Jump to content

саббатиане

Иллюстрация Саббатая Цви 1906 года ( Еврейский исторический музей )

Саббатеи саббатиане (или последователями, учениками ) были различными еврейскими и верующими в Саббатая Цви (1626–1676), [1] [2] [3] сефардский еврейский раввин и каббалист, которого провозгласил еврейским Мессией в 1666 году Натан из Газы . [1] [2]

Огромное количество евреев в еврейской диаспоре приняли его притязания даже после того, как он внешне стал отступником из-за своего насильственного обращения в ислам в том же году. [1] [2] [3] Последователи Саббатая Цви, как во время его провозглашенного мессианства, так и после его насильственного обращения в ислам, известны как саббатиане. [1] [3] Часть саббатеев просуществовала вплоть до Турции 21-го века как потомки дёнме . [1]

Саббатай Цви [ править ]

Саббатай Цви был сефардским рукоположенным раввином из Смирны (ныне Измир , Турция). [4] [5] Каббалист романиотского происхождения , [6] Цви, действовавший по всей Османской империи , утверждал, что он долгожданный еврейский Мессия . Он был основателем саббатианского движения, последователи которого впоследствии стали известны как «обращенные» дёнме или криптоевреи. [7]

Обращение в ислам [ править ]

Бывшие последователи Саббатая раскаиваются за свою поддержку.

В феврале 1666 года, по прибытии в Константинополь , Саббатай был заключен в тюрьму по приказу великого визиря Кёпрюлюзаде Фазила Ахмед-паши ; в сентябре того же года, после того как его перевели из разных тюрем столицы в Адрианополь (резиденцию императорского суда) для вынесения приговора по обвинению в разжигании мятежа , Великий визирь дал Саббатай от имени султана Османской империи. Мехмед IV , выбор: либо встретить смерть в результате какого-либо испытания, либо принять ислам . Саббатай, похоже, выбрал последнее, надев с тех пор тюрбан . Затем главы Османского государства наградили его щедрой пенсией за согласие с их политическими и религиозными планами. [8]

Обращение Саббатая в ислам вызвало крайнее разочарование в еврейских общинах мира. Помимо страданий и внутреннего разочарования, мусульмане и христиане издевались и презирали доверчивых и обманутых евреев. [9]

Несмотря на отступничество Саббатая, многие из его приверженцев по-прежнему упорно цеплялись за него, утверждая, что его обращение было частью мессианского плана. [9] Эту веру в дальнейшем поддерживали и укрепляли такие люди, как Натан из Газы и Самуэль Примо , которые были заинтересованы в поддержании движения. [10]

Многие из ближайшего окружения Цви последовали за ним в ислам, включая его жену Сару и большинство его ближайших родственников и друзей. [ нужна ссылка ] Натан из Газы , ближайший к Цви ученый, который заставил Цви раскрыть свое мессианство и, в свою очередь, стал его пророком, никогда не следовал за своим учителем в ислам, но оставался евреем, хотя и был отлучен от церкви своими еврейскими братьями. [ нужна ссылка ]

После отступничества Саббатая Цви многие евреи, хотя и были в ужасе, цеплялись за веру в то, что Цви все еще можно считать истинным еврейским Мессией . [1] [2] [3] [11] Они составляли наибольшее количество саббатеев в 17 и 18 веках. К 19 веку еврейские саббатианцы превратились в небольшие группы скрытых последователей, которые боялись быть раскрытыми из-за своих убеждений, которые считались полностью еретическими и противоположными раввинистическому иудаизму . Эти самые евреи подпадали под категорию «сектантских» саббатианцев, которая возникла, когда многие саббатиане отказались признать, что притворное отступничество Цви могло свидетельствовать о том, что их вера на самом деле была иллюзией. [11]

