Спекулятивная фантастика
![]() |
Спекулятивная фантастика |
---|
![]() |
Спекулятивная фантастика — зонтичный жанр художественной литературы , охватывающий все поджанры , отходящие от реализма , или строго имитирующие повседневную реальность. [1] вместо этого представляют фантастические, сверхъестественные , футуристические или другие воображаемые миры. [2] Этот всеобъемлющий жанр включает, помимо прочего, научную фантастику , фэнтези , ужасы , слипстрим , магический реализм , [3] фантастика о супергероях , альтернативная история , утопия и антиутопия , сказки , стимпанк , киберпанк , странная фантастика , а также немного апокалиптической и постапокалиптической фантастики . Этот термин использовался для произведений литературы, кино, телевидения, драмы, видеоигр , радио и их гибридов. [1]
научной фантастики от другой фантастики спекулятивной Отличие
«Спекулятивная фантастика» иногда сокращается как «спекулятивная фантастика», «спекулятивная фантастика», «специфическая фантастика». [4] «СФ», «СФ» или «СФ». [5] [6] Однако последние три сокращения неоднозначны, поскольку они уже давно используются для обозначения научной фантастики (которая входит в этот общий диапазон литературы). [7]
Этот термин использовался некоторыми критиками и писателями, недовольными тем, что они считают ограничением научной фантастики: необходимостью того, чтобы история придерживалась научных принципов. Они утверждают, что «спекулятивная фантастика» лучше определяет расширенный, открытый, творческий тип художественной литературы, чем «жанровая фантастика» и категории «фэнтези», «мистерия», «ужасы» и «научная фантастика». [8] Харлан Эллисон использовал этот термин, чтобы не быть отнесенным к категории писателей-фантастов. Эллисон, ярый сторонник писателей, придерживающихся более литературных и модернистских направлений, [9] [10] вырвался за рамки жанровых условностей и раздвинул границы спекулятивной фантастики.
Термин «предполагаемая фантастика» иногда используется как подкатегория, обозначающая художественную литературу, в которой персонажи и истории ограничены внутренне непротиворечивым миром, но не обязательно определяемым каким-либо конкретным жанром. [11] [12] [13]
История [ править ]
![Статуя Еврипида перед названиями его произведений](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/Seated_Euripides_Louvre_Ma343.jpg/220px-Seated_Euripides_Louvre_Ma343.jpg)
Спекулятивная фантастика как категория варьируется от древних произведений до меняющих парадигму и неотрадиционных произведений 21 века. [14] [15] Характеристики спекулятивной фантастики были признаны в более старых произведениях, намерения авторов которых или в социальном контексте историй, которые они изображают, теперь известны. Например, древнегреческий драматург Еврипид ( ок . 480 – ок. 406 до н. э. ), чья пьеса «Медея» , похоже, оскорбила афинскую публику, когда он предположил, что титулованная шаманка Медея убивала своих собственных детей, а не других людей. Коринфянам после ее ухода. [16] Кроме того, подозревается, что пьеса Еврипида « Ипполит » , повествовательно представленная Афродитой , богиней любви, вызвала недовольство современной публики, поскольку его изображение Федры было сочтено слишком похотливым . [17]
В историографии то, что сейчас называют «спекулятивной фантастикой», раньше называлось «историческим изобретением». [18] «историческая фантастика» и другие подобные названия. Эти термины широко отмечались в литературной критике произведений Уильяма Шекспира . [19] например, когда он совмещает афинского герцога Тесея , амазонскую королеву Ипполиту , английскую фею Пака и римского бога Купидона во времени и пространстве в сказочной стране вымышленного Меровингов германского правителя Оберона в «Сне в летнюю ночь» . [20]
