Унтерландские евреи
Унтерландские евреи ( идиш : אונטערלאנד , транслит. Унтерланд , «Низменность»; иврит : גליל תחתון , транслит. Галил Тахтон , «Нижняя провинция») были евреями, которые проживали в северо-восточных регионах исторического Венгерского королевства или в наши дни. восточная Словакия , Закарпатская область на Украине и северо-западная Трансильвания в Румынии . [1] Как и их родственные евреи Оберландера , этот термин является исключительно еврейским и не имеет отношения к « Нижней Венгрии ». [2] Унтерланд, или «Низменность», был назван так Оберлендером, несмотря на то, что топографически он был выше: он служил отражением презрения образованных жителей Запада к своим бедным и некультурным собратьям. [2]
Беженцы Хмельницкого восстания 1648 года были первыми евреями, поселившимися в этих регионах. Однако обширная эмиграция из соседней Галиции после ее аннексии императрицей Марией Терезией в 1772 году сформировала характер унтерлендцев, помимо отсталости этого региона. На протяжении всего XIX века северо-восток оставался слаборазвитым ни по каким параметрам. Хотя в 1850 году власти открыли сотни современных еврейских школ с преподаванием на немецком языке, во всем школьном округе Кашау , охватывающем большую часть Унтерланда, их было всего 8. Лингвистический сдвиг с идиша на народный язык, который завершился в остальной части Венгрии к середине XIX века, в провинции мало ощущался. [3] Другие венгерские евреи насмешливо называли их «финаками» или «финами», основываясь на произношении ими фразы «Von [ fin с акцентом Унтерланд] Wo bist du?» («Откуда ты?»); [1] [4] В «Безсудьбе » Имре Кертес вспоминает говорящих на идише набожных «финнов» в Освенциме. [5] Граница, отделявшая Унтерланд от остального венгерского еврейства, проходила между Татрами и Коложваром (современный Клуж-Напока ). Он соответствовал лингвистической демаркационной линии западного и среднего идиша. [6] Хотя диалект местных жителей напоминал галисийский, он был пронизан венгерской лексикой и больше находился под влиянием немецкой грамматики. [4] Его сибболетом было произношение R как апикального согласного . Унтерландский идиш сегодня сохраняется в основном благодаря образовательной сети сатмарских хасидов . [7]
Влияние хасидизма в регионе было сильным, хотя его приверженцы никогда не составляли большинства. Они были известны как «сефарды» из-за различий в молитвенном обряде , тогда как нехасидов в Венгрии называли « ашкенази ». Многие местные жители принадлежали к хасидским сектам из-за пределов региона, например, к Белзу или Вижнице . Позднее в Унтерланде возникли туземные дворы, главным образом Калив , Сигет - Сатмар , Мункач и Спинка . Хотя между хасидами и ашкенази существовала напряженность, они никогда не достигали уровня враждебности, который характеризовал литовских миснагдим , как из-за местного характера движения, так и из-за отсутствия оппозиции со стороны самого важного раввина Венгрии Моисея Софера . Он не одобрял секты, но воздерживался от действий. В XIX веке любые разногласия между учениками Софера и хасидскими ребе были маргинализированы необходимостью противостоять прогрессивным и модернизированным неологам . Унтерландцы, которые были бедными и традиционалистами, не имели склонности к неологии: в регионе существовало только две такие общины, в Кассе (современный Кошице ) и Унгвар (современный Ужгород ), крупнейшие города. [8]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йешаягу А. Елинек, Пол Р. Магочи. Карпатская диаспора: евреи Подкарпатской Руси и Мукачево, 1848–1948 гг . Восточноевропейские монографии (2007). п. 5-6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Менахем Керен-Крац. Культурная жизнь в округе Марамарош (Венгрия, Румыния, Чехословакия): литература, пресса и еврейская мысль, 1874–1944 гг . Докторская диссертация представлена в Сенат Университета Бар-Илан , 2008 г. OCLC 352874902. С. 23-24.
- ^ Майкл К. Зильбер. Возникновение ультраортодоксии: изобретение традиции . В: Джек Вертхаймер, изд. Использование традиций: еврейская преемственность после эмансипации (Нью-Йорк-Иерусалим: JTS, распространяемый Harvard U. Press, 1992). стр. 41-42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Перлман. Соединяя три мира: американцы венгерского происхождения, 1848–1914 гг . Издательство Массачусетского университета (2009). п. 65.
- ^ Имре Кертес. Безсудебный . Издательство Северо-Западного университета, 1992. с. 101.
- ^ Джехиэль бин-Нун. Идиш и немецкие диалекты: с особым вниманием к восточногалицкому идишу . Уолтер де Грюйтер (1973). п. 93.
- ^ Стеффен Крог. Насколько сатмарский идиш является сатмарским? Исследования идиша сегодня. Дюссельдорфский университет. Пресс, стр. 484-485.
- ^ Кинга Фроимович. Кто они? Характеристика религиозных течений венгерского еврейства накануне его истребления . Исследования Яд Вашем, том. 35, 2007. с. 153.