Другая большая группа саббатианцев после отступничества Цви стала рассматривать ислам в крайне негативном свете. [12] Полемика против ислама вспыхнула сразу после насильственного обращения Цви. Некоторые из этих нападений считались частью анти-Саббатианской программы. [12] Обвинения, исходившие от евреев-антисаббатианцев, вращались вокруг идеи о том, что притворное обращение Саббатая Цви в ислам было по праву показателем ложного утверждения о мессианстве. [12]

Внутри Османской империи те последователи Цви, которые обратились в ислам, но тайно продолжали соблюдать еврейские обряды и брит-милу, стали известны как дёнме ( турецкий : dönme «обращенный»). Внутри секты существовало несколько внутренних подразделений в зависимости от географического положения группы и в зависимости от того, кем были лидеры этих групп после смерти Саббатая Цви. [13]

Споры, связанные с саббатианством, истории в еврейской

Саббатай Цви «возведен на трон» как еврейский Мессия , из Тиккуна , Амстердам , 1666 год.

Эмдена Эйбешуца Споры и

Споры Эмдена и Эйбешуца представляли собой серьезный раввинский диспут с более широкими политическими разветвлениями в Европе, который последовал за обвинениями раввина Якоба Эмдена (1697–1776), яростного противника саббатианцев, против раввина Йонатана Эйбешуца (1690–1764), которого он обвинил в будучи тайным саббатианцем. [ нужна ссылка ]

Споры Эмден-Эйбешуц возникли по поводу амулетов , в выпуске которых Эмден подозревал Эйбешуца. Утверждалось, что эти амулеты признавали мессианские притязания Саббатая Цви. [ нужна ссылка ] Затем Эмден обвинил Эйбешуца в ереси. Эмден был известен своими нападками, направленными против сторонников или тех, кого он считал сторонниками Саббатая Цви. В глазах Эмдена Эйбешуц был осужденным саббатианцем. [ нужна ссылка ] Споры длились несколько лет и продолжались даже после смерти Эйбешуца. [ нужна ссылка ]

Утверждение Эмдена о ереси было главным образом основано на интерпретации некоторых амулетов, изготовленных Эйбешуцем, в которых Эмден утверждал, что видел саббатейские аллюзии. Военные действия начались еще до того, как Эйбешуц покинул Прагу ; когда Эйбешуц был назначен главным раввином трех общин Альтона , Гамбурга и Вандсбека в 1751 году, споры достигли стадии острого и ожесточенного антагонизма. Эмден утверждал, что сначала угрозы не позволили ему опубликовать что-либо против Эйбешуца. В своей синагоге он торжественно объявил автора амулетов саббатейским еретиком и заслуживающим херема (отлучения от церкви) . [ нужна ссылка ]

Большинство раввинов Польши , Моравии и Богемии , а также лидеры Трех Общин поддержали Эйбешуца: [ нужна ссылка ] обвинение было «совершенно невероятным».

В июле 1725 года ашкеназский бетдин Амстердама издал запрет на отлучение от церкви всей саббатианской секты ( кат ха-мааминим ). Писания саббатианского характера, найденные Бейт-Дином в то время, приписывались Эйбешуцу. [14] В начале сентября аналогичные прокламации были изданы батейном Франкфурта и тройной общиной Альтона, Гамбурга и Вандсбека. Три запрета были напечатаны и распространены в других еврейских общинах по всей Европе. [15] Раввин Иезекииль Каценелленбоген , главный раввин Тройственной общины и раввин Моисей Хагиз [16] не пожелали публично нападать на Эйбешюца, отметив, что «более великие, чем он, упали и развалились» и что «мы ничего не можем с ним сделать». [16] Однако раввин Каценеленбоген заявил, что один из текстов, найденных амстердамским бейт дин Вааво Хайом эль Ха'Аин «И я пришел в этот день к фонтану», был автором Джонатана Эйбешюца, и заявил, что все копии работы, которые были находящиеся в обращении должны быть немедленно сожжены. [17] [18] Позже Эмден предположил, что раввины решили не нападать на Эйбешуца из-за нежелания оскорбить его влиятельную семью и из страха перед богатыми сторонниками его жизни в их общинах. [19] В результате того, что Эйбершуц и другие раввины в Праге сформулировали новый (и другой) запрет на саббатианство в сентябре того же года, его репутация была восстановлена, и Эйбешуц считался полностью оправданным. [20] Этот вопрос должен был возникнуть снова, хотя и косвенно, в споре 1751 года между Эмденом и Эйбершуцем.

