Барди люди
Народ Барди , также пишется Баада или Баарди и в других вариантах. [ б ] — австралийские аборигены , живущие к северу от Брума и населяющие части полуострова Дампьер в регионе Кимберли в Западной Австралии . Они этнически близки к народу джави , и несколько организаций относятся к группировке Барди Джави , например, Корпорация аборигенов Барди Джави Ниимидиман, зарегистрированная на правах коренных жителей , и Рейнджеры Барди Джави.
Язык
[ редактировать ]Язык Барди — непама-ньюнганский язык, самая северная разновидность нюльнюланской языковой семьи. Это взаимопонятно с Джави . [ 1 ] Это самый известный язык Ньюлнюлан, и существует подробная грамматика этого языка, написанная Клэр Бауэрн . [ 2 ]
Паллотинский священник и лингвист отец Герман Некес, который работал с Эрнстом Альфредом Вормсом над составлением словарей баарди и родственных ему языков, обнаружил, что его информаторы чрезвычайно проницательны в лингвистическом отношении. В интервью 1938 года журналист пишет о нем и осведомителях из района Баарди/Джави следующее:
В маленьком каменном домике в заливе Бигл , рядом с которым протекает ручей, а море находится всего в пяти милях от него, он жил и работал с девятью аборигенами, изучая их языки. Каждый день он и аборигены сидели в кругу за одним большим столом в доме. Доктор Некес задавал им вопросы и, судя по их ответам, мог на месте сравнить их ответы. Самой странной особенностью этих лингвистических рыцарей круглого стола было то, что ни один из них не говорил на одном языке. Когда дни превратились в недели, а недели в месяцы, доктор Некес стал центральной фигурой в одном из самых странных языковых экспериментов в истории науки. Аборигены стали понимать каждое слово, сказанное каждым вторым аборигеном. Поначалу некоторые из них использовали то, что доктор Некес называет своего рода «черным пиджином». Теперь они все пришли к соглашению. На этом этапе некоторые из самых умных из них шокировали доктора Некеса. Они начали использовать грамматические термины и вести почти научные дискуссии по синтаксису. Еще несколько месяцев за круглым столом, и они занимались фонетическими символами, объясняли тонкости произношения, разъясняли различия между диалектами, которые в целом были похожими, и даже помогали доктору Некесу в его работе по поиску лучшего письменного представления разные языки [ 3 ] [ с ]
Страна
[ редактировать ]Традиционная земля Барди, по оценкам Нормана Тиндейла, занимает площадь около 300 квадратных миль (780 км²). 2 ), находился на полуострове Мыс Левек , простираясь на восток от мыса Борда до залива Сигнет и мыса Каннингем. [ 4 ] С этой оценкой есть проблемы, в частности, с южными границами, закрепленными за Барди. [ 5 ] Курорт Kooljaman расположен в самом сердце мыса Левек. [ 6 ]
Времена года
[ редактировать ]Барди делят свой год на шесть сезонов, продолжительность которых варьируется:
- манкаль – муссонный влажный период, [ д ] обычно несколько недель в январе или начале февраля, когда еды мало, но черепашьи яйца можно собрать.
- Далее следует нгаладани , безветренный влажный период с конца февраля до начала марта.
- Иралбу — это жаркий сезон приливов и отливов в апреле и мае, когда растут фрукты и возможны рифы. Комары процветают и влияют на то, где разбить лагерь.
- Баррган отмечен холодными и сильными юго-восточными ветрами, дующими с мая по август. Наступление знаменует собой лучшее время для охоты на дюгоня .
- Джалалай с сентября по октябрь характеризуется западными ветрами, окончанием охоты на дюгоня и лучшим временем для ловли откормленного ската.
