Уоррорра

Уоррорра проживающий , также пишется Ворора , — австралийский абориген, в районе Кимберли на северо-западе Австралии.
Этот термин иногда используется для описания носителей (западного) языка воррорры , а иногда и групп, чьи традиционные языки являются одним из всей группы ворроррских языков . Заявление о праве коренных жителей , в котором люди называли себя народом дамбимангари, было подано в 1998 году и решено в 2011 году. Говорят, что это слово происходит от народов дамбина (название воррорры) и нгарди . Совсем недавно его стали писать Dambeemangarddee .
Народы воррра, вунамбал и нгариньин составляют культурный блок, известный как Ванджина Вунггурр , в который иногда также включаются нгарди.
Страна
[ редактировать ]Уорорра — прибрежный народ, чьи земли простираются от района вокруг залива Коллиер и залива Уолкотт на юге, на север вдоль побережья залива Даутфул к западу от рифа Монтгомери до района бассейна Святого Георгия и залива Ганновер, охватывая Ратсей-Уотер и Гора Трафальгар , протянувшаяся вглубь страны на расстояние от 40 км (25 миль) до 48 км (30 миль), до гор Ханн и Френч. К морю он включает острова Хейвуд и Огастус . [ 1 ] [ 2 ] На их южных границах лежали земли народов Умида и Унггуми ; к востоку от них — Нгариньин , а к северу, к западу от хребта Принцессы Мэй, — Вунамбал . [ 3 ] По оценкам, земля предков занимает территорию примерно в 4000 квадратных миль (10 000 км²). 2 ). [ 4 ]
На эту зону постоянно влияет тропическая жара, причем Уоррра определяет три сезона: ааяаджирри , сезон дождей, продолжающийся с середины декабря по апрель; mawingki , в июне-июле, с небольшим ночным похолоданием температуры, а затем миррингуну , жаркие месяцы с октября до середины декабря. Ландшафт представляет собой холмистую местность из песчаника, покрытую спинифексом и рыхлыми зарослями кровяных эвкалиптов , шерстяных баб и удавов . [ 3 ]
Культурный блок Ванджина Вунгурр
[ редактировать ]Народы ворорра, вунамбал и нгариньин образуют культурный блок, известный как ванджина вунггурр. [ 5 ] Общая культура основана на мифологии и законе времен снов , создателями которых являются духи Ванджина и Вунггурр, предки этих народов. [ 6 ]
Наскальные рисунки, изображающие Ванджину, а также картины Гвиона Гвиона («Брэдшоу») являются свидетельством общей культуры. [ 7 ]
Вунггурр — это вариант веры в создателя Радужного Змея , тогда как вандджина — это местные духи, привязанные к местам и связанные с определенными кланами. Хотя в некоторых местных выражениях эти два термина используются как взаимозаменяемые, вунгурр - это «более расплывчатая жизненная сила, оживляющая и лежащая в основе конкретных проявлений ее силы, которые находят выражение во всех видах вещей, включая вандзину». Одна грань вунгурра воплощена в каменном питоне ( питоне Стимсона ?), известном как Ванджад. [ 8 ]
Народ Нгарди также известен как народ Уоррорран (Дамбина), иногда называемый Дамбина-Нгарди или Дамбимангари. [ 7 ]
По словам Марка Клендона, группировка [ 9 ]
признается таковым его членами и определяется владением или общим знанием набора культурных артефактов, уникальных для этого региона, наиболее очевидными из которых являются:
- Сверхъестественные предки Ванджина ( Ванджурна ) и герои культуры;
- Общее социальное разделение на два названных экзогамных наследия , называемых в Уоррорре Аррбаларрией и Аррвунаррией ;
- Группа языков, имеющая значительное количество общих типологических и лексических признаков;
- Изготовление красивого и престижного каменного наконечника копья, называемого по-английски «кимберлийским острием»;
- Двойной плот или калам ;
- Особый тип организации родства , основанный на расширенных, экзогамных , вирилокальных, отцовских семьях, расположенных на отдельных, названных участках земли;
- Цикл вурнарна — ритуализированная, долгосрочная сеть обмена на большие расстояния, имеющая важные социальные последствия, выходящие за рамки экономических.