Этот спор стал важным событием в еврейской истории того периода, в котором участвовали как Ечезкель Ландау , так и Виленский Гаон , и ему можно приписать то, что он разрушил сохраняющуюся веру в субботу, существовавшую даже в некоторых ортодоксальных кругах. Эйбешуца были обнаружены некоторые саббатейские элементы В 1760 году ссора вспыхнула еще раз, когда среди студентов ешивы . В то же время его младший сын Вольф представил себя саббатейским пророком, в результате чего ешива была закрыта. [ нужна ссылка ]

и хасидизм ранний Саббатиане

Некоторые ученые видят семена хасидского движения внутри саббатианского движения. [21] Когда хасидизм начал распространять свое влияние, между евреями-хасидами и евреями-нехасидами возник серьезный раскол. Те, кто отвергал хасидское движение, называли себя миснагдим («противниками»).

Критики хасидского иудаизма [ ВОЗ? ] выразил обеспокоенность тем, что хасидизм может стать мессианской сектой, как это произошло среди последователей Саббатая Цви и Якова Франка . Однако Баал Шем Тов , основатель хасидизма, появился в то время, когда еврейские массы Восточной Европы были в замешательстве и разочаровании, порожденных двумя еврейскими лжемессиями Саббатаем Цви (1626–1676) и Яковом Франком (1726–1791). в частности.

и секуляризм современный Саббатиане

Некоторые ученые утверждали, что саббатианское движение в целом способствовало развитию принципов современного секуляризма и хорошо сочеталось с ними . [22] С этим связано стремление дёнме в Турции к секуляризации своего общества, точно так же, как европейские евреи пропагандировали ценности эпохи Просвещения и ее еврейского эквивалента хаскалы . [ нужна ссылка ]

