Симеон бен Зома
Раввинские эпохи |
---|
Симеон бен Зома , также известный как Симон бен Зома , Шимон бен Зома или просто Бен Зома ( иврит : בן זומא ), был танной I и II веков нашей эры. Его имя используется без титула «Раввин», потому что, как и Бен Аззай , он умер в молодом возрасте, оставаясь в звании «ученика» и так и не получив семихи (раввинского рукоположения). Бен Зома и Бен Аззай часто упоминаются вместе как выдающиеся представители этого класса. Как и Бен Аззай, он, по-видимому, принадлежал к ближайшему кругу учеников Иисуса Навина бен Ханании , и сообщается о галахическом споре между ними, в котором Бен Зома победил. [ 1 ]
Эзотерическое созерцание
[ редактировать ]Бен Зома был особенно известен как толкователь еврейской Библии ; В Соте 9:15 говорится: «Вместе с Бен-Зомой умер последний из экзегетов» («даршаним»).
Главным предметом экзегетических исследований Бен Зомы была первая глава Книги Бытия . Один из его вопросов по этой главе, в котором он возражал против фразы в стихе 7: « Бог создал», был передан иудейскими аггадистами (хотя и без ответа) с замечанием: «Это один из Библейские отрывки, которыми Бен Зома вызвал переполох во всем мире». [ 2 ] Толкование второго стиха той же главы передано в таннаитской традиции вместе со следующим анекдотом: Однажды Иисус Навин бен Ханания гулял, когда встретил Бен Зому, который собирался пройти мимо него, не поприветствовав его. Тогда Джошуа спросил: «Откуда и куда, Бен Зома?» Последний ответил: «Я был погружен в мысли о сотворении мира». А затем он рассказал Иисусу Навину свое толкование Бытия 1:2. Говоря по этому поводу со своими учениками, Иисус Навин сказал: «Бен Зома находится снаружи», имея в виду, что Бен Зома вышел за пределы разрешенных исследований согласно Агиге 2:5,6 и 15а.
Бен Зома был одним из четверых, вошедших в сад эзотерических знаний (см. легенду о Пардесе ). О нем говорили, что он увидел тайны сада и «был поражен» психическим отклонением, согласно Хагиге 14б. Ученики рабби Акивы применили к безграничным теософским рассуждениям, за которые пришлось пострадать Бен Зоме, слова Притчей 25:16 : «Если найдешь мед, ешь только то, что тебе нужно, / Чтобы, насытившись, ты не вырвал его». ." согласно Агиге 2:5,6 и lc; см. также Мидраш Мишлей 25:16.
Легенда о Пардесе позволила раввинату изучить христианские утверждения и греческие философские идеи при формулировании талмудической традиции, хотя субъект так и не завершил свое посвящение. [ 3 ] По словам Самсона Х. Леви, обращение в христианство было результатом предполагаемого безумия субъекта. [ 4 ]
Галахическое учение
[ редактировать ]Эрудиция Бен Зомы в Галахе вошла в поговорку, поскольку было сказано: «Тот, кто увидит Бен Зому во сне, будет уверен в учености». [ 5 ]
Сохранилось лишь несколько экзегетических учений Бен Зомы. Наиболее широко известно из них его толкование фразы: «чтобы ты помнил тот день, когда ты вышел из Египта». [ 6 ] доказать, что чтение библейского отрывка, относящегося к Исходу [ 7 ] обязателен как для вечерней молитвы, так и для утренней молитвы . Эта интерпретация, с похвалой процитированная Елеазаром бен Азарией , [ 8 ] нашел место в Агаде для пасхальной ночи.
