Jump to content

Уиндрадайн

Уиндрадайн
Воин Вираджури , предположительно Виндрадайн.
Рожденный в. 1800 г.
Северная нация Вираджури ( Центральный Запад (Новый Южный Уэльс) )
Умер 21 марта 1829 г. (29–30 лет)
Место отдыха Станция Брюсдейл, Пил
33 ° 19'38 "ю.ш., 149 ° 36'36" в.д.  / 33,32722 ° ю.ш., 149,61000 ° в.д.  / -33,32722; 149,61000
Памятники Могила Виндрадина
Национальность Вираджури, австралиец
Другие имена Суббота, Виндродайн, Виндрадин
Занятие Воин
Годы активности 1822–1829
Известный Борьба с австралийскими поселенцами

Уиндрадайн ( ок. 1800 – 21 марта 1829) был -аборигеном воином и сопротивления лидером народа Вираджури , на территории нынешнего центрально-западного Нового Южного Уэльса , Австралия; он был также известен британским поселенцам как Суббота . [ 1 ] Уиндрадайн возглавил свой народ в Батерстской войне , приграничной войне между его кланом и британскими поселенцами. [ 1 ] [ 2 ]

Описание

[ редактировать ]

Хотя доступна лишь ограниченная информация о Уиндрадайне, в основном из современных британских источников, можно составить приблизительное описание этого человека.

Дата рождения Уиндрадайна неизвестна, но после его смерти в 1829 году в его некрологе в The Sydney Gazette и New South Wales Advertiser, который, как полагают, был написан его другом-поселенцем Джорджем Саттором со станции Брюсдейл к северу от Батерста, говорилось: «Я думаю, его возраст не изменился. , превышает 30 лет", [ 3 ] таким образом, год его рождения приходится примерно на 1800. Считается, что у него не было детей и потомков по его родословной.

В биографии Виндрадина Коу от 1989 года говорится, что он был красив и хорошо сложен, с широкими плечами и мускулистыми конечностями. У него была темно-коричневая кожа, густые черные вьющиеся волосы и длинная борода. Обычно он носил повязку на голове бороду и заплетал на три части. [ 4 ] Однако описание Коу не полностью соответствует рисунку воина Вираджури, который, как полагают, изображает Виндрадина.

Когда Уиндрадайн посетил Парраматту, чтобы встретиться с губернатором Томасом Брисбеном в декабре 1824 года, газета Sydney Gazette (используя для него британское название « Суббота» ) написала следующее:

Он один из самых красивых туземцев, которых мы видели в этой части страны. Он не особенно высок, но намного полнее и пропорциональнее [sic] конечностях, чем большинство его соотечественников; которые в сочетании с благородным лицом и проницательным взглядом рассчитаны на то, чтобы произвести на зрителя впечатление, помимо неприятных чувств к персонажу, которого так боялся поселенец Батерста. Суббота , без сомнения, самый мужественный чернокожий туземец, которого мы когда-либо видели, и этот факт в целом признается многими, кто его видел. [ 5 ]

На том же мероприятии другой наблюдатель написал, что у него была «очень красивая фигура, очень мускулистая… хорошая модель фигуры Аполлона ». [ 1 ]

В своем некрологе Джордж Саттор описал внешность и характер Виндрадина так:

... человек, который никогда не получал травм безнаказанно, по его мнению, месть была добродетелью, его голова, его лицо, да и вся его личность, которая имела замечательную форму, была прекрасным образцом дикого воина Новой Голландии. ...рост его был около 6 футов, нрава он был смелый, но порывистый... [ 3 ]

Британское поселение

[ редактировать ]

Военные действия между коренными австралийцами и британскими поселенцами начались всего через несколько месяцев после прибытия Первого флота в январе 1788 года, причем потери с обеих сторон произошли уже в мае 1788 года. [ 6 ] Хотя в первых столкновениях обычно участвовало мало участников боевых действий, и они были относительно редки, поскольку британское население увеличивалось и распространялось дальше от Сиднея, они вступали в контакт со все большим количеством аборигенов разных племен и наций, а частота и интенсивность конфликтов увеличивалась. повысился. Эти конфликты стали известны как австралийские пограничные войны .

