Jump to content

Ведьмы Беневенто

Ведьмы у орехового дерева в Беневенто , Гульельмо делла Порта , ок. 1534–1577 гг.

История или легенда о ведьмах Беневенто — это фольклор, датируемый по крайней мере 13 веком, и одна из причин славы Беневенто , древнего самнитского города. Популярное мнение о том, что Беневенто станет местом сбора итальянских ведьм, имеет множество последствий, стирая границу между реальностью и воображением. Различные писатели, музыканты и художники черпали из него вдохновение или ссылались на него.

Рождение легенды

[ редактировать ]

Существует множество гипотез о зарождении легенды о ведьмах. Вероятно, именно синергия нескольких элементов принесла Беневенто прочную славу «города ведьм».

Культ Исиды

[ редактировать ]

В течение короткого периода во времена Римской империи в Беневенто распространялся культ Исиды , египетской богини луны; также император Домициан воздвиг в ее честь храм.

В рамках этого культа Исида была частью своего рода Тримурти : ее стали отождествлять с Гекатой , богиней подземного мира, и Дианой , богиней охоты. Эти божества также были связаны с магией.

Культ Исиды, вероятно, основан на некоторых элементах язычества , сохранившихся в последующие столетия: характеристики некоторых ведьм могут быть связаны с характеристиками Гекаты, и тот же термин, который использовался для ведьм в Беневенто, джанара , возможно, произошел от имя Диана. [1]

Ломбардские ритуалы

[ редактировать ]

Главный врач Беневенто Пьетро Пиперно в своем эссе «О суеверном ореховом дереве Беневенто» (1639, перевод с его оригинального латыни De Nuce Maga Beneventana ) проследил корни легенды о ведьмах еще в седьмом веке. В то время Беневенто был столицей Ломбардского герцогства . Захватчики, хотя формально и обратились в католицизм, не отказались от своей традиционной языческой религии. При герцоге Ромуальде I поклонялись золотой гадюке (возможно, крылатой, или с двумя головами), что, вероятно, имело некоторую связь с культом Исиды, поскольку богиня умела управлять змеями. начали разрабатывать своеобразный обряд У реки Сабато , который лангобарды праздновали в честь Вотана вешали козлиную шкуру , отца богов: на священное дерево . Воины заслужили благосклонность бога тем, что яростно носились вокруг дерева верхом на лошадях и ударяли копьями по шкуре с намерением оторвать клочья, которые затем съели. В этом ритуале можно узнать практику диаспарагмос — богу, принесённому в жертву и растерзанному на куски, что стало ритуальной трапезой преданных.

Христиане Беневенто связали бы эти бешеные обряды со своими уже существовавшими верованиями о ведьмах: в их глазах женщины и воины были ведьмами, козел — воплощением Дьявола, а крики — оргиастическим обрядом.

Священник по имени святой Барбат из Беневенто прямо обвинил правителей Ломбардии в идолопоклонстве. Согласно легенде, когда Беневенто был осажден войсками византийского императора Константа II в 663 году, герцог Ромуальд пообещал Барбату отречься от язычества, если город и герцогство будут спасены. Констант отступил (согласно легенде, по божественной милости), и Ромуальд сделал Барбата епископом Беневенто.

Святой Барбат срубил священное дерево и вырвал его корни, а на этом месте построил церковь, названную Санта-Мария-ин-Вото. Ромуальд продолжал поклоняться золотой змее наедине, пока его жена Теодорада не передала ее святому Барбату, который расплавил ее, чтобы сделать чашу для Евхаристии .

Эта легенда несовместима с историческими фактами. В 663 году герцогом Беневенто был Гримоальд , в то время как Ромуальд I не стал преемником своего предшественника до 671 года, став королем лангобардов ; тем временем [2] более того, жену Ромуальдо звали Теудерада, а не Теодорада, которая вместо этого была женой Анспранда и матерью Лиутпранда . [3] В любом случае, Павел Диакон не упомянул ни легенду, ни предполагаемую языческую веру Ромуальда, который, скорее всего, был арианцем, как и его отец Гримоальд.

Встречи под ореховым деревом, одна из главных особенностей легенды о ведьмах, поэтому весьма вероятно произошли от этих лангобардских обычаев; тем не менее, они также встречаются в практиках культа Артемиды ( греческой богини , которую можно частично уподобить Исиде), осуществляемой в анатолийском регионе Кария .

