Чудотворство
Часть серии о |
Магия |
---|
Тауматургия ( / ˈ θ ɔː m ə t ɜːr dʒ i / ), происходящее от греческих слов таума (чудо) и эргон (работа), относится к практическому применению магии для изменения физического мира. Исторически тауматургия была связана с манипулированием природными силами, созданием чудес и совершением магических действий посредством эзотерических знаний и ритуальной практики. В отличие от теургии , которая фокусируется на вызове божественных сил, тауматургия больше занимается использованием оккультных принципов для достижения конкретных результатов, часто осязаемыми и наблюдаемыми. Иногда его переводят на английский как чудотворение . [ 1 ]
Эта концепция прошла путь от своих древних корней в магических традициях до включения в современный западный эзотеризм . Тауматургию практиковали люди, стремившиеся оказать влияние на материальный мир как тонкими, так и явными магическими средствами. Он сыграл значительную роль в развитии магических систем, особенно тех, которые подчеркивают практические аспекты эзотерической работы.
В наше время тауматургия продолжает оставаться предметом интереса в более широкой области оккультизма, где она изучается и практикуется как часть более широкой системы магических знаний. Его принципы часто применяются в сочетании с другими формами эзотерической практики, такими как алхимия и герметизм , для достижения более глубокого понимания и овладения силами, управляющими естественным и сверхъестественным мирами.
Практикующий тауматургию - это «чудотворец», «чудотворец», «чудотворец», «чудотворец» или «чудотворец». [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Слово тауматургия происходит от греческого θαῦμα thaûma , что означает «чудо» или «чудо» (конечная буква t от родительного падежа thaûma t os ) и ἔργον érgon , что означает «работа». [ 1 ] В 16 веке в слово «тауматургия», английский язык вошло означающее чудесные или магические силы. Впервые это слово было переведено на английский язык и использовано в магическом смысле в Джона Ди книге «Математическое предисловие к элементам геометрии Евклида Мегарского» (1570). Он упоминает «математическое искусство», называемое «тауматургией... которое дает определенный порядок создания странных произведений, обладающих чувствами, которые нужно воспринимать, и людей, которым можно сильно удивляться». [ 2 ]
Историческое развитие
[ редактировать ]Древние корни
[ редактировать ]Истоки тауматургии можно проследить до древних цивилизаций, где магические практики были неотъемлемой частью как религиозных ритуалов, так и повседневной жизни. В Древнем Египте священников часто считали чудотворцами, владеющими своими знаниями ритуалов и заклинаний, чтобы влиять на природные и сверхъестественные силы. Эти методы были направлены на защиту фараона , обеспечение успешного урожая или даже управление погодой. [ 3 ] Точно так же в Древней Греции считалось, что определенные фигуры обладают способностью совершать чудеса, что часто объясняется их глубоким пониманием тайн богов и природы. [ 4 ] Это смешение религиозных и магических практик заложило основу для того, что позже будет признано в западном эзотеризме тауматургией. [ 4 ]
В греческих писаниях термин «чудотворец» также относился к нескольким христианским святым . В этом контексте это слово обычно переводится на английский как «чудотворец». Известные раннехристианские чудотворцы включают Григория Чудотворца (ок. 213–270), святого Менаса Египетского (285–ок. 309), святого Николая (270–343) и Филомену ( ок . 300 (?)). [ нужна ссылка ]
Средневековая и ренессансная Европа
[ редактировать ]В средневековый период чудотворство развивалось в контексте христианского мистицизма и ранней научной мысли. Средневековое понимание тауматургии было тесно связано с идеей чудес: святым и святым людям часто приписывали тауматургические силы. [ 5 ] Ирландский францисканский редактор семнадцатого века Джон Колган назвал трех ранних ирландских святых, Патрика , Бригид и Колумбу , чудотворцами в своем «Acta Triadis Thaumaturgae» (Лувен, 1647). Более поздние известные средневековые христианские чудотворцы включают Антония Падуанского (1195–1231) и епископа Фьезоле Андрея Корсини из кармелитов (1302–1373), которого при жизни называли тауматургом. [ нужна ссылка ] В этот период также были разработаны гримуары — руководства по магическим практикам, в которых документировались ритуалы и заклинания, часто сочетающие христианские и языческие традиции. [ 6 ]
