Jump to content

Влияние Толкина на фэнтези

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из влияния Толкина на фэнтези )

Поклонник Толкина в костюме «Властелина колец» фэнтезийном , Будапешт, 2015 год.

Хотя фэнтези уже давно существовало в различных формах по всему миру до него, Дж. Р. Р. Толкина называли «отцом фэнтези», а «Властелин колец» — его центром. Этот роман, опубликованный в 1954–1955 годах, оказал огромное влияние на написание фэнтези , установив, в частности, форму высокого или эпического фэнтези , действие которого происходит во вторичном или фантастическом мире в акте мифотворчества . В то время книга отличалась значительным объемом, «эпическим» ощущением с набором героических персонажей , широкой географией и сражениями. В нем задействована обширная история действия, впечатление глубины , множество разумных рас и монстров , а также могущественные талисманы. История представляет собой квест с несколькими сюжетными линиями. Успех романа продемонстрировал, что этот жанр коммерчески отличен и жизнеспособен.

Многие более поздние писатели-фантасты либо подражали работам Толкина, либо писали в ответ на них. Одним из первых была серия романов Урсулы Ле Гуин « Земноморье », начавшаяся в 1968 году, в которой использовались толкиеновские архетипы, такие как волшебники, лишенный наследства принц, волшебное кольцо, квест и драконы. Последовал издательский ажиотаж. Авторы фэнтези, в том числе Стивен Р. Дональдсон и Филип Пуллман, намеренно создали нетолкинианские фантазии: Дональдсон с непривлекательным главным героем, а Пуллман, критикующий «Властелина колец» , с другим взглядом на цель жизни.

Жанр распространился на кино , ролевые игры и видеоигры , а также на фэнтезийное искусство . Питера Джексона 2001–2003 годов «Властелин колец» Серия фильмов привлекла к творчеству Толкина новую и очень большую аудиторию. Влияние Толкина достигло ролевых игр уже в 1974 году с Гэри Гайгакса » « Подземельями и драконами ; за этим последовало множество видеоигр о Средиземье, некоторые из которых были лицензированы напрямую, а другие основаны на культуре толкиновского фэнтези. Фантазии Толкина были проиллюстрированы такими художниками, как Джон Хоу , Алан Ли и Тед Несмит , которые стали известны как «художники Толкина».

Контекст

[ редактировать ]

Дж. Р. Р. Толкин был знатоком английской литературы, филологом и медиевистом, интересовавшимся языком и поэзией средневековья , особенно англосаксонской Англии и Северной Европы. Его профессиональное знание таких произведений, как «Беовульф», сформировало его вымышленный мир Средиземья , включая его высокий фэнтезийный роман «Властелин колец» . [ 1 ] [ 2 ] Это не мешало ему использовать и современные источники , в том числе фэнтези ; [ 3 ] В энциклопедии Толкина JRR обсуждаются 25 авторов, чьи работы аналогичны элементам произведений Толкина. [ 4 ]

Фэнтези в руках Толкина

[ редактировать ]

Отличительные особенности

[ редактировать ]
Среди устройств, созданных Толкином, чтобы сделать Средиземье реальным, были карты со многими географическими названиями , например , Шир , звучащее по-английски. [ 5 ] дом его главных героев -хоббитов . (Показана схематическая карта)

«Властелин колец» имел несколько отличительных особенностей. В их число входит его значительная длина, примечательная для того времени, когда лишь немногие жанровые романы превышали 65 000 слов. Это сопровождалось ощущением «эпичности», создаваемым сочетанием таких особенностей, как набор героических персонажей , широкая география и сражения. История рассказана с отсылками к более ранним временам, создавая впечатление глубины действия и прошлого, которое растворяется в мифологии . Герои сталкиваются с множеством разумных рас , включая как свободных людей, таких как эльфы и гномы , так и монстров, таких как тролли и гигантские пауки . Используются мощные талисманы, такие как мечи с собственными именами , посохи волшебников , магические кольца и камни видения . Что касается сюжета, то здесь есть квест , сопровождающийся множеством подсюжетов. Как будто этого было недостаточно, Толкин придает сюжету моральное измерение: героям приходится полагаться на собственную смелость и удачу , веря, что невидимые силы поддержат их. [ 6 ]

«Властелин колец» и, в некоторой степени, его детский роман 1937 года «Хоббит» используют множество элементов , чтобы сделать фантастический мир Средиземья убедительным. К ним относятся подробные карты с большим количеством топонимов; [ 7 ] впечатление глубины; [ 8 ] рамочная история ; [ 9 ] поэзия перемежается с повествованием ; [ 10 ] генеалогические деревья ; [ 11 ] изобретенные языки [ 12 ] это было детально проработано и снабжено сценариями ; [ 13 ] произведение искусства ; [ 14 ] и геральдика . [ 15 ]

Геральдика Средиземья : герб с Белым Древом Гондора .

