Лидийская религия
Лидийская религия относится к мифологии, ритуальным практикам и верованиям лидийцев , древнего народа железного века Анатолии .
Судя по ограниченным данным, лидийские религиозные практики были сосредоточены на плодородии природы , как это было распространено среди древних обществ , которые зависели от успешной обработки земли . [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Лидийская религия засвидетельствована незначительно, поскольку известные источники, освещающие ее, имеют в основном греческое происхождение, в то время как лидийские надписи, касающиеся религии, немногочисленны. [ 2 ] лидийского корпуса ритуальных текстов, подобного хеттским ритуальным табличкам. и не обнаружено [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]
Ранняя лидийская религия имела тесную связь с анатолийскими , а также греческими традициями. [ 2 ]
Хотя Лидия была завоевана Персидской империей Ахеменидов в ок. 547 г. до н.э. местные лидийские традиции не были уничтожены персидским правлением, и большинство лидийских надписей было написано в этот период. [ 3 ]
Несмотря на небольшой размер записанного лидийского корпуса, различные надписи, относящиеся к религии, датируются ок. 650 до ок. 330-325 гг. до н. э. , охватывая, таким образом, период, начинающийся с основания династии Мермнад при Гигесе и заканчивающийся последствиями македонского завоевания при Александре Великом и началом эллинистического периода . [ 4 ]
Пантеон
[ редактировать ]Лидийский пантеон был политеистическим , [ 2 ] и состоял из: [ 5 ]
- местные лидийские божества, которые были отражением более ранних эгейско-балканских божеств,
- а также анатолийские божества.
Родные божества
[ редактировать ]Близкие
[ редактировать ]В отличие от традиционно анатолийских пантеонов, но, как и фригийского , лидийский пантеон возглавляла богиня Артим ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 ), которая является наиболее хорошо засвидетельствованным лидийским божеством как в лидийском корпусе, так и археологически. [ 6 ] [ 7 ]
Артимус был божеством дикой природы, а также лидийским вариантом более ранней эгейско-балканской богини, чьи другие рефлексы включали греческую Артемиду ( Αρτεμις ). [ 8 ] и фригийская Артимида. Будучи главной богиней лидийцев, Артима имела сходную роль с фригийской Матар Кубелеей. [ 9 ] и она обладала чертами последней богини-матери, а также потниа терон . [ 10 ]
Артимус была матерью богини Куфавс, как видно из изображения ее большей фигуры рядом с меньшей фигурой Куфавс в паре дочь-мать в ок. 400 г. до н. э. Наиско из Сард . [ 11 ]
Артимуса была также защитницей мертвых, и ее призывали для защиты могильных памятников и наказания обидчиков, причем ее алтарь был ориентирован на холм некрополя в западном направлении, что символизировало эту роль этой богини. [ 6 ]
Согласно греческим записям, мермнадские цари Лидии, особенно Крез , были тесно связаны с культом Артима. [ 6 ]
Ипостаси
[ редактировать ]В Лидии засвидетельствован культ как минимум трех ипостасей Артима: [ 8 ] [ 6 ]
- Артим Эфесский ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 𐤦𐤡𐤮𐤦𐤪𐤳𐤦𐤳 , латинизированный: Артимус Ипсимшиш )
- Артимус Сардийский ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 𐤮𐤱𐤠𐤭𐤣𐤠𐤸 , латинизированный: Артимус Сфардан )
- Артим из Колоэ ( лидийский : 𐤠𐤭𐤯𐤦𐤪𐤰𐤮 𐤨𐤰𐤩𐤰𐤪𐤳𐤦𐤳 , латинизированный: Артимус Кулумшиш ).
Эти три ипостаси Артима были упомянуты вместе, показывая, что они обе отличны друг от друга и тесно связаны друг с другом. [ 6 ]
Засвидетельствованы и дополнительные эпитеты Артима, но их значение пока неизвестно: [ 6 ]
- aspluwa- ( лидийский : 𐤠𐤮𐤡𐤩𐤰𐤥𐤠- ), возможно, означает букв. ' Сипила ' ; [ 8 ] [ 12 ]
- какрла- ( лидийский : 𐤹𐤠𐤲𐤭𐤩𐤠- );
- астрко- ( лидийский : 𐤠𐤮𐤯𐤭𐤨𐤬- ).