- Лалин , сезон, когда черепахи спариваются и на них можно охотиться, начинается в ноябре, что также дает изобилие дикой кустовой яблони . Жарко, влажность повышается, дуют северо-западные ветры, а ближе к концу - тропические штормы. [ 7 ]
Религия и духовность
[ редактировать ]Центр религиозной мысли и практики Баарди (и Джави) находится в районе примерно в 3 милях к юго-западу от мыса Левек, называемом Нгамагун (у воды)/ Ургу (вода). [ 8 ] многие ключевые моменты изначального творения их мира, в том, что они называют буар или сновидением . Именно там основаны [ 9 ]
Самыми старыми сверхъестественными существами в мысленном мире полуострова Дампьер были, во-первых, Галалан , а затем Минау . [ 10 ] молодой культурный герой Джамар. В какой-то момент из моря в Булгине вышел [ и ] и, отдохнув у дерева из бумажной коры в течение трех дней, двинулся, вращая своим ревом , на юг, затем нырнул обратно в море, повернув на запад, только для того, чтобы появиться у ручья Нгамагун. Войдя в кусты, он срубил серебряно-кровавое дерево и распилил из него доски, из которых сделал ревуны, которые, вернувшись в свой лагерь на берегу, он сунул в каменные русла ручья, образовав линия галагуру . Затем он пошел к Джаринджину , где, когда он сидел на камне, его руку ужалила окунь, который он поймал под ней. Он нашел кровь вкусной, когда облизал рану и остановил ее деревянной пробкой. [ 11 ] [ ж ] [ 12 ] Вернувшись в Нгамагун, он позволил крови из своей руки стечь в каменный корыт. Эта кровь стала его пищей, которую он поделил с тремя своими сыновьями, оставшимися без матери: Нальей, Вининджиби и Глаби. [ 13 ] и ритуальный напиток мужчин Баарди по сей день. [ 14 ] Трое сыновей пошли в разных направлениях: Налья отправился на восток с тьюрингой , Вининджиби отправился на юг, знакомя с ритуалами инициации и танцами, а Глаби представил Закон. [ 13 ]
Во время прилива он поймал еще одну рыбу и пел обратно в Нгамагун, собрал свой галагуру и, взобравшись на песчаную гору Бурумар, развернул его, стоя на коленях. При этом прядь волос порвалась, и громила устремилась ввысь, чтобы остановиться в небесной зоне, называемой «Безплотными» ( бауг-ара-ньяра ), то есть в царстве мертвых, в Туманности Угольный Мешок . [ 15 ] темное пятно возле Южного Креста . [ 16 ] После своей смерти Джамар сам отправился в Туманность Угольный Мешок, и его присутствие может быть представлено БЗ Круцисом . [ 15 ]
Галалан (возможно, «принадлежащий к давнему»), [ 17 ] был первобытной фигурой, которая наделила ландшафт названиями на языке барди, путешествуя по тому, что стало их территорией. [ 18 ] Он был человеком прямолинейным и легко приходил в ярость от признаков жадности при распределении еды. Он умер, когда, разгневанный таким поведением, направил воды внутреннего озера в море, чтобы рыба и черепахи могли сбежать в океан, и был заколот разгневанными людьми в Гумири, водоеме, расположенном в мысе Суон в самом северном секторе Дампира. полуостров, а затем брошен в море, где он плавал, и известен под именем Лулул/Лулар (человек-акула). [ 19 ] Он вознесся в царство мертвых ( Баугаранджара ), где его охватывает дуга 33°. Точные небесные координаты следующие:
Его фигуру до сих пор можно увидеть в темных частях Млечного Пути , по обе стороны линии, проведенной от Альфы Центавра до Альфы Скорпиона, Антареса . Его правая нога покоится возле 113 G Люпуса , а левая — возле Лямбды и Ипсилона Скорпиона . На голове у него перо белого какаду , отождествляемого с яркой звездой Альфой Центавра, и совы, представленной более темной Бетой Центавра . Вся фигура простирается по дуге в 33°». [ 20 ]
Минау (возможно, «старожил»), вторая фигура творца, связана с нововведениями, которые рассматриваются как негативные по сравнению с обычаями, заложенными предшественником Галаланом. Он был полигамным, изобрел непристойные танцы и ввел ) болезненные практики, такие как обрезание и субинцизия в ритуалы инициации ( ололон . Изменения, которые он произвел, были связаны с превращением парковых поместий Баарди в кустарники мулга , возможно, с появлением колониальных выпаса скота. [ 21 ]