Впечатление глубины, в частности, помогает создать ощущение Средиземья как того, что Том Шиппи назвал «связным, последовательным, глубоко захватывающим миром, о котором [Толкин] не было времени [тогда] говорить». [ 8 ] Другой пример: геральдика помогает передать такие впечатления, как «очевидное величие» героя Арагорна : [ 16 ]

на переднем корабле сломался огромный штандарт, и ветер показал его, когда он повернул к «Харлонду». Там расцвело Белое Дерево , и это было для Гондора ; но вокруг него были Семь Звезд и высокая корона над ним, знаки Элендиля , которых ни один повелитель не носил в течение бесчисленных лет. И звезды пылали в солнечном свете, ибо были выкованы из драгоценных камней Арвен , дочерью Элронда ; и венец сиял утром, потому что был сделан из мифрила и золота. [ 17 ]

Мифопея — это создание вымышленной мифологии , включающей традиционные мифологические темы и архетипы в литературное произведение. [ 18 ] Толкин не был первым автором, создавшим вымышленные миры, как это сделали Джордж Макдональд и Х. Райдер Хаггард , и за их «мифопоэтический» дар их хвалил друг и коллега Толкина Инклинг К. С. Льюис . [ 19 ] Однако Толкин пошел гораздо дальше, потратив много лет на разработку так называемой мифологии Англии , начиная с 1914 года. [ 20 ] [ 21 ] ученый Юрки Корпуа утверждает, что Толкин следовал определенному мифопоэтическому коду в своем легендариуме , охватывающем сотворение ( Айнулиндалэ ), построение мира ( Валаквента , начало Квента Сильмариллион ), падение (Квента Сильмариллион), период борьбы ( Акаллабет и Финский «Властелин колец» ) и конец света (как в « Кольце Моргота» ). Корпуа утверждает, что этот код одновременно линеен и в некоторой степени библейский и что он использует архетипы. [ 22 ] Толкин создал множество архетипов в своих произведениях о Средиземье. В качестве стандартных элементов фэнтези, знакомых и привлекательных для читателей, он выделил отдельные расы эльфов, гномов, энтов, троллей, орков и хоббитов. [ 23 ]

«Властелин колец» оказал огромное влияние на жанр фэнтези; в некотором смысле оно затмило все произведения фэнтези, написанные до него, и, несомненно, создало «фэнтези» как маркетинговую категорию. [ 24 ] Толкина называют «отцом» современного фэнтези. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] или, точнее, высокой фантазии. [ 28 ] [ 29 ] Работы Толкина принесли фантастической литературе новую степень признания; многочисленные опросы назвали «Властелин колец» величайшей книгой века. [ 30 ] Автор и редактор Journal of the Fantastic in the Arts Брайан Аттебери пишет, что фэнтези определяется «не границами, а центром», которым является «Властелин колец » . [ 31 ]

Дайана Паксон утверждает в «Мифлоре» , что Толкин основал новую литературную традицию. [ 6 ] [ 32 ] Влияние Толкина и его литературная критика значительно популяризировали вторичные миры , как их назвало в его эссе « О сказках ». Это привело к упадку таких средств, как рамки снов, объясняющих фантастическую обстановку. [ 33 ]

Написание фэнтези под влиянием Толкина

[ редактировать ]

О Толкине говорили, что «большинство последующих писателей-фантастов либо подражали ему, либо отчаянно пытались избежать его влияния», в то время как «его власть над читателями была необычайной». [ 34 ] [ 35 ]

Вдохновленный Толкином

[ редактировать ]

Огромный успех произведений Толкина положил начало издательскому ажиотажу. Лин Картер редактировал серию Ballantine Adult Fantasy 1969 года, переиздавая Морриса, Дансени, Макдональда и Миррлис, а также некоторые новые работы. [ 36 ] [ 37 ] Многие авторы написали «толкиенские» книги с историями, основанными на фольклоре, мифах и магии, действие которых происходит в средневековой сельской местности. [ 24 ] Среди них были Патрисии А. МакКиллип и «Забытые звери Элда» « Джейн Йолен » Волшебная тройка Солатии , вдохновленные Толкином фантазии для молодежи, написанные в середине 1970-х годов. [ 38 ] Йолен комментирует, что, хотя некоторые тексты были хороши, «то, что начиналось с изящества и силы, легко переросло в своего рода мифическую глупость», с «пастельными единорогами, застенчивыми говорящими мечами и раскрашенной по номерам средневековой обстановкой с необходимым количеством грязных гостиниц, злых волшебников и нежных волосатых существ различных сексуальных убеждений... Толкин пришел бы в ужас». [ 24 ]

Безопасный и комфортный формат?