В мифографии понятие спекулятивного вымысла получило название «мифопоэза», или мифопея . Эта практика включает в себя творческий дизайн и создание знаний и мифологии для художественных произведений. Определение этого термина взято из его использования Дж. Р. Р. Толкином , чей роман « Властелин колец » [21] демонстрирует четкое применение этого процесса. Общие в мифопоэтах темы, такие как сверхъестественное , альтернативная история и сексуальность , продолжают исследоваться в произведениях, созданных в рамках современного жанра спекулятивной фантастики. [22]
Создание спекулятивной художественной литературы в ее общем смысле гипотетической истории, объяснения или антиисторического повествования также приписывалось авторам, работающим в якобы научно-популярной манере, еще со времен ( около Геродота Галикарнасского 5 века до н.э.) в его «Историях» , [23] [24] [25] и уже практиковался и отредактировался ранними авторами-энциклопедистами, такими как Сыма Цянь ( ок. 145 или 135 г. до н.э. – 86 г. до н.э.), автор «Шидзи» . [26] [27]
Эти примеры подчеркивают предостережение о том, что многие произведения, которые сейчас считаются преднамеренной или непреднамеренной спекулятивной фантастикой, появились задолго до появления этого жанрового термина; его концепция, в самом широком смысле, охватывает как сознательный , так и бессознательный аспект человеческой психологии в осмыслении мира и реагирует на него, создавая образные , изобретательные и художественные выражения. Такие выражения могут способствовать практическому общественному прогрессу посредством межличностного влияния, социальных и культурных движений , научных исследований и достижений, а также философии науки . [28] [29] [30]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/Robert_A._Heinlein.jpg/220px-Robert_A._Heinlein.jpg)
В англоязычном использовании в искусстве и литературе с середины 20-го века «спекулятивная фантастика» как жанровый термин часто приписывалась Роберту А. Хайнлайну , который впервые использовал этот термин в редакционной статье в The Saturday Evening Post от 8 февраля. 1947. В статье Хайнлайн использовал слово «спекулятивная фантастика» как синоним «научной фантастики»; в более поздней статье он прямо заявил, что использование им этого термина не включает в себя фантазию. Однако, хотя Хайнлайн, возможно, придумал этот термин самостоятельно, существуют и более ранние цитаты: в статье в Ежемесячном журнале Липпинкотта в 1889 году этот термин использовался в отношении Эдварда Беллами книги « Взгляд назад : 2000–1887» и других работ; а в одном из выпусков The Bookman за май 1900 года говорилось, что » Джона Ури Ллойда « «Этидорпа Конец Земли» «вызвала бурную дискуссию среди людей, интересующихся спекулятивной фантастикой». [31] Вариантом этого термина является «спекулятивная литература». [32]
Использование «спекулятивной фантастики» в смысле выражения недовольства традиционной или истеблишментской научной фантастикой было популяризировано в 1960-х и начале 1970-х годов Джудит Меррил , а также другими писателями и редакторами в связи с движением «Новая волна» . Однако примерно в середине 1970-х годов такое использование этого термина вышло из употребления. [33]
В 2000-х годах этот термин стал использоваться более широко как удобный собирательный термин для обозначения набора жанров. Однако некоторые писатели, такие как Маргарет Этвуд , написавшая «Рассказ служанки» , феминистскую часть спекулятивной фантастики, продолжают различать «спекулятивную фантастику» именно как «без марсиан научную фантастику », «о вещах, которые действительно могли бы случаться." [34]
Спекулятивная фантастика также используется как жанровый термин, объединяющий разные жанры в единый повествовательный или вымышленный мир , например «научная фантастика, ужасы, фэнтези… [и]… тайна». [35]
База данных Интернет-спекулятивной фантастики содержит широкий список различных подтипов.
