Ведьмы Беневенто

История или легенда о ведьмах Беневенто — это фольклор, датируемый по крайней мере 13 веком, и одна из причин славы Беневенто , древнего самнитского города. Популярное мнение о том, что Беневенто станет местом сбора итальянских ведьм, имеет множество последствий, стирая границу между реальностью и воображением. Различные писатели, музыканты и художники черпали из него вдохновение или ссылались на него.
Рождение легенды
[ редактировать ]Существует множество гипотез о зарождении легенды о ведьмах. Вероятно, именно синергия нескольких элементов принесла Беневенто прочную славу «города ведьм».
Культ Исиды
[ редактировать ]В течение короткого периода во времена Римской империи в Беневенто распространялся культ Исиды , египетской богини луны; также император Домициан воздвиг в ее честь храм.
В рамках этого культа Исида была частью своего рода Тримурти : ее стали отождествлять с Гекатой , богиней подземного мира, и Дианой , богиней охоты. Эти божества также были связаны с магией.
Культ Исиды, вероятно, основан на некоторых элементах язычества , сохранившихся в последующие столетия: характеристики некоторых ведьм могут быть связаны с характеристиками Гекаты, и тот же термин, который использовался для ведьм в Беневенто, джанара , возможно, произошел от имя Диана. [1]
Ломбардские ритуалы
[ редактировать ]Главный врач Беневенто Пьетро Пиперно в своем эссе «О суеверном ореховом дереве Беневенто» (1639, перевод с его оригинального латыни De Nuce Maga Beneventana ) проследил корни легенды о ведьмах еще в седьмом веке. В то время Беневенто был столицей Ломбардского герцогства . Захватчики, хотя формально и обратились в католицизм, не отказались от своей традиционной языческой религии. При герцоге Ромуальде I поклонялись золотой гадюке (возможно, крылатой, или с двумя головами), что, вероятно, имело некоторую связь с культом Исиды, поскольку богиня умела управлять змеями. начали разрабатывать своеобразный обряд У реки Сабато , который лангобарды праздновали в честь Вотана вешали козлиную шкуру , отца богов: на священное дерево . Воины заслужили благосклонность бога тем, что яростно носились вокруг дерева верхом на лошадях и ударяли копьями по шкуре с намерением оторвать клочья, которые затем съели. В этом ритуале можно узнать практику диаспарагмос — богу, принесённому в жертву и растерзанному на куски, что стало ритуальной трапезой преданных.
Христиане Беневенто связали бы эти бешеные обряды со своими уже существовавшими верованиями о ведьмах: в их глазах женщины и воины были ведьмами, козел — воплощением Дьявола, а крики — оргиастическим обрядом.
Священник по имени святой Барбат из Беневенто прямо обвинил правителей Ломбардии в идолопоклонстве. Согласно легенде, когда Беневенто был осажден войсками византийского императора Константа II в 663 году, герцог Ромуальд пообещал Барбату отречься от язычества, если город и герцогство будут спасены. Констант отступил (согласно легенде, по божественной милости), и Ромуальд сделал Барбата епископом Беневенто.
Святой Барбат срубил священное дерево и вырвал его корни, а на этом месте построил церковь, названную Санта-Мария-ин-Вото. Ромуальд продолжал поклоняться золотой змее наедине, пока его жена Теодорада не передала ее святому Барбату, который расплавил ее, чтобы сделать чашу для Евхаристии .
Эта легенда несовместима с историческими фактами. В 663 году герцогом Беневенто был Гримоальд , в то время как Ромуальд I не стал преемником своего предшественника до 671 года, став королем лангобардов ; тем временем [2] более того, жену Ромуальдо звали Теудерада, а не Теодорада, которая вместо этого была женой Анспранда и матерью Лиутпранда . [3] В любом случае, Павел Диакон не упомянул ни легенду, ни предполагаемую языческую веру Ромуальда, который, скорее всего, был арианцем, как и его отец Гримоальд.
