Еврейские расколы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Расколы среди евреев бывают как культурными, так и религиозными. Они произошли как результат исторической случайности, географии и теологии .
Самаритяне [ править ]
Самаритяне — этнорелигиозная группа Леванта , происходящая от израильтян (или евреев ) Древнего Ближнего Востока .
По происхождению самаритяне заявляют о своем происхождении от колена Ефрема и колена Манассии (двух сыновей Иосифа ), а также от левитов . [1] которые имеют связи с древней Самарией с периода их вхождения в Ханаан , тогда как некоторые ортодоксальные евреи предполагают, что это было от начала вавилонского плена до самаритянского государства под властью Бабы Раббы . Согласно самаритянской традиции, раскол между ними и южными израильтянами, возглавляемыми иудеями, начался во времена библейского священника Илия , когда южные израильтяне отделились от центральной израильской традиции, как они ее воспринимают. [2]
Они считают себя Бней Исраэль («Дети Израиля»), термин, повсеместно используемый еврейскими конфессиями для еврейского народа в целом, но не называют себя ехудимами . Слово Йехудим происходит от еврейского слова Йехуди , что означает «из колена Иуды» .
Период Первого Храма [ править ]
Библейское повествование описывает отделение Израильского царства от Иудейского царства . [3] Оно указывает на неверность Соломона Божественному завету как на причину раскола. [4] Когда Ровоам , сын Соломона, стал царем, люди потребовали налоговой реформы. Ровоам отказался. Это стало причиной разрыва. Сначала Ровоам рассматривал возможность военного решения, но пророк Шемаия посоветовал ему не сражаться, потому что раскол вызвал Бог. Иеровоам , лидер налогового восстания, стал лидером Израильского царства.
После разрушения и изгнания Израильского царства Ассирией неяхвистские практики продолжались. Повествования Иеремии и других интерпретировали это как причину краха, разрушения и изгнания Иудейского царства Вавилонией . У Навуходоносора были и другие причины для того, чтобы захватить Иудею и превратить ее жителей в изгнанников, в том числе бросить вызов своему великому сопернику Египту .
Период Второго Храма [ править ]
Конфликты между фарисеями и саддукеями происходили в контексте гораздо более широких и давних социальных и религиозных конфликтов среди евреев, усугубленных римской оккупацией. [5] Другой конфликт был культурным: между теми, кто поддерживал эллинизацию (саддукеи), и теми, кто сопротивлялся ей (фарисеи). Третий был юридически-религиозным, между теми, кто подчеркивал важность Второго Храма с его обрядами и службами , и теми, кто подчеркивал важность других Моисеевых законов . Четвертый пункт конфликта, особенно религиозного, включал различные интерпретации Торы и способы ее применения в современной еврейской жизни: саддукеи признавали только Письменную Тору (с греческой философией) и отвергали такие доктрины, как Устная Тора , Пророки , Писания и воскресение мертвых .
По словам Иосифа Флавия , саддукеи отличались от фарисеев по ряду доктринальных оснований, в частности, отвергая идеи жизни после смерти. Судя по всему, они доминировали среди аристократии и храма, но их влияние на более широкое еврейское население было ограниченным.
Ессеи . проповедовали затворнический образ жизни Зилоты выступали за вооруженное восстание против любой иностранной державы , такой как Рим . Все они были в жестоких ссорах друг с другом, что привело к смятению и разобщенности, которые закончились разрушением Второго Храма и разграблением Иерусалима Римом.
раннего христианства Раскол иудаизма и
Первые христиане (которых историки называют христианами-евреями ) были первыми еврейскими последователями Иисуса , проповедника из Галилеи и, согласно ранним христианским верованиям, воскресшего мессии. После его распятия римлянами его последователи разошлись во мнениях, следует ли им продолжать соблюдать еврейский закон , как, например, на Иерусалимском соборе . Те, кто утверждал, что закон был отменен (частично или полностью, либо Иисусом, либо Павлом, либо разрушением Храма римлянами ), сформировали христианство. [6]
Окончательный отказ от Закона Моисея Иисуса учеников и их вера в его божественность , а также развитие Нового Завета привели к тому, что христианство и иудаизм стали разными и часто конфликтующими религиями. Новый Завет изображает саддукеев и фарисеев как противников Иисуса (см. « Горе фарисеев» ), тогда как еврейская точка зрения рассматривает фарисеев как оправданных предшественников раввинов, которые поддерживали Тору , включая Устный закон , который христиане называют Моисеевым . Закон или Пятикнижие или « Ветхий Завет » в отличие от « Нового Завета ».
Караимский иудаизм [ править ]
Караимский иудаизм – это еврейская конфессия, для которой характерно использование Танаха как единственного источника обязательного еврейского закона . Караимы отвергли раввинский принцип, согласно которому Устная Тора (устный закон) была передана Моисею на горе Синай вместе с письменными писаниями . Соответственно, они отвергли основные работы раввинистического иудаизма , которые утверждали, что разъясняют и интерпретируют этот писаный закон, включая Мидраш и Талмуд , как авторитетные по вопросам еврейского закона . Они могут консультироваться или обсуждать различные интерпретации Танаха, но караимы не считают эти другие источники обязательными или авторитетными. Караимы предпочитают использовать метод изучения пешат , пытаясь найти в тексте смысл, который был бы естественным образом понятен древним евреям.
