Тасманский язык острова Бруни
Остров Бруни | |
---|---|
Нюэнонн | |
Область | Остров Бруни , Тасмания |
Этническая принадлежность | Племя бруни на Тасмании |
Вымерший | возможно, 8 мая 1876 г., после смерти Труганини. |
Восточный Тасмания
| |
Диалекты |
|
Коды языков | |
ИСО 639-3 | xpz |
глоттолог | brun1235 |
АИАЦИС [ 1 ] | T5 (включая юго-восточный Тасманию ) |
Тасманский остров Бруни , или Нуэнонн («Ньюнони»), название, общее с юго-восточным Тасманией , является языком аборигенов или парой языков Тасмании в реконструкции Клэр Бауэрн . [ 2 ] На нем говорило племя Бруни на острове Бруни , у юго-восточного побережья Тасмании.
Тасманийский язык острова Бруни засвидетельствован списком из 986 слов, собранным Джозефом Миллиганом (опубликовано в 1857 и 1859 годах); в 515 словах, собранных Джорджем Огастесом Робинсоном ; в 273 словах от Чарльза Стерлинга; и в 111 словах Р. А. Робертса (опубликовано в 1828 г.). Словарь Миллигана расходится и выделяется как отдельный язык при сравнении списков при p <0,15, хотя он попадает вместе с остальной частью острова при более мягком критерии p <0,20. [ 3 ]
«Бегущий текст»
[ редактировать ]Ниже приводится проповедь, которую Джордж Огастес Робинсон прочитал аборигенам острова Бруни после восьминедельного пребывания там. [ 4 ] Первая строка представляет собой транскрипцию Робинсона, за которой следует реконструкция звуков, которые Робинсон пытался изобразить, и, наконец, английский глоссарий.
МОТТИ
моти
один
НИРАЭ
наири
хороший
ГОВОРЯТ
нёбо
Бог
МОТТИ
моти
один
НОВИЛЛИ
замедленная съемка
плохой
РЭГЕВРОППЕР
Реджи-ограбление
дьявол
ГОВОРЯТ
нёбо
Бог
НИРАЭ
наири
хороший
ГОВОРЯТ
нёбо
Бог
МАГГЕРС
Макара
останавливаться
ГАРАНГЕЛЛИ
ордер-копать
небо
РЭГЕВРОППЕР
Реджи-ограбление
дьявол
МАГГЕРС
Макара
останавливаться
ТУГЕННЕР
одинокий
ниже
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
победитель
огонь
НИРАЭ
наири
хороший
ПАРЛЕРВАР
Паллава
родной
ЛОДЖИ
также
мертвый
ТЭГЕРЫ
соревнование
идет
ПОДРОСТОК
много
дорога
Юридический путь
Лоуи
вверх
ГАРАНГЕЛЛИ
ордер-копать
небо
ГОВОРЯТ
нёбо
Бог
НИРАЭ
наири
хороший
РЭГЕ (и др.)
реже
белый человек
НОВИЛЛИ
замедленная съемка
плохой
ПАРЛЕРВАР
Паллава
родной
ЛОДЖИ
также
мертвый
ТЭГЕРЫ
соревнование
идти
ПОДРОСТОК
много
дорога
ДВА ПИСТОЛЕТИЯ
одинокий
ниже
РЭГЕВРОППЕР
Реджи-ограбление
дьявол
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
победитель
огонь
МАГГЕРС
Макара
останавливаться
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
победитель
огонь
Это примерно будет означать:
Бог на небесах останавливает дьявола в аду. Хороший абориген или хороший белый человек попадает в рай после смерти, а плохой абориген или плохой белый человек попадает в рай. в ад. Бог останавливает дьявола в аду».
Это единственный «бегущий текст», когда-либо записанный на любом из тасманских языков. Эта проповедь на самом деле на английском языке заменена слово в слово словами острова Бруни, лишенными их грамматики, поэтому она не является хорошим показателем того, на что была похожа грамматика острова Бруни.
История
[ редактировать ]Последним носителем острова Бруни, вероятно, был Труганини , который также широко известен как последний чистокровный абориген Тасмании . Она была дочерью Манганы, вождя народа острова Бруни. Ее именем было слово, которое ее племя использовало для описания серого солончака Atriplex cinerea . [ 5 ] В юности она принимала участие в традиционной культуре своего народа, но жизнь аборигенов была нарушена европейским вторжением.