Четвертая фигура, получившая известность в преданиях Баарди, — это Джамба. Вормс обнаружил, что к началу 1930-х годов этот культ доминировал среди близлежащих Яуру , но отсутствовал среди групп, говорящих на нюлнюлане, таких как джабирр джабирр , нюлньул и баарди, и выдвинул гипотезу, приведя некоторые доказательства, что он пришел из группы центральноавстралийцев. , Аррерте , через Гугаджу . [ 22 ]
Этот Джамба , прототип фигуры в широко распространенных преданиях аборигенов, характеризующийся искалеченными ногами, [ 23 ] связано с введением гуранары (ритуального полового акта с обменянными женщинами). [ 24 ] материи, тюринга и инструменты, такие как любовный громак, мандагидгид ; магические кинжалы и веретенообразные палки, используемые в качестве острий ( ваданара/дурун ), многие из которых связаны с новаторскими сексуально откровенными корробори и обрядами. [ г ] Все это имеет сильное сходство с ключевыми особенностями церемоний Кунапипи, прокатившихся по северной Австралии. [ 25 ] Среди Баарди были те, кто ассимилировал эти нововведения с культом Джамара, и другие, которые из уважения и верности нравственному примеру первобытного духа Грез Галалана. [ 26 ]
Люди Барди могли проследить свою связь с персонажами Грезы по наличию их рай (детской души), [ ч ] который является современным свидетелем первобытного периода. [ 27 ]
Социальная организация и экономика
[ редактировать ]В «Сновидениях» Галалан разделил людей на две взаимные группы: Джандо и ( Y ) нар. [ 28 ] По словам Вормса, брачные классы Барди позже пришли к следующему разделению: [ я ]
Мужской | Женится | Дети |
---|---|---|
(М) Дети | (Ф) | |
(М) Нос | (Ф) | |
(М) Барджари | (Ф) | |
(М) Гаримб | (Ф) |
Однако, по словам пожилых информаторов, эти разделения возникли недавно и были введены из Лагранжа главным героем мифокультуры Джамбой , возможно, намекая на сдвиг в обычаях, произошедший примерно в 1870-х годах. [ 29 ]
Клэр Бауэрн утверждает, что Баарди, в отличие от многих групп Кимберли, не используют для этой цели названия разделов и подразделов, почти повсеместно встречающиеся в других частях региона. [ 30 ] В целом система классификации родства у них соответствует типу Аррернте, который также используется у ньигина и нюльнюл . В такой системе существует четыре различных термина для обозначения поколения бабушек и дедушек, а кросс-кузенные браки, за некоторыми исключениями в браках троюродных братьев и сестер, запрещены. [ 30 ]
Бауэрн утверждает, что первичное деление, на которое ссылается Вормс – djando и ( Y ) nar – теперь транскрибируемое как jarndoo и inar ( a ) – относится к двум поколенческим фрагментам . Если человек является jarndoo , все члены его гармоничного поколения (братья/сестры/двоюродные братья/троюродные братья, а также представители поколения его бабушек и дедушек и внуков) также входят в эту типологию. Аналогично, инар ( а ) группирует этих людей в пределах поколения родителей или детей. Брак разрешен только между теми, кто враждебно относится друг к другу. [ 31 ]
Только у знахарей было тотемное животное ( банмин ), присутствие которого, как считалось, означало, что человек умрет раньше, чем большинство других людей Барди. [ 28 ] В идеале было брать только одну жену, а многоженство (согласно обычаю ололоу ) не одобрялось. [ 20 ]
Барди были морским прибрежным народом, состоящим из пяти групп. Они изготавливали колышки из мангровых бревен из легкой плавучей разновидности, которую они получали в торговле от народа джави с острова Санди, чтобы формировать плоты. [ 32 ] отправиться в море на охоту и посетить отдаленные острова. [ 33 ]
Как и джави, барди определяли земельные права с точки зрения четырех видов отношений: [ 34 ]
- Право собственности на имение по отцовской линии ( буру ) по отцовской линии
- Право доступа к отцовскому имуществу матери ( нингалму ).
