Тотем
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Тотем ) — это (от оджибве : ᑑᑌᒼ или ᑑᑌᒻ doodem духовное существо, священный объект или символ, который служит эмблемой группы людей , например, семьи , клана , рода или племени , например, в клане Анишинаабе. система . [1]
Хотя само слово «тотем» является англизированным оджибвийским термином (и само слово, и связанные с ним верования являются частью оджибве языка и культуры ), вера в духов-покровителей и божеств не ограничивается оджибве. Подобные концепции, под разными названиями и с вариациями верований и практик, можно найти во многих культурах по всему миру. Этот термин также был принят и иногда переопределен антропологами и философами разных культур.
современные неошаманские движения , движения Нью-Эйдж и мифопоэтические мужские движения, Известно, что не вовлеченные в практику традиционной племенной религии, используют «тотемную» терминологию для идентификации личности с духом-покровителем или духом-проводником .
Оджибве- дудемены
[ редактировать ]Народы анисинаабе делятся на ряд дудеманов (по слоговому письму : ᑑᑌᒪᐣ или ᑑᑌᒪᓐ ), или кланов (единственное число: дудем ), названных главным образом в честь тотемов животных (или дудем , как оджибве ). сказал бы это слово [2] На Анишинаабемовин языке ᐅᑌᐦ ода означает сердце. Дудем или клан буквально переводится как «выражение или отношение к сердцу», причем дудем относится к большой семье. Согласно устной традиции Анисинаабэ, в доисторические времена Анисинаабэ жили вдоль побережья Атлантического океана великие существа Мийгис , когда из моря появились . Эти существа научили образу жизни Миде народ ваабанаки . Шесть из семи великих существ Мийги , оставшихся учить, основали одоодемана для народов востока. Пять первоначальных тотемов Анишинаабе были Ваваазиси ( бык ), Басвенаажи (издатель эха, т. е. журавль ), Аанаавен ( шилохвостая утка), Нук (нежный, т. е. медведь ) и Мозваанове («маленький» лосиный хвост). [3]
Тотемные столбы
[ редактировать ]Тотемные столбы коренных народов северо-запада Тихоокеанского региона Северной Америки представляют собой резные монументальные столбы с множеством различных рисунков (медведи, птицы, лягушки, люди, а также различные сверхъестественные существа и водные существа). Они служат нескольким целям в сообществах, которые их создают. Подобно другим формам геральдики , они могут функционировать как гербы семей или вождей, пересказывать истории, принадлежащие этим семьям или вождям, или отмечать особые события. [4] [5] Эти истории, как известно, читаются снизу вверх.
Австралийские аборигены и жители островов Торресова пролива
[ редактировать ]В этом разделе должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( октябрь 2021 г. ) |
Духовные взаимоотношения между австралийскими аборигенами , жителями островов Торресова пролива и миром природы часто описываются как тотемы. [6] Многие группы коренных народов возражают против использования импортированного оджибве термина «тотем» для описания ранее существовавшей и независимой практики, хотя другие используют этот термин. [7] Термин «жетон» заменил «тотем» в некоторых областях. [8]
В некоторых случаях, например, в Юине прибрежного Нового Южного Уэльса, у человека может быть несколько тотемов разных типов (личных, семейных или клановых, гендерных, племенных и церемониальных). [6] или Каждый лакиньери кланы Нгарринджери были связаны с одним или двумя тотемами растений или животных, называемыми нгайтджи . [9] Тотемы иногда прикрепляются к отношениям группировок (например, в случае отношений Вангарра для Йолнгу ). [10]
У жителей островов Торресова пролива есть аугуды, которые обычно переводятся как тотемы. [7] Аугуд (« главный мог быть кай авгуд тотем») или мугина авгуд («маленький тотем»). [11]
Ранние антропологи иногда объясняли тотемизм аборигенов и жителей островов Торресова пролива незнанием вопросов деторождения, когда в женщину проникал дух предков («тотем»), который считался причиной беременности (а не оплодотворения ). Джеймс Джордж Фрейзер в книге «Тотемизм и экзогамия» писал, что аборигены «не имеют представления о том, что деторождение напрямую связано с половым актом, и твердо верят, что дети могут рождаться и без этого». [12] Тезис Фрейзера подвергся критике со стороны других антропологов. [13] в том числе Альфред Рэдклифф-Браун в книге «Природа» в 1938 году. [14]
Антропологические перспективы
[ редактировать ]Ранние антропологи и этнологи, такие как Джеймс Джордж Фрейзер, Альфред Корт Хэддон , Джон Фергюсон МакЛеннан и У.Х.Р. Риверс, определили тотемизм как общую практику среди групп коренных народов в несвязанных друг с другом частях мира, что обычно отражает этап человеческого развития. [8] [15]
Шотландский этнолог Джон Фергюсон МакЛеннан , следуя моде на исследования XIX века, обратился к тотемизму в широкой перспективе в своем исследовании «Культ животных и растений» (1869, 1870). [16] [17] МакЛеннан не стремился объяснить конкретное происхождение тотемистического феномена, но стремился указать, что все человечество в древние времена прошло через тотемистическую стадию. [16]