Эфесские греки могли основать культ Артима Эфесского в Сардах, что свидетельствует о сложной связи между лидийскими и древнегреческими культами. Были ли культы Артима Сардийского и Артима Колоэ основаны в результате культа Артима Эфесского, до сих пор неизвестно из-за отсутствия доказательств. [ 13 ]
Иконография
[ редактировать ]Артим был изображен с использованием той же иконографии, что и фригийская богиня Матар Кубелея. [ 10 ]
На наисках из Сард, датируемых ок. 400 г. до н. э.: Артим держит оленя , а Куфавс держит льва . [ 11 ] тем самым подтверждая, что священным животным Артимуса был олень. [ 6 ]
Калданы
[ редактировать ]Идентификация
[ редактировать ]Идентичность фигуры Qaλdãns или Qaλiyãns ( лидийский : 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤮 ) до сих пор неясна и интерпретируется по-разному:
- лидийский царь богов; [ 8 ]
- бог луны, главное мужское божество лидийского пантеона и супруга Артима, [ 9 ] в этом случае лидийцы разделяли этот культ мужского лунного божества с фригийцами, которые поклонялись лунному богу Масу. [ 14 ]
- лидийский эквивалент греческого бога Аполлона ( Аполлон ), [ 15 ] чей культ, как предполагается, существовал в Лидии, основываясь на свидетельстве того, что царь Крез делал подношения святилищам Аполлона в Дельфах и Дидиме , а также на греческих рассказах о персидском завоевании Сард, связывающих судьбу Креза с этот бог. [ 16 ]
- Однако Аполлон до сих пор не засвидетельствован в Лидии, и неизвестно, существовал ли какой-либо местный культ этого бога в Лидии или лидийские цари просто поддерживали культ Аполлона за границей, не импортируя его культ в собственно Лидию; Также неясно, связано ли это отсутствие свидетельств с небольшим размером известных лидийских надписей или с отсутствием этого божества в Лидии. [ 17 ]
- высокий статус или королевский титул. [ 15 ]
Эта фигура упоминается в двух надписях, где его имя всегда стоит перед именем Артима. Он упоминается вместе с Артимом в формулах защитных проклятий в обеих надписях и фигурирует как получатель теменоса, посвященного «могучим Каладанам и Артиму Эфесским» ( лидийский : 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤮 𐤯𐤠𐤥𐤮𐤠𐤮 𐤠𐤭𐤯 𐤦𐤪𐤰𐤨 𐤦𐤡𐤮𐤦𐤪𐤳𐤦𐤳 , латинизировано: Qaλdãns tawsas Artimu(s)=k Ipsimšiš ) во второй надписи. Роль Каладана в обеих надписях может соответствовать любой интерпретации того, что он был человеком, возможно, обожествленным правителем, религиозным чиновником с высоким статусом или божеством. [ 15 ]
Сама богиня Артимус снова вызывается одна в надписи теменос и никогда вместе с Кальданом/Калаянсом в другой надписи, подразумевая, что она имела более высокий статус, чем он, в лидийском пантеоне. [ 15 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология названия Qaλdãns/Qaλiyãns до сих пор неясна, и для него было выдвинуто несколько гипотез: [ 18 ]
- Предварительно предполагается, что оно происходит от лувийского kuwalan- , что означает букв. « армия » , возможно, связана с ролью греческого Аполлона как бога-лучника;
- в качестве альтернативы это могло означать «лит». ' король ' :
- название Qaλdãns могло бы найти параллель с использованием ликийского имени Xñtawati Xbidẽñni ( 𐊜𐊑𐊗𐊀𐊇𐊀𐊗𐊆 𐊜𐊂𐊆𐊅𐊚𐊑𐊏𐊆 ), что означает букв. « Король Кауноса » относится к карийскому божеству, которое также имело темунос с богиней Эртеми, то есть Артимусом;
- такое использование названия в качестве теонима может быть подтверждено параллелью между легендой лидийских монет Mλitτiš Qλdãnl=im ( 𐤪𐤷𐤦𐤯𐤴𐤦𐤳 𐤲𐤷𐤣𐤵𐤫𐤩𐤦𐤪 ), что означает букв. « Я принадлежу царю Милета » , что находит аналог в легенде о ликийских монетах Ксерига Вехнтези ( 𐊜𐊁𐊕𐊆𐊄𐊀 𐊇𐊁𐊛𐊑𐊗𐊁𐊈𐊆 ), что означает букв. « Гергис Феллосский » .
