Jump to content

язык барди

Барды
Область Австралия
Этническая принадлежность 2000 Барди , Джави
Носители языка
380 (2021) [1]
Диалекты
Коды языков
ИСО 639-3 Или:
bcj
djw яванский
глоттолог bard1254
АИАЦИС [2] K15
ЭЛП Барды

Барди (также Баарди , Баард ) — находящийся под угрозой исчезновения язык австралийских аборигенов из семьи Ньюлнюлан , взаимопонятный с джави и, возможно, с другими диалектами. На нем говорят люди Барди на оконечности полуострова Дампьер и соседних островов (к северу от Брума , на северо-западе Австралии ). В 21 веке мало кто свободно говорит на нем, но предпринимаются усилия по преподаванию языка и культуры барди хотя бы в одной школе.

До европейского заселения в конце 19 века численность населения оценивалась примерно в 1500 человек, причем практически вся община говорила на языке барди. С тех пор численность этнического населения увеличилась (сейчас оно насчитывает около 2000 человек), но сегодня оно, по сути, говорит на английском языке только на одном языке (только несколько пожилых людей все еще свободно говорят на барди). По оценкам, сколько осталось свободно говорящих на языке барди, но по состоянию на 2012 год , многие люди среднего возраста все еще могли понимать этот язык, а некоторые из них могли говорить на нем в ограниченной степени. [3]

Язык и культуру преподает в католической школе Христа Царя в общине Джаринджин человек Барди/ Джабирр Джабирр Винсент Маккензи, который вырос, говоря на барди. [4] [5]

Классификация

[ редактировать ]

Барди — представитель западной ветви нюльнюланской языковой семьи .

По данным RMW Dixon (2002), Барди был взаимопонятен со следующими диалектами : джави , ньюлньул , джабирр-джабирр , нгумбарл и ниманбурру . Ethnologue (206) рассматривает все языки, кроме нгумбарла, как отдельные языки, и эту точку зрения поддерживают те лингвисты, которые работали над этими языками, включая Клэр Бауэрн и Уильям МакГрегор. Это также точка зрения ораторов Барди. [6]

Документация

[ редактировать ]

Существует обширная документация по языку Барди, но большая ее часть не опубликована. Самая ранняя работа по языку, хотя и утерянная, датируется 1880-ми годами. Самые ранние сохранившиеся записи относятся к началу 20 века. [7]

Герхардт Лавес провел некоторое время на Сандей-Айленде в конце 1920-х годов и записал текстовые материалы общим объемом более 1000 страниц, а с конца 1960-х годов ведется постоянная документация. [8] написала обширный справочник по грамматике В 2012 году Клэр Бауэрн и опубликовала издательство De Gruyter Mouton . [9]

Фонология

[ редактировать ]

Согласные

[ редактировать ]

Барди содержит 17 фонем в своем списке согласных в пяти местах артикуляции и пяти способах артикуляции . Среди согласных Барди нет фрикативных или звонких различий.

Согласные фонемы
двугубный Альвеолярный Ретрофлекс Ламино-Палаталь Велар
взрывной п ⟨б⟩ т ⟨д⟩ ʈ ⟨рд⟩ с ⟨j⟩ k ⟨g⟩
носовой м н ɳ ⟨rn⟩ ɲ ⟨те⟩ ŋ ⟨нг⟩
Боковой л ɭ ⟨рл⟩ ʎ ⟨ly⟩
Трель р ⟨рр⟩
Скольжение ɻ ⟨р⟩ j ⟨y⟩ В

Взрывные звуки в начале и в конце являются глухими в словах и обычно озвучиваются в другом месте. В интервокальном плане взрывные звуки часто слабо приравниваются к аппроксимантам. Это отличается от морфофонологических процессов, включающих леницию, которые происходят в морфологической системе, например, в алломорфах локативного падежа ( -goon ~ -yoon ~ -oon ).

Гласные фонемы
Передний Назад
Закрывать я [ я ] , ii [ я ] оо [ ты ] , [ тыː ]
Средний о [ о ]
Открыть а [ а ] , а [ аː ]

У Барди необычный набор гласных. Это система из семи гласных с длинными и короткими периферийными (/i/, /a/ и /u/) гласными и /o/, который является коротким. Краткие гласные используются гораздо чаще, чем долгие гласные, за исключением /o/, наименее распространенного качества гласных в Барди.

