Эвкатастрофа
Эвкатастрофа главный — это внезапный поворот событий в истории, который гарантирует, что герой не столкнется с какой-то ужасной, надвигающейся и очень правдоподобной и вероятной гибелью. [1] Писатель Дж. Р. Р. Толкин придумал это слово, присоединив греческий префикс eu , означающий «хорошо к катастрофе » , слово, традиционно используемое в классической литературной критике для обозначения «разгадки» или завершения сюжета драмы. Для Толкина этот термин, по-видимому, имел тематическое значение, выходящее за рамки его буквального этимологического значения с точки зрения формы. [2] В своем определении, изложенном в его эссе 1947 года « О сказках », [3] эвкатастрофа является фундаментальной частью его концепции мифопоэи . Хотя Толкин интересуется мифами, он связан с Евангелием ; Толкин называет Воплощение Христа эвкатастрофой «человеческой истории », а Воскресение — эвкатастрофой Воплощения. [4] Взрыв Звезды Смерти в «Звездных войнах » или поцелуй, спасший Белоснежку , охарактеризовали как эвкатастрофы. Сторонники долгосрочного подхода, такие как Оуэн Коттон-Барратт и Тоби Орд, использовали это слово для обозначения любого гипотетического будущего перехода, который обеспечит «экзистенциальную надежду» не только на предотвращение вымирания человечества , но и надежду на «расцвет» будущего изобилия. [5]
Некоторые называют эвкатастрофу в художественной литературе разновидностью deus ex machina , поскольку обе проблемы внезапно решаются. [6] [7] Однако были отмечены различия между ними, такие как присущая эвкатастрофе связь с оптимистическим взглядом на развитие событий в повествовании о мире. [8] По мнению Толкина, эвкатастрофа может произойти и без использования deus ex machina . [9]
Эвкатастрофа может быть противопоставлена дискатастрофе, еще одному слову, которое Толкин также использовал для обозначения внезапного поворота, после которого нет движения вверх или надежды.
Примеры в творчестве Толкина
[ редактировать ]Самая известная и наиболее полно реализованная эвкатастрофа в творчестве Толкина происходит в кульминации «Властелина колец» . кажется гарантированной Хотя победа Саурона , Единое Кольцо навсегда уничтожено в результате того, что Голлум подстерег Фродо на Роковой горе . [10] Фродо, по сути, проваливает свой невозможный квест в самом конце, забирая Кольцо себе – однако в этот момент внезапно появляется Голлум, крадет кольцо и в экстатическом злорадстве падает в огонь. Если бы не предыдущее милосердие Фродо, сохранившее жизнь Голлума (большой риск из-за очевидного предательства Голлума, встреченного горьким протестом Сэма), и если бы не собственное развращающее влияние Кольца на Голлума, Саурон наверняка вернул бы его себе. Таким образом, Зло непреднамеренно и непредвиденно побеждается посредством маленького доброго поступка и собственных развращающих махинаций.
Другим примером эвкатастрофы является повторяющаяся роль орлов как неожиданных спасателей на протяжении всего творчества Толкина. Хотя их роль была описана как роль deus ex machina , [11] Толкин описал «эвкатастрофические эмоции» Бильбо при появлении орлов в «Хоббите» как один из ключевых моментов книги. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Встроенные цитаты
[ редактировать ]- ^ Мазур 2011 , с. 174
- ^ Греческое eu = «хорошо», ката = «вниз», стрефеин = «поворачивать или вращать».
- ^ Толкин 1990 , стр. 109–161
- ^ Толкин 1990 , с. 156
- ^ Фишер, Ричард (2022). «Эвкатастрофа: слово Толкина для обозначения «анти-конца света» » . www.bbc.com . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Вестфаль, Гэри (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Издательская группа «Гринвуд» . п. 195. ИСБН 978-0-313-32951-7 .
- ^ Харт, Тревор (2013). Между Образом и Словом . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4724-1370-3 . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ Мазур 2011 , с. 175
- ^ Мэгилл, Фрэнк (1983). Обзор современной фэнтезийной литературы (Первое изд.). Салем Пресс. п. 2065. ИСБН 978-0893564506 . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Солопова, Елизавета (2009). Языки, мифы и история: введение в лингвистическую и литературную основу художественной литературы Дж. Р. Р. Толкина . Нью-Йорк: Книги Норт-Лендинг . п. 29. ISBN 978-0-9816607-1-4 .
- ^ «10 лучших моментов Deus Ex Machina» . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 г.
- ^ Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . Письмо № 89. ISBN 978-0-35-865298-4 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Мазур, Эрик Майкл, изд. (2011). Энциклопедия религии и кино . АВС-КЛИО. ISBN 978-0313013980 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1990). Монстры и критики и другие очерки . Лондон: HarperCollinsPublishers. ISBN 0-261-10263-Х .