16 сентября 2012 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Луцев, Афанае (10 июля 2010 г.). «Голова Ягана перезахоронена в Лебединой долине» . Западная Австралия. Архивировано из оригинала 23 августа 2011 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ «Похоронен воин Яган» . Возраст . Перт, Западная Австралия . 11 июля 2010 года . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ «Мемориальный парк Ягана» . Памятник Австралии . 2010 . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ «Мемориальный парк Ягана» . Артисточник . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ «Аборигены и межкультурные исследования» (PDF) . Совет по учебным программам Западной Австралии . Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2008 года . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Комиссия по правам человека и равным возможностям (2001 г.). Корунья против газет Западной Австралии (2001) EOC 93–146. 12 апреля 2001 г.
- ^ «В честь знаменитого воина-аборигена Ягана в 2010 году Верхний Лебединый мост был переименован в Яганский мост». . В моем районе – Верхний Лебедь. Архивировано 3 июля 2014 года в Wayback Machine – City of Swan. Проверено 5 июня 2014 г.
- ↑ Коллин Иган (31 мая 2014 г.). «Городская площадь будет носить имя Ягана» – Западная Австралия . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Вирин» . Управление реконструкции города. Архивировано из оригинала 11 марта 2021 года . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ "Строительство Рыночного зала и Подковы-лейн"
- ^ Куксон, Жасмин (3 марта 2018 г.). «Площадь Ягана в Перте наконец-то открылась для публики» . Новости АВС . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Спаньоло, Джо (18 февраля 2018 г.). «Площадь Ягана откроется 3 марта» . Перт сейчас . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Олстон, Дин (1997). Увы, бедный Яган Западная Австралия , 6 сентября 1997 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Федеральный суд Австралии (2004 г.). Брофо против Комиссии по правам человека и равным возможностям 2004 FCAFC 16. 6 февраля 2004 г.
- ^ МакГлейд, Ханна (2001). «Очернение расы в Комиссии по правам человека и равным возможностям». Бюллетень по законодательству коренных народов . 5 (7).
- ^ Чепмен, Анна (2004). «Австралийский закон о расовой ненависти: некоторые комментарии о разумности и судебном методе рассмотрения жалоб, поданных коренными народами». Обзор права Университета Монаша . 30 : 27–48.
- ^ Инглис, Канзас (1998). Священные места . Издательство Мельбурнского университета. п. 448. ИСБН 0-522-84976-8 .
[Хаслак] посоветовал антилейбористскому правительству штата не соглашаться. Университетские историки тщетно защищали дело Ягана.
- ^ Филлипс, Гарри ; Блэк, Дэвид (1998). «Западная Австралия: с июля по декабрь 1977 года». Австралийский журнал политики и истории . 44 (2): 270–285. дои : 10.1111/1467-8497.00018 .
- ^ Перейти обратно: а б Мюке, Стивен (2004). Древнее и современное: время, культура и местная философия . УНСВ Пресс. стр. 39–42. ISBN 0-86840-786-0 .
- ^ Мартин, Дэвид (2007). «О памятниках и масках: историография во времена гибели любопытства». Постколониальные исследования . 10 (3): 311–320. дои : 10.1080/13688790701488197 . S2CID 162435717 .
- ^ Кент, Мелисса (2005). Яганский центр прикрытия ставки. Западная Австралия , 24 ноября 2005 г.
- ^ Дюрак, Мэри (1964). Вежливый дикарь: Яган Лебединой реки . Западный Мельбурн, Виктория: Thomas Nelson (Australia) Limited.
- ^ Дюрак, Мэри (1976). Яган из Биббулмуна Западный Мельбурн, Виктория: Thomas Nelson (Australia) Limited. ISBN 0-17-001996-9 .
- ^ Райли, Салли ; Веллер, Арчи (1999). Исповедь охотника за головами . Скарлетт Картины.
- ^ «Исповедь охотника за головами» . Австралийская кинокомиссия. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 19 января 2006 г.
- ^ «Прошлые победители AFI: победители и номинанты 2000 года» . Австралийский институт кино . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ «Признания охотника за головами (2000) заметки куратора об ASO - онлайн-аудио- и визуальном наследии Австралии» . Aso.gov.au. Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Матер, Джон (2002). Заимствования . Фримантл, Западная Австралия: Пресса Центра искусств Фримантла. ISBN 1-86368-359-3 .
- ^ Данта, Крис (май 2003 г.). «Дж. Матер, Заимствованные слова» . Коллоквиум (7). Университет Монаша . Архивировано из оригинала 30 сентября 2009 года.
- ^ Портман, П.; Портманн, П. (1989). «Реестр австралийских сортов озимых зерновых. Hordeum vulgare (Ячмень) сорта Яган». Австралийский журнал экспериментального сельского хозяйства . 29 (1): 143. дои : 10.1071/EA9890143 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Ффорде, Крессида (2002), «Глава 18: Яган», во Ффорде, Крессида; Хьюберт, Джейн; Тернбулл, Пол (ред.), Мертвые и их имущество: репатриация в принципах, политике и практике , Лондон: Routledge, стр. 229–241, ISBN. 0-415-23385-2
- Грин, Невилл (1979), «Яган, Патриот», в Ханте, Лайалле (редактор), «Вестралийские портреты» , Недлендс, Западная Австралия: University of Western Australia Press, ISBN 0-85564-157-6
- Грин, Невилл (1984), Сломанные копья: аборигены и европейцы на юго-западе Австралии , Перт: Focus Education Services, ISBN 0-9591828-1-0
- Хаслук, Александра (1961), «Яган-Патриот», Early Days , V (VII): 33–48.
- 1790-е годы рождения
- 1833 смерти
- Искусство и культурная репатриация
- Австралийские убийцы
- Австралийские преступники
- Смерти от огнестрельного оружия в Западной Австралии
- Беглецы из-под стражи в Западной Австралии
- История Западной Австралии
- Нунгарские люди
- Люди из Перта, Западная Австралия
- Сопротивление колониализму в Австралии
- Трофейные головы