Jump to content

Тотем

Тотем ) — это (от оджибве : ᑑᑌᒼ или ᑑᑌᒻ doodem духовное существо, священный объект или символ, который служит эмблемой группы людей , например, семьи , клана , рода или племени , например, в клане Анишинаабе. система . [1]

Хотя само слово «тотем» является англизированным оджибвийским термином (и само слово, и связанные с ним верования являются частью оджибве языка и культуры ), вера в духов-покровителей и божеств не ограничивается оджибве. Подобные концепции, под разными названиями и с вариациями верований и практик, можно найти во многих культурах по всему миру. Этот термин также был принят и иногда переопределен антропологами и философами разных культур.

современные неошаманские движения , движения Нью-Эйдж и мифопоэтические мужские движения, Известно, что не вовлеченные в практику традиционной племенной религии, используют «тотемную» терминологию для идентификации личности с духом-покровителем или духом-проводником .

Оджибве- дудемены

[ редактировать ]

Народы анисинаабе делятся на ряд дудеманов (по слоговому письму : ᑑᑌᒪᐣ или ᑑᑌᒪᓐ ), или кланов (единственное число: дудем ), названных главным образом в честь тотемов животных (или дудем , как оджибве ). сказал бы это слово [2] На Анишинаабемовин языке ᐅᑌᐦ ода означает сердце. Дудем или клан буквально переводится как «выражение или отношение к сердцу», причем дудем относится к большой семье. Согласно устной традиции Анисинаабэ, в доисторические времена Анисинаабэ жили вдоль побережья Атлантического океана великие существа Мийгис , когда из моря появились . Эти существа научили образу жизни Миде народ ваабанаки . Шесть из семи великих существ Мийги , оставшихся учить, основали одоодемана для народов востока. Пять первоначальных тотемов Анишинаабе были Ваваазиси ( бык ), Басвенаажи (издатель эха, т. е. журавль ), Аанаавен ( шилохвостая утка), Нук (нежный, т. е. медведь ) и Мозваанове («маленький» лосиный хвост). [3]

Тотемные столбы

[ редактировать ]
Тотемный столб тлинкитов в Джуно , Аляска .

Тотемные столбы коренных народов северо-запада Тихоокеанского региона Северной Америки представляют собой резные монументальные столбы с множеством различных рисунков (медведи, птицы, лягушки, люди, а также различные сверхъестественные существа и водные существа). Они служат нескольким целям в сообществах, которые их создают. Подобно другим формам геральдики , они могут функционировать как гербы семей или вождей, пересказывать истории, принадлежащие этим семьям или вождям, или отмечать особые события. [4] [5] Эти истории, как известно, читаются снизу вверх.

Австралийские аборигены и жители островов Торресова пролива

[ редактировать ]
Личный тотем вождя мохеганов Тантаквиджена, отмеченный на мемориальной доске в Норидже, Коннектикут.

Духовные взаимоотношения между австралийскими аборигенами , жителями островов Торресова пролива и миром природы часто описываются как тотемы. [6] Многие группы коренных народов возражают против использования импортированного оджибве термина «тотем» для описания ранее существовавшей и независимой практики, хотя другие используют этот термин. [7] Термин «жетон» заменил «тотем» в некоторых областях. [8]

В некоторых случаях, например, в Юине прибрежного Нового Южного Уэльса, у человека может быть несколько тотемов разных типов (личных, семейных или клановых, гендерных, племенных и церемониальных). [6] или Каждый лакиньери кланы Нгарринджери были связаны с одним или двумя тотемами растений или животных, называемыми нгайтджи . [9] Тотемы иногда прикрепляются к отношениям группировок (например, в случае отношений Вангарра для Йолнгу ). [10]

У жителей островов Торресова пролива есть аугуды, которые обычно переводятся как тотемы. [7] Аугуд (« главный мог быть кай авгуд тотем») или мугина авгуд («маленький тотем»). [11]

