~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ E2DB2201DD51FAA66AA7057CC2C27FED__1717714920 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Speculative fiction - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Спекулятивная фантастика — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Speculative_fiction ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ed/e2db2201dd51faa66aa7057cc2c27fed.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ed/e2db2201dd51faa66aa7057cc2c27fed__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 12.06.2024 01:48:50 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 7 June 2024, at 02:02 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Спекулятивная фантастика — Википедия Jump to content

Спекулятивная фантастика

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Спекулятивная фантастика зонтичный жанр художественной литературы , охватывающий все поджанры , отходящие от реализма , или строго имитирующие повседневную реальность. [1] вместо этого представляют фантастические, сверхъестественные , футуристические или другие воображаемые миры. [2] Этот всеобъемлющий жанр включает, помимо прочего, научную фантастику , фэнтези , ужасы , слипстрим , магический реализм , [3] фантастика о супергероях , альтернативная история , утопия и антиутопия , сказки , стимпанк , киберпанк , странная фантастика , а также немного апокалиптической и постапокалиптической фантастики . Этот термин использовался для произведений литературы, кино, телевидения, драмы, видеоигр , радио и их гибридов. [1]

научной фантастики от другой фантастики спекулятивной Отличие

«Спекулятивная фантастика» иногда сокращается как «спекулятивная фантастика», «спекулятивная фантастика», «специфическая фантастика». [4] «СФ», «СФ» или «СФ». [5] [6] Однако последние три сокращения неоднозначны, поскольку они уже давно используются для обозначения научной фантастики (которая входит в этот общий диапазон литературы). [7]

Этот термин использовался некоторыми критиками и писателями, недовольными тем, что они считают ограничением научной фантастики: необходимостью того, чтобы история придерживалась научных принципов. Они утверждают, что «спекулятивная фантастика» лучше определяет расширенный, открытый, творческий тип художественной литературы, чем «жанровая фантастика» и категории «фэнтези», «мистерия», «ужасы» и «научная фантастика». [8] Харлан Эллисон использовал этот термин, чтобы не быть отнесенным к категории писателей-фантастов. Эллисон, ярый сторонник писателей, придерживающихся более литературных и модернистских направлений, [9] [10] вырвался за рамки жанровых условностей и раздвинул границы спекулятивной фантастики.

Термин «предполагаемая фантастика» иногда используется как подкатегория, обозначающая художественную литературу, в которой персонажи и истории ограничены внутренне непротиворечивым миром, но не обязательно определяемым каким-либо конкретным жанром. [11] [12] [13]

История [ править ]

Статуя Еврипида перед названиями его произведений
Еврипид

Спекулятивная фантастика как категория варьируется от древних произведений до меняющих парадигму и неотрадиционных произведений 21 века. [14] [15] Характеристики спекулятивной фантастики были признаны в более старых произведениях, намерения авторов которых или в социальном контексте историй, которые они изображают, теперь известны. Например, древнегреческий драматург Еврипид ( ок . 480 – ок. 406 до н. э. ), чья пьеса «Медея» , похоже, оскорбила афинскую публику, когда он предположил, что титулованная шаманка Медея убивала своих собственных детей, а не других людей. Коринфянам после ее ухода. [16] Кроме того, подозревается, что пьеса Еврипида « Ипполит » , повествовательно представленная Афродитой , богиней любви, вызвала недовольство современной публики, поскольку его изображение Федры было сочтено слишком похотливым . [17]

В историографии то, что сейчас называют «спекулятивной фантастикой», раньше называлось «историческим изобретением». [18] «историческая фантастика» и другие подобные названия. Эти термины широко отмечались в литературной критике произведений Уильяма Шекспира . [19] например, когда он совмещает афинского герцога Тесея , амазонскую королеву Ипполиту , английскую фею Пака и римского бога Купидона во времени и пространстве в сказочной стране вымышленного Меровингов германского правителя Оберона в «Сне в летнюю ночь» . [20]

