Jump to content

Унтерландские евреи

Унтерландские евреи ( идиш : אונטערלאנד , транслит. Унтерланд , «Низменность»; иврит : גליל תחתון , транслит. Галил Тахтон , «Нижняя провинция») были евреями, которые проживали в северо-восточных регионах исторического Венгерского королевства или в наши дни. восточная Словакия , Закарпатская область на Украине и северо-западная Трансильвания в Румынии . [1] Как и их родственные евреи Оберландера , этот термин является исключительно еврейским и не имеет отношения к « Нижней Венгрии ». [2] Унтерланд, или «Низменность», был назван так Оберлендером, несмотря на то, что топографически он был выше: он служил отражением презрения образованных жителей Запада к своим бедным и некультурным собратьям. [2]

Беженцы Хмельницкого восстания 1648 года были первыми евреями, поселившимися в этих регионах. Однако обширная эмиграция из соседней Галиции после ее аннексии императрицей Марией Терезией в 1772 году сформировала характер унтерлендцев, помимо отсталости этого региона. На протяжении всего XIX века северо-восток оставался слаборазвитым ни по каким параметрам. Хотя в 1850 году власти открыли сотни современных еврейских школ с преподаванием на немецком языке, во всем школьном округе Кашау , охватывающем большую часть Унтерланда, их было всего 8. Лингвистический сдвиг с идиша на народный язык, который завершился в остальной части Венгрии к середине XIX века, в провинции мало ощущался. [3] Другие венгерские евреи насмешливо называли их «финаками» или «финами», основываясь на произношении ими фразы «Von [ fin с акцентом Унтерланд] Wo bist du?» («Откуда ты?»); [1] [4] В «Безсудьбе » Имре Кертес вспоминает говорящих на идише набожных «финнов» в Освенциме. [5] Граница, отделявшая Унтерланд от остального венгерского еврейства, проходила между Татрами и Коложваром (современный Клуж-Напока ). Он соответствовал лингвистической демаркационной линии западного и среднего идиша. [6] Хотя диалект местных жителей напоминал галисийский, он был пронизан венгерской лексикой и больше находился под влиянием немецкой грамматики. [4] Его сибболетом было произношение R как апикального согласного . Унтерландский идиш сегодня сохраняется в основном благодаря образовательной сети сатмарских хасидов . [7]

Влияние хасидизма в регионе было сильным, хотя его приверженцы никогда не составляли большинства. Они были известны как «сефарды» из-за различий в молитвенном обряде , тогда как нехасидов в Венгрии называли « ашкенази ». Многие местные жители принадлежали к хасидским сектам из-за пределов региона, например, к Белзу или Вижнице . Позднее в Унтерланде возникли туземные дворы, главным образом Калив , Сигет - Сатмар , Мункач и Спинка . Хотя между хасидами и ашкенази существовала напряженность, они никогда не достигали уровня враждебности, который характеризовал литовских миснагдим , как из-за местного характера движения, так и из-за отсутствия оппозиции со стороны самого важного раввина Венгрии Моисея Софера . Он не одобрял секты, но воздерживался от действий. В XIX веке любые разногласия между учениками Софера и хасидскими ребе были маргинализированы необходимостью противостоять прогрессивным и модернизированным неологам . Унтерландцы, которые были бедными и традиционалистами, не имели склонности к неологии: в регионе существовало только две такие общины, в Кассе (современный Кошице ) и Унгвар (современный Ужгород ), крупнейшие города. [8]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йешаягу А. Елинек, Пол Р. Магочи. Карпатская диаспора: евреи Подкарпатской Руси и Мукачево, 1848–1948 гг . Восточноевропейские монографии (2007). п. 5-6.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Менахем Керен-Крац. Культурная жизнь в округе Марамарош (Венгрия, Румыния, Чехословакия): литература, пресса и еврейская мысль, 1874–1944 гг . Докторская диссертация представлена ​​в Сенат Университета Бар-Илан , 2008 г. OCLC 352874902. С. 23-24.
  3. ^ Майкл К. Зильбер. Возникновение ультраортодоксии: изобретение традиции . В: Джек Вертхаймер, изд. Использование традиций: еврейская преемственность после эмансипации (Нью-Йорк-Иерусалим: JTS, распространяемый Harvard U. Press, 1992). стр. 41-42.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Перлман. Соединяя три мира: американцы венгерского происхождения, 1848–1914 гг . Издательство Массачусетского университета (2009). п. 65.
  5. ^ Имре Кертес. Безсудебный . Издательство Северо-Западного университета, 1992. с. 101.
  6. ^ Джехиэль бин-Нун. Идиш и немецкие диалекты: с особым вниманием к восточногалицкому идишу . Уолтер де Грюйтер (1973). п. 93.
  7. ^ Стеффен Крог. Насколько сатмарский идиш является сатмарским? Исследования идиша сегодня. Дюссельдорфский университет. Пресс, стр. 484-485.
  8. ^ Кинга Фроимович. Кто они? Характеристика религиозных течений венгерского еврейства накануне его истребления . Исследования Яд Вашем, том. 35, 2007. с. 153.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1593e9ea0abc1f464567a4a8909c1282__1690343880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/82/1593e9ea0abc1f464567a4a8909c1282.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Unterlander Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)