Jump to content

Лидийская религия

Лидийская религия относится к мифологии, ритуальным практикам и верованиям лидийцев , древнего народа железного века Анатолии .

Судя по ограниченным данным, лидийские религиозные практики были сосредоточены на плодородии природы , как это было распространено среди древних обществ , которые зависели от успешной обработки земли . [ 1 ]

Источники

[ редактировать ]

Лидийская религия засвидетельствована незначительно, поскольку известные источники, освещающие ее, имеют в основном греческое происхождение, в то время как лидийские надписи, касающиеся религии, немногочисленны. [ 2 ] лидийского корпуса ритуальных текстов, подобного хеттским ритуальным табличкам. и не обнаружено [ 1 ]

Разработка

[ редактировать ]
Храм Артемиды в Сардисе , столице Лидии.

Ранняя лидийская религия имела тесную связь с анатолийскими , а также греческими традициями. [ 2 ]

Хотя Лидия была завоевана Персидской империей Ахеменидов в ок. 547 г. до н.э. местные лидийские традиции не были уничтожены персидским правлением, и большинство лидийских надписей было написано в этот период. [ 3 ]

Несмотря на небольшой размер записанного лидийского корпуса, различные надписи, относящиеся к религии, датируются ок. 650 до ок. 330-325 гг. до н. э. , охватывая, таким образом, период, начинающийся с основания династии Мермнад при Гигесе и заканчивающийся последствиями македонского завоевания при Александре Великом и началом эллинистического периода . [ 4 ]

Лидийский пантеон был политеистическим , [ 2 ] и состоял из: [ 5 ]

  • местные лидийские божества, которые были отражением более ранних эгейско-балканских божеств,
  • а также анатолийские божества.

Родные божества

[ редактировать ]

В отличие от традиционно анатолийских пантеонов, но, как и фригийского , лидийский пантеон возглавляла богиня Артим ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 ), которая является наиболее хорошо засвидетельствованным лидийским божеством как в лидийском корпусе, так и археологически. [ 6 ] [ 7 ]

Артимус был божеством дикой природы, а также лидийским вариантом более ранней эгейско-балканской богини, чьи другие рефлексы включали греческую Артемиду ( Αρτεμις ). [ 8 ] и фригийская Артимида. Будучи главной богиней лидийцев, Артима имела сходную роль с фригийской Матар Кубелеей. [ 9 ] и она обладала чертами последней богини-матери, а также потниа терон . [ 10 ]

Артимус была матерью богини Куфавс, как видно из изображения ее большей фигуры рядом с меньшей фигурой Куфавс в паре дочь-мать в ок. 400 г. до н. э. Наиско из Сард . [ 11 ]

Артимуса была также защитницей мертвых, и ее призывали для защиты могильных памятников и наказания обидчиков, причем ее алтарь был ориентирован на холм некрополя в западном направлении, что символизировало эту роль этой богини. [ 6 ]

Согласно греческим записям, мермнадские цари Лидии, особенно Крез , были тесно связаны с культом Артима. [ 6 ]

Ипостаси
[ редактировать ]

В Лидии засвидетельствован культ как минимум трех ипостасей Артима: [ 8 ] [ 6 ]

  • Артим Эфесский ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 𐤦𐤡𐤮𐤦𐤪𐤳𐤦𐤳 , латинизированный: Артимус Ипсимшиш )
  • Артимус Сардийский ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 𐤮𐤱𐤠𐤭𐤣𐤠𐤸 , латинизированный: Артимус Сфардан )
  • Артим из Колоэ ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 𐤨𐤰𐤩𐤰𐤪𐤳𐤦𐤳 , латинизированный: Артимус Кулумшиш ).

