Jump to content

Масса Брехта и Масса Меркавы

Маасе Брейшит (евр. מעשה בראשית) и Маасе Меркава (евр. מעשה מרכבה), буквально «работа творения» и «работа Колесницы», — это термины, используемые в Талмуде для обозначения эзотерического учения о Вселенной. или для его частей.

Маасе Берешит (после Бытия 1 ) включает в себя космогонию времен Талмуда; Маасе Меркава (основанный на описании Божественной Колесницы в Иезекииля 1 и на других пророческих описаниях божественных проявлений, таких как Исайя 6), посвящен теософским взглядам того времени.

Правила обучения [ править ]

Секретную доктрину нельзя обсуждать публично. Книга Сираха критикует ее изучение: «Не ищи того, что слишком тяжело для тебя, и не ищи того, что выше твоих сил. видеть глазами твоими то, что сокрыто». [1] Мишна говорит: « Не следует объяснять Маасе Берешит перед двумя, а Маасе Меркаву — перед одним, если только он не будет мудрым и не поймет это сам»; [2] Затем Талмуд Хийя объясняет, что заголовки глав Маасе Меркавы можно преподавать, как это сделал бар Абба . [3] Согласно Иерусалимскому Талмуду Хагига 2:1, учитель зачитывает заголовки глав, после чего, при условии одобрения учителя, ученик дочитывает главу до конца. Зейра сказала, что даже заголовки глав можно сообщать только человеку, который является директором школы и имеет осторожный характер. По мнению раввина Амми , тайное учение можно было доверить только тому, кто обладал пятью качествами, перечисленными в Исаии 3:3.

Определенный возраст, конечно, необходим. Когда Иоханан бар Наппаха пожелал инициировать Элиезера бен Уркануса в Маасе Меркава, последний ответил: «Я еще недостаточно стар». Мальчик, который понял значение слова חשמל (Иезекииль 1:4), был сожжен огнем. [4] и часто описываются опасности, связанные с несанкционированным обсуждением этих тем. [5]

Маасе Брейшит [ править ]

В Агиге 11б говорится, что разрешено спрашивать о событиях шести дней Творения, но не о том, что произошло до Творения. Таким образом, ни в коем случае в термин «Маасе Берешит» не включается вся космогония, а только ее более мистические аспекты, и все отрывки Талмуда и Мидраша, посвященные этим проблемам, не могут рассматриваться как части доктрины. . Таким образом, такие идеи, как идеи о десяти средствах, посредством которых Бог сотворил мир, или вопросы о том, было ли сначала сотворено небо или земля, или об основаниях мира, или о том, есть ли два неба или семь (все эти проблемы, упомянутые в связи с запретом на обучение Маасе Берешит более чем одному человеку), не относятся к самой доктрине, поскольку такие аргументы запрещены изречением: «Вы можете говорить о семи небесах, но о том, что будет после этого, ты не можешь говорить». Взгляды, разбросанные по всему Талмуду, и особенно в Бытие Рабба 1–12, обычно носят агадический характер; действительно, возникает вопрос, можно ли ожидать от него чего-то большего, чем простые намеки на Маасе Берешит, поскольку оно эзотерично по содержанию. Некоторая информация, хотя и лишь намеком, содержится в истории четверо учёных, вошедших в рай (то есть проникших в тайны тайного учения), из которых только Р. Акива остался невредимым. [6] Слова Р. Акивы в начале истории: «Когда вы достигнете сияющего мраморного камня, не кричите: «Вода, вода!»» [7] кажется, указывают на те теории Творения, которые предполагают, что вода является первоначальным элементом.

Бен Йома представлен заинтересованным в определении пространства между верхними и нижними водами. Агига 2:1 также указывает на это в истории Р. Иуды б. Пацци, который начал свою речь о Маасе Берешит словами: «В начале мир был вода в воде». Таким образом, вопрос о первоэлементах, несомненно, принадлежит к этой области. Здесь снова следует отличать аггадическую и религиозную мысль от мистической и философской мысли и не следует учить таким взглядам, как будто мир был создан из «тоху», «боху» и «хошех» или что воздух, ветер и буря были созданы первоэлементы как составные части учения о Творении. Точно так же космогонические концепции апокрифов и геонического мистицизма не следует рассматривать как указания на тайные учения Маасе Берешит.

