Явуру
Явуру Джавуру , также пишется как , — австралийский абориген из региона Кимберли в Западной Австралии .
Язык
[ редактировать ]Японский лингвист Хосокава Комей составил первый базовый словарь языка яуру в 1988 году. [1] и в 2011 году разработал всеобъемлющую описательную грамматику . [2]
Страна
[ редактировать ]Их территория, большая часть которой представляет собой открытые солончаки , охватывает территорию от восточных берегов залива Робак к югу от равнин Робак до южной оконечности станции Тангу и в пределах 5 миль от мыса Вилларет. Их внутреннее продолжение [3] пробежал недалеко от Дампьер-Даунса. [4] Общая оценка территории Нормана Тиндейла предполагает, что ее территория составляет примерно 2100 квадратных миль (5400 км²). 2 ). [5]
Соседними с ними племенами были юкан на севере и, по часовой стрелке, варрва на северо-востоке, ньигина на восточной окраине и на южной границе караджарри . [6] [7] Граница с последним отмечена экологическим переходом от прибрежных солончаковых равнин к густым песчаным кустарникам пиндана , населенным караджарри. [4]
Социальная структура и убеждения
[ редактировать ]Народ яуру в Бруме также включает джугунов , и эти два народа отличаются лишь незначительными диалектными различиями . [8]
В космологии Яуру первобытное время и его мир ( бугарригарра ) все еще присутствуют в своей творческой силе, управляя социальными отношениями, определяя способы взаимодействия человека с морским и континентальным ландшафтом на своей традиционной территории и обеспечивая благополучие ( лиян ). сообщества ( нгаррунгунил ). [9] Традиционная структура родства , типичная также для других смежных племенных групп, таких как караджарри , ньикина и мангала , четырехчленна и состоит из банага и бурунгу , гаримбы и барджарри , причем первые два в каждом случае образуют бинарную единицу оптимального выбор брака. Дети принимают свою родственно-племенную идентичность через мать. Таким образом, ребенок, рожденный от отца-банага и женщины-бурунгу, классифицируется как барджарри, а женщина-гаримба, вышедшая замуж за мужчину-барджарри, производит потомство банага. [10]
Экология
[ редактировать ]Явуру признают шесть сезонов в году: Барргана , Вирлбуру , Ладжа , Маррул , Вирралбуру и Ман-гала . [11] [12] Сухой холодный сезон ( Барргана ) совпадает с переходом от лова рыбы из открытого моря на местный лосось в заводях; после короткой переходной фазы ( Вирлбуру ) наступает период Ладжа , охватывающий сентябрь по ноябрь, называемый «время замужних черепах», когда на пляжах можно собирать изобилие яиц и возможна рыбная ловля на рифах. Далее следует влажный период Маррула , когда ловят путассу , тревалли , королеву и кефаль . [13]
Традиционная еда
[ редактировать ]Явуру — прибрежный народ, основной рацион которого состоял из морепродуктов — рыбы, черепах, скатов , дюгоней , крабов и мангровых панцирей — а также песчаных варанов , летучих лисиц и пищи из кустарников, добытой в полузасушливых зарослях кустарников Пиндана , разделенных на съедобные виды. плоды кустарника, для которых у них есть более 90 терминов, охватывающих такие вещи, как семена плетня и местные клубни, валлаби, варана и разновидности птиц, от местных кур и хохлатых голубей до кустовой индейки . [14] Морские фрукты после ферментации готовили путем нагревания их в пресс-подборщике над горячими углями.