Эти три ипостаси Артима были упомянуты вместе, показывая, что они обе отличны друг от друга и тесно связаны друг с другом. [ 6 ]

Засвидетельствованы и дополнительные эпитеты Артима, но их значение пока неизвестно: [ 6 ]

Эфесские греки могли основать культ Артима Эфесского в Сардах, что свидетельствует о сложной связи между лидийскими и древнегреческими культами. Были ли культы Артима Сардийского и Артима Колоэ основаны в результате культа Артима Эфесского, до сих пор неизвестно из-за отсутствия доказательств. [ 13 ]

Иконография
[ редактировать ]

Артим был изображен с использованием той же иконографии, что и фригийская богиня Матар Кубелея. [ 10 ]

На наисках из Сард, датируемых ок. 400 г. до н. э.: Артим держит оленя , а Куфавс держит льва . [ 11 ] тем самым подтверждая, что священным животным Артимуса был олень. [ 6 ]

Идентификация
[ редактировать ]

Идентичность фигуры Qaλdãns или Qaλiyãns ( лидийский : 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤮 ) до сих пор неясна и интерпретируется по-разному:

  • лидийский царь богов; [ 8 ]
  • бог луны, главное мужское божество лидийского пантеона и супруга Артима, [ 9 ] в этом случае лидийцы разделяли этот культ мужского лунного божества с фригийцами, которые поклонялись лунному богу Масу. [ 14 ]
  • лидийский эквивалент греческого бога Аполлона ( Аполлон ), [ 15 ] чей культ, как предполагается, существовал в Лидии, основываясь на свидетельстве того, что царь Крез делал подношения святилищам Аполлона в Дельфах и Дидиме , а также на греческих рассказах о персидском завоевании Сард, связывающих судьбу Креза с этот бог. [ 16 ]
    • Однако Аполлон до сих пор не засвидетельствован в Лидии, и неизвестно, существовал ли какой-либо местный культ этого бога в Лидии или лидийские цари просто поддерживали культ Аполлона за границей, не импортируя его культ в собственно Лидию; Также неясно, связано ли это отсутствие свидетельств с небольшим размером известных лидийских надписей или с отсутствием этого божества в Лидии. [ 17 ]
  • высокий статус или королевский титул. [ 15 ]

Эта фигура упоминается в двух надписях, где его имя всегда стоит перед именем Артима. Он упоминается вместе с Артимом в формулах защитных проклятий в обеих надписях и фигурирует как получатель теменоса, посвященного «могучим Каладанам и Артиму Эфесским» ( лидийский : 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤮 𐤯𐤠𐤥𐤮𐤠𐤮 𐤠𐤭𐤯 𐤦𐤪𐤰𐤨 𐤦𐤡𐤮𐤦𐤪𐤳𐤦𐤳 , латинизировано: Qaλdãns tawsas Artimu(s)=k Ipsimšiš ) во второй надписи. Роль Каладана в обеих надписях может соответствовать любой интерпретации того, что он был человеком, возможно, обожествленным правителем, религиозным чиновником с высоким статусом или божеством. [ 15 ]

Сама богиня Артимус снова вызывается одна в надписи теменос и никогда вместе с Кальданом/Калаянсом в другой надписи, подразумевая, что она имела более высокий статус, чем он, в лидийском пантеоне. [ 15 ]

Этимология
[ редактировать ]

Этимология названия Qaλdãns/Qaλiyãns до сих пор неясна, и для него было выдвинуто несколько гипотез: [ 18 ]

  • Предварительно предполагается, что оно происходит от лувийского kuwalan- , что означает букв. « армия » , возможно, связана с ролью греческого Аполлона как бога-лучника;
  • в качестве альтернативы это могло означать «лит». ' король ' :
    • название Qaλdãns могло бы найти параллель с использованием ликийского имени Xñtawati Xbidẽñni ( 𐊜𐊑𐊗𐊀𐊇𐊀𐊗𐊆 𐊜𐊂𐊆𐊅𐊚𐊑𐊏𐊆 ), что означает букв. « Король Кауноса » относится к карийскому божеству, которое также имело темунос с богиней Эртеми, то есть Артимусом;
      • такое использование названия в качестве теонима может быть подтверждено параллелью между легендой лидийских монет Mλitτiš Qλdãnl=im ( 𐤪𐤷𐤦𐤯𐤴𐤦𐤳 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤩𐤦𐤪 ), что означает букв. « Я принадлежу царю Милета » , что находит аналог в легенде о ликийских монетах Ксерига Вехнтези ( 𐊜𐊁𐊕𐊆𐊄𐊀 𐊇𐊁𐊛𐊑𐊗𐊁𐊈𐊆 ), что означает букв. « Гергис Феллосский » .

