Влияние Толкина на фэнтези
Хотя фэнтези уже давно существовало в различных формах по всему миру до него, Дж. Р. Р. Толкина называли «отцом фэнтези», а «Властелин колец» — его центром. Этот роман, опубликованный в 1954–1955 годах, оказал огромное влияние на написание фэнтези , установив, в частности, форму высокого или эпического фэнтези , действие которого происходит во вторичном или фантастическом мире в акте мифотворчества . В то время книга отличалась значительным объемом, «эпическим» ощущением с набором героических персонажей , широкой географией и сражениями. В нем задействована обширная история действия, впечатление глубины , множество разумных рас и монстров , а также могущественные талисманы. История представляет собой квест с несколькими сюжетными линиями. Успех романа продемонстрировал, что этот жанр коммерчески отличен и жизнеспособен.
Многие более поздние писатели-фантасты либо подражали работам Толкина, либо писали в ответ на них. Одним из первых была серия романов Урсулы Ле Гуин « Земноморье », начавшаяся в 1968 году, в которой использовались толкиеновские архетипы, такие как волшебники, лишенный наследства принц, волшебное кольцо, квест и драконы. Последовал издательский ажиотаж. Авторы фэнтези, в том числе Стивен Р. Дональдсон и Филип Пуллман, намеренно создали нетолкинианские фантазии: Дональдсон с непривлекательным главным героем, а Пуллман, критикующий «Властелина колец» , с другим взглядом на цель жизни.
Жанр распространился на кино , ролевые игры и видеоигры , а также на фэнтезийное искусство . Питера Джексона 2001–2003 годов «Властелин колец» Серия фильмов привлекла к творчеству Толкина новую и очень большую аудиторию. Влияние Толкина достигло ролевых игр уже в 1974 году с Гэри Гайгакса » « Подземельями и драконами ; за этим последовало множество видеоигр о Средиземье, некоторые из которых были лицензированы напрямую, а другие основаны на культуре толкиновского фэнтези. Фантазии Толкина были проиллюстрированы такими художниками, как Джон Хоу , Алан Ли и Тед Несмит , которые стали известны как «художники Толкина».
Контекст
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин был знатоком английской литературы, филологом и медиевистом, интересовавшимся языком и поэзией средневековья , особенно англосаксонской Англии и Северной Европы. Его профессиональное знание таких произведений, как «Беовульф», сформировало его вымышленный мир Средиземья , включая его высокий фэнтезийный роман «Властелин колец» . [ 1 ] [ 2 ] Это не мешало ему использовать и современные источники , в том числе фэнтези ; [ 3 ] В энциклопедии Толкина JRR обсуждаются 25 авторов, чьи работы аналогичны элементам произведений Толкина. [ 4 ]
Фэнтези в руках Толкина
[ редактировать ]Отличительные особенности
[ редактировать ]«Властелин колец» имел несколько отличительных особенностей. В их число входит его значительная длина, примечательная для того времени, когда лишь немногие жанровые романы превышали 65 000 слов. Это сопровождалось ощущением «эпичности», создаваемым сочетанием таких особенностей, как набор героических персонажей , широкая география и сражения. История рассказана с отсылками к более ранним временам, создавая впечатление глубины действия и прошлого, которое растворяется в мифологии . Герои сталкиваются с множеством разумных рас , включая как свободных людей, таких как эльфы и гномы , так и монстров, таких как тролли и гигантские пауки . Используются мощные талисманы, такие как мечи с собственными именами , посохи волшебников , магические кольца и камни видения . Что касается сюжета, то здесь есть квест , сопровождающийся множеством подсюжетов. Как будто этого было недостаточно, Толкин придает сюжету моральное измерение: героям приходится полагаться на собственную смелость и удачу , веря, что невидимые силы поддержат их. [ 6 ]
«Властелин колец» и, в некоторой степени, его детский роман 1937 года «Хоббит» используют множество элементов , чтобы сделать фантастический мир Средиземья убедительным. К ним относятся подробные карты с большим количеством топонимов; [ 7 ] впечатление глубины; [ 8 ] рамочная история ; [ 9 ] поэзия перемежается с повествованием ; [ 10 ] генеалогические деревья ; [ 11 ] изобретенные языки [ 12 ] это было детально проработано и снабжено сценариями ; [ 13 ] произведение искусства ; [ 14 ] и геральдика . [ 15 ]