Фэнтези стали отождествлять с кучей многотомных клонов Толкина, которые следуют по слишком знакомой траектории... мы все знаем, как это происходит: неожиданно обнаруживается, что юноша (почти всегда мужчина) обладает особыми навыками или является давно потерянным принцем, и затем он должен отправиться на поиски различных жетонов заговора , прежде чем окончательно победить силы зла. Это формат, на который приходится очень многое из того, что появляется на фэнтезийных полках наших книжных магазинов, от «Меча Шаннары» Терри Брукса до о Гарри Поттере романов Джоан Роулинг . Этот формат может быть безопасным и удобным, но он представляет собой лишь очень малую часть того, на что способна фантазия... [ 39 ] Пол Кинкейд

В 1977 году Лестер Дель Рей , стремясь отразить творчество Толкина, опубликовал книгу Терри Брукса « Меч Шаннары» . Книга подверглась резкой критике со стороны Картера, Аттебери и других за полное копирование сюжета и персонажей «Властелина колец» ; Аттебери писал, что он пытался «вызвать удивление, не задействуя разум и эмоции», сводя артистизм Толкина «до простой формулы». [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ а ] Несмотря на это, он добился того революционного успеха, на который надеялся Дель Рей; [ 32 ] и в конечном итоге возглавил его он стал первым фэнтезийным романом, который появился в списке бестселлеров New York Times . [ 44 ]

Гай Гавриэль Кей , который помогал Кристоферу Толкину в редактировании «Сильмариллиона» , позже написал свою собственную фэнтезийную трилогию под влиянием Толкина «Фионаварский гобелен » (1984–86), дополненную гномами и магами. [ 32 ] Диология Денниса Л. Маккирнана «Серебряный зов» задумывалась как прямое продолжение «Властелина колец», но ее пришлось изменить. Трилогия «Железная башня» , на которую сильно повлияли книги Толкина, была написана как предыстория. [ 45 ] Такие фэнтезийные сериалы, как Терри Пратчетта » «Плоский мир и Орсона Скотта Карда, » «Сказки Элвина Мейкера «несомненно» находились под влиянием Толкина. [ 46 ]

В 1992 году Мартин Х. Гринберг отредактировал сборник рассказов 19 авторов фэнтези, включая Йолена, Стивена Р. Дональдсона , Терри Пратчетта , Пола и Карен Андерсон и Питера С. Бигля , к столетнему юбилею со дня рождения Толкина. Йолен, комментируя, что «иногда трудно вспомнить, что были книги в жанре фэнтези, написанные до работ Дж. Р. Р. Толкина», заявил, что эти рассказы не были имитацией, «поскольку никто из нас не подражает - но в честь его работы». [ 24 ]

Толкин создал или популяризировал элементы фэнтези, такие как герои, квесты, магические предметы, волшебники , эльфы , гномы и монстры , включая Горлума . Картина Голлума Фредерика Беннета, 2014 г.

Многие писатели использовали толкиеновские сюжеты, обстановку и персонажей. Сюжет фильма Пэта Мерфи 1999 года « Туда и обратно» намеренно повторяет сюжет «Хоббита» , но перенесен в научно-фантастический сеттинг, включающий космические путешествия. Дж. К. Роулинг 1997–2007 годов Серия книг о Гарри Поттере также находится под влиянием Толкина; например, волшебник Дамблдор был описан как частично вдохновленный Гэндальфом Толкина. [ 47 ] Далее Роулинг исследует толкиеновские темы смерти и бессмертия , а также природу зла и способы его возникновения, где Лорд Волан-де-Морт занимает место Темного Лорда Моргота . [ 48 ] С.М. Стирлинга В серии «Эмберверс» есть персонаж, одержимый «Властелином колец» , который создает постапокалиптическое сообщество, основанное на толкиеновских эльфах и дюнэдайнах . [ 32 ] Эту же сюжетную линию использовал российский писатель Владимир Березин в романе « Дорожные знаки» (из вселенной «Метро 2033 »). [ 32 ] Писатель ужасов Стивен Кинг признал влияние Толкина на его роман «Противостояние» и фэнтезийный сериал «Темная башня» . [ 32 ] Другие выдающиеся писатели-фантасты, в том числе Джордж Р. Р. Мартин , Майкл Суонвик , Рэймонд Э. Файст , Пол Андерсон , Карен Хабер , Гарри Горлица , Чарльз Де Линт и Орсон Скотт Кард , признали работу Толкина источником вдохновения. [ 32 ]