Льюс ( лидийский : 𐤩𐤤𐤥𐤮 ) или Лефс ( лидийский : 𐤩𐤤𐤱𐤮 ) был лидийским эквивалентом греческого бога Зевса ( Ζευς ) и фригийского бога Тивса. [ 8 ] [ 9 ]

В отличие от анатолийского бога бури Тархунтаса , Льюс играл менее заметную роль в лидийской религии. [ 9 ] хотя его роль как вызывателя дождя соответствовала традиции анатолийского Таркунтаса. [ 19 ]

Лидийские надписи, называющие этого бога Льюсом Защитником ( лидийское : 𐤩𐤤𐤥𐤮 𐤳𐤠𐤭𐤶𐤯𐤠𐤮 , латинизированное: Льюс Шарэтас ), свидетельствуют о его роли защитника могил. [ 19 ]

О положении Льюса в лидийском пантеоне или его культе сведений нет, а святилища Льюса до сих пор не найдены, хотя они могли существовать вблизи рынка Сард, где было обнаружено посвящение ему. [ 19 ]

Связь между лидийскими Льюсами и греческим Зевсом видна в том, как греческая мифология связывала последнего с Лидией, а точнее с местом на горе Тмол к западу от Сард. [ 19 ]

Ламетрус

[ редактировать ]

Богиня Ламетрус ( лидийская : 𐤩𐤠𐤪𐤶𐤯𐤭𐤰𐤮 ) была также лидийским рефлексом более ранней эгейско-балканской богини, чьей греческой версией была Деметер ( Δημητηρ ). [ 8 ] [ 9 ]

Вы упаковываете

[ редактировать ]

Бог безумия Пакиш ( лидийский : 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤳 ), которому совершался оргиастический культ, также был лидийским вариантом древнего эгейско-балканского бога, чьим греческим рефлексом был Бакхос ( Βακχος ). [ 8 ] [ 9 ]

Лидийские тексты или археологические находки не дают существенной информации о пакише, хотя его присутствие в теофорных именах, таких как пакивас ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤥𐤠𐤮 [ 12 ] ) предполагает, что в Лидии его воспринимали положительно. [ 20 ]

Месяц Пакилля по лидийскому календарю ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤩𐤩𐤷 ), который, вероятно, соответствовал той части осени, когда собирали виноград, был назван в честь Пакиша. [ 20 ]

Хотя греческий родственник Пакиша, Бакхос, сам был греческим богом, что уже засвидетельствовано в микенский период , более поздние греческие мифы связали его с Лидией, вероятно, из-за того, что греки считали этот регион известным местом производства вина. [ 21 ]

Поэтому греческий миф изображал Бакхоса выросшим там, где его воспитывала анатолийская богиня-мать Метра Гипта, то есть хурритская богиня Гепат. [ 19 ]

Богиня Куфавс ( лидийская : 𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤮 ) или Кувас ( лидийская : 𐤨𐤰𐤥𐤠𐤥𐤮 ), из более раннего *Куфавуса ( 𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤰𐤮* ) и упоминаемая греками как Кубебе ( Κυβηβη ), [ 22 ] [ 23 ] был выдающимся лидийским божеством, владевшим важным храмом в Сардах. [ 24 ] [ 25 ]

Куфавс был молодым [ 26 ] богиня божественного безумия , [ 27 ] таким образом, будучи женским аналогом Пакиш, из-за чего греческие источники иногда отождествляли ее с Артемидой, потому что Куфавс разделяла с ней некоторые черты, хотя сама Куфавс не была идентична Артемиде. [ 7 ]