Как и ожидалось для языков с довольно небольшим количеством гласных, аллофонические вариации обширны, хотя долгие гласные имеют более стабильную реализацию. /a/, вероятно, самая изменчивая гласная: от [æ] до [ɒ], полностью от передней к задней части. /aː/ более последовательно реализуется как [ɑː]. /i/, /u/, /uː/ обычно являются более низкими [ɪ] и [ʊ~o(ː)], причем /iː/ находится ближе к кардинальной гласной. Наконец, /o/ чаще всего понимается как [ɔ].

очень похожа на орфографию языков более известной семьи Пама-Ньюнган Хотя в остальном орфография Барди , она уникальна тем, что обе гласные заднего ряда транскрибируются как «оо», а не как «у». Эта условность типична для других языков Кимберли, таких как гуниянди и миривунг . Хотя можно было бы подозревать, что такая орфографическая глубина может привести к трудностям в общении, /uː/, безусловно, является наименее распространенной гласной в языке и несет небольшую функциональную нагрузку. [10]

Слоговая структура

[ редактировать ]

Слоговой шаблон Барди — (C)V(L)(C) .

Барди не допускает скопления согласных в начале, за исключением заимствованных слов. В коде допускается сочетание двух согласных. Тем не менее, «внутри слоговой коды единственной возможностью является /l/, /ɻ/ или /r/, за которым следует носовой звук, гомоорганический со следующей остановкой». [11]

Стресс является демаркативным в Барди.

Основное ударение в барди всегда ставится на первый слог, и все слова барди получают это ударение. Фактически, основное ударение падает даже на начальный слог заимствованных слов, в которых ударение перенесено в другое место в языке их происхождения.

Один только стресс никогда не различает минимальные пары в Барди. [12]

Морфология

[ редактировать ]

Барди очень аффиксальный , содержит как деривационные , так и флективные аффиксы.

В Барди есть четыре основных класса слов: номиналы, корни глаголов, предглаголы и частицы. Эти классы определяются в соответствии с их способностью сочетаться с другими словами и склонять их. Что касается их расположения по этим двум (т. е. дистрибутивному и флективному) показателям, «[все] четыре основных класса слов можно выделить по критериям распределения, а три из четырех также можно выделить по флективным критериям». [13]

Номинальная морфология

[ редактировать ]

Номинальная деривационная морфология

[ редактировать ]

Существительные могут иметь только один деривационный суффикс, поскольку Барди не допускает множественного образования. Немногое из деривационной морфологии Барди является продуктивным или предполагает изменение класса слов .

Наиболее распространенной словообразовательной морфемой в Барди является суффикс -iidi . Эта морфема присоединяется к концу существительного и обозначает человека, который тесно связан с этой областью или достиг определенного уровня знаний в ней. Например, joornk означает «скорость», а joornkiidi означает человека, который является экспертом в скорости (т. е. сверхбыстрый бегун). Аналогичным образом, джавалииди, слово Барди, обозначающее рассказчика, происходит от соединения этого суффикса с существительным джавал , означающим «история». Несмотря на частоту использования, -iidi непродуктивен и может применяться только к определенным существительным (хотя не наблюдается какой-либо систематики, определяющей, какие существительные допускают, а какие не допускают его применения). [14]

Помимо -iidi , в Барди имеется около 20 других номинальных словообразовательных морфем. Некоторые из них показаны в таблице ниже.

Номинальные деривационные морфемы [15]
Морфема Пример
Суффикс Функция
-ал неопределенный/прилагательное

ол-аль

вода- INDF

ool-al

water-INDF

'водянистая субстанция, тающий лед' [16]

- чувство группа, множественное число

Нёнгурл Джин

пожилой человек- ГРУППА

nyoongoorl-jin

{old person}-GROUP

'старики' [17]

-(г)арда частный

иль-арда

собака- ПРИВ

iil-arda

dog-PRIV

«без собак» [16]

-нгарр(а) по компасу [18]

Арди-Нгарра

север- ОТДЕЛЕНИЯ

ardi-ngarra

north-WARDS

'на север' [18]

Морфология номинального падежа

[ редактировать ]

Существительные в Барди также часто изменяются по падежам. Падежное обозначение является фразовым, так как оно всегда встречается в начальном элементе именной группы. Во фразе нет дополнительного способа представления падежа (Барди в этом отношении необычен).

Основные случаи — это те, которые могут инициировать маркировку согласия на глаголе; таким образом, маркеры основного случая указывают отношения аргументов внутри предложения. В Барди есть три основных падежа: эргативный , абсолютный и инструментальный .

Существительные в Барди отмечаются эргативным падежом, когда они являются подлежащим переходного глагола. Эргативные субъекты не обязательно должны быть живыми или личными; например, слово «гаара», означающее «море», может получить маркер эргативного падежа «ним» и, таким образом, стать «гаараним» .