Реакция против Толкина

[ редактировать ]

Некоторые писатели отреагировали на Толкина, создав фэнтези, не соответствующее ожидаемому образцу. Так, Стивена Р. Дональдсона есть в «Хрониках Томаса Ковенанта» непривлекательный главный герой, совершенно непохожий на хоббита: Джон Р. Фульц называет Ковенанта «нытиком, жалобщиком, сломленным человеком, не имеющим надежды ни на себя, ни на королевство, в котором ему было поручено». экономия». [ 49 ] Мир, который посещает Ковенант, может напоминать Средиземье, как и его поиски, но подход книги, «мрачный контрапункт блестящему героизму Толкина », совершенно иной. [ 49 ]

Трилогия Филипа Пулмана « Темные начала» является, по мнению Пулмана, «соперником» как «Властелина колец» , так и коллеги Толкина — Инклинга К. С. Льюиса «Хроник Нарнии» . [ 50 ] [ 48 ] Пуллман заявляет, что не согласен с ответом Льюиса на вопросы о существовании Бога и цели жизни, и утверждает, что Толкин « не затрагивает [ этих вопросов ]». вообще [ 50 ] В результате он находит Толкина «по сути тривиальным» и «с ним не стоит спорить». [ 50 ] Росс Даутат комментирует в The Atlantic, что то, что Пулман «отклоняет сагу о кольцах как «тривиальную», многое говорит вам о том, где его собственная фантастическая сага пошла не так». [ 51 ] По мнению Даутата, «захватывающее и веселое» построение мира Пулманом в «Золотом компасе » (первом романе трилогии), дополненное бронированным медведем «и ведьмами, пейзажем Жюля Верна и Толкина», медленно исчезает в более поздние романы. [ 51 ] Пуллман далее раскритиковал «Властелина колец» за отсутствие сильных женских персонажей ; по его мнению, «в книге абсолютно нет осознания сексуальной силы и тайны». [ 52 ]

Использование источников Толкина

[ редактировать ]

Исследователь фольклора Димитра Фими предлагает третью группу авторов, находившихся под влиянием Толкина, — британских фантастов Сьюзан Купер , Алана Гарнера и Дайану Винн Джонс . По ее мнению, всех, как Толкина, к фантазиям побудила война; все трое посещали лекции Толкина в Оксфордском университете ; и все они признали, что находились под влиянием «британских мифов и фольклора», своего рода средневековых «интертекстов», которые использовал Толкин. В то время как Уинн Джонс писал высокое фэнтези о вторичных мирах, Купер и Гарнер писали фэнтези «вторжения», в котором сверхъестественное или фантастическое вторгается в обычный мир. [ 53 ]

Переработка толкиеновских конвенций

[ редактировать ]
Волшебники, драконы, приключения...

Остров Гонт, одинокая гора, возвышающаяся на милю над истерзанным штормами Северо-восточным морем, является страной, известной своими волшебниками. Из городов в высоких долинах и портов в темных узких бухтах многие гонтишцы отправились служить Лордам Архипелага в их городах в качестве волшебников или магов или, в поисках приключений, странствовать, занимаясь магией, с острова на остров. всего Земноморья. Некоторые говорят, что из них величайшим и, несомненно, величайшим путешественником был человек по имени Ястреб-перепелятник, который в свое время стал одновременно повелителем драконов и верховным магом. О его жизни рассказывается в «Поступке Геда» и во многих песнях, но это рассказ о времени до его славы, до того, как были созданы песни. — Урсула Ле Гуин , волшебница Земноморья [ 54 ]

В 1968 году Урсула К. Ле Гуин опубликовала высокое фэнтези «Волшебник Земноморья» , за которым в период с 1970 по 2001 год последовали другие ее о Земноморье романы и рассказы . Это был один из первых фэнтезийных сериалов, созданных под влиянием Толкина. [ 55 ] [ 56 ] [ б ] Среди толкиновских архетипов в книгах Земноморья — волшебники (в том числе главный герой Гед ), лишенный наследства принц (Аррен в «Самом дальнем берегу »), магическое кольцо (кольцо Эррет-Акбе в «Гробницах Атуана» ), средиземье стиль квеста «Дальнем берегу ») и могущественные драконы (например, дракон Пендора в «Волшебнике Земноморья »). [ 6 ]