Вместо этого Куфавс была дочерью лидийской богини-матери Артимуса, как видно из ее изображения рядом с Артимусом в паре дочь-мать в ок. 400 г. до н.э. наиско из Сард, где большая фигура Артимуса держит оленя, а меньшая фигура Куфауса держит льва. [ 11 ]

Выдающееся положение Куфав в лидийской религии также видно по тому, как персы разрушали греческие храмы в отместку за то, что греки сожгли ее храм в Сардах во время Ионического восстания . [ 28 ]

Алтарь Куфавс находился в золотоперерабатывающем районе Сард, что свидетельствует о ее роли защитницы лидийской золотой и серебряной промышленности. [ 29 ]

Эгейское происхождение
[ редактировать ]

Подобно отношениям между лидийским Артимом и греческой Артемидой, Куфавс был лидийским рефлексом более ранней богини, фригийским вариантом которой была богиня-мать Кубелея . [ 23 ]

Анатолийское влияние
[ редактировать ]

Несмотря на эгейско-балканское происхождение и не происходящее от анатолийской богини Кубабы ( 𔖶𔖖𔗎𔗏𔗜𔒚𔕸𔕸𔗔𔖶 ‎ ), [ 12 ] Тем не менее Куфаус находилась под влиянием этого божества, о чем можно судить по ее появлению в формуле проклятия на гробнице, гласящей: [ 30 ]

Лидийский текст

𐤱𐤠𐤨𐤪𐤷 𐤮𐤵𐤫𐤯𐤠𐤮
𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤨 𐤪𐤠𐤭𐤦𐤥𐤣𐤠𐤨
𐤶𐤫𐤳𐤷𐤦𐤡𐤦𐤣

Транслитерация

fak=mλ Сантас
Куфав(ы)=к Маривда(ш)=к
ẽnšλip[id]

Перевод

Ему, Сантас
и Куфавы и Темные Боги
причинит вред

Это упоминание находит параллели в иероглифических лувийских надписях из Табала , где богиня Кубаба, бог Шандас и марвайнци ассоциировались друг с другом как божества, причинявшие вред злодеям. [ 31 ] [ 32 ]

Иконография
[ редактировать ]

Известные изображения Куфав включают: [ 29 ]

  • мраморная статуэтка, на которой она носит корону, похожую на корону Кубабы Каркамиша, но без рога;
  • изображение Куфав у входа в модель ее храма;
  • и мраморный фрагмент скульптуры Куфавс у входа в другой храм, где она держит змею в правой руке.

Влияние Кубабы также отражает ассоциация куфав с кошачьими: [ 29 ] как и в случае с Кубабой, лев был священным животным лидийских куфав, а также символом лидийской царской династии, о чем свидетельствуют изображения львов на монетах Лидийской империи и использование элемент walwi- , что означает «лит». « лев » в имени лидийского царя Аляттеса ( лидийский : 𐤥𐤠𐤩𐤥𐤤𐤯𐤤𐤮 , латинизированный: Walwetes ). [ 13 ]

Существование богини Коре ( Κορη ) не зафиксировано в период независимости Лидии или в каком-либо источнике лидийского языка, поэтому ничего не известно о ее поклонении во время Лидийской империи. Однако позже она была засвидетельствована во время эллинистического и римского периодов, когда она была ассимилирована с греческой богиней Персефоной . [ 1 ]

Судя по всему, Коре имела некоторые растительные аспекты, и праздник Хрисантины ( Χρυσανθινα ). в эллинистический период в Сардисе в ее честь отмечался [ 1 ]

Анатолийские божества

[ редактировать ]

В лидийской религии также присутствовали божества анатолийского происхождения, которые играли второстепенную роль по сравнению с лидийскими божествами. [ 5 ]

Анатолийские божества в лидийском пантеоне включали бога Сантаса ( лидийский : 𐤮𐤵𐤫𐤯𐤠𐤮 ), [ 9 ] которая могла быть супругой Куфауса, [ 10 ] но чья природа все еще неясна. [ 24 ] [ 33 ]