В течение первых двадцати пяти лет британского поселения земля Вираджури в центральной части Нового Южного Уэльса оставалась изолированной от поселенцев из-за промежуточного барьера в виде Голубых гор . В мае 1813 года исследовательская группа Блэксленда , Лоусона и Вентворта нашла маршрут через горы. [ 7 ] по существу, следуя существующим тропам аборигенов. [ 8 ] С вершины, позже названной Маунт-Блаксленд , исследователи утверждали, что видели «достаточно травы, чтобы прокормить поголовье колонии в течение тридцати лет» на другой стороне гор. [ 7 ] — страна Вираджури.

Позже в том же году губернатор Лахлан Маккуори послал своего геодезиста Джорджа Эванса , чтобы подтвердить выводы исследователей, и в 1814 году приказал построить дорогу через Голубые горы, которая была завершена в начале 1815 года. [ 9 ] Вскоре после этого Маккуори сам отправился по новой дороге и 7 мая 1815 года выбрал место для города Батерст. [ 10 ] тем самым открыв регион для британских поселений.

Первый контакт

[ редактировать ]

Есть свидетельства того, что первые встречи между вираджури и британцами были весьма приветливыми. Первая зарегистрированная встреча с ними произошла геодезистом Эвансом в декабре 1813 года на реке Маккуори, примерно в 8 км (5,0 миль) от современного Батерста. Эванс написал в своем дневнике:

Возвращаясь, мы увидели дым на северном берегу реки. На закате, когда мы ловили рыбу, я увидел, как несколько туземцев спускались по равнине; они не видели нас, пока мы не застали их врасплох; было всего две Женщины и четверо Детей, бедные Существа дрожали и падали от испуга; Я думаю, они пришли за Водой; Я дал им ту рыбу, которая у нас была, несколько рыболовных крючков, бечевку и томагавк, они, похоже, были рады получить от нас; два мальчика убежали; другие маленькие Дети сначала сильно плакали; через некоторое время после того, как я с ними поиграл, они начали веселиться и смеяться... [ 11 ]

Сам Маккуори встретился с некоторыми членами Вираджури, разбившими лагерь в месте, которое впоследствии стало Батерстом, во время своего путешествия в 1815 году, сделав положительный отчет об их навыках и характере, завершив словами: «Они кажутся очень безобидными и чистоплотными по своей природе». [ 12 ] вполне положительная оценка для того времени. Помощник Маккуори, майор Антилл, также положительно отзывался о вираджури, написав в своем дневнике: «Они кажутся безобидной и безобидной расой, в их лицах нет ничего запретного или свирепого… Они были совершенно кроткими и веселыми и смеялись над всем». они видят и повторяют все, что слышат». [ 13 ]

Затем Маккуори провел неделю, путешествуя по окрестностям, встречаясь с рядом других коренных жителей. 10 мая он написал:

Сегодня утром после завтрака нас посетили трое мужчин, уроженцев страны, все очень красивые и симпатичные молодые люди, которых мы раньше не видели... самому красивому и толстому из них я дал в обмен кусок желтой ткани. за свою мантию, которую он мне подарил. [ 13 ]

На этом этапе, судя по предполагаемому 1800 году его рождения, Уиндрадайн был всего лишь подростком. Хотя нет убедительных доказательств того, что Уиндрадайн был среди людей, встретивших Эванса или группу Маккуори, это вполне возможно, поскольку они путешествовали по стране его клана; действительно, есть теории, что Уиндрадайн мог быть тем впечатляющим парнем, который обменялся мантией с Маккуори. [ 13 ] Тем не менее, процесс британского заселения этого района поначалу будет медленным, а напряженность между вираджури и поселенцами усилится до своего пика несколько лет спустя. [ 4 ] поскольку вираджури потеряли доступ к своим традиционным стоянкам, охотничьим угодьям, источникам воды и священным местам. [ 13 ]

Батерстская война

[ редактировать ]

Напряженность в стране Вираджури начала возрастать после того, как британцы начали заселять этот район после визита Маккуори. Хотя Маккуори выступал за медленные темпы заселения, вызывающие мало проблем, ситуация изменилась, когда в конце 1821 года его сменил губернатор Томас Брисбен. Брисбен выступал за более быстрые темпы заселения, и поток поселенцев получил землю в регионе; их приток быстро истощил имеющиеся ресурсы, а также отношения с людьми Вираджури. [ 13 ] Несмотря на то, что он был всего лишь молодым человеком в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет, Уиндрадайн стал ключевой фигурой в сообществе аборигенов, сопротивлявшейся этим изменениям в так называемой Батерстской войне . [ 1 ]