Фими пишет, что вторичный мир Ле Гуина, наряду с его мифологией, «совсем не по-толкиновскому». У него есть своя культура, языки и история, но, отмечает она, Земноморье не разделяет британского «колорита» Средиземья; Земноморье состоит из архипелага, а не континента, его главными героями являются темнокожие люди и даосская философия. Ле Гуин заявил, что волшебник Толкина Гэндальф был «зародышем» для «Волшебника Земноморья» ; персонаж заставил ее задаться вопросом, как волшебники научились: «Что, очевидно, является эрудированным и опасным искусством? Есть ли колледжи для молодых волшебников?», В результате чего молодой Гед отправляется на остров Рок, чтобы учиться в Школе магии и, в конечном итоге, стать Архимаг. По мнению Фими, Ле Гуин «тщательно и с настоящим творческим чутьем подошла к наследию Толкина». [ 58 ]

Фэнтезийные СМИ под влиянием Толкина

[ редактировать ]

Жанр фэнтези расширился из письменной формы в кино. Питера Джексона 2001–2003 годов «Властелин колец» Серия фильмов вывела Толкина на киноэкран, принеся ему и фэнтези в целом новую и очень большую аудиторию. За его успехом последовала «Хроники Нарнии» серия фильмов 2005–10 годов , адаптированная на основе книг Льюиса о Нарнии, и восемь о Гарри Поттере фильмов . На рынке фэнтези также представлены некоторые совсем не похожие на Толкина фильмы, такие как Гильермо дель Торо 2006 года «Лабиринт Фавна» , действие которого происходит в Испании после Гражданской войны в Испании, где мифический мир, полный странных монстров, вторгается в реальный мир. [ 59 ] Позже Дель Торо участвовал в разработке «Хоббит» серии фильмов . [ 60 ] несмотря на то, что он сказал о Средиземье Толкина: «Мне не нравятся маленькие парни и драконы , волосатые ноги, хоббиты … Я не люблю меч и колдовство, я ненавижу все это». [ 61 ]

о Средиземье Видеоигры на E3 2011

Влияние Толкина распространяется на ролевые игры, включая Гэри Гайгакса 1974 года «Подземелья и драконы» . [ 62 ] Гайгакс был вынужден после судебного процесса переименовать некоторые особенно толкиновские типы персонажей, такие как Хоббиты (которые стали «Полуросликами»), Назгул (которые стали «Призраками») и Балрог (которые стали « Балорами »). [ 63 ] [ 64 ] Многие видеоигры, вдохновленные Средиземьем, были созданы такими студиями, как Electronic Arts , Vivendi Games , Melbourne House и Warner Bros. Interactive Entertainment . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Помимо игр, имеющих прямую лицензию на использование материалов Средиземья, другие разработчики разработали видеоигры, такие как Baldur's Gate , EverQuest , The Elder Scrolls , Neverwinter Nights и World of Warcraft , «выросшие из культуры, заложенной в произведениях Толкина». [ 62 ]

Искусство

[ редактировать ]

