Jump to content

Элиша бен Абуя

Элиша бен Абуя ( иврит : אלישע בן אבויה ) (пишется по-разному, в том числе Элиша бен Авуя ) был раввином и еврейским религиозным авторитетом, родившимся в Иерусалиме где-то до 70 г. н.э. После того, как он принял мировоззрение, которое считали еретическим его собратья- таннаим , раввины Талмуда воздерживались от изложения учений от его имени и называли его «Другим» ( אחר , Ахер ). [ 1 ] В писаниях геонимов это имя появляется как «Ахор» («назад»), поскольку считалось, что Елисей «повернул назад», приняв ересь. [ 2 ]

Молодость и активность

[ редактировать ]

Мало что известно о юности Елисея и его деятельности в качестве учителя еврейского закона. Он был сыном богатого и уважаемого гражданина Иерусалима и готовился к карьере ученого. Единственное его изречение, записанное в Мишне, — это восхваление образования: «Изучать Тору в детстве — все равно, что писать на свежей бумаге, а изучать Тору в старости — все равно, что писать на палимпсесте ». [ 3 ] Другие высказывания, приписываемые Елисею, указывают на то, что он подчеркивал важность мицвот (заповедей) как равных образованию:

С кем можно сравнить человека, совершающего добрые дела и много изучающего Тору? Человеку, который при строительстве [кладет] сначала камни [для фундамента], а затем кладет [поверх них] кирпичи, чтобы, сколько бы воды ни собралось у стен здания, она не смылась. И наоборот, тот, у кого нет добрых дел, хотя он много изучил Тору, с кем можно его сравнить? Человеку, который при строительстве сначала кладет кирпичи, а затем насыпает на них камни, так что, если даже соберется немного воды, она сразу же подрывает строение. [ 4 ]

Очевидно, он имел репутацию авторитета в вопросах религиозной практики, поскольку в Талмуде записано одно из его галахических решений. [ 5 ] — единственный на его имя, хотя другие могут быть записаны под именами его учеников или разных раввинов.

Елисей изучал греческий язык ; как выражается Талмуд, «язык Ахера никогда не уставал петь греческие песни». [ 6 ] [ 7 ] Говорят , что еще в Бет-Мидраше он хранил запрещенные книги, спрятанные в своей одежде. [ 7 ] Вильгельм Бахер в своем анализе талмудических легенд писал, что сравнения, приписываемые Елисею (в том числе и приведенные выше), показывают, что он был светским человеком, знакомым с вином , лошадьми и архитектурой . Некоторые историки ставят под сомнение его отступничество, поскольку в Талмуде он представлен как ученый без упоминания о его богословском уходе. [ 8 ]

В раввинской литературе рассказывается несколько историй о событиях, приведших к отступничеству Елисея :

  • Когда он находился в утробе матери перед рождением, его мать проходила мимо домов идолопоклонства и вдыхала аромат фимиама; этот запах остался в нем и подействовал на него «как яд змеи». [ 9 ]
  • Когда Елисей был младенцем, на его обрезание было приглашено множество раввинов . Когда они начали преподавать Талмуд и постигать внутренние глубины его значений, «их вид стал пламенем, и вся комната загорелась» из-за их святости. Когда отец Елисея вошел в комнату и увидел это, он решил полностью посвятить своего ребенка изучению Торы, но, поскольку отец сделал это с неправильными намерениями, посвящение длилось недолго. [ 9 ]
  • Элиша видел, как ребенок погиб при выполнении двух законов, соблюдение которых обещает «долгую жизнь» - почитание родителей и изгнание матери-птицы - тогда как человек, нарушивший тот же закон, не пострадал ни в малейшей степени. (Талмуд говорит, что Елисей должен был понимать под «долгой жизнью» долгую жизнь в мире грядущем ). [ 10 ] [ 9 ]
  • Елисей видел, как оторванный язык раввина Хуцпита-переводчика (одного из десяти мучеников ) тащили по улицам после того, как его убили. Он воскликнул в шоке: «Должен ли рот, создавший такие жемчужины Торы, теперь лизать пыль?» [ 10 ] [ 9 ]
  • Согласно Вавилонскому Талмуду , он вошел в «Сад» ( pardes ) эзотерического знания и увидел сидящего ангела Метатрона (действие, которое не совершается в присутствии Бога). Поэтому Элиша бен Абуя смотрит на Метатрона как на божество и еретически говорит: «На Небесах действительно есть две силы!» [ 11 ] Раввины объясняют, что Метатрону было разрешено сидеть из-за его функции Небесного Писца, записывающего дела Израиля. [ 12 ] В Талмуде утверждается, что Елисею было доказано, что Метатрон не может быть вторым божеством, тем фактом, что Метатрон получил 60 « ударов огненными жезлами », чтобы продемонстрировать, что Метатрон был не богом, а ангелом и мог быть наказан. [ 13 ] (См. также комментарии о четверых, вошедших в Пардес (ниже).

