Сомалийская мифология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |
Часть серии о |
Культура Сомали |
---|
Культура |
Люди |
Религия |
Язык |
Политика |
Сомалийская мифология охватывает верования , мифы , легенды и народные сказки, циркулирующие в сомалийском обществе , которые были переданы новым поколениям в течение нескольких тысячелетий в Сомали и Джибути , начиная с 6000 лет назад. Многие вещи, составляющие сегодня монотеистическую сомалийскую мифологию, представляют собой традиции, точность которых со временем угасла или значительно облагораживалась с приходом ислама на Африканский Рог .
Культура почитания святых и сохранение нескольких религиозных учреждений в современной Сомали региона показывают, что старые традиции древнего прошлого оказали значительное влияние на сомалийскую литературу в последующие века. Точно так же практикующие традиционную сомалийскую медицину и астрономию также придерживаются остатков старой культурной системы верований, которая когда-то процветала в Сомали и более широком регионе Хорн.
Доисламский период [ править ]
сомалийский народ Считается, что в доисламские времена придерживался сложной монотеистической системы верований, замененной единственной всемогущей фигурой по имени Эеббе / Ваак. Религиозные храмы, датируемые древностью , известные как Таалло, были центрами, где проводились важные церемонии под руководством Вадаада священника . Ваак был доисламским богом неба, связанным с водой/дождем, плодородием, священными деревьями, животными, природой, миром и гармонией. На сомалийском языке оно переводится с помощью таких слов, как Bar waaqo («обильный»), Ceel Waaq (название города) и Cabu Waaq (город в центральной части Сомали, в основном населенный кланом Марехан). [1] [2]
Ричард Фрэнсис Бертон описывает Абасу в регионе Авдал как дом форта королевы Колы, могущественной королевы, которая сражалась с соседним городом Обубе в древнем конфликте (1856 г.) в своей книге «Первые шаги в Восточной Африке» :
«После часа езды мы свернули от Аббасо Фьюмара и вошли в котловину среди холмов, находящуюся примерно в шестнадцати милях от Священного Древа. Это место Дарбии Кола — Кольского форта, названного так в честь его королевы Галлы. Из недавних исследований Судя по мнению Сады Мире и других, в центральном Сомалиленде проживала сильная христианская община. Это позволяет предположить, что между людьми Обабы и другим, пока еще неизвестным народом, действительно существовал конфликт. Термин «Галло» следует переводить как «немусульманин» и не относится к оромо. Гадабурси и Мадаксвейна Дир вспоминают о конфликте с немусульманами в тот период, когда Адал процветал. и его сосед Аубуба сражались, как некоторые кошки, в Килкенни, пока оба не были «съедены»: Гадабурси относят это событие к периоду, когда их предки еще населяли Булхар на побережье — около 300 лет назад, если дата верна, то это существенные руины. вели суровую борьбу со временем. Остатки домов загромождают почву, а тщательно построенные колодцы наполнены мусором: мне показали дворец со стенами из камня и глины, пересекаемыми слоями деревянных конструкций. Мечеть представляет собой большое здание без крыши с двенадцатью квадратными колоннами из грубой каменной кладки, а михраб, или молитвенная ниша, обозначена круглой аркой приличной конструкции. Но голос муэдзина навсегда умолк, и теперь вокруг разрушенного храма обвиваются лианы. Сцена была тихой и мрачной, как могила; на полторы мили в длину все было в руинах, руинах, руинах». [3]
Термин галла , уничижительный термин для оромо , [4] По словам Бахрея, «галла пришли с запада и пересекли реку своей страны, которая называется Галана, до границы с Бали...». какая река имела в виду; неясно, в каком значении он употреблялся. Термин Галла использовался еще в 1593 году в трудах монаха Бахрея. Позже этот термин был неверно истолкован и неправильно использован европейским путешественником в Сомалиленде с сомалийским термином «Таало» (древняя могила) и термином «гало» (немусульманин). Пересчет Бертона. Принимая во внимание явно исламские черты города и форта с разрушенными мечетями и храмами, есть основания полагать, что королева Кола могла быть королевой исламской эпохи. Однако в свете результатов раскопок более вероятно, что она принадлежала к немусульманской общине, которая владела большей частью земель между Ададле, Джид Али и Киритом, где можно найти множество могил с крестами. Произошло столкновение двух культур, когда мусульманские общины, в которые входили предки Гадабури, Мадаксвейна Дир, Аргобба и Харла, изгнали христианскую общину из региона. [5]
Ричард Фрэнсис Бертон (1856 г.) также описывает свое посещение поля битвы:
«Оттуда мы направились к полю битвы, широкому листу песчаника, по-видимому, изрезанному копытами мулов и лошадей: на этой земле, которая, по словам моих проводников, в былые времена была мягкой и податливой, произошло великое действие между Обубой и Дарбией Колой». [6]
Абасу и форт Королевы Кольской посещали многие европейские путешественники, исследователи и археологи. Среди них Ричард Фрэнсис Бертон в 1854–1855 годах, Александр Т. Керл в 1930-х годах, Невилл Читтик в 1978 году и французские ученые Франсуа-Ксавье Фовель-Эмар и Бернар Хирш в 2004 году. [7]
Божества [ править ]
Ваак ( Бог ) | Ваак — древний кушитский Бог Неба, более характерный для многих племен. [8] [9] [10] Как таковое это не конкретное сомалийское имя, и, согласно сомалийской легенде, Эеббе жил на небесах , и всякий раз, когда кочевники успешно молились о дожде, они просили его снисхождения. Название сохранилось в таких словах, как barwaaqo , «жить счастливо». [11] [12] |
Ayaanle (Ангелы ) | Аяанле . в древнем Сомали были известны как добрые духи и выступали посредниками между Богом и людьми Говорили, что они приносят удачу и благословения . |
Аренда ( Жнец ) | Хуур был посланником Смерти и имел форму большой птицы. Божество было сродни Гору Древнего Египта и играло аналогичную роль в сомалийском обществе. |
Nidar (Каратель ) | Нидар был правее зла. Его считали защитником тех, кого эксплуатировали собратья-люди. Божество сохранилось в современном Сомали как популярное высказывание; Нидар Ба Ку Хели («Нидар найдет и накажет непослушных»). |
Вагар | Женщина, связанная с плодородием. [13] |
Легендарные короли, королевы и святые [ править ]
В сомалийской мифологии существует множество историй о мужчинах и женщинах, которые бросили вызов культурным традициям или приобрели героический и святой статус среди масс сомалийского полуострова.