В мифографии понятие спекулятивного вымысла получило название «мифопоэза», или мифопея . Эта практика включает в себя творческий дизайн и создание знаний и мифологии для художественных произведений. Определение этого термина взято из его использования Дж. Р. Р. Толкином , чей роман « Властелин колец » [21] демонстрирует четкое применение этого процесса. Общие в мифопоэтах темы, такие как сверхъестественное , альтернативная история и сексуальность , продолжают исследоваться в произведениях, созданных в рамках современного жанра спекулятивной фантастики. [22]

Создание спекулятивной художественной литературы в ее общем смысле гипотетической истории, объяснения или антиисторического повествования также приписывалось авторам, работающим в якобы научно-популярной манере, еще со времен ( около Геродота Галикарнасского 5 века до н.э.) в его «Историях» , [23] [24] [25] и уже практиковался и отредактировался ранними авторами-энциклопедистами, такими как Сыма Цянь ( ок. 145 или 135 г. до н.э. – 86 г. до н.э.), автор «Шидзи» . [26] [27]

Эти примеры подчеркивают предостережение о том, что многие произведения, которые сейчас считаются преднамеренной или непреднамеренной спекулятивной фантастикой, появились задолго до появления этого жанрового термина; его концепция, в самом широком смысле, охватывает как сознательный , так и бессознательный аспект человеческой психологии в осмыслении мира и реагирует на него, создавая образные , изобретательные и художественные выражения. Такие выражения могут способствовать практическому общественному прогрессу посредством межличностного влияния, социальных и культурных движений , научных исследований и достижений, а также философии науки . [28] [29] [30]

Роберт Хайнлайн

В англоязычном использовании в искусстве и литературе с середины 20-го века «спекулятивная фантастика» как жанровый термин часто приписывалась Роберту А. Хайнлайну , который впервые использовал этот термин в редакционной статье в The Saturday Evening Post от 8 февраля. 1947. В статье Хайнлайн использовал слово «спекулятивная фантастика» как синоним «научной фантастики»; в более поздней статье он прямо заявил, что использование им этого термина не включает в себя фантазию. Однако, хотя Хайнлайн, возможно, придумал этот термин самостоятельно, существуют и более ранние цитаты: в статье в Ежемесячном журнале Липпинкотта в 1889 году этот термин использовался в отношении Эдварда Беллами книги « Взгляд назад : 2000–1887» и других работ; а в одном из выпусков The Bookman за май 1900 года говорилось, что » Джона Ури Ллойда « «Этидорпа Конец Земли» «вызвала бурную дискуссию среди людей, интересующихся спекулятивной фантастикой». [31] Вариантом этого термина является «спекулятивная литература». [32]

Использование «спекулятивной фантастики» в смысле выражения недовольства традиционной или истеблишментской научной фантастикой было популяризировано в 1960-х и начале 1970-х годов Джудит Меррил , а также другими писателями и редакторами в связи с движением «Новая волна» . Однако примерно в середине 1970-х годов такое использование этого термина вышло из употребления. [33]

В 2000-х годах этот термин стал использоваться более широко как удобный собирательный термин для обозначения набора жанров. Однако некоторые писатели, такие как Маргарет Этвуд , написавшая «Рассказ служанки» , феминистскую часть спекулятивной фантастики, продолжают различать «спекулятивную фантастику» именно как «без марсиан научную фантастику », «о вещах, которые действительно могли бы случаться." [34]

Спекулятивная фантастика также используется как жанровый термин, объединяющий разные жанры в единый повествовательный или вымышленный мир , например «научная фантастика, ужасы, фэнтези… [и]… тайна». [35]

База данных Интернет-спекулятивной фантастики содержит широкий список различных подтипов.