- название Qaλdãns могло бы найти параллель с использованием ликийского имени Xñtawati Xbidẽñni ( 𐊜𐊑𐊗𐊀𐊇𐊀𐊗𐊆 𐊜𐊂𐊆𐊅𐊚𐊑𐊏𐊆 ), что означает букв. « Король Кауноса » относится к карийскому божеству, которое также имело темунос с богиней Эртеми, то есть Артимусом;
Льюс
[ редактировать ]Льюс ( лидийский : 𐤩𐤤𐤥𐤮 ) или Лефс ( лидийский : 𐤩𐤤𐤱𐤮 ) был лидийским эквивалентом греческого бога Зевса ( Ζευς ) и фригийского бога Тивса. [ 8 ] [ 9 ]
В отличие от анатолийского бога бури Тархунтаса , Льюс играл менее заметную роль в лидийской религии. [ 9 ] хотя его роль как вызывателя дождя соответствовала традиции анатолийского Таркунтаса. [ 19 ]
Лидийские надписи, называющие этого бога Льюсом Защитником ( лидийское : 𐤩𐤤𐤥𐤮 𐤳𐤠𐤭𐤶𐤯𐤠𐤮 , латинизированное: Льюс Шарэтас ), свидетельствуют о его роли защитника могил. [ 19 ]
О положении Льюса в лидийском пантеоне или его культе сведений нет, а святилища Льюса до сих пор не найдены, хотя они могли существовать вблизи рынка Сард, где было обнаружено посвящение ему. [ 19 ]
Связь между лидийскими Льюсами и греческим Зевсом видна в том, как греческая мифология связывала последнего с Лидией, а точнее с местом на горе Тмол к западу от Сард. [ 19 ]
Ламетрус
[ редактировать ]Богиня Ламетрус ( лидийская : 𐤩𐤠𐤪𐤶𐤯𐤭𐤰𐤮 ) была также лидийским рефлексом более ранней эгейско-балканской богини, чьей греческой версией была Деметер ( Δημητηρ ). [ 8 ] [ 9 ]
Вы упаковываете
[ редактировать ]Бог безумия Пакиш ( лидийский : 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤳 ), которому совершался оргиастический культ, также был лидийским вариантом древнего эгейско-балканского бога, чьим греческим рефлексом был Бакхос ( Βακχος ). [ 8 ] [ 9 ]
Лидийские тексты или археологические находки не дают существенной информации о пакише, хотя его присутствие в теофорных именах, таких как пакивас ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤥𐤠𐤮 [ 12 ] ) предполагает, что в Лидии его воспринимали положительно. [ 20 ]
Месяц Пакилля по лидийскому календарю ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤩𐤩𐤷 ), который, вероятно, соответствовал той части осени, когда собирали виноград, был назван в честь Пакиша. [ 20 ]
Хотя греческий родственник Пакиша, Бакхос, сам был греческим богом, что уже засвидетельствовано в микенский период , более поздние греческие мифы связали его с Лидией, вероятно, из-за того, что греки считали этот регион известным местом производства вина. [ 21 ]
Поэтому греческий миф изображал Бакхоса выросшим там, где его воспитывала анатолийская богиня-мать Метра Гипта, то есть хурритская богиня Гепат. [ 19 ]
Куфавс
[ редактировать ]Богиня Куфавс ( лидийская : 𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤮 ) или Кувас ( лидийская : 𐤨𐤰𐤥𐤠𐤥𐤮 ), из более раннего *Куфавуса ( 𐤨𐤰𐤱𐤠𐤥𐤰𐤮* ) и упоминаемая греками как Кубебе ( Κυβηβη ), [ 22 ] [ 23 ] был выдающимся лидийским божеством, владевшим важным храмом в Сардах. [ 24 ] [ 25 ]
Куфавс был молодым [ 26 ] богиня божественного безумия , [ 27 ] таким образом, будучи женским аналогом Пакиш, из-за чего греческие источники иногда отождествляли ее с Артемидой, потому что Куфавс разделяла с ней некоторые черты, хотя сама Куфавс не была идентична Артемиде. [ 7 ]