Когда вице-губернатор Джордж Артур прибыл на Землю Ван-Димена в 1824 году, он реализовал две политики, направленные на разрешение растущего конфликта между поселенцами и аборигенами. Во-первых, за поимку взрослых и детей аборигенов назначались награды, а во-вторых, предпринимались попытки установить дружеские отношения с аборигенами, чтобы заманить их в лагеря. Кампания началась на острове Бруни, где боевых действий было меньше, чем в других частях Тасмании.

Когда Труганини встретила Джорджа Огастеса Робинсона , защитника аборигенов , в 1829 году, ее мать была убита моряками, ее дядя застрелен солдатом, ее сестра была похищена охотниками на тюленей, а ее жених жестоко убит лесозаготовителями, которые затем неоднократно подвергались сексуальному насилию. оскорбил ее. В 1830 году Робинсон перевез Труганини и Вурради на остров Флиндерс вместе с последними выжившими тасманийскими аборигенами, насчитывавшими около 100 человек. Заявленная цель изоляции заключалась в их спасении. [ нужна ссылка ] но многие из группы умерли от гриппа и других болезней. Труганини также помог Робинсону с поселением аборигенов материка в Порт-Филлипе в 1838 году. [ 6 ]
Примерно через два года жизни в Мельбурне и его окрестностях она присоединилась к Таннерминнервейту и трем другим аборигенам Тасмании в качестве преступников , грабя и стреляя в поселенцев вокруг Данденонга и начав долгое преследование со стороны властей. Они направились к реке Басс , а затем к мысу Патерсон . Там члены их группы убили двух китобоев у хижины Ватсона. Группа была схвачена и отправлена под суд за убийство в Порт-Филлипе. Огнестрельное ранение головы Труганини лечил доктор Хью Андерсон из Басс-Ривер. Двое мужчин из группы были признаны виновными и повешены 20 января 1842 года. [ 7 ] Труганини и большинство других аборигенов Тасмании были возвращены на остров Флиндерс несколько месяцев спустя.
В 1856 году немногие выжившие тасманийские аборигены на острове Флиндерс, включая Труганини, были переселены в поселение в Ойстер-Коув , к югу от Хобарта . [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ T5 (включая юго-восточный тасманский язык ) в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива.
- ^ Клэр Бауэрн, сентябрь 2012 г., «Загадка тасманских языков», Proc. Р. Сок. Б , 279, 4590–4595, doi: 10.1098/рспб.2012.1842
- ^ Бауэрн (2012), приложение
- ^ Дж. Э. Колдер, 1874. «Коренные племена Тасмании», Журнал Антропологического института , 3:28.
- ^ Эллис, В.Р. 1981. Труканини: королева или предатель. Австралийский институт исследований аборигенов . стр.3
- ^ Андерсоны из Западного Порт-Хортона и Морриса
- ^ «Порт-Филлип» . Австралазийские хроники (Сидней, Новый Южный Уэльс: 1839–1843) . Сидней, Новый Южный Уэльс: Национальная библиотека Австралии. 15 февраля 1842 г. с. 2 . Проверено 27 марта 2015 г.
- ^ Гоф, Джули Ойстер Коув в Центре исторических исследований Тасмании, Университет Тасмании
- ↑ По данным газеты The Times со ссылкой на отчет Управления по делам колоний, к 1861 году число выживших в Ойстер-Коув тогда составляло 14: «...14 человек, все взрослые, аборигены Тасмании, которые являются единственным выжившим остатком из десяти колен девять женщин и пять мужчин. Среди них четыре супружеские пары, четверо мужчин и пять женщин моложе 45 лет. лет, но у них уже много лет не рождаются дети. Это трудно объяснить... Помимо этих 14 человек, есть местная женщина, которая замужем за белым мужчиной и у которой есть сын. прекрасный, здоровый на вид ребенок...» В статье, озаглавленной «Упадок расы», добавляется, что, хотя выжившие в целом обладали хорошим здоровьем и все еще совершали охотничьи поездки в кусты в течение сезона (после того, как сначала попросили «отпустить»), теперь их «кормили, размещали и одевали в государственные расходы» и «сильно пристрастился к выпивке». «Таймс» , вторник, 5 февраля 1861 г.; стр. 10; Выпуск 23848; колонка А