В период с IX по XII века у караимов было много последователей (они утверждают, что когда-то они составляли около 10 процентов еврейства), но с течением веков их число резко сократилось. Сегодня это небольшая группа, живущая в основном в Израиле ; оценки числа израильских караимов варьируются от 10 000 до 50 000. [7] [8] [9] [10]
Существуют расхождения во взглядах на историческое происхождение караимского иудаизма . Большинство ученых и некоторые караимы утверждают, что он был основан, по крайней мере частично, Ананом бен Давидом , тогда как другие караимы полагают, что они вовсе не являются историческими учениками Анана бен Давида, и указывают, что многие из их более поздних мудрецов (таких как Я. 'аков аль-Киркисани) утверждал, что большая часть учений Анана «заимствована из раббанитских преданий».
Государство Израиль вместе со своим главным раввинатом постановило, что караимы являются евреями, и хотя существуют критические различия между ортодоксальным иудаизмом и караимским иудаизмом, американские ортодоксальные раввины постановили, что караизм гораздо ближе к ортодоксии, чем консервативное и реформистское движения, что может облегчить вопросы формального преобразования.
Саббатиане и франкисты [ править ]
В 1648 году Саббатай Цви объявил себя долгожданным еврейским Мессией , живя в Османской империи, . Огромное количество евреев, известных как саббатиане , поверили ему; но когда под страхом смертного приговора перед османским султаном Мехмедом IV он стал отступником от иудаизма, приняв мусульманство , его движение рухнуло. Тем не менее, на протяжении веков в него верили небольшие группы евреев, а раввины всегда были настороже против любых проявлений этого раскола, всегда с подозрением относились к скрытому Шебселеху (на идише «маленькие саббатианцы», игра слова «молодые немые овцы»). "). Когда движение хасидизма начало привлекать множество последователей, раввины снова заподозрили, что это саббатианство в другой форме. Потребуются столетия, чтобы разобраться в этих сложных разногласиях и расколах.
После его загадочной смерти где-то на территории Османской Албании группы евреев продолжали оставаться тайными последователями Шабтая Севи, хотя внешне они обратились в ислам . Эти евреи были известны как донме . Поэтому к евреям, принявшим ислам, иногда относились с большим подозрением со стороны своих собратьев-мусульман.
Через несколько десятилетий после смерти Шабтая Севи человек по имени Джейкоб Франк, утверждавший, что обладает мистическими способностями, проповедовал, что он является преемником Шабтая Севи. Он привлекал последователей, проповедовал против Талмуда , защищал форму распущенного поклонения и был осужден раввинами того времени. Столкнувшись с польскими властями, он обратился в католицизм в 1759 году в присутствии короля Польши Августа III вместе с группами его еврейских последователей, известных как « франкисты ». К тревоге его противников, он был принят правящими европейскими монархами, которые хотели, чтобы их еврейские подданные отказались от иудаизма и отступили от веры . Франкисты со временем присоединились к польскому дворянству и шляхте.
и Миснагдим Хасиды
Исраэль бен Элиэзер (1698–1760), также известный как Баал Шем Тов («Хозяин доброго имени»), изменил большую часть еврейской истории в Восточной Европе в пользу того, что сейчас известно как харедимский иудаизм . Его учение было основано на более ранних изложениях раввина Исаака Лурии (1534–1572), который основывал большую часть своих каббалистических учений на Зоаре . Баал Шем Тов появился после того, как евреи Восточной Европы коллективно выздоравливали от лжемессий Шабтая Цви (1626–1676) и, Якова Франка в частности, (1726–1791).
Франка Баал Шем Тов стал свидетелем публичного отступничества ( шмад на иврите) от христианства . [ нужна ссылка ] что усугубило предыдущее отступничество Цви от ислама. Таким образом, Баал Шем Тов был полон решимости побудить своих влиятельных учеников (талмидим) начать духовную революцию в еврейской жизни, чтобы оживить связи еврейских масс с иудаизмом Торы и энергично побудить их связать себя радостным соблюдением заповедей . поклонение , изучение Торы и искренняя вера в Бога , чтобы приманки христианства и ислама, а также привлекательность растущего светского Просвещения для еврейских масс были ослаблены и остановлены. В значительной степени он преуспел в Восточной Европе.
Уже при его жизни и набирая силу после его смерти, ученики Баал Шем Това распространились, чтобы проповедовать его мистические учения по всей Восточной Европе. Так зародился хасидский иудаизм (хасидизм). Некоторые из основных движений существовали в: России , где возникло движение Хабад-Любавич ; Польша , в которой жили геррские хасиды ; В Галиции был Бобов ; В Венгрии были сатмарские хасиды ; и на Украине были бреславцы и многие другие, которые быстро росли, приобретая миллионы приверженцев, пока не стали доминирующим брендом иудаизма.