Впечатление глубины, в частности, помогает создать ощущение Средиземья как того, что Том Шиппи назвал «связным, последовательным, глубоко захватывающим миром, о котором [Толкин] не было времени [тогда] говорить». [ 8 ] Другой пример: геральдика помогает передать такие впечатления, как «очевидное величие» героя Арагорна : [ 16 ]
на переднем корабле сломался огромный штандарт, и ветер показал его, когда он повернул к «Харлонду». Там расцвело Белое Дерево , и это было для Гондора ; но вокруг него были Семь Звезд и высокая корона над ним, знаки Элендиля , которых ни один повелитель не носил в течение бесчисленных лет. И звезды пылали в солнечном свете, ибо были выкованы из драгоценных камней Арвен , дочерью Элронда ; и венец сиял утром, потому что был сделан из мифрила и золота. [ 17 ]
Мифопея
[ редактировать ]Мифопея — это создание вымышленной мифологии , включающей традиционные мифологические темы и архетипы в литературное произведение. [ 18 ] Толкин не был первым автором, создавшим вымышленные миры, как это сделали Джордж Макдональд и Х. Райдер Хаггард , и за их «мифопоэтический» дар их хвалил друг и коллега Толкина Инклинг К. С. Льюис . [ 19 ] Однако Толкин пошел гораздо дальше, потратив много лет на разработку так называемой мифологии Англии , начиная с 1914 года. [ 20 ] [ 21 ] ученый Юрки Корпуа утверждает, что Толкин следовал определенному мифопоэтическому коду в своем легендариуме , охватывающем сотворение ( Айнулиндалэ ), построение мира ( Валаквента , начало Квента Сильмариллион ), падение (Квента Сильмариллион), период борьбы ( Акаллабет и Финский «Властелин колец» ) и конец света (как в « Кольце Моргота» ). Корпуа утверждает, что этот код одновременно линеен и в некоторой степени библейский и что он использует архетипы. [ 22 ] Толкин создал множество архетипов в своих произведениях о Средиземье. В качестве стандартных элементов фэнтези, знакомых и привлекательных для читателей, он выделил отдельные расы эльфов, гномов, энтов, троллей, орков и хоббитов. [ 23 ]
Влияние
[ редактировать ]«Властелин колец» оказал огромное влияние на жанр фэнтези; в некотором смысле оно затмило все произведения фэнтези, написанные до него, и, несомненно, создало «фэнтези» как маркетинговую категорию. [ 24 ] Толкина называют «отцом» современного фэнтези. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] или, точнее, высокой фантазии. [ 28 ] [ 29 ] Работы Толкина принесли фантастической литературе новую степень признания; многочисленные опросы назвали «Властелин колец» величайшей книгой века. [ 30 ] Автор и редактор Journal of the Fantastic in the Arts Брайан Аттебери пишет, что фэнтези определяется «не границами, а центром», которым является «Властелин колец » . [ 31 ]
Дайана Паксон утверждает в «Мифлоре» , что Толкин основал новую литературную традицию. [ 6 ] [ 32 ] Влияние Толкина и его литературная критика значительно популяризировали вторичные миры , как их назвало в его эссе « О сказках ». Это привело к упадку таких средств, как рамки снов, объясняющих фантастическую обстановку. [ 33 ]
Написание фэнтези под влиянием Толкина
[ редактировать ]О Толкине говорили, что «большинство последующих писателей-фантастов либо подражали ему, либо отчаянно пытались избежать его влияния», в то время как «его власть над читателями была необычайной». [ 34 ] [ 35 ]
Вдохновленный Толкином
[ редактировать ]Огромный успех произведений Толкина положил начало издательскому ажиотажу. Лин Картер редактировал серию Ballantine Adult Fantasy 1969 года, переиздавая Морриса, Дансени, Макдональда и Миррлис, а также некоторые новые работы. [ 36 ] [ 37 ] Многие авторы написали «толкиенские» книги с историями, основанными на фольклоре, мифах и магии, действие которых происходит в средневековой сельской местности. [ 24 ] Среди них были Патрисии А. МакКиллип и «Забытые звери Элда» « Джейн Йолен » Волшебная тройка Солатии , вдохновленные Толкином фантазии для молодежи, написанные в середине 1970-х годов. [ 38 ] Йолен комментирует, что, хотя некоторые тексты были хороши, «то, что начиналось с изящества и силы, легко переросло в своего рода мифическую глупость», с «пастельными единорогами, застенчивыми говорящими мечами и раскрашенной по номерам средневековой обстановкой с необходимым количеством грязных гостиниц, злых волшебников и нежных волосатых существ различных сексуальных убеждений... Толкин пришел бы в ужас». [ 24 ]