Другой шотландский ученый, Эндрю Лэнг , в начале 20-го века выступал за номиналистическое объяснение тотемизма, а именно, что местные группы или кланы, выбирая тотемистическое имя из царства природы, реагировали на потребность в дифференциации. [18] Если происхождение названия было забыто, утверждал Ланг, то возникла мистическая связь между объектом, от которого когда-то произошло название, и группами, носившими эти имена. В мифах о природе животные и природные объекты рассматривались как родственники, покровители или предки соответствующих социальных единиц. [18]
Британский антрополог сэр Джеймс Джордж Фрейзер опубликовал «Тотемизм и экзогамия» в 1910 году четырехтомный труд , основанный в основном на его исследованиях среди коренных австралийцев и меланезийцев , а также на компиляции работ других авторов в этой области. [19]
К 1910 году идея тотемизма как наличия общих свойств в разных культурах была поставлена под сомнение: русско-американский этнолог Александр Гольденвейзер подверг резкой критике тотемистические явления. Гольденвейзер сравнил коренных австралийцев и коренные народы Британской Колумбии, чтобы показать, что предположительно общие качества тотемизма — экзогамия, именование, происхождение от тотема, табу, церемонии, реинкарнация, духи-хранители, тайные общества и искусство — на самом деле выражались очень по-разному в Австралии. и Британской Колумбии, а также между разными народами Австралии и между разными народами Британской Колумбии. Затем он распространяет свой анализ на другие группы, чтобы показать, что они разделяют некоторые обычаи, связанные с тотемизмом, но не имеют тотемов. В заключение он предлагает два общих определения тотемизма, одно из которых звучит так: «Тотемизм — это тенденция определенных социальных единиц ассоциироваться с объектами и символами, имеющими эмоциональную ценность». [15]
Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм исследовал тотемизм с социологической и теологической точки зрения, пытаясь открыть чистую религию в очень древних формах и утверждал, что видит происхождение религии в тотемизме. [20] Кроме того, он утверждал, что тотемизм также служил формой коллективного поклонения, укрепляя социальную сплоченность и солидарность. [21]
Совершенно иной взгляд на тотемизм придерживался ведущий представитель британской социальной антропологии А. Р. Рэдклифф-Браун. Как и Франц Боас , он скептически относился к тому, что тотемизм можно описать каким-либо единым способом. В этом он выступил против другого пионера социальной антропологии в Англии, Бронислава Малиновского , который хотел каким-то образом подтвердить единство тотемизма и подошел к вопросу скорее с биологической и психологической точки зрения, чем с этнологической. По мнению Малиновского, тотемизм был не культурным явлением, а, скорее, результатом попыток удовлетворить основные потребности человека в мире природы. Что касается Рэдклиффа-Брауна, тотемизм состоял из элементов, взятых из разных областей и институтов, и что у них общего, так это общая тенденция характеризовать сегменты сообщества через связь с частью природы. В противовес теории сакрализации Дюркгейма Рэдклифф-Браун придерживался точки зрения, согласно которой природа включена в социальный порядок, а не вторична по отношению к нему. Поначалу он разделял с Малиновским мнение, что животное становится тотемическим, когда его «вкусно едят». Позже он выступил против полезности этой точки зрения, поскольку многие тотемы, такие как крокодилы и мухи, опасны и неприятны. [22]
В 1938 году -структурный функционалист антрополог А. П. Элкин написал книгу «Австралийские аборигены: как их понять». Его типологии тотемизма включали восемь «форм» и шесть «функций». [8]
Были выявлены следующие формы:
- индивидуальный (личный тотем),
- пол (по одному тотему для каждого пола),
- фратрия («племя» состоит из двух групп, каждая из которых имеет тотем),
- секция («племя» состоит из четырех групп, каждая из которых имеет тотем),
- подраздел («племя» состоит из восьми групп, каждая из которых имеет тотем),
- клан (группа общего происхождения, имеющая тотем или тотемы),
- местные (люди, живущие или родившиеся в определенной местности, имеют общий тотем) и
- «множественный» (люди из разных групп имеют общий тотем).
Были определены следующие функции:
- социальный (тотемы регулируют брак, и зачастую человек не может есть плоть своего тотема),
- культ (тотемы, связанные с тайной организацией),
- концепция (множественные значения),
- сон (человек предстает этим тотемом в чужих снах),
- классификационный (тотем сортирует людей) и
- помощник (тотем помогает целителю или умному человеку).
Термины в типологиях Элкина находят некоторое применение и сегодня, но обычаи аборигенов считаются более разнообразными, чем предполагают его типологии. [8]
Как главный представитель современного структурализма , французский этнолог Клод Леви-Стросс и его книга Le Totémisme aujourd'hui («Тотемизм сегодня» [1958]) [23] часто цитируются в этой области.