В галахической интерпретации Бен Зома объясняет слово «наки» (чистый) в Исходе 21:28, ссылаясь на использование этого слова в повседневной жизни. [ 9 ]
Агада
[ редактировать ]Бен Зома, увидев толпу на Храмовой горе , сказал:
Однажды Бен Зома увидел множество [охлоса] израильтян, стоя на лестнице Храмовой горы. Он тут же произнес: «Благословен… Кто знает все тайны и Благословен… Кто создал все это, чтобы служить мне». Объясняя свой обычай, он говорил: Сколько усилий приложил первый человек Адам, прежде чем нашел хлеб для еды: он пахал, сеял, жал, скосивал, молотил, веял на ветру, отделял зерно от плевел, молол зерно. в муку, просеял, замесил, испек и только после этого ел. А я, наоборот, просыпаюсь и обнаруживаю, что все это для меня приготовлено. В человеческом обществе существует разделение труда, и каждый человек извлекает выгоду из служения всему миру. Аналогично, сколько усилий приложил первый человек Адам, прежде чем нашел одежду, которую можно было надеть? Он стриг, стирал, расчесывал, прял и ткал, и только после этого нашел одежду, которую можно было носить. А я, наоборот, просыпаюсь и обнаруживаю, что все это для меня приготовлено. Представители всех народов, купцы и ремесленники, старательно приходят ко входу в мой дом, и я просыпаюсь и обнаруживаю все это перед собой.
В заключительных словах Экклезиаста , «ибо в этом весь человек», он нашел выраженную мысль, что благочестивый человек есть венец и конец человечества; весь род («весь мир») создан только для служения тому, кто боится Бога и чтит Его заповеди. [ 11 ]
Кавычки
[ редактировать ]- Бен Зома сказал бы:
- Кто мудр? Тот, кто учится у всех. Как сказано: «Из всех моих учителей я поумнел»; [ 12 ]
- Кто сильный? Тот, кто контролирует свои порывы. Как сказано: «Лучше тот, кто медлителен на гнев, чем тот, кто силен, тот, кто управляет своим духом, чем тот, кто завоевал город»; [ 13 ]
- Кто богат? Тот, кто доволен тем, что имеет. Как сказано: «Если ты будешь есть от труда рук твоих, то счастлив ты и благо тебе»; [ 14 ] «счастливы вы» в этом мире, «и хорошо вам» в мире грядущем;
- Кто удостоен чести? Тот, кто чтит всех! Как сказано: «Ибо почитающим Меня я оказываю честь; презирающие Меня будут унижены»; [ 15 ] [ 16 ]
- Благодарный гость говорит: «Помни этого хозяина навсегда! Сколько вина он принес передо мной, сколько порций он поставил передо мной, сколько лепешек он предложил мне! Все, что он сделал, он сделал ради меня». Но недоброжелательный гость говорит: «Что я ел от него? Кусок хлеба, кусок мяса. Что я пил? Чашу вина. Что бы он ни делал, он делал ради своей жены и своего дети." Так говорит Писание: [ 17 ] «Помни, что ты возвеличиваешь дело Его, о котором воспевали люди». [ 18 ]
- Если ты, в покаянии, постыдился в этом мире, то не нужно будет тебе стыдиться перед Богом в будущем. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наз. 8:1
- ^ Бытие Раба 4
- ^ Суини, Марвин А. «Еще раз снова посетил Пардес: переоценка раввинистической легенды о четырех, вошедших в Фардес». Шофар , т. 22, нет. 4, 2004, с. 54. Веб-сайт JSTOR Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Самсон Халеви Леви и Стэнли Франклин Чиет. (1998). Текст и я: сочинения Самсона Х. Леви. Серия: Исследования Южной Флориды по истории иудаизма, 16. Атланта, Джорджия: Scholars Press. п. 45.
- ^ Берахот 57б
- ^ Второзаконие 16:3
- ^ Числа 15:37–41.
- ^ Берахот 1:5
- ^ Бава Камма 41а; Кидушина 56б; Песахим 22б)
- ^ «Берахот 58а:4» . www.sefaria.org .
- ^ Берахот 6б; Шаббат 30б; см. Арух , св, 5
- ^ Псалмы 119:99
- ^ Притчи 16:32
- ^ Псалмы 128:2
- ^ 1 Царств 2:30
- ^ Пиркей Авот , Глава 4:1
- ↑ Книга Иова 36:24.
- ^ Тосефта, Брахот 6:5
- ^ Исход Раба 30:19
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Маркус Ястроу и Вильгельм Бахер (1901–1906). «Бен Зома» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- В. Бахер , Agada der Tannaiten, i. 429;
- З. Франкель , Дарке ха-Мишна, стр. 134–136;
- Х. Грец , История евреев, ii. 358, 381;
- Вайс, Дор , ii. 126;
- Брауншвайгер, Учитель Мишны, стр. 257–259.