Фэнтези стали отождествлять с кучей многотомных клонов Толкина, которые следуют по слишком знакомой траектории... мы все знаем, как это происходит: неожиданно обнаруживается, что юноша (почти всегда мужчина) обладает особыми навыками или является давно потерянным принцем, и затем он должен отправиться на поиски различных жетонов заговора , прежде чем окончательно победить силы зла. Это формат, на который приходится очень многое из того, что появляется на фэнтезийных полках наших книжных магазинов, от «Меча Шаннары» Терри Брукса до о Гарри Поттере романов Джоан Роулинг . Этот формат может быть безопасным и удобным, но он представляет собой лишь очень малую часть того, на что способна фантазия... [ 39 ] — Пол Кинкейд
В 1977 году Лестер Дель Рей , стремясь отразить творчество Толкина, опубликовал книгу Терри Брукса « Меч Шаннары» . Книга подверглась резкой критике со стороны Картера, Аттебери и других за полное копирование сюжета и персонажей «Властелина колец» ; Аттебери писал, что он пытался «вызвать удивление, не задействуя разум и эмоции», сводя артистизм Толкина «до простой формулы». [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ а ] Несмотря на это, он добился того революционного успеха, на который надеялся Дель Рей; [ 32 ] и в конечном итоге возглавил его он стал первым фэнтезийным романом, который появился в списке бестселлеров New York Times . [ 44 ]
Гай Гавриэль Кей , который помогал Кристоферу Толкину в редактировании «Сильмариллиона» , позже написал свою собственную фэнтезийную трилогию под влиянием Толкина «Фионаварский гобелен » (1984–86), дополненную гномами и магами. [ 32 ] Диология Денниса Л. Маккирнана «Серебряный зов» задумывалась как прямое продолжение «Властелина колец», но ее пришлось изменить. Трилогия «Железная башня» , на которую сильно повлияли книги Толкина, была написана как предыстория. [ 45 ] Такие фэнтезийные сериалы, как Терри Пратчетта » «Плоский мир и Орсона Скотта Карда, » «Сказки Элвина Мейкера «несомненно» находились под влиянием Толкина. [ 46 ]
В 1992 году Мартин Х. Гринберг отредактировал сборник рассказов 19 авторов фэнтези, включая Йолена, Стивена Р. Дональдсона , Терри Пратчетта , Пола и Карен Андерсон и Питера С. Бигля , к столетнему юбилею со дня рождения Толкина. Йолен, комментируя, что «иногда трудно вспомнить, что были книги в жанре фэнтези, написанные до работ Дж. Р. Р. Толкина», заявил, что эти рассказы не были имитацией, «поскольку никто из нас не подражает - но в честь его работы». [ 24 ]
Многие писатели использовали толкиеновские сюжеты, обстановку и персонажей. Сюжет фильма Пэта Мерфи 1999 года « Туда и обратно» намеренно повторяет сюжет «Хоббита» , но перенесен в научно-фантастический сеттинг, включающий космические путешествия. Дж. К. Роулинг 1997–2007 годов Серия книг о Гарри Поттере также находится под влиянием Толкина; например, волшебник Дамблдор был описан как частично вдохновленный Гэндальфом Толкина. [ 47 ] Далее Роулинг исследует толкиеновские темы смерти и бессмертия , а также природу зла и способы его возникновения, где Лорд Волан-де-Морт занимает место Темного Лорда Моргота . [ 48 ] С.М. Стирлинга В серии «Эмберверс» есть персонаж, одержимый «Властелином колец» , который создает постапокалиптическое сообщество, основанное на толкиеновских эльфах и дюнэдайнах . [ 32 ] Эту же сюжетную линию использовал российский писатель Владимир Березин в романе « Дорожные знаки» (из вселенной «Метро 2033 »). [ 32 ] Писатель ужасов Стивен Кинг признал влияние Толкина на его роман «Противостояние» и фэнтезийный сериал «Темная башня» . [ 32 ] Другие выдающиеся писатели-фантасты, в том числе Джордж Р. Р. Мартин , Майкл Суонвик , Рэймонд Э. Файст , Пол Андерсон , Карен Хабер , Гарри Горлица , Чарльз Де Линт и Орсон Скотт Кард , признали работу Толкина источником вдохновения. [ 32 ]
