Jump to content

Зелье

Бутылка цветной жидкости с надписью «Любовное зелье».
Коллекция флаконов с надписью «зелья».

Зелье лекарство — это жидкость, «содержащая , яд или что-то, обладающее магической силой». [1] Оно происходит от латинского слова potio , которое означает напиток или сам процесс питья. [2] Термин «филтр» также используется, часто специально для любовного зелья , зелья, которое должно вызывать чувство любви или влечения у того, кто его пьет. [3] На протяжении всей истории существовало несколько типов зелий для разных целей. [4] Причины приема зелий варьировались от лечения болезней до обеспечения бессмертия и попыток вызвать любовь. Эти зелья, часто неэффективные или ядовитые, иногда имели определенный медицинский успех в зависимости от того, что они пытались исправить, а также от типа и количества используемых ингредиентов. [5] Некоторые популярные ингредиенты, используемые в зельях на протяжении всей истории, включают шпанскую мушку , [6] пасленовые растения , каннабис и опиум . [7]

В 17-19 веках в Европе было обычным явлением видеть торговцев, предлагающих зелья от болезней, от разбитого сердца до чумы. В конечном итоге они были отвергнуты как шарлатанство . [8] Известно, что проститутки, куртизанки, чародеи и акушерки также раздавали зелья. [9]

Этимология

[ редактировать ]

Слово «зелье» происходит от латинского слова potus , неправильного причастия прошедшего времени от potare , что означает «пить». Это превратилось в слово potionem (именительный падеж potio ), означающее либо «зелье, питье», либо «ядовитый напиток, волшебное зелье». [2] В древнегреческом языке лекарства и зелья обозначались словом «фармака» или «фармакон». [10] В XII веке у французов появилось слово pocion , означающее «зелье», «настой» или «лекарство». К 13 веку это слово стало pocioun , обозначающим либо лечебный напиток, либо дозу жидкого лекарства (или яда).

Слово «зелье» также родственно испанским словам pocion с тем же значением и ponzoña , что означает «яд»; Слово pozione изначально было одним и тем же словом для «яда» и «зелья» на итальянском языке, но к началу 15 века в Италии зелье стало называться именно волшебным или заколдованным напитком. [2]

Администраторы зелий

[ редактировать ]

Практика применения зелий уже давно запрещена законом. Несмотря на эти законы, в истории было несколько разных администраторов зелий. [5]

Шарлатаны

[ редактировать ]
Доктор-шарлатан или шарлатан, продающий зелья из своего каравана в Ирландии XIX века.

Шарлатаны или шарлатаны – это люди, которые продают «медицинские методы, которые не работают и предназначены только для зарабатывания денег». [11] В Европе в XV веке также было обычным явлением видеть торговцев на дальние расстояния , которые продавали якобы магические лечебные зелья и эликсиры . [9] Во время Великой лондонской чумы в 17 веке шарлатаны продавали множество поддельных зелий, обещавших либо лечение, либо иммунитет. [12] Поскольку таблетки казались публике менее заслуживающими доверия, зелья часто были лидерами продаж у шарлатанов. [13] Эти зелья часто включали в себя причудливые ингредиенты, такие как цветочные помандеры и дым ароматного леса. [14] Известный уэссексский шарлатан Вильберт продавал любовные зелья, сделанные из голубиных сердец. [5] К 18 веку в Англии в семьях среднего класса было обычным делом иметь запасы зелий, которые, как утверждалось, помогали избавиться от различных недугов. Шарлатанство достигло своего апогея в 19 веке. [8]

Фармацевты

[ редактировать ]

В Британии 18-го и 19-го веков аптеки или аптекари часто были более дешевым и доступным вариантом лечения, чем врачи. [15] Зелья, распространяемые аптекарями от болезней, часто получали из трав и растений и основывались на старых верованиях и лекарствах. [16]

До принятия Закона об аптеках 1868 года любой мог стать фармацевтом или химиком. Поскольку эта практика не регулировалась, зелья часто готовились с нуля. [17]

Зелья также использовались для лечения болезней домашнего скота. Одно зелье, найденное в книге рецептов фармацевта XIX века, предназначалось для «ягнят около 7 лет» и содержало мел, гранат и опиум. [17]

Роль женщин в раздаче зелий

[ редактировать ]
Картина 1773 года, изображающая ведьму, произносящую заклинание над котлом.