Вместо этого Куфавс была дочерью лидийской богини-матери Артимуса, как видно из ее изображения рядом с Артимусом в паре дочь-мать в ок. 400 г. до н.э. наиско из Сард, где большая фигура Артимуса держит оленя, а меньшая фигура Куфауса держит льва. [ 11 ]
Выдающееся положение Куфав в лидийской религии также видно по тому, как персы разрушали греческие храмы в отместку за то, что греки сожгли ее храм в Сардах во время Ионического восстания . [ 28 ]
Алтарь Куфавс находился в золотоперерабатывающем районе Сард, что свидетельствует о ее роли защитницы лидийской золотой и серебряной промышленности. [ 29 ]
Эгейское происхождение
[ редактировать ]Подобно отношениям между лидийским Артимом и греческой Артемидой, Куфавс был лидийским рефлексом более ранней богини, фригийским вариантом которой была богиня-мать Кубелея . [ 23 ]
Анатолийское влияние
[ редактировать ]Несмотря на эгейско-балканское происхождение и не происходящее от анатолийской богини Кубабы ( 𔖶𔖖𔗎𔗏𔗜𔒚𔕸𔕸𔗔𔖶 ), [ 12 ] Тем не менее Куфаус находилась под влиянием этого божества, о чем можно судить по ее появлению в формуле проклятия на гробнице, гласящей: [ 30 ]
Лидийский текст 𐤱𐤠𐤨𐤪𐤷 𐤮𐤵𐤫𐤯𐤠𐤮 |
Транслитерация fak=mλ Сантас |
Перевод Ему, Сантас |
Это упоминание находит параллели в иероглифических лувийских надписях из Табала , где богиня Кубаба, бог Шандас и марвайнци ассоциировались друг с другом как божества, причинявшие вред злодеям. [ 31 ] [ 32 ]
Иконография
[ редактировать ]Известные изображения Куфав включают: [ 29 ]
- мраморная статуэтка, на которой она носит корону, похожую на корону Кубабы Каркамиша, но без рога;
- изображение Куфав у входа в модель ее храма;
- и мраморный фрагмент скульптуры Куфавс у входа в другой храм, где она держит змею в правой руке.
Влияние Кубабы также отражает ассоциация куфав с кошачьими: [ 29 ] как и в случае с Кубабой, лев был священным животным лидийских куфав, а также символом лидийской царской династии, о чем свидетельствуют изображения львов на монетах Лидийской империи и использование элемент walwi- , что означает «лит». « лев » в имени лидийского царя Аляттеса ( лидийский : 𐤥𐤠𐤩𐤥𐤤𐤯𐤤𐤮 , латинизированный: Walwetes ). [ 13 ]
В Корее
[ редактировать ]Существование богини Коре ( Κορη ) не зафиксировано в период независимости Лидии или в каком-либо источнике лидийского языка, поэтому ничего не известно о ее поклонении во время Лидийской империи. Однако позже она была засвидетельствована во время эллинистического и римского периодов, когда она была ассимилирована с греческой богиней Персефоной . [ 1 ]
Судя по всему, Коре имела некоторые растительные аспекты, и праздник Хрисантины ( Χρυσανθινα ). в эллинистический период в Сардисе в ее честь отмечался [ 1 ]
Анатолийские божества
[ редактировать ]В лидийской религии также присутствовали божества анатолийского происхождения, которые играли второстепенную роль по сравнению с лидийскими божествами. [ 5 ]
Счастье
[ редактировать ]Анатолийские божества в лидийском пантеоне включали бога Сантаса ( лидийский : 𐤮𐤵𐤫𐤯𐤠𐤮 ), [ 9 ] которая могла быть супругой Куфауса, [ 10 ] но чья природа все еще неясна. [ 24 ] [ 33 ]
Хотя имя этого бога соответствует имени лувийских Шандов ( 𔖶𔖖𔗎𔗏𔑶𔑯𔗔𔖶 ) , вместо этого он мог быть больше похож на древнегреческого героя Геракла , которому, как сообщают греческие источники, поклонялись в Лидии. [ 33 ]