Военные действия

[ редактировать ]

Предполагается, что первые военные действия под предводительством Уиндрадайна произошли в начале 1822 года на реке Каджегонг , когда некоторые скотоводы подверглись нападению, а скот был выпущен или убит. [ 4 ] [ 13 ] Сообщалось о ряде других нападений на поселенцев, в частности на их осужденных рабочих, часто работающих скотоводами или пастухами в изолированных районах, а также на их скот. Несмотря на то, что Вираджури прямо не называли Виндрадайна агрессором, эта тактика Вираджури имела некоторый первоначальный успех: рабочие испугались, а некоторые станции, как сообщается, даже были заброшены. [ 13 ]

В декабре 1823 года «Суббота» была признана зачинщиком военных действий, которые привели к гибели двух заключенных скотоводов на Кингс-Плейн; [ 1 ] Возмущенные поселенцы обратились за военной помощью, и для его ареста были отправлены солдаты. Уиндрадайн вышел противостоять солдатам. [ 4 ] Сообщалось, что, чтобы удержать его, в конечном итоге потребовалось шесть солдат и избиение мушкетом . Вернувшись в Батерст, Уиндрадайн был приговорен к тюремному заключению на один месяц. [ 1 ] « Сиднейская газета» писала 8 января 1824 года:

В советах Батерста говорится, что туземцы в этой стране доставили очень много хлопот. Было убито большое количество крупного рогатого скота. В оправдание своего поведения туземцы утверждают, что белые люди прогнали всех кенгуру и опоссумов и что теперь черные люди должны есть говядину! ... Сила этих людей поразительна. Один из вождей (по имени Суббота) отчаявшегося племени взял шесть человек, чтобы охранять его, и им фактически пришлось сломать мушкет о его тело, прежде чем он сдался, что он и сделал со сломанными ребрами... Суббота, для его подвиги , был приговорен к месяцу заключения в кандалах. [ 14 ]

После освобождения Виндрайна боевые действия продолжали обостряться, и некоторые особенно жестокие инциденты поступают с мая 1824 года. С этого времени фиксируются убийства жителей Вираджури поселенцами, включая женщин и детей: [ 1 ] при этом некоторые источники утверждают, что в их число входили близкие члены семьи Виндрадина. [ 4 ] Есть также сообщения о том, что поселенцы оставляли мышьяком отравленную еду, в частности, пропитанную заслонку . аборигенам [ 13 ] Другая история гласит, что поселенец в Келсо однажды предложил группе людей Вираджури, очевидно, включая Виндрадина, немного картофеля, и они согласились. На следующее утро жители Вираджури, незнакомые с британскими концепциями владения землей или собственностью, вернулись, чтобы набрать еще картофеля. Поселенец, разгневанный этой кражей, собрал группу линчевателей и преследовал людей Вираджури, расстреляв и убив неизвестное количество членов этой семейной группы. Вираджури перегруппировались, и Виндрадайн сказал старейшинам, что, в соответствии с обычаем Вираджури, он возглавит месть белым. [ 4 ]

Воины Вираджури оделись для битвы и ночью отправились искать возмездия, причем первым местом, которое они назвали, была станция Саттора в Брюсдейле. Пока Джорджа не было дома, был его восемнадцатилетний сын Уильям , и он встретил Уиндрадайна у двери, уверив его, что они не причастны к убийствам, и выразив свое отвращение к этим действиям. Сын Уильяма позже рассказал эту историю:

В те дни черные доставляли неприятности в Батерсте, причиной очень часто было жестокое обращение с ними со стороны белых... Однажды нашу хижину окружила большая группа черных, полностью экипированных для войны, под предводительством их великих свирепых воинов. вождь и воин, которого белые назвали «Субботой». Не было никаких средств сопротивления, поэтому мой отец, восемнадцатилетний парень, бесстрашно встретил их у дверей. Он говорил с ними на их родном языке так, чтобы не дать им подумать, что он ожидает от них какого-либо зла. Они стояли, угрюмые, молчаливые, неподвижные. Веселая смелость и дружелюбный тон моего отца обезоружили враждебность. Они вполголоса посовещались и удалились так же внезапно и бесшумно, как и пришли. Следующее, что о них известно, это то, что они убили (разве это не просто возмездие?) всех мужчин в доме поселенца, находящемся в нескольких милях отсюда, в том самом месте, где, по слухам, им положили отравленный хлеб. ... Они никогда не приставали к человеку или животному моего отца. В предыдущих случаях он уже доказал, что является их другом... [ 4 ]

Нападение из мести на поселенца Сэмюэля Терри произошло 24 мая в Миллах-Мюрре на хребте Вьягдон к северу от Батерста, где он и шесть других скотоводов были убиты, его хижина сожжена, а овцы и крупный рогатый скот забиты. [ 1 ] [ 4 ] Сообщается, что эта усадьба была построена на земле бора , важном месте инициации для народа Вираджури. Вскоре последовали нападения на другие объекты собственности, и в прессе появились сообщения о том, что людей закалывали копьями, разрушали здания, уничтожали скот и украли оружие. Атаки на северо-востоке возглавлял Виндрадайн, а другие группы атаковали поселенцев на юге. [ 13 ]

Поселенцы вскоре захотели отомстить, сформировав вооруженные отряды для нападения на жителей Вираджури. Сообщается, что одна группа поймала и застрелила женщину-аборигенку с двумя молодыми девушками, но они не добились большого успеха в борьбе с воинами. Вираджури Несмотря на их плохое вооружение, превосходное мастерство позволило им атаковать неожиданно и исчезнуть обратно в кусты прежде, чем белые успели ответить. К августу 1824 года газета Sydney Gazette сообщила об искренней обеспокоенности по поводу способности колонии противостоять насилию народа Вираджури. [ 13 ]

Из-за продолжающихся военных действий губернатор Брисбена объявил военное положение . 14 августа 1824 года [ 1 ] Коменданту Батерста майору Мориссе были предоставлены более широкие полномочия над аборигенами, численность войск в Батерсте была увеличена до семидесяти пяти, а магистраты получили право отправлять суммарное правосудие . Поскольку теперь вооруженные поселенцы поддерживаются военными, насилие быстро обострилось, а народ Вираджури терроризировался и погибал во все большем количестве. Хотя поступали сообщения о массовых убийствах воинов, пытавшихся похоронить своих мертвецов, главными жертвами, судя по всему, стали женщины и дети вираджури, которых застрелили, отравили и загнали в ущелья . По последним оценкам, во время этих боевых действий было убито от четверти до трети вираджури в районе Батерста. [ 13 ]

С введением военного положения за взятие Виндрадина живым была предложена специальная награда в размере 500 акров (200 га) земли, предложение, которое было распространено на общину аборигенов, если они сдадут лидера Вираджури. Через неделю после введения военного положения слово «живой» было исключено из наград, однако его не схватили и не предали. [ 13 ] Однако высокий уровень потерь среди народа Вираджури сказался на том, что многие сдались правительству, что привело к утиханию кризиса. Несмотря на то, что Уиндрадайн оставался на свободе, Брисбен отменил военное положение. 11 декабря 1824 года [ 1 ]

После потери стольких воинов и серьезного ущерба, нанесенного их обществу, Виндрадайн снова собрал Вираджури и решил встретиться с губернатором, чтобы добиться формального прекращения боевых действий. В то время для губернатора было обычным проводить ежегодный праздник или конференцию для аборигенов в конце декабря на рыночной площади в Парраматте . Люди Вираджури решили, что это будет идеальное и безопасное место для предложенной встречи, поскольку на месте присутствует большое количество аборигенов со всей колонии и губернатор, что делает любые репрессии против Виндрадина маловероятными. [ 1 ] [ 4 ]

Семья Вираджури во главе с Виндрадином преодолела почти 200 километров (124 мили) через горы, чтобы присутствовать на празднике во вторник, 28 декабря 1824 года, при этом Виндрадайн оказался в центре внимания и получил официальное помилование от Брисбена. [ 1 ] [ 4 ] « Сиднейская газета» сообщила:

... Парраматта ... никогда не представлял более интересной для филантропии сцены со времени учреждения конференции, чем то, что было показано по этому случаю. Похоже, там было 7 или 8 разных племен, собравшихся из разных частей Колонии...