Согласно статистике издательств, среди англоязычных писателей-фантастов, стремящихся к профессиональным публикациям, мужчин примерно в два раза больше, чем женщин. Тем не менее, процентное соотношение значительно варьируется в зависимости от жанра: женщины превосходят мужчин в области городского фэнтези , паранормальных романов и художественной литературы для молодежи . [36]
Академические журналы , публикующие эссе по спекулятивной фантастике, включают «Экстраполяцию» и «Фундамент» . [37]
Жанры [ править ]
Спекулятивная фантастика может включать элементы одного или нескольких из следующих жанров:
Имя | Описание | Примеры |
---|---|---|
Фантазия | Включает элементы и существа, происходящие из традиционных историй или вдохновленные ими, такие как мифические существа ( драконы , эльфы , гномы и феи например, ), магия , колдовство , зелья и т. д. | Властелин колец , Подземелья и драконы , Легенда о Зельде , Песнь льда и пламени , Magic: The Gathering |
научная фантастика | Особенности технологий и других элементов, которые не существуют в реальной жизни, но могут быть созданы или открыты в будущем благодаря научным достижениям, например, продвинутые роботы , межзвездные путешествия , инопланетяне , путешествия во времени , мутанты и киборги . Действие многих научно-фантастических историй происходит в будущем. | Halo , Годзилла , Аниме , Трилогия , Ревизии , Машина времени , Киберпанк 2077 , Mass Effect , 2001: Космическая одиссея , Терминатор , Тихоокеанский рубеж: Черный , Бегущий по лезвию , Звездные врата , Пространство , Трансформеры , Задача трех тел , Звездные врата , Вавилон 5 , Андромеда , |
Научное Фэнтези | Гибридный жанр в рамках спекулятивной фантастики, который одновременно использует или сочетает в себе образы и элементы научной фантастики и фэнтези. | Звездные войны , Космический денди , ThunderCats , Повелители Вселенной |
Супергерой | В центре внимания супергерои (то есть герои с необычайными способностями или способностями) и их борьба со злыми силами, такими как суперзлодеи . Обычно включает в себя элементы научной фантастики или фэнтези и может быть их поджанром. | Вселенная DC , Вселенная Marvel , Гонщик в маске , Моя геройская академия , Супер Сентай , Metal Heroes , |
Космический вестерн | Гибридный жанр внутри спекулятивной фантастики, который одновременно использует или сочетает в себе образы и элементы как научной фантастики, так и жанра вестерна. | Мандалорец , Храбрый Старр , Светлячок , Звезда Преступника , Космический Денди , Триган , Баки О’Хара , Ковбой Бибоп , Громовые Коты , Повелители Вселенной , Бак Роджерс , Дэн Дэйр , Флэш Гордон , Дак Доджерс , |
Западный | Жанр художественной литературы, действие которого обычно происходит на американской границе между Калифорнийской золотой лихорадкой 1849 года и закрытием границы в 1890 году, и обычно связан с народными сказками запада Соединенных Штатов, особенно юго-запада Соединенных Штатов, а также Северной Мексики и Запада. Канада. | «Вагонный поезд» , «Долларовая трилогия» , Энни Окли , «Бакинг Брончо» , «Баффало Билл» , «Танец буйвола » , «Метатель лассо », «Мексиканская дуэль на ножах» , «Танец призраков сиу» , |
Сверхъестественное | Подобно ужасам и фэнтези, он пересекается с паранормальными романами, современным фэнтези, городским фэнтези, оккультной детективной фантастикой и паранормальной фантастикой. Он использует или требует сюжетных приемов или тем, которые часто противоречат банальным материалистическим представлениям о мире природы . | Замок Отранто , Баффи – истребительница вампиров , Ангел , Большой волк в кампусе , Волчонок , Гарри Поттер , Перси Джексон и олимпийцы , Очень странные дела , Паранормальные явления , Тьма , Падший , Дневники вампира , Зачарованные , Другие , Дар , Отмычка |
Ужастик | Сосредоточен на ужасающих историях, вызывающих страх. Злодеи могут быть как сверхъестественными, такими как монстры , вампиры , призраки и демоны , так и обыденными людьми, такими как психопаты и жестокие убийцы. Часто демонстрирует насилие и смерть. | Экзорцист , Мифы Ктулху , Кошмар на улице Вязов , Мы , Книги крови , Адское сердце , Обитель зла , Крик |