Согласно статистике издательств, среди англоязычных писателей-фантастов, стремящихся к профессиональным публикациям, мужчин примерно в два раза больше, чем женщин. Тем не менее, процентное соотношение значительно варьируется в зависимости от жанра: женщины превосходят мужчин в области городского фэнтези , паранормальных романов и художественной литературы для молодежи . [36]

Академические журналы , публикующие эссе по спекулятивной фантастике, включают «Экстраполяцию» и «Фундамент» . [37]

Жанры [ править ]

Спекулятивная фантастика может включать элементы одного или нескольких из следующих жанров:

Поджанры спекулятивной фантастики
Имя Описание Примеры
Фантазия Включает элементы и существа, происходящие из традиционных историй или вдохновленные ими, такие как мифические существа ( драконы , эльфы , гномы и феи например, ), магия , колдовство , зелья и т. д. Властелин колец , Подземелья и драконы , Легенда о Зельде , Песнь льда и пламени , Magic: The Gathering
научная фантастика Особенности технологий и других элементов, которые не существуют в реальной жизни, но могут быть созданы или открыты в будущем благодаря научным достижениям, например, продвинутые роботы , межзвездные путешествия , инопланетяне , путешествия во времени , мутанты и киборги . Действие многих научно-фантастических историй происходит в будущем. Halo , Годзилла , Аниме , Трилогия , Ревизии , Машина времени , Киберпанк 2077 , Mass Effect , 2001: Космическая одиссея , Терминатор , Тихоокеанский рубеж: Черный , Бегущий по лезвию , Звездные врата , Пространство , Трансформеры , Задача трех тел , Звездные врата , Вавилон 5 , Андромеда ,
Научное Фэнтези Гибридный жанр в рамках спекулятивной фантастики, который одновременно использует или сочетает в себе образы и элементы научной фантастики и фэнтези. Звездные войны , Космический денди , ThunderCats , Повелители Вселенной
Супергерой В центре внимания супергерои (то есть герои с необычайными способностями или способностями) и их борьба со злыми силами, такими как суперзлодеи . Обычно включает в себя элементы научной фантастики или фэнтези и может быть их поджанром. Вселенная DC , Вселенная Marvel , Гонщик в маске , Моя геройская академия , Супер Сентай , Metal Heroes ,
Космический вестерн Гибридный жанр внутри спекулятивной фантастики, который одновременно использует или сочетает в себе образы и элементы как научной фантастики, так и жанра вестерна. Мандалорец , Храбрый Старр , Светлячок , Звезда Преступника , Космический Денди , Триган , Баки О’Хара , Ковбой Бибоп , Громовые Коты , Повелители Вселенной , Бак Роджерс , Дэн Дэйр , Флэш Гордон , Дак Доджерс ,
Западный Жанр художественной литературы, действие которого обычно происходит на американской границе между Калифорнийской золотой лихорадкой 1849 года и закрытием границы в 1890 году, и обычно связан с народными сказками запада Соединенных Штатов, особенно юго-запада Соединенных Штатов, а также Северной Мексики и Запада. Канада. «Вагонный поезд» , «Долларовая трилогия» , Энни Окли , «Бакинг Брончо» , «Баффало Билл» , «Танец буйвола » , «Метатель лассо », «Мексиканская дуэль на ножах» , «Танец призраков сиу» ,
Сверхъестественное Подобно ужасам и фэнтези, он пересекается с паранормальными романами, современным фэнтези, городским фэнтези, оккультной детективной фантастикой и паранормальной фантастикой. Он использует или требует сюжетных приемов или тем, которые часто противоречат банальным материалистическим представлениям о мире природы . Замок Отранто , Баффи – истребительница вампиров , Ангел , Большой волк в кампусе , Волчонок , Гарри Поттер , Перси Джексон и олимпийцы , Очень странные дела , Паранормальные явления , Тьма , Падший , Дневники вампира , Зачарованные , Другие , Дар , Отмычка
Ужастик Сосредоточен на ужасающих историях, вызывающих страх. Злодеи могут быть как сверхъестественными, такими как монстры , вампиры , призраки и демоны , так и обыденными людьми, такими как психопаты и жестокие убийцы. Часто демонстрирует насилие и смерть. Экзорцист , Мифы Ктулху , Кошмар на улице Вязов , Мы , Книги крови , Адское сердце , Обитель зла , Крик
утопический Действие происходит в весьма желательном обществе, которое часто представляют как развитое, счастливое, умное или даже идеальное или беспроблемное. Остров , Экотопия , 17776
антиутопический Действие происходит в крайне нежелательном обществе, часто страдающем от строгого контроля, насилия, хаоса, «промывания мозгов» или других негативных элементов. Последний из нас , Neon Genesis Evangelion , 1984 , Бразилия , Рассказ служанки , Заводной апельсин , Голодные игры
Альтернативная история Сосредоточено на исторических событиях, как если бы они произошли по-другому, и их последствиях в настоящем. Человек в высоком замке , Последний звездолет с Земли , Бесславные ублюдки , Пушки Юга , Отечество , Годы риса и соли , Wolfenstein , Гравити Фолз
Апокалиптический Происходит до и во время масштабной всемирной катастрофы, обычно пандемии , стихийного бедствия чрезвычайно большого масштаба или ядерного холокоста . На пляже , Нитки , Послезавтра , Птичий короб , 2012 , Война миров
Постапокалиптический Сосредоточено на группах выживших после масштабных мировых катастроф. Стенд , Безумный Макс , Титан АЕ , Водный мир , Fallout , Метроид Прайм , Метро 2033 , Навсикая из Долины Ветров , Пустошь , Z213: Выход .
Спекулятивная эволюция Сосредоточено на гипотетическом будущем или альтернативной эволюции животных и/или людей. Экспедиция , После человека: Зоология будущего , Новые динозавры: Альтернативная эволюция , Человек после человека: Антропология будущего , Снаяда ,