Маасе [ править] Меркава

Несколько проще вопрос о природе Маасе Меркавы, которая в Талмуде обозначена как «важный вопрос». [8] и который, возможно, в целом занимает более заметное положение, чем Маасе Берешит. Как и в случае с последним, нельзя принимать во внимание чисто агадические объяснения Иезекииля 1 (например, в Агиге 13б). Заявлено, что эту главу Иезекииля могут изучать даже юные ученики, поскольку мальчик редко может распознать заложенные в ней учения. Целью, таким образом, было найти в этих стихах особые тайны. рабби Акива Сказал [9] собрать свои мистические выводы из Второзакония 33:2 («и он пришел с десятью тысячами святых»), Песней Песней 5:10 («главный из десяти тысяч»), Исайи 48:2 («Господь Саваоф это его имя») и 3 Царств 19:11,12 (великое теофание Илии). Таким образом, Маасе Меркава имела дело с эзотерическими учениями о видимых проявлениях Бога и, следовательно, с ангелологией и демонологией, хотя и не в такой степени, как в талмудической литературе. Как показывает история Р. Акивы, другие теофании, упомянутые в Библии, использовались в Маасе Меркава; Хаг. 13б показывает, например, что так было и с Исайей 6.

применение Практическое

Похоже, Маасе Меркава имела практическое применение. Очевидно, было распространено мнение, что некоторые мистические толкования главы Иезекииля или обсуждение связанных с ней объектов могут вызвать появление Бога. Когда рабби Елеазар бен Арах беседовал о Маасе Меркава с рабби Йохананом бен Заккаем , последний спешился со своего осла и сказал: «Неприлично мне сидеть на осле, пока ты рассуждаешь о небесном учении. и пока Божество среди нас и ангелы-служители сопровождают нас». Тогда огонь сошел с неба и окружил все деревья в поле, после чего все вместе начали читать хвалебный гимн. Р. Йосе Ха-Коэн и его спутник [10] имел подобный опыт. Вера в явление Бога отражена также в популярной идее, что все, кто исследуют тайны Маасе Меркавы без надлежащего разрешения, умрут внезапной смертью. Такое божественное вмешательство прямо упоминается в связи с «историей творения» в Синедрионе 95б. Раб Ханания и Раб Хошайя изучали « Сефер Йецира» и «Хилхот Йецира» соответственно каждый субботний вечер и преуспели в создании теленка размером с трехлетнего вола.

Эта эзотерическая тенденция, должно быть, часто приводила к пессимистическим и нигилистическим взглядам, как показывают рассказы Элиши бен Абуя. [11] и отрывок из Мишны: «Тому, кто говорит о вещах, которые были раньше, позади, вверху и внизу, лучше бы он никогда не рождался». [12]

Согласно традиции, переданной Хосе б. Иуда, танна второй половины второго века, [13] Йоханан бен Заккай был основателем тайной доктрины. В одном и том же месте в обоих Талмудах сказано, однако, что он отказался обсуждать это даже в присутствии одного человека, хотя, как уже говорилось, рабби Элеазар бен Арах беседовал об этом с ним и был экстравагантно хвалится им; два других его ученика, Р. Джошуа и Р. Хосе ха-Коэн, также обсуждали это с ним. По преданию, вторым, кто давал наставления в этих вопросах, был Р. Иисус Навин, заместитель председателя Синедриона при Р. Гамалииле. Его сменил Р. Акива, а последним, кто учил их, был Р. Нехунья бен ха-Хана. Р. Хосе Галилеянин и Папп обсуждали эту тему с Р. Акивой. [14] В приведенном выше предании о четырех изучавших тайное учение упоминаются, помимо Акивы, Симеон бен Аззай, Симеон бен Зома и Элиша бен Абуя. Судьба последнего, которого из-за своего опыта оттолкнуло от иудаизма, как сообщается, послужила поводом для принятия ограничительных мер. Изучение светских книг было запрещено, [15] и был издан запрет на публичное обсуждение этих тем, против чего возражал только Р. Измаил. Во времена Р. Иуды Р. Иуда б. Пацци и Бар-Каппара выступили с публичными лекциями об этих загадках. [16] Р. Леви, посчитав это недопустимым, Р. Хийя заявил, что можно преподавать заголовки глав. Р. Иуда ха-Наси был в то время авторитетом, к которому, как и раньше к Р. Иоханану, передавались подобные вопросы. В более поздние времена запрет на публичное обсуждение истории Сотворения мира был принят без протеста, но в качестве предупреждения этого высказывания. [17] из Реш Лакиша было добавлено: «Глаза того потускнеют у того, кто будет смотреть на три вещи: на радугу [потому что она похожа на видение Иезекииля], на царя [потому что он подобен Богу в величии] и священника [потому что он произносит имя Бога ]."