В медицинском сообществе Европы XII-XV веков существовала строгая иерархия. Самыми уважаемыми и высокооплачиваемыми были врачи-мужчины, за ними следовали женщины-аптекари, цирюльники-хирурги и хирурги. [18] Женщины часто были основным способом для людей, которые не могли позволить себе врачей или аптекарей . получить медицинскую помощь [ нужна ссылка ] Зелья, помимо успокаивающих чаев или супов, были обычным домашним лечением, которое женщины готовили. Когда люди раннего Нового времени не могли пойти к женщине-члену дома, они часто обращались к мудрым женщинам своей деревни. [ нужна ссылка ] Мудрые женщины (которых часто считали ведьмами ) были хорошо осведомлены в области здравоохранения. [19] и мог применять зелья, лосьоны или мази в дополнение к совершению молитв или песнопений. Часто это было бесплатно или значительно дешевле, чем зелья в аптеках. [ нужна ссылка ]

Ограниченные рабочие места, доступные женщинам в Европе в 17-18 веках, часто включали знание зелий как дополнительный способ получения финансового дохода. [20] Профессии, которые часто включали продажу приворотных зелий, включали проституток, куртизанок, чародеев и акушерок. [20] Эта практика различалась в зависимости от региона. В Риме вплоть до периода гражданских войн единственными врачами были наркоторговцы, чародеи и акушерки. [21] В Греции куртизанки- пенсионеры часто одновременно создавали зелья и работали акушерками. [22] От проституток в Европе часто ожидалось, что они будут экспертами в магии и приготовят приворотные зелья. [21] [ не удалось пройти проверку ]

Самоуправление

[ редактировать ]

использование зелий, вызывающих бесплодие и аборты В средние века и в ранний современный период в Европе широко практиковалось . Большинство абортивных снадобий делались с использованием трав , вызывающих менструацию (трав, используемых для стимуляции менструации), которые предназначались для того, чтобы вызвать менструацию и прекратить беременность. [23] Кроме того, абортивные зелья можно было приготовить из настоя травы или дерева. Ива . была частым ингредиентом этих зелий, поскольку считалось, что она вызывает бесплодие [24] Эту практику осуждали несколько ключевых богословских и юридических литератур того времени, включая вестготское право и церковь. [24]

Многие травяные отвары, содержащие средства, вызывающие эмменагогию, не содержали абортивных средств (веществ, вызывающих аборт) и вместо этого использовались для лечения аменореи (отсутствия менструации). есть несколько различных типов литературы В гуморальной традиции , в которых предлагается использование травяных отваров или суппозиториев для провоцирования менструации. [23]

Знаменитые производители зелий

[ редактировать ]

Джулия Тофана и Джиронима Спана

[ редактировать ]

Джулия Тофана (1581-1651) — итальянская отравительница, известная как изобретательница знаменитого яда « Аква Тофана» . Она родилась на Сицилии, изобрела и начала продавать яд в Палермо на Сицилии. [25] Позже она обосновалась в Риме , где продолжила бизнес, специализируясь на продаже женщин, состоящих в жестоком браке и желающих овдоветь. [25] Она мирно умерла в 1651 году и оставила бизнес своей падчерице Джирониме Спана , которая в 1650-х годах расширила его до крупного бизнеса. Организация была разоблачена в 1659 году и привела к знаменитому преследованию Спаны , которое на протяжении веков стало предметом сенсационной мифологизации. [25]

Паула де Эгилуз

[ редактировать ]

Паула де Эгилуз родилась в рабстве в Санто-Доминго, Доминиканская Республика, в 17 веке. В районе, где она жила, болезни и немощи опустошали города и крупные города. Паула де Эгилуз решила провести исследование и найти собственное лекарство от этих недугов. Благодаря этому она широко известна своим участием в здравоохранении и целительстве.

Как только ее практика исцеления и здравоохранения стала набирать обороты, она начала продавать клиентам зелья и сыворотки. Бизнес де Эгилюс привлек внимание последователей и постепенно доставил ей небольшие неприятности.

Из-за успехов Паулы в исцелении ее арестовывали примерно 3 раза. Во время этих дознаний ее заставили рассказать присяжным, что она занималась колдовством. В ответ на эти ложные признания ее несколько раз заключили в тюрьму и избили.

Катрин Монвуазен

[ редактировать ]
Современный портрет- гравюра волшебницы и отравительницы 17 века Катрин Монвуазон «Ла Вуазен» - Гийом Шасто по мотивам Антуана Куапеля

Катрин Монвуазен , более известная некоторым как Ла Вуазен, родилась в 1640 году во Франции.