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Озиевич, Марек (2017). «Спекулятивная фантастика» . Оксфордская исследовательская литературная энциклопедия . doi : 10.1093/acrefore/9780190201098.013.78 . ISBN  978-0-19-020109-8 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 года. ... суперкатегория для всех жанров, которые намеренно отходят от имитации «консенсусной реальности» повседневного опыта. В этом последнем смысле спекулятивная фантастика включает в себя фэнтези, научную фантастику и ужасы, а также их производные, гибриды и родственные жанры, такие как готика, антиутопия, странная фантастика, постапокалиптическая фантастика, истории о привидениях, рассказы о супергероях, альтернативная история, стимпанк. , слипстрим, магический реализм, сломанные сказки и многое другое.
  2. ^ «спекулятивная фантастика» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 20 января 2021 г.
  3. ^ Хенвуд, Белинда (2007). Публикация . Часто задаваемые вопросы о карьере. ISBN  978-1-921106-43-9 . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 29 декабря 2022 г.
  4. ^ «СпецФикМир» . SpecFicWorld. Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  5. ^ «Блог спекулятивной фантастики» . SFSignal. Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  6. ^ Винт, Шерил (16 февраля 2021 г.). Научная фантастика . Массачусетский технологический институт Пресс. ISBN  9780262539999 . Проверено 1 мая 2023 г.
  7. ^ «Лучшее в научной фантастике и фэнтези» . Сайт СФ. Архивировано из оригинала 29 августа 2006 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  8. ^ «Цитаты и определения термина «спекулятивная фантастика» рецензентами спекулятивной фантастики» . Greententacles.com. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  9. ^ Уоттс, Питер (лето 2003 г.). «Маргарет Этвуд и иерархия презрения» (PDF) . По Спец . Том. 15, нет. 2. С. 3–5 . Проверено 9 ноября 2019 г.
  10. ^ Дэвис, Филип. «Обзор [без названия; рецензируемые работы: Научная фантастика: ее критика и преподавание » Патрика Парриндера; «Фантастические жизни: автобиографические очерки известных писателей-фантастов» Мартина Гринберга; Роберт А. Хайнлайн: Америка как научная фантастика Х. Брюса Франклина том Мосты к научной фантастике Джорджа Э. Слюссера, Джорджа Р. Гаффи, Марка Роуза]. Журнал американских исследований, 16, № 1 (апрель 1982 г., стр. 157–159).
  11. ^ Изенберг, Орин (2011). Быть многочисленным: поэзия и основа социальной жизни . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 210.
  12. ^ Лейтч, Томас М. Что такое истории: теория повествования и интерпретация Университетский парк, Пенсильвания: издательство Пенсильванского государственного университета, 1986; п. 127
  13. ^ Доманьска, Ева (1998). Встречи: философия истории после постмодернизма . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Университетское издательство Вирджинии. п. 10.
  14. ^ Барри Болдуин, почетный профессор классической литературы Университета Калгари, член Королевского общества Канады, «Древняя научная фантастика», Shattercolors Literary Review
  15. ^ . «Введение в обратную помощь ПАРАДОКС Архивировано из оригинала 28 июля 2010 г.