Толкин - один из немногих авторов в любой области, чьи произведения иллюстрировали не только художники-фантасты, в его случае это были Джон Хоу , Алан Ли , [ 68 ] и Тед Нэсмит , чью работу высоко оценил Толкин, [ 69 ] но породил названную профессию «художник Толкина». [ 68 ] Хоу и Ли также работали концепт-художниками в фильмах Джексона о Средиземье. [ 70 ] Братья Хильдебрандт создали множество произведений Толкина в 1970-х годах, некоторые из них появились в их календарях Толкина. [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] В России Александр Коротич создал набор иллюстраций скраперборда к «Властелину колец» . Также рисовал иллюстрации к сборнику сказок Толкина для издательства «Уральский базар». [ 74 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фими отмечает, что критики прямо приравнивали элементы «Меча Шаннары» к элементам «Властелина колец» , например, «Долина» с «Широм» , «Алланон» с «Гэндальфом» . [ 43 ]
  2. Ученый-толкин Джон Гарт пишет, что имя Толкина, по-видимому, скрыто в небольшом количестве хардского языка Земноморья в «Волшебнике Земноморья» . «Море» — сукиэн , от сук — «пена» и иниэн — «перо». «Камень», материал земли, — это «толк», поэтому, как он предполагает, хардик для «Земноморья» будет Толкин , что означает «толк + иниен» по тому же образцу, что и сукиен . Гарт предполагает, что это дань уважения Толкину, «толк» — первое слово «Старого наречия», которое она называет, и первое, которое было передано как волшебником Гедом Тенар в «Гробницах Атуана» , так и Тенар ей. дочь в Техану . [ 57 ]
  1. Carpenter 2023 , № 131, Милтону Уолдману, конец 1951 г.
  2. ^ Шиппи 2005 , стр. 146–149.
  3. ^ Бак, Клэр (2013) [2007]. «Литературный контекст, двадцатый век». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 363–366. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  4. ^ Нельсон, Дейл (2013) [2007]. «Литературные влияния девятнадцатого и двадцатого веков» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 366–377. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  5. ^ Бернс, Марджори (2005). Опасные королевства: кельты и скандинавы в Средиземье Толкина . Университет Торонто Пресс . стр. 26–29. ISBN  978-0-8020-3806-7 .
  6. ^ Jump up to: а б с Паксон, Диана (1984). «Толкинская традиция» . Мифлор . 11 (1). Статья 19.
  7. ^ Кэмпбелл, Алиса (2013) [2007]. «Карты». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 405–408. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  8. ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , стр. 259–261.
  9. ^ Флигер 2005 , стр. 67–73.
  10. ^ Марчесани, Дайан (1980). «Лоры Толкина: Песни Средиземья» . Мифлор . 7 (1): 3–5 (статья 1).
  11. ^ Фишер, Джейсон (2013) [2007]. «Семейные деревья». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 188–189. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  12. ^ Шиппи 2005 , стр. 131–133.
  13. ^ Смит, Арден Р. (2015). «Системы письма» . Поместье Толкина. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 26 января 2021 г.
  14. ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Скалл, Кристина , ред. (1995). Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . ХарперКоллинз . ISBN  978-0-261-10322-1 .
  15. ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (1998) [1995]. «6. Шаблоны и устройства». Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . ХарперКоллинз . стр. 187–198. ISBN  978-0-261-10360-3 .
  16. ^ МакГрегор, Джейми (2013). «Устройства Толкина: Вестник Средиземья» . Мифлор . 32 (1): 95–112, статья 7.
  17. ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 6 «Битва на Пеленнорских полях»
  18. ^ «мифопоэя» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 1 ноября 2022 г.
  19. ^ Лобделл, Джаред (2004). Научные романы К.С. Льюиса: Пространство и время в историях о выкупе . МакФарланд . п. 162. ИСБН  0-7864-8386-5 .
  20. ^ Карпентер, Хамфри (1978) [1977]. Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Аллен и Анвин . стр. 113–114. ISBN  978-0-04-928039-7 .
  21. ^ Carpenter 2023 , № 131, Милтону Уолдману, конец 1951 г.; № 180 г-ну Томпсону, январь 1956 г.
  22. ^ Корпуа, Юрки (2015). «Конструктивная мифопоэтика в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина» (PDF) . Фафнир 2 (4): 54–58.
  23. ^ Тне, Дэвид (2011). «Орки и толкиеновское отношение ко злу» . Мэллорн (52): 37–43.