В эпоху Возрождения концепция чудотворства расширилась по мере того, как такие ученые, как Джон Ди, исследовали пересечения магии, науки и религии. Математическое предисловие Ди к «Элементам геометрии Евклида Мегарского » (1570 г.) — один из самых ранних английских текстов, в которых обсуждается тауматургия, описывающая ее как искусство создания «странных произведений» посредством сочетания естественных и математических принципов. [ 7 ] Работы Ди отражают стремление к знаниям эпохи Возрождения, которые стирали границы между магическим и механическим, поскольку тауматурги часто рассматривались как ранние ученые, которые использовали скрытые силы природы. [ 8 ]
Во времена Ди «математика» относилась не просто к абстрактным вычислениям, связанным с этим термином сегодня, но и к физико-механическим устройствам, в конструкции которых использовались математические принципы. Эти устройства, приводившиеся в действие посредством сжатого воздуха, пружин, веревок, шкивов или рычагов, рассматривались неискушенными людьми (не понимавшими принципов их работы) как магические устройства, которые могли быть созданы только с помощью демонов и чертей. [ 9 ]
Создавая такие механические устройства, Ди заработал репутацию фокусника, которого «боялись» соседские дети. [ 9 ] Он жаловался на эту оценку в своем «Математическом предисловии» :
И за эти и подобные чудесные деяния и подвиги, естественно и механически, совершенные и изобретенные, следует ли считать и называть фокусником любого честного студента и скромного христианского философа? Неужели безумие Идиотов и Злоба Презренных возобладают... Будет ли этот человек (в обнимателе-грабителе) осужден как Товарищ адских гончих, Призыватель и Заклинатель злых и проклятых Духов? [ 9 ]
Известные христианские чудотворцы эпохи Возрождения и Просвещения того периода включают Герарда Майеллу (1726–1755), Амвросия Оптинского (1812–1891) и Иоанна Кронштадтского (1829–1908). [ нужна ссылка ]
Включение в современную эзотерику
[ редактировать ]Переход к современному эзотеризму привел к тому, что тауматургия взяла на себя более структурированную роль в различных магических системах, особенно в тех, которые были разработаны в 18 и 19 веках. В герметизме и западной оккультной традиции чудотворство часто практиковалось наряду с алхимией и теургией , с акцентом на манипулирование материальным миром посредством ритуальных и символических действий. [ 10 ] Герметический Орден Золотой Зари , выдающийся магический орден, основанный в конце 19 века, включил тауматургию в свою учебную программу, подчеркивая важность как теории, так и практики в овладении магическими искусствами. [ 8 ]
эзотеризме также пересекается с возникновением церемониальной магии , где она часто используется для достижения конкретных практических результатов — от исцеления до вызова духов Роль Тауматургии в современном . Современные маги продолжают исследовать и адаптировать тауматургические практики, часто опираясь на широкий спектр исторических и культурных источников для создания эклектичных и персонализированных систем магии. [ 11 ]
Основные принципы и практики
[ редактировать ]Принципы симпатии и заражения
[ редактировать ]Тауматургия часто руководствуется двумя ключевыми магическими принципами: принципом симпатии и принципом заражения . Эти принципы являются основополагающими для понимания того, как тауматурги влияют на физический мир магическими средствами. Принцип симпатии основан на идее, что «подобное влияет на подобное», что означает, что объекты или символы, похожие друг на друга, могут влиять друг на друга. Например, миниатюрное изображение желаемого результата, такое как модель моста, можно использовать в ритуале, чтобы гарантировать успешное строительство настоящего моста. С другой стороны, принцип заражения основан на убеждении, что объекты, которые когда-то были в контакте, продолжают влиять друг на друга даже после того, как они разделены. Этот принцип часто используется при использовании личных вещей, таких как волосы или одежда, в ритуалах, призванных повлиять на человека, которому эти предметы принадлежат. [ 12 ]
Эти принципы не являются уникальными для тауматургии, но являются неотъемлемой частью многих форм магии в разных культурах. Однако в контексте тауматургии они особенно важны, поскольку обеспечивают теоретическую основу для понимания того, как магические действия могут привести к ощутимым результатам в материальном мире. Эта ориентация на практические результаты отличает тауматургию от других форм магии, которые могут быть больше связаны с духовными или символическими значениями. [ 13 ]
Инструменты и ритуалы
[ редактировать ]Тауматургические практики часто включают использование особых инструментов и ритуалов, предназначенных для направления магической энергии. Обычные инструменты включают в себя жезлы , посохи, талисманы и ритуальные ножи , каждый из которых служит определенной цели в практике магии. Например, жезл может использоваться для направления энергии во время ритуала, а талисман может служить фокусом намерения тауматурга. Создание и освящение этих инструментов сами по себе являются ритуальными процессами, часто требующими определенных материалов и астрологического времени для обеспечения их эффективности. [ 14 ]
