марийская религия
Марийская религия ( марийское : Чимарий йӱла, Чимарии джюла ), также известная как марийское язычество , — этническая религия марийского народа , волжской финской этнической группы, проживающей в республике Марий Эл , в России . Религия со временем претерпела изменения, особенно под влиянием соседних монотеизмов. В последние несколько десятилетий, сохраняя свои традиционные черты в сельской местности, неоязыческого типа. произошло организованное возрождение [1]
Религия марийцев основана на поклонении силам природы, которые человек должен чтить и уважать. До распространения монотеистических учений среди марийцев они поклонялись многим богам ( юмо , слово, родственное финскому Джумала ), признавая при этом главенство «Великого Бога» Кугу Джумо . образ ошского Кугу Джумо В XIX веке под влиянием единобожия языческие верования изменились и укрепился , буквально «Великого Бога Света».
Подвергаясь преследованиям в Советском Союзе , эта вера получила официальный статус с 1990-х годов правительством Марий Эл, где она признана одной из трех традиционных религий наряду с православием и исламом. Некоторые активисты утверждают, что верующие марийской религии подвергаются давлению со стороны российских властей в рамках более широкой кампании по русификации марийской культуры. Виталию Танакову, приверженцу веры, предъявлено обвинение в разжигании религиозной, национальной, социальной и языковой розни после публикации книги «Говорит священник» . [2]
Организация
[ редактировать ]Последователи родной религии мари совершают общественные обряды и массовые молебны, ведут благотворительную, культурную и просветительскую деятельность. Они обучают и воспитывают молодое поколение, издают и распространяют религиозную литературу. В настоящее время существуют четыре региональные религиозные организации коренных марийцев. Молитвенные собрания и массовые молебны проводятся по традиционному календарю; он всегда учитывает положение Луны и Солнца .
Публичные молитвы проводятся, как правило, в священных рощах (кусото). Церемонии проводятся священниками. Существует существенное расхождение между пантеонами низинных марийцев, поклоняющихся примерно 140 богам, и горных марийцев, поклоняющихся примерно 70 богам. [3] Однако большинство этих божеств представляют собой разные формы других богов. Девять божеств являются наиболее важными, и их часто называют ипостасью верховного бога Оша Кугу Джумо. Родная религия мари включает в себя поклонение деревьям и жертвоприношения животных.
Следующий
[ редактировать ]Марийская религия — одна из коренных религий Европы с непрерывным происхождением, пережившая христианизацию и на протяжении поколений сосуществовавшая с русским православием . Сегодня многие марийцы крещены как христиане, но посещают традиционные молебны, а не христианские мессы. Социологический опрос 2004 года показал, что около 15% всего населения Марий Эл считают себя приверженцами исконной религии мари. Поскольку марийцы составляют всего 45% населения республики (700 000), эта цифра означает, что, вероятно, более трети заявляют, что исповедуют старую религию. [4]
Еще выше процент язычников среди марийцев Башкортостана и восточной части Татарстана (до 69% среди женщин). Мари бежали сюда от насильственной христианизации в 17-19 веках. [5]
Аналогичное число было заявлено Виктором Шнирельманом , который обнаружил, что от четверти до половины марийцев либо поклоняются языческим богам, либо являются приверженцами неоязыческих групп. [6] Марийские интеллектуалы утверждают, что верующих марийской национальности следует классифицировать по группам с разной степенью влияния русского православного общества, включая последователей-синкретиков, которые иногда даже могут ходить в церковь, крещеных последователей родной марийской религии и некрещеных мари.
Боги
[ редактировать ]Многие боги в Мари имеют аналоги в древнем индуизме и европейских религиях. Некоторые боги и духи марийского пантеона: [7] [8]
- Кугу Джумо , главный бог, часто рассматриваемый как монистическое божество. Также его называют Кугурак , «Старший». Он ассоциируется с уткой.
- Тул , бог огня, атрибут Кугу Джумо.
- Сурт , домашний дух, атрибут Кугу Джумо.
- Сакса , бог плодородия, атрибут Кугу Джумо.
- Кудрирчо Юмо , бог грома.
- Тутира , бог тумана, атрибут Кугу Джумо. И другие атрибуты божества.
- Пурысё , бог судьбы, заклинатель и творец будущего всех людей. Родственник Пуруши [ нужна ссылка ]
- Азирен , бог смерти.
- Шудыр-Шамыч , бог звезд.
- Тылмаш , труженик божественной воли.
- Тильзе , бог Луны. Также известен как Тылзе.
- Ужара , бог зари. Родственник Уши [ нужна ссылка ]
- Мланде , бог земли.
- Шочин-Ава , богиня [9] родов.
- Тюнья , бог вселенной
- Чудо , злой дух
У многих из этих богов, особенно тех, которые управляют природными явлениями, есть женские аналоги, имена которых заканчиваются на ава («мать»), например, Тул-Ава, богиня огня, Мланде-Ава, богиня земли, Кудурчо-Ава, богиня огня. гром и т. д.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Владимир Напольских . Заметки на полях: неоязычество в Евразии . // Евразийский журнал / Acta Eurasica. № 1. Москва, 2002.
- ^ Александр Верховский. Антиэкстремистское законодательство и его исполнение . СОВА, 2007.
- ^ Yakovlev, Gabriel (1887). Религиозные обряды черемис [ Religious Rites of the Cheremis ] (Adobe Flash document) (in Russian). Kazan: Orthodox Missionary Society.
Богов у луговых черемиъ считается (с матерями, пїамбарами , виднезями, праздничными и поминальными божествами) приблизительно около 140, у горных 70 (Lowland Mari people have about 140 deities in total, while mountain Mari have 70. These include mothers, piambars, vidnezs, as well as festive and mourning deities)
- ^ Николаус фон Твикель. Последнее в Европе поклонение язычникам в роще Марий Эл. Архивировано 17 июня 2013 г. в Wayback Machine . «Санкт-Петербург Таймс», 2009.
- ^ Шнирельман, Виктор (2001). Неоязычество на просторах Евразии . Москва. ISBN 5-89647-050-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Виктор Шнирельманн. Христиане идут домой! Архивировано 22 сентября 2014 г. в Archive-It . Журнал современной религии 17.2. 2002.
- ^ Кнорре 2014 , с. 253
- ^ Glukhova 2011 , pp. 60–61
- ^ « Богослужение «последних язычников Европы» в роще Марий Эл» . 14 июля 2009 г.
Ресурсы
[ редактировать ]- Глухова, Наталья (2011) [1995]. «Отражение религиозных верований черемисов в текстах языческих молитв» (PDF) . В Кыйва, Маре; Васильева, Кай (ред.). Народная вера сегодня (2-е изд.). Тарту: EKM Teaduskirjastus. п. 60-66. ISBN 978-9949-446-96-4 . Проверено 07 марта 2017 г.
- Кнорре, Борис (2014) [2013]. «16 – Неоязычество в Республике Марий Эл». В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Исследования современного и исторического язычества. Издательство «Акумен». п. 249-265. ISBN 9781317544623 .
- Шнирельман, Виктор (2002). «Христиане! Идите домой: возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)» (PDF) . Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 . S2CID 51303383 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2014 г. Проверено 30 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Родная религия мари - Официальный сайт на русском языке
- Николаус фон Твикель. Последнее в Европе языческое богослужение в роще Марий Эл . «Санкт-Петербург Таймс», 2009.
- Марийское язычество: традиционная религия или деструктивный культ? . Служба новостей Кестона, 2002.
- Блог