Существительные в Барди принимают абсолютный падеж, когда они выступают в качестве подлежащего непереходного глагола или объекта (прямого или косвенного) переходного глагола. Существительные, получающие абсолютный падеж, не отмечаются.

Когда аппликативная конструкция приближает их к объекту глагола, творительные существительные могут получать падежное согласование с глаголом, таким образом удовлетворяя основному условию основного падежа. В этих случаях маркер творительного падежа ( -nga или -na ) обозначает, что существительное является инструментом или средством, с помощью которого было выполнено действие. Инструменты всегда неодушевлены; если они одушевлены, то вместо этого им будет присвоен эргативный (или комитативный) падеж.

Основные случаи [19]
Случай Форма
Эргативный -nim
Абсолютный
Инструментальный -нга ~ -нг

Барди также использует локальные регистровые маркеры для обозначения пространственных отношений, включающих местоположение, движение и направление. Суффиксы, используемые для обозначения этих локальных случаев, перечислены в таблице ниже.

Местные падежи [19]
Случай Форма
местный -гун ~ -он ~ -он
Местный аллатив -гундарр
Аллативный - только
Аблятивный -го ~ -о
Латвийский -гония(я) ~ -они(я)
Направленный -мадан
перлатив Джарр
Топоним Местный

Вербальная морфология

[ редактировать ]

Глагольная морфология в Барди является «квазиагглютинативной», поскольку большая часть морфологии может быть разделена на сегменты. [20] Оно также полностью флективное , за исключением единственного аффикса с деривационными свойствами.

Структура глагольного сказуемого
(Preverb) Префиксы-КОРЕНЬ-Суффиксы=Клитики

Простые глагольные сказуемые в Барди состоят из глагола, склоняемого с приставками, обозначающими число и лицо. Суффиксы и клитики не являются обязательными. В сложных глагольных сказуемых перед корнем дополнительно присутствует неизменяемый предглагол. Приставка, обозначающая лицо, встречается во всех склоняющихся глаголах. Помимо этого префикса, изменяющиеся глаголы могут содержать до десяти дополнительных префиксов и суффиксов, которые указывают на «переходность, время, вид, аппликативы и возвратное/взаимное происхождение». [21]

Два примера флективных аффиксов в простых глагольных сказуемых можно увидеть ниже.

Пример №1 Пример №2

я-нг-гама

3 - тихоокеанское стандартное время -смех

i-ng-gama

3-PST-laugh

'он/он засмеялся'

и-нг-гама-на

3 тихоокеанское стандартное время —смех — быстрый сон . Тихоокеанское стандартное время

i-ng-gama-na

3-PST-laugh-REM.PST

'он/он смеялся (давно)' [22]

Другие морфологические процессы

[ редактировать ]

Хотя Барди в значительной степени аффиксален, он также использует другие морфологические процессы, включая редупликацию , инфиксацию и компаундирование .

гар<ард>я

введите < DIM / ITR >

gard<ard>i

enter<REDUP/ITR>

'входить снова и снова' [23]

Вербальное дублирование в Барди в основном используется для итеративных , распределительных или множественных функций. Итеративное дублирование глагола означает, что его действие повторяется (как показано ниже). Повторное дублирование глагола также может указывать на то, что действие носит распределительный характер или совершается несколько раз несколькими сторонами. Множественность, то есть несколько сторон, совершающих одно и то же действие, также обозначается посредством словесного дублирования.

Барди использует морфологический процесс соединения слов.

Джамогамарданим

джаму-

мать.отец-

гамарда-

мать.мать-

nim

УЖАСНО

jamoo- gamarda- nim

mother's.father- mother's.mother- ERG

'бабушка и дедушка' [24]

Джаму означает «отец матери», а гамарда означает «мать матери». В сочетании эти два слова образуют джамугамардааним , что означает «бабушка и дедушка». Тот же самый процесс наблюдается в большинстве терминов родства Барди . [24]

Синтаксис

[ редактировать ]

Порядок слов

[ редактировать ]

У Барди свободный порядок слов, регулируемый информационной структурой.