утопический | Действие происходит в весьма желательном обществе, которое часто представляют как развитое, счастливое, умное или даже идеальное или беспроблемное. | Остров , Экотопия , 17776 |
антиутопический | Действие происходит в крайне нежелательном обществе, часто страдающем от строгого контроля, насилия, хаоса, «промывания мозгов» или других негативных элементов. | Последний из нас , Neon Genesis Evangelion , 1984 , Бразилия , Рассказ служанки , Заводной апельсин , Голодные игры |
Альтернативная история | Сосредоточено на исторических событиях, как если бы они произошли по-другому, и их последствиях в настоящем. | Человек в высоком замке , Последний звездолет с Земли , Бесславные ублюдки , Пушки Юга , Отечество , Годы риса и соли , Wolfenstein , Гравити Фолз |
Апокалиптический | Происходит до и во время масштабной всемирной катастрофы, обычно пандемии , стихийного бедствия чрезвычайно большого масштаба или ядерного холокоста . | На пляже , Нитки , Послезавтра , Птичий короб , 2012 , Война миров |
Постапокалиптический | Сосредоточено на группах выживших после масштабных мировых катастроф. | Стенд , Безумный Макс , Титан АЕ , Водный мир , Fallout , Метроид Прайм , Метро 2033 , Навсикая из Долины Ветров , Пустошь , Z213: Выход . |
Спекулятивная эволюция | Сосредоточено на гипотетическом будущем или альтернативной эволюции животных и/или людей. | Экспедиция , После человека: Зоология будущего , Новые динозавры: Альтернативная эволюция , Человек после человека: Антропология будущего , Снаяда , |
См. также [ править ]
- Спекулятивное искусство
- Спекулятивная поэзия
- Жанр фантастика
- Список жанров
- Мегатекст
- Комические жанры
- Странная фантастика
- Библейская спекулятивная фантастика
- Спекулятивная фантастика цветных писателей
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б Озиевич, Марек (2017). «Спекулятивная фантастика» . Оксфордская исследовательская литературная энциклопедия . doi : 10.1093/acrefore/9780190201098.013.78 . ISBN 978-0-19-020109-8 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 года.
... суперкатегория для всех жанров, которые намеренно отходят от имитации «консенсусной реальности» повседневного опыта. В этом последнем смысле спекулятивная фантастика включает в себя фэнтези, научную фантастику и ужасы, а также их производные, гибриды и родственные жанры, такие как готика, антиутопия, странная фантастика, постапокалиптическая фантастика, истории о привидениях, рассказы о супергероях, альтернативная история, стимпанк. , слипстрим, магический реализм, сломанные сказки и многое другое.
- ^ «спекулятивная фантастика» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Хенвуд, Белинда (2007). Публикация . Часто задаваемые вопросы о карьере. ISBN 978-1-921106-43-9 . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «СпецФикМир» . SpecFicWorld. Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Блог спекулятивной фантастики» . SFSignal. Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Винт, Шерил (16 февраля 2021 г.). Научная фантастика . Массачусетский технологический институт Пресс. ISBN 9780262539999 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Лучшее в научной фантастике и фэнтези» . Сайт СФ. Архивировано из оригинала 29 августа 2006 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Цитаты и определения термина «спекулятивная фантастика» рецензентами спекулятивной фантастики» . Greententacles.com. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Уоттс, Питер (лето 2003 г.). «Маргарет Этвуд и иерархия презрения» (PDF) . По Спец . Том. 15, нет. 2. С. 3–5 . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Дэвис, Филип. «Обзор [без названия; рецензируемые работы: Научная фантастика: ее критика и преподавание » Патрика Парриндера; «Фантастические жизни: автобиографические очерки известных писателей-фантастов» Мартина Гринберга; Роберт А. Хайнлайн: Америка как научная фантастика Х. Брюса Франклина том Мосты к научной фантастике Джорджа Э. Слюссера, Джорджа Р. Гаффи, Марка Роуза]. Журнал американских исследований, 16, № 1 (апрель 1982 г., стр. 157–159).
- ^ Изенберг, Орин (2011). Быть многочисленным: поэзия и основа социальной жизни . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 210.