Претензия на родной титул
[ редактировать ]Ванджина Вунггурр подал иск о праве собственности на коренное население В 1998 году RNTBC , известный как иск Дамбимангари, который включал претензии в отношении трех народов культурного блока Ванджина Вунггурр (ворорра/Дамбимангари, Вунамбал Гамбера/Уунгуу и Нгариньин/Вилинггин). [ б ] ), Жители Уоррры подали иск в Национальный суд по праву коренных народов на большой участок земли, решение по которому было принято 26 мая 2011 года. [ 11 ] Площадь составляет 27 932 км . 2 (10 785 квадратных миль), простирающийся от Кинг-Саунда , Камден-Саунда и рифа Монтгомери , включая архипелаг Бакканир , до Холл-Пойнта и Горизонтального водопада . [ 5 ] Он включает в себя море, прибрежные земли и внутренние районы , в том числе традиционные земли Уоррры между рекой Принс-Риджент на севере и рекой Робинсон на юге, а также некоторые территории Национального парка Принс-Риджент . Большая часть территории находится в исключительном владении . [ 12 ]
Корпорация аборигенов Дамбимангари [ 12 ] управление делами жителей Wanjina Wunggurr RNTBC Уорроры / отвечает Дамбимангари . за [ с ] коренные правообладатели в отношении их прав и интересов. [ 5 ]
Морские парки
[ редактировать ]История (по состоянию на [update] пишется Дамбимангардди [ 13 ] ) Корпорация аборигенов является соуправленцем морского парка Лаланг-гаррам / Горизонтальный водопад . В 2016 году планировалось, что этот парк вместе с морским парком Лаланг-Гаррам/Камден-Саунд , морским парком Северный Лаланг-Гаррам (северная часть соленой страны Дамбимангари) и морским парком Северный Кимберли (в водах Уунгуу ) составят новый морской парк Грейт-Кимберли с Западной Австралии правительства Департаментом парков и дикой природы (ныне Департамент биоразнообразия, охраны природы и достопримечательностей). [ 13 ] ). несколько священных мест . На эти территории попадает [ 14 ]
В 2020 году был опубликован новый план управления под названием « Морской парк Лаланг-гаддам: измененный план совместного управления морскими парками Лаланг-Гаррам / Камден-Саунд, Лаланг-Гаррам / Горизонтальный водопад и Северный Лаланг-Гаррам, а также ориентировочный план совместного управления морским парком Лаланг-Гаддам. предложил морской парк Майялам . Он был опубликован перед публикацией официального бюллетеня предлагаемого морского парка Майялам в соответствии с Законом об охране и управлении земельными ресурсами 1984 года (« Закон о CALM »): как заповедник класса А. В соответствии с новыми договоренностями зонирование не изменится, но теперь планируется объединить четыре морских парка (Лаланг-Гаррам/Камден-Саунд, Лаланг-Гаррам/Горизонтальный водопад, Морской парк Северный Лаланг-Гаррам и новый морской парк Майялам) в образуют морской парк Лаланг-гаддам, расположенный в морской стране народа Дамбимангарди. В этот план будут внесены поправки еще одним окончательным 10-летним планом совместного управления. [ 13 ]
Новый морской парк Майялам добавит 47 000 гектаров (120 000 акров) к морским заповедникам Кимберли. Более масштабный план состоит в том, чтобы создать в общей сложности 5 000 000 гектаров (12 000 000 акров) новых национальных и морских заповедников в Западной Австралии. Новое написание «Лаланг-гаддам» отражает правильное произношение этого слова, а «Майялам» означает «между островами» или «просвет». Новый морской парк Майялам занимает территорию у северо-западного побережья Кинг-Саунда и вокруг острова Макли . [ 13 ]
