Симеон бен Аззай
Раввинские эпохи |
---|
Симеон бен Аззай или просто Бен Аззай ( иврит : שימון בן אזאי ) был выдающимся танном первой трети II века.
Биография
[ редактировать ]Бена Аззая иногда называют «раввином», но, несмотря на его большую ученость, этот титул не принадлежал ему по праву, ибо он всю жизнь оставался в рядах «талмидим» или «талмидей хахамим» (учеников или учеников из мудрецов). Бен Аззай и Бен Зома считались в таннайской школьной традиции высшими представителями этой степени в иерархии обучения. [ 1 ]
Бен Аззай особенно назван выдающимся примером «ученика, достойного хораа», права независимого суждения в вопросах религиозного права. [ 2 ] Бен Аззай был близок к руководителям школы Иавне . В тот же день он (1) вынес «из уст 72 старейшин» настоящее галахическое решение (которое было принято в Явне в тот день, когда Елеазар бен Азария был избран президентом вместо Гамалиила II [ 3 ] ), а также (2) решил, что книги Кохелет и Шир ха-Ширим так же священны, как и другие Священные Писания , тем самым официально закрыв собрание библейских писаний или канонов. [ 4 ]
Главным среди учителей Бен Аззая был Иисус Навин бен Ханания , мнения которого он излагал: [ 5 ] оказался прав, [ 6 ] или защищался от Акивы . [ 7 ] Сам Акива на самом деле не был учителем Бен-Аззая, хотя последний иногда называет его так и однажды даже сожалеет, что он не был в более близком родстве с Акивой в качестве ученика; [ 8 ] и он выразил то же сожаление в отношении Измаила бен Элиши . [ 9 ] В своих галахических взглядах и библейской экзегезе , а также в других высказываниях Бен Аззай следует за Акивой; и по тону, которым он говорит об Акиве в дошедших до нас беседах, амораимы пришли к выводу, что его отношения с Акивой были отношениями как ученика, так и коллеги. [ 10 ]
Благочестие и преданность учебе
[ редактировать ]Самой выдающейся чертой Бена Аззая было необычайное усердие, с которым он занимался учебой. Позже о нем говорили: «Со смертью Бен Аззая умер последний трудолюбивый человек». [ 11 ] Более поздняя традиция [ 12 ] о ревностных исследованиях Бен Аззая и Акивы (ссылаясь на Псалмы 114:8) говорится, что их способность восприятия была тверда, как камень; но поскольку они так усердно занимались учебой, Бог открыл человеку доступ к Торе, так что Бен Аззай мог объяснить даже те вещи в Галахе школы Шаммая и Гиллеля , которые не понимали . Его любовь к учебе побудила Бен Аззая остаться холостым, хотя сам он проповедовал против безбрачия и даже был обручен с дочерью рабби Акивы , которая годами ждала, чтобы он женился на ней, как ее мать ждала Акиву. [ 13 ] Когда Элеазар бен Азария упрекнул его за это противоречие между его жизнью и его учением, он ответил: «Что мне делать? Моя душа с любовью цепляется за Тору; пусть другие вносят свой вклад в сохранение рода». [ 14 ]
Другой характеристикой Бен Аззая было его огромное благочестие. Сказано: «Тот, кто увидел во сне Бен-Аззая, сам находится на пути к благочестию». [ 15 ] Благодаря этому благочестию он мог без ущерба для своей души посвятить себя теософским размышлениям, когда он, как Бен Зома , Элиша бен Абуя и Акива, вошел, как гласит традиция, в сад (« пардес ») эзотерическое учение . Предание говорит о нем: «Он увидел тайны сада и умер; о нем Писание говорит: [ 16 ] Драгоценна в глазах Бога смерть Его благочестивых». [ 17 ] Ссылаясь на этот стих, сам Бен Аззай учил, что Бог показывает благочестивым в час их смерти награды, ожидающие их. [ 18 ] Передавались и другие его высказывания относительно часа смерти. [ 19 ] Согласно традиции, не вполне заслуживающей доверия, Бен Аззай был среди первых жертв преследований при Адриане ; поэтому его имя можно найти в списке десяти мучеников . [ 20 ]
Репутация
[ редактировать ]Посмертная слава Бен Аззая была необычайной. Величайший амор Израиля Вавилонии ( Рав Иоханан ) и величайший амор « ( Рав ) каждый сказал, чтобы подчеркнуть свой авторитет учителей Закона : Вот я Бен Аззай». [ 21 ] В том же смысле имя Бен-Аззая употребляет великий вавилонский амора Абайе. [ 22 ] и Раба . [ 23 ]
Агадическая легенда из Израиля повествует о нем следующее:
Однажды, когда Бен Аззай излагал Священное Писание, вокруг него вспыхнуло пламя, и когда его спросили, изучает ли он тайны «Колесницы Божией», он ответил: «Я нанизываю, как жемчуг, слова Тора со словами Пророков, и слова Пророков со словами агиографов, и поэтому слова Торы радуются, как в тот день, когда они были явлены в пламени Синая». [ 24 ]
Учения