Катрин Монвуазен вышла замуж за Антуана Монвуазена, парижского ювелира. Его бизнес резко упал, и Кэтрин пришлось искать работу, чтобы выжить ей и ее семье. У нее была способность очень точно читать людей в сочетании с хиромантией , и она использовала свои навыки, чтобы зарабатывать деньги.

Ла Вуазен читала людям гороскопы и делала аборты, но также продавала своим клиентам зелья и яды. Ее работы быстро стали известны по всей Франции, и люди быстро стали ее клиентами. Примерно в 1665 году ее предсказания были подвергнуты сомнению Орденом Святого Винсента де Поля , но она поспешила отвергнуть обвинения в колдовстве.

Затем Кэтрин начинала готовить зелья, будь то любовь, убийство или повседневная жизнь. Ее любовное зелье состояло из костей, зубов кротов, человеческой крови, испанских мух и даже небольшого количества человеческих останков. Ее предшественницей и главным влиятельным лицом была Джулия Тофана .

12 марта 1679 года Екатерина была арестована в Нотр-Дам Бонн-Нувель из-за череды инцидентов, связанных с ней и ее зельями. Она призналась в своих преступлениях, связанных с убийством, и рассказала властям большую часть всего, что им нужно было знать о людях, которых она сознательно убила.

22 февраля 1680 года Ла Вуазен была приговорена к публичной смерти и сожжению как столб за колдовство.

Жаклин Фелиция

[ редактировать ]

Жаклин Феличе де Алмания предстала перед судом в Италии в 1322 году за нелицензированную медицинскую практику. В основном ее обвиняли в том, что она выполняла ученую работу врача-мужчины и получала гонорар. [26] Эта работа включала «изучение мочи по ее внешнему виду, прикосновение к телу и назначение зелий, дижестивов и слабительных средств». [18] Восемь свидетелей подтвердили ее медицинский опыт и мудрость. Однако, поскольку она не училась в университете, ее знания были отвергнуты. Затем Жаклин Феличе признали виновной, оштрафовали и отлучили от церкви. [18]

[ редактировать ]

Такие эмоции, как гнев, страх и печаль, универсальны. [27] и поэтому такие зелья создавались на протяжении всей истории и культур в ответ на эти человеческие эмоции. [4]

Любовное зелье

[ редактировать ]
Молодой человек покупает зелье, чтобы вызвать влюблённость у уличного торговца лекарствами.

Любовные зелья использовались на протяжении всей истории и культуры. [6] Скандинавы часто использовали любовные снадобья, что задокументировано в скандинавской поэме « Слово о Гудрун» . [5]

В Картахене 17-го века афро-мексиканский целитель ( curanderos/as ) и другие целители из числа коренных народов могли получить доход и статус от продажи заклинаний и приворотных зелий женщинам, пытаясь обеспечить мужчин и финансовую стабильность. [28] Эти любовные зелья продавались женщинам всех социальных слоев, которые часто хотели обрести сексуальную свободу. [28]

Восстанавливающее зелье

[ редактировать ]

Готовый Алкермес

[ редактировать ]

В начале 9 века арабский врач Юханна Ибн Масавайх использовал краситель кермес для создания зелья под названием Confectio Alchermes . Зелье было «предназначено для халифа и его двора, а не для простолюдинов». [29] Зелье предназначалось для лечения учащенного сердцебиения, восстановления сил, лечения безумия и депрессии. [29]

В эпоху Возрождения в Европе Confectio Alchermes широко использовался. Рецепты зелья появились в трудах популярного английского аптекаря Николаса Калпепера и официальных фармакопеях Лондона и Амстердама. Французский посол королевы Елизаветы даже лечился этим лекарством; включает «рог единорога» (возможно, измельченный бивень нарвала ). однако рецепт был изменен и теперь в дополнение к традиционным ингредиентам [29] В состав зелья в основном входили амбра, корица, алоэ, сусальное золото, мускус, измельченный лазурит и белый жемчуг. [29]

зелье Святого Павла

[ редактировать ]

Зелье Святого Павла предназначалось для лечения эпилепсии, каталепсии и проблем с желудком. Многие ингредиенты, использованные в зелье, имели лечебную ценность. По словам Тони Маунта, в список ингредиентов входили «лакрица, шалфей, ива, розы, фенхель, корица, имбирь, гвоздика, кровь баклана, мандрагора, кровь дракона и три вида перца». [30]