  16. ^ Эта теория изобретения Еврипида получила широкое признание. См. (например) McDermott 1989, 12; Пауэлл 1990, 35; Зоммерштейн 2002, 16; Гриффитс, 2006 г. 81; Юанс 2007, 55.
  17. ^ См., например, Barrett 1964; Макдермотт 2000.
  18. ^ «Марк Вагстафф – Историческое изобретение и политическая цель | Республика: переосмысление демократии – английская версия» . Re-public.gr. 17 января 2005 г. Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
  19. ^ Марта Так Розетт, «Создание контекста для Шекспира с помощью исторической фантастики», Shakespeare Quarterly Том. 46, № 2 (лето 1995 г.), стр. 220–227.
  20. ^ Доротея Келер, Сон в летнюю ночь: критические очерки, 2001 г.
  21. ^ Адкокс, Джон, «Может ли фантазия быть мифом? Мифопея и Властелин колец» в «Информационном бюллетене Института мифического воображения, сентябрь/октябрь 2003 г.»
  22. ^ Эрик Гарбер, Лин Палео-Уранские миры: Путеводитель по альтернативной сексуальности в научной фантастике, фэнтези и ужасах, 2-е издание, GK Hall: 1990 ISBN   978-0-8161-1832-8
  23. ^ Геродот и конференция мифов, Крайст-Черч, Оксфорд, 2003 г.
  24. ^ Джон М. Маринкола, Введение и примечания, Истории Геродота, тр. Обри Де Селинкур, 2007 г.
  25. ^ Кредитование, Джона. «Геродот Галикарнасский» . Ливиус.орг. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  26. ^ Стивен В. Даррант, Облачное зеркало: напряжение и конфликт в трудах Сыма Цяня, 1995 г.
  27. ^ Крейг А. Локард, Общества, сети и переходы: глобальная история: до 1500 года , 2007, с. 133.
  28. ^ Хизер Урбански, Чума, апокалипсис и пучеглазые монстры: как спекулятивная фантастика показывает нам наши кошмары, 2007, стр. 127.
  29. ^ Сону Шамдасани, Культовая фантастика: К.Г. Юнг и основание аналитической психологии, 1998.
  30. ^ Относительность, специальная и общая теория Альберта Эйнштейна (1920), с введением Нигера Колдера, 2006 г.
  31. ^ «Словарные цитаты термина «спекулятивная фантастика» » . Джессисворд.com. 28 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
  32. ^ «Фонд спекулятивной литературы» . Спекулятивная литература.org. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  33. ^ "Новая волна" . Virtual.clemson.edu. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
  34. ^ Этвуд, Маргарет (2011). В других мирах: НФ и человеческое воображение . Нью-Йорк: Нэн А. Талезе/Даблдей. п. 6 . ISBN  978-0-385-53396-6 .
  35. ^ Кантон, Джеймс; Клири, Хелен; Крамер, Энн; Лаксби, Робин; Локсли, Диана; Рипли, Эстер; Тодд, Меган; Шагхар, Хила; Валенте, Алекс; и другие. (Авторы) (2016). Литературная книга (первое американское изд.). Нью-Йорк: ДК . п. 343. ИСБН  978-1-4654-2988-9 .
  36. ^ Крисп, Джули (10 июля 2013 г.). «СЕКСИЗМ В ЖАНРОВОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ: ВЗГЛЯД ИЗДАТЕЛЬСТВА» . Книги Тор . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 29 апреля 2015 г.
  37. ^ «Журнал Фонда научной фантастики | Фонд научной фантастики» . Sf-foundation.org . Проверено 1 апреля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: E2DB2201DD51FAA66AA7057CC2C27FED__1717714920
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Speculative_fiction
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Speculative fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)