саббатиане
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Еврейский мистицизм |
---|
Саббатеи саббатиане (или последователями, учениками ) были различными еврейскими и верующими в Саббатая Цви (1626–1676), [1] [2] [3] сефардский еврейский раввин и каббалист, которого провозгласил еврейским Мессией в 1666 году Натан из Газы . [1] [2]
Огромное количество евреев в еврейской диаспоре приняли его притязания даже после того, как он внешне стал отступником из-за своего насильственного обращения в ислам в том же году. [1] [2] [3] Последователи Саббатая Цви, как во время его провозглашенного мессианства, так и после его насильственного обращения в ислам, известны как саббатиане. [1] [3] Часть саббатеев просуществовала вплоть до Турции 21-го века как потомки дёнме . [1]
Саббатай Цви [ править ]
Саббатай Цви был сефардским рукоположенным раввином из Смирны (ныне Измир , Турция). [4] [5] Каббалист романиотского происхождения , [6] Цви, действовавший по всей Османской империи , утверждал, что он долгожданный еврейский Мессия . Он был основателем саббатианского движения, последователи которого впоследствии стали известны как «обращенные» дёнме или криптоевреи. [7]
Обращение в ислам [ править ]
В феврале 1666 года, по прибытии в Константинополь , Саббатай был заключен в тюрьму по приказу великого визиря Кёпрюлюзаде Фазила Ахмед-паши ; в сентябре того же года, после того как его перевели из разных тюрем столицы в Адрианополь (резиденцию императорского суда) для вынесения приговора по обвинению в разжигании мятежа , Великий визирь дал Саббатай от имени султана Османской империи. Мехмед IV , выбор: либо встретить смерть в результате какого-либо испытания, либо принять ислам . Саббатай, похоже, выбрал последнее, надев с тех пор тюрбан . Затем главы Османского государства наградили его щедрой пенсией за согласие с их политическими и религиозными планами. [8]
Обращение Саббатая в ислам вызвало крайнее разочарование в еврейских общинах мира. Помимо страданий и внутреннего разочарования, мусульмане и христиане издевались и презирали доверчивых и обманутых евреев. [9]
Несмотря на отступничество Саббатая, многие из его приверженцев по-прежнему упорно цеплялись за него, утверждая, что его обращение было частью мессианского плана. [9] Эту веру в дальнейшем поддерживали и укрепляли такие люди, как Натан из Газы и Самуэль Примо , которые были заинтересованы в поддержании движения. [10]
Многие из ближайшего окружения Цви последовали за ним в ислам, включая его жену Сару и большинство его ближайших родственников и друзей. [ нужна ссылка ] Натан из Газы , ближайший к Цви ученый, который заставил Цви раскрыть свое мессианство и, в свою очередь, стал его пророком, никогда не следовал за своим учителем в ислам, но оставался евреем, хотя и был отлучен от церкви своими еврейскими братьями. [ нужна ссылка ]
После отступничества Саббатая Цви многие евреи, хотя и были в ужасе, цеплялись за веру в то, что Цви все еще можно считать истинным еврейским Мессией . [1] [2] [3] [11] Они составляли наибольшее количество саббатеев в 17 и 18 веках. К 19 веку еврейские саббатианцы превратились в небольшие группы скрытых последователей, которые боялись быть раскрытыми из-за своих убеждений, которые считались полностью еретическими и противоположными раввинистическому иудаизму . Эти самые евреи подпадали под категорию «сектантских» саббатианцев, которая возникла, когда многие саббатиане отказались признать, что притворное отступничество Цви могло свидетельствовать о том, что их вера на самом деле была иллюзией. [11]
Другая большая группа саббатианцев после отступничества Цви стала рассматривать ислам в крайне негативном свете. [12] Полемика против ислама вспыхнула сразу после насильственного обращения Цви. Некоторые из этих нападений считались частью анти-Саббатианской программы. [12] Обвинения, исходившие от евреев-антисаббатианцев, вращались вокруг идеи о том, что притворное обращение Саббатая Цви в ислам было по праву показателем ложного утверждения о мессианстве. [12]