Многие из этих ингредиентов по-прежнему имеют лечебную ценность в 21 веке. Солодку можно использовать для лечения кашля и бронхита. Шалфей может помочь памяти и улучшить приток крови к мозгу. Ива содержит салициловую кислоту, которая входит в состав аспирина. Фенхель , корица и имбирь являются ветрогонными средствами, которые помогают уменьшить газы в кишечнике. Кровь бакланов содержит железо для лечения анемии. При использовании в малых дозах мандрагора является хорошим снотворным (хотя в больших дозах мандрагора может быть ядовитой). Кровь дракона представляет собой ярко-красную смолу дерева Драцена драцена . По словам Тони Маунта, «он обладает антисептическими, антибиотическими, противовирусными и ранозаживляющими свойствами и до сих пор используется в некоторых частях мира для лечения дизентерии». [30]

Зелье бессмертия

[ редактировать ]

Создание зелья бессмертия было обычным занятием алхимиков на протяжении всей истории. [31] Эликсир жизни — знаменитое зелье, призванное создать вечную молодость . [32] Во времена китайских династий этот эликсир жизни часто воссоздавали и пили императоры, знать и чиновники. [ нужна ссылка ] В Индии существует миф о зелье амрита , напитке бессмертия, приготовленном из нектара. [33]

Психоделические зелья

[ редактировать ]

Аяуаска — галлюциногенное зелье растительного происхождения, используемое во многих частях мира. Впервые он был создан коренными жителями Южной Америки из бассейна Амазонки как духовное лекарство. [34] Зелье часто давал шаман во время церемонии. Зелье содержит вареные стебли лозы аяуаски и листья растения чакруна . Чакруна содержит диметилтриптамин (также известный как ДМТ), психоделический препарат. Зелье вызывало у пользователей рвоту или «очищение» и вызывало галлюцинации. [35]

Фольклор

[ редактировать ]

Зелья или смеси распространены во многих местных мифологиях. В частности, упоминания о приворотных зельях распространены во многих культурах. [36] Ведьмы Юсуфзай , например, купали недавно умершего кожевника и продавали воду тем, кто ищет партнера-мужчину; Говорят, что эта практика существует в измененной форме и в наше время. [36]

Знаменитые зелья в литературе

[ редактировать ]
«Любовное зелье», Эвелин Де Морган .

Зелья сыграли решающую роль во многих произведениях литературы. Шекспир использовал зелья во многих своих пьесах, в том числе любовное зелье в «Сне в летнюю ночь» , яд в «Гамлете» , а Джульетта принимает зелье, чтобы инсценировать свою смерть в «Ромео и Джульетте» . [37]

В сериале о Гарри Поттере зелья также играют главную роль. Студенты обязаны посещать занятия по зельеварению, и знание зелий часто становится важным фактором для многих персонажей.

В сказке « Русалочка » Ганса Христиана Андерсена Русалочка желает стать человеком и обрести бессмертную душу. Она посещает Морскую Ведьму, которая продает ей зелье, в обмен на которое она вырезает Русалочке язык. Морская ведьма готовит зелье, используя собственную кровь, которую вырезает из своей груди. Она предупреждает Русалочку, что когда ее плавник превратится в ноги, ей будет казаться, будто ее порезали мечом, что она никогда больше не сможет стать русалкой и рискует превратиться в морскую пену и не иметь бессмертной души, если потерпит неудачу. чтобы завоевать любовь принца. Русалочка решает принять зелье, которое успешно превращает ее в человека, чтобы попытаться завоевать любовь Принца и бессмертную душу. [38]

В новелле доктор Генри Роберта Луи Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Джекилл создает зелье, которое превращает его в злую версию самого себя по имени Эдвард Хайд. Доктор Джекилл не объясняет, как он создал это зелье, поскольку чувствовал, что его «открытия были неполными», он лишь указывает, что для этого требуется «особая соль». Он успешно использует зелье, чтобы переключаться между своим нормальным «я», доктором Джекилом, и своим злым «я», мистером Хайдом. [39]

[ редактировать ]