Четверо, вошедшие в пардес

[ редактировать ]

Одно из самых ярких упоминаний об Елисее можно найти в легендарной бараите о четырех раввинах периода Мишны (первый век нашей эры), которые посетили пардес ( иврит : פרדס фруктовый сад ):

вошли четверо мужчин В пардес Бен Аззай , Бен Зома , Ахер [то есть Елисей] и рабби Акива … Бен Аззай посмотрел и умер… Бен Зома посмотрел и был ранен [т. е. сошел с ума]… Ахер срубить саженцы; Акива вошел с миром и ушел с миром. [ 14 ]

В « Тосафот» , средневековых комментариях к Талмуду, говорится, что четверо мудрецов «не поднялись вверх буквально, но им показалось, будто они поднялись». [ 15 ] Гинзберг, напротив, пишет, что путешествие в рай «следует понимать буквально, а не аллегорически»; «в момент экстаза [Елисей] увидел внутреннюю часть неба», но «он уничтожил растения небесного сада». [ 16 ]

Вавилонский Талмуд объясняет то, что «видел» Елисей, как мистический опыт:

Что означает фраза «Ачер уничтожила растения»? О нем в Священном Писании сказано: «Не позволяй устам твоим вводить плоть твою в грех». [ 17 ] Что это значит? Ахер увидел, что Метатрону было дано право сидеть, пока он записывает заслуги Израиля , и он сказал: «Нас учили, что на небесах нет сидения... Возможно, есть — не дай Бог! — две высшие силы». . Они привели его к Метатрону и поразили его шестьюдесятью огненными полосами. Они сказали Метатрону: «Когда ты увидел его, почему ты не встал перед ним?» Метатрону было предоставлено право стереть заслуги Ахера. Послышался Небесный голос: «Покайтесь, о отступившие дети!» [ 18 ] [Все могут покаяться в своих грехах...] кроме Ахера». [ 19 ]

В то время как Иерусалимский Талмуд, похоже, объясняет то, что Елисей «видел» как земное явление: страдания людей, которые, казалось, противоречили идее вознаграждения и наказания. [ 9 ]

Иерусалимский Талмуд также описывает деятельность Елисея после того, как он стал еретиком. Говорят, что он убивал любого студента, добившегося успеха в изучении Торы. Кроме того, он заходил в бейт-мидраш и видел мальчиков, изучающих Тору, и рекомендовал им заняться такими профессиями, как строительство или столярное дело, тем самым заставляя их бросать учебу. Кроме того, во время преследований (со стороны Адриана ), когда порабощенные евреи пытались выполнять свою работу таким образом, чтобы свести к минимуму нарушение Шаббата ( . т труда, вынуждая евреев в большей степени нарушать Шаббат. [ 9 ]

Анализ изложения Вавилонского Талмуда

[ редактировать ]