Реакция против Толкина
[ редактировать ]Некоторые писатели отреагировали на Толкина, создав фэнтези, не соответствующее ожидаемому образцу. Так, Стивена Р. Дональдсона есть в «Хрониках Томаса Ковенанта» непривлекательный главный герой, совершенно непохожий на хоббита: Джон Р. Фульц называет Ковенанта «нытиком, жалобщиком, сломленным человеком, не имеющим надежды ни на себя, ни на королевство, в котором ему было поручено». экономия». [ 49 ] Мир, который посещает Ковенант, может напоминать Средиземье, как и его поиски, но подход книги, «мрачный контрапункт блестящему героизму Толкина », совершенно иной. [ 49 ]
Трилогия Филипа Пулмана « Темные начала» является, по мнению Пулмана, «соперником» как «Властелина колец» , так и коллеги Толкина — Инклинга К. С. Льюиса «Хроник Нарнии» . [ 50 ] [ 48 ] Пуллман заявляет, что не согласен с ответом Льюиса на вопросы о существовании Бога и цели жизни, и утверждает, что Толкин « не затрагивает [ этих вопросов ]». вообще [ 50 ] В результате он находит Толкина «по сути тривиальным» и «с ним не стоит спорить». [ 50 ] Росс Даутат комментирует в The Atlantic, что то, что Пулман «отклоняет сагу о кольцах как «тривиальную», многое говорит вам о том, где его собственная фантастическая сага пошла не так». [ 51 ] По мнению Даутата, «захватывающее и веселое» построение мира Пулманом в «Золотом компасе » (первом романе трилогии), дополненное бронированным медведем «и ведьмами, пейзажем Жюля Верна и Толкина», медленно исчезает в более поздние романы. [ 51 ] Пуллман далее раскритиковал «Властелина колец» за отсутствие сильных женских персонажей ; по его мнению, «в книге абсолютно нет осознания сексуальной силы и тайны». [ 52 ]
Использование источников Толкина
[ редактировать ]Исследователь фольклора Димитра Фими предлагает третью группу авторов, находившихся под влиянием Толкина, — британских фантастов Сьюзан Купер , Алана Гарнера и Дайану Винн Джонс . По ее мнению, всех, как Толкина, к фантазиям побудила война; все трое посещали лекции Толкина в Оксфордском университете ; и все они признали, что находились под влиянием «британских мифов и фольклора», своего рода средневековых «интертекстов», которые использовал Толкин. В то время как Уинн Джонс писал высокое фэнтези о вторичных мирах, Купер и Гарнер писали фэнтези «вторжения», в котором сверхъестественное или фантастическое вторгается в обычный мир. [ 53 ]
Переработка толкиеновских конвенций
[ редактировать ]Остров Гонт, одинокая гора, возвышающаяся на милю над истерзанным штормами Северо-восточным морем, является страной, известной своими волшебниками. Из городов в высоких долинах и портов в темных узких бухтах многие гонтишцы отправились служить Лордам Архипелага в их городах в качестве волшебников или магов или, в поисках приключений, странствовать, занимаясь магией, с острова на остров. всего Земноморья. Некоторые говорят, что из них величайшим и, несомненно, величайшим путешественником был человек по имени Ястреб-перепелятник, который в свое время стал одновременно повелителем драконов и верховным магом. О его жизни рассказывается в «Поступке Геда» и во многих песнях, но это рассказ о времени до его славы, до того, как были созданы песни. — Урсула Ле Гуин , волшебница Земноморья [ 54 ]
В 1968 году Урсула К. Ле Гуин опубликовала высокое фэнтези «Волшебник Земноморья» , за которым в период с 1970 по 2001 год последовали другие ее о Земноморье романы и рассказы . Это был один из первых фэнтезийных сериалов, созданных под влиянием Толкина. [ 55 ] [ 56 ] [ б ] Среди толкиновских архетипов в книгах Земноморья — волшебники (в том числе главный герой Гед ), лишенный наследства принц (Аррен в «Самом дальнем берегу »), магическое кольцо (кольцо Эррет-Акбе в «Гробницах Атуана» ), средиземье стиль квеста (в «Дальнем берегу ») и могущественные драконы (например, дракон Пендора в «Волшебнике Земноморья »). [ 6 ]