Встречи под ореховым деревом, одна из главных особенностей легенды о ведьмах, поэтому весьма вероятно произошли от этих лангобардских обычаев; тем не менее, они также встречаются в практиках культа Артемиды ( греческой богини , которую можно частично уподобить Исиде), осуществляемой в анатолийском регионе Кария .
христианство
[ редактировать ]Первые века распространения христианства характеризовались жестокой борьбой с языческими, сельскими и традиционными культами. Основной принцип заключается в том, что любой культ, не ориентированный на единого Бога, является, по сути, подчинением Дьяволу. Это объясняет демонизацию ритуалов, подобных ритуалам лангобардских женщин в Беневенто, которые стали «ведьмами» в более широком смысле с точки зрения того, как их понимала массовая культура. Первоначально, по сути, потенциальная порочность этих женщин не заключалась в религиозном контексте; Христианство изображало их как женщин, заключивших договор с Дьяволом, и как своего рода противоположность Мадонне , посвященную оргиастическим обрядам и носительницу бесплодия.
Легенда
[ редактировать ]В последующие столетия легенда о ведьмах приобрела форму. Начиная с 1273 года в Беневенто начали распространяться сообщения о собраниях ведьм. Судя по показаниям Маттеуччиа да Тоди , отданного под суд за колдовство в 1428 году, они проходили под ореховым деревом , и считалось, что это дерево, срубленное Барбатом, возможно, восстановлено трудом Дьявол или, вернее, подсаженный ведьмами из семени. [А] Позже, в XVI веке, под деревом были найдены кости с недавно содранной плотью; Вокруг материи создавался ореол таинственности, постепенно усложнявшийся.
Ореховое дерево
[ редактировать ]
Согласно показаниям предполагаемых ведьм, грецкий орех должен был быть высоким, вечно зеленым деревом «ядовитого характера». [Б] Существуют различные гипотезы о местонахождении берега реки Джанара , места на берегу Сабато, где могло быть найдено ореховое дерево. Легенда не исключает, что их могло быть больше одного. Пьетро Пиперно, намереваясь доказать ложность слухов, включил в свое эссе карту, на которой было указано возможное расположение нескольких ореховых деревьев. [С]
В 1526 году судья Паоло Гриланди писал о ведьмах в Беневенто, которые поклоняются богине на месте старого орехового дерева . [7]
По другим версиям, ореховое дерево располагалось в ущелье, называемом проливом Барба, в Чеппалони по дороге в Авеллино , где была роща, окруженная заброшенной церковью, или в другом месте, называемом Равниной Часовен. Упоминается даже об исчезнувшей Языческой башне, на которой была построена часовня святителю Николаю, где святой совершил множество чудес.
Рядом с нынешней станцией Порта Руфина , прямо на окраине города, росло несколько ореховых деревьев, образующих круглую форму, где ведьмы танцевали и скандировали: «К ореховому дереву Беневенто, над водой, над ветром».
Шабаши и злые заклинания
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2014 г. ) |
Нгуенто , Нгуэнто,
отправь меня в дурку' и Беневиенто ,
под водой и под ветром,
sotto â ogne maletiempo.
Мазь, мазь,
отправь меня к ореховому дереву Беневенто,
под водой и под ветром,
при любой непогоде.
(Магическое заклинание, о котором многие женщины, обвиняемые в колдовстве во время судебных процессов рассказывали .)
Легенда гласит, что ведьмы, неотличимые днем от других женщин, ночью смазывали себе подмышки (или грудь) мазью и взлетали, произнося магическую фразу (рассказанную выше), верхом на мётлах из сорго. В то же время ведьмы стали бестелесными, духами, подобными ветру; действительно, ночи для полетов они предпочитали бурные. В частности, далее считалось, что здесь находился мост, с которого обычно бросались в бегство ведьмы Беневенто, который поэтому назывался «мостом ханар с », разрушенным во время Второй мировой войны. Ночью они крали лошадей из конюшен и, заплетая лошадиную шерсть, мчались на ней до тех пор, пока у нее не начинала пена изо рта; затем они натирались им.