Что касается истории в Вавилонском Талмуде, Гинзберг комментирует, что «ссылка здесь на Метатрона - специфически вавилонскую идею, которая, вероятно, была бы неизвестна палестинским раввинам даже через пятьсот лет после Елисея - лишает этот проход всякой исторической ценности». Вместо этого он подчеркивает контраст между сообщениями в Вавилонском Талмуде и Иерусалимском Талмуде, отмечая, что Иерусалимский Талмуд «не упоминает о дуализме Элиши; но в нем говорится, что в критический период после восстания Бар-Кохбы Елисей посещал школы и пытался отвлечь студентов от изучения Торы, чтобы направить их энергию на какое-то более практическое занятие, и поэтому именно ему принадлежит стих «Не позволяй устам твоим вводить в грех плоть твою»; В связи с этим библейская цитата вполне понятна, как утверждает другая агада . [ 20 ] «Плоть» здесь означает детей — духовных детей, учеников, — которых Елисей убил своими устами, отвлекая их от изучения Торы». [ 16 ]

Другие не согласны с Гинзбергом, предполагая, что он не смог объяснить регулярные путешествия мудрецов между Иудеей и Вавилонией для сбора и передачи научных учений. Более того, учёный Хью Одеберг датировал части псевдоэпиграфической Третьей книги Еноха , в которой обсуждается Метатрон , первым или вторым веком нашей эры. [ 21 ] до редакции Иерусалимского и Вавилонского Талмудов, а другие ученые нашли концепцию Метатрона в текстах старше 70 г. н.э. [ 22 ]

Средневековый философ раввин Иегуда Халеви объяснил, что обостренный духовный опыт «вхождения в Пардес» заставил Елисея принизить важность практического соблюдения религиозных обрядов:

Третий [Элиша] впал на плохой путь, потому что он увидел духовных сущностей и сказал: «Эти дела — всего лишь инструменты и приготовления для достижения этого духовного уровня. Достигнув этого уровня, я уже не нуждаюсь в заповедях Торы». Он развратился и развратил других; он сбился с пути и заставил других сбиться с пути. [ 23 ]

Раввин Алон Гошен-Готштейн утверждает, что раввинские истории следует читать как литературу, а не как историю:

Они [раввины] создают истории, которые затем объединяются в более крупные идеологически мотивированные литературные единицы таким образом, чтобы передавать определенные идеологические послания. Источники не обязательно отражают исторические факты о героях, но они иллюстрируют культурные проблемы, которые находят выражение в историях, рассказанных о них. ... Все это приводит к осознанию того, что значимой единицей изложения является не жизнь мудреца; это истории о мудрецах. Эти истории составлены не для того, чтобы рассказать о жизни мудреца. Их рассказывают, потому что мудрец, как часть коллективной культуры, имеет некоторое отношение к общим культурным проблемам. Различные анекдоты объединены в более крупный сюжетный цикл. [ 24 ]

По мнению Гошен-Готштейна, раввинистический иудаизм был основан на энергичных и часто спорных дебатах о значении Торы и других священных текстов. Одной из задач, стоявших перед раввинами, было определение степени инакомыслия , приемлемой в дебатах. В этом контексте Елисей-еретик и Елеазар бен Арах представляют две крайности в отношении к Торе; настоящие раввины и их аргументы должны были находиться где-то между этими двумя пределами.

