Джейкоб Франк
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Джейкоб Франк | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Якуб Лейбович 1726 |
Умер | 10 декабря 1791 г. | (64–65 лет)
Религия | иудаизм |
Национальность | Польский [1] |
Дети | Ева Фрэнк |
Джейкоб Джозеф Франк [2] ( Иврит : Якуб Франк ; польский : Якуб Юзеф Франк ; [3] [4] урожденный Якуб Лейбович ; 1726 — 10 декабря 1791) — поляк еврейского происхождения. [1] религиозный лидер, утверждавший, что он является реинкарнацией самопровозглашенного мессии Саббатая Цви (1626–1676), а также библейского патриарха Иакова . Еврейские власти в Польше отлучили Франка и его последователей из-за его еретических доктрин, которые включали обожествление себя как части троицы и другие противоречивые концепции, такие как неокарпократовское « очищение через преступление». [5] [6]
Франк, возможно, создал религиозное движение, теперь называемое франкизмом , которое включило в себя аспекты христианства и иудаизма . Развитие франкизма было одним из последствий мессианского движения Саббатая Цви . Этот религиозный мистицизм последовал за социально-экономическими изменениями среди евреев Польши , Литвы и Малороссии .
Историческая справка
[ редактировать ]Произошли многочисленные выступления последователей Саббатая Цви , известного как Дёнме , в Восточной Польше (ныне Украина ), [7] особенно в Подолье и Галичине , между концом 17 в. и начало 18-го. век.
В ожидании великой мессианской революции члены этих обществ нарушали еврейские законы и обычаи . Считается, что мистический культ саббатианцев включал в себя как аскетизм , так и чувственность : некоторые каялись в своих грехах, подвергали себя причиняемой себе боли и «оплакивали Сион»; другие игнорировали строгие правила скромности, требуемые иудаизмом, и временами их обвиняли в распущенности или даже в совершении ритуального инцеста. [8] Польские раввины попытались поместить в херем «Саббатианскую ересь» на собрании во Львове (ныне Львов на Украине) в 1722 году. Тем не менее, им это не удалось, поскольку она была широко популярна среди зарождающегося еврейского среднего класса.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Считается, что Якоб Франк родился как Якуб Лейбович. [6] в польско-еврейскую семью в Королувке , в Подолье Восточной Польши (ныне на Украине ), примерно в 1726 году. Польский историк Гаудентий Пикульский подтвердил, что Франк родился в Бучаче. [9] Агнон . даже показал дом, где он родился, находившийся на улице Королевка в Бучаче [10] Его отец был саббатианцем и в 1730 году переехал в Черновцы , в Карпатской области Буковины , где саббатианское влияние в то время было сильным.
Как странствующий торговец тканями и драгоценными камнями Якоб Франк часто посещал территории Османской империи , где он получил прозвище « Франк », имя, которое обычно давали на Востоке европейцам, и жил в центрах современного саббатианства, Салониках и Смирне .
В начале 1750-х годов Франк сблизился с лидерами саббатианцев. Свидетелями на его свадьбе в 1752 году были два последователя саббатианского лидера Османа Бабы (р. 1720). В 1755 году он вновь появился в Подолье, собрал группу местных приверженцев и начал проповедовать «откровения», которые ему передал Дёнме . в Салониках Одно из таких собраний в Ландскроне закончилось скандалом, и внимание раввинов было привлечено к новому учению. Франк был вынужден покинуть Подолье, а его последователей преследовали и доносили местным властям раввины (1756 г.). На раввинском суде в селе Сатанов (сегодня Сатанов на Украине) саббатиане были обвинены в нарушении основных еврейских законов морали и скромности.
Антиталмудисты
[ редактировать ]Вслед за этими разоблачениями конгресс раввинов в Бродах провозгласил всеобщий херем (отлучение) от всех «нераскаявшихся еретиков» и обязал каждого благочестивого еврея разыскивать и разоблачать их. Саббатиане сообщили Николаю Дембовскому , католическому епископу Подольского , Польша, что они отвергают Талмуд и признают только священную книгу Каббалы Зоар Каменец - , которая не противоречит христианскому учению о Троице . Они заявили, что считают Мессию-Освободителя одним из воплощений трех божеств.
Епископ взял Франка и его последователей («антиталмудистов» или «евреев-зохаристов») под свою защиту и в 1757 году устроил религиозный диспут между ними и раввинами традиционалистской общины. Антиталмудисты представили свои тезисы, что положило начало ожесточенному спору. Епископ встал на сторону франкистов, а также приказал сжечь все экземпляры Талмуда в Польше. Было уничтожено 10 000 томов, что стало огромной потерей для еврейских библиотек той эпохи.
После смерти епископа саббатиане подверглись жесточайшим преследованиям со стороны раввинов, хотя им удалось добиться указа Августа III Польского, гарантировавшего им безопасность.
Заявление о том, что он является преемником Саббатая Цви
[ редактировать ]В этот критический момент Якоб Франк прибыл в Иванию , провозгласил себя прямым преемником Саббатая Цви и Отмана Бабы и заверил своих приверженцев, что получил откровения с Небес . Эти откровения призывали к обращению Франка и его последователей в христианскую религию, что должно было стать видимым переходным этапом к будущему «das» или религии, которую должен был открыть Франк. переговоры об обращении франкистов в католицизм В 1759 активно велись с высшими представителями Польской церкви ; в то же время франкисты пытались добиться новой дискуссии с раввинами. Польский примат Любенский и папский нунций Николас Серра с подозрением отнеслись к стремлениям франкистов, но по настоянию администратора Львовского епископства каноника Микульского дискуссия была организована. Он проходил во Львове под председательством Микульского. Протестантские миссионеры также пытались склонить франкистов к протестантизму, и некоторые из них все же присоединились к Моравская церковь .
Крещение франкистов
[ редактировать ]На дискуссии 1759 года раввины энергично дали отпор своим противникам. После обсуждения франкистам было предложено на деле продемонстрировать свою приверженность христианству; Якоб Франк, прибывший тогда во Львов, призвал своих последователей сделать решительный шаг. Крещение франкистов отмечалось с большой торжественностью в костелах Львова представители польской шляхты , крестными родителями выступили (дворянства). Неофиты приняли имена своих крестных отцов и крестных матерей и в конечном итоге пополнили их ряды. Сам Франк крестился во Львове (17 сентября 1759 г.), а снова в Варшаве на следующий день , где его крестным отцом стал король Август III . Имя при крещении Франка было «Иосиф» ( Юзеф ). В течение года во Львове в христианство обратились более 500 человек, а в следующем году — почти тысяча. К 1790 году в Польше было зарегистрировано крещено 26 000 евреев. [11]
Однако к франкистам по-прежнему относились с подозрением из-за их странных доктрин. Франк был арестован в Варшаве 6 февраля 1760 года и предан церковному трибуналу по обвинению в ереси . монастыре Он был осужден за преподавание ереси и заключен в тюрьму в Ченстоховском . [4]
Тюрьма и последующие дни
[ редактировать ]Заключение Фрэнка длилось тринадцать лет, но оно только увеличило его влияние в секте, окружив его ореолом мученичества . Многие франкисты обосновались недалеко от Ченстоховы и поддерживали постоянную связь со своим «святым хозяином». Франк вдохновлял своих последователей посредством мистических речей и посланий, в которых он заявлял, что спасения можно достичь, только приняв сначала «религию Эдома » , а затем приняв будущую религию, которую Франк назвал даас ( даат , или Знание на иврите). После первого раздела Польши Франк был освобожден русским генералом Бибиковым , занявшим Ченстохову, в августе 1772 года. [12]
Франк жил в моравском городе Брно до 1786 года в окружении свиты приверженцев и паломников, прибывших из Польши. В это время важную роль в секте стала играть его дочь Ева. Фрэнк держал при своем «дворе» отряд вооруженных людей. Будущий царь России Павел I посетил его вместе с Иосифом II Австрийцем . [13]
В сопровождении дочери Франк неоднократно ездил в Вену и сумел добиться благосклонности двора. Мария Терезия считала его распространителем христианства среди евреев, и даже говорят, что Иосиф II благосклонно относился к юной Еве Франк . [14] В конце концов Франк был признан неуправляемым и был вынужден покинуть Австрию . Он переехал со своей дочерью и своей свитой в Оффенбах в Германии, где принял титул «барона Оффенбаха» и жил как богатый дворянин, получая финансовую поддержку от своих польских и моравских последователей, которые часто совершали паломничества в Оффенбах. После смерти Франка в 1791 году Ева стала «святой госпожой» и лидером секты. Ее состояние истощилось после наполеоновских войн , и она умерла в Оффенбахе в 1816 году.
Некоторые франкисты были активны во время Французской революции , например, Моисей Добрушка , сын саббатианского двоюродного брата Франка в Оффенбахе Шендл Добруска. Многие франкисты видели в Наполеоне Бонапарте потенциального Мессию. Франкисты, рассеянные по Польше и Богемии, в конечном итоге вступили в брак с представителями дворянства и среднего класса. Мария Шимановская , пианистка-виртуоз, происходила из семьи франкистов. [15] Ванда Грабовская, мать Тадеуша Бой-Желенского , также происходила из франкистов. [16]
В 1883 году в русском журнале Русская старина « » были опубликованы воспоминания влиятельного чиновника российского Министерства внутренних дел, тайного советника и ярого антисемита О. А. Пжецславского. Он обнародовал утверждения о том, что матери «троих величайших людей Польши» ( Фредерик Шопен , Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий ) были обращенными евреями из секты франкистов. [17] Аналогичные утверждения были выдвинуты Мизесом и Балабаном . [11] [18] [19] [20] [21] [22]
Известные саббатианские учителя Якоба Франка
[ редактировать ]- Раввин Иссохар, один из главных учителей Франка. Ученик Хаима Малаха , Франк учился у него в Измире в 1750–1752 годах. [23]
- Раввин Мордехай бен Элиас Маргалит из Праги (Мардохеуш по-польски), еще один из главных учителей Франка. Он помог познакомить Фрэнка с практиками секты Каракаши Дёнме в Турецкой империи, которая поклонялась Берухии Руссо (также известной как Отман Баба ). [24] Франк поехал с ним в Салоники в ноябре 1753 года. Он покинул Богемию и переехал в Османскую империю после того, как дядя Якоба Франка Моисей Меир Каменкер был пойман на контрабанде саббатианской литературы в Германию в 1725 году. Мордехай предположительно занимался прелюбодеянием и другим антиномическим поведением. [25]
- Лейб, еврейский саббатианский учитель Франка во время его детства в Валахии и Молдавии . Он также был чудотворцем, пытавшимся изгонять бесов. [24]
Сочинения Джейкоба Франка
[ редактировать ]- Сборник слов Господа доступен в Интернете на английском языке. Переведено, отредактировано и аннотировано Харрисом Леновицем , с предисловием Леновица.
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Якоб Франк является героем Анджея Жулавского книги « Моливда » (1994).
- Личность Франка вдохновила польский исторический фильм «Даас» года 2011 режиссера Адриана Панека . Франка играет Ольгерд Лукашевич . [26] [27]
- Якоб Франк — центральный персонаж романа польской писательницы, лауреата Нобелевской премии Ольги Токарчук «Книги Якоба» (польский: Księgi Jakubowe ), опубликованного в октябре 2014 года издательством Wydawnictwo Literackie .
См. также
[ редактировать ]- Отступничество в иудаизме
- Христианство и иудаизм
- Критика Талмуда
- Харрис Леновиц , профессор Университета Юты , тщательно изучивший сочинения Фрэнка.
- Список претендентов на мессию
- Комплекс Мессии
- Расколы среди евреев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Якоб Франк | Польский религиозный деятель» . Британская энциклопедия .
- ^ Терри, Майкл (2013). Руководство для читателей по иудаизму . Рутледж. п. 759. ИСБН 9781135941574 . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение, 1755–1816 гг . Издательство Пенсильванского университета. п. 158. ИСБН 978-0812204582 . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Якуб Юзеф Франк» . Интернет-польский биографический словарь (на польском языке). Национальный киноархив — Институт аудиовизуального искусства . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Мацейко (2003)
- ^ Jump up to: а б «Якуб Франк – самопровозглашенный Мессия – Głose.onet.pl» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Карта Кресов в файле: Речь Посполитая 1635.png
- ^ Баер, Марк Дэвид (декабрь 2013 г.). «Женщины и мессианская ересь Саббатая Цви 1666-1816 (обзор)» .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Пикульский, Гаудентий, Еврейский гнев против Бога и ближневосточной правды и совести, как это объясняют талмудисты, как доказательство своей слепоты и религии, далекой от божественного закона, данного Моисеем, разделенной на три части..., Львов, 1760, с. 317
- ^ Шмуэль Йосеф Агнон , Ир Умелоах, «Город во всей его полноте», иврит, עיר ומלואה, Shoken 1973, стр. 221
- ^ Jump up to: а б Мизес
- ^ Денгель, Игнац Филипп, нунций Йозеф Гарампи в Прусской Силезии ... в 1776 году, Рим, 1903 год, с. 239
- ^ Краушар, Александр, Франк и польские франкисты, 1726-1816, Краков 1895, II, стр. 36.
- ^ «ФРАНК, ЯКОБ И ФРАНКИСТЫ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ «Музыкальный альбом Марии Шимановской (рецензия)» . Издательство Оксфордского университета - Журнал музыки и литературы. 2002. Архивировано из оригинала 10 июля 2012 г. Проверено 5 января 2010 г.
- ↑ (Польский) Между двумя гробами. Архивировано 25 ноября 2010 года, в Wayback Machine , Речь Посполита , 9 января 1999 года.
- ^ «Кляйн» . www.russian-globe.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ↑ Адам Мицкевич, поэт, патриот и пророк. Архивировано 29 апреля 2016 г., в Wayback Machine , Регина Грол, класс Info Polska.
- ^ Балабан, Меир, История франкского движения, 2 тома, 1934–1935, стр. 254–259.
- ^ Майер Балабан, «LinkLe-toldot ha-tenu'ah ha-Franḳit».
- ^ Магдалена Опалски и Исраэль Барталь, Поляки и евреи: несостоявшееся братство, с. 119–21. Архивировано 15 мая 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ «Мать Мицкевича, происходящая из обращенной франкистской семьи»: Энциклопедия иудаики, арт. Мицкевич, Адам. «Франкистское происхождение Мицкевича было хорошо известно варшавской еврейской общине еще в 1838 году (по данным AZDJ того года, стр. 362). Родители жены поэта также происходили из франкистских семей». Энциклопедия иудаики , арт. «Фрэнк, Джейкоб и франкисты».
- ^ Доктор, Дж. (1991). Якоб Франк и его доктрина на фоне кризиса традиционного польского еврейства ( XVIII века на польском языке). Варшава. ISBN 83-85194-21-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Сборник слов Господа. Архивировано 20 июня 2011 года в Wayback Machine , переведено, отредактировано и аннотировано Харрисом Леновицем.
- ^ Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4315-4 ., с. 15
- ^ « Даас » (на польском языке) . Проверено 6 октября 2011 г. ( пол. )
- ^ Даас на IMDb
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1788: Мессия в замке Изенбург - «франкисты» в Оффенбахе на offenbach.de
Библиография
[ редактировать ]- Абрахамс, Израиль (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 15.
- Франк, Яков (1978). Высказывания Якова Франка . Харрис Леновиц (пер.). Окленд, Калифорния : Цаддиким. ISBN 0-917246-05-5 .
- Леновиц, Харрис, «Шарлатан в Gottes Haus в Оффенбахе», в книге Голдиша, Мэтта и Ричарда Х. Попкина, ред., « Еврейский мессианизм в раннем современном мире» , Дордрект, Kluwer Academic, 2001, стр. 189–202.
- Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение . Филадельфия : Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4315-4 .
- Мацейко, Павел (2004) [2003]. Франкистское движение в Польше, Чехии и Германии (1755–1816) . Оксфордский университет. OCLC 56118446 .
- Мацейко, Павел (2005). «Франкизм» (PDF) . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Издательство Йельского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2006 г. Проверено 13 мая 2009 г.
- Мацейко, Павел (2005). «Барух Яван и франкистское движение: заступничество в эпоху потрясений», Jahrbuch des Simon-Dubnow-Instituts 4 (2005), стр. 333–354.
- Мацейко, Павел (2006). «Христианские элементы в ранней франкистской доктрине», Gal-Ed 20 (2006), стр. 13–41.
- Мандель, Артур (1979). Воинствующий Мессия: история Джейкоба Франка и франкистов . Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси : Humanities Press. ISBN 0-391-00973-7 .
- Мизес, Мэтью (1938). Поляки – христиане еврейского происхождения . Варшава : Видау.
- Шолем, Гершом . « Шабтай Цви» и «Якоб Франк и франкисты » . Энциклопедия иудаики (изд. CD-ROM). Архивировано из оригинала 16 января 2009 года . Проверено 13 мая 2009 г.
- 1726 рождений
- 1791 смертей
- Христиане XVIII века
- Польские раввины XVIII века
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Франкизм
- Джейкоб
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Еврейские претенденты на мессию
- Каббалисты
- Жители Тернопольской области.
- Польские евреи-ашкенази
- Польские католики
- саббатиане
- Реинкарнация
- Основатели религий