участвовали ведьмы разного происхождения . В шабашах под ореховым деревом [8] Эти шабаши состояли из банкетов, танцев и оргий с духами и демонами в образе кошек или коз, их также стали называть «играми Дианы».
После посиделок ведьмы сеяли ужас. Считалось, что они способны вызывать аборты, вызывать уродства у новорожденных, заставляя их страдать от ужасных недугов, которые задевали спящих, как порыв ветра, и вызывали чувство стеснения в груди, которое иногда ощущалось, пока они лежали. на их спинах. Также опасались некоторых более «невинных» розыгрышей, в результате которых лошадей утром находили в конюшнях с заплетенными гривами или потными от катания всю ночь. В некоторых небольших кампанских деревнях среди стариков ходили слухи, что они похищали новорожденных из колыбелей, чтобы передать их им, бросали их в огонь и заканчивали игру тем, что возвращали их туда, откуда взяли.
Джанары из -за своей бестелесной консистенции проникали в дом, проходя под дверью (что соответствует другой возможной этимологии термина: ianua , «дверь». По этой причине на пороге обычно оставляли метлу или немного соли; ведьме пришлось бы пересчитать все волокна метлы или крупинки соли, прежде чем войти, но тем временем наступил день, и они были бы вынуждены уйти. Эти два объекта имеют символическое значение: метла — это противоположный фаллический символ. к бесплодию, принесенному ведьмой; соль через ложную этимологию была связана с salus («безопасность»).
Если кого-то преследовала джанара , они освобождались от нее, крича ей вслед: «Приходи за солью в воскресенье!» Если в разговоре упоминались джанары , дурное предзнаменование отгонялось фразой «Сегодня суббота».
Другие ведьмы Беневенто
[ редактировать ]Помимо джанар , в народном воображении Беневенто существовали и другие виды ведьм. Зуккулара («хромой») обитала в Триджио, средневековом ломбардском квартале , районе Римского театра , и ее называли так из-за ее шумных башмаков. Эта фигура, вероятно, происходит от Гекаты, которая носила только одну сандалию и почиталась на перекрестках (название Триджио происходит от слова trivium , «перекресток»).
Есть также маналонга , «тот, у кого длинная рука», который живет в колодцах и сбивает с ног прохожих поблизости. Страх перед ямами, которые представляются проходами в ад, является повторяющимся элементом: в скале под мостом Джанары есть пруд, в котором внезапно образуются водовороты, который называется «водоворотом ада». Наконец, есть урии , домашние духи, напоминающие ларов и пенатов римских времен.
В народных верованиях легенда о ведьмах частично сохранилась и сегодня, усиленная анекдотами и проявляющаяся в суевериях и страхе перед сверхъестественными событиями.
Преследование
[ редактировать ]Можно считать, что преследования предполагаемых ведьм начались с проповедей святого Бернардино Сиенского , который резко проповедовал против них в 15 веке, имея в виду, в частности, проповеди из Беневенто. Он объявил их людям ответственными за бедствия и прямо заявил, что они должны быть истреблены.
Последним стимулом к охоте на ведьм послужила публикация « Malleus Maleficarum» в 1486 году, в которой объяснялось, как распознавать ведьм и как их эффективно судить и допрашивать, применяя жесточайшие пытки. В период с 15 по 17 века таким образом от предполагаемых ведьм добивались многих признаний, которые часто говорили о шабашах в Беневенто. Обнаружились общие элементы, такие как бегство или практика сосания детской крови; однако обнаружились разногласия и в отношении, например, частоты их встреч. В подавляющем большинстве случаев «ведьм» сжигали, отправляли на виселицу или иным образом приговаривали к смертной казни, применяя более или менее зверские методы.