- ^ Лейтч, Томас М. Что такое истории: теория повествования и интерпретация Университетский парк, Пенсильвания: издательство Пенсильванского государственного университета, 1986; п. 127
- ^ Доманьска, Ева (1998). Встречи: философия истории после постмодернизма . Шарлоттсвилл, Вирджиния: Университетское издательство Вирджинии. п. 10.
- ^ Барри Болдуин, почетный профессор классической литературы Университета Калгари, член Королевского общества Канады, «Древняя научная фантастика», Shattercolors Literary Review
- ^ !» . «Введение в обратную помощь ПАРАДОКС Архивировано из оригинала 28 июля 2010 г.
- ^ Эта теория изобретения Еврипида получила широкое признание. См. (например) McDermott 1989, 12; Пауэлл 1990, 35; Зоммерштейн 2002, 16; Гриффитс, 2006 г. 81; Юанс 2007, 55.
- ^ См., например, Barrett 1964; Макдермотт 2000.
- ^ «Марк Вагстафф – Историческое изобретение и политическая цель | Республика: переосмысление демократии – английская версия» . Re-public.gr. 17 января 2005 г. Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Марта Так Розетт, «Создание контекста для Шекспира с помощью исторической фантастики», Shakespeare Quarterly Том. 46, № 2 (лето 1995 г.), стр. 220–227.
- ^ Доротея Келер, Сон в летнюю ночь: критические очерки, 2001 г.
- ^ Адкокс, Джон, «Может ли фантазия быть мифом? Мифопея и Властелин колец» в «Информационном бюллетене Института мифического воображения, сентябрь/октябрь 2003 г.»
- ^ Эрик Гарбер, Лин Палео-Уранские миры: Путеводитель по альтернативной сексуальности в научной фантастике, фэнтези и ужасах, 2-е издание, GK Hall: 1990 ISBN 978-0-8161-1832-8
- ^ Геродот и конференция мифов, Крайст-Черч, Оксфорд, 2003 г.
- ^ Джон М. Маринкола, Введение и примечания, Истории Геродота, тр. Обри Де Селинкур, 2007 г.
- ^ Кредитование, Джона. «Геродот Галикарнасский» . Ливиус.орг. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Стивен В. Даррант, Облачное зеркало: напряжение и конфликт в трудах Сыма Цяня, 1995 г.
- ^ Крейг А. Локард, Общества, сети и переходы: глобальная история: до 1500 года , 2007, с. 133.
- ^ Хизер Урбански, Чума, апокалипсис и пучеглазые монстры: как спекулятивная фантастика показывает нам наши кошмары, 2007, стр. 127.
- ^ Сону Шамдасани, Культовая фантастика: К.Г. Юнг и основание аналитической психологии, 1998.
- ^ Относительность, специальная и общая теория Альберта Эйнштейна (1920), с введением Нигера Колдера, 2006 г.
- ^ «Словарные цитаты термина «спекулятивная фантастика» » . Джессисворд.com. 28 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Фонд спекулятивной литературы» . Спекулятивная литература.org. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ "Новая волна" . Virtual.clemson.edu. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Этвуд, Маргарет (2011). В других мирах: НФ и человеческое воображение . Нью-Йорк: Нэн А. Талезе/Даблдей. п. 6 . ISBN 978-0-385-53396-6 .
- ^ Кантон, Джеймс; Клири, Хелен; Крамер, Энн; Лаксби, Робин; Локсли, Диана; Рипли, Эстер; Тодд, Меган; Шагхар, Хила; Валенте, Алекс; и другие. (Авторы) (2016). Литературная книга (первое американское изд.). Нью-Йорк: ДК . п. 343. ИСБН 978-1-4654-2988-9 .
- ^ Крисп, Джули (10 июля 2013 г.). «СЕКСИЗМ В ЖАНРОВОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ: ВЗГЛЯД ИЗДАТЕЛЬСТВА» . Книги Тор . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ «Журнал Фонда научной фантастики | Фонд научной фантастики» . Sf-foundation.org . Проверено 1 апреля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки [ править ]
- База данных спекулятивной фантастики в Интернете
- Страница SF в Project Gutenberg в Австралии