Внутри Османской империи те последователи Цви, которые обратились в ислам, но тайно продолжали соблюдать еврейские обряды и брит-милу, стали известны как дёнме ( турецкий : dönme «обращенный»). Внутри секты существовало несколько внутренних подразделений в зависимости от географического положения группы и в зависимости от того, кем были лидеры этих групп после смерти Саббатая Цви. [13]
истории в еврейской
Эмдена Эйбешуца Споры и
Споры Эмдена и Эйбешуца представляли собой серьезный раввинский диспут с более широкими политическими разветвлениями в Европе, который последовал за обвинениями раввина Якоба Эмдена (1697–1776), яростного противника саббатианцев, против раввина Йонатана Эйбешуца (1690–1764), которого он обвинил в будучи тайным саббатианцем. [ нужна ссылка ]
Споры Эмден-Эйбешуц возникли по поводу амулетов , в выпуске которых Эмден подозревал Эйбешуца. Утверждалось, что эти амулеты признавали мессианские притязания Саббатая Цви. [ нужна ссылка ] Затем Эмден обвинил Эйбешуца в ереси. Эмден был известен своими нападками, направленными против сторонников или тех, кого он считал сторонниками Саббатая Цви. В глазах Эмдена Эйбешуц был осужденным саббатианцем. [ нужна ссылка ] Споры длились несколько лет и продолжались даже после смерти Эйбешуца. [ нужна ссылка ]
Утверждение Эмдена о ереси было главным образом основано на интерпретации некоторых амулетов, изготовленных Эйбешуцем, в которых Эмден утверждал, что видел саббатейские аллюзии. Военные действия начались еще до того, как Эйбешуц покинул Прагу ; когда Эйбешуц был назначен главным раввином трех общин Альтона , Гамбурга и Вандсбека в 1751 году, споры достигли стадии острого и ожесточенного антагонизма. Эмден утверждал, что сначала угрозы не позволили ему опубликовать что-либо против Эйбешуца. В своей синагоге он торжественно объявил автора амулетов саббатейским еретиком и заслуживающим херема (отлучения от церкви) . [ нужна ссылка ]
Большинство раввинов Польши , Моравии и Богемии , а также лидеры Трех Общин поддержали Эйбешуца: [ нужна ссылка ] обвинение было «совершенно невероятным».
В июле 1725 года ашкеназский бетдин Амстердама издал запрет на отлучение от церкви всей саббатианской секты ( кат ха-мааминим ). Писания саббатианского характера, найденные Бейт-Дином в то время, приписывались Эйбешуцу. [14] В начале сентября аналогичные прокламации были изданы батейном Франкфурта и тройной общиной Альтона, Гамбурга и Вандсбека. Три запрета были напечатаны и распространены в других еврейских общинах по всей Европе. [15] Раввин Иезекииль Каценелленбоген , главный раввин Тройственной общины и раввин Моисей Хагиз [16] не пожелали публично нападать на Эйбешюца, отметив, что «более великие, чем он, упали и развалились» и что «мы ничего не можем с ним сделать». [16] Однако раввин Каценеленбоген заявил, что один из текстов, найденных амстердамским бейт дин Вааво Хайом эль Ха'Аин «И я пришел в этот день к фонтану», был автором Джонатана Эйбешюца, и заявил, что все копии работы, которые были находящиеся в обращении должны быть немедленно сожжены. [17] [18] Позже Эмден предположил, что раввины решили не нападать на Эйбешуца из-за нежелания оскорбить его влиятельную семью и из страха перед богатыми сторонниками его жизни в их общинах. [19] В результате того, что Эйбершуц и другие раввины в Праге сформулировали новый (и другой) запрет на саббатианство в сентябре того же года, его репутация была восстановлена, и Эйбешуц считался полностью оправданным. [20] Этот вопрос должен был возникнуть снова, хотя и косвенно, в споре 1751 года между Эмденом и Эйбершуцем.