Его инакомыслие

[ редактировать ]

По словам Луи Гинзберга , «почти невозможно получить из раввинских источников ясную картину его личности, и современные историки сильно разошлись в своих оценках о нем. По мнению Греца , он был карпотским гностиком ; по мнению Зигфрида , последователем Филон , по Дубшу, христианин ; по Смоленскину и Вейсу , жертва инквизитора Акивы ». [ 16 ]

Елисей саддукей

[ редактировать ]

Гинзберг предполагает, что Елисей стал саддукеем , поскольку в Иерусалимском Талмуде упоминается предательство Елисея фарисеям . Кроме того, одна из причин отступничества Елисея характерна для точки зрения саддукеев: говорят, что Елисей видел, как ребенок лишился жизни, выполняя два закона, по которым соблюдение Торы обещало «долгую жизнь» - почитание отца и мать , и отослав мать-птицу , [ 10 ] тогда как человек, нарушивший тот же закон, не пострадал ни в малейшей степени. Эта встреча, а также ужасные страдания еврейских мучеников во время гонений Адриана привели Елисея к выводу, что за добродетель нет награды. Таким образом, Гинзберг предполагает, что Елисей был саддукеем, поскольку саддукейская философия отвергает загробную жизнь и утверждает, что награда и наказание должны происходить на Земле (в то время как мудрецы-фарисеи интерпретировали этот отрывок как относящийся к жизни и награде в загробном мире). Однако отказ Елисея от еврейской практики после тревожных встреч, по-видимому, указывает на то, что, какой бы ни была его прежняя философия, Елисей отказался от любой формы еврейской религии.

Елисей и «Эпикорос»

[ редактировать ]

Жесткое обращение с ним со стороны фарисеев было связано с тем, что он покинул их ряды в столь критическое время. Вполне согласуются с этим предположением и другие грехи, вменяемые ему в вину; а именно, что он демонстративно проезжал по улицам Иерусалима в Йом Кипур , который приходился на субботу , и что он решил преступить техум . И Иерусалимский, и Вавилонский Талмуды согласны с этим и приводят это как доказательство того, что Елисей обратился от фарисейства к ереси . Именно такое несоблюдение законов и возбудило гнев Акивы. [ 25 ]

Гинзбург пишет, что упоминание о « Святом Святых » в этом отрывке не является анахронизмом, как думает Грец, поскольку верно, что Элиэзер и Иисус Навин присутствовали как геонимы по преимуществу Елисея при обрезании , которое, следовательно, должно было иметь произошло после смерти Иоханана бен Заккая (80) — верно также, что «Святая святых» также упоминается в связи с рабби Акивой; [ 26 ] действительно, использование этого выражения связано с тем, что раввины считали, что святость присуща месту, а не зданию. [ 27 ]

В том же отрывке из Иерусалимского Талмуда говорится, что Элиша был жив, когда его ученик раввин Меир стал известным учителем. Согласно вышеизложенному предположению, ему в это время должно было исполниться семьдесят лет. Из всех коллег Елисея он один, возможно, в надежде вернуть его в иудаизм, продолжал общаться с ним и обсуждать с ним научные темы, не обращая внимания на протесты некоторых благочестивых раввинов, которые относились к этому общению с некоторым подозрением. Привязанность Меира к Елисею была настолько велика, что после смерти последнего он, как говорят, накинул свою мантию на могилу своего друга. Вслед за этим, согласно легенде, из него поднялся столб дыма, и Меир, перефразируя Руфь 3:13, воскликнул: «Отдохни здесь ночью; на заре счастья Бог милосердия избавит тебя; если нет, я будет твоим искупителем». [ 28 ] В той же агаде добавляется, что после смерти Меира дым перестал выходить из могилы Елисея.

Современные культурные отсылки к Елисею

[ редактировать ]

Пьеса Джейкоба Гордина «Элиша Бен Абуя»

[ редактировать ]

Джейкоб Гордин написал на идише пьесу «Элиша Бен Абуя» (1906); он безуспешно исполнялся в Нью-Йорке при жизни Гордина и более успешно во многих постановках после его смерти; главная роль была написана для Джейкоба Адлера , единственного актера, когда-либо игравшего ее. В постановке 1911 года после смерти Гордина падшую женщину Беату сыграла жена Адлера Сара , верного друга Бена Абуя Тойвье Авьоини сыграл Зигмунд Могулеско , а его дочь (которая в пьесе убегает с римским солдатом) — Дочь Адлера Фрэнсис ; в некоторых из последних постановок пьесы, ближе к концу карьеры Джейкоба Адлера, дочь играла младшая и, в конечном итоге, более известная сестра Фрэнсис Стелла .