Его Превосходительство губернатор в сопровождении своего штаба почтил группу аборигенов [sic] своим присутствием около полудня; в это время в кругу находилось около 260 мужчин и женщин, не считая прекрасных детей. Между часом и двумя часами прибыло подкрепление племени Батерст, которое, как предполагалось, увеличило численность почти до 400 человек... Мы полагаем, что это была первая конференция, на которую какое-либо из племен Новой страны соблаговолило посетить праздник; но благодаря дружеским отношениям, недавно восстановившимся между ними и поселенцами Батерста, они были вынуждены преодолеть весь страх и увидеть эти чудеса...

Особый интерес к этой сцене придало то обстоятельство, что знаменитый Суббот , вождь Батерста, находился во главе своего племени. ... Суббота , без сомнения, самый мужественный чернокожий туземец, которого мы когда-либо видели - факт, который в целом признается многими, кто его видел. Предполагается, что он сильно пострадал от необычного волнения вследствие усилий, которые были предприняты для его задержания, из-за чего он, как говорят, настолько уменьшился в размерах, что стал не выше половины человека, которым он был до начало недавних кровавых состязаний. Действительно, во вторник он, казалось, был далек от полного спокойствия, хотя было уделено все возможное внимание, чтобы устранить малейший повод для тревоги. ...

Надо было заметить, что Суббота носил соломенную шляпу, на которой была прикреплена этикетка со словом «МИР», а также маленькая веточка, изображающая оливку, что весьма усиливало интерес к нему. [ 5 ]

Ряд факторов указывает на британское влияние здесь на Уиндрадайна, возможно, на влияние Сатторов — соломенная шляпа со словом «мир» на английском языке, оливковая ветвь и даже осознание того, что на пиру он будет в относительной безопасности. Брисбен сообщил о встрече графу Батерсту , государственному секретарю по вопросам войны и колоний и начальнику Брисбена:

... Я очень рад сообщить Вашей Светлости, что в субботу их великий и самый воинственный вождь был со мной, чтобы получить свое прощение, и что Он с большей частью Своего Племени присутствовал на ежегодной конференции. ... [ 15 ]

Сообщается, что Уиндрадайн оставался в Парраматте некоторое время после конференции, прежде чем вернуться в Батерст, и не присутствовал на празднике в следующем году. Сообщения более поздних лет иногда упоминали его в набегах на посевы и ссорах с поселенцами вокруг озера Джордж . Однако при отсутствии существенных доказательств это могли быть просто досадные обвинения в адрес «пресловутой субботы». [ 1 ] или попытки отдельных лиц прославить себя общением с ним.

Подробности смерти и захоронения Уиндрадайна в 1829 году несколько противоречивы. Они согласны с тем, что он был ранен в племенной драке у реки Маккуори и был отправлен в больницу Батерста . [ 1 ] Согласно ранним сообщениям, вскоре после этого он умер в больнице, до конца разговаривая со своими людьми, а затем был завернут в мантию и похоронен неподалеку вместе со своим оружием. [ 1 ] [ 3 ]

Анонимный автор, написавший из «B-------e» 24 марта 1829 года, предположительно Джордж Саттор со станции «Брюсдейл », отправил биографию «Субботы» в The Sydney Gazette и New South Wales Advertiser, которая была опубликовано 21 апреля того же года. О его смерти говорится:

...он пал в острой схватке... на берегу Маккуори, с племенем с Юга. ... Рана, ставшая причиной смерти Виндродайна [так в оригинале], была очень серьезной на его колене, которая быстро умерла и закончилась смертью через несколько часов. Он продолжал разговаривать со своими соотечественниками, пока жизнь не угасла, в больнице в Батерсте, недалеко от которого он был похоронен, его тело было завернуто в мантию, а его оружие было положено в эту могилу... [ 3 ]

Он завершался латинской цитатой из Теренция : Homo sum, humani nihil a me alicuum puto , что означает «Я человек, я не считаю ничто человеческое чуждым мне». В редакционном комментарии добавлено: «Эта цитата римского драматурга содержит прекрасные чувства к тем людям, которые думают о человеке в естественном состоянии не больше, чем о диком животном». [ 3 ]