- Права, вытекающие из сайта, связанного с тотемом зачатия ( райя )
- Права, вытекающие из обычного использования и смешанных браков
Церемонии
[ редактировать ]Погода
[ редактировать ]Термин « ильма » относится как к типу церемоний или представлений Барди, так и к предметам, используемым для преподавания историй, песен и обычного права в этих церемониях. [ 35 ] Объекты были описаны как «символы законов и обычаев Барди, рассказывающие истории земель и морей полуострова Дампьер». Церемонии Ильма предназначены для публичного выступления. [ 36 ]
В Австралийском национальном морском музее хранится более 1000 ильм , хотя в 2018 году они все еще были недоступны для публичного просмотра. [ 36 ]
Инициация
[ редактировать ]Посвящения должны проводиться в сезон дождей и объявляются посланником, который объявляет каждой группе, что проводится angui inlandjen amba (церемония создания человека). [ 37 ]
Первая ритуальная фаза церемонии называется кундальджа , во время которой в течение нескольких вечеров смазывает свое тело новичка -неминема или посвященного древесным углем и черепаховым муж его сестры по племени ( алабель ), который выступает в качестве его опекуна и сторонника, маслом. Песни, которым научил племя Минау, поются в ритме ударов бумеранга, исполняются различные танцы, а женщины шутят, а иногда и наряжаются, даже как мужчины. Их игнорирует мужской хор. Некоторые родственники мужского пола (родственники по браку) посещают место обрезания и берут кровь из своих подрезанных пенисов, которая должна стекать по бедрам на землю. [ 38 ] Последнее повторяется впоследствии несколько раз; Причина в том, что мужчины должны причинить себе вред, потому что вскоре им придется причинить вред мальчику. [ 39 ]
Второй этап состоит из отрыва зуба , при котором площадка корробори размечается тремя параллельными линиями , находящимися на расстоянии 2 футов (0,61 м) друг от друга, и перед третьим этапом помещается коврик, за которым находится джунгагор ( знахарь ) и племенной мальчик мальчика. брат матери. Сгорбленный новичок каждый раз, когда ударяют по вади (дубинке), должен перепрыгнуть с одной линии на другую, а затем сесть, согнув руки в локтях так, чтобы руки доходили до плеч, - положение, в котором его сжимает опекун . дважды использовал местного опоссума, чтобы связать зубы и отделить их от десен. Два передних зуба, к которым прикладывалась палка, затем выбивали, забивая другой конец палки камнем. Мать и другие присутствующие женщины плачут и убегают. Затем его весь раскрашивают красной охрой , с белыми полосами на груди и животе и черными на спине. Теперь он известен как лайньяр . [ 40 ]
История контакта
[ редактировать ]Норман Тиндейл считал, что Барди, вероятно, были теми, кого описал Уильям Дампьер . [ 4 ] Дампьер прибыл на капере «Сигнет» к этому побережью 5 января 1688 года и оставался там на ремонте до 12 марта. По всей вероятности, это был залив Каракатта в заливе Кинг-Саунд , ныне Ардиалун (также известный как One Arm Point). Таким образом, предки барди, вероятно, были первыми коренными жителями Австралии, описанными западными исследователями. [ 4 ] [ 41 ] [ 42 ]
Тоби Меткалф, лингвист, изучавший язык барди, предположил, что отчет Дампира о его встрече с туземцами залива содержал слово, которое все еще можно было узнать из лексикона барди.
При нашем первом пришествии, еще до того, как мы познакомились с ними или они с нами, группа из них, живших на главной дороге, подошла прямо к нашему кораблю и, стоя на довольно высоком берегу, угрожала нам своими мечами и копьями, тряся их. на нас: наконец капитан приказал бить в барабан, что и было сделано внезапно с большой силой, нарочно, чтобы напугать бедных созданий. Они, услышав шум, убежали так быстро, как только могли; а когда они торопливо убегали, они кричали «Гари, торопись» , что-то глубоко в горле. [ 43 ]
Меткалф утверждал, что, бесспорно, повторяющееся здесь слово, записанное как гурри , на самом деле было нгаарри , [ 44 ] «самые устрашающие и непостоянные» из злобных духовных существ Барди. [ 45 ] Таким образом, по исторической иронии выяснилось, что Дампир, который печально записал в своем дневнике, что жители территории Барди были «самыми несчастными людьми в мире», в свою очередь считался Барди «самыми несчастными» и «самыми отвратительными людьми». «Злых духов. [ 46 ] [ 45 ]
несколько миссий В конце 19 века на полуострове Дампьер было создано . Миссия на острове Санди была основана в 1899 году двумя ловцами жемчуга, Сидни Хэдли и Гарри Хантером, чей флот люггеров работал в Балджине, к востоку от мыса Левек и к северу от маяка. [ 47 ] [ 48 ] Позже он был связан с UAM , один из миссионеров которого, Уилфрид Генри Дуглас , поселился там в 1946 году, изучая язык Барди и пытаясь перевести некоторые отрывки из Нового Завета на местный язык. [ 49 ]
После свертывания миссии в 1962 году Барди были переведены в Дерби и Ломбадину . Когда часть пастырской аренды Ломбардины была отделена, Барди вернулись и поселились в One Arm Point , где к началу 2000-х годов проживало около 400 человек. [ 47 ]
Родной титул и нынешняя земля Барди Джави
[ редактировать ]После того, как знаковое решение Высокого суда 2002 года подтвердило приоритет Закона о титулах коренных жителей 1993 года , [ 50 ] Людям Барди и Джави удалось добиться признания своего искового права на титул в 2005 году, когда Федеральный суд под председательством французского судьи постановил, что они имеют право на исключительные права на некоторые территории площадью примерно 1000 квадратных километров (400 квадратных миль), на которые они имели право. предъявил претензии. [ 51 ] Они также стремились заявить права на небольшой участок рифа Брю, в 31 миле к северу от мыса Левек. [ 52 ] Судья Френч, вынес решение в июне 2015 года, подтвердил часть их иска, добавив при этом, что у них есть неисключительные права собственности коренных народов на территории ниже среднего уровня воды. Иск Brue Reef был отклонен. [ 53 ]
Многие народы барди и джави сейчас живут в районе Уан-Арм-Пойнт (Ардьялун), [ 54 ] Джаринджин и Ломбадина .