[ редактировать ]Многие учения Бен-Аззая, имеющие или не имеющие библейского основания, сохранились. Два из них были включены в «Пиркей Авот» . [ 25 ] После высказывания Бен Аззая в начале третьей главы Дерех Эрец Раба , эта небольшая книга (которая первоначально начиналась с этой главы) называется «Перек Бен Аззай». [ 26 ]
В учении, напоминающем фундаментальную мысль Акивы , Бен Аззай дает характерные черты своего рода детерминистического взгляда на мир: «По твоему имени будут звать тебя, на том месте, где ты принадлежишь, они увидят тебя, что принадлежит тебе они дадут вам; никто не прикоснется к тому, что предназначено ближнему, и ни одно правительство ни на волосок не посягнет на срок, назначенный другому правительству». [ 27 ] Вслед за Гиллелем Акива провозгласил заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». [ 28 ] быть величайшей фундаментальной заповедью еврейского учения; Бен Аззай, ссылаясь на это, сказал, что еще больший принцип был найден в стихе Священного Писания: «Это книга родословия человеческого [Адама]. В тот день, когда Бог сотворил человека, по подобию Бога Он создал ему". [ 29 ] Заповедь любить Бога всей душой [ 30 ] Бен Аззай объяснил в той же манере, что и Акива: «Любите его до последнего вздоха души!». [ 31 ] Некоторые из агадических учений Бен Аззая, вызванные учениями Акивы, начинаются словами: «Я не хочу противоречить интерпретации моего учителя, но лишь дополню его слова». [ 32 ]
Наблюдения Бен Аззая о жертвоприношениях [ 33 ] явно направлены против гностицизма . В противовес гностической доктрине, согласно которой законы жертвоприношения могли возникнуть только от второстепенного бога (демиурга, который просто справедлив, а не благодетелен), Бен Аззай отмечает, что ни одно из различных имен Бога в иудаизме не используется в связи с с жертвенными законами, а именно с отличительным названием Тетраграмматон , в котором особенно подчеркивается благость Божия, для того, чтобы «минимы» (неверующие) не имели возможности доказать свои взгляды Библией .
Символическое толкование Бен-Аззаем первого слова « Плача» (איכה) также полемично и, вероятно, направлено против христианства Павла . Он считает, что гематрия букв этого слова указывает на то, что израильтяне не были изгнаны до тех пор, пока не отвергли единого Бога (א), десять заповедей (י), закон обрезания, данный двадцатому поколению после Адама (כ ) и пять (ה) книг Торы. [ 34 ]
Кавычки
[ редактировать ]- Мицва . влечет за собой еще одну мицву, а нарушение влечет за собой еще одно преступление [ 35 ]
- Не презирай ни одного человека и не игнорируй ничего; ибо нет человека, у которого не было бы своего часа, и нет вещи, которая не имела бы своего места. [ 36 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Хорхе Луиса Борхеса рассказе « Три версии Иуды » рассказчик упоминает, что Симеон бен Аззай увидел райский сад и умер.
В Милтона Стейнберга романе «Как ведомый лист » Бен Аззай участвует в Элиши Бен Абуя исследовательском проекте по примирению еврейской веры с другими традициями мудрости. Он умирает в состоянии восторга на пике своих духовных исканий.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тосефта Кидушин 3:9; Бавли Кидушина 49б; Брахот 57б; Йерушалми Маасер Шени 2 (53д); Бавлий Синедрион 17б
- ^ Хорайот 2б
- ^ Ядаим 4:2; Зевахим 1:3
- ^ Ядаим 3:5
- ^ Тяжелая 1:1
- ^ Yevamot 4:13
- ^ Иоанна 2:3; Даниил 4:4; Тосефт Швуот 2:13
- ^ Вниз. 74б
- ^ Чуллин 71а
- ^ Йерушалми Бава Батра 9 (17б); Бавли Бава Батра 158б; Йерушалми Шекалим 3 (47б); Йерушалми Рош ха-Шана 1 (56д)
- ^ Сота 9:15
- ^ Мидр. Халель
- ^ Кетувот 63а
- ^ Тосефта Евамот 8:4; Бавли иб. 63б; Бытие Раба 34; сравните Соту 4б.
- ^ Берахот 57б.
- ^ Псалмы 116:15
- ^ Хагига 14б
- ^ Бытие Раба 62
- ^ Авот раввина Натана 25
- ^ Плач Раба 2:2
- ^ Йерушалми Биккурим 2 (65а); Йерушалми Пиа 6 (19c)
- 45a ↑ Soṭah ; Kiddushin 20a; Арахин 30b
- ^ Эрувин 29а
- ^ Левит 16; Шир хаШирим Раба 1:10
- ^ Откровение 4:2,3.
- ^ Раши - Берахот 22а; Тосафот – Эрувин 53б
- ^ Йома 38а и т. д.
- ^ Левит 19:18
- ^ Бытие 6:1; Сифра , Кедошим, 4; Йерушалми Недарим 9 41c; Бытие Раба 24
- ^ Второзаконие 6:5
- ↑ Сифре , Второзаконие 32.
- ^ Сифра , Вайихра, 2; Мехилта, Бо, Введение
- ^ Сифре , Числа 143
- ^ Плач Раба 1:1
- ^ Пиркей Авот 4:2
- ^ Пиркей Авот 4:3
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Маркус Джастроу ; Вильгельм Бахер (1901–1906). «Симеон бен Аззай» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.