Ассоциация Сантаса с богиней Куфавс и Маривдас (Темными богами) находит параллели в иероглифических лувийских надписях из Табала, где бог Шандас ассоциировался с марвайнци и богиней Кубабой как божествами, причинявшими вред злодеям. [ 31 ] [ 32 ]
Имя бога Сантаса появлялось как теофорный элемент в личных именах, например, в имени советника царя Креза, которого звали Санданис ( Σανδανις ). [ 30 ]
Маривдас
[ редактировать ]Сопровождали Сантаса несколько меньших демоноподобных фигур, называемых Маривдас ( лидийский : 𐤪𐤠𐤭𐤦𐤥𐤣𐤠𐤮 ). [ 8 ] [ 9 ]
Маривды были лидийским эквивалентом божеств, засвидетельствованных в иероглифических лувийских надписях как Темные боги ( иероглифический лувийский : 𔖖𔗎𔗏𔘅𔖱𔗬𔓯𔖩𔓯𔖶 , латинизировано: Марвайнци ). [ 30 ]
Малыш
[ редактировать ]Другим анатолийским божеством, присутствующим в лидийском пантеоне, была богиня МаХиш ( лидийская : 𐤪𐤠𐤷𐤦𐤳 ), которая соответствовала анатолийской богине Малии , засвидетельствованной на хеттском языке как ᴰ Малия ( 𒀭𒈠𒀀𒇷𒅀 ) и ликийском как Малия ( 𐊎𐊀 𐊍𐊆𐊊𐊀 ), [ 34 ] [ 35 ] и греческая богиня Афина . [ 9 ]
Машиш обладал растительным аспектом, [ 1 ] будучи богиней растительности, особенно вина и кукурузы. [ 35 ]
Согласно древнегреческим источникам, лидийские цари спонсировали культ богини Афины, то есть Махиша. [ 35 ]
Богиня Малиш упоминается в греческой фрагментарной строке с острова Лесбос, читая Malis men ( Malis men enne lepton ekhois ep atraktō linon enne lepton ekhois ep atraktō linon ), что означает «лит». « Держа веретено, Малиш пряла тонкую нить » . [ 35 ]
Отождествление с Афиной
[ редактировать ]Двуязычное посвящение на барабане колонны в пергамском храме Афины также приравнивало лидийскую богиню Машиш к греческой богине Афине. [ 29 ]
Греческий текст мифа об Арахне также называет богиню Афину именем Малис, показывая тем самым, что культ Машиша перешел в греческую среду. [ 35 ]
Иконография
[ редактировать ]Маленькая статуэтка из слоновой кости прядильной женщины в лидийском головном уборе могла изображать Машиша. [ 35 ]
Другие божества
[ редактировать ]Другие божества, которые могли существовать в Лидии, включают:
- Армас ( лидийский : 𐤠𐤭𐤪𐤵𐤮 ), о чем свидетельствует теофорическое имя Армас ( 𐤠𐤭𐤪𐤵𐤥𐤠𐤮 ), [ 12 ] соответствовал лувийскому лунному богу Армасу (( Иероглифический лувийский : 𔖶𔖖𔗎𔗏𔓜𔖻𔒅𔗔𔖶 )). [ 24 ]
- Тивадас ( лидийский : 𐤯𐤦𐤥𐤠𐤮 ), также засвидетельствован от теофорного имени, соответствующего анатолийскому богу солнца Тивадасу ( иероглифический лувийский : 𔖶𔖖𔗎𔗏𔓚𔗬𔑰𔗔𔖶 ). [ 24 ] [ 36 ]
Культ
[ редактировать ]Из-за отсутствия доказательств об организации лидийских культов мало что известно. [ 20 ]
Однако засвидетельствовано существование множества отдельных ипостасей Артима со своими местными культами, а также святилищ, посвященных множеству божеств. [ 37 ]
Святилища
[ редактировать ]Лидийские культовые пространства варьировались от небольших культовых сооружений до престижных храмов государственного культа, которые также играли политическую роль. [ 20 ] хотя свидетельства о них датируются периодом после окончания независимости Лидии, [ 2 ] в то время как представители Лидийской империи известны в первую очередь из греческой литературы, а не из археологических свидетельств. [ 3 ]