Ритуалы в тауматургии обычно сложны и могут включать в себя чтение заклинаний , рисование защитных кругов и призывание духов или божеств . Эти ритуалы предназначены для создания контролируемой среды, в которой тауматург может манипулировать силами природы по своей воле. Сложность этих ритуалов варьируется в зависимости от желаемого результата: более важные или амбициозные цели требуют более сложных и трудоемких процедур. [ 15 ]
Энергетические манипуляции
[ редактировать ]В основе тауматургии лежит метафора манипулирования энергией. Тауматурги верят, что мир наполнен различными формами энергии , которую можно обуздать и направить с помощью магических практик. Эту энергию часто концептуализируют как природную силу, пронизывающую вселенную, и чародеи полагают, что с помощью определенных техник они могут влиять на эту энергию, вызывая желаемые изменения в физическом мире. [ 16 ]
Манипулирование энергией в тауматургии предполагает как получение энергии из окружающей среды, так и направление ее к определенной цели. Этот процесс часто требует глубокого понимания мира природы, а также способности концентрировать и контролировать свои собственные умственные и духовные энергии. практикующего Во многих традициях эта энергия также связана с жизненной силой , а это означает, что акт тауматургии может быть утомительным физически и духовно. В результате практикующие специалисты часто проходят тщательное обучение и подготовку, чтобы развить свои способности эффективно и безопасно манипулировать энергией. [ 17 ]
В эзотерических традициях
[ редактировать ]Герметическая Каббала
[ редактировать ]В герметической Каббале тауматургия занимает значительную роль, поскольку предполагает практическое применение мистических принципов для воздействия на физический мир. Эта традиция глубоко укоренена в концепции соответствий , согласно которой различные элементы космоса рассматриваются как взаимосвязанные. В герметической традиции тауматург стремится манипулировать этими соответствиями, чтобы добиться желаемых изменений. Сефироты . на Древе Жизни служат картой для этих взаимодействий с конкретными ритуалами и символами, соответствующими различным сефиротам и связанным с ними силам Например, ритуал, сосредоточенный на Йесод (сефире Луны ) , может включать такие элементы, как серебро, белый цвет и обращение к лунным божествам, чтобы влиять на вопросы интуиции, сновидений или подсознания. [ 18 ]
Манипулирование этими соответствиями посредством ритуала не просто символично, но считается, что оно производит реальные эффекты в материальном мире. Практикующие используют сложные ритуалы, которые могут включать в себя использование сакральной геометрии , заклинания и создание талисманов . Считается, что эти практики объединяют практикующего с силами, которые он хочет контролировать, создавая симпатическую связь, которая позволяет ему эффективно управлять этими силами. [ 19 ] Алистера Кроули В «Магии» (Книга 4) подробно обсуждается использование ритуальных инструментов, таких как жезл, чаша и меч, каждый из которых соответствует различным элементам и силам каббалистической системы, подчеркивая практический аспект этих инструментов. в тауматургических практиках. [ 20 ]
Алхимия и чудотворство
[ редактировать ]Алхимия и чудотворство часто переплетаются, особенно в контексте духовной трансформации и стремления к просветлению . Алхимию, с ее акцентом на превращении недрагоценных металлов в золото и поиске философского камня , можно рассматривать как форму магии, в которой практикующий стремится трансформировать не только физические вещества, но и самого себя. Этот процесс, известный как Великая Работа , включает в себя очищение и совершенствование как материи, так и духа. Тауматургия выступает в роли практического аспекта алхимии, где ритуалы, символы и вещества используются для облегчения этих трансформаций. [ 16 ]
Алхимический процесс наполнен символическими значениями, причем каждая стадия представляет собой отдельную фазу трансформации. Стадии нигредо (почернение), альбедо (побеление), цитринитас (пожелтение) и рубедо (покраснение) соответствуют не только физическим изменениям в обрабатываемом материале, но и стадиям духовного очищения и просветления. Тауматургия в этом контексте — это применение этих принципов для достижения ощутимых результатов, будь то в форме создания алхимических эликсиров , талисманов или достижения духовных целей. [ 15 ] Кроули также подробно описывает эти алхимические принципы в Магии (Книга 4) , особенно в своих дискуссиях о символическом и практическом использовании алхимических символов и процессов в магических ритуалах. [ 20 ]