против саббатианцев выступавшие , Раввины

  • Джозеф Эскапа (1572–1662) был особенно известен тем, что был учителем Цви и впоследствии отлучил его от церкви. [23]
  • Аарон Лапапа (1590–1674) был раввином в Смирне в 1665 году, когда движение Цви там находилось в самом разгаре. Он был одним из немногих раввинов, выступивших против Цеви и отлучивших его от церкви . Цви и его сторонники в ответ свергли его и вынудили покинуть город, а его должность была передана его коллеге Хаиму Бенвенисте, в то время одному из последователей Саббатая. После обращения Саббатая в ислам Лапапа, похоже, был восстановлен в должности. [ нужна ссылка ]
  • Якоб бен Аарон Саспортас (1610–1698) был одним из самых яростных противников саббатианского движения. Он написал множество писем различным общинам Европы, Азии и Африки, призывая их разоблачить самозванцев и предостеречь людей от них. Он задокументировал свою борьбу в своей книге «Цицат Роман Цви» , название которой основано на Исаии 28:4. Он написал ряд работ, таких как «Толедот Яакоб» (1652 г.), указатель библейских отрывков, найденный в Агаде Иерусалимского Талмуда , аналогичный «Толедот Аарон» к Вавилонскому Талмуду Аарона Пезаро, который относится только ; и Охель Яаков (1737 г.), том галахических ответов , который включает полемическую переписку против Цви и его последователей.
  • Якоб Хагис (1620–1674) был одним из главных противников Цви, который подверг его запрету . Около 1673 года Хагис отправился в Константинополь, чтобы опубликовать свой «Лехем ха-Паним», но умер там, прежде чем это было завершено. Эта книга, как и многие другие его, была утеряна.
  • Нафтали Коэн (1649–1718) был каббалистом , которого обманом заставили дать одобрение книге саббатианца Неемии Хайюна . Получив эту и другие рекомендации, полученные таким же образом, Хайюн путешествовал по Моравии и Силезии , распространяя повсюду свое саббатейское учение. Коэн вскоре обнаружил свою ошибку и безуспешно попытался вернуть себе одобрение, хотя еще не осознавал всей важности книги. Это было в 1713 году, когда Коэн находился в Бреслау (где он был раввином до 1716 года), Хахам Цви Ашкенази из Амстердама сообщил ему о своих принципах. В этой связи Коэн действовал жестко. Он объявил запрет на автора и его книгу и стал одним из самых ревностных сторонников Хахама Цви в его кампании против Хайюна.
  • Дэвид Ньето (1654–1728) был хахамом испанской и португальской еврейской общины в Лондоне . Он неустанно вел войну с саббатианами, которую считал опасной для интересов иудаизма, и в этой связи написал свой «Эш Дат» (Лондон, 1715 г.) против Неемии Хайюна (который поддерживал Цви).
  • Цви Ашкенази 1656–1718), известный как Хахам Цви , некоторое время раввин Амстердама ( , был решительным противником последователей Саббатая Цви. В Салониках он также стал свидетелем влияния движения Саббатай Цви на общество, и этот опыт стал определяющим фактором всей его карьеры. Его сын Джейкоб Эмден служил раввином в Эмдене и пошел по стопам своего отца в борьбе с саббатианским движением.
  • Моисей Хагиз (1671– ок. 1750) родился в Иерусалиме и в 1725–1726 годах вел кампанию против саббатейских эмиссаров. [ нужна ссылка ]
  • Джейкоб Эмден (1697–1776) был знатоком Талмуда и ведущим противником саббатианцев . Он наиболее известен как оппонент раввина Джонатана Эйбешуца, которого он обвинил в саббатианстве во время спора Эмден-Эйбешуц .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Иудаизм - Лурианская Каббала: Шаббатианство» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc., 23 января 2020 г. Проверено 6 октября 2020 г. Раввин Шабтай Цви из Смирны (1626–1676 гг.), провозгласивший себя мессией в 1665 году. Хотя «мессия» был насильно обращен в ислам в 1666 году и закончил свою жизнь в изгнании 10 лет спустя, он продолжал иметь верных последователей. Таким образом, секта родилась и выжила, во многом благодаря деятельности Натана из Газы (ок. 1644–1690), неутомимого пропагандиста, который оправдывал действия Шабтая Цви, включая его окончательное отступничество, теориями, основанными на лурианском учении « ремонт" . Действия Цви, по мнению Натана, следует понимать как нисхождение праведного в бездну «оболочек», чтобы освободить плененные частицы божественного света. Субботний кризис длился почти столетие, а некоторые его последствия длились еще дольше. Это привело к формированию