Лишь когда это новое религиозное движение достигло Литвы , оно встретило первое упорное сопротивление со стороны литовских евреев ( литваков ). Именно раввин Илия бен Шломо Залман (ок. 1720–1797), известный как Виленский Гаон гений (« Виленский »), и те, кто следовал его классической строгой талмудической и галахической схоластике, оказали самое яростное сопротивление Хасиды («преданные [преданные]»). Их называли митнагдим , что означает «[те, кто] против [хасидов]».
Виленский Гаон , который сам был погружен в талмудическую и каббалистическую мудрость, проанализировал богословские основы этого нового « хасидизма » и, по его мнению, пришел к выводу, что он глубоко ошибочен, поскольку в нем есть элементы того, что можно грубо назвать панентеизмом и, возможно, даже откровенный пантеизм , опасные стремления принести еврейского Мессию , которые могли легко быть извращены в непредсказуемом направлении для евреев, как это произошло ранее с фиаско религиозного «возрождения» Цви и Франка, а также ряд сложных отказов от их религиозной идеологии. Взгляды Виленского Гаона « позднее были сформулированы его главным учеником раввином Хаимом Воложиным (1741–1821) в его труде Нефеш ха-Хаим» . Новые хасидские лидеры ответили своими собственными религиозными контраргументами, некоторые из которых можно найти в Тании Хабад -Любавич.
В современном мире харедим мало что осталось от раскола между хасидами и митнагдим. [ нужна ссылка ] В современном Израиле хасиды поддерживают партию Агудат Исраэль в Кнессете (парламенте Израиля), а нехасидские митнагдим поддерживают партию Дегель ха-Тора , возглавляемую раввином Хаимом Каниевским и раввином Гершоном Эйдельштейном . «Агудат Исраэль» и «Дегель Тора» сформировали политический альянс — партию «Единый иудаизм Торы» . Существует также еще одна большая община, которая следует раввинскому учению Эды Харедис . К ним относятся сатмарские хасиды и общины перушим , которые не поддерживают какие-либо группы, участвующие в израильском правительстве или государственной деятельности, включая выборы.
Православие реформы против
Со времени Французской революции 1789 года и роста либерализма , а также политических и личных свобод, предоставленных Наполеоном евреям Европы, многие евреи решили отказаться от дурных предчувствий и изоляции гетто и войти в общество в целом. Это повлияло на внутренние конфликты евреев по поводу религии, культуры и политики по сей день.
Некоторые евреи в Западной Европе и многие евреи в Америке присоединились к религиозно-либеральному движению реформистского иудаизма , которое черпало вдохновение из работ мыслителей-модернистов, таких как Моисей Мендельсон . Они придумали название «православные», чтобы обозначить тех, кто выступал против «реформы». Они подвергались критике со стороны ортодоксальных раввинов, таких как Самсон Рафаэль Хирш в Германии, и особенно осуждались теми, кто сегодня известен как последователи харедимского иудаизма, базирующегося в основном в Восточной Европе. (Позже, в Америке 1880-х годов, консервативный иудаизм отделился от реформистского движения.)
Таким образом, был также создан культурный раскол евреями , говорящими на западном немецком , английском и французском языках между западноевропейскими , и их более религиозно соблюдающими идиш восточноевропейскими братьями, говорящими на , которых они унижающе называли Ostjuden («восточные евреи»). Эти расколы и дебаты вокруг них продолжаются с большой жестокостью во всех еврейских общинах сегодня, поскольку реформистское и ортодоксальное движения продолжают противостоять друг другу по широкому кругу религиозных, социальных, политических и этнических вопросов. (Сегодня крупнейшие еврейские общины находятся в Израиле и в Соединенных Штатах , и географическое разделение привело к культурным различиям, таким как тенденция идентифицировать себя как хилони и харедим в Израиле, в отличие, скажем, от реформистов и ортодоксов в Израиле). США.)
См. также [ править ]
- Отступничество в иудаизме
- Культура Израиля
- Ересь в иудаизме
- Еврейский атеизм
- Еврейские религиозные движения
- Еврейский секуляризм
- Еврейская наука
- Список израильских гражданских конфликтов
- Реконструктивистский иудаизм
- Отношения между еврейскими религиозными движениями
- Религия в Израиле
- Кто такой еврей?
Ссылки [ править ]
- ^ Обновление самаритянина, получено 1 января 2017 г.
- ^ Фрид, Лисбет С. (2014). Ездра и Закон в истории и традиции . Университет Южной Каролины Press. ISBN 978-1-61117-410-6 .
- ^ 1 Царств 12
- ^ 1 Царств 11
- ^ «История и обзор свитков Мертвого моря» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ Эта теория относительно закона и зарождения христианства не поддерживается книгой Деяний Нового Завета. В Деяниях закон становится проблемой после того, как христианство уже зародилось в событиях Пятидесятницы . См. Деяния 2.
- ^ Иудаизм, продолжение... с Adherents.com
- ↑ Караимы Израиля. Архивировано 9 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ qumran.com. Архивировано 13 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ qumran.com. Архивировано 13 декабря 2004 г. в Wayback Machine.