Элиэзер бен Хосе
Раввинские эпохи |
---|
Элиэзер бен Хосе ( евр. Элиэзер бен Йосе ХаГелили ) — еврейский раввин , живший в Иудее во 2 веке нашей эры. Он был сыном Иосифа Галилеянина и считается танной четвертого поколения. Он был учеником рабби Акивы . [ 1 ]
Карьера и учение
[ редактировать ]Пока он культивировал галаху [ 2 ] и агада , его слава основана главным образом на его работе в последней области. Действительно, последующие поколения говорили: «Где бы вы ни встретили в агаде слово Р. Элиэзера бен Р. Хосе Ха-Гелили, сделайте свое ухо похожим на воронку ». [ 3 ] Даже там, где он касался Галахи, он всегда прибегал к толкованию этого вопроса. Таким образом, утверждая, что после завершения судебного разбирательства бейт-дин не может предложить компромисс, он говорит: «Судья, который затем устанавливает мировое соглашение, является грешником; а тот, кто благословляет его, является богохульником , о котором можно сказать» Он благословляет соглашателя, он отвергает Господа». [ 4 ] Закон должен пробить гору (т. е. его нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах); ибо так говорит Библия: [ 5 ] «Не бойтесь лица человеческого; ибо суд Божий». [ 6 ] Он составил набор герменевтических правил в качестве руководства при толковании Священного Писания (« Бараита о тридцати двух правилах »), некоторые из которых являются адаптацией правил его предшественников и, таким образом, применимы как к Галахе, так и к агаде. Те, которые являются специфически гомилетическими, основаны на синтаксических, фразеологических или подобных особенностях библейских текстов, составляющих суть мидрашей .
Как и его коллеги, в конце первой академической сессии после восстания Бар-Кохбы Элиэзер публично поблагодарил жителей Уши . Он сказал: «Библия повествует: [ 7 ] «Господь благословил дом Авед-Едома и все, что принадлежит ему, ради Ковчега Завета ». Разве это не очень существенно? Если Авед-Едом был благословлен просто за то, что вытер пыль и почистил ковчег, который не ел и не пил, то насколько больше благословений заслуживают те, кто разместил учёных, снабдил их едой и питьем и другим образом поделился с ними свои товары!». [ 8 ] В другом месте это приписывается другому говорящему, а Элиезеру приписывают следующее: «Записано: [ 9 ] — Саул сказал Кенеям . . . Ты проявил доброту ко всем детям Израиля, когда они вышли из Египта ». Не Моисею одному ли был Иофор [Кенеянин] [ 10 ] ] проявил доброту? Но Библия здесь подразумевает правило, согласно которому тому, кто обращается доброжелательно с каким-либо из духовных глав Израиля, тому засчитывается так, как если бы он поступил так со всем народом». [ 11 ]
Ссылаясь на библейское утверждение «Кости Иосифа , которые дети Израиля вынесли из Египта, погребли в Сихеме » [ 12 ] он замечает: «Разве не Моисей принес эти кости? [ 13 ] Но это учит, что если один начинает доброе дело и не завершает его, а другая сторона выполняет незаконченную часть, то все дело засчитывается последней». [ 14 ]
Он советует заранее или отложить путешествие, чтобы насладиться обществом хорошего человека; а также избегать общества плохого человека. [ 15 ]
Бараита из тридцати двух правил
[ редактировать ]Бараита тридцати двух правил , или Бараита Р. Элиэзера бен Хосе ха-Гелили , — это бараита во введении к Мидрашу ха-Гадол, дающая тридцать два герменевтических правила, согласно которым Танах толкуется . Начало текста приписывается Р. Элиэзеру бен Хосе; Современные мнения расходятся относительно того, какая часть текста на самом деле была написана Хосе или его учениками.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берахот 63б; Не мочь. Р. 2:5; Эккл. Р. 11:6; см . Элиэзер бен Якоб
- ^ Быт. 5:3; Тосефта Синедрион 1:2; Синедрион 3б
- ^ Халлин 89а; Иерусалимский Кидуш 1 61д; Песикта Раббати 10 38б; сравните Ястрова, «Дикт». св
- ^ Псалмы 10:3, буквально: «Благословляет алчного, отвергает Господа»
- ^ Второзаконие 1:17
- ^ Тосефта, Синедрион 1:3; Синедрион 6б; Йерушалми Синедрион 1 18б
- ^ 2 Царств 6:12
- ^ Берахот 63б
- ^ 2 Царств 15:6
- ^ см. Судей 1:16, 4:11.
- ^ Канте. Раба 2:5; сравните Левит Раба 34:8
- ^ Иисус Навин 24:32
- ^ Исход 13:19
- ^ Бытие Раба 85:3; сравните Сота 13б; Танхума, 'Экев 6
- ^ Тосефта Шаббат 17:2,3; Тосефта Авода Зара 1:17,18
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ястроу, Маркус; Луи Гинзбург (1901–1906). «Бараита тридцати двух правил» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер ; С. Мендельсон (1901–1906). «Элиэзер б. Хосе ха-Гелили» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.