Адыгейский Хабзе
Часть серии о |
черкесы Кстати |
---|
Список известных черкесов Черкесский геноцид |
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживание Разрушен или едва существует |
Религия |
Религия в Черкесии |
Языки и диалекты |
|
История |
Показывать |
Культура |
Адыгейское Хабзе [а] или черкесский Хабзе , [Я] также известный как Хабзизм , [1] – это мировоззрение и моральный кодекс черкесского народа . [2] [3] Традиционно связанный с черкесской религией , которая сама по себе больше не является доминирующей в черкесском обществе, она диктует, что черкес всегда должен жить в соответствии с правилами, установленными хабзе, за небольшими исключениями. Принципы хабзе включают особое уважение к старшим и (для мужчин) женщинам; политика вступления в брак с другим черкесом только для защиты находящейся под угрозой исчезновения культуры нации; и демонстрируя такие ценности, как правдивость, честь и храбрость. Хотя Хабзе опирается на тысячелетнюю черкесскую историю, он развивается и постоянно меняется, а также реформируется в соответствии с потребностями черкесского сообщества. Обычно этим руководит тхамате ( адыгейский : тхьэмадэ , букв. « Старейшина региона » ).
Хабзе как свод законов включает в себя нормы и моральные принципы, определяющие поведение человека. Он представляет социальные правила во всех сферах жизни. Однако свод правил и положений Хабзе не является статичным и в прошлом официально не определялся. Хабзе практически прекратил свое существование в Черкесии после геноцида черкесов , устроенного Российской империей в XIX веке.
В каждой черкесской общине по всему миру местный консультативный совет, известный как Хасэ . можно найти [4] Цель таких советов — предоставить черкесам комфортное место, где они смогут говорить по-черкесски , участвовать в черкесской культурной деятельности, узнавать о законах Хабзе или обращаться за традиционным советом. Эти консультативные советы координируются на местной и региональной основе и общаются на международном уровне через Международную черкесскую ассоциацию , которая является членом базирующейся Бельгии в Организации непредставленных наций и народов . [5] Хабзе иногда ассоциируется с черкесским национализмом .
Этимология
[ редактировать ]«Хабзе» (Хабзэ) — черкесское слово, образованное от хы ( khy ), что означает «обширный» или «вселенная». [6] и бзэ ( bze ), что означает «язык». [7] [8] Таким образом, его значение примерно переводится как «язык вселенной» или «слово космоса», что, возможно, сравнимо с концепцией Дхармы . стало означать «правило», «обычай», «традиция» Со временем слово «Хабзе» на черкесском языке . [9]
Традиции
[ редактировать ]Хабзе – это социальный и моральный кодекс. Это одно из старейших произведений черкесской истории, датируемое как минимум 3000 годом до нашей эры. Самая простая санкция, которую можно применить к тем, кто действует против Хабзе, — это исключить их из общества. Исключение кого-либо из общества, непосещение его похорон или свадьбы, полное игнорирование его существования – это утомительное наказание, и по этой причине черкесы следуют традициям Хабзе, чтобы избежать этой санкции. [3]
Прошлое и настоящее связаны друг с другом множеством нитей, начиная от биологических и генеалогических явлений в природе человека и заканчивая социальными, культурными, моральными и религиозными аспектами. [10] Все, что создано человеческим разумом, его интеллектом и его руками, является элементом истории и национального своеобразия. Сюда входят одежда и средства производства, домашняя утварь, средства ведения хозяйства и даже выбор знаменитой кабардинской лошади ( Адыгэш , Адыгеш ), национальные праздники.
Адыгэ Хабзе также призывает воздерживаться от обмана других. Презирает вмешательство в дела других людей. Это препятствует подчинению и преклонению колен перед теми, кто обладает властью. Адыгэ Хабзе призывает уважать мнение других, понимать их положение, помогать и защищать слабых, совершать добрые дела, вставать на защиту униженных и оскорбленных, жить честным трудом. [10]
Цель человека, практикующего Хабзе, – жить как можно более достойно. В черкесском обществе человек, ведущий себя в соответствии с Хабзе, становится уважаемым в обществе, с ним также советуются на светских мероприятиях. Хорошо знать и практиковать хабзе очень важно для черкесов.
Одна черкесская традиция требует, чтобы люди вставали, когда кто-то входит в комнату, предоставляли место входящему человеку и позволяли новичку говорить раньше всех во время разговора. В присутствии старейшин и женщин крайне важны уважительный разговор и поведение. Женщины пользуются особым уважением, а споры прекращаются в присутствии женщин, чтобы не беспокоить их. Женщина может потребовать примирения враждующих семей или людей, и они должны подчиниться ее просьбе.
Хабзе требует, чтобы всех черкесов научили мужеству, надежности и щедрости. Жадность, стремление к имуществу, богатству и хвастовству считаются по кодексу Хабзе позорными. По мнению Хабзе, у черкесов особенно выражено гостеприимство. Гость – это не только гость принимающей семьи, но в равной степени гость всей деревни и рода. Даже враги считаются гостями, если они входят в дом, и быть гостеприимным к ним, как к любому другому гостю, — священный долг. Черкесы считают хозяина рабом гостя, поскольку ожидается, что хозяин будет заботиться обо всех нуждах и желаниях гостя. Гостю ни в коем случае нельзя позволять работать, это считается позором для хозяина.