Ранние антропологи иногда объясняли тотемизм аборигенов и жителей островов Торресова пролива незнанием вопросов деторождения, когда в женщину проникал дух предков («тотем»), который считался причиной беременности (а не оплодотворения ). Джеймс Джордж Фрейзер в книге «Тотемизм и экзогамия» писал, что аборигены «не имеют представления о том, что деторождение напрямую связано с половым актом, и твердо верят, что дети могут рождаться и без этого». [12] Тезис Фрейзера подвергся критике со стороны других антропологов. [13] в том числе Альфред Рэдклифф-Браун в книге «Природа» в 1938 году. [14]

Антропологические перспективы

[ редактировать ]
Тотемный столб в парке Тандерберд, Виктория, Британская Колумбия.

Ранние антропологи и этнологи, такие как Джеймс Джордж Фрейзер, Альфред Корт Хэддон , Джон Фергюсон МакЛеннан и У.Х.Р. Риверс, определили тотемизм как общую практику среди групп коренных народов в несвязанных друг с другом частях мира, что обычно отражает этап человеческого развития. [8] [15]

Шотландский этнолог Джон Фергюсон МакЛеннан , следуя моде на исследования XIX века, обратился к тотемизму в широкой перспективе в своем исследовании «Культ животных и растений» (1869, 1870). [16] [17] МакЛеннан не стремился объяснить конкретное происхождение тотемистического феномена, но стремился указать, что все человечество в древние времена прошло через тотемистическую стадию. [16]

Другой шотландский ученый, Эндрю Лэнг , в начале 20-го века выступал за номиналистическое объяснение тотемизма, а именно, что местные группы или кланы, выбирая тотемистическое имя из царства природы, реагировали на потребность в дифференциации. [18] Если происхождение названия было забыто, утверждал Ланг, то возникла мистическая связь между объектом, от которого когда-то произошло название, и группами, носившими эти имена. В мифах о природе животные и природные объекты рассматривались как родственники, покровители или предки соответствующих социальных единиц. [18]

Британский антрополог сэр Джеймс Джордж Фрейзер опубликовал «Тотемизм и экзогамия» в 1910 году четырехтомный труд , основанный в основном на его исследованиях среди коренных австралийцев и меланезийцев , а также на компиляции работ других авторов в этой области. [19]

К 1910 году идея тотемизма как наличия общих свойств в разных культурах была поставлена ​​​​под сомнение: русско-американский этнолог Александр Гольденвейзер подверг резкой критике тотемистические явления. Гольденвейзер сравнил коренных австралийцев и коренные народы Британской Колумбии, чтобы показать, что предположительно общие качества тотемизма — экзогамия, именование, происхождение от тотема, табу, церемонии, реинкарнация, духи-хранители, тайные общества и искусство — на самом деле выражались очень по-разному в Австралии. и Британской Колумбии, а также между разными народами Австралии и между разными народами Британской Колумбии. Затем он распространяет свой анализ на другие группы, чтобы показать, что они разделяют некоторые обычаи, связанные с тотемизмом, но не имеют тотемов. В заключение он предлагает два общих определения тотемизма, одно из которых звучит так: «Тотемизм — это тенденция определенных социальных единиц ассоциироваться с объектами и символами, имеющими эмоциональную ценность». [15]

Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм исследовал тотемизм с социологической и теологической точки зрения, пытаясь открыть чистую религию в очень древних формах и утверждал, что видит происхождение религии в тотемизме. [20] Кроме того, он утверждал, что тотемизм также служил формой коллективного поклонения, укрепляя социальную сплоченность и солидарность. [21]