Другие эзотерические системы
[ редактировать ]Тауматургия также играет роль в различных других эзотерических системах, где ее часто рассматривают как средство преодоления разрыва между мирским и божественным. В теософии , например, тауматургия рассматривается как часть эзотерического знания, позволяющего практикующим манипулировать духовными и материальными силами. Теософские учения подчеркивают единство всей жизни и взаимосвязь космоса, а чудотворство является практическим инструментом для постижения этих истин. Ритуалы и медитативные практики используются для согласования воли практикующего с высшими духовными силами, позволяя им вызывать изменения в физическом мире. [ 10 ]
В розенкрейцерстве тауматургия также рассматривается как метод духовной практики, ведущий к овладению естественными и духовными законами. Розенкрейцеры верят, что посредством изучения природы и применения эзотерических принципов можно достичь глубокого понимания космоса и развить способность влиять на него. Это включает в себя использование ритуалов, символов и священных текстов для достижения духовного роста и материального успеха. [ 21 ]
Во введении к своему переводу главы «Духовные силы (神通 Дзинзу )» « Догэна Сёбогэндзо » Карл Билефельдт называет силы, развитые адептами эзотерического буддизма , принадлежащими «тауматургической традиции». [ 22 ] Эти способности, известные как сиддхи или абхиджня , приписывались Будде и последующим ученикам. Легендарные монахи, такие как Бодхидхарма , Упагупта , Падмасамбхава и другие, были изображены в популярных легендах и агиографических отчетах как обладающие различными сверхъестественными способностями. [ 23 ]
Заблуждения и современные интерпретации
[ редактировать ]Отличие от теургии
[ редактировать ]Распространенным заблуждением о тауматургии является ее смешение с теургией . Хотя оба метода связаны с практикой магии , они служат разным целям и действуют на разных принципах. Теургия в первую очередь занимается призывом божественных или духовных существ для достижения союза с божественным, часто в целях духовного восхождения или просветления . Тауматургия, с другой стороны, фокусируется на манипулировании силами природы для достижения ощутимых эффектов в физическом мире. Это различие имеет решающее значение для понимания различных целей этих практик: теургия по своей сути религиозна и мистична, тогда как тауматургия более прагматична и ориентирована на результат. [ 24 ]
Алистер Кроули в своей «Магике» (Книга 4) подчеркивает важность понимания этих различий, отмечая, что в то время как теургические практики стремятся привести практикующего в соответствие с божественной волей, тауматургия позволяет практикующему проявлять свою волю в материальном мире посредством применения эзотерических знаний. знания и ритуалы. [ 25 ]
Современные недоразумения
[ редактировать ]В наше время тауматургию часто понимают неправильно, особенно в популярной культуре, где ее иногда изображают как синоним фантастической магии или «чудодейства» в религиозном смысле. Эти изображения могут ослабить богатое историческое и эзотерическое значение тауматургии, сведя ее к простому образу магической фантастики. Например, этот термин часто используется в фэнтезийной литературе и ролевых играх для описания общей формы магии без учета ее исторических корней или сложных практик, связанных с ней в эзотерических традициях. [ 14 ]
Это современное недопонимание отчасти связано с расширением термина «тауматургия» в современном дискурсе, где его часто отрывают от исходного контекста и используют более широко. В результате тонкие различия между различными типами магии, такими как тауматургия и теургия, часто упускаются из виду, что приводит к однородному взгляду на магические практики. [ 10 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Термин тауматургия используется в различных играх как синоним магии , особой подшколы (часто механической) магии или как «наука» магии. [ нужна ссылка ]
Тауматургия определяется как «наука» или «физика» магии Исааком Боневицем в его книге « Настоящая магия» 1971 года . [ 26 ] определение, которое он также использовал при создании справочника по ролевой игре под названием «Аутентичная тауматургия» (1978, 1998, 2005). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Неподвижная звезда Бегениана - применение в средневековой астрологии.
- Ритуал Нерожденных - Ритуал западной церемониальной магии.
- Эвристика заражения - воспринимаемая передача отрицательных качеств через контакт.