Из-за скудных свидетельств существования лидийских религиозных пространств мало что известно об их формах, размерах, управлении и расположении. [ 20 ]
Остатки разграбленного здания из Сардийского акрополя содержали черепки керамики граффити с 𐤠𐤭𐤯 ( АРТ ), которая представляла собой подвесное письмо имени Артим, предполагающее, что там находилось святилище этой богини. [ 13 ]
Нынешние остатки храма Артима в Сардах датируются III веком до нашей эры в эллинистический период, то есть через три столетия после Лидийской империи; этому храму предшествовал архаичный алтарь из известняка, который впервые был построен между ок. 550 и ок. 500 г. до н.э. , под персидским правлением, до этого на этом месте не существовало никаких построек, что позволяет предположить, что святилище Артима в Сардисе находилось в другом месте во времена Лидийской империи. [ 38 ]
Лидийские правители также имели связи с греческими святилищами как в Анатолии, так и в материковой Греции, с надписью следующего содержания: БА КР АН ХИК ЕН , то есть ba[sileus] Kr[oisos] an[e]tichen ( ba[sileus] Kr[oisos ] an[e]thēken ), что означает букв. « Царь Крез посвятил (это) » — запись из посвящения колонны в храме Артемиды в Эфесе. [ 3 ]
В Лидии существовало до сих пор неоткрытое святилище Куфавов, о чем свидетельствуют сполии , такие как скульптуры львов V-IV веков до н.э., вотивная стела с изображением Куфавов и Артимуса, а также мраморная модель храма Куфавов периода между ок. 540 и ок. 530 г. до н.э. Это святилище, по-видимому, использовалось с ок. от 550 г. до 4 века до н. э., а повторное использование сполии из этого святилища в позднеримский период позволяет предположить, что она все еще функционировала под римским правлением. [ 39 ]
модель ионического храма Предполагается, что , возможно, представляла собой храм Куфавса в Сардах. Четыре стороны этой модели украшены разными сценами: [ 39 ]
- задняя часть украшена несколькими греческими и лидийскими мифологическими сценами:
- в верхнем ряду изображены птицы, летающие вокруг дерева, что указывает на роль Куфавс как богини растительности;
- в среднем ряду изображены лев и кабан, стоящие лицом к дереву;
в нижнем ряду изображены кентавр, а также двое мужчин и женщина;
- левая сторона украшена фигурами:
- в верхнем ряду изображены процессии девушек;
- в среднем ряду изображены скрюченные фигуры, держащие чашу и несущие на плече животное или бурдюк с вином, возможно, изображающие комастаев из оргиастических обрядов;
- в нижнем ряду изображены танцовщицы;
- правая сторона также украшена фигурками:
- в верхнем ряду изображены мужчины в процессии;
- в среднем ряду изображены процессии девушек;
- в нижнем ряду изображены львы, которые являются символом Куфавов.
Небольшой алтарь богини Куфавс находился на территории золотоперерабатывающего завода в Сардисе, что свидетельствует о том, что она была защитницей лидийской золотой и серебряной промышленности. Сам этот алтарь был построен в два этапа: [ 13 ] [ 29 ]
- оригинальный алтарь был построен между ок. 570 до ок. 560 г. до н. э. , во время правления Креза или Алиатта, а его углы первоначально были украшены львиными скульптурами львов, священного животного Куфавов, вырезанными из песчаника;
- позже алтарь был реконструирован во время персидского правления.