Этот спор стал важным событием в еврейской истории того периода, в котором участвовали как Ечезкель Ландау , так и Виленский Гаон , и ему можно приписать то, что он разрушил сохраняющуюся веру в субботу, существовавшую даже в некоторых ортодоксальных кругах. Эйбешуца были обнаружены некоторые саббатейские элементы В 1760 году ссора вспыхнула еще раз, когда среди студентов ешивы . В то же время его младший сын Вольф представил себя саббатейским пророком, в результате чего ешива была закрыта. [ нужна ссылка ]
и хасидизм ранний Саббатиане
Некоторые ученые видят семена хасидского движения внутри саббатианского движения. [21] Когда хасидизм начал распространять свое влияние, между евреями-хасидами и евреями-нехасидами возник серьезный раскол. Те, кто отвергал хасидское движение, называли себя миснагдим («противниками»).
Критики хасидского иудаизма [ ВОЗ? ] выразил обеспокоенность тем, что хасидизм может стать мессианской сектой, как это произошло среди последователей Саббатая Цви и Якова Франка . Однако Баал Шем Тов , основатель хасидизма, появился в то время, когда еврейские массы Восточной Европы были в замешательстве и разочаровании, порожденных двумя еврейскими лжемессиями Саббатаем Цви (1626–1676) и Яковом Франком (1726–1791). в частности.
и секуляризм современный Саббатиане
Некоторые ученые утверждали, что саббатианское движение в целом способствовало развитию принципов современного секуляризма и хорошо сочеталось с ними . [22] С этим связано стремление дёнме в Турции к секуляризации своего общества, точно так же, как европейские евреи пропагандировали ценности эпохи Просвещения и ее еврейского эквивалента хаскалы . [ нужна ссылка ]
против саббатианцев выступавшие , Раввины
- Джозеф Эскапа (1572–1662) был особенно известен тем, что был учителем Цви и впоследствии отлучил его от церкви. [23]
- Аарон Лапапа (1590–1674) был раввином в Смирне в 1665 году, когда движение Цви там находилось в самом разгаре. Он был одним из немногих раввинов, выступивших против Цеви и отлучивших его от церкви . Цви и его сторонники в ответ свергли его и вынудили покинуть город, а его должность была передана его коллеге Хаиму Бенвенисте, в то время одному из последователей Саббатая. После обращения Саббатая в ислам Лапапа, похоже, был восстановлен в должности. [ нужна ссылка ]
- Якоб бен Аарон Саспортас (1610–1698) был одним из самых яростных противников саббатианского движения. Он написал множество писем различным общинам Европы, Азии и Африки, призывая их разоблачить самозванцев и предостеречь людей от них. Он задокументировал свою борьбу в своей книге «Цицат Роман Цви» , название которой основано на Исаии 28:4. Он написал ряд работ, таких как «Толедот Яакоб» (1652 г.), указатель библейских отрывков, найденный в Агаде Иерусалимского Талмуда , аналогичный «Толедот Аарон» к Вавилонскому Талмуду Аарона Пезаро, который относится только ; и Охель Яаков (1737 г.), том галахических ответов , который включает полемическую переписку против Цви и его последователей.
- Якоб Хагис (1620–1674) был одним из главных противников Цви, который подверг его запрету . Около 1673 года Хагис отправился в Константинополь, чтобы опубликовать свой «Лехем ха-Паним», но умер там, прежде чем это было завершено. Эта книга, как и многие другие его, была утеряна.
- Нафтали Коэн (1649–1718) был каббалистом , которого обманом заставили дать одобрение книге саббатианца Неемии Хайюна . Получив эту и другие рекомендации, полученные таким же образом, Хайюн путешествовал по Моравии и Силезии , распространяя повсюду свое саббатейское учение. Коэн вскоре обнаружил свою ошибку и безуспешно попытался вернуть себе одобрение, хотя еще не осознавал всей важности книги. Это было в 1713 году, когда Коэн находился в Бреслау (где он был раввином до 1716 года), Хахам Цви Ашкенази из Амстердама сообщил ему о своих принципах. В этой связи Коэн действовал жестко. Он объявил запрет на автора и его книгу и стал одним из самых ревностных сторонников Хахама Цви в его кампании против Хайюна.