сект, члены которых были обращены в ислам извне, например, Дёнме (по-турецки: «Отступники») из Салоник , чьи потомки до сих пор живут в Турции — или в католицизме — например, польские сторонники Якоба Франка (1726–1791), самопровозглашенного мессии и новообращенного католика Богемии-Моравии). (однако франкисты внешне оставались евреями). Этот кризис не дискредитировал каббалу, но заставил еврейские духовные власти контролировать и строго ограничивать ее распространение, а также применять цензуру и другие репрессивные меры против любого человека — даже человека проверенного благочестия и признанных знаний — которого подозревали в симпатиях к Шаббату или в мессианские претензии.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Карп, Авраам Дж. (2017). " "Свидетели истории": Шабтай Цви - Лжемессия (Сокровища иудаизма)" . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 16 октября 2017 года . Проверено 6 октября 2020 г. Родившийся в Смирне в 1626 году, он рано проявил многообещающие способности как знаток Талмуда и даже в большей степени как студент и приверженец Каббалы . Более выраженными, чем его ученость, были его странные мистические размышления и религиозные экстазы. Он путешествовал по разным городам, его сильная личность и его то аскетическое , то потворство своим желаниям поведение одинаково привлекали и отталкивали как раввинов, так и население. Его изгнали из Салоник раввины за то, что он устроил свадебную службу, в которой он был женихом, а Тора — невестой. Его беспорядочное поведение продолжалось. В течение длительного времени он был уважаемым учеником и преподавателем Каббалы; в других случаях он был склонен к мессианским фантазиям и причудливым поступкам. В какой-то момент, живя в Иерусалиме в поисках «мира для своей души», он разыскал самопровозглашенного «человека Божьего». Натан из Газы , провозгласивший Шабтая Цви Мессией. Затем Шабтай Цви начал играть эту роль [...] 15 сентября 1666 года Шабтай Цви, предстал перед султаном и получил выбор: смерть или отступничество, благоразумно выбрал последнее, надев на голову тюрбан в знак своего обращения. принял ислам, за что был удостоен почетного звания «Хранитель дворцовых ворот» и пенсии в размере 150 пиастров в день. Отступничество потрясло еврейский мир. И лидеры, и последователи отказывались в это верить. Многие продолжали ожидать второго пришествия, и вера в ложных мессий сохранялась на протяжении всего восемнадцатого века. У подавляющего большинства верующих возникли отвращение и раскаяние, а также активное стремление стереть все свидетельства, даже упоминания о псевдомессии. Страницы из коммунальных реестров были изъяты, а документы уничтожены. Лишь немногие экземпляры книг, прославляющих Шабтай Цви, сохранились, а те, что действительно, стали раритетами, пользующимися большим спросом среди библиотек и коллекционеров.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Колер, Кауфманн ; Мальтер, Генри (1906). «Шаббатай Цеви» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 6 октября 2020 г. По приказу [султана] Шабтай был доставлен из Абидоса в Адрианополь , где врач султана, бывший еврей, посоветовал Шаббетаю принять ислам как единственное средство спасения его жизни. Шаббетай осознал опасность своего положения и последовал совету врача. На следующий день [...] предстал перед султаном, он сбросил свою еврейскую одежду и надел на голову турецкий тюрбан; и таким образом его обращение в ислам было завершено. Султан был очень доволен и наградил Шабтая, присвоив ему титул (Махмеда) «Эффенди» и назначив его своим привратником с высокой зарплатой. [...] Чтобы завершить принятие магометанства, Шабтаю было приказано взять еще одну жену , рабыню -мусульманку , и он подчинился этому приказу. [...] Тем временем Шабтай тайно продолжал свои заговоры, ведя двойную игру. Временами он брал на себя роль благочестивого мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он вступал в отношения с евреями как с единоверцами. Таким образом, в марте 1668 года он вновь заявил, что наполнен Святого Духа на Пасху и получил откровение. Он или один из его последователей опубликовал мистический труд, адресованный евреям, в котором излагались самые фантастические идеи, например, что он был истинным Искупителем, несмотря на свое обращение, и его цель состояла в том, чтобы привести тысячи мусульман к иудаизму. Султану он