Ханина бен Син
Раввинские эпохи |
---|
Ханина бен Доса ( иврит : הנינא בן דוסא ) — еврейский учёный и чудотворец первого века , ученик Йоханана бен Заккая . [ 1 ] Похоронен в городе Арраба в Нижней Галилее (ныне на территории Израиля ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ханина жила в Галилее , привлеченная славой Иоханана бен Закая. [ 5 ] Там он служил примером соблюдения субботы, [ 6 ] и там он и его жена были похоронены.
Хотя его причисляют к таннаимам и цитируют в связи со школой и ее учениками, ни одного галахота и лишь немногих агадот . от него не сохранилось [ 7 ] Его «помнят больше за его поведение, чем за его галахические учения. От его имени не цитируются никакие законы». [ 8 ] Однако его популярность, которой он пользовался на протяжении всей своей жизни и которая сделала его бессмертным среди мистиков, опирается не на его ученость, а на его святость и предполагаемые магические способности. Из нескольких приписываемых ему максим можно видеть, что он был представителем древних хасидов : «Тот, чей страх перед грехом предшествует его мудрости, его мудрость выдержит; но там, где мудрость предшествует страху перед грехом, мудрость не устоит»; Там, где дела человека превосходят его знания, его знания останутся в силе; но там, где его ученость превосходит его дела, его ученость не устоит»; «Всякий, кто заслужил расположение человечества, любим Богом; а кто не любим человеком, тот не любим Богом». [ 9 ] Есть и другие учения, указывающие на его хасидское образование.
Ханина, как и все древние хасидеи, много молился и, как говорят, своими молитвами сотворил множество чудес.
Истории его молитв
[ редактировать ]Есть история, в которой рассказывается, что, когда сын Иоханана бен Закая сильно заболел, отец попросил Ханину помолиться. Ханина с готовностью подчинилась, и ребенок выздоровел. Обрадованный отец не смог удержаться от восхищения своим замечательным учеником, заявив, что сам он мог бы молиться целый день, не сделав никакой пользы. Его жена, удивленная таким самоуничижением со стороны своего знаменитого мужа, спросила: «Ханина выше тебя?» На это он ответил: «Между нами есть такая разница: он подобен телохранителю короля, всегда имеющему свободный доступ к августейшему присутствию, даже не дожидаясь разрешения, чтобы достичь его ушей; в то время как я, как лорд перед королем должен ждать подходящего момента». [ 10 ]
Другая история гласит, что по настоянию Гамалиила II Ханина молил о милосердии к сыну этого патриарха и по завершении его молитв заверил посланников Гамалиила, что лихорадка пациента оставила его. Эта уверенность породила сомнение в умах посланников, которые тут же спросили: «Ты пророк?» На это он ответил: «Я не пророк и не сын пророка; но опыт научил меня, что всякий раз, когда моя молитва течет свободно, она исполняется; в противном случае она отвергается». После этого посланники записали заявление Ханины и точное время, когда оно было сделано; Достигнув резиденции патриарха, они обнаружили, что Ханина говорила правду. [ 11 ]
Другая легенда гласит, что во время путешествия он попал под душ и молился: «Хозяин вселенной, весь мир доволен, а одна Ханина раздражается». Дождь сразу прекратился. Придя домой, он изменил свою молитву: «Повелитель вселенной, неужели весь мир будет опечален, пока Ханина наслаждается его утешением?» После этого пошли обильные ливни. В отношении этой легенды было сказано: «Кроме молитв Бен-Досы, молитвы самого первосвященника бесполезны». [ 12 ]
Когда в канун субботы его дочь наполнила лампу уксусом вместо масла, а затем с грустью рассказала ему о своей ошибке, он заметил: «Тот, кто наделил масло силой горения, может наделить уксус той же силой»; и лампа горела весь следующий день. [ 13 ]
По легенде, Ханина была очень бедна. Действительно, вошло в поговорку, что, хотя весь мир был обеспечен благодаря великим заслугам Ханины, он сам поддерживал жизнь от одного кануна субботы до другого на корзине с рожковыми бобами . В течение некоторого времени внешний мир оставался в неведении о его лишениях; его жена делала все возможное, чтобы сохранить видимость комфорта, и хотя у нее не было муки, из которой можно было бы испечь тесто, каждую пятницу она подкладывала топливо в печь и поднимала столбы дыма, заставляя таким образом своих соседей поверить в то, что: как и они, она пекла субботнюю еду. Однако со временем у одной женщины возникли подозрения, и она решила удивить жену Ханины и узнать правду. Но, по легенде, разоблачение предотвратило чудо. Когда женщина появилась в доме Ханины и заглянула в дымящую печь, там было полно хлебов. Несмотря на чудо, жена Ханины уговорила его получить с небес аванс на свой будущий удел. Ханина выполнил ее просьбу, и в ответ на его молитву ему чудесным образом была послана золотая ножка стола. Муж и жена были счастливы; но в ту ночь жене было видение небес, в котором она увидела святых, пирующих за трехногими столами, в то время как стол ее мужа имел только две ножки. Она проснулась, полная сожаления о назойливости, лишившей его стола ножки, и настояла на том, чтобы он помолился об изъятии сокровищ. Он так и сделал, и золотая нога исчезла. Об этом предполагаемом чуде Талмуд говорит: «Оно было больше прежнего, поскольку небо дает, но никогда не берет». [ 14 ]