Бен Абуя Гордина явно является суррогатом самого Гордина и в некоторой степени Адлера: неверующего, но неизменно считающего себя евреем и отвергающего христианство даже более твердо, чем иудаизм, человека, который ведет себя этично и который умирает, преследуемый видением «ужасных еврейских страданий», осуждается всеми раввинами, но восхваляется как великий еврей его учеником раввином Меиром . [ 29 ]

Роман Милтона Стейнберга « Как ведомый лист».

[ редактировать ]

Консервативный раввин Милтон Стейнберг описал жизнь Элиши бен Абуя в своем скандальном романе 1939 года « Как ведомый лист» . [ 30 ] Роман Стейнберга посвящен борьбе евреев II века за примирение раввинистического иудаизма как в культурном, так и в философском отношении с греческим эллинистическим обществом. В борьбе Елисея Стейнберг размышляет о вопросах и событиях, которые могли подтолкнуть такого человека к отступничеству, и затрагивает вопросы еврейского самоопределения в Римской империи, восстания Бар-Кохбы (132–135) и, прежде всего, взаимозависимости разума. и вера. Хотя роман опирается на талмудическую традицию, чтобы создать основу для жизни Елисея, сам Стейнберг писал, что его роман «вытекает из исторических данных без каких-либо усилий по жесткому соответствию или буквальному ограничению их».

Роман Шимона Балласа « Изгой »

[ редактировать ]

В романе иракско-израильского писателя Шимона Балласа « Изгой » , опубликованном на английском языке в 2007 году, изображен персонаж, похожий на Елисея. «Изгой» рассказывает Харун Суссан, еврей, принявший ислам. Ради Ирака он оставил иудаизм, принял ислам и боролся с сионизмом как с непревзойденной этноцентристской угрозой своим мечтам. Из-за политики он потерял своих ближайших друзей, особенно Асада Ниссима, принципиального иракского еврея, вынужденного уехать в Израиль. Однако, несмотря на все, во что верил и что делал Суссан, то, кем он был, не забыто, и он чувствует себя изгоем не только со стороны евреев и Запада, но и внутри своей родины. Основано на историческом деятеле Ахмаде (Ниссиме). [ нужны разъяснения ] Работы Сусана в конечном итоге использовались в качестве антиеврейской пропаганды в эпоху Саддама Хусейна. Комментируя использование пропагандистами сочинений Сусана об иудаизме, его друг Асад Ниссим сравнивает его с Элишей Бен Абуя, или тем, кого они называли Ахером , Изгоем. На иврите название книги — «В'Ху Ахер» , что означает «И он другой» или «И он другой» .

В сериале Эдварда М. Эрделака «Всадник Меркабы».

[ редактировать ]

Элиша оказывается главным антагонистом сериала, мистиком, сведенным с ума от вида Внешнего Бога Азатота во время его исследований семи небес. Его отрезание корня — это буквальный разрыв астральной связи, привязывающей его душу к его собственному телу.

В романе Тала М. Кляйна «Эскроу пунша».