Новый морской парк Лаланг-гаддам граничит с предлагаемым морским парком Майала на юго-западе (охватывая архипелаг Буканьир , традиционные земли и воды народов майяла ) и морским парком Северного Кимберли ( воды Уунгуу ) на северо-востоке. Сухопутная и морская границы на юге примыкают к земле Барди Джави и предлагаемому морскому парку Барди Джави . На картах показаны размеры различных морских парков, определения прав коренных народов , зоны внутри территорий и т. д. [ 13 ]
На плане обозначены такие детали, как портовые зоны. Соглашение о землепользовании коренных народов (ILUA) уже распространяется на морские парки Лаланг-Гаррам/Камден-Саунд, Лаланг-Гаррам/Горизонтальный водопад и Северный Лаланг-Гаррам, но для создания предлагаемого морского парка Майялам в в соответствии с Законом о титулах коренных жителей 1993 года . Большая часть залива Коллиер останется зоной общего пользования, но залив Уолкотт будет объявлен заповедником. [ 13 ]
НАСИЛИЕ
[ редактировать ]на В 2013 году была объявлена охраняемая территория коренных народов территории площадью 642 294 га (1 587 140 акров) от севера Дерби, простирающейся на восток до района Принца-Регента. Им управляет Дамбимангари Рейнджерс, команда рейнджеров из числа коренных народов . [ 10 ]
История с момента первого контакта с европейцами
[ редактировать ]Еще в 1838 году исследователь Джордж Грей описал три наскальные рисунки на территории Уорроры. Внутри пещеры глубиной 20 футов (6,1 м) он увидел одну внушительную фигуру длиной более 10 футов (3,0 м), изображенную на крыше, обернутую в красную одежду и повязки на голове, оставляющую видимыми только глаза, смотрящую с крыши вниз на кого-либо. который рискнул войти в пещеру. По обе стороны было еще двое, и он не смог определить, что они собой представляют. Грей сделал копию, которую напечатал в своей книге. [ 15 ] По поводу их происхождения возникло множество диких предположений, Артур Капелл связывал их с распространением мегалитических культов и, в конечном итоге, с гробницами с камерами в Европе и Египте. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Однако позже они были идентифицированы как фигуры Ванджины в мифологии Уорроры.
Примерно с 1912 года жители Уоррры вступали в контакт с растущим числом европейских поселенцев. [ 19 ]
В 1927 году Джеймс Роберт Битти Лав , пресвитерианский священник, был назначен главой пресвитерианской миссии среди аборигенов, которая была основана в Кунмунье , известном тогда как Порт-Джордж IV, в 1912 году. Лав уже был знаком с местностью, которую он посетил. в 1914 году и ненадолго возглавил там пастырскую работу. [ 20 ]
Уоррра покинули свою традиционную территорию в 1956 году, поселившись в Мованджуме , а затем и в Дерби , с некоторыми жителями на станции Маунт-Барнетт и Калумбуру. Одним из последствий перемещения было поставить под угрозу их местную культуру, поскольку она была сохранена на их самобытном языке, поскольку они пришли, чтобы принять любой из них. С 1956 года люди Ворроры жили в Мованджуме в тесном ежедневном контакте с людьми, говорящими на любом из них. Унгариньин или Вунамбал как их родной язык. Позже его заменил криол. [ 19 ]
Язык
[ редактировать ]К моменту начала интенсивных контактов с белыми поселенцами, примерно в 1912 году, население Уорроры, которое все еще свободно говорило на своем родном языке, оценивалось примерно в 300 человек, что, возможно, в три раза больше, если включить тех, кто жил в прилегающих районах и говорил на нем как на втором языке. [ 19 ]
Язык воррорра (также известный как западный воррорранский, являющийся одной из трех основных групп семейства ворроррских языков ) сейчас считается находящимся на грани исчезновения. [ 21 ] было зафиксировано только семь носителей языка В ходе переписи населения Австралии 2016 года . [ 22 ]
