Джави люди
Народ джави , также называемый джауи , джави и другими альтернативными вариантами написания, — австралийский абориген, проживающий на побережье Кимберли в Западной Австралии , говорящий на диалекте джави . Иногда их объединяют с народом Барди и называют «Барди Джави», поскольку языки и культура схожи.
Язык
[ редактировать ]Джавиский диалект относится к западной ветви непама -ньюнганской , нюльнюланской семьи . Это недалеко от Барди .
Социально-экономическая организация
[ редактировать ]Джави исторически были морскими торговцами. Унггаррангу Барди снабжали их древесиной манджилал для их катамаранов , а джави, в свою очередь, снабжали этой плавучей мангровой древесиной для бревенчатых плотов народа Барди. [ 1 ] Они [ ВОЗ? ] в свою очередь обменивали снаряды на деревянные копья у внутренних племен Варва и Нджикена . [ 2 ]
Народы джави и барди исторически имели одну и ту же систему родства, социальную организацию и законы. [ 3 ] Эта близость привела к тому, что они сформировали одну единую группу, чтобы претендовать на титул своего родного народа . [ 3 ]
Страна
[ редактировать ]
Традиционные земли джави включают остров Сандей ( Эвену ) (= Ивани) в проливе Кинг и более широкий архипелаг.
Норман Тиндейл подсчитал, что традиционные земли джави ( Ивани-ун , что означает «жители воскресных островов») [ 4 ] охватывал около 50 квадратных миль (130 км²). 2 ) территории: включая остров Сандей и Тохау-и (вероятно = Джави), а также простирающийся до острова Вест-Роу на севере и до острова Джексон (также называемого островом Джайирри или Тайра) на западе. [ 5 ] Однако есть проблемы с оценками Тиндейла о территориях в этом регионе. [ 6 ]
Исторические карты неясно указывают на принадлежность островов в этом районе. [ 6 ]
В 1972 году на материковой части Барди была основана община Джави и Барди One Arm Point . [ 7 ]
В 2005 и 2015 годах народы джави и барди добились частичного признания своих коллективных претензий на владение коренным населением .
История контакта
[ редактировать ]Джави начали поддерживать устойчивые контакты с некоренными жителями в 1880-х годах, когда жемчужники пришли на богатые места добычи жемчуга в регионе. [ 8 ] [ 9 ]
Многие джави умерли во время эпидемии гриппа на острове Санди в начале двадцатого века: по некоторым данным, более двух третей населения джави. [ 10 ]
С 1905 года правительство штата взяло на себя опеку над всеми детьми аборигенов на острове Иваньи/Санди. [ 11 ]
Сидней Хэдли, бывший жемчужник и исправившийся алкоголик, долгое время отсидевший в тюрьме, в 1899 году основал внеконфессиональную протестантскую миссию на острове Ивани/Санди. [ 12 ] Позже его обвинили в сохранении традиционных обычаев и сексуальных домогательствах, поскольку он якобы был посвящен в племя джави и взял трех жен-аборигенок. Западной Австралии Это привело к тому, что он был временно отстранен от должности Главным защитником аборигенов . Однако позже он был восстановлен в должности и оставался во главе миссии до 1923 года, когда он продал миссию Миссии австралийских аборигенов (AAM). В 1929 году Объединенная миссия аборигенов сменила ААМ. В 1934 году миссия переехала с острова в Вотджулум на материке, недалеко от пролива Ямпи и залива Конус. К февралю 1937 года миссия вернулась на остров Санди. [ 11 ] [ 13 ] Х.Х.Дж. Коут, который занимался изучением Барди . К концу Второй мировой войны руководство миссией взял на себя [ 14 ]
Филип и Дороти Девениш присоединились к миссии в 1952–1958 годах, работая в Объединенной миссии аборигенов. Филипп был плотником, и они жили на острове и работали с местными жителями над строительными проектами (один из которых был школой), на лодке, которая была связующим звеном между островом и материком ( Орлада) , а также оказывали базовую медицинскую помощь. образование и пастырская забота в ранние годы, пока правительство не решило переселить всех людей с острова. В последующие годы Филип с большим восхищением отзывался о выдающихся знаниях народа джави, их умении плавать, нырять, ловить рыбу и проводить лодки через коварные рифы вокруг острова.
Миссия закрылась в 1962 году.