Корпорация аборигенов Барди Джави Ниимидиман, зарегистрированная на земле, управляет землей и в консультации с несколькими другими организациями и отдельными лицами, в том числе с правительства Австралии Департаментом устойчивого развития, окружающей среды, водных ресурсов, населения и сообществ , подготовила План управления охраняемой территорией коренных народов Барди Джави на 2013–2013 годы. 2023. [ 55 ]
Морской парк Барди Джави
[ редактировать ]По состоянию на 2020 год [update], есть предложение о создании морского парка площадью 660 000 гектаров (1 600 000 акров) , который будет охватывать Индийский океан, окружающий полуостров Дампьер, включая множество островов архипелага Бакканир . Будет три морских парка: морской парк Лаланг-гаддам охватывает пролив Камден , горизонтальный водопад и два других парка в водах Дамбимангарди на севере; Морской парк Майала будет охватывать острова Буканьир, сушу и воды группы Майала ; Морской парк Барди Джави — самый южный из трех. Каждый из них будет совместно управляться местными традиционными группами владельцев . [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Стивен «Баамба» Альберт (родился в 1950 году в Бруме, умер в Перте 13 ноября 2019 года) был актером и певцом Барди, который также был первым председателем Национального комитета по образованию аборигенов и директором Goolarri Media. [ 59 ]
- Джимми Чи (родился в 1948 году в Бруме, умер в Бруме 26 июля 2017 года) был драматургом Барди по происхождению по материнской линии (шотландско-Барди). Его отец имел смешанное китайско-японское происхождение. [ 60 ]
Коренные рейнджеры
[ редактировать ]Рейнджеры Барди Джави, группа рейнджеров коренных народов , созданная в 2006 году, базируется в Ардьялун. Программа рейнджеров помогает поддерживать средства к существованию традиционных владельцев и их связь со страной . Они покрывают 250 километров (160 миль) береговой линии и 340 гектаров (840 акров) земли, выполняя ценную деятельность по управлению культурными и природными ресурсами, такую как управление популяцией дюгоньских черепах , запись их традиционных экологических знаний и проведение совместных исследований. В состав группы входят восемь штатных рейнджеров, и в 2008 году она получила премию Banksia Environment Award. [ 61 ]
Птица, идентифицированная как никобарский голубь , обитающая в Юго-Восточной Азии и южной части Тихого океана , была замечена рейнджерами на полуострове Дампир в мае 2017 года. В рамках мер биобезопасности о ней сообщили карантинным службам, и Министерство сельского хозяйства Австралии удалило ее. чиновники. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]В литературе о Барди есть несколько альтернативных вариантов написания: [ 4 ]
- Плохой
- Граница, Граница, Барды, Плохо
- Барт
- Плохой
- Бард
Предпочтительное написание — Bardi или Baardi (что более точно передает долгую гласную имени).
Некоторые слова и выражения
[ редактировать ]- аамба-ньярр оорани (замужняя женщина) [ Дж ]
- аамба (мужчина) [ 65 ]
- аарли (рыба, хотя и более общий смысл, а также может означать «мясо», как в аарли-майи (мясно-растительная пища = еда) [ 66 ] ) [ 67 ]
- гурлил (черепаха)
- нумунджу (водоросли)
- нюрроогоордоо минкал (как дела?) [ 68 ]
- Вангаланг (молодой человек)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта карта является ориентировочной.
- ↑ , первый этнограф, говоривший на их языке и подробно описавший их жизнь и традиции, Эрнест Эйлред Вормс записал это имя как Бад ( Worms 1950b , стр. 641).
- ^ Однако у метода были свои недостатки. Бауэрн пишет: «Еще один недостаток данных Некеса и Вормса (1953) заключается в том, что они приписывают различные формы не тому языку. Метод Некеса и Вормса для сбора межлингвистических данных заключался в том, чтобы проводить встречи с представителями каждого языка и Обойдите стол и спросите эквиваленты на родном языке каждого говорящего. Поскольку многие аборигены территории Дампира были многоязычными, это привело к тому, что слова стали считаться частью лексикона определенного языка, хотя на самом деле это не так. " ( Бауэрн 2008 , стр. 10)
- ^ А. П. Элкин определил сезон дождей, называемый эрелп , как сезон, в котором проводились обряды инициации, и даты этих церемоний, которые он наблюдал, были с конца февраля до начала марта, что соответствует нгаладани , о чем см. ниже ( Элкин 1935 , стр. 191).