Пасленовые растения

[ редактировать ]
Иллюстрация растения мандрагоры

В 11 веке растения, принадлежащие к семейству пасленовых пасленовых, часто использовались в качестве ингредиентов в снадобьях - афродизиаках или других - и летающих мазях ведьм. Конкретные пасленовые, используемые в таких смесях, обычно представляли собой виды, содержащие тропановые алкалоиды , принадлежащие трибам Света Старого Hyoscyameae и Mandragoreae . [4] Эти зелья были известны как фармака диаболика («дьявольские лекарства»). [4]

Корень Mandragora officinarum , знаменитой мандрагоры, которая, согласно легендам, визжит, когда ее вырывают с корнем, часто использовался для приготовления снотворных, хотя в избытке он мог оказаться ядовитым из-за содержания в нем тропановых алкалоидов. [40] M. officinarum произрастает в Средиземноморском регионе . Принимаемый в небольших дозах корень мандрагоры использовался в народной медицине как болеутоляющее средство , афродизиак и средство от бесплодия. Большие дозы действуют как энтеоген класса делириантов характеризующуюся , способный вызвать глубокую спутанность сознания и дисфорию, реалистичными галлюцинациями неприятного характера. Авторы классической эпохи и эпохи Возрождения оставили некоторые свидетельства использования растения ведьмами при приготовлении зелий, предназначенных для возбуждения любви, вызывания безумия или даже убийства. Скополамин , токсичный алкалоид, вызывающий бред, присутствующий в Scopolia carniolica (и названный в его честь) , а также присутствующий в Mandragora , Hyoscyamus и других пасленовых, был использован печально известным доктором Криппеном , чтобы убить свою жену. [41]

Испанская муха

[ редактировать ]

В Древней Греции шпанскую мушку (также известную как кантариды) измельчали ​​с травами и использовали в любовных зельях. Считалось, что он эффективен из-за телесного тепла, возникающего в результате его приема внутрь. Однако на самом деле это было результатом воспаления токсинов в тканях жука. Фердинанд II Арагонский выпил множество зелий и эликсиров, содержащих шпанскую мушку. [42]

Кошениль

[ редактировать ]

Кошениль , другой тип красителя, заменил кермес в качестве ингредиента Confectio Alchermes в 17 и 18 веках. Кошениль также широко использовалась в качестве ингредиента в снадобьях от желтухи . Зелья от желтухи представляли собой смесь кошенили, винного камня и венецианского мыла, и пациентам было рекомендовано принимать их три раза в день. [43]

Каннабис и опиум

[ редактировать ]