австралийского лингвиста британского происхождения Роберта М.В. Диксона Карьера в области языков австралийских аборигенов сообщил ему была впервые стимулирована тем, что его наставник Майкл Холлидей о чрезвычайной сложности языков коренных народов, на которых говорят в регионе Кимберли , а также после того, как он прочитал эту тему. , был особенно очарован описаниями хитросплетений Уоррорры, в которой, как сообщается, было 444 формы глагола «быть». [ 23 ] Хотя уоррорра не так высокоразвита система языка жестов, как у многих их племенных соседей, у них действительно есть богатый репертуар ручных знаков, указывающих на большое количество видов фауны, вплоть до различения пола животного или птицы. намекнул. [ 24 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Дейзи Утеморра (1922–1993), старейшина Вунамбала , поэт и писатель, [ 25 ] свободно говорила на языках Вунамбал , Нгариньин и Уоррра и получила международную известность благодаря своим книгам, рассказывающим традиционные истории своего народа. [ 26 ]
- Винка Барунга , выросшая в Мованджуме и Дерби, окончила Университет Западной Австралии со степенью MBBS в 2016 году и является первым врачом из Уорроры и первым врачом из числа аборигенов в Дерби. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Майалнга (неподтвержденное название северной орды)
- Уорра , Уорра
- Вурара , Ворара (так произносится нгаринджинами )
Источник Тиндейл 1974 , с. 261
Примечания
[ редактировать ]- ^ Адаптировано из Rumsey 2018 , стр. 91–101.
- ↑ Эти три народа составляют культурный блок, известный как Ванджина Вунггур. Имя народа Уоррры — Дамбимангари; земля народа Вунамбал Гамбера известна как Уунгуу; а Нгариньин — Вилинггин. (Дамбимангари означает «принадлежащий родине». [ 10 ] )
- ^ Чтобы узнать об эквивалентности названий групп, см. «Люди Вунамбала Гаамбера» .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Клендон 2014 , стр. 2–3.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б Клендон 2014 , с. 3.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Jump up to: а б с КЛЦ 2013 .
- ^ Вунамбал Расскажите людям
- ^ Jump up to: а б Расследование 2006 .
- ^ Энциклопедия.com: Религия Унгариньин .
- ^ Клендон 2014 .
- ^ Jump up to: а б NIAA: Лейкшорский IPA .
- ^ NNTT: Дамбимангари 2010 .
- ^ Jump up to: а б ДАК: Около 2020 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Департамент биоразнообразия, охраны природы и достопримечательностей (WA) (2020 г.). Морской парк Лаланг-гаддам внес поправки в план совместного управления морскими парками Лаланг-Гаррам / Камден-Саунд, Лаланг-Гаррам / Горизонтальный водопад и Северный Лаланг-Гаррам, а также ориентировочный план совместного управления предлагаемым морским парком Майялам 2020 (PDF) . Правительство Западной Австралии . ISBN 978-1-925978-20-9 . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ План управления DPAW на 2016 год .
- ^ Грей 1841 , стр. 214–215.
- ^ Маунтфорд 1978 , стр. 81–84.
- ^ Лейтон 1992 , с. 127.
- ^ Эдмонд 2013 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с Клендон 2014 , с. 1.
- ^ Любовь 1986 , с. 54.
- ^ K17 Worrora в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива
- ^ АБС: язык по полу .
- ^ Диксон 2011 , с. 6.
- ^ Поет 1988 , с. 59.
- ^ Аустлит 2011 .
- ^ Клендон 2014 , с. 2.
- ^ Хунджан 2019 .
- ^ Фитнес 2020 .
- ^ Грей 2016 .
- ^ UoWA].MS 2017 .
Источники
[ редактировать ]- "О" . Корпорация аборигенов Дамбимангари. 26 августа 2020 г. Проверено 7 ноября 2020 г. .
- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 14 мая 2024 г.
- «Объявления Aztec Resources Ltd — Aztec Resources Ltd: Соглашение об острове Кулан» . Расследовать . 24 апреля 2006 года . Проверено 10 ноября 2020 г.
- «Перепись 2016 г., язык, на котором говорят дома представители пола (SA2+)» . АБС.Стат . АБС . Проверено 6 ноября 2020 г.