Однако небольшой размер этого алтаря позволяет предположить, что это был не государственный культ, а второстепенный. [ 13 ]
Духовенство
[ редактировать ]В ранней лидийской религии было по крайней мере три культовых служителя, в том числе: [ 17 ]
- кавес ( лидийский : 𐤨𐤠𐤥𐤤𐤮 ), которые были жрецами и жрицами;
- šiwraλmi- ( лидийское : 𐤳𐤦𐤥𐤭𐤠𐤷𐤪𐤦- ), которые были вовлечены в культ Артимуса;
- Armτas ( лидийский : 𐤠𐤭𐤪𐤴𐤠𐤮 ), которые могли быть пророками.
Священник-король
[ редактировать ]Помимо этих клерикальных должностей, религиозная роль царей среди других анатолийских народов предполагает, что лидийские цари также были религиозными высшими функционерами , которые участвовали в культе как представители божественной силы на земле и заявляли о своей легитимности управлять богами. Анатолийские и эллинистические греческие параллели также предполагают, что лидийские цари могли обожествляться после своей смерти. [ 15 ]
Священство
[ редактировать ]Жрецы и жрицы отвечали за управление и поддержание культов, которые были организованы индивидуально, о чем свидетельствует существование священников Пакиша и Ламетруса. [ 17 ]
О лидийских жрецах и их функциях мало что известно. [ 17 ] их количество, происхождение и обязанности неизвестны. [ 20 ]
Однако один священник по имени Митридаштас записал в надписи, что он передал имущество храму Артима в Сардисе и призвал богиню защитить его, предполагая, что священники могли стать достаточно богатыми, чтобы распределять имущество, хотя неясно, было ли это так. был распространенным или редким. [ 17 ]
В обязанности культового персонала могли входить танцы, музыка и гадание : [ 40 ]
- изображение в лидийских произведениях искусства пьяных гуляк, называемых по-гречески комастаи ( κωμασται ), свидетельствует о практике культовых танцев и пьяных разгулов в лидийской религии;
- неизвестно, существовала ли лидийская « вакханалия », но греческая мифология также связывала бога Диониса с Лидией, а его альтернативное имя Бакхос ( Βακχος ) было родственным лидийскому теониму Пакиш ( 𐤡𐤠𐤨𐤦𐤳 );
- какие формы гадания практиковали лидийцы, неизвестно, но они были достаточно распространены как в древней Анатолии, так и в Греции, что могла использоваться одна или несколько пророческих практик;
- это могло бы соответствовать утверждению Геродота Галикарнасского о том, что лидийские цари широко обращались за советом к греческим оракулам .
Шествия
[ редактировать ]Богослужения включали шествия , вероятно, священников и жриц. [ 1 ]
Фестивали
[ редактировать ]Праздники, посвященные весне и сбору урожая, возможно, существовали у лидийцев, хотя такие праздники, такие как праздник Хрисантины, отмечаемый в Сардисах в честь богини Коре, засвидетельствованы только с эллинистического периода. [ 1 ]
Жертвы
[ редактировать ]Лидийцы совершали жертвоприношения, чтобы заслужить благосклонность своих божеств. [ 1 ]
Ритуальные трапезы
[ редактировать ]Остатки одного такого типа жертвоприношения, которое, вероятно, состояло из посуды, используемой для ритуальных обедов, были обнаружены в ямах, содержащих кувшины, чашки, тарелки, ножи и кастрюли со скелетами расчлененных, но не съеденных щенков . Эти священные трапезы особенно предлагались между ок. 575 и ок. 525 г. до н.э. , возможно, для защиты окружных построек. [ 1 ]
Защитные отложения
[ редактировать ]В более позднем засвидетельствованном жертвенном ритуале глиняные чашки или сосуды, металлические инструменты, такие как гвозди и иглы , а также пробитые яйца и монеты , были отложены у подножия стен возле храма Артимуса; В частности, откладывание яиц совершалось как часть ритуалов очищения, защиты от злых проклятий или обеспечения успеха в бизнесе. [ 41 ]
Этот ритуал также проводился во времена Римской империи, когда такие подношения клали под пол комнаты в здании, а молодую свинью помещали под пол другой комнаты. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пейн 2019 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейн 2019 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б с Пейн 2019 , с. 232.
- ^ Пейн 2019 , с. 231-231.
- ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пейн 2019 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нейман 1990 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Орешко 2021 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Орешко 2021 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с Орешко 2021 , с. 156-157.