Хотя имя этого бога соответствует имени лувийских Шандов ( 𔖶𔖖𔗎𔗏𔑶𔑯𔗔𔖶 ‎) , вместо этого он мог быть больше похож на древнегреческого героя Геракла , которому, как сообщают греческие источники, поклонялись в Лидии. [ 33 ]

Ассоциация Сантаса с богиней Куфавс и Маривдас (Темными богами) находит параллели в иероглифических лувийских надписях из Табала, где бог Шандас ассоциировался с марвайнци и богиней Кубабой как божествами, причинявшими вред злодеям. [ 31 ] [ 32 ]

Имя бога Сантаса появлялось как теофорный элемент в личных именах, например, в имени советника царя Креза, которого звали Санданис ( Σανδανις ). [ 30 ]

Маривдас

[ редактировать ]

Сопровождали Сантаса несколько меньших демоноподобных фигур, называемых Маривдас ( лидийский : 𐤪𐤠𐤭𐤦𐤥𐤣𐤠𐤮 ). [ 8 ] [ 9 ]

Маривды были лидийским эквивалентом божеств, засвидетельствованных в иероглифических лувийских надписях как Темные боги ( иероглифический лувийский : 𔖖𔗎𔗏𔘅𔖱𔗬𔓯𔖩𔓯𔖶 ‎, латинизировано: Марвайнци ). [ 30 ]

Другим анатолийским божеством, присутствующим в лидийском пантеоне, была богиня МаХиш ( лидийская : 𐤪𐤠𐤷𐤦𐤳 ), которая соответствовала анатолийской богине Малии , засвидетельствованной на хеттском языке как Малия ( 𒀭𒈠𒀀𒇷𒅀 ) и ликийском как Малия ( 𐊎𐊀 𐊍𐊆𐊊𐊀 ), [ 34 ] [ 35 ] и греческая богиня Афина . [ 9 ]

Машиш обладал растительным аспектом, [ 1 ] будучи богиней растительности, особенно вина и кукурузы. [ 35 ]

Согласно древнегреческим источникам, лидийские цари спонсировали культ богини Афины, то есть Махиша. [ 35 ]

Богиня Малиш упоминается в греческой фрагментарной строке с острова Лесбос, читая Malis men ( Malis men enne lepton ekhois ep atraktō linon enne lepton ekhois ep atraktō linon ), что означает «лит». « Держа веретено, Малиш пряла тонкую нить » . [ 35 ]

Отождествление с Афиной
[ редактировать ]

Двуязычное посвящение на барабане колонны в пергамском храме Афины также приравнивало лидийскую богиню Машиш к греческой богине Афине. [ 29 ]

Греческий текст мифа об Арахне также называет богиню Афину именем Малис, показывая тем самым, что культ Машиша перешел в греческую среду. [ 35 ]

Иконография
[ редактировать ]

Маленькая статуэтка из слоновой кости прядильной женщины в лидийском головном уборе могла изображать Машиша. [ 35 ]

Другие божества

[ редактировать ]

Другие божества, которые могли существовать в Лидии, включают:

Из-за отсутствия доказательств об организации лидийских культов мало что известно. [ 20 ]

Однако засвидетельствовано существование множества отдельных ипостасей Артима со своими местными культами, а также святилищ, посвященных множеству божеств. [ 37 ]

Святилища

[ редактировать ]

Лидийские культовые пространства варьировались от небольших культовых сооружений до престижных храмов государственного культа, которые также играли политическую роль. [ 20 ] хотя свидетельства о них датируются периодом после окончания независимости Лидии, [ 2 ] в то время как представители Лидийской империи известны в первую очередь из греческой литературы, а не из археологических свидетельств. [ 3 ]

Из-за скудных свидетельств существования лидийских религиозных пространств мало что известно об их формах, размерах, управлении и расположении. [ 20 ]

Остатки разграбленного здания из Сардийского акрополя содержали черепки керамики граффити с 𐤠𐤭𐤯 ( АРТ ), которая представляла собой подвесное письмо имени Артим, предполагающее, что там находилось святилище этой богини. [ 13 ]