Другая легенда повествует о чуде, в результате которого Ханине однажды не разрешили есть неразделенную пищу. Однажды в канун субботы он сел за скромную трапезу, как вдруг стол отступил от него. Подумав немного, он вспомнил, что одолжил у соседа несколько пряностей и не выделил положенную десятину (см. Хабер). После этого он уладил дело, и стол вернулся к нему. [ 15 ] Легенда также гласит, что осел Ханины не ел необрезанную пищу. Воры украли животное и заперли его у себя во дворе, снабдив необходимым кормом; но осел не ел и не пил. Поскольку это продолжалось несколько дней, воры решили освободить животное, чтобы оно не умерло от голода и не наполнило помещение неприятным запахом. После выхода он пошел прямо домой, ничуть не ухудшившись за долгое время поста. [ 16 ]
Легенда гласит, что Ханина сильно горевала из-за того, что не смогла вместе с другими благочестивыми людьми подарить что-то Храму . В печали он вышел из города и, увидев огромную скалу, поклялся отнести ее в Иерусалим в дар Святому городу. Он разгладил и отполировал его, а затем огляделся в поисках помощи, чтобы перевезти его. Появились пятеро рабочих и предложили донести камень до места назначения за сто золотых. Ханина, у которой не было и половины этой суммы, в отчаянии отвернулась. Однако вскоре появились другие рабочие и потребовали всего пять «селаимов», но при условии, что Ханина сам поможет в транспортировке. Соглашение было заключено, все они схватили скалу и в одно мгновение предстали перед Иерусалимом. Когда Ханина повернулась, чтобы заплатить работникам, их нигде не было. Он отправился в Синедрион, чтобы узнать, как ему распорядиться неполученной заработной платой. Синедрион выслушал его рассказ и пришел к выводу, что работники были ангелами-служителями, а не людьми, и поэтому Ханина имел право использовать деньги на свои нужды. Однако он подарил его Храму. [ 17 ]
Таким образом, легенда о жизни Ханины наполнена чередой чудесных сказаний (см. Песахим , 112б; Бава Камма , 50а). Сравнительно поздняя Мишна отмечает: «Со смертью Ханины бен Доса чудотворцы ( анше маасе ) прекратили свое существование». [ 18 ]
Его общий характер также превозносился. Современный раввин Элеазар из Модиима , читая лекцию по Исходу 18:21, привел Ханину бен Досу и его коллег в качестве примеров выражения «люди истины». [ 19 ] Два столетия спустя агадист, комментируя Исаию 3:3, сказал: «Под термином «благородный человек» подразумевается тот, за чьи заслуги Небеса уважают [благоприятствуют] его поколению; таким человеком был Ханина бен Доса». [ 20 ] Жена Ханины не скоро была забыта; Легенда гласит, что спустя много времени после ее смерти группа моряков заметила рабочую корзину, усыпанную бриллиантами и жемчугом. Водолаз попытался схватить ее, но его остановил летучий кол , который сказал, что драгоценная корзина была предназначена для жены Ханины бен Доса, которая в конечном итоге наполнит ее шерстью техелет для святых будущего. [ 21 ]
Ханина никогда не позволял ничему отвлекать его от молитвы. Однажды во время молитвы его укусила ящерица (или змея), но он не прервал своих молитв. На тревожные вопросы своих учеников он ответил, что был настолько поглощен молитвой, что даже не почувствовал укуса. Когда люди нашли рептилию мертвой, они воскликнули: «Горе человеку, которого укусит ящерица, и горе ящерице, которая укусит Р. Ханина бен Доса!» Его чудесный побег объясняется утверждением, что результат укуса ящерицы зависит от того, кто первым достигнет воды: человек или ящерица; если первый, то умирает последний; если последнее, то умирает первое. В случае с Ханиной под его ногами чудесным образом открылся источник. [ 22 ] В Вавилонском Талмуде есть другая версия этого чуда, происходящего не во время молитвы. [ 23 ]
Кавычки
[ редактировать ]- Тот, чей страх перед грехом преобладает над его мудростью, его мудрость выдержит. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берахот 34б
- ^ Кондер и Китченер, 1881, SWP I, стр. 206
- ^ Иерусалимский Талмуд ( Берахот 4:1), комментарий Соломона Сирилио, который написал: «Арав, название места в Земле Израиля, недалеко от Сепфориса , и там похоронен раввин Ханина бен Доса, и они называют его ( место) Арраба ».
- ^ Рабби Ханина бен Доса - Могилы праведников
- ^ Берахот , 34б.
- ^ Йерушалми Берахот , 4 7с
- ^ Бараита Р. Элиезера 29, 31; Мидраш Мишлей 10:2
- ^ Раввин Джонатан Дукер, Духи, стоящие за законом: ученые-талмуды (Иерусалим и Нью-Йорк: Urim Publications, 2007), 66.
- ^ Пиркей Авот 3:9,10; Авот рабби Натана 22:1 [ред. Шехтер, с. 35а]
- ^ Берахот 34б
- ^ Берахот 34б ; сравните Берахот , 5:5 и Йерушалми Берахот , 5 9д
- ^ Таанит 24б
- ^ Таанит , 25а.
- ^ Таанит , 24b и след.
- ^ Йерушалми Демаи , 1 22а
- ^ Йерушалми, Шмуэль (н.д.). Авот де-рабби Натан 8:8 . Иерусалим: Масорет.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) ; ср . Йерушалми Демаи , т.е. 21д; Шаббат , 112б) - ^ Шир Хаширим Раба 1:1; Экклезиаст Раба 1
- ^ Сота 9:15
- ^ Мехилта , Иофор, Амалек, 1
- ^ Хагига 14а
- ^ Бава Батра 74а
- ^ Йерушалми Берахот 5 9а
- ^ Берахот 33а
- ^ Пиркей Авот 3:10
- ХАНИНА Б. ДОСА и www.jewishencyclepedia.com
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Библиография
[ редактировать ]- Хейлприн, Седер а-Дорот, ii.