- ↑ В варианте Джамар выходит из ямы в земле в Лебедином мысе, долго бродит там, а затем отправляется на юг, создавая несколько рычаний без отверстий для ниток ( калакор ). После инцидента с рыбой он выливает свою кровь в деревянное блюдо. ( гурнду ), а когда оно высыхало в лепешки, разрезал и ел их ( Элкин 1935 , стр. 200–201).
- ^ Это слово также используется для обозначения пробки, используемой для остановки оттока крови из базиликовой вены , которую перерезают, когда молодые люди проходят пятую стадию ( джодор ) инициации ( Worms 1952 , стр. 542).
- ^ Вормс описывает один такой обряд, прибегая к осторожности латыни: « Один из мужчин падает ниц на землю и вызывает эрекцию мужского члена других певцов таким образом, что он касается отметки, ранее вырезанной Крайняя часть этого посоха представляет собой пулю. Позже (с высыпанным семенем) человека ставят на колени и бьют остальными тем же посохом. Посвященный убегает, но по возвращении . волшебная посохом палочка небольшим награждается ( Вормс 1952 , стр. 557)
- ^ Это слово означает «тайный, скрытый, неясный, скрывающийся» ( Worms 1952 , стр. 540, n.2),
- ^ У мужчин Банаги и Буруна на правом плече нарисован расписанный пояс, идентичный поясу Джамара, а у Барджари и Гаримба пояс нарисован на левом плече ( Worms 1952 , стр. 542).
- ^ букв . аамба (мужчина) + ньярр ( комитативный ) + оорани (женщина) ( Bowern 2012 , стр. 246)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бауэрн 2008 , стр. 59, 145.
- ^ Бауэрн 2012 , с. 15.
- ^ Почта 1938 года .
- ^ Jump up to: а б с д Тиндейл 1974 , с. 239.
- ^ Бауэрн 2016 , с. 282.
- ^ Кулджаман 2016 .
- ^ Бауэрн 2012 , стр. 28–29.
- ^ Вормс 1950b , стр. 641–642.
- ^ Вормс 1950b , с. 643, №9.
- ^ Вормс 1952 , стр. 539, 543.
- ^ Чедвик и Павиур-Смит, 2016 , стр. 182–183.
- ^ Вормс 1950b , с. 648, н.60.
- ^ Jump up to: а б Вормс, 1952 , стр. 541–542.
- ^ Вормс 1950b , стр. 642–643, 647–648.
- ^ Jump up to: а б Чедвик и Павиур-Смит, 2016 , с. 183.
- ^ Вормс 1950b , с. 647, н.53,648.
- ^ Вормс 1952 , с. 545.
- ^ Бауэрн 2012 , с. 66.
- ^ Вормс 1952 , стр. 545–546.
- ^ Jump up to: а б Вормс 1952 , с. 548.
- ^ Вормс 1952 , стр. 549–550.
- ^ Вормс 1952 , стр. 551–554.
- ^ Вормс 1952 , с. 552.
- ^ Вормс 1952 , с. 5582.
- ^ Вормс 1952 , с. 558.
- ^ Вормс 1952 , стр. 556–557.
- ^ Вормс 1952 , с. 540.
- ^ Jump up to: а б Вормс 1952 , с. 547.
- ^ Вормс 1952 , с. 556.
- ^ Jump up to: а б Бауэрн 2012 , с. 40.
- ^ Бауэрн 2012 , стр. 40–41.
- ^ Бауэрн 2016 , с. 281.
- ^ Тиндейл 1974 , стр. 57, 239.
- ^ Бауэрн 2016 , с. 284.
- ^ Биеннале: Рой Вигган .
- ^ Jump up to: а б Суини, 2019 г. , стр. 153–163.
- ^ Элькин 1935 , с. 191.
- ^ Элькин 1935 , с. 193.
- ^ Элькин 1935 , с. 195.
- ^ Элкин 1935 , стр. 193–194.
- ^ Мейлер и Коллинз 2013 .
- ^ Престон и Престон 2010 , с. 34.
- ^ Дампьер 1859 , с. 106.
- ^ Бауэрн 2012 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б МакГрегор 2013 , с. 9.