Источник доктрин [ править ]

Эта талмудическая доктрина вполне может быть связана со старыми еврейскими эзотерическими учениями времен Второго Храма, частично сохранившимися в апокрифах и псевдоэпиграфах. Но теософская и космогоническая части этой литературы не могут с уверенностью считаться источником талмудического учения. Также нельзя считать литературу так называемого геоонического мистицизма, кристаллизованную в «Маасе Берешит» и «Маасе Меркава» и обозначенную в своей литературной форме этими названиями, непосредственным продолжением талмудического мистицизма. Хотя большая часть материала, найденного в первом из них, может принадлежать Талмуду, все же все учение о небесных чертогах, ангелология и учение о творении, как оно содержится, например, в « Сефер Йецира» , не следует рассматривать как талмудическое. по происхождению. Сам факт наличия такого большого количества талмудических и мидрашических параллелей концепциям геоонического периода приводит к выводу, что они содержат лишь ограниченное количество оригинального материала древних эзотерических учений.

поздняя интерпретация Более

Альтернативные средневековые взгляды развивались на основе эзотерических значений иудаизма. Маймонид интерпретирует Маасе Берешит как отсылающую к аристотелевской физике или подготовленную ею, а Маасе Меркаву как отсылающую к аристотелевской философской метафизической основе для понимания Божественного Провидения с точки зрения Атрибутов действия Бога. Благодаря превратностям истории глубокий интеллект Аристотеля заново открыл эту древнюю иудейскую мудрость. Напротив, теософская Каббала («Принятая Традиция») интерпретировала их мифическую, динамическую психологическую драму атрибутов Личности Бога и их взаимное влияние на Человека как смысл этих тайных доктрин Торы.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Книга Сираха 3:21-22.
  2. ^ Аггей 2:1
  3. ^ Хагига 13а
  4. ^ Хагига 13а
  5. ^ Агига 2:1; Шаббат 80б
  6. ^ Хагига 14б-15б
  7. ^ Хагига 14б
  8. ^ Сукка 28а
  9. ^ Хагига 15б-16а
  10. ^ Р. Джошуа; или Р. Саймон б. Нафанаил согласно Йерушалми Хагига 2:1
  11. ^ Хагига 15а, б
  12. ^ Мишна Хагига 2:1
  13. ^ Тосефта Хагига 2:2; Хагига 14б; Йерушалми Хагига 2:1
  14. ^ Хагига 14а; Бытие Раба 21
  15. ^ Синедрион 100
  16. ^ Йерушалми Хагига 2:1; Бытие Раба 1
  17. ^ Хагига 16а

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «МААСЕ БЕРЕШИТ; МААСЕ МЕРКАБА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Моше Хальбертал, Сокрытие и откровение: эзотеризм в еврейской мысли и его философские последствия , Princeton University Press, 2007 г.
  • Гамбургер, RBT II., св. Тайная Доктрина;
  • Zunz, G. V. 2d ed., v. 171–173.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73797d41638053cbf563d4e5d4a81b77__1713315480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/77/73797d41638053cbf563d4e5d4a81b77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maaseh Breishit and Maaseh Merkavah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)