- Клендон, Марк (2014). Воррорра: язык северо-западного побережья Кимберли (PDF) . Университет Аделаиды . ISBN 978-1-922064-59-2 .
Текст был скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) .
- «Копия родной карты титулов» . Земельный совет Кимберли. 7 августа 2013 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- «Дэйзи Утеморра» . Аустлит . 6 октября 2011 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- «Дамбимангари ИПА» . Национальное агентство коренных австралийцев . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Департамент парков и дикой природы (ноябрь 2016 г.). Морские парки Лаланг-Гаррам / Горизонтальный водопад и Северный Лаланг-Гаррам: Совместный план управления на 2016 год (PDF) . План управления 88. Перт: DPAW . ISBN 978-1-921703-76-8 .
- Диксон, RMW (2011). В поисках языков аборигенов: воспоминания полевого работника . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02504-1 .
- Эдмонд, Мартин (2013). Хроника невоспетого . Издательство Оклендского университета . ISBN 978-1-869-40507-6 .
- Елкин, А.П. (1949). «Вновь найдены наскальные рисунки Грея из Северной Кимберли». Океания . 19 (1): 1–15. дои : 10.1002/j.1834-4461.1948.tb00492.x . JSTOR 40328184 .
- Фитнес, Blackfit (15 июня 2020 г.). «Культура сегодня с доктором Винка Барунга» . Блэкфит Фитнес . Проверено 10 ноября 2020 г.
- Грей, Лорна (18 ноября 2016 г.). «Винка Барунга — первый врач-абориген в своем городе» . Теперь любить . Проверено 10 ноября 2020 г.
- Грей, Джордж (1841). Журналы двух экспедиций открытий на Северо-Западе и Западной Австралии . Том. 1. Т. и У. Бун.
- «Дом в центре пути выпускника» . Медицинская школа Университета Западной Австралии . 1 июня 2017 года . Проверено 10 ноября 2020 г.
- Хунджан, Равин (8 июля 2019 г.). «Познакомьтесь с врачом-аборигеном, превратившим трагедию в триумф» . Инсайт (SBS TV) . Специальная служба радиовещания . Проверено 10 ноября 2020 г.
- Джонс, Филип (2011). «Внутри палатки Маунтфорда: краска, политика и оформление документов» . В Томасе, Мартин; Нил, Марго (ред.). Изучение наследия Арнемлендской экспедиции 1948 года . Австралийский национальный университет . стр. 33–54. ISBN 978-1-921-66645-2 .
- Кендон, Адам (1988). Языки жестов аборигенов Австралии: культурные, семиотические и коммуникативные перспективы . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-36008-1 .
- Лейтон, Роберт (1992). Австралийское наскальное искусство: новый синтез . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-34666-5 .
- Любовь, Дж. Х. (1986). «Джеймс Роберт Битти Лав (1889–1947)». С любовью, Джеймс Роберт Битти (1889–1947) . Австралийский биографический словарь . Том. 10. Издательство Мельбурнского университета . стр. 54–78.
- Маунтфорд, Чарльз П. (1978). «Мифы Австралии о радужных змеях» . В Бухлере, Ира Р.; Мэддок, Кеннет (ред.). Радужный змей: хроматическая пьеса . Вальтер де Грюйтер . стр. 23–97. ISBN 978-3-110-80716-5 .
- «Подробности определения титула коренных жителей: WCD2011/002 - Дамбимангари» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . 7 октября 2010 г. Проверено 7 ноября 2020 г. .
- Рамси, Алан (2018). «Социокультурная динамика местного многоязычия на северо-западе Австралии» . Язык и общение . 62 : 91–101. дои : 10.1016/j.langcom.2018.04.011 . ISSN 0271-5309 . S2CID 150007441 .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Ворора (Вашингтон)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.
- «Унгариньин Религия» . Энциклопедия.com . Проверено 11 ноября 2020 г.
- «Вунамбал расскажи людям » Вунамбал Гамбера Страна 14 февраля 2020 г. Включает карту.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )