Неемия Хайюн
Неемия Хийя бен Моисей Хайюн (ок. 1650 – ок. 1730) был боснийским каббалистом , которого ученые описывают как связанного с саббатианством . [ 1 ] [ 2 ] Его родители, сефардского происхождения, жили в Сараево , Босния (тогда входившая в состав Османской империи ), где он, скорее всего, и родился, хотя позже в жизни он утверждал, что был палестинским эмиссаром, родившимся в Цфате . образование он получил Талмудическое в Хевроне .
Отлучён от церкви в Иерусалиме
[ редактировать ]На восемнадцатом году жизни он стал раввином города Ускуп на территории современной Республики Северная Македония ( Üsküp — османский турецкий язык : اسكوب ). Однако эту должность он занимал лишь недолгое время. После этого он вел странствующую жизнь как купец, ученый или нищий. В облике святого он постоянно искал любовных приключений. Из Ускупа он отправился в Палестину, затем в Египет . В 1708 году он появился в Смирне , где приобрел сторонников, готовых помочь ему опубликовать его «Мехемнута де Кулла» и таким образом обеспечить ему положение раввина. В этой работе он утверждал, что иудаизм учит о тринитарном Боге. Он заявил, что этот Бог воплощает три лица (« парцуфим ») – Ветхого днями («Аттик»), Святого Царя и Шхину . [ 3 ] Часть Хайюна в этой книге состоит только из двух комментариев; текст был анонимно написан саббатианским учеником. Покинув Смирну, Хайюна с помпой и церемониями отвели в Иерусалим , но раввин Смирны, увидевший его притязания, предупредил иерусалимских раввинов о его ересях. Непосредственным последствием было то, что еще до его прибытия раввины Иерусалима, хотя они никогда не читали его работы, отлучили его от церкви как « мин » и приговорили его книгу к сожжению .
В Праге
[ редактировать ]Отлученный от церкви, он нигде не встречал сочувствия (1709-1711). Однако в Венеции (1711 г.) с одобрения раввинов этой общины он напечатал отрывок из своего труда под названием « Раза ди-Йихуда», в начало которого вплел первую строфу похотливого итальянца. любовная песня « La Bella Margaritha» с мистическим гимном « Кетер Элион». В Праге , где он жил с 1711 по 1712 год, он нашел подходящую почву для своего учения. Его принял Йозеф Оппенгейм, сын Давида Оппенгейма . Каббалистический раввин Праги Нафтали Коэн также был очень впечатлен его личностью. Он даже настоятельно рекомендовал свою книгу, основывая свое суждение лишь на ложных отзывах. Здесь Хайюн произнес проповеди, имеющие субботнюю подоплеку и которые он напечатал в Берлине (1713 г.) под названием «Дибре Нехемия». Более того, он сыграл роль волшебника , того, кто имел общение с Илией , человека, способного воскрешать мёртвых и создавать новые миры. Написав амулеты, он заработал деньги, необходимые для азартных игр. Путем обманных представлений ему удалось также завести друзей в Вена , Никольсбург , Просниц , Бреслау , Глогау и Берлин , а также установил политические связи с Лебелем Просницем Моравии . В Берлине (1713 г.), община которого тогда была разделена на две партии, ему удалось напечатать свою книгу «Мехемнута де Кулла», или «Оз ле-Элогим», с одобрения берлинского раввина Аарона Бенджамина Вольфа .
В Амстердаме
[ редактировать ]Благодаря престижу, который он получил благодаря своей книге, он теперь попытал счастья в Амстердаме . Почти с самого начала он столкнулся с антагонизмом со стороны Цви Ашкенази , раввина немецкой общины Амстердама, который принял его за другого Хайюна, своего старого врага. Хайюн сдал свою книгу правлению португальской общины в Амстердаме, чтобы получить разрешение на ее продажу. Не доверяя своему собственному раввину Соломону Айлону , этот совет передал дело Цви Ашкенази , который, конечно, очень скоро обнаружил его еретический характер и призвал к изгнанию его автора. Однако в этот момент Эйллон, под угрозой того, что Хайюн раскроет свою прошлую жизнь в качестве шабатаянина всему Амстердаму, стал его защитником и сделал дело Хайюна полностью своим делом и делом португальской общины. В результате правление синагоги поручило Эйлону сформировать комиссию для повторного изучения книги Хайюна. Не дожидаясь решения этой комиссии, Цви Ашкенази и его антисубафаистский друг Моисей Хагиз отлучил Хайюна от церкви (23 июля 1713 г.). Они опубликовали свое решение с различными неоправданными клеветническими статьями в брошюрах, которые, в ответ на встречные брошюры, значительно усилили неприязнь между португальским и немецким собранием.
