Хайманот
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Хайманот ( Геэз : ሃይማኖት ) — ветвь иудаизма , исповедуемая Бета-Израиль , также известной как эфиопские евреи .
На геезском , тигриньском и амхарском языках Хайманот означает « религия » или « вера ». Таким образом, в современном амхарском и тигринском языках принято говорить о христианском хайманоте , еврейском хайманоте или мусульманском хайманоте . В Израиле этот термин ассоциируется только с иудаизмом.
Религиозные лидеры [ править ]
- Набийи « пророк », родственно арабскому и еврейскому словам «наби» и «нави» соответственно, которые используются в еврейской и исламской письменности для обозначения пророков.
- Монкоса «монах», родственно греческому слову monakhós , что означает «одинокий, одинокий».
- Кахен или Кес «священник», духовный лидер, похожий на Коэна и аналогичный раввину или хахаму .
- Лика Кахнет , «Первосвященник»
- Дебтера , странствующий святой человек
- Шемагл , старший
Тексты [ править ]
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Машафа Кедус (Священное Писание) — название религиозной литературы. Язык писаний — геэз . Бета-Израиль не проводит четкого различия между «каноническими» и «неканоническими» религиозными текстами. [1] Религиозные тексты Бета-Исраэль включают:
- Орит (от имперского арамейского : אורייה , латинизированного: ˀorāytā , букв. «писаный закон, Тора »), который состоит из Торы ( Бытие , Исход , Левит , Числа , Второзаконие ), а также книг Иисуса Навина , Судей и Руфи. .
- Пять книг Соломона: Mesályata Salomon ( Притчи 1–24), Tagásá Salomon ( Притчи 25–31), Экклезиаст , Премудрость Соломона и Песнь Песней .
- Другие библейские и апокрифические книги включают: « Книги Самуила» , « Книги царей» , «Малые пророки» , «Псалмы» , «Исайя» , «Иеремия». [номер 1] , Иезекииль , Даниил , Иов , Сирах , Эстер , Юдифь , Товит , Книги Паралипоменон , Ездра-Неемия , 1-я Ездра , 2-я Ездра , Книги Мекабиана , Юбилеи и Енох .
- Среди уникальных небиблейских писаний: Заветы Авраама , Исаака , Иакова , Моисея и Аарона. [номер 2] , Нагара Муза (Беседа Моисея), Теазаза Санбат (Заповеди субботы), Ардеэт (Ученики), Горгориос (Откровение Горгориоса), Барок (Откровение Баруха), Машафа Саатат (Часослов) , философы , Отец Илия , , Книга Ангелов Проповедь об Аврааме и Сарре в Египте, Рабыня, например История Сусанны и «абхер » (В начале сотворил Бог). [1]
В отличие от традиционных евреев-раввинитов , приверженцы иудаизма Хайманот не верят ни в Устный Закон , ни в кодифицированный Талмуд . [3] [4]
Молитвенный дом [ править ]
Синагога называется Масгид (место поклонения), также Бет Макдс (Святой дом) или Салот Бет (Молитвенный дом).
Диетические законы [ править ]
Диетические законы основаны главным образом на Левите , Второзаконии и Юбилеях . Разрешенные и запрещенные животные и их признаки встречаются в Левит 11:3–8 и Второзаконие 14:4–8 . Запрещенные птицы перечислены в Левит 11:13–23 и Второзаконие 14:12–20 . Признаки разрешенной рыбы записаны в Левит 11:9–12 и Второзаконие 14:9–10 . Согласно Левит 11:41–42, насекомые и личинки запрещены . , хищные птицы Согласно Левит 11:13–19 запрещены . Гид ханаше запрещен согласно Бытию 32:33 . Смеси молока и мяса не готовят и не едят, но и не запрещены: Хайманот истолковал стихи Исход 23:19 , Исход 34:26 и Второзаконие 14:21 буквально: «не вари козленка в молоке матери его» (как караимы ). В настоящее время под влиянием раввинов смешивание молочных продуктов с мясом запрещено.
Эфиопским евреям было запрещено есть пищу неевреев. Кес (жрец) ест только мясо, которое он зарезал сам, которое его хозяева затем готовят и для него, и для себя. Бета-Израиль, нарушившие эти табу, подвергались остракизму и должны были пройти процесс очищения. Очищение включало пост в течение одного или нескольких дней, употребление в пищу только сырого нута, предоставленного Кесом, и ритуальное очищение перед входом в деревню. В отличие от других эфиопов, бета-израильтяне не едят блюда из сырого мяса, такие как китфо или бодаль . [5]
Календарь и праздники [ править ]
Календарь Бета-Израиль представляет собой лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых попеременно состоит из 29 или 30 дней. Каждые четыре года был високосный год , в который добавлялся полный месяц (30 дней). Календарь представляет собой комбинацию древнего календаря александрийского еврейства, Книги юбилеев, Книги Еноха, Абу Шейкера и календаря Геез . [6] Годы отсчитываются по Куштинскому счету «1571 Иисусу Христу, 7071 цыганам и 6642 евреям». [7] согласно этому подсчету, 5782 год ( иврит : ה'תשע"א ) по раввинистическому еврейскому календарю — это 7082 год в этом календаре.
Отдых на Хайманоте [8] делятся на ежедневные, ежемесячные и годовые. Ежегодный отпуск по месяцам:
- Нисан : баал лисан (праздник нисана – Новый год ) 1, шома фасика (Пасхальный пост) 14, фасика ( Пасха ) с 15 по 21 и гадфат (толстеть) или бухо (квашеное тесто) 22.