Нынешние остатки храма Артима в Сардах датируются III веком до нашей эры в эллинистический период, то есть через три столетия после Лидийской империи; этому храму предшествовал архаичный алтарь из известняка, который впервые был построен между ок. 550 и ок. 500 г. до н.э. , под персидским правлением, до этого на этом месте не существовало никаких построек, что позволяет предположить, что святилище Артима в Сардисе находилось в другом месте во времена Лидийской империи. [ 38 ]

Лидийские правители также имели связи с греческими святилищами как в Анатолии, так и в материковой Греции, с надписью следующего содержания: БА КР АН ХИК ЕН , то есть ba[sileus] Kr[oisos] an[e]tichen ( ba[sileus] Kr[oisos ] an[e]thēken ), что означает букв. « Царь Крез посвятил (это) » — запись из посвящения колонны в храме Артемиды в Эфесе. [ 3 ]

В Лидии существовало до сих пор неоткрытое святилище Куфавов, о чем свидетельствуют сполии , такие как скульптуры львов V-IV веков до н.э., вотивная стела с изображением Куфавов и Артимуса, а также мраморная модель храма Куфавов периода между ок. 540 и ок. 530 г. до н.э. Это святилище, по-видимому, использовалось с ок. от 550 г. до 4 века до н. э., а повторное использование сполии из этого святилища в позднеримский период позволяет предположить, что она все еще функционировала под римским правлением. [ 39 ]

модель ионического храма Предполагается, что , возможно, представляла собой храм Куфавса в Сардах. Четыре стороны этой модели украшены разными сценами: [ 39 ]

  • задняя часть украшена несколькими греческими и лидийскими мифологическими сценами:
    • в верхнем ряду изображены птицы, летающие вокруг дерева, что указывает на роль Куфавс как богини растительности;
  • в среднем ряду изображены лев и кабан, стоящие лицом к дереву;

в нижнем ряду изображены кентавр, а также двое мужчин и женщина;

  • левая сторона украшена фигурами:
    • в верхнем ряду изображены процессии девушек;
    • в среднем ряду изображены скрюченные фигуры, держащие чашу и несущие на плече животное или бурдюк с вином, возможно, изображающие комастаев из оргиастических обрядов;
  • в нижнем ряду изображены танцовщицы;
  • правая сторона также украшена фигурками:
    • в верхнем ряду изображены мужчины в процессии;
    • в среднем ряду изображены процессии девушек;
    • в нижнем ряду изображены львы, которые являются символом Куфавов.

Небольшой алтарь богини Куфавс находился на территории золотоперерабатывающего завода в Сардисе, что свидетельствует о том, что она была защитницей лидийской золотой и серебряной промышленности. Сам этот алтарь был построен в два этапа: [ 13 ] [ 29 ]

  • оригинальный алтарь был построен между ок. 570 до ок. 560 г. до н. э. , во время правления Креза или Алиатта, а его углы первоначально были украшены львиными скульптурами львов, священного животного Куфавов, вырезанными из песчаника;
  • позже алтарь был реконструирован во время персидского правления.

Однако небольшой размер этого алтаря позволяет предположить, что это был не государственный культ, а второстепенный. [ 13 ]

Духовенство

[ редактировать ]

В ранней лидийской религии было по крайней мере три культовых служителя, в том числе: [ 17 ]

  • кавес ( лидийский : 𐤨𐤠𐤥𐤤𐤮 ), которые были жрецами и жрицами;
  • šiwraλmi- ( лидийское : 𐤳𐤦𐤥𐤭𐤠𐤷𐤪𐤦- ), которые были вовлечены в культ Артимуса;
  • Armτas ( лидийский : 𐤠𐤭𐤪𐤴𐤠𐤮 ), которые могли быть пророками.