Фими пишет, что вторичный мир Ле Гуина, наряду с его мифологией, «совсем не по-толкиновскому». У него есть своя культура, языки и история, но, отмечает она, Земноморье не разделяет британского «колорита» Средиземья; Земноморье состоит из архипелага, а не континента, его главными героями являются темнокожие люди и даосская философия. Ле Гуин заявил, что волшебник Толкина Гэндальф был «зародышем» для «Волшебника Земноморья» ; персонаж заставил ее задаться вопросом, как волшебники научились: «Что, очевидно, является эрудированным и опасным искусством? Есть ли колледжи для молодых волшебников?», В результате чего молодой Гед отправляется на остров Рок, чтобы учиться в Школе магии и, в конечном итоге, стать Архимаг. По мнению Фими, Ле Гуин «тщательно и с настоящим творческим чутьем подошла к наследию Толкина». [ 58 ]
Фэнтезийные СМИ под влиянием Толкина
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Жанр фэнтези расширился из письменной формы в кино. Питера Джексона 2001–2003 годов «Властелин колец» Серия фильмов вывела Толкина на киноэкран, принеся ему и фэнтези в целом новую и очень большую аудиторию. За его успехом последовала «Хроники Нарнии» серия фильмов 2005–10 годов , адаптированная на основе книг Льюиса о Нарнии, и восемь о Гарри Поттере фильмов . На рынке фэнтези также представлены некоторые совсем не похожие на Толкина фильмы, такие как Гильермо дель Торо 2006 года «Лабиринт Фавна» , действие которого происходит в Испании после Гражданской войны в Испании, где мифический мир, полный странных монстров, вторгается в реальный мир. [ 59 ] Позже Дель Торо участвовал в разработке «Хоббит» серии фильмов . [ 60 ] несмотря на то, что он сказал о Средиземье Толкина: «Мне не нравятся маленькие парни и драконы , волосатые ноги, хоббиты … Я не люблю меч и колдовство, я ненавижу все это». [ 61 ]
Игры
[ редактировать ]Влияние Толкина распространяется на ролевые игры, включая Гэри Гайгакса 1974 года «Подземелья и драконы» . [ 62 ] Гайгакс был вынужден после судебного процесса переименовать некоторые особенно толкиновские типы персонажей, такие как Хоббиты (которые стали «Полуросликами»), Назгул (которые стали «Призраками») и Балрог (которые стали « Балорами »). [ 63 ] [ 64 ] Многие видеоигры, вдохновленные Средиземьем, были созданы такими студиями, как Electronic Arts , Vivendi Games , Melbourne House и Warner Bros. Interactive Entertainment . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Помимо игр, имеющих прямую лицензию на использование материалов Средиземья, другие разработчики разработали видеоигры, такие как Baldur's Gate , EverQuest , The Elder Scrolls , Neverwinter Nights и World of Warcraft , «выросшие из культуры, заложенной в произведениях Толкина». [ 62 ]
Искусство
[ редактировать ]Толкин - один из немногих авторов в любой области, чьи произведения иллюстрировали не только художники-фантасты, в его случае это были Джон Хоу , Алан Ли , [ 68 ] и Тед Нэсмит , чью работу высоко оценил Толкин, [ 69 ] но породил названную профессию «художник Толкина». [ 68 ] Хоу и Ли также работали концепт-художниками в фильмах Джексона о Средиземье. [ 70 ] Братья Хильдебрандт создали множество произведений Толкина в 1970-х годах, некоторые из них появились в их календарях Толкина. [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] В России Александр Коротич создал набор иллюстраций скраперборда к «Властелину колец» . Также рисовал иллюстрации к сборнику сказок Толкина для издательства «Уральский базар». [ 74 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фими отмечает, что критики прямо приравнивали элементы «Меча Шаннары» к элементам «Властелина колец» , например, «Долина» с «Широм» , «Алланон» с «Гэндальфом» . [ 43 ]
- ↑ Ученый-толкин Джон Гарт пишет, что имя Толкина, по-видимому, скрыто в небольшом количестве хардского языка Земноморья в «Волшебнике Земноморья» . «Море» — сукиэн , от сук — «пена» и иниэн — «перо». «Камень», материал земли, — это «толк», поэтому, как он предполагает, хардик для «Земноморья» будет Толкин , что означает «толк + иниен» по тому же образцу, что и сукиен . Гарт предполагает, что это дань уважения Толкину, «толк» — первое слово «Старого наречия», которое она называет, и первое, которое было передано как волшебником Гедом Тенар в «Гробницах Атуана» , так и Тенар ей. дочь в Техану . [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Carpenter 2023 , № 131, Милтону Уолдману, конец 1951 г.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 146–149.