- ^ Перейти обратно: а б с д Орешко 2021 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 233.
- ^ Орешко 2021 , с. 135-136.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 237.
- ^ Пейн 2019 , с. 234-235.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 235.
- ^ Пейн 2019 , с. 237-240.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пейн 2019 , с. 244.
- ^ Пейн 2019 , с. 243-244.
- ^ Орешко 2021 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нейман 1990 , с. 185.
- ^ Орешко 2021 , с. 153-154.
- ^ Орешко 2021 , с. 155-156.
- ^ Орешко 2021 , с. 158-159.
- ^ Орешко 2021 , с. 154-156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн 2019 , с. 241.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаттер 2017 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Хаттер 2017 , с. 116-117.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 240-241.
- ^ Перейти обратно: а б Орешко 2021 , с. 138-139.
- ^ Орешко 2021 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пейн 2019 , с. 242.
- ^ Якубович 2008 , с. 130.
- ^ Пейн 2019 , с. 245.
- ^ Пейн 2019 , с. 232-233.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 234.
- ^ Пейн 2019 , с. 235-236.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2019 , с. 236-237.
Источники
[ редактировать ]- Хаттер, Манфред (2017). «Кубаба в Хеттской империи и последствия ее экспансии на Западную Анатолию» . со дня рождения Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в 100-летия честь Эммануэля Лароша. Стамбул , Турция : Французский институт анатолийских исследований . стр. 113–122. ISBN 978-2-362-45083-9 .
- Нойманн, Г. [на немецком языке] (1990). «Лидия» [Лидия]. В Эдзарде, Дитц-Отто ; Калмейер, П.; Постгейт, Дж. Н.; Рёллиг, В. [на немецком языке] ; Шулер, Э. [на немецком языке] ; фон Соден, В .; Стол, М.; Вильгельм, Г. (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии [ Энциклопедия древних ближневосточных исследований ] (на немецком языке). Том 7. Берлин, Германия ; Нью-Йорк , США : Уолтер де Грюйтер . стр. 184–186. ISBN 978-3-110-10437-0 .
- Орешко, Ростислав (2021). «В поисках корней священного куба: Кубаба-Кубелея-Κύβεβος-куфавы и проблема этнокультурных контактов в Анатолии раннего железного века». В Бьянкони, Микеле (ред.). Лингвистические и культурные взаимодействия между Грецией и Анатолией: в поисках золотого руна . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . стр. 131–166. ISBN 978-9-004-46159-8 .
- Пейн, Анник (2019). «Родные религиозные традиции с лидийской точки зрения». В Блейкли, Сандра; Коллинз, Билли Джин (ред.). Религиозная конвергенция в Древнем Средиземноморье . Исследования древних средиземноморских религий. Том. 2. Атланта , США : Lockwood Press. стр. 231–248. ISBN 978-1-948-48816-7 .
- Якубович, Илья (2008). «Лувийские миграции в свете языковых контактов». В Коллинзе, Билли Джин; Бачварова Мэри Р.; Резерфорд, Ян К. [на немецком языке] (ред.). Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд , Великобритания : Oxbow Books . стр. 123–134. ISBN 978-1-842-17270-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейн, Анник; Сассвилл, Дэвид (2016). «Лидийская Афина: новое издание LW 40». Историческая лингвистика ( . на немецком языке) 129 :66–82. JSTOR 44113343 .
- Хёгеманн, Питер; Эттингер, Норберт (2018). «Кто такие лидийцы?». Лидия: древнее анатолийское государство между Грецией и Ближним Востоком (на немецком языке). Берлин, Бостон: Де Грюйтер. С. 65-119 [74-80]. дои : 10.1515/9783110436020-005 .
- Эйлер, Катрин; Сассвилл, Дэвид (2019). « Лидийский Qλdan и его культурно-исторические последствия». Кадм (на немецком языке). 58 (1–2): 125–156. дои : 10.1515/kadmos-2019-0007 .
- Гарнье, Ромен (2022). «Лорд Qλdãns и родственные формы». Historische Sprachforschung [ Историческая лингвистика ]. 135 : 182–214. JSTOR 27257699 . По состоянию на 23 июня 2024 г.