Королева Кола Абасская ( Королева ) | Кола Королева Абасы была могущественной и легендарной королевой из города Абаса в регионе Авдал , которая сражалась с соседним городом Абубе в древнем конфликте между городами Абаса и Абубе . |
Королева (Королева) | Королева Арравило была легендарной королевой, которая расширила права женщин. Многие эпосы поддерживают легенду об Арравелло как о выдающейся женщине-лидере своей эпохи. |
Wiilwaal (Король ) | Вил Ваал был легендарным королем древнего Сомали, известным своей храбростью и боевыми навыками. |
Гиганты и демоны [ править ]
Хаббад ина Камас ( Гигант ) | Хаббад ина Камас был легендарным жестоким великаном, правившим половиной древнего Сомали. Репрессивное правление Хаббада было полной противоположностью доброте и заботе, которыми была одарена другая половина земли, которой правил великан Бириир ина Барко. В конце концов он был побежден и убит в битве Бирииром, когда последний узнал о тирании Хаббада. |
Мать пивовара Барко (Гигант) | Бириир ина Барко был легендарным героическим гигантом в древнем Сомали, известным своим справедливым правлением и добротой. Он жил в пещере под названием Шимбираале (пещера птиц) и носил тяжелое кольцо, которое ни один человек не мог поднять. Он ответил на мольбы страдающих под властью гиганта по имени Хаббад и победил его в бою. Затем он объединил две земли и положил начало долгому периоду мира. [14] |
Кори-исмарис («Тот, кто растирает себя палкой») | Кори-Исмарис был человеком, который мог превратиться в « человека-гиены », потирая себя волшебной палкой с наступлением темноты, и, повторив этот процесс, мог вернуться в свое человеческое состояние до рассвета. [15] |
Дегдер («Тот, у кого длинные уши») | Дегдир была женщиной-демоном-каннибалом, которая охотилась в сомалийских лесах. Ее жертвами обычно становились бродячие или потерявшиеся дети. |
Сапоги (человек/существо, меняющие форму) | Буути была одной из детей Дегдира, которая рисковала своей жизнью, чтобы спасти невинных жителей деревни. Она стала героем, когда спасла людей, но была навсегда проклята как существо-людоед, меняющее форму. |
Фадумо и Фара (Выжившие дети Бути) | Фадумо ио Фаракс успешно прошел семь испытаний и пережил погоню за своей матерью-каннибалкой, обнаружив, что она убила их отца и младшего брата и сестру. Фадумо иё Фаракс жила изолированной жизнью, пока Фадумо не вышла замуж, поскольку ей уже не суждено было вернуться. |
Кули Джаджаб (продолжение истории Фадумо и Фары) | Фаракс молился о том, чтобы его сестра вернулась или превратилась в дерево, чтобы дождаться, пока она вернется, поскольку он был стар, поэтому его молитва была услышана, он был проклят быть деревом на долгие годы. Однажды его сестра возвращается со своей семьей. Дети срезали листья с дерева, и Фаракс отвечал: «абти ида» - после того, как дети Фадумо продолжали говорить ей, что она срезала лист, и он отвечал. Она помолилась, чтобы снять проклятие, и они объединились. |
Мифологические места [ править ]
Во многих регионах Сомали есть города или отдельные районы, названия которых подтверждают истории, рассказанные в сомалийской мифологии. Ваак само по себе является сомалийским словом и используется для названия таких мест, как Каабудваак («Поклоняющийся Богу»), Силваак («Колодец Бога») и других подобных городов с названием Ваак . Гробница Аравело — еще одно популярное мифологическое место в Сомали, которое считается местом последнего упокоения королевы Аравело. В наше время это место считается важным местом для сомалийских женщин.
См. также [ править ]
Мифология |
---|
Ссылки [ править ]
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (25 февраля 2003 г.). Исторический словарь Сомали . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6604-1 .
- ^ Фиупу, Кристиана (2000). Пороги: англоязычная африканская литература . Прессы Унив. дю Мирай. ISBN 978-2-85816-505-6 .
- ^ Бертон, Ричард (1856). Первые шаги в Восточной Африке (1-е изд.). Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. стр. 209–210.
После часа езды мы свернули с Аббасо Фьюмара и вошли в котловину среди холмов, удаленную примерно на шестнадцать миль от Священного Древа. Здесь находится Дарбия Кола — Кольский форт, названный так в честь королевы Галлы. Говорят, что этот город и его сосед Аубуба дрались, как некоторые