Каннабис и опиум использовались в зельях на протяжении всей истории человечества. [7] Зелья, содержащие каннабис и/или опиум, были особенно популярны в Аравии, Персии и мусульманской Индии после появления наркотиков примерно в 9 веке. [44] Каннабис и опиум были обычным ингредиентом, используемым в снадобьях и настойках, продаваемых аптекарями в Европе 19-го века, поскольку эти ингредиенты улучшали самочувствие пациентов, а вызывающий привыкание препарат означал, что он хорошо продавался. [16] Непентес фармакон — известный тип волшебного зелья, описанного в «Одиссее» Гомера, предназначенного для лечения печали. Фармакон — слово, обозначающее лекарство на древнегреческом языке. Зелье было воссоздано в 18 веке и содержит как растение непенте, так и опиум. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Определение и значение зелья | Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 08.11.2020 .
  2. ^ Jump up to: а б с «зелье | Происхождение и значение зелья из онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 08.11.2020 .
  3. ^ «Фильтр/фильтр, н» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  4. ^ Jump up to: а б с д Мюллер, Юрген Лео (1998). «Любовные зелья и мазь ведьм: исторические аспекты алкалоидов пасленовых» . Журнал токсикологии: Клиническая токсикология . 36 (6): 617–627. дои : 10.3109/15563659809028060 . ISSN   0731-3810 . ПМИД   9776969 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Фирор, Рут А. (1931). «Народная медицина». Народные обычаи Томаса Харди . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 108–124. ISBN  978-1-5128-1151-3 .
  6. ^ Jump up to: а б «Шпанская муха, священный хлеб и пюре из червей: самые странные афродизиаки в истории и приворотные зелья» . ИсторияДополнительно . Проверено 08.11.2020 .
  7. ^ Jump up to: а б с Крок, Марк-Антуан (2007). «Исторические и культурные аспекты отношений человека с наркотической зависимостью» . Диалоги в клинической неврологии . 9 (4): 355–361. дои : 10.31887/DCNS.2007.9.4/macrocq . ISSN   1294-8322 . ПМК   3202501 . ПМИД   18286796 .
  8. ^ Jump up to: а б Стергресс, Рэй (2005). «Шлатанство: едва правдоподобная история» (PDF) . Фармацевтический журнал . 275 : 796. Архивировано из оригинала (PDF) 17 января 2021 г. Проверено 08.11.2020 .
  9. ^ Jump up to: а б Блэк, Кристофер (2001). Ранняя современная Италия: социальная история . Лондон: Рутледж. стр. 41–42. ISBN  0-203-17015-6 . OCLC   49414898 .
  10. ^ Хейс, Антуанетта Н.; Гилберт, Стивен Г. (2009), Луч, Андреас (ред.), «Исторические вехи и открытия, которые сформировали токсикологическую науку» , Молекулярная, клиническая и экологическая токсикология , Experientia Supplementum, vol. 99, Базель: Биркхойзер Базель, с. 2, номер домена : 10.1007/978-3-7643-8336-7_1 , ISBN  978-3-7643-8335-0 , PMID   19157056 , получено 21 ноября 2020 г.
  11. ^ Значение «QUACKERY | в Кембриджском словаре английского языка» . словарь.cambridge.org . Проверено 08.11.2020 .
  12. ^ «Лекарство от чумы» . www.bl.uk. ​Проверено 08.11.2020 .
  13. ^ Стерджесс, Рэй (2005). «Шлатанство: едва правдоподобная история» (PDF) . Фармацевтический журнал . 275 : 796. Архивировано из оригинала (PDF) 17 января 2021 г. Проверено 08.11.2020 .
  14. ^ Гилман, Эрнест Б. (2009). «Чума, мышьяк и сушеная жаба» . Искусство медицины . 373 (9680): 2018–2019. дои : 10.1016/S0140-6736(09)61100-4 . ПМИД   19533834 . S2CID   6849443 – через The Lancet.
  15. ^ «Реклама зелий шарлатанских врачей от Генерального рекламодателя» . Британская библиотека . Проверено 08.11.2020 .
  16. ^ Jump up to: а б «Почему зелья каннабиса и опиума были так популярны | Викторианская аптека, EP1 | Абсолютная история — YouTube» . www.youtube.com . Проверено 08.11.2020 .
  17. ^ Jump up to: а б «Сокровища из прошлого Вустершира: ~ 15 ~ Книга рецептов викторианского химика - Архивная и археологическая служба Вустершира» . www.explorethepast.co.uk . 7 марта 2014 года . Проверено 08.11.2020 .
  18. ^ Jump up to: а б с Минковски, Уильям Л. (1992). «Женщины-целительницы средневековья: избранные аспекты их истории» . Американский журнал общественного здравоохранения . 82 (2): 293. doi : 10.2105/AJPH.82.2.288 . ISSN   0090-0036 . ПМК   1694293 . ПМИД   1739168 .
  19. ^ Минковски, Уильям Л. (1992). «Женщины-целительницы средневековья: избранные аспекты их истории» . Американский журнал общественного здравоохранения . 82 (2): 289. doi : 10.2105/AJPH.82.2.288 . ISSN   0090-0036 . ПМК   1694293 . ПМИД   1739168 .
  20. ^ Jump up to: а б Блэк, Кристофер (2001). Ранняя современная Италия: социальная история . Лондон: Рутледж. стр. 102–103. ISBN  0-203-17015-6 . OCLC   49414898 .