Сын Джорджа, Уильям Генри Саттор (молодой человек, который столкнулся с Виндрайном и Вираджури в ночь, когда они требовали возмездия в 1824 году), также отдал дань уважения Виндрайну в сиднейской прессе в апреле 1829 года. [ 1 ]

Более поздние отчеты, переданные в семье Саттора и пересказанные несколько лет спустя, детализировали вышеупомянутые детали. Они утверждали, что Уиндрадайн снял повязки и выписался из больницы, вернувшись на родину к своим людям, которые разбили лагерь на станции Сатторс Брюсдейл примерно в 12 километрах (7,5 миль) к северу от Батерста. Там он умер от гангрены от полученных травм, и на восходе солнца его похоронили в Вираджури, сидя лицом к восходящему солнцу (и, как сообщалось выше), завернутым в плащ и с оружием. [ 4 ] [ 16 ] Вполне вероятно, что второй отчет является более точным, поскольку могила, признанная могилой Уиндрадайна, действительно находится в Брюсдейле; [ 1 ] в первоначальном отчете, возможно, содержались лишь ограниченные подробности, чтобы свести к минимуму риск того, что некоторые белые поселенцы попытаются отомстить посмертно на могиле Саттора или Уиндрадайна .

День памяти

[ редактировать ]
Мемориальная доска на могиле Виндрадина

Место захоронения Вираджури на станции Брюсдейл, содержащее две могилы, было отмечено Историческим обществом округа Батерст в 1954 году памятником, мемориальной доской и каменным наконечником топора как «место упокоения Виндрадена [так в оригинале]». [ 1 ] В мае 2000 года это место было поставлено под добровольную охрану. [ 1 ] и в том же году Служба национальных парков и дикой природы установила вокруг могил забор. Впоследствии 10 марта 2006 года в соответствии с Законом о наследии это место захоронения было объявлено в газете как место государственного значения, называемое Могилой Уиндрадайна. [ 15 ]

Народ Вираджури до сих пор почитает Виндрадина как великого воина, а место его могилы признано и уважаемо как важное место. Хотя традиционных резных деревьев, которые, как зафиксировано, отмечали это место со времени его захоронения, больше нет, в более поздние времена люди Вираджури посадили группу деревьев вокруг могилы в традиционном ромбовидном узоре. [ 15 ]

В честь Виндрадина назван пригород Батерста, как и одно из студенческого общежития зданий Университета Чарльза Стерта , Вагга-Вагга . [ 1 ]

В 2004 году Уиндрадайн был одним из двух коренных австралийцев, память о которых была установлена ​​в здании парламента Нового Южного Уэльса в Сиднее . Другим человеком, которого почтили память, был Пемулву , который боролся против европейских поселений в районе Сиднея. На выставке было представлено по два плаща, изображающих каждого из бойцов. Надпись на плаще, изображающая Виндрадина, гласила:

Этот лидер стал известен в период экспансии через Голубые горы на Западные равнины Нового Южного Уэльса. Он много лет руководил сопротивлением вокруг Батерста, собирая племена вираджури. В 1825 году он отправился в Сидней, чтобы встретиться с губернатором Маккуори, но война продолжалась, пока он не был убит в засаде». [ 17 ] [ н 1 ]