- Соответствие - богословский термин, обозначающий отношения между двумя уровнями существования.
- Гоэтия – магическая практика, связанная с вызовом духов.
- Магическое мышление – вера в связь несвязанных событий.
- Природная магия - Естествознание в эпоху Возрождения.
- Практическая каббала - ветвь еврейской мистической традиции, касающаяся использования магии.
- Сигил – Магический символ; например, символы неподвижных звезд Бехена
- Телема – новое религиозное движение, основанное Алистером Кроули.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Харпер (2001) .
- ^ Ди (2020) .
- ^ Кикхефер (2021) .
- ^ Перейти обратно: а б Грир (2003) .
- ^ Уокер (2000) .
- ^ Хаттон (1999) .
- ^ Ди (2020) ; Грир (2003) .
- ^ Перейти обратно: а б Хаттон (1999) ; Грир (2003) .
- ^ Перейти обратно: а б с Зеттерберг (1980) .
- ^ Перейти обратно: а б с Годвин (1994) .
- ^ Годвин (1994) ; Грир (2003) .
- ^ Грир (2003) ; Кикхефер (2021) .
- ^ Годвин (1994) ; Кикхефер (2021) .
- ^ Перейти обратно: а б Грир (2003) ; Качиньский (2012) .
- ^ Перейти обратно: а б Годвин (1994) ; Качиньский (2012) .
- ^ Перейти обратно: а б Уокер (2000) ; Грир (2003) .
- ^ Годвин (1994) ; Уокер (2000) .
- ^ Годвин (1994) ; Найт (2001) ; Качиньский (2012) .
- ^ Кроули (1997) ; Найт (2001) ; Качиньский (2012) .
- ^ Перейти обратно: а б Кроули (1997) ; Качиньский (2012) .
- ^ Качиньский (2012) .
- ^ Билефельдт (2004) .
- ^ Снеллинг (1987) ; Пауэлл, Уильям, «Боевые искусства» в Басвелле (2004) , стр. 214–18; Стронг, Джон, «Упагупта» в Басвелле (2004) , стр. 870.
- ^ Кроули (1997) ; Кикхефер (2021) .
- ^ Кроули (1997) .
- ^ Боневиц (1989) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Билефельдт, Карл (тр.) (2004). «Сокровищница Ока Истинной Дхармы: Книга 35, Духовные силы» (PDF) . Текстовый проект Сото Дзен. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2016 г. Проверено 28 декабря 2016 г.
- Боневиц, Исаак (1989) [1971]. Настоящее волшебство . Красное Колесо Вайзера. ISBN 978-0-87728-688-2 .
- Басуэлл, Роберт Э., изд. (2004). Макмиллан Энциклопедия буддизма Том. 1. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, США. ISBN 0-02-865719-5 .
- Кроули, Алистер (1997). Магия: Liber ABA, Книга 4, Части I-IV (2-е изд.). Бостон: Вайзер. ISBN 0-87728-919-0 .
- Ди, Джон (2020) [1570]. Математическое предисловие к «Началам геометрии» Евклида Мегарского . Перспективы Верлаг. ISBN 978-3-7523-1583-7 .
- Годвин, Джоселин (1994). Теософское Просвещение . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-0422-6 .
- Грир, Джон Майкл (2003). Новая энциклопедия оккультизма . Ллевеллин по всему миру. [ ISBN отсутствует ]
- Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). « Этимология «Чудотворца»» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 3 июля 2008 г.
- Хаттон, Рональд (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-820744-3 .
- Качиньский, Ричард (2012). Пердурабо: Жизнь Алистера Кроули (ред. и доп. ред.). Североатлантические книги . ISBN 978-1-58394-576-6 .
- Кикхефер, Ричард (2021). Магия в средние века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-86112-0 .
- Найт, Гарет (2001). Практическое руководство по каббалистическому символизму . Книги Вайзера. ISBN 978-1-57863-247-3 .
- Снеллинг, Джон (1987). Буддийский справочник: полное руководство по буддийскому учению и практике . Лондон: Вековые книги в мягкой обложке. [ ISBN отсутствует ]
- Уокер, ДП (2000). Духовная и демоническая магия: от Фичино до Кампанеллы . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-02045-7 .
- Зеттерберг, Дж. Питер (весна 1980 г.). «Ошибка «математики» за магию в Англии Тюдоров и Стюартов». Журнал шестнадцатого века . II (1).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение чуда в Викисловаре