- ^ Бак, Клэр (2013) [2007]. «Литературный контекст, двадцатый век». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 363–366. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Нельсон, Дейл (2013) [2007]. «Литературные влияния девятнадцатого и двадцатого веков» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 366–377. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Бернс, Марджори (2005). Опасные королевства: кельты и скандинавы в Средиземье Толкина . Университет Торонто Пресс . стр. 26–29. ISBN 978-0-8020-3806-7 .
- ^ Jump up to: а б с Паксон, Диана (1984). «Толкинская традиция» . Мифлор . 11 (1). Статья 19.
- ^ Кэмпбелл, Алиса (2013) [2007]. «Карты». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 405–408. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , стр. 259–261.
- ^ Флигер 2005 , стр. 67–73.
- ^ Марчесани, Дайан (1980). «Лоры Толкина: Песни Средиземья» . Мифлор . 7 (1): 3–5 (статья 1).
- ^ Фишер, Джейсон (2013) [2007]. «Семейные деревья». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 188–189. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 131–133.
- ^ Смит, Арден Р. (2015). «Системы письма» . Поместье Толкина. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Скалл, Кристина , ред. (1995). Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-261-10322-1 .
- ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (1998) [1995]. «6. Шаблоны и устройства». Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . ХарперКоллинз . стр. 187–198. ISBN 978-0-261-10360-3 .
- ^ МакГрегор, Джейми (2013). «Устройства Толкина: Вестник Средиземья» . Мифлор . 32 (1): 95–112, статья 7.
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 6 «Битва на Пеленнорских полях»
- ^ «мифопоэя» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Лобделл, Джаред (2004). Научные романы К.С. Льюиса: Пространство и время в историях о выкупе . МакФарланд . п. 162. ИСБН 0-7864-8386-5 .
- ^ Карпентер, Хамфри (1978) [1977]. Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Аллен и Анвин . стр. 113–114. ISBN 978-0-04-928039-7 .
- ^ Carpenter 2023 , № 131, Милтону Уолдману, конец 1951 г.; № 180 г-ну Томпсону, январь 1956 г.
- ^ Корпуа, Юрки (2015). «Конструктивная мифопоэтика в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина» (PDF) . Фафнир 2 (4): 54–58.
- ^ Тне, Дэвид (2011). «Орки и толкиеновское отношение ко злу» . Мэллорн (52): 37–43.
- ^ Jump up to: а б с д Йолен, Джейн (1992). "Введение". В Мартине Х. Гринберге (ред.). После короля: Истории в честь Дж. Р. Р. Толкина . Книги Тор . стр. VII–IX. ISBN 978-0-765-30207-6 .
- ^ Шлагвейн, Феликс (1 марта 2022 г.). «Как Толкин стал отцом фэнтези» . Немецкая волна .
- ^ Митчелл, Кристофер. «Дж.Р.Р. Толкин: отец современной фэнтезийной литературы» . Форум Веритас. Архивировано из оригинала 20 июня 2009 года.
- ^ Драббл, Маргарет , изд. (2000). Оксфордский справочник по английской литературе (6-е изд.). п. 352.
- ^ Clute 1997 , "Толкин, JRR".
- ^ Сур, Дебадрита (2 сентября 2021 г.). «Как «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина изменил жанр высокого фэнтези» . Журнал Далеко . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз. стр. XX – XXI. ISBN 978-0-2611-0401-3 .
- ^ Хант, Питер (2013). Дж. Р. Р. Толкин . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. п. 33. ISBN 978-1-137-26399-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шиппи, Том (2007) «Литература двадцатого века: влияние Толкина», в книге Майкла Д.К. Драута , Энциклопедия Толкина JRR . Тейлор и Фрэнсис , ISBN 0415969425 , стр. 378–382.
- ^ Клют, Джон; Грант, Джон (1997). «Жанр фэнтези» . Энциклопедия фэнтези . п. 951 «Толкин, Дж(он) Р(ональд) Р(юэль)» . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Джеймс, Эдвард (26 января 2012 г.). «Толкин, Льюис и взрыв жанра фэнтези». Кембриджский спутник фэнтезийной литературы . Издательство Кембриджского университета . стр. 62–78. дои : 10.1017/ccol9780521429597.007 . ISBN 9780521429597 .