христианство

[ редактировать ]

Первые века распространения христианства характеризовались жестокой борьбой с языческими, сельскими и традиционными культами. Основной принцип заключается в том, что любой культ, не ориентированный на единого Бога, является, по сути, подчинением Дьяволу. Это объясняет демонизацию ритуалов, подобных ритуалам лангобардских женщин в Беневенто, которые стали «ведьмами» в более широком смысле с точки зрения того, как их понимала массовая культура. Первоначально, по сути, потенциальная порочность этих женщин не заключалась в религиозном контексте; Христианство изображало их как женщин, заключивших договор с Дьяволом, и как своего рода противоположность Мадонне , посвященную оргиастическим обрядам и носительницу бесплодия.

В последующие столетия легенда о ведьмах приобрела форму. Начиная с 1273 года в Беневенто начали распространяться сообщения о собраниях ведьм. Судя по показаниям Маттеуччиа да Тоди , отданного под суд за колдовство в 1428 году, они проходили под ореховым деревом , и считалось, что это дерево, срубленное Барбатом, возможно, восстановлено трудом Дьявол или, вернее, подсаженный ведьмами из семени. [А] Позже, в XVI веке, под деревом были найдены кости с недавно содранной плотью; Вокруг материи создавался ореол таинственности, постепенно усложнявшийся.

Ореховое дерево

[ редактировать ]
Джанарас вокруг ореха Беневенто [5]

Согласно показаниям предполагаемых ведьм, грецкий орех должен был быть высоким, вечно зеленым деревом «ядовитого характера». [Б] Существуют различные гипотезы о местонахождении берега реки Джанара , места на берегу Сабато, где могло быть найдено ореховое дерево. Легенда не исключает, что их могло быть больше одного. Пьетро Пиперно, намереваясь доказать ложность слухов, включил в свое эссе карту, на которой было указано возможное расположение нескольких ореховых деревьев. [С]

В 1526 году судья Паоло Гриланди писал о ведьмах в Беневенто, которые поклоняются богине на месте старого орехового дерева . [7]

По другим версиям, ореховое дерево располагалось в ущелье, называемом проливом Барба, в Чеппалони по дороге в Авеллино , где была роща, окруженная заброшенной церковью, или в другом месте, называемом Равниной Часовен. Упоминается даже об исчезнувшей Языческой башне, на которой была построена часовня святителю Николаю, где святой совершил множество чудес.

Рядом с нынешней станцией Порта Руфина , прямо на окраине города, росло несколько ореховых деревьев, образующих круглую форму, где ведьмы танцевали и скандировали: «К ореховому дереву Беневенто, над водой, над ветром».

Шабаши и злые заклинания

[ редактировать ]

Нгуенто , Нгуэнто,
отправь меня в дурку' и Беневиенто ,
под водой и под ветром,
sotto â ogne maletiempo.

Мазь, мазь,
отправь меня к ореховому дереву Беневенто,
под водой и под ветром,
при любой непогоде.

(Магическое заклинание, о котором многие женщины, обвиняемые в колдовстве во время судебных процессов рассказывали .)

Легенда гласит, что ведьмы, неотличимые днем ​​от других женщин, ночью смазывали себе подмышки (или грудь) мазью и взлетали, произнося магическую фразу (рассказанную выше), верхом на мётлах из сорго. В то же время ведьмы стали бестелесными, духами, подобными ветру; действительно, ночи для полетов они предпочитали бурные. В частности, далее считалось, что здесь находился мост, с которого обычно бросались в бегство ведьмы Беневенто, который поэтому назывался «мостом ханар с », разрушенным во время Второй мировой войны. Ночью они крали лошадей из конюшен и, заплетая лошадиную шерсть, мчались на ней до тех пор, пока у нее не начинала пена изо рта; затем они натирались им.

участвовали ведьмы разного происхождения . В шабашах под ореховым деревом [8] Эти шабаши состояли из банкетов, танцев и оргий с духами и демонами в образе кошек или коз, их также стали называть «играми Дианы».

После посиделок ведьмы сеяли ужас. Считалось, что они способны вызывать аборты, вызывать уродства у новорожденных, заставляя их страдать от ужасных недугов, которые задевали спящих, как порыв ветра, и вызывали чувство стеснения в груди, которое иногда ощущалось, пока они лежали. на их спинах. Также опасались некоторых более «невинных» розыгрышей, в результате которых лошадей утром находили в конюшнях с заплетенными гривами или потными от катания всю ночь. В некоторых небольших кампанских деревнях среди стариков ходили слухи, что они похищали новорожденных из колыбелей, чтобы передать их им, бросали их в огонь и заканчивали игру тем, что возвращали их туда, откуда взяли.

Джанары из -за своей бестелесной консистенции проникали в дом, проходя под дверью (что соответствует другой возможной этимологии термина: ianua , «дверь». По этой причине на пороге обычно оставляли метлу или немного соли; ведьме пришлось бы пересчитать все волокна метлы или крупинки соли, прежде чем войти, но тем временем наступил день, и они были бы вынуждены уйти. Эти два объекта имеют символическое значение: метла — это противоположный фаллический символ. к бесплодию, принесенному ведьмой; соль через ложную этимологию была связана с salus («безопасность»).