Рассмотрим предложение « Inanggagaljin baawaanim mayi aamba », которое имеет порядок VS-DO-IO:

Глагол

Я-он-был-гал-джин

3 TR PST — вынести — REC . Тихоокеанское стандартное время = 3 минуты . ИО

Предмет

баава-ним

ребенок- ERG

Прямой объект

мать

такер

Косвенный объект

аамба

мужчина

Verb Subject {Direct Object} {Indirect Object}

I-na-ng-ga-gal-jin baawa-nim mayi aamba

3-TR-PST-bring-REC.PST=3MIN.IO child-ERG tucker man

«Ребенок принес мужчине такер (еду)». [25]

Помимо приведенной конструкции, возможны и все остальные перестановки этого предложения:

  • Бааваним инанггагалджин майи аамба
  • Бааваним инанггагалджин аамба майи.
  • Бааваним майи инанггагалджин аамба.
  • Аамба инанггагалджин майи бааваним.
  • Аамба майи инанггагалджин бааваним.
  • Аамба инанггагалджин бааваним майи.
  • Майи инанггагалджин бааваним аамба.
  • Майи бааваним инанггагальджин аамба.
  • Майи инанггагалджин бааваним аамба.
  • Майи инанггагалджин аамба бааваним.
  • Инанггагалджин аамба бааваним майи.
  • Инанггагалджин майи бааваним аамба. (и т. д.)

Другие предпочтения при заказе

[ редактировать ]

Хотя у Bardi свободный порядок слов , существуют некоторые предпочтения в отношении порядка слов. Эти предпочтения основаны на принципах «прагматики, обоснованности и сосредоточенности». [25]

Часто составляющие располагаются 1) в начале предложения или 2) в конце предложения в зависимости от их контекстуальной релевантности.

  1. Компоненты фокуса обычно начинаются с предложения. Эти составляющие включают информацию, имеющую контрастную направленность, а также информацию, которая является новой.
  2. Непропущенные темы — информация, которая устарела, но представлена ​​повторно — обычно являются заключительными пунктами. В Барди темы, которые сохраняются в дискурсе, обычно опускаются в предложениях, следующих за их первоначальным введением. Однако, если старая тема явно выражена, ее можно снова ввести в предложение — в этом случае она обычно располагается в конечной позиции предложения. [26]
  1. ^ Австралийское статистическое бюро (2021 г.). «Культурное разнообразие: Перепись» . Проверено 13 октября 2022 г.
  2. ^ K15 Барди в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива.
  3. ^ Бауэрн 2012 , стр. 1, 5, 25–26, 28.
  4. ^ Маккензи, Винсент (13 августа 2019 г.). «Образование является ключом к сохранению языка и культуры Барди» . Жизнь. Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 11 ноября 2019 г.
  5. ^ "Учебный план" . Католическая школа Христа Царя . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
  6. ^ Бауэрн 2012 , с. 9.
  7. ^ Бауэрн 2012 , с. 15.
  8. ^ Бауэрн 2012 , с. 703.
  9. ^ Бауэрн 2012 .
  10. ^ Бауэрн 2012 , стр. 71–100.
  11. ^ Бауэрн 2012 , с. 100.
  12. ^ Бауэрн 2012 , стр. 110–112.
  13. ^ Бауэрн 2012 , с. 151.
  14. ^ Бауэрн 2012 , с. 179.
  15. ^ Бауэрн 2012 , с. 172.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бауэрн 2012 , с. 181.
  17. ^ Бауэрн 2012 , с. 174.
  18. ^ Перейти обратно: а б Бауэрн 2012 , с. 187.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бауэрн 2012 , с. 192.
  20. ^ Бауэрн 2012 , с. 361.
  21. ^ Бауэрн 2012 , с. 362.
  22. ^ Бауэрн 2012 , с. 372.
  23. ^ Бауэрн 2012 , с. 136.
  24. ^ Перейти обратно: а б Бауэрн 2012 , с. 257.
  25. ^ Перейти обратно: а б Бауэрн 2012 , с. 592.
  26. ^ Бауэрн 2012 , стр. 592–598.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боуэн, Клэр (2002). «История исследований Барди и Джави» . Академия.edu . Университет Райса. переработанная и расширенная версия выступления, сделанного на Четвертом международном семинаре по австралийским языкам в Орхусском университете, июнь 2002 г.
  • Бауэрн, Клэр; Макдонаф, Джойс; Келлихер, Кэтрин (2012). «Барди» . Иллюстрации МПА. Журнал Международной фонетической ассоциации . 42 (3): 333–351. doi : 10.1017/S0025100312000217 , с дополнительными звукозаписями.
  • Эклифф, Гедда (1999). Барди с одной точкой руки Словарь Холлс-Крик, Вашингтон: Языковой ресурсный центр Кимберли. ISBN  1875167110 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 456ada1da774562a4e8a7c54201219bd__1721568420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/bd/456ada1da774562a4e8a7c54201219bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bardi language - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)