- Дэвид Ньето (1654–1728) был хахамом испанской и португальской еврейской общины в Лондоне . Он неустанно вел войну с саббатианами, которую считал опасной для интересов иудаизма, и в этой связи написал свой «Эш Дат» (Лондон, 1715 г.) против Неемии Хайюна (который поддерживал Цви).
- Цви Ашкенази 1656–1718), известный как Хахам Цви , некоторое время раввин Амстердама ( , был решительным противником последователей Саббатая Цви. В Салониках он также стал свидетелем влияния движения Саббатай Цви на общество, и этот опыт стал определяющим фактором всей его карьеры. Его сын Джейкоб Эмден служил раввином в Эмдене и пошел по стопам своего отца в борьбе с саббатианским движением.
- Моисей Хагиз (1671– ок. 1750) родился в Иерусалиме и в 1725–1726 годах вел кампанию против саббатейских эмиссаров. [ нужна ссылка ]
- Джейкоб Эмден (1697–1776) был знатоком Талмуда и ведущим противником саббатианцев . Он наиболее известен как оппонент раввина Джонатана Эйбешуца, которого он обвинил в саббатианстве во время спора Эмден-Эйбешуц .
См. также [ править ]
- Крипто-иудаизм
- Франкизм
- Ислам и иудаизм
- Еврейские расколы
- Йохан Кемпер
- Список претендентов на мессию
- мессианство
- Вышивальная машина Behr с жемчугом
- Джошуа Хешель Зореф
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж
«Иудаизм - Лурианская Каббала: Шаббатианство» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc., 23 января 2020 г. Проверено 6 октября 2020 г.
Раввин Шабтай Цви из Смирны (1626–1676 гг.), провозгласивший себя мессией в 1665 году. Хотя «мессия» был насильно обращен в ислам в 1666 году и закончил свою жизнь в изгнании 10 лет спустя, он продолжал иметь верных последователей. Таким образом, секта родилась и выжила, во многом благодаря деятельности Натана из Газы (ок. 1644–1690), неутомимого пропагандиста, который оправдывал действия Шабтая Цви, включая его окончательное отступничество, теориями, основанными на лурианском учении « ремонт" . Действия Цви, по мнению Натана, следует понимать как нисхождение праведного в бездну «оболочек», чтобы освободить плененные частицы божественного света. Субботний кризис длился почти столетие, а некоторые его последствия длились еще дольше. Это привело к формированию сект, члены которых были обращены в ислам извне, например, Дёнме (по-турецки: «Отступники») из Салоник , чьи потомки до сих пор живут в Турции — или в католицизме — например, польские сторонники Якоба Франка (1726–1791), самопровозглашенного мессии и новообращенного католика (в Богемии-Моравии). (однако франкисты внешне оставались евреями). Этот кризис не дискредитировал каббалу, но заставил еврейские духовные власти контролировать и строго ограничивать ее распространение, а также применять цензуру и другие репрессивные меры против любого человека — даже человека проверенного благочестия и признанных знаний — которого подозревали в симпатиях к Шаббату или в мессианские претензии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Карп, Авраам Дж. (2017). " "Свидетели истории": Шабтай Цви - Лжемессия (Сокровища иудаизма)" . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 16 октября 2017 года . Проверено 6 октября 2020 г.