- ^ Фими 2020 , с. 335
- ^ Клют 1997 , с. 82 «Серия фэнтези для взрослых Ballantine».
- ^ Фильм 2020 , стр. 335–336.
- ^ «Здесь также следует упомянуть Патрисию Маккиллип и Джейн Йолен, обе американки: книга первой «Забытые звери Элда» второй (1974) перекликается с Толкином в своей тонкой прозе ... «Волшебная тройка Солатии» (1974) имеет аналогичную связь. Толкину». Джейми Уильямсон, Эволюция современного фэнтези: от антиквариата к серии фэнтези для взрослых Ballantine . Спрингер, 2015. ISBN 9781137518088
- ^ Кинкейд, Пол (2011). «[Обзор] Тайная история фэнтези под редакцией Питера С. Бигла Тахион Публикаций, 384 страницы» . Сайт СФ . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Картер, Лин (1978). Лучшие фантастические рассказы года: 4 . Книги DAW . стр. 207–208.
- ^ Шлобин, Роджер (1979). Литература фэнтези: обширная аннотированная библиография современной фантастики . Издательство «Гирлянда». п. 31. ISBN 0-8240-9757-2 .
- ^ Аттебери 1980 , с. 155.
- ^ Фими 2020 , с. 336
- ^ Мэтьюз, Ричард (2002). Фэнтези: освобождение воображения . Рутледж . п. 35. ISBN 978-0-415-93890-7 .
- ^ Интервью с Деннисом Л. Маккирнаном
- ^ Хабер, Карен, изд. (2002). «Ритмический рисунок во «Властелине колец ». «Размышления о Средиземье: новые сочинения о мирах Дж. Р. Р. Толкина» Орсона Скотта Карда, Урсулы К. Ле Гуин и других . Пресса Святого Мартина . рассмотрено в Дюрье, Колин (2003). «Обзор журнальных статей: Обзор литературы Толкина». VII: Журнал Центра Мэрион Э. Уэйд . 20 : 105–114. JSTOR 45296990 .
- ^ Уэтерилл, Луиза (2015). Ежегодник литературного фестиваля в Амптхилле за 2015 год . Амптхилл. стр. 85–92. ISBN 978-1-5175506-8-4 .
- ^ Jump up to: а б Фильм 2020 , стр. 344–346.
- ^ Jump up to: а б Фульц, Джон Р. (7 января 2013 г.). «В тени мастера: эпическое фэнтези в посттолкинском мире» . Книги об орбите . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Батлер, Роберт ; Пуллман, Филип (3 декабря 2007 г.). «Интервью с Филипом Пуллманом» . Журнал «Интеллектуальная жизнь» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Даутат, Росс (10 декабря 2007 г.). «Пуллман против Толкина» . Атлантика .
- ^ Дей, Симантини (24 февраля 2021 г.). «Почему женщины играют такие маленькие роли в «Властелин колец»? спрашивает Филип Пулман, называя культовую книгу Толкина «тупиком » . Новости18 . Проверено 21 июля 2023 г.
Пулман, который подарил фэнтезийной литературе такую запоминающуюся героиню, как Лира Белаква, также часто указывал на то, что в знаменитой книге Толкина не было представлено ни одного сильного женского персонажа, а серия «Нарния» «пренебрежительно относится к женщинам». Мне не нравится толкиновское фэнтези: я думаю, что оно закрывает слишком многое из того, что, как мы знаем, является реальностью.
- ^ Фильм 2020 , стр. 337–340.
- ^ Ле Гуин, Урсула (1968). «1. Воины в тумане». Волшебник Земноморья . Парнас Пресс.
- ^ Робертс, Адам (2013). «10. Загадка жанра фэнтези». Загадки Хоббита . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-137-37365-6 .
Серия Ле Гуина «Земноморье», начинающаяся с «Волшебника Земноморья» (1968), не только входит в число лучших примеров посттолкиновского фэнтези, но и находится под явным и непосредственным влиянием самого Толкина.
- ^ Бернардо, Сьюзен М.; Мерфи, Грэм Дж. (2006). Урсула К. Ле Гуин: критический товарищ . Издательская группа Гринвуд . стр. 92–93. ISBN 978-0-313-33225-8 .
- ^ Гарт, Джон (22 января 2021 г.). «Урсула Ле Гуин, язык Земноморья и Толкин» . Джон Гарт. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Фими 2020 , с. 340–342.