Лишь в 17 веке стало понятно, что правдивые признания невозможно дать под пытками. В эпоху Просвещения рациональная интерпретация легенды стала преобладать у Джироламо Тартаротти , который в 1749 году объяснил бегство ведьм галлюцинацией, спровоцированной Дьяволом, или Людовико Антонио Муратори , который в 1745 году утверждал, что ведьмы были только психологически больными женщинами. Последовательные гипотезы утверждали, что мазь, которой помазывали ведьм, была галлюциногенным веществом.
Местный историк Абеле Де Блазио сообщил, что в архиепископском архиве Беневенто хранились записи около двухсот судебных процессов по делу о колдовстве, большинство из которых были уничтожены в 1860 году, чтобы избежать сохранения документов, которые могли бы еще больше разжечь антиклерикальные тенденции, сопровождавшие эпоху объединения Италии. . Другая часть была потеряна из-за бомбардировок во время Второй мировой войны.
Рассказы
[ редактировать ]Как и все народные поверья, легенда о ведьмах подпитывается большим количеством широко распространенных сказок.
- Мужчина, увидев, как его жена мажется мазью и вылетает в окно, понял, что она джанара . Он заменил мазь другим веществом, поэтому на следующую ночь его жена погибла, рухнув на землю.
- Святой Бернардино Сиенский в своей проповеди рассказал о семье кардинала, который, приехав в Беневенто, присоединился к ночному банкету и привел с собой знакомую девушку, которая не разговаривала три года; позже выяснилось, что она была джанара .
- Сказка, возможно, заимствованная из неаполитанской поэмы XIX века под названием « История знаменитого орехового дерева из Беневенто», рассказывает о человеке, которого жена, джанара, взяла его на шабаш. Он просит соли, потому что еда пресна, но как только он посолит еду, шабаш исчезает.
Культурное влияние
[ редактировать ]Итальянские и зарубежные поэты и писатели, а также музыканты и другие люди рассказывают истории о ведьмах, черпая вдохновение из легенды Беневенто.
- Ученый и писатель Франческо Реди написал рассказ под названием «Горбун из Перетолы», в котором рассказывает историю местного горбуна , который завидовал удаче другого горбуна, встретившегося с ведьмами Беневенто, чтобы исцелить свое уродство, и направился туда. без промедления, но, плохо обошвшись с ведьмами, вместо этого был наказан добавлением второго горба.
- В пародийно-героическом эпосе Мальмантильский раквистат» « Лоренцо Липпи 30-я песня посвящена ведьмам.
- Балет «Свадьба Беневенто». [ фр ] Сальваторе Вигано и Франца Ксавера Зюссмайра ( «Ла Скала» , 25 апреля 1812 г.) рассказывает о шабаше ведьм. [9]
- Никколо Паганини сочинил скрипичную пьесу «Стреге» как вариацию на тему балетной партитуры Зюссмайра (премьера в Ла Скала 29 октября 1813 года).
- В свою очередь, вариации Паганини вдохновили колдовство во втором действии балета «Сильфида» (премьера в Парижской опере , 1832).
- В романе Лоуренса Стерна « Жизнь и мнения Тристрама Шенди, Джентльмен » неоднократно упоминаются «демоны Беневенто».
- Мюзикл Антонио Копполаро «Il Santo e la Strega» рассказывает о деяниях святой Барбато, которая победила ведьм Беневенто и уничтожила ореховое дерево.
- Ликер «Стрега» производится в Беневенто и получил свое название от легенды о тамошней стреге . На этикетке изображена стрэге , танцующая под знаменитым ореховым деревом.
- Беневенто Кальчо — футбольный клуб из Беневенто; на логотипе клуба изображена ведьма, едущая на метле.