Родившийся в Смирне в 1626 году, он рано проявил многообещающие способности как знаток Талмуда и даже в большей степени как студент и приверженец Каббалы . Более выраженными, чем его ученость, были его странные мистические размышления и религиозные экстазы. Он путешествовал по разным городам, его сильная личность и его то аскетическое , то потворство своим желаниям поведение одинаково привлекали и отталкивали как раввинов, так и население. Его изгнали из Салоник раввины за то, что он устроил свадебную службу, в которой он был женихом, а Тора — невестой. Его беспорядочное поведение продолжалось. В течение длительного времени он был уважаемым учеником и преподавателем Каббалы; в других случаях он был склонен к мессианским фантазиям и причудливым поступкам. В какой-то момент, живя в Иерусалиме в поисках «мира для своей души», он разыскал самопровозглашенного «человека Божьего». Натан из Газы , провозгласивший Шабтая Цви Мессией. Затем Шабтай Цви начал играть эту роль [...] 15 сентября 1666 года Шабтай Цви, предстал перед султаном и получил выбор: смерть или отступничество, благоразумно выбрал последнее, надев на голову тюрбан в знак своего обращения. принял ислам, за что был удостоен почетного звания «Хранитель дворцовых ворот» и пенсии в размере 150 пиастров в день. Отступничество потрясло еврейский мир. И лидеры, и последователи отказывались в это верить. Многие продолжали ожидать второго пришествия, и вера в ложных мессий сохранялась на протяжении всего восемнадцатого века. У подавляющего большинства верующих возникли отвращение и раскаяние, а также активное стремление стереть все свидетельства, даже упоминания о псевдомессии. Страницы из коммунальных реестров были изъяты, а документы уничтожены. Лишь немногие экземпляры книг, прославляющих Шабтай Цви, сохранились, а те, что действительно, стали раритетами, пользующимися большим спросом среди библиотек и коллекционеров.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Колер, Кауфманн ; Мальтер, Генри (1906). «Шаббатай Цеви» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 6 октября 2020 г.
По приказу [султана] Шабтай был доставлен из Абидоса в Адрианополь , где врач султана, бывший еврей, посоветовал Шаббетаю принять ислам как единственное средство спасения его жизни. Шаббетай осознал опасность своего положения и последовал совету врача. На следующий день [...] предстал перед султаном, он сбросил свою еврейскую одежду и надел на голову турецкий тюрбан; и таким образом его обращение в ислам было завершено. Султан был очень доволен и наградил Шабтая, присвоив ему титул (Махмеда) «Эффенди» и назначив его своим привратником с высокой зарплатой. [...] Чтобы завершить принятие магометанства, Шабтаю было приказано взять еще одну жену , рабыню -мусульманку , и он подчинился этому приказу. [...] Тем временем Шабтай тайно продолжал свои заговоры, ведя двойную игру. Временами он брал на себя роль благочестивого мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он вступал в отношения с евреями как с единоверцами. Таким образом, в марте 1668 года он вновь заявил, что наполнен Святого Духа на Пасху и получил откровение. Он или один из его последователей опубликовал мистический труд, адресованный евреям, в котором излагались самые фантастические идеи, например, что он был истинным Искупителем, несмотря на свое обращение, и его цель состояла в том, чтобы привести тысячи мусульман к иудаизму. Султану он сказал, что его деятельность среди евреев заключалась в том, чтобы привлечь их в ислам. Поэтому он получил разрешение общаться со своими бывшими единоверцами и даже проповедовать в их синагогах. Таким образом, ему удалось склонить ряд мусульман к своим каббалистическим взглядам и, с другой стороны, обратить многих евреев в ислам, сформировав таким образом иудео-турецкую секту (см. Дёнме ), последователи которой безоговорочно верили в него [как Еврейский Мессия ]. Однако эта двойная игра с евреями и мусульманами не могла продолжаться долго. Постепенно туркам надоели замыслы Шаббтая. Его лишили жалованья и сослали из Адрианополя в Константинополь . В деревне недалеко от последнего города он однажды был застигнут врасплох, когда пел псалмы в шатре с евреями, после чего великий визирь приказал сослать его в Дульчиньо , небольшой городок в Албании , где он умер в одиночестве и безвестности.
- ^ Шолем, соч. цит. , с. 111, упоминается, среди других свидетельств раннего раввинского обучения Саббатая и семиха , проведенного раввином Йозефом Эскафой из его родного города Смирны: «Согласно свидетельству Лейба бен Озера, нотариуса нотариуса ашкеназской общины Амстердама... Саббатаю было восемнадцать лет, когда он был рукоположен в сан хакхама ». Шолем также пишет в предыдущем предложении: «Томас Коэнен, протестантский священник, обслуживающий голландскую общину в Смирне, сообщает нам... что он получил титул хахам , сефардский почетный титул раввина, еще будучи подростком».
- ^ Вигодер, Джеффри (1972). Еврейское искусство и цивилизация . п. 44.