Совершенно иной взгляд на тотемизм придерживался ведущий представитель британской социальной антропологии А. Р. Рэдклифф-Браун. Как и Франц Боас , он скептически относился к тому, что тотемизм можно описать каким-либо единым способом. В этом он выступил против другого пионера социальной антропологии в Англии, Бронислава Малиновского , который хотел каким-то образом подтвердить единство тотемизма и подошел к вопросу скорее с биологической и психологической точки зрения, чем с этнологической. По мнению Малиновского, тотемизм был не культурным явлением, а, скорее, результатом попыток удовлетворить основные потребности человека в мире природы. Что касается Рэдклиффа-Брауна, тотемизм состоял из элементов, взятых из разных областей и институтов, и что у них общего, так это общая тенденция характеризовать сегменты сообщества через связь с частью природы. В противовес теории сакрализации Дюркгейма Рэдклифф-Браун придерживался точки зрения, согласно которой природа включена в социальный порядок, а не вторична по отношению к нему. Поначалу он разделял с Малиновским мнение, что животное становится тотемическим, когда его «вкусно едят». Позже он выступил против полезности этой точки зрения, поскольку многие тотемы, такие как крокодилы и мухи, опасны и неприятны. [22]

В 1938 году -структурный функционалист антрополог А. П. Элкин написал книгу «Австралийские аборигены: как их понять». Его типологии тотемизма включали восемь «форм» и шесть «функций». [8]

Были выявлены следующие формы:

  • индивидуальный (личный тотем),
  • пол (по одному тотему для каждого пола),
  • фратрия («племя» состоит из двух групп, каждая из которых имеет тотем),
  • секция («племя» состоит из четырех групп, каждая из которых имеет тотем),
  • подраздел («племя» состоит из восьми групп, каждая из которых имеет тотем),
  • клан (группа общего происхождения, имеющая тотем или тотемы),
  • местные (люди, живущие или родившиеся в определенной местности, имеют общий тотем) и
  • «множественный» (люди из разных групп имеют общий тотем).

Были определены следующие функции:

  • социальный (тотемы регулируют брак, и зачастую человек не может есть плоть своего тотема),
  • культ (тотемы, связанные с тайной организацией),
  • концепция (множественные значения),
  • сон (человек предстает этим тотемом в чужих снах),
  • классификационный (тотем сортирует людей) и
  • помощник (тотем помогает целителю или умному человеку).

Термины в типологиях Элкина находят некоторое применение и сегодня, но обычаи аборигенов считаются более разнообразными, чем предполагают его типологии. [8]

Как главный представитель современного структурализма , французский этнолог Клод Леви-Стросс и его книга Le Totémisme aujourd'hui («Тотемизм сегодня» [1958]) [23] часто цитируются в этой области.

В 21 веке австралийские антропологи ставят под сомнение степень, в которой «тотемизм» может быть распространен даже на различные австралийские аборигены, не говоря уже о других культурах, таких как оджибве, от которых этот термин первоначально произошел. Роуз, Джеймс и Ватсон пишут следующее:

Термин «тотем» оказался грубым инструментом. Требуется гораздо больше тонкости, и опять же, в этом вопросе существуют региональные различия. [8]

Литература

[ редактировать ]