Покинул Амстердам
[ редактировать ]Португальская комиссия объявила о своем решении 7 августа 1713 года. Несмотря на возражения двух членов комиссии, один из которых был собственным сыном Эйлона, они объявили Хайюна совершенно невиновным в ереси, и он был реабилитирован на торжественном собрании великого Амстердамская синагога. Но Хайюн был отлучен от церкви многими другими внешними общинами, а его сомнительное происхождение и обманные средства, с помощью которых он получил признание, были разоблачены, особенно Леоном Бриели , престарелым раввином Мантуи . Несмотря на это, члены португальской комиссии выполнили свое решение, но почувствовали себя обязанными публично оправдать себя и с этой целью выпустили «Кошт Имре Эмет» — брошюру, не лишенную очевидных искажений. Под защитой португальцев Хайюн мог даже оскорблять своих оппонентов в брошюрах, что и делал. Он напал на Цви Ашкенази в Ха-Цад Цви, Амстердам, 1713 год; Джозеф Эргас в Шалхебет Ях и Кетобет Хака ; Цви Ашкенази, Моисей Хагиз и Леон Бриели. Питха Мин Шмая ; Моисей Хагиз, Иггерет Шебукин, Амстердам, 1714 год. Однако наконец Хайюн уехал на Восток, и все почувствовали облегчение. Представления, данные ему его сторонниками, не принесли никакой пользы; куда бы он ни пошел, двери перед ним были заперты.
В августе 1724 года, благодаря визирю, ему удалось в Константинополе освободиться от отлучения от церкви при условии, что он будет воздерживаться от преподавания, письма и проповедей на каббалистические темы. Под присягой он обещал это, но впоследствии нарушил свое слово. Реабилитированный таким образом, он отправился в Вену и сумел, пропагандируя свое учение о Троице и заявляя о своем намерении обратить евреев в христианство , получить охранную грамоту от австрийского императора, хотя он тайно симпатизировал саббатианцам и все еще открыто заявлял, что он ортодоксальный еврей . Но его игра была сыграна. Перед стенами Праги ему грозил голод. В Берлине он угрожал исповедовать христианство, если ему будет отказано в поддержке. Его друзья в Амстердаме, даже Эйллон, покинули его. В апреле 1726 года он был отлучен от церкви в Гамбурге и, наконец, в Альтоне . Он бежал в Северную Африку , где и умер. Его сын обратился в христианство и попытался отомстить своему отцу, якобы клеветническими нападками на иудаизм.
Еврейской энциклопедии Библиография
[ редактировать ]- Иоганн Кристоф Вольф , Bibliotheca Hebræa iii.828 и последующие, iv.928 и последующие;
- Йост, История израильского народа , ii.363 и последующие, 468 и последующие;
- -, История иудаизма и его сект , iii.177 и последующие;
- Д. Кахана, Эбен ха-Тоим , стр. 64 и последующие;
- Джейкоб Эмден , Мегилат Сефер , изд. Кахана, с. 25, 30-32, 34, 39, 58, 117, 118;
- Адольф Нойбауэр , кот. Бодл. Евр. МСС. п. 760;
- Генрих Грец , Geschichte x.309 и последующие, 468 и последующие;
- Лезер Ландсхут , Аммуде ха-Абода , с. 282;
- Джозеф Перлес , История евреев в Познани , стр. 79 и след.;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. столбцы. 2054 и последующие;
- Зима и пожелания, Еврейская литература , II.73;
- Миктаб ме-Р. Авраам Сегре, в журнале Berliner's Magazin, Hebr. часть, 1890, XVII.15;
- Д. Кауфманн, Самсон Вертхаймер , с. 97, примечание 1;
- - в Ха-Хохере , II.11, Вена, 1894 г.;
- Авраам Берлинер , История евреев в Риме, II.75;
- Ха-Цад Цви, Предисловие, Амстердам, 1713 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хусс, Б. (2017). Переводы Зоара: исторический контекст и идеологические рамки. Переписка, 4.
- ^ Петровский-Штерн, Ю. (2008). Хасидеи деар'а и Хасидеи декохвая: два направления в современной еврейской историографии. Обзор AJS, 32 (1), 141–167.
- ^ Фальк, Авнер (1996). Психоаналитическая история евреев . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 573. ИСБН 978-0-8386-3660-2 .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и Макс Шлёссингер (1901–1906). «Хайюн, Неемия Хийя бен Моисей» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- 1650-е годы рождения
- Смерти 1730-х годов
- Раввины из Сараево
- Раввины в Хевроне
- Евреи-сефарды Боснии и Герцеговины
- Сефардские раввины
- Каббалисты
- Раввины 17 века из Османской империи
- Раввины XVIII века из Османской империи
- Евреи-сефарды 17 века
- Евреи-сефарды XVIII века
- Евреи-сефарды из Османской империи
- саббатианцы