Священник-король

[ редактировать ]

Помимо этих клерикальных должностей, религиозная роль царей среди других анатолийских народов предполагает, что лидийские цари также были религиозными высшими функционерами , которые участвовали в культе как представители божественной силы на земле и заявляли о своей легитимности управлять богами. Анатолийские и эллинистические греческие параллели также предполагают, что лидийские цари могли обожествляться после своей смерти. [ 15 ]

Священство

[ редактировать ]

Жрецы и жрицы отвечали за управление и поддержание культов, которые были организованы индивидуально, о чем свидетельствует существование священников Пакиша и Ламетруса. [ 17 ]

О лидийских жрецах и их функциях мало что известно. [ 17 ] их количество, происхождение и обязанности неизвестны. [ 20 ]

Однако один священник по имени Митридаштас записал в надписи, что он передал имущество храму Артима в Сардисе и призвал богиню защитить его, предполагая, что священники могли стать достаточно богатыми, чтобы распределять имущество, хотя неясно, было ли это так. был распространенным или редким. [ 17 ]

В обязанности культового персонала могли входить танцы, музыка и гадание : [ 40 ]

  • изображение в лидийских произведениях искусства пьяных гуляк, называемых по-гречески комастаи ( κωμασται ), свидетельствует о практике культовых танцев и пьяных разгулов в лидийской религии;
    • неизвестно, существовала ли лидийская « вакханалия », но греческая мифология также связывала бога Диониса с Лидией, а его альтернативное имя Бакхос ( Βακχος ) было родственным лидийскому теониму Пакиш ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤳 );
  • какие формы гадания практиковали лидийцы, неизвестно, но они были достаточно распространены как в древней Анатолии, так и в Греции, что могла использоваться одна или несколько пророческих практик;
    • это могло бы соответствовать утверждению Геродота Галикарнасского о том, что лидийские цари широко обращались за советом к греческим оракулам .

Богослужения включали шествия , вероятно, священников и жриц. [ 1 ]

Фестивали

[ редактировать ]

Праздники, посвященные весне и сбору урожая, возможно, существовали у лидийцев, хотя такие праздники, такие как праздник Хрисантины, отмечаемый в Сардисах в честь богини Коре, засвидетельствованы только с эллинистического периода. [ 1 ]

Лидийцы совершали жертвоприношения, чтобы заслужить благосклонность своих божеств. [ 1 ]

Ритуальные трапезы

[ редактировать ]

Остатки одного такого типа жертвоприношения, которое, вероятно, состояло из посуды, используемой для ритуальных обедов, были обнаружены в ямах, содержащих кувшины, чашки, тарелки, ножи и кастрюли со скелетами расчлененных, но не съеденных щенков . Эти священные трапезы особенно предлагались между ок. 575 и ок. 525 г. до н.э. , возможно, для защиты окружных построек. [ 1 ]

Защитные отложения

[ редактировать ]

В более позднем засвидетельствованном жертвенном ритуале глиняные чашки или сосуды, металлические инструменты, такие как гвозди и иглы , а также пробитые яйца и монеты , были отложены у подножия стен возле храма Артимуса; В частности, откладывание яиц совершалось как часть ритуалов очищения, защиты от злых проклятий или обеспечения успеха в бизнесе. [ 41 ]

Этот ритуал также проводился во времена Римской империи, когда такие подношения клали под пол комнаты в здании, а молодую свинью помещали под пол другой комнаты. [ 41 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пейн 2019 , с. 236.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Пейн 2019 , с. 231.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Пейн 2019 , с. 232.
  4. ^ Пейн 2019 , с. 231-231.
  5. ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 137.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пейн 2019 , с. 240.
  7. ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 156.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нейман 1990 , с. 186.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Орешко 2021 , с. 138.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Орешко 2021 , с. 154.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Орешко 2021 , с. 156-157.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Орешко 2021 , с. 157.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 233.
  14. ^ Орешко 2021 , с. 135-136.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 237.
  16. ^ Пейн 2019 , с. 234-235.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 235.
  18. ^ Пейн 2019 , с. 237-240.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 243.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пейн 2019 , с. 244.
  21. ^ Пейн 2019 , с. 243-244.
  22. ^ Орешко 2021 , с. 139.
  23. ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 158.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Нейман 1990 , с. 185.
  25. ^ Орешко 2021 , с. 153-154.
  26. ^ Орешко 2021 , с. 155-156.
  27. ^ Орешко 2021 , с. 158-159.
  28. ^ Орешко 2021 , с. 154-156.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 241.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Хаттер 2017 , с. 118.
  31. ^ Перейти обратно: а б Хаттер 2017 , с. 116-117.
  32. ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 240-241.
  33. ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 138-139.
  34. ^ Орешко 2021 , с. 133.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пейн 2019 , с. 242.
  36. ^ Якубович 2008 , с. 130.
  37. ^ Пейн 2019 , с. 245.
  38. ^ Пейн 2019 , с. 232-233.
  39. ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 234.
  40. ^ Пейн 2019 , с. 235-236.
  41. ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 236-237.