В 21 веке австралийские антропологи ставят под сомнение степень, в которой «тотемизм» может быть распространен даже на различные австралийские аборигены, не говоря уже о других культурах, таких как оджибве, от которых этот термин первоначально произошел. Роуз, Джеймс и Ватсон пишут следующее:
Термин «тотем» оказался грубым инструментом. Требуется гораздо больше тонкости, и опять же, в этом вопросе существуют региональные различия. [8]
Литература
[ редактировать ]Поэты и в меньшей степени писатели-фантасты часто используют антропологические концепции, в том числе антропологическое понимание тотемизма. По этой причине литературная критика часто прибегает к психоаналитическому, антропологическому анализу. [24] [25] [26]
См. также
[ редактировать ]- Клановая система Анишинаабэ
- Пожилые
- Обвинение (геральдика)
- Девак , тип семейного тотема в культуре маратхов.
- следовать
- Хуабяо
- Чансыны
- Маленький Арпад
- Мо антропоморфизм
- Религиозная символика в названиях и талисманах спортивных команд США
- Тамга — абстрактная печать или устройство, используемое кочевыми народами Евразии.
- Тотем и табу Зигмунд Фрейд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «тотемизм | религия | Британика» . www.britanica.com . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ WiLLMoTT, К. (2016). Пиктограммы Анишинаабе Дудем: повествовательные надписи и личности. Вместе мы выживем: этнографические интуиции, дружба и разговоры.
- ^ Бохакер, Х. (2010). Анишинаабе Тоодаймс: Контексты политики, родства и идентичности в восточных Великих озерах. Места сбора: истории аборигенов и торговли мехом.
- ^ Виола Э. Гарфилд и Линн А. Форрест (1961). Волк и ворон: тотемные столбы юго-восточной Аляски . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . п. 1 . ISBN 978-0-295-73998-4 .
- ^ Мариус Барбо (1950). «Тотемные столбы: по гербам и темам» . Бюллетень Национального музея Канады . 119 (1). Оттава: Департамент ресурсов и развития, Национальный музей Канады: 9 . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дональдсон, Сьюзен Дейл (2012). «Изучение способов узнать, защитить и признать тотемы аборигенов Еврободаллы, Дальнее южное побережье, Новый Южный Уэльс: Итоговый отчет» (PDF) . Совет графства Еврободалла . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гривс, Вики (2009). «Духовность аборигенов: философия аборигенов – основа социального и эмоционального благополучия аборигенов» (PDF) . Институт Ловитья . п. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роуз, Дебора; Джеймс, Диана; Уотсон, Кристина (2003). «Коренное родство с миром природы Нового Южного Уэльса» . www.environment.nsw.gov.au . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Ховитт, Альфред Уильям (1904). Коренные племена юго-восточной Австралии (PDF) . Макмиллан .
- ^ «Культура ёлнгу» . ДХИМУРРУ Корпорация аборигенов . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Хэддон, AC; Риверс, WHR; Селигманн, CG; Уилкин, А. (17 февраля 2011 г.). Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив: Том 5, Социология, магия и религия жителей Западных островов . Издательство Кембриджского университета. стр. 155–156. ISBN 9780521179898 .
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (2011). Тотемизм и экзогамия - Трактат о некоторых ранних формах суеверий и общества . СЕВЕРУС Верлаг. стр. 191–192. ISBN 9783863471071 .
- ^ Суэйн, Тони (9 августа 1993 г.). Место для незнакомцев: к истории австралийских аборигенов . Издательство Кембриджского университета. стр. 36–39. ISBN 9780521446914 .
- ^ Рэдклифф-Браун, Арканзас (12 февраля 1938 г.). «Появление среди австралийских аборигенов» . Природа . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гольденвейзер А. Тотемизм; Аналитическое исследование , 1910 год.
- ^ Перейти обратно: а б МакЛеннан, Дж., Поклонение животным и растениям , Fortnightly Review , vol. 6-7 (1869-1870)
- ^ Патрик Вулф (22 декабря 1998 г.). Поселенческий колониализм . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 111–. ISBN 978-0-304-70340-1 . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Лэнг А., Метод изучения тотемизма (1911)
- ^ Тотемизм и экзогамия. Трактат о некоторых ранних формах суеверий и общества (1911-1915)
- ^ Дюркгейм Э., Тотемизм (1910)
- ^ Кото, Корай (10 апреля 2023 г.). «Что такое тотемизм? Понятие тотема в социологии» . УЛУКАИН англ . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Рэдклифф-Браун А., Структура и функции в первобытном обществе , 1952 г.
- ^ (Леви-Стросс К., Le Totémisme aujourd'hui (1958); английский перевод как Тотемизм , Родни Нидхэм . Бостон: Beacon Press, 1963
- ^ Мариняк, Ирена. Дух тотема: религия и миф в советской художественной литературе, 1964–1988, MHRA, 1995.
- ^ Берг, Хенк де. Теория Фрейда и ее использование в литературных и культурных исследованиях: Введение. Камден Хаус, 2004 г.
- ^ Майкл М. Николетсиас (26 января 2013 г.). Илиада: мужской тотем . ISBN 978-1482069006 .