Техника морской охоты состояла из рыболовных копий, рыболовных бумерангов , оглушающих рыб ядов ( бунджуда ), сетей из массированных снопов травы ( марукутью:н ), которые раскидывали по воде, чтобы загнать рыбу в угол. [14] и строительство каменных прудов, огороженных кольями из мангрового дерева, основание которых было сплетено из спинифекса для ловли рыбы в приливных потоках. О сроках охоты на скатов сигнализировало начало цветения ньяльнялы на дереве гуардо , что сезонно соответствовало периоду нагула скатов. [15]
Современный период
[ редактировать ]Яуру сейчас преимущественно проживают в Бруме, который был построен на традиционных Джугунов землях . На местном уровне потомки обеих групп идентифицируют себя как одну традиционную группу: «Джугун и Явуру - одно целое», и считают землю обеих как одну единую единицу, при этом большинство семей Джугун ассимилировались с Яуру. [16]
Родное название
[ редактировать ]После решения Федерального суда, вынесенного судьей Роном Меркелем в 2010 году, народ Яуру стал одним из коренных обладателей прав на западноавстралийский город Брум , включая участки земли внутри и вокруг города, а также две скотоводческие станции. [17]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Источник: Тиндейл 1974 , с. 243
Выдающийся Яуру
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хосокава 1988 .
- ^ Хосокава 2011 .
- ^ Yu 1999 , p. 2.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , стр. 242–243.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 243.
- ^ ТТБ 2016 .
- ^ АИАЦИС .
- ^ Салливан 2014 , стр. 159.
- ^ Джонс и Беза, 2016 , с. 156–157.
- ^ Явуру 2016 .
- ^ Салливан 2014 , стр. 165–156.
- ^ Откройте сезоны .
- ^ Салливан 2014 , стр. 166.
- ^ Jump up to: а б Салливан 2014 , стр. 163.
- ^ Салливан 2014 , стр. 165.
- ^ Гловчевский 1998 , с. 203.
- ^ ННТТ 2010 .
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 10 января 2021 г.
- Берк, Пол (2011). Антропология Ло: от этнографии к показаниям экспертов в титулах коренных народов . Австралийский национальный университет . стр. 101–172. ISBN 978-1-921-86243-4 .
- Гловчевски, Барбара (1998). «Значение слова «Один» в Бруме, Западная Австралия: от племени Явуру до корпорации Рубиби». История аборигенов . 22 : 203–222. ISBN 978-1-743-32389-2 . JSTOR 24046167 .
- Хосокава, Комей (1988). Классифицированный словарь Яуру .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хосокава, Комей (2011). Диксон, Роберт М.В. (ред.). Язык яуру Западного Кимберли: смысловое описание . Выдающиеся грамматики из Австралии. Австралийский национальный университет . ISBN 978-3-862-88093-5 .
- Джонс, Дэвид; Беза, Бо Б. (2016). «Точка зрения коренных народов на устойчивое гражданство» . В Хорне, Ральф; Фиен, Джон; Беза, Бо Б.; Нельсон, Анитра (ред.). Устойчивое гражданство в городах: теория и практика . Рутледж . стр. 150–161. ISBN 978-1-317-39107-4 .
- «ННТТ» (PDF) . Корпорация аборигенов коренных народов Яуру RNTBC. 2010.
- Салливан, Патрик (2014) [Впервые опубликовано в 1998 году]. «Соленая вода, пресная вода и общественная организация Явуру» . В Петерсоне, Николас; Ригсби, Брюс (ред.). Обычное морское владение в Австралии . Издательство Сиднейского университета . стр. 159–179. ISBN 978-1-743-32389-2 .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Джавуру (Вашингтон)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.
- Торрес, Маманьюн Пэт (2006). «Нила. Нгани, обладающие / принадлежащие к знаниям: системы знаний коренных народов Австралии, аборигены Явуру» . В Кунни, Джулиан Э.; Годука, Номалунгела И. (ред.). Мудрость и сила коренных народов: подтверждение наших знаний посредством повествований . Издательство Эшгейт . стр. 19–31. ISBN 978-0-754-61597-2 .
- «Яуру» . Ньямба Буру Явуру. 2016.
- «Открытие времен года» . Белый Буйвол. 2013.
- Ю, Сара (1999). Нгапа Кунанкул: Живая вода . Университет Западной Австралии . CiteSeerX 10.1.1.555.6295 .