- ^ Меткалф 1979 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Бауэрн 2008 , с. 4.
- ^ Элькин 1935 , с. 190.
- ^ Дуглас 2014 .
- ^ ННТТ 2002 .
- ^ Уилсон-Кларк 2005 .
- ^ Kormendy 2004 .
- ^ Уилсон-Кларк 2015 .
- ^ Спиттл 2010 .
- ^ План управления 2012 .
- ^ Логан 2020 .
- ^ DPAW: морские парки .
- ^ DPAW: план управления на 2020 год .
- ^ Коллинз, Томлин и Миллс 2019 .
- ^ Пауэлл 2017 .
- ^ Стране нужны люди, 2018 .
- ^ КЛК 2017 .
- ^ Коллинз и Миллс 2017 .
- ^ Уолквист 2017 .
- ^ Бауэрн 2016 , стр. 281, 282, 285.
- ^ Бауэрн 2008 , с. 5.
- ^ Бауэрн 2012 , стр. 31–32.
- ^ Бауэрн 2008 , с. 15.
Источники
[ редактировать ]- «Абориген — лучший грамматик» . Почта (Аделаида) . 30 июля 1938 г. с. 8 — через Trove .
- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 10 января 2021 г.
- «Барди Джави» . Стране нужны люди. 1 августа 2018 года . Проверено 1 февраля 2020 г.
- План управления охраняемой территорией коренных народов Барди-Джави на 2013–2023 гг. (PDF) (Отчет). Корпорация аборигенов Барди Джави Ниимидиман, орган, зарегистрировавший титул коренных жителей. 2012 . Проверено 11 ноября 2019 г.
- «Рейнджеры Барди Джави обнаруживают никобарского голубя» . Земельный совет Кимберли. 5 мая 2017 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- Берд, WH (1910). «Некоторые замечания о грамматической конструкции языка чауи, говорящего на островах пиратов, северо-западная Австралия». Антропос . 5 (5): 454–456. JSTOR 40443562 .
- Берд, WH (1911). «Этнографические заметки о жителях островов Буканьир, Северо-Западная Австралия». Антропос . 6 (1): 174–178. JSTOR 40444080 .
- Бауэрн, Клэр (2008). «История исследований Барди и Джави» . МакГрегор , Уильям (ред.). Встреча с языками аборигенов: исследования по истории австралийского языкознания . Тихоокеанская лингвистическая исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований . стр. 59–84. ISBN 978-0-85883-582-5 .
- Бауэрн, Клэр (2012). Грамматика Барди . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-11-027818-7 .
- Бауэрн, Клэр (2016). «Язык и земля в Северном Кимберли» (PDF) . В Питере, К. Остин ; Кох, Гарольд; Симпсон, Джейн (ред.). Язык, земля и песня: Этюды в честь Луизы Геркус . ЭЛ Паблишинг. стр. 277–286. ISBN 978-0-7286-0406-3 .
- Чедвик, Стивен Роберт; Павиур-Смит, Мартин (2016). Великие каноэ в небе: звездное знание и астрономия южной части Тихого океана . Спрингер . ISBN 978-3-319-22623-1 .
- Коут, HHJ (декабрь 1966 г.). «Эай и третий глаз Верования Северо-Запада Австралии». Океания . 37 (2): 93–123. дои : 10.1002/j.1834-4461.1966.tb01790.x . JSTOR 40329629 .
- Коллинз, Бен; Миллс, Ванесса (5 мая 2017 г.). «Родственник додо, никобарский голубь, найденный в регионе Кимберли на северо-западе Австралии» . Новости АВС . Проверено 11 ноября 2019 г.
- Коллинз, Бен; Томлин, Сэм; Миллс, Ванесса (16 ноября 2019 г.). «Стивена «Баамбу» Альберта из Bran Nue Dae запомнили за актерское мастерство, музыку и помощь коренным австралийцам» . Новости АВС . Проверено 16 ноября 2019 г.
- Дампьер, Уильям (1859). Майор, Ричард Генри (ред.). Ранние путешествия на Южную Землю . Общество Хаклюйт . п. 106 – через Интернет-архив .
- Дуглас, Роб (2014). Он говорит на нашем языке . Арк Хаус Пресс. ISBN 978-0-9925192-7-8 .
- Елкин, А.П. (1935). «Посвящение в племени Бардов, Северо-Западная Австралия» . Журнал и труды Королевского общества Нового Южного Уэльса . 69 (2): 190–208. дои : 10.5962/стр.360137 . S2CID 259733240 — через BHL .