Источники

[ редактировать ]
  • Хаттер, Манфред (2017). «Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии на Западную Анатолию» . со дня рождения Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в 100-летия честь Эммануэля Лароша. Стамбул , Турция : Французский институт анатолийских исследований . стр. 113–122. ISBN  978-2-362-45083-9 .
  • Нойманн, Г. [на немецком языке] (1990). «Лидия» [Лидия]. В Эдзарде, Дитц-Отто ; Калмейер, П.; Постгейт, Дж. Н.; Рёллиг, В. [на немецком языке] ; Шулер, Э. [на немецком языке] ; фон Соден, В .; Стол, М.; Вильгельм, Г. (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии [ Энциклопедия древних ближневосточных исследований ] (на немецком языке). Том 7. Берлин, Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . стр. 184–186. ISBN  978-3-110-10437-0 .
  • Орешко, Ростислав (2021). «В поисках корней священного куба: Кубаба-Кубелея-Κύβεβος-куфавы и проблема этнокультурных контактов в Анатолии раннего железного века». В Бьянкони, Микеле (ред.). Лингвистические и культурные взаимодействия между Грецией и Анатолией: в поисках золотого руна . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . стр. 131–166. ISBN  978-9-004-46159-8 .
  • Пейн, Анник (2019). «Родные религиозные традиции с лидийской точки зрения». В Блейкли, Сандра; Коллинз, Билли Джин (ред.). Религиозная конвергенция в Древнем Средиземноморье . Исследования древних средиземноморских религий. Том. 2. Атланта , США : Lockwood Press. стр. 231–248. ISBN  978-1-948-48816-7 .
  • Якубович, Илья (2008). «Лувийские миграции в свете языковых контактов». В Коллинзе, Билли Джин; Бачварова Мэри Р.; Резерфорд, Ян К. [на немецком языке] (ред.). Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд , Великобритания : Oxbow Books . стр. 123–134. ISBN  978-1-842-17270-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пейн, Анник; Сассвилл, Дэвид (2016). «Лидийская Афина: новое издание LW 40». Историческая лингвистика ( . на немецком языке) 129 :66–82. JSTOR   44113343 .
  • Хёгеманн, Питер; Эттингер, Норберт (2018). «Кто такие лидийцы?». Лидия: древнее анатолийское государство между Грецией и Ближним Востоком (на немецком языке). Берлин, Бостон: Де Грюйтер. С. 65-119 [74-80]. дои : 10.1515/9783110436020-005 .
  • Эйлер, Катрин; Сассвилл, Дэвид (2019). « Лидийский Qλdan и его культурно-исторические последствия». Кадм (на немецком языке). 58 (1–2): 125–156. дои : 10.1515/kadmos-2019-0007 .
  • Гарнье, Ромен (2022). «Лорд Qλdãns и родственные формы». Historische Sprachforschung [ Историческая лингвистика ]. 135 : 182–214. JSTOR   27257699 . По состоянию на 23 июня 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f69c9d8a2aca0aa0bd547a585008b7a8__1722763620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/a8/f69c9d8a2aca0aa0bd547a585008b7a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lydian religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)