  21. ^ Jump up to: а б Дикки, Мэтью. (2003). Магия и маги в греко-римском мире . Лондон: Рутледж. п. 172. ИСБН  0-203-45841-9 . OCLC   57617588 .
  22. ^ Сэнгер, Уильям В. (1958). История проституции: ее масштабы, причины и последствия во всем мире. Официальный отчет Совету управляющих богадельни города Нью-Йорка . Нью-Йорк: Издательство Harper and Brothers. ISBN  978-1344732604 .
  23. ^ Jump up to: а б ван де Валле, Этьен (1958). «Цветы и фрукты: две тысячи лет менструальной регуляции» . Журнал междисциплинарной истории . 28 (2): 183–203. дои : 10.2307/206401 . JSTOR   206401 .
  24. ^ Jump up to: а б Миллер (1962). « Та, кто выпил какое-нибудь зелье » . Средний Эвум . 31 (3): 188–193. дои : 10.2307/43626991 . JSTOR   43626991 .
  25. ^ Jump up to: а б с Монсон, Крейг А.: Черные вдовы Вечного города: правдивая история самых печально известных отравителей Рима
  26. ^ Грин, Моника Х. (2006). «Добраться до источника: случай Якобы Феличи и влияние портативного средневекового читателя на канон средневековой женской истории». Средневековый феминистский форум . 42:50 . дои : 10.17077/1536-8742.1057 . ISSN   1536-8742 .
  27. ^ Лутц, Кэтрин; Уайт, Джеффри М. (1986). «Антропология эмоций» . Ежегодный обзор антропологии . 15 : 410. doi : 10.1146/annurev.an.15.100186.002201 . ISSN   0084-6570 . JSTOR   2155767 .
  28. ^ Jump up to: а б Герметен, Николь фон (15 ноября 2013 г.). Насильственные удовольствия, жестокие цели: секс, раса и честь в колониальной Картахене-де-Индиас . Альбукерке. ISBN  978-0-8263-5396-2 . OCLC   858229579 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ Jump up to: а б с д Гринфилд, Эми Батлер (2007). «Алкермес: «Ликер необыкновенной силы» » . Гастрономика . 7 (1): 25–30. дои : 10.1525/gfc.2007.7.1.25 . ISSN   1529-3262 . JSTOR   10.1525/gfc.2007.7.1.25 .
  30. ^ Jump up to: а б «9 странных средневековых лекарств» . ИсторияДополнительно . Проверено 08.11.2020 .
  31. ^ «История химии: Алхимия» . www.breakingatom.com . Проверено 19 ноября 2020 г.
  32. ^ Хаммонд, Уильям (сентябрь 1889 г.), «Эликсир жизни» (PDF) , The North American Review , 149 (394): 257–264, JSTOR   25101852 {{citation}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  33. ^ «Амрита: зелье бессмертия, употребляемое богами, чтобы сделать их сильными и бессмертными» . Древние страницы . 05.04.2019 . Проверено 19 ноября 2020 г.
  34. ^ «Аяуаска | Ингредиенты, эффекты и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 20 ноября 2020 г.
  35. ^ «Психоделическое зелье, сваренное коренными амазонскими племенами, «можно использовать для лечения депрессии» » . Независимый . 13.11.2017 . Проверено 20 ноября 2020 г.
  36. ^ Jump up to: а б Линдхольм, Чарльз (1981). «Кожевники и любовные зелья» . Американский этнолог . 8 (3): 512–525. дои : 10.1525/ae.1981.8.3.02a00060 . hdl : 2144/3834 . ISSN   0094-0496 . S2CID   21794561 .
  37. ^ «Шекспир живет наукой; яды, зелья и лекарства» . www.shakespearelives.org . Проверено 2 декабря 2020 г.
  38. ^ Андерсен, Ганс Кристиан (2014). Русалочка (PDF) . Перевод Айронса, Джона. Университет Южной Дании: Центр Ганса Христиана Андерсена при Университете Южной Дании. стр. 7–8.
  39. ^ Стивенсон, Роберт Луис. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (PDF) . Электронная книга Планета. стр. 75–96. Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2020 г. Проверено 2 декабря 2020 г.
  40. ^ Казини, Эмануэле (2018). «Переосмысление многогранных аспектов мандрагоры в Древнем Египте» . Egitto e Vicino Oriente . 41 : 101–116. ISSN   0392-6885 . JSTOR   26774454 .
  41. ^ «Растение, которое может убивать и лечить» . Новости Би-би-си . 13 июля 2015 г. Проверено 2 декабря 2020 г.
  42. ^ «Шпанская муха, святой хлеб и пюре из червей: самые странные афродизиаки в истории и приворотные зелья» . ИсторияДополнительно . Проверено 20 ноября 2020 г.
  43. ^ Джинфилд, Эми Батлер (2007). «Алкермес: «Ликер необыкновенной силы» » . Гастрономика . 7 (1): 25–30. дои : 10.1525/gfc.2007.7.1.25 . ISSN   1529-3262 . JSTOR   10.1525/gfc.2007.7.1.25 .
  44. ^ «УНП ООН – Бюллетень по наркотикам – 1965 г., выпуск 1 – 003» . Организация Объединенных Наций: Управление по наркотикам и преступности . Проверено 20 ноября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 651c977cd68fc97860ac4b7436238937__1722434040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/37/651c977cd68fc97860ac4b7436238937.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Potion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)