  24. ^ Jump up to: а б с д Йолен, Джейн (1992). "Введение". В Мартине Х. Гринберге (ред.). После короля: Истории в честь Дж. Р. Р. Толкина . Книги Тор . стр. VII–IX. ISBN  978-0-765-30207-6 .
  25. ^ Шлагвейн, Феликс (1 марта 2022 г.). «Как Толкин стал отцом фэнтези» . Немецкая волна .
  26. ^ Митчелл, Кристофер. «Дж.Р.Р. Толкин: отец современной фэнтезийной литературы» . Форум Веритас. Архивировано из оригинала 20 июня 2009 года.
  27. ^ Драббл, Маргарет , изд. (2000). Оксфордский справочник по английской литературе (6-е изд.). п. 352.
  28. ^ Clute 1997 , "Толкин, JRR".
  29. ^ Сур, Дебадрита (2 сентября 2021 г.). «Как «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина изменил жанр высокого фэнтези» . Журнал Далеко . Проверено 9 июля 2023 г.
  30. ^ Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз. стр. XX – XXI. ISBN  978-0-2611-0401-3 .
  31. ^ Хант, Питер (2013). Дж. Р. Р. Толкин . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. п. 33. ISBN  978-1-137-26399-5 .
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шиппи, Том (2007) «Литература двадцатого века: влияние Толкина», в книге Майкла Д.К. Драута , Энциклопедия Толкина JRR . Тейлор и Фрэнсис , ISBN   0415969425 , стр. 378–382.
  33. ^ Клют, Джон; Грант, Джон (1997). «Жанр фэнтези» . Энциклопедия фэнтези . п. 951 «Толкин, Дж(он) Р(ональд) Р(юэль)» . Проверено 13 июля 2023 г.
  34. ^ Джеймс, Эдвард (26 января 2012 г.). «Толкин, Льюис и взрыв жанра фэнтези». Кембриджский спутник фэнтезийной литературы . Издательство Кембриджского университета . стр. 62–78. дои : 10.1017/ccol9780521429597.007 . ISBN  9780521429597 .
  35. ^ Фими 2020 , с. 335
  36. ^ Клют 1997 , с. 82 «Серия фэнтези для взрослых Ballantine».
  37. ^ Фильм 2020 , стр. 335–336.
  38. ^ «Здесь также следует упомянуть Патрисию Маккиллип и Джейн Йолен, обе американки: книга первой «Забытые звери Элда» второй (1974) перекликается с Толкином в своей тонкой прозе ... «Волшебная тройка Солатии» (1974) имеет аналогичную связь. Толкину». Джейми Уильямсон, Эволюция современного фэнтези: от антиквариата к серии фэнтези для взрослых Ballantine . Спрингер, 2015. ISBN   9781137518088
  39. ^ Кинкейд, Пол (2011). «[Обзор] Тайная история фэнтези под редакцией Питера С. Бигла Тахион Публикаций, 384 страницы» . Сайт СФ . Проверено 9 июля 2023 г.
  40. ^ Картер, Лин (1978). Лучшие фантастические рассказы года: 4 . Книги DAW . стр. 207–208.
  41. ^ Шлобин, Роджер (1979). Литература фэнтези: обширная аннотированная библиография современной фантастики . Издательство «Гирлянда». п. 31. ISBN  0-8240-9757-2 .
  42. ^ Аттебери 1980 , с. 155.
  43. ^ Фими 2020 , с. 336
  44. ^ Мэтьюз, Ричард (2002). Фэнтези: освобождение воображения . Рутледж . п. 35. ISBN  978-0-415-93890-7 .
  45. ^ Интервью с Деннисом Л. Маккирнаном
  46. ^ Хабер, Карен, изд. (2002). «Ритмический рисунок во «Властелине колец ». «Размышления о Средиземье: новые сочинения о мирах Дж. Р. Р. Толкина» Орсона Скотта Карда, Урсулы К. Ле Гуин и других . Пресса Святого Мартина . рассмотрено в Дюрье, Колин (2003). «Обзор журнальных статей: Обзор литературы Толкина». VII: Журнал Центра Мэрион Э. Уэйд . 20 : 105–114. JSTOR   45296990 .
  47. ^ Уэтерилл, Луиза (2015). Ежегодник литературного фестиваля в Амптхилле за 2015 год . Амптхилл. стр. 85–92. ISBN  978-1-5175506-8-4 .
  48. ^ Jump up to: а б Фильм 2020 , стр. 344–346.
  49. ^ Jump up to: а б Фульц, Джон Р. (7 января 2013 г.). «В тени мастера: эпическое фэнтези в посттолкинском мире» . Книги об орбите . Проверено 9 июля 2023 г.
  50. ^ Jump up to: а б с Батлер, Роберт ; Пуллман, Филип (3 декабря 2007 г.). «Интервью с Филипом Пуллманом» . Журнал «Интеллектуальная жизнь» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2007 года.
  51. ^ Jump up to: а б Даутат, Росс (10 декабря 2007 г.). «Пуллман против Толкина» . Атлантика .
  52. ^ Дей, Симантини (24 февраля 2021 г.). «Почему женщины играют такие маленькие роли в «Властелин колец»? спрашивает Филип Пулман, называя культовую книгу Толкина «тупиком » . Новости18 . Проверено 21 июля 2023 г. Пулман, который подарил фэнтезийной литературе такую ​​запоминающуюся героиню, как Лира Белаква, также часто указывал на то, что в знаменитой книге Толкина не было представлено ни одного сильного женского персонажа, а серия «Нарния» «пренебрежительно относится к женщинам». Мне не нравится толкиновское фэнтези: я думаю, что оно закрывает слишком многое из того, что, как мы знаем, является реальностью.
  53. ^ Фильм 2020 , стр. 337–340.