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Чоуи
- Джаой
- Джау
- Джави
- Эванджи, Эвенион, я:ванджа
- Юэн
- Тохау-и (островной топоним, относящийся к главному острову архипелага Пиратов )
- Тохави
Источник: Тиндейл 1974 , с. 241
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , стр. 57–58.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Травези, Селин. «Говорим за землю. Взгляд на туризм аборигенов сегодня на примере Барди-Джави (Кимберли, Западная Австралия)» . OCLC 853725663 .
- ^ Бауэрн 2008 , с. 283.
- ^ «Каталог австралийских аборигенов Тиндейла: Джауи (Вашингтон)» . Южно-Австралийский музей . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Клэр Бауэрн (2016). «Язык и земля в Северном Кимберли». У Питера К. Остина; Гарольд Кох; Джейн Симпсон (ред.). Язык, земля и песня: исследования в честь Луизы Геркус . ЭЛ Паблишинг. ISBN 978-0-728-60406-3 .
- ^ Странг, Вероника. Буссе, Марк. (2012). Собственность и присвоение . Берг. п. 93. ИСБН 978-1-84788-685-9 . OCLC 704061492 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Доусон, Аллан; Занотти, Лаура; Ваккаро, Исмаэль, ред. (11 июля 2014 г.). Переговоры о территориальности: пространственный диалог между государством и традицией . Рутледж. п. 130. ИСБН 978-1-317-80054-5 . OCLC 1100661268 .
- ^ Кэти Гласкин (2013). «Сон и сновидения в австралийском контексте». У К. Гласкина; Р. Ченхолл (ред.). Сон во всем мире: антропологические перспективы . Спрингер. ISBN 978-1137315731 .
- ^ Бауэрн, Клэр (2013). Грамматика Барди . Де Грюйтер Мутон. стр. 6–7. ISBN 978-3-11-027818-7 . OCLC 848086054 .
- ^ Jump up to: а б «Найди и подключись - Миссия Сандей-Айленда (1899–1934)» . Содружество Австралии . Июнь 2022.
- ^ МакГрегор 2013 , с. 11.
- ^ Хантер 1993 , с. 44.
- ^ МакГрегор 2013 , с. 16.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 14 мая 2024 г.
- Берд, WH (1910). «Некоторые замечания о грамматической конструкции языка чауи, говорящего на островах пиратов, Северо-Западная Австралия». Антропос . 5 (5): 454–456. JSTOR 40443562 .
- Берд, WH (1911). «Этнографические заметки о жителях островов Буканьир, Северо-Западная Австралия». Антропос . 6 (1): 174–178. JSTOR 40444080 .
- Берд, штат Вашингтон (январь – апрель 1915 г.). «Краткий словарь языка чауи жителей островов Бакканир (жители островов Санди), Северо-Западная Австралия». Антропос . 11.10 (1/2): 180–186. JSTOR 40442801 .
- Бауэрн, Клэр (2008). «История исследований Барди и Джави» . МакГрегор , Уильям (ред.). Встреча с языками аборигенов: исследования по истории австралийской лингвистики . Тихоокеанская лингвистическая исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований . стр. 59–84. ISBN 978-0-858-83582-5 .
- Коут, HHJ (декабрь 1966 г.). «Рай и третий глаз Верования Северо-Запада Австралии». Океания . 37 (2): 93–123. дои : 10.1002/j.1834-4461.1966.tb01790.x . JSTOR 40329629 .
- Элькин, А.П. (март 1932 г.). «Общественная организация в округе Кимберли, Северо-Западная Австралия». Океания . 2 (3): 296–333. дои : 10.1002/j.1834-4461.1932.tb00031.x . JSTOR 27976150 .
- Елкин, А.П. (1935). «Посвящение в племя Бардов» . Журнал трудов Королевского общества Нового Южного Уэльса . 69 : 190–208. дои : 10.5962/стр.360137 .
- Хантер, Эрнест (1993). Здоровье и история аборигенов: сила и предрассудки в отдаленной Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-44760-7 .
- МакГрегор, Уильям Б. (2013). Языки Кимберли, Западная Австралия . Рутледж . ISBN 978-1-134-39602-3 .
- Петри, Гельмут (октябрь 1939 г.). «Мифические герои и доисторические легенды в северной Дампирленде, Северо-Западная Австралия». Пайдеума: Сообщения по культурным исследованиям . 1 (5). Фробениус : 217–240. JSTOR 40341058 .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Джауи (Вашингтон)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.
- Вормс, Э.А. (декабрь 1950 г.). «Джамар, Создатель. Миф о Баде (Западный Кимберли, Австралия)». Антропос . 45 (4/6): 641–658. JSTOR 40449333 .