Хуабяо
Хуабяо ( упрощенный китайский : 华表 ; традиционный китайский : 華表 ; пиньинь : huábiώo ; Jyutping : waa4 biu2 ; Pe̍h-ōe-jī : hôa-piáu ) — тип церемониальной колонны , используемый в традиционной китайской архитектуре . Хуабяо традиционно воздвигают парами перед дворцами и гробницами. Выдающееся расположение сделало их одной из эмблем традиционной китайской культуры. Когда их размещают за пределами дворцов, их также можно называть банму (упрощенный китайский: 谤木 ; традиционный китайский: 謗木 ; пиньинь: Bàng mù ; букв. «Доска комментариев»). Если их разместить снаружи гробницы, их также можно назвать шэндаочжу (китайский: 神道柱 ; пиньинь: Шэндао чжу ; букв. « Колонны духовного пути »).
Структура
[ редактировать ]Сохранившиеся хуабяо обычно изготавливаются из белого мрамора . Хуабяо . обычно состоит из четырех компонентов Внизу находится квадратное основание, украшенное барельефными изображениями драконов, лотосов и других благоприятных символов. Выше находится колонна, украшенная свернувшимся в кольцо драконом и благоприятными облаками. Вверху колонну пересекает горизонтальная каменная доска в форме облака (так называемая «доска облака»). Колонна увенчана круглой крышкой, называемой чэнлупань (承露盤) «тарелкой для сбора росы» (см. фанчжу ). На вершине шапки сидит мифическое существо по имени Дэнлун ( китайский : 蹬龙 ), один из « Девяти сыновей дракона », который, как говорят, имеет привычку наблюдать за небом. Говорят, что его роль на вершине хуабяо заключается в том, чтобы передавать настроение людей Небесам.
История
[ редактировать ]Классические тексты в Китае приписывают начало хуабяо Шуню , легендарному лидеру , традиционно датируемому 23–22 веками до нашей эры. Некоторые говорят, что оно возникло из тотемных столбов древних племен. [1] Хуайнаньцзы 誹謗 описывает фэйбанму (упрощенный китайский: 诽谤木 ; традиционный китайский: 木 ; пиньинь: Fěibàng mù ), или для краткости банму , буквально «доску комментариев», как деревянную доску, установленную на главных дорогах, чтобы люди могли писать. критика политики правительства. Однако традиция гласит, что в середине династии Ся король перенес банму перед дворцом, чтобы контролировать общественную критику. Во время пресловутого правления короля Чжоу Ли король следил за теми, кто писал на банму , а тех, кто критиковал правительство, убивали. практическое использование банму постепенно В результате такой практики уменьшилось.
Во времена династии Хань банму стал просто символом ответственности правительства перед народом. Их возводили возле мостов, дворцов, городских ворот и гробниц; в это время возникло название хуабяо . Во времена Южной и Северной династий восстановила династия Лян институт банму , установив ящики рядом с банму . Желающие выразить недовольство или прокомментировать политику правительства могут разместить свои статьи в этих ящиках. Однако к этому времени сама колонка уже не рассматривалась как доска объявлений. [2]
Считается, что при использовании на дорогах духов заменили хуабяо богато украшенные башни цэ , которые обычно использовались во времена Династия Восточная Хань (25–220 гг. н.э.). [3]
Яркие примеры
[ редактировать ]Некоторые известные примеры древнего хуабяо , которые можно увидеть и сегодня, включают следующее.
- есть две пары хуабяо На площади Тяньаньмэнь : одна пара расположена внутри ворот, а другая снаружи. Они были воздвигнуты во времена династии Мин в 15 веке.
- Пары хуабяо обрамляют путь духов большинства средневековых и досовременных императорских гробниц, сохранившихся до наших дней, включая императорские гробницы династий Мин и Цин.
- Пара хуабяо находится возле гробницы маркиза Пинчжун Ву династии Лян , расположенной в Нанкине .
- Пара хуабяо из Старого Летнего дворца в Пекине теперь находится на территории Пекинского университета ( фото )
- Две пары хуабяо возле моста Лугоу (мост Марко Поло) на юго-западной окраине Пекина. Одна пара расположена на восточном конце моста, другая — на западном, по бокам проезжей части.
В начале 20-го века хуабяо в модернистской форме было включено в развивающийся словарь современного китайского архитектурного стиля. Примеры этих модернистских интерпретаций хуабяо можно увидеть перед различными учреждениями, построенными в тот период, такими как Университет Тунцзи в Шанхае или мавзолей Сунь Ятсена в Нанкине .
Совсем недавно в некоторых частях Китая возникла тенденция создавать (часто увеличенные) копии классического хуабяо , хотя и не часто используемые в классическом контексте. Например, площадь Синхай в Даляне , построенная в 1990-х годах, включала в себя единственный хуабяо в центре в ознаменование восстановления суверенитета Китая над Гонконгом. 5 августа 2016 года достопримечательность Даляня Хуабяо была тайно снесена в 00:30, поскольку правительство сочло это тщеславным проектом Бо Силая (бывшего мэра Даляня, арестованного в 2013 году за коррупцию). Он простоял там 19 лет и стал достопримечательностью и символом Даляня. По словам городских таксистов и многочисленных комментариев в Интернете местных жителей Даляня, граждане были недовольны этим. [4] Однако СМИ и правительство хранили молчание.
Во время церемонии открытия летних Олимпийских игр 2008 года пара хуабяо в рамках выступления была представлена .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Культура Пекина — www.asiavtour.com» . www.asiavtour.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Аспект китайской культуры Ли Сюкуй Чан Цзунлинь, 1 января 1991 г.
- ^ Палудан, Энн (1991), Дорога китайского духа: классическая традиция каменных гробниц , издательство Йельского университета, стр. 38, ISBN 0-300-04597-2
- ^ www.bjnews.com.cn « За сносом «Далянь Хуабяо» ранним утром — Внутренние новости — Пекинская новостная сеть» из Архивировано www.bjnews.com.cn. оригинала 16 января . 2021 года .