- ^ Чоудхари, Саянтан (13 ноября 2021 г.). «15 фильмов-фэнтези, таких как «Властелин колец», для тех, кто ищет побега от реальности» . Коллайдер . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Сперлинг, Николь (19 августа 2008 г.). «Питер Джексон, Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс присоединяются к Гильермо Дель Торо в написании «Хоббита » . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 20 августа 2008 г.
- ^ Анон ; дель Торо, Гильермо (12 октября 2006 г.). «Беседы: Гильермо дель Торо» . Салон.com . Проверено 4 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Перри, Дуглас (18 мая 2006 г.). «Влияние литературы и мифов в видеоиграх» . www.ign.com .
- ^ Янг, Лука (14 сентября 2021 г.). «Властелин колец и влияние Толкина на жанр фэнтези» . Середина . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Гэри Гайгакс — создатель Dungeons & Dragons» . TheOneRing . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Игры Warner Bros. выходят из тени своих фильмов» . 15 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ «Warner Bros. и Tolkien Estate урегулировали иск «Хоббита» на 80 миллионов долларов» . Голливудский репортер . 3 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Робинсон, Кэрол (2015). «Электронный Толкин: характеристики в кино и видеоиграх». В Эштоне, Гейл (ред.). Средневековые загробные жизни в современной культуре . Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-4411-2960-4 .
- ^ Jump up to: а б « Здесь будут драконы»: Фестиваль в Шире берет интервью у Джона Хоу» . Фестиваль искусства и книги . 2021 . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Хойт, Рэнди (1 января 2009 г.). «Иллюстрируя Толкина: интервью Теда Нэсмита» . Путешествие к морю .
- ^ Приложения к «Властелину колец: Братство кольца» (DVD). Кинотеатр «Новая линия» . 2002.
- ^ Хильдебрандт, Грегори ; Хердлинг, Гленн (2001). Грег и Тим Хильдебрандты, Годы Толкина . Уотсон-Гуптилл . ISBN 978-0-8230-5124-3 .
- ^ Нортон, Джек Э.; Хильдебрандт, Тим (1991). Техники фэнтезийного искусства Тима Хильдебрандта . Издательство Эйвери . ISBN 978-1-85028-161-0 .
- ^ Толкин, JRR ; Хильдебрандт, Грег (иллюстрация) ; Хильдебрандт, Тим (иллюстрация) (1975). Календарь Дж. Р. Р. Толкина на 1976 год: иллюстрации братьев Хильдебрандт . Нью-Йорк: Ballantine Books , Random House .
- ^ "Александр Коротич. Иллюстрации к произведениям Дж" [Р. Р. Толкина Александр Коротич. Иллюстрации к произведениям Дж. Р. Р. Толкина. Uraic.ru (на русском языке). 2013. Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 10 сентября 2023 г.
На выставке представлены отдельные иллюстрации к «Властелину колец» Дж. Р. Р. Толкина, созданные художником Александром Коротичем со второй половины 1980-х годов до середины 1997 года, когда была утеряна папка с большей частью листов, а также ряд иллюстраций к книге "ДРР Толкин. Сказки" издательства "Уральский базар", вышедшей в 1993 году.
Источники
[ редактировать ]- Аттебери, Брайан (1980). Фэнтези-традиция в американской литературе: от Ирвинга до Ле Гуина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-2533-5665-9 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Клют, Джон, изд. (1997). Энциклопедия фэнтези . Книги об орбите . ISBN 978-1-85723-368-1 .
- Фими, Димитра (2020) [2014]. «Позднее фэнтези: Наследие Толкина». В Ли, Стюарт Д. (ред.). Компаньон Дж. Р. Р. Толкина . Уайли Блэквелл . стр. 335–349. ISBN 978-1-1196-5602-9 . OCLC 1183854105 .
- Флигер, Верлин (2005). Прерванная музыка: создание мифологии Толкина . Издательство Кентского государственного университета . ISBN 9780873388245 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форне-Понсе, Томас, изд. «Влияние Толкина на фэнтези - Влияние Толкина на фэнтези: междисциплинарный семинар DTG, 27–29 апреля 2012 г., Йена». Hither Shore: Ежегодник Немецкого Толкиновского общества (на английском и немецком языках). 9 . Дюссельдорф: Scriptorium Oxoniae / Ателье для текстовых задач. ISBN 978-3-9810-6127-7 . OCLC 977800457 .