В 2008 году история Уиндрадайна была показана в первом эпизоде ​​отмеченного наградами семисерийного SBS документального сериала «Первые австралийцы» . [ 8 ] Он является героем одноименной песни, выпущенной Троем Кассар-Дейли на его альбоме «Between the Fires». [ 18 ] [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Надпись на здании парламента Нового Южного Уэльса, очевидно, содержит несколько ошибок. Сообщается, что Уиндрадайн встретился с Брисбеном, а не с Маккуори, это было в 1824, а не в 1825 году, и это было в Парраматте, а не в Сиднее (в то время совершенно разные места); фактически к 1825 году оба этих губернатора ушли, и губернатором стал Ральф Дарлинг . Кроме того, эта надпись предполагает, что он был убит в ходе Батерстской войны , тогда как большинство источников говорят, что он был убит в племенной битве через несколько лет после окончания основных сражений Батерстской войны.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Робертс, Дэвид Эндрю (2005). «Виндрадайн (ок. 1800–1829)» . Австралийский биографический словарь . Том. дополнительный. Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN  978-0-522-84459-7 . ISSN   1833-7538 . OCLC   70677943 .
  2. ^ «Образование: Предметы кабинета» . Ущелье Беллс-Фолс – виртуальный тур . Национальный музей Австралии . Проверено 3 мая 2007 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и «Жизнеописание аборигенов. Суббота» . Рекламодатель The Sydney Gazette и Нового Южного Уэльса . 21 апреля 1829 г. с. 3 . Проверено 25 февраля 2011 г. - через Trove .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Коу, Мэри (1989). Виндрадайн А Вираджури Кури . Цитируется в «Могила Виндрадина: Номер в базе данных: 5051560» . Поиск в реестре государственного наследия . Управление наследия Нового Южного Уэльса. 2006 год . Проверено 19 сентября 2007 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Полковник Артур. Аборигены» . Рекламодатель The Sydney Gazette и Нового Южного Уэльса . 30 декабря 1824 г. с. 2 . Проверено 27 февраля 2011 г. - через Trove .
  6. ^ Брум, Ричард (1988). «Борьба за Австралию: война между аборигенами и европейцами, 1770–1930». В МакКернане, Майкл; Браун, Маргарет (ред.). Австралия Два столетия войны и мира . Канберра: Австралийский военный мемориал. ISBN  0-642-99502-8 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Конвей, Джилл (1966). «Блэксленд, Грегори (1778–1853)» . Австралийский биографический словарь . Том. 1. Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN  978-0-522-84459-7 . ISSN   1833-7538 . OCLC   70677943 .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Эпизод 1 – Они пришли, чтобы остаться» . Первые австралийцы . Австралия: Специальная служба радиовещания . 2008 год . Проверено 26 февраля 2011 г.
  9. ^ Каннингем, Крис (1996). Голубые горы вновь открыты . Кенгуру Пресс.
  10. ^ Маклахлан, Северная Дакота (1967). «Маккуори, Лахлан (1762–1824)» . Австралийский биографический словарь . Том. 2. Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN  978-0-522-84459-7 . ISSN   1833-7538 . OCLC   70677943 .
  11. ^ Эванс, Джордж . «Журнал Эванса о его путешествии на равнины Батерста» . Открытие Австралии под редакцией Эрнеста Скотта: Книга 2. Открытие Австралии на суше . Проект Гутенберг Австралия . Проверено 5 марта 2011 г.
  12. ^ Элдер, Брюс , Кровь на плетне: массовые убийства и жестокое обращение с австралийскими аборигенами с 1788 года , New Holland Publishers (Австралия), Frenchs Forest, 1988, ISBN   1-86436-410-6 стр. 51
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лоу, Дэвид (1994). «Глава 1. Виндрадайн из Вираджури». Забытые повстанцы: черные австралийцы, которые дали отпор (PDF) . Сидней: ICS и партнеры. стр. 4–9.
  14. ^ «[без названия] «Советы Батерста говорят…» The Sydney Gazette и рекламодатель Нового Южного Уэльса . 8 января 1824 г., стр. 2, столбец 1, последняя запись . Проверено 6 марта 2011 г. - через Trove .
  15. ^ Перейти обратно: а б с «Могила Виндрадина: Номер в базе данных: 5051560» . Поиск в реестре государственного наследия . Управление наследия Нового Южного Уэльса. 2006 год . Проверено 19 сентября 2007 г.
  16. ^ WH Suttor, Пересказанные австралийские истории и зарисовки деревенской жизни (Батерст, Новый Южный Уэльс, 1887)
  17. ^ «Постоянная «Стена примирения» в здании парламента Нового Южного Уэльса, Маккуори-стрит, Сидней» . Совет примирения Нового Южного Уэльса. 2004. Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
  18. ^ Трой Кассар-Дейли - Виндрадайн , получено 12 мая 2024 г.
  19. ^ Гардинер, Стефани (11 мая 2024 г.). «Кассар-Дейли находит выход после потери своего «маяка» » . Национальные времена коренных народов .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e44e1673babbf8108d930d6c0483c216__1715484600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/16/e44e1673babbf8108d930d6c0483c216.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Windradyne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)