Если кого-то преследовала джанара , они освобождались от нее, крича ей вслед: «Приходи за солью в воскресенье!» Если в разговоре упоминались джанары , дурное предзнаменование отгонялось фразой «Сегодня суббота».

Другие ведьмы Беневенто

[ редактировать ]

Помимо джанар , в народном воображении Беневенто существовали и другие виды ведьм. Зуккулара («хромой») обитала в Триджио, средневековом ломбардском квартале , районе Римского театра , и ее называли так из-за ее шумных башмаков. Эта фигура, вероятно, происходит от Гекаты, которая носила только одну сандалию и почиталась на перекрестках (название Триджио происходит от слова trivium , «перекресток»).

Есть также маналонга , «тот, у кого длинная рука», который живет в колодцах и сбивает с ног прохожих поблизости. Страх перед ямами, которые представляются проходами в ад, является повторяющимся элементом: в скале под мостом Джанары есть пруд, в котором внезапно образуются водовороты, который называется «водоворотом ада». Наконец, есть урии , домашние духи, напоминающие ларов и пенатов римских времен.

В народных верованиях легенда о ведьмах частично сохранилась и сегодня, усиленная анекдотами и проявляющаяся в суевериях и страхе перед сверхъестественными событиями.

Преследование

[ редактировать ]

Можно считать, что преследования предполагаемых ведьм начались с проповедей святого Бернардино Сиенского , который резко проповедовал против них в 15 веке, имея в виду, в частности, проповеди из Беневенто. Он объявил их людям ответственными за бедствия и прямо заявил, что они должны быть истреблены.

Последним стимулом к ​​охоте на ведьм послужила публикация « Malleus Maleficarum» в 1486 году, в которой объяснялось, как распознавать ведьм и как их эффективно судить и допрашивать, применяя жесточайшие пытки. В период с 15 по 17 века таким образом от предполагаемых ведьм добивались многих признаний, которые часто говорили о шабашах в Беневенто. Обнаружились общие элементы, такие как бегство или практика сосания детской крови; однако обнаружились разногласия и в отношении, например, частоты их встреч. В подавляющем большинстве случаев «ведьм» сжигали, отправляли на виселицу или иным образом приговаривали к смертной казни, применяя более или менее зверские методы.

Лишь в 17 веке стало понятно, что правдивые признания невозможно дать под пытками. В эпоху Просвещения рациональная интерпретация легенды стала преобладать у Джироламо Тартаротти , который в 1749 году объяснил бегство ведьм галлюцинацией, спровоцированной Дьяволом, или Людовико Антонио Муратори , который в 1745 году утверждал, что ведьмы были только психологически больными женщинами. Последовательные гипотезы утверждали, что мазь, которой помазывали ведьм, была галлюциногенным веществом.

Местный историк Абеле Де Блазио сообщил, что в архиепископском архиве Беневенто хранились записи около двухсот судебных процессов по делу о колдовстве, большинство из которых были уничтожены в 1860 году, чтобы избежать сохранения документов, которые могли бы еще больше разжечь антиклерикальные тенденции, сопровождавшие эпоху объединения Италии. . Другая часть была потеряна из-за бомбардировок во время Второй мировой войны.

Рассказы

[ редактировать ]

Как и все народные поверья, легенда о ведьмах подпитывается большим количеством широко распространенных сказок.

  • Мужчина, увидев, как его жена мажется мазью и вылетает в окно, понял, что она джанара . Он заменил мазь другим веществом, поэтому на следующую ночь его жена погибла, рухнув на землю.
  • Святой Бернардино Сиенский в своей проповеди рассказал о семье кардинала, который, приехав в Беневенто, присоединился к ночному банкету и привел с собой знакомую девушку, которая не разговаривала три года; позже выяснилось, что она была джанара .
  • Сказка, возможно, заимствованная из неаполитанской поэмы XIX века под названием « История знаменитого орехового дерева из Беневенто», рассказывает о человеке, которого жена, джанара, взяла его на шабаш. Он просит соли, потому что еда пресна, но как только он посолит еду, шабаш исчезает.

Культурное влияние

[ редактировать ]

Итальянские и зарубежные поэты и писатели, а также музыканты и другие люди рассказывают истории о ведьмах, черпая вдохновение из легенды Беневенто.

  • Ученый и писатель Франческо Реди написал рассказ под названием «Горбун из Перетолы», в котором рассказывает историю местного горбуна , который завидовал удаче другого горбуна, встретившегося с ведьмами Беневенто, чтобы исцелить свое уродство, и направился туда. без промедления, но, плохо обошвшись с ведьмами, вместо этого был наказан добавлением второго горба.
  • В пародийно-героическом эпосе Мальмантильский раквистат» « Лоренцо Липпи 30-я песня посвящена ведьмам.
  • Балет «Свадьба Беневенто». [ фр ] Сальваторе Вигано и Франца Ксавера Зюссмайра ( «Ла Скала» , 25 апреля 1812 г.) рассказывает о шабаше ведьм. [9]
  • Никколо Паганини сочинил скрипичную пьесу «Стреге» как вариацию на тему балетной партитуры Зюссмайра (премьера в Ла Скала 29 октября 1813 года).
  • В свою очередь, вариации Паганини вдохновили колдовство во втором действии балета «Сильфида» (премьера в Парижской опере , 1832).
  • В романе Лоуренса Стерна « Жизнь и мнения Тристрама Шенди, Джентльмен » неоднократно упоминаются «демоны Беневенто».
  • Мюзикл Антонио Копполаро «Il Santo e la Strega» рассказывает о деяниях святой Барбато, которая победила ведьм Беневенто и уничтожила ореховое дерево.
  • Ликер «Стрега» производится в Беневенто и получил свое название от легенды о тамошней стреге . На этикетке изображена стрэге , танцующая под знаменитым ореховым деревом.
  • Беневенто Кальчо — футбольный клуб из Беневенто; на логотипе клуба изображена ведьма, едущая на метле.
  • Музей ведьм под названием «Януа» . Во дворце Паоло V в Беневенто открыт [10] [11] посвящен фигурам джанар и их ритуалам. [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Ведьмы пересадили ореховое дерево из семян, и легенда гласит, что оно до сих пор стоит в Беневенто». [4]
  2. ^ Описание грецкого ореха как «вредного» возникло из средневековой народной этимологии : итальянский noce «грецкий орех» путали с латинским nocere «вредить», происхождение слова «вредный». [6]
  3. ^ Возрожденное ореховое дерево святого Барбата, а также лангобардской золотой гадюки в землях дворянина Франческо ди Дженнаро, где была размещена надпись в память о деятельности святого.
  1. ^ Романацци, Андреа (2009). «Тройка колокольчиков» . Путеводитель по ведьмам в Италии (на итальянском языке). Рим: Венексия. ISBN  978-8887944709 . Проверено 30 января 2015 г. В прошлом, еще до появления веры в ведьм, говорили, что в определенные дни года крестьяне и пастухи собирались в священных местах, переданных от их предков, например, в авеллинском preta r''e'gghianare - обозначении, которое восходит к слову « дианара », что означает «последовательница или одержимая Дианой». И поэтому именно в местах священного баэтила , где проводились ритуалы плодородия, джанара . возникла
  2. ^ Рованьяти, Серджио (2003). Лангобарды (на итальянском языке). Милан: Ксения. п. 115. ИСБН  8872734843 .
  3. ^ Диакон, Павел «Книга 5, 25». История лангобардов
  4. ^ Гримасси, Ворон (2000). Итальянское колдовство: старая религия Южной Европы (2-е изд.). Сент-Пол: Ллевеллин. п. 11. ISBN  1567182593 .
  5. ^ Иллюстрация взята из книги Энрико Изернии , История города Беневенто от его зарождения до 1894 года , том. я, с. 214, Беневенто, типография А. Д'Алессандро и Фиглио, 1895 г.
  6. ^ Голден, Ричард М. (2006). Энциклопедия колдовства: Западная традиция, Том 1 . Санта-Барбара: ABC-CLIO. п. 109. ИСБН  9781576072431 . Проверено 16 ноября 2014 г.
  7. ^ Гримасси, Рэйвен. Энциклопедия Викки и колдовства . Ллевеллин во всем мире (2000). п. 454.
  8. ^ Рассел, Джеффри Бертон (1972). Колдовство в средние века . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 74. ИСБН  0801406978 . Проверено 22 октября 2013 г.
  9. ^ «Грецкий орех Беневенто» . Парфенон (15): 363–364. Декабрь 1825 года . Проверено 22 октября 2013 г.
  10. ^ «Януа: Музей ведьм» (на итальянском языке).
  11. ^ Марио Де Томмаси, Мария Скаринци, Джануа. Музей ведьм Беневенто , Идеи, ISBN 2023 г. 978-8898622412.
  12. ^ Андреас Халлер, Путеводитель по Неаполитанскому заливу , стр. 359 , Михаэль Мюллер Верлаг, ISBN 2023 г. 978-3966852258.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0dd597b827c50d823f7d8863d2a8a94__1722280920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/94/d0dd597b827c50d823f7d8863d2a8a94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Witches of Benevento - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)