Ключевой фигурой в черкесской культуре является человек, известный как темаде , который часто является старейшиной, но также и человеком, который несет ответственность за такие функции, как свадьбы. Этот человек должен всегда соблюдать все правила Хабзе во всех сферах своей жизни. Люди, практикующие хабзе, достигают статуса «сделано», когда достигают определенного возраста. Это дает им большой авторитет в обществе. Пока они не совершат серьезных правонарушений, почти каждый черкес в конечном итоге достигнет этого статуса. [3] Кроме того, крест Хабзе часто ассоциируется с крестом Тау, который напоминает греческую букву «Тау». Хотя возможность этого утверждения до конца не подтверждена.
Древние местные верования
[ редактировать ]До ислама Хабзе сочетался с языческими верованиями черкесов. Черкесия была одним из мест в Европе , которое дольше всего сохраняло свои исконные религиозные традиции, с почти преемственностью между древними традициями и современной религиозностью и мировоззрением, которое синкретизировало и сохраняло многие свои исконные элементы даже после исламизации.
Хабзейско-националистическое движение
[ редактировать ]Хабзе часто ассоциируется с черкесским национализмом . Первоначально система была сформирована вокруг законов нартов в « Нартской саге» , первоначально передаваемой устно, что в значительной степени способствовало формированию черкесских ценностей на протяжении веков. Хотя черкесы исторически были христианизированы и исламизированы , период Советского Союза способствовал серьезному ослаблению религий в этом районе, особенно среди черкесов. В это время и после падения советского режима возрождение хабзейского мировоззрения поддерживалось черкесскими интеллектуалами как часть роста национализма и культурной идентичности в 1990-е годы. [11] и, в последнее время, как противодействующая сила ваххабизму и другому исламскому экстремизму . [12] [11]
29 декабря 2010 года известный кабардино -черкесский этнограф и защитник хабзе Арсен Ципинов: [13] был убит радикальными исламистскими террористами , которые обвинили его в мушрике ( идолопоклонническом неверии в исламский монотеизм) и за несколько месяцев до этого угрожали ему и другим людям, которых они обвиняли в идолопоклонстве и мунафикунах («лицемерах»), чтобы они прекратили «возрождать» и распространять ритуалы самобытные черкесские доисламские традиции. [14] [15]
11 мая 2018 года в журнале «Адыгэ хабзэ» (на черкесском языке) была опубликована книга о хабзе (с акцентом на кодексе поведения, кодексе чести и традициях черкесского народа) под названием « الاديغة خابزة-العادات الشركسية» или « Адыгэ хабзэ» (на черкесском языке). Иордания от преподавателя черкесского языка Международной черкесской академии культуры Заремы Мадин Гутчетль и старшего члена ICCA Нэнси Хатх. [16] Были написаны и изданы и другие книги.
См. также
[ редактировать ]- Абхазская родная религия
- Ассианизм
- Кавказское неоязычество
- Черкесская мифология
- Вайнахская мифология
Примечания
[ редактировать ]- ^ Адыгейский : Адыгэ Хабзэ , латинизированный: Адыгэ Хабзе , IPA: [aːdəɣɐ xaːbzɐ] ; Турецкий : Адиге Хабзе ; Арабский : اديغة خابزة , латинизированный : Adīga Khabza
- ^ Альтернативно пишется Хабзе , Хабза или Хабзе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хабзисты». Кто они?
- ^ «Хабзе: религиозная система черкесов» . habze.info . Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хабзе Недир?» . 2018. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года.
- ^ Джонти, Ямиша. Черкесы Юнайтед
- ^ Джонти, Ямиша. Профиль диаспоры: глобальное сообщество
- ^ "Черкесский центр поддержки | |Адыгэбзэ словарь" . adigabze.net . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Хабзе.инфо. Что такое Хабзе?
- ^ "Черкесский центр поддержки | бзэ |Адыгэбзэ Словарь" . adigabze.net . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ "Черкесский центр поддержки | |Адыгэбзэ словарь" . adigabze.net . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кадкой, Батер. «Жизнь и наследие Кадира Нато» (PDF) . Черкесские времена .
- ^ Jump up to: а б Пол Гольбе. Окно в Евразию: черкесы оказались между двумя глобализирующими «жерновами», говорит российский обозреватель . « Окна на Евразию» , январь 2013 г.
- ^ Авраам Шмулевич. Хабзэ против Ислама. Промежуточный манифест .
- ↑ Аналитик по Центральной Азии и Кавказу. Архивировано 7 июля 2013 г. в Wayback Machine . Том. Т. 3, № 4. 21.03.2011. стр.4
- ↑ Повстанцы Северного Кавказа признали убийство черкесского этнографа . Отчет о Кавказе, 2010. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Валерий Дзуцев. Громкие убийства в Кабардино-Балкарии подчеркивают неспособность правительства контролировать ситуацию в республике . Eurasia Daily Monitor , том 8, выпуск 1, 2011. Дата обращения 24 сентября 2012 .
- ^ «Международная черкесская культурная академия-ICCA» . www.facebook.com . Проверено 28 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Т. М. Катанчиев. Адыгейские обычаи как кабардинское обычное право . Эль-Фа, 2001 г.
- Мичиганский университет (1999). Справочная библиотека арабской Америки: страны и этнические группы, от Кувейта до Объединенных Арабских Эмиратов . Гейл . стр. 570–571. ISBN 978-0-7876-4178-8 .
- Буллоу, Оливер (4 марта 2010 г.). Пусть наша слава будет велика: Путешествия среди непокорных народов Кавказа . Книги о пингвинах . стр. 35–. ISBN 978-0-14-195622-0 .