сказал, что его деятельность среди евреев заключалась в том, чтобы привлечь их в ислам. Поэтому он получил разрешение общаться со своими бывшими единоверцами и даже проповедовать в их синагогах. Таким образом, ему удалось склонить ряд мусульман к своим каббалистическим взглядам и, с другой стороны, обратить многих евреев в ислам, сформировав таким образом иудео-турецкую секту (см. Дёнме ), последователи которой безоговорочно верили в него [как Еврейский Мессия ]. Однако эта двойная игра с евреями и мусульманами не могла продолжаться долго. Постепенно туркам надоели замыслы Шаббтая. Его лишили жалованья и сослали из Адрианополя в Константинополь . В деревне недалеко от последнего города он однажды был застигнут врасплох, когда пел псалмы в шатре с евреями, после чего великий визирь приказал сослать его в Дульчиньо , небольшой городок в Албании , где он умер в одиночестве и безвестности.
  4. ^ Шолем, соч. цит. , с. 111, упоминается, среди других свидетельств раннего раввинского обучения Саббатая и семиха , проведенного раввином Йозефом Эскафой из его родного города Смирны: «Согласно свидетельству Лейба бен Озера, нотариуса нотариуса ашкеназской общины Амстердама... Саббатаю было восемнадцать лет, когда он был рукоположен в сан хакхама ». Шолем также пишет в предыдущем предложении: «Томас Коэнен, протестантский священник, обслуживающий голландскую общину в Смирне, сообщает нам... что он получил титул хахам , сефардский почетный титул раввина, еще будучи подростком».
  5. ^ Вигодер, Джеффри (1972). Еврейское искусство и цивилизация . п. 44.
  6. ^ Голдиш, М. Еврейские вопросы: ответы на сефардскую жизнь в период раннего Нового времени, особенно. п. Введение XXXI, 2008 г. (Автор описывает его как еврея-романиота)
  7. ^ Рифа Н. Бали (2008), стр. 91-92
  8. ^ Шолем, цит. , стр. 678–681; Шолем, Гершом. «Шаббетай Цви». Энциклопедия иудаики, стр. 348–350.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шолем, Гершом (1973). Саббатай Севи: Мистический Мессия . Издательство Принстонского университета. стр. 821–828.
  10. ^ Кахана, Маоз (2012). «Очарование запретного знания: искушение саббатейской литературой для основных раввинов в эпоху франкизма, 1756–1761». Еврейский ежеквартальный обзор . 102 (4): 589–616. дои : 10.1353/jqr.2012.0033 . JSTOR   41681764 . S2CID   162409618 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шолем, Гершом (1973). Саббатай Севи: Мистический Мессия . Издательство Принстонского университета. стр. 687–693.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джейкобс, Мартин (2007). «Раскаяние бывшего саббатианина? Полемика Самбари против ислама». Еврейский ежеквартальный обзор . 97 (3): 347–378. дои : 10.1353/jqr.2007.0038 . JSTOR   25470213 . S2CID   162896245 .
  13. ^ «Странная секта в Салониках» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 26 января 1919 года.
  14. ^ Эмден, Бейт Йонатан ха-Софер, л. 4.
  15. Выдержки из свидетельств были напечатаны Эмденом в его «Бейт Йехонатан ха-Софер», Альтона, 1762 г., л. 4В; полный текст показаний, писем и заявлений, касающихся расследования, можно найти в [Йозефе Прагере], Гахалей Эш, Оксфорд, Бодлианская библиотека. Мисс 2186, Том. Я, ребята. 70р -129
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гахалей Эш, Том. Я, фол. 54
  17. ^ Prager, Gahalei Esh, Vol. I, fol. 54v.
  18. ^ Мацейко, Павел (2014). «Раввин и иезуит: о раввине Джонатане Эйбешютце и отце Франциске Хазельбауэре, редактирующих Талмуд». Еврейские социальные исследования . 20 (2): 147. doi : 10.2979/jewisocistud.20.2.147 . S2CID   161462387 .
  19. ^ Эмден, Сефер Хитаббкут, fos. 1в-2р
  20. ^ [Прагер], Гахалей Эш, л.112р.
  21. ^ «Постаббатианский саббатианство» . Бецалель Наор (Рав Кук о саббатианстве). 12 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г.
  22. ^ «Саббатейский мессианизм как протосекуляризм» . М. Аврум Эрлих. 12 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 14 января 2007 г.
  23. ^ Гольдштейн, МБ (2013). Новейший Завет: Светская Библия . Издательство Арчвей. п. 468. ИСБН  9781480801554 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9eaf856b6cfe1038de25e4c223b13b37__1715593920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/37/9eaf856b6cfe1038de25e4c223b13b37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sabbateans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)