- Ияр : еще одна фасика (Вторая Пасха – Песах Шени ) между 15–21.
- Сиван : Шома маар (Пост жатвы) 11 числа и маар (Жатва – Шавуот ) 12 числа.
- Таммуз : Шома томос (пост Таммуз) между 1–10.
- Выкл .: ṣomä ab (Выкл. быстро) в диапазоне 1–17.
- Седьмая суббота : установлена как четвертая суббота пятого месяца. [9]
- Элул : awd amet (чередование лет) 1, ṣomä lul (пост Элул) между 1–9, анакел астари (наше искупление) 10 и асарту васаманту (восемнадцатый) 28.
- Тишрей : баал Матке (праздник ветра – Зихрон Труа ) 1 числа, астасрейо (День искупления – Йом Кипур ) 10 числа и баала масаллат (праздник кущей – Суккот ) с 15 по 21 день.
- Хешван : праздник дня, когда Моисей увидел лик Божий 1 числа, праздник приема Моисея израильтянами 10 числа, пост 12 числа и мелелла (Мольба – Сигд ) 29 числа.
- Кислев : еще один шома-марар и ма'рар 11 и 12 числа соответственно.
- Тевет : Шома тибт (пост Тевета) с 1 по 10.
- Шват : вамаси бробу на 1.
- Адар : ṣomä astēr (Пост Эстер – Таанит Эстер ) с 11 до 13 часов.
Ежемесячные праздники - это в основном дни памяти ежегодного праздника, это ячарака баал («фестиваль новолуния»). [10] в первый день каждого месяца, асарт («десять») на десятый день в память Йом Кипура, асра хулат («двенадцать») в двенадцатый день в память Шавуота, асра аммест («пятнадцать») в пятнадцатый день в честь Песаха и Суккота, а также Шома мальи поститься в последний день каждого месяца. [11] Ежедневные праздники включают в себя шома самшо (пост в понедельник), шома амус (пост в четверг), шома арб (пятничный пост) и священный санбат ( суббота ).
Монашество [ править ]
Бета-Исраэль в Эфиопии была единственной современной еврейской группой с монашеской традицией, где монахи, называемые Абба, жили отдельно от еврейских деревень в монастырях. Эта коллективная монашеская традиция просуществовала до середины 20 века. [12] [13] [14]
См. также [ править ]
- Караимский иудаизм — деноминация иудаизма, имеющая сходство с Хайманотом.
Примечания [ править ]
- ↑ Эфиопская книга Иеремии , которая доступна в Бета-Исраэль, [2] также включает Книгу Варуха и Остальные слова Варуха (которые сами содержат Книгу Плача , Письмо Иеремии и Паралипомены Варуха ).
- ^ «Завет Моисея» (Gadla Musé) и «Завет Аарона» (Gadla Aron) также известны как «Смерть Моисея» (Motá Musé) и «Смерть Аарона» (Motá Aron).
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каплан, Стивен (1999). «Литература Бета-Исраэль (Фалаша): обзор библейско-еврейской традиции» . Христианский Восток . 1 (7): 99–123.
- ^ Леслау, Вольф (1951). фалаши Антология Йельская серия по иудаике. Том. 6. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. xxviii. ISBN 0-300-03927-1 .
Тора ( орит ) написана на геезе. Название относится не только к Пятикнижию, но и ко всему Ветхому Завету, а текст идентичен тексту эфиопов-христиан. [Различные] апокрифы и псевдоэпиграфы, такие как... Паралипомены Баруха... включены.
- ^ Эрлих, Марк Аврум (2009). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура, Том 2 . АВС-КЛИО. п. 473.
Традиционно Бета-Израиль были монотеистами и практиковали иудаизм, основанный на Торе, не соблюдая Устный Закон и не зная Талмуда, известного другим еврейским общинам.
- ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи младший (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. п. 565.
С точки зрения своих религиозных убеждений, Бета-Израиль всегда идентифицировала себя как изгнанников из земли Израиля и верующих веры Моисея. Однако на протяжении почти 2000 лет они были полностью изолированы от остального еврейского мира. Они так и не узнали ни о Талмуде, кодификации еврейского устного закона, ни о каких-либо традициях, возникших после библейских времен, таких как праздник Ханука.
- ^ Шелемай, Музыка , стр. 42.
- ^ Кирун, 1992, с. 71
- ^ Эшколи, Книга фалашей , с. 56
- ^ Эшколи, Книга фалашей , с. 62–70 (иврит); Шелемей, Музыка, ритуал и история фалашей , с. 44-57; Леслау, Антология Фалаши , с. xxviii–xxxvi; Кирун, Эволюция эфиопских евреев , с. 146-150
- ^ Девенс, М.С. «Литургия седьмой субботы: текст Бета Исраэль (Фалаша)», стр. xx/4.4 (Введение), Висбаден, 1995 г.
- ^ см . Рош Ходеш
- ^ см. также Йом Кипур Катан.
- ^ Семьен Мената - место последнего центрального монастыря Бета-Исраэль (эфиопского еврейского)
- ^ «Монастыри Бета-Исраэль (эфиопские евреи)» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 г. Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Монастырские места Бета-Израиль (эфиопские евреи) к северу от озера Тана - предварительные результаты исследовательской поездки в Эфиопию в декабре 2015 г.