- «Высокий суд подтверждает приоритет Закона о титуле коренных жителей» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . 8 августа 2002 г.
- «Кульджаман на мысе Левек» . Кулджаман. ком. 2016.
- Корменди, Николетт (8 сентября 2004 г.). «Люди Барди и Джави добиваются признания коренных прав на рифы и воды к северу от мыса Левек» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей .
- Логан, Тайн (27 декабря 2020 г.). «Проект плана морского парка Западной Австралии по защите традиционных методов и культурных практик» . Новости АВС . Проверено 3 января 2021 г.
- Мейлер, Роберт; Коллинз, Бен (15 октября 2013 г.). «Обнаружение другого человека за мемориалом Уильяма Дампьера в Бруме» . Новости АВС .
- МакГрегор, Уильям Б. (2007). «Австралийские языки» Германа Некеса и Эрнеста Вормса ». Антропос . 102 (1): 99–114. дои : 10.5771/0257-9774-2007-1-99 . JSTOR 40466792 .
- МакГрегор, Уильям Б. (2013). Языки Кимберли, Западная Австралия . Рутледж . ISBN 978-1-134-39602-3 .
- Меткалф, Кристофер Дуглас (1979). «Некоторые аспекты языка Барди: нетехническое описание» . В Берндте, РМ; Берндт, CH (ред.). Аборигены Запада: их прошлое и настоящее . Издательство Университета Западной Австралии . стр. 197–213. ISBN 978-0-85564-145-0 .
- Пауэлл, Грэм (27 июня 2017 г.). «Джимми Чи: умер драматург Бран Нуэ Дэ, удостоенный наград коренной народ «сокровище Западной Австралии»» . Новости АВС .
- Престон, Диана; Престон, Майкл (2010). Пират изысканного ума: жизнь Уильяма Дампира . Случайный дом . ISBN 978-1-4464-2918-1 .
- Предлагаемый ориентировочный план совместного управления морским парком Барди Джави на 2020 год (PDF) . Департамент биоразнообразия, охраны природы и достопримечательностей (WA). 2020. ISBN 978-1-925978-17-9 .
подготовлено Комиссией по охране природы и паркам через агентство Департамента биоразнообразия, охраны природы и достопримечательностей (DBCA) в консультации с традиционными владельцами Барди и Джави.
- «Предлагаемые морские парки на архипелаге Бакканир и его окрестностях» . ДПАВ . Проверено 3 января 2021 г.
- «Рой Вигган» . Биеннале в Сиднее . Проверено 18 января 2020 г.
- Спиттл, Дебора (24 марта 2010 г.). «Апелляция Барди и Джави оставлена без изменения» . Правительство Австралии . Архивировано из оригинала 27 августа 2010 года.
- Суини, Доминик (2 января 2019 г.). Австралийского национального морского музея «Что такое коллекция Илмы ?». Архивы и рукописи . 47 (1): 153–163. дои : 10.1080/01576895.2019.1570283 . ISSN 0157-6895 . S2CID 167135188 .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г. . Проверено 1 декабря 2017 г.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Баада (Вашингтон)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-7081-0741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.
- Уолквист, Калла (5 мая 2017 г.). «Голубь, родственный дронту, впервые обнаружен на материковой части Австралии» . Хранитель . Проверено 11 ноября 2019 г.
- Уилсон-Кларк, Чарли (10 июня 2005 г.). «Люди Барди и Джави вознаграждены после долгой борьбы» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей .
- Уилсон-Кларк, Чарли (30 ноября 2015 г.). «Титул коренных народов признан в Кимберли» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей .
- Вормс, Э.А. (январь – июнь 1950а). «Огни и зажигалки в легендах и обычаях северо-западных австралийцев». Антропос . 45 (1/3): 145–164. JSTOR 40450834 .
- Вормс, Э.А. (декабрь 1950b). «Джамар, Создатель. Миф о Баде (Западный Кимберли, Австралия)». Антропос . 45 (4/6): 641–658. JSTOR 40449333 .
- Вормс, Э.А. (май – август 1952 г.). «Джамар и его отношение к другим героям культуры». Антропос . 47 (3/4): 539–560. JSTOR 40449676 .
- Вормс, Э.А. (1957). «Австралийские мифологические термины: их этимология и распространение». Антропос . 52 (5/6): 732–768. JSTOR 40453110 .
- Вормс, EA (1959). «Песня изгнания австралийского собирателя. Вклад в поэзию Бада». Антропос . 54 (1/2): 154–168. JSTOR 40454331 .