[ редактировать ]

История превращения Елисея в Ахера противопоставляется истории Иова как аллегория того, как главному герою следует мириться со своими нынешними обстоятельствами. Также проводится параллель между его занятием обучением программных агентов с искусственным интеллектом и тем, как задавание сложных вопросов привело к изгнанию Елисея.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Одно время раввины гордились тем, что признали его в своем числе; но позже их противодействие ему стало настолько сильным, что они даже воздерживались от произнесения его имени и обращались к нему в терминах, используемых для обозначения какого-то мерзкого объекта («дабар ахер, «букв. «другое дело»)». ( Луис Гинзберг , « Элиша бен Абуя », Еврейская энциклопедия , 1901-1906)
  2. ^ Саул Либерман , Тосефта Кифшута о Тосефте Хагиге 2:2
  3. ^ Пиркей Авот 4:20
  4. ^ Хайим Нахман Бялик и Иешуа Хана Равницкий , ред., Книга легенд / Сефер Ха-Агада : Легенды из Талмуда и Мидраша , перевод Уильяма Г. Брауде (Нью-Йорк: Schocken Books, 1992), стр. 452, со ссылкой на Авот рабби Натана 24.
  5. ^ Моэд Коттон 20а
  6. ^ Иерусалимский Талмуд , Мегила 1 9.
  7. ^ Jump up to: а б Хагига 15б
  8. ^ Ядин, Аззан. «Юность рабби Акивы». Еврейский ежеквартальный обзор , том. 100, нет. 4, 2010, стр. 573–97. Веб-сайт JSTOR Проверено 26 февраля 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Иерусалимский Талмуд Хагига 2:1 .
  10. ^ Jump up to: а б с Кидушина 39б
  11. ^ Хагига 15а
  12. ^ Шолем, Гершом (1974), Каббала , Издательство Кетер Иерусалим Ltd.
  13. ^ «Журнал еврейских исследований» . Журнал еврейских исследований . 34–35. Оксфордский центр последипломного изучения иврита: 26. 1983 . Проверено 5 марта 2014 г.
  14. ^ Вавилонский Талмуд Хагига 14б ; с небольшими изменениями в Иерусалимском Талмуде [1] .
  15. ^ А. В. Стрин, Перевод трактата Хагига из Вавилонского Талмуда (издательство Кембриджского университета, 1891). п. 83.
  16. ^ Jump up to: а б с Луи Гинзберг , « Элиша бен Абуя », Еврейская энциклопедия , 1901–1906.
  17. ^ Экклезиаст 5:5 .
  18. ^ Иеремия 3:14 .
  19. ^ Хагига 15а . Этот перевод основан на произведениях Гинзберга, Стрина и «Любопытного еврея» .
  20. ^ Шаббат 32б; Экклезиаст Раба 5:5
  21. ^ « 3 Еноха », Ранние еврейские сочинения .
  22. ^ Андрей Орлов, « Происхождение имени Метатрон и текст 2 (Славянского Апокалипсиса) Еноха », Журнал изучения псевдоэпиграфов 21 (2000).
  23. ^ Кузари 3:65
  24. ^ Алон Гошен-Готтштейн, Грешник и страдающий амнезией: раввинистическое изобретение Элиши Бен Абуи и Элеазара Бен Араха , Stanford University Press, 2000.
  25. ^ Сота 27б
  26. ^ Маккот , конец
  27. ^ Yevamot 6b
  28. ^ Хагига 15б
  29. ^ Джейкоб Адлер , Жизнь на сцене: Мемуары , перевод и комментарии Луллы Розенфельд, Кнопф, Нью-Йорк, 1999, ISBN   0-679-41351-0 , стр. 254–255.
  30. ^ Стейнберг, Как сбитый лист , 480, ISBN   0-87441-103-3

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гинзбург, Луи (1903). «Элиша бен Абуя» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 138–139. Его библиография:

Современная библиография:

  • Гедалиаху Г. Струмса, «Ахер: гностик», « Повторное открытие гностицизма, дополнения к Нумену XLI», изд. Бентли Лейтон (Лейден: Э. Дж. Брилл, 1981), II, 808–818.
  • Алан Ф. Сигал, Две силы на небесах (Лейден: Э. Дж. Брилл, 1977).


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8621ecb420de80fde0795170be36ba56__1720872240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/56/8621ecb420de80fde0795170be36ba56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elisha ben Abuyah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)