Поэты и в меньшей степени писатели-фантасты часто используют антропологические концепции, в том числе антропологическое понимание тотемизма. По этой причине литературная критика часто прибегает к психоаналитическому, антропологическому анализу. [24] [25] [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «тотемизм | религия | Британика» . www.britanica.com . Проверено 24 ноября 2021 г.
  2. ^ WiLLMoTT, К. (2016). Пиктограммы Анишинаабе Дудем: повествовательные надписи и личности. Вместе мы выживем: этнографические интуиции, дружба и разговоры.
  3. ^ Бохакер, Х. (2010). Анишинаабе Тоодаймс: Контексты политики, родства и идентичности в восточных Великих озерах. Места сбора: истории аборигенов и торговли мехом.
  4. ^ Виола Э. Гарфилд и Линн А. Форрест (1961). Волк и ворон: тотемные столбы юго-восточной Аляски . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . п. 1 . ISBN  978-0-295-73998-4 .
  5. ^ Мариус Барбо (1950). «Тотемные столбы: по гербам и темам» . Бюллетень Национального музея Канады . 119 (1). Оттава: Департамент ресурсов и развития, Национальный музей Канады: 9 . Проверено 24 ноября 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Дональдсон, Сьюзен Дейл (2012). «Изучение способов узнать, защитить и признать тотемы аборигенов Еврободаллы, Дальнее южное побережье, Новый Южный Уэльс: Итоговый отчет» (PDF) . Совет графства Еврободалла . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Гривс, Вики (2009). «Духовность аборигенов: философия аборигенов – основа социального и эмоционального благополучия аборигенов» (PDF) . Институт Ловитья . п. 12.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Роуз, Дебора; Джеймс, Диана; Уотсон, Кристина (2003). «Коренное родство с миром природы Нового Южного Уэльса» . www.environment.nsw.gov.au . Проверено 14 января 2019 г.
  9. ^ Ховитт, Альфред Уильям (1904). Коренные племена юго-восточной Австралии (PDF) . Макмиллан .
  10. ^ «Культура ёлнгу» . ДХИМУРРУ Корпорация аборигенов . Проверено 19 декабря 2018 г.
  11. ^ Хэддон, AC; Риверс, WHR; Селигманн, CG; Уилкин, А. (17 февраля 2011 г.). Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив: Том 5, Социология, магия и религия жителей Западных островов . Издательство Кембриджского университета. стр. 155–156. ISBN  9780521179898 .
  12. ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (2011). Тотемизм и экзогамия - Трактат о некоторых ранних формах суеверий и общества . СЕВЕРУС Верлаг. стр. 191–192. ISBN  9783863471071 .
  13. ^ Суэйн, Тони (9 августа 1993 г.). Место для незнакомцев: к истории австралийских аборигенов . Издательство Кембриджского университета. стр. 36–39. ISBN  9780521446914 .
  14. ^ Рэдклифф-Браун, Арканзас (12 февраля 1938 г.). «Появление среди австралийских аборигенов» . Природа . Проверено 7 января 2019 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Гольденвейзер А. Тотемизм; Аналитическое исследование , 1910 год.
  16. ^ Перейти обратно: а б МакЛеннан, Дж., Поклонение животным и растениям , Fortnightly Review , vol. 6-7 (1869-1870)
  17. ^ Патрик Вулф (22 декабря 1998 г.). Поселенческий колониализм . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 111–. ISBN  978-0-304-70340-1 . Проверено 4 декабря 2012 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Эндрю Лэнг А., Метод изучения тотемизма (1911)
  19. ^ Тотемизм и экзогамия. Трактат о некоторых ранних формах суеверий и общества (1911-1915)
  20. ^ Дюркгейм Э., Тотемизм (1910)
  21. ^ Кото, Корай (10 апреля 2023 г.). «Что такое тотемизм? Понятие тотема в социологии» . УЛУКАИН англ . Проверено 10 апреля 2023 г.
  22. ^ Рэдклифф-Браун А., Структура и функции в первобытном обществе , 1952 г.
  23. ^ (Леви-Стросс К., Le Totémisme aujourd'hui (1958); английский перевод как Тотемизм , Родни Нидхэм . Бостон: Beacon Press, 1963
  24. ^ Мариняк, Ирена. Дух тотема: религия и миф в советской художественной литературе, 1964–1988, MHRA, 1995.
  25. ^ Берг, Хенк де. Теория Фрейда и ее использование в литературных и культурных исследованиях: Введение. Камден Хаус, 2004 г.
  26. ^ Майкл М. Николетсиас (26 января 2013 г.). Илиада: мужской тотем . ISBN  978-1482069006 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2098633b601d1df13e45f4d2aee283d2__1715100060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/d2/2098633b601d1df13e45f4d2aee283d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Totem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)