  54. ^ Ле Гуин, Урсула (1968). «1. Воины в тумане». Волшебник Земноморья . Парнас Пресс.
  55. ^ Робертс, Адам (2013). «10. Загадка жанра фэнтези». Загадки Хоббита . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN  978-1-137-37365-6 . Серия Ле Гуина «Земноморье», начинающаяся с «Волшебника Земноморья» (1968), не только входит в число лучших примеров посттолкиновского фэнтези, но и находится под явным и непосредственным влиянием самого Толкина.
  56. ^ Бернардо, Сьюзен М.; Мерфи, Грэм Дж. (2006). Урсула К. Ле Гуин: критический товарищ . Издательская группа Гринвуд . стр. 92–93. ISBN  978-0-313-33225-8 .
  57. ^ Гарт, Джон (22 января 2021 г.). «Урсула Ле Гуин, язык Земноморья и Толкин» . Джон Гарт. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
  58. ^ Фими 2020 , с. 340–342.
  59. ^ Чоудхари, Саянтан (13 ноября 2021 г.). «15 фильмов-фэнтези, таких как «Властелин колец», для тех, кто ищет побега от реальности» . Коллайдер . Проверено 9 июля 2023 г.
  60. ^ Сперлинг, Николь (19 августа 2008 г.). «Питер Джексон, Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс присоединяются к Гильермо Дель Торо в написании «Хоббита » . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 20 августа 2008 г.
  61. ^ Анон ; дель Торо, Гильермо (12 октября 2006 г.). «Беседы: Гильермо дель Торо» . Салон.com . Проверено 4 июня 2008 г.
  62. ^ Jump up to: а б Перри, Дуглас (18 мая 2006 г.). «Влияние литературы и мифов в видеоиграх» . www.ign.com .
  63. ^ Янг, Лука (14 сентября 2021 г.). «Властелин колец и влияние Толкина на жанр фэнтези» . Середина . Проверено 9 июля 2023 г.
  64. ^ «Гэри Гайгакс — создатель Dungeons & Dragons» . TheOneRing . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 9 июля 2023 г.
  65. ^ «Игры Warner Bros. выходят из тени своих фильмов» . 15 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
  66. ^ «Warner Bros. и Tolkien Estate урегулировали иск «Хоббита» на 80 миллионов долларов» . Голливудский репортер . 3 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
  67. ^ Робинсон, Кэрол (2015). «Электронный Толкин: характеристики в кино и видеоиграх». В Эштоне, Гейл (ред.). Средневековые загробные жизни в современной культуре . Издательство Блумсбери . ISBN  978-1-4411-2960-4 .
  68. ^ Jump up to: а б « Здесь будут драконы»: Фестиваль в Шире берет интервью у Джона Хоу» . Фестиваль искусства и книги . 2021 . Проверено 15 июля 2023 г.
  69. ^ Хойт, Рэнди (1 января 2009 г.). «Иллюстрируя Толкина: интервью Теда Нэсмита» . Путешествие к морю .
  70. ^ Приложения к «Властелину колец: Братство кольца» (DVD). Кинотеатр «Новая линия» . 2002.
  71. ^ Хильдебрандт, Грегори ; Хердлинг, Гленн (2001). Грег и Тим Хильдебрандты, Годы Толкина . Уотсон-Гуптилл . ISBN  978-0-8230-5124-3 .
  72. ^ Нортон, Джек Э.; Хильдебрандт, Тим (1991). Техники фэнтезийного искусства Тима Хильдебрандта . Издательство Эйвери . ISBN  978-1-85028-161-0 .
  73. ^ Толкин, JRR ; Хильдебрандт, Грег (иллюстрация) ; Хильдебрандт, Тим (иллюстрация) (1975). Календарь Дж. Р. Р. Толкина на 1976 год: иллюстрации братьев Хильдебрандт . Нью-Йорк: Ballantine Books , Random House .
  74. ^ "Александр Коротич. Иллюстрации к произведениям Дж" [Р. Р. Толкина Александр Коротич. Иллюстрации к произведениям Дж. Р. Р. Толкина. Uraic.ru (на русском языке). 2013. Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 10 сентября 2023 г. На выставке представлены отдельные иллюстрации к «Властелину колец» Дж. Р. Р. Толкина, созданные художником Александром Коротичем со второй половины 1980-х годов до середины 1997 года, когда была утеряна папка с большей частью листов, а также ряд иллюстраций к книге "ДРР Толкин. Сказки" издательства "Уральский базар", вышедшей в 1993 году.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Форне-Понсе, Томас, изд. «Влияние Толкина на фэнтези - Влияние Толкина на фэнтези: междисциплинарный семинар DTG, 27–29 апреля 2012 г., Йена». Hither Shore: Ежегодник Немецкого Толкиновского общества (на английском и немецком языках). 9 . Дюссельдорф: Scriptorium Oxoniae / Ателье для текстовых задач. ISBN  978-3-9810-6127-7 . OCLC   977800457 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56d1ef980562ace5d360ae69135fbc42__1724583720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/42/56d1ef980562ace5d360ae69135fbc42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tolkien's impact on fantasy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)