- ^ Голдиш, М. Еврейские вопросы: ответы на сефардскую жизнь в период раннего Нового времени, особенно. п. Введение XXXI, 2008 г. (Автор описывает его как еврея-романиота)
- ^ Рифа Н. Бали (2008), стр. 91-92
- ^ Шолем, цит. , стр. 678–681; Шолем, Гершом. «Шаббетай Цви». Энциклопедия иудаики, стр. 348–350.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шолем, Гершом (1973). Саббатай Севи: Мистический Мессия . Издательство Принстонского университета. стр. 821–828.
- ^ Кахана, Маоз (2012). «Очарование запретного знания: искушение саббатейской литературой для основных раввинов в эпоху франкизма, 1756–1761». Еврейский ежеквартальный обзор . 102 (4): 589–616. дои : 10.1353/jqr.2012.0033 . JSTOR 41681764 . S2CID 162409618 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шолем, Гершом (1973). Саббатай Севи: Мистический Мессия . Издательство Принстонского университета. стр. 687–693.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джейкобс, Мартин (2007). «Раскаяние бывшего саббатианина? Полемика Самбари против ислама». Еврейский ежеквартальный обзор . 97 (3): 347–378. дои : 10.1353/jqr.2007.0038 . JSTOR 25470213 . S2CID 162896245 .
- ^ «Странная секта в Салониках» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 26 января 1919 года.
- ^ Эмден, Бейт Йонатан ха-Софер, л. 4.
- ↑ Выдержки из свидетельств были напечатаны Эмденом в его «Бейт Йехонатан ха-Софер», Альтона, 1762 г., л. 4В; полный текст показаний, писем и заявлений, касающихся расследования, можно найти в [Йозефе Прагере], Гахалей Эш, Оксфорд, Бодлианская библиотека. Мисс 2186, Том. Я, ребята. 70р -129
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гахалей Эш, Том. Я, фол. 54
- ^ Prager, Gahalei Esh, Vol. I, fol. 54v.
- ^ Мацейко, Павел (2014). «Раввин и иезуит: о раввине Джонатане Эйбешютце и отце Франциске Хазельбауэре, редактирующих Талмуд». Еврейские социальные исследования . 20 (2): 147. doi : 10.2979/jewisocistud.20.2.147 . S2CID 161462387 .
- ^ Эмден, Сефер Хитаббкут, fos. 1в-2р
- ^ [Прагер], Гахалей Эш, л.112р.
- ^ «Постаббатианский саббатианство» . Бецалель Наор (Рав Кук о саббатианстве). 12 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г.
- ^ «Саббатейский мессианизм как протосекуляризм» . М. Аврум Эрлих. 12 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 14 января 2007 г.
- ^ Гольдштейн, МБ (2013). Новейший Завет: Светская Библия . Издательство Арчвей. п. 468. ИСБН 9781480801554 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ченгиз Сисман, «Бремя молчания: Саббатай Севи и эволюция османско-турецких донмесов», Нью-Йорк: Oxford University Press, 2015.
- Сборник слов Господа , составленный саббатианским лидером Джейкобом Франком . Отредактировано, переведено, аннотировано и с предисловием Харриса Леновица .
- Дёнмес: криптоевреи под турецким правлением. Архивировано 5 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
- Донме: истинно верующие, еврейские еретики или ненадежные новообращенные мусульмане?
- Баер, Марк. (2007). «Глобализация, космополитизм и дёнме в Османских Салониках и турецком Стамбуле». Журнал всемирной истории . 18 (2): 141–170. дои : 10.1353/jwh.2007.0009 . JSTOR 20079421 . S2CID 143494298 .
- Мессианское прозрение: обращение саббатианцев Дёнме
- Сисман, Дженгиз (2007). «История наименования османских/турецких саббатианов» . В Роберте Г. Оустерхауте (ред.). Исследования по Стамбулу и за его пределами . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781934536018 .
- Мачейко, Павел (2007). «Вход евреев в публичную сферу: пересмотр спора Эмден-Эйбешюц» . Ежегодник Института Саймона Дубноу . 6 : 135–154.