- Музей ведьм под названием «Януа» . Во дворце Паоло V в Беневенто открыт [10] [11] посвящен фигурам джанар и их ритуалам. [12]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ведьмы пересадили ореховое дерево из семян, и легенда гласит, что оно до сих пор стоит в Беневенто». [4]
- ^ Описание грецкого ореха как «вредного» возникло из средневековой народной этимологии : итальянский noce «грецкий орех» путали с латинским nocere «вредить», происхождение слова «вредный». [6]
- ^ Возрожденное ореховое дерево святого Барбата, а также лангобардской золотой гадюки в землях дворянина Франческо ди Дженнаро, где была размещена надпись в память о деятельности святого.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Романацци, Андреа (2009). «Тройка колокольчиков» . Путеводитель по ведьмам в Италии (на итальянском языке). Рим: Венексия. ISBN 978-8887944709 . Проверено 30 января 2015 г.
В прошлом, еще до появления веры в ведьм, говорили, что в определенные дни года крестьяне и пастухи собирались в священных местах, переданных от их предков, например, в авеллинском preta r''e'gghianare - обозначении, которое восходит к слову « дианара », что означает «последовательница или одержимая Дианой». И поэтому именно в местах священного баэтила , где проводились ритуалы плодородия, джанара . возникла
- ^ Рованьяти, Серджио (2003). Лангобарды (на итальянском языке). Милан: Ксения. п. 115. ИСБН 8872734843 .
- ^ Диакон, Павел «Книга 5, 25». История лангобардов
- ^ Гримасси, Ворон (2000). Итальянское колдовство: старая религия Южной Европы (2-е изд.). Сент-Пол: Ллевеллин. п. 11. ISBN 1567182593 .
- ^ Иллюстрация взята из книги Энрико Изернии , История города Беневенто от его зарождения до 1894 года , том. я, с. 214, Беневенто, типография А. Д'Алессандро и Фиглио, 1895 г.
- ^ Голден, Ричард М. (2006). Энциклопедия колдовства: Западная традиция, Том 1 . Санта-Барбара: ABC-CLIO. п. 109. ИСБН 9781576072431 . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Гримасси, Рэйвен. Энциклопедия Викки и колдовства . Ллевеллин во всем мире (2000). п. 454.
- ^ Рассел, Джеффри Бертон (1972). Колдовство в средние века . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 74. ИСБН 0801406978 . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ «Грецкий орех Беневенто» . Парфенон (15): 363–364. Декабрь 1825 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ «Януа: Музей ведьм» (на итальянском языке).
- ^ Марио Де Томмаси, Мария Скаринци, Джануа. Музей ведьм Беневенто , Идеи, ISBN 2023 г. 978-8898622412.
- ^ Андреас Халлер, Путеводитель по Неаполитанскому заливу , стр. 359 , Михаэль Мюллер Верлаг, ISBN 2023 г. 978-3966852258.
Источники
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Arcistreghe.it - Тайны, легенды и фольклор Ирпенской и Беневентанской Стрегонерии
- (на итальянском языке) Альфредо Зазо, Исторические курьезы Беневенто , изд. Де Мартини, 1976 год.
- (на итальянском языке) Агостино Паравичини Бальяни , «Горы с привидениями», в Медиево , изд. Де Агостини, 2008, X, стр. 28 и далее .
- (на итальянском языке) Легенда о ведьмах на сайте журнала Realtà Sannita.
- (на итальянском языке) на Джанары Vampiri.net
- (на итальянском языке) Статья о джанаре на Сфайросе. Архивировано 3 января 2017 г. в Wayback Machine.
- (на английском языке) Статья Беневенто, ореховое дерево из Энциклопедии колдовства.
- (на итальянском языке) Мария Пиа Сельваджо. «Архстрея». Красота Орсини, Беневенто и его Джанара. 2008.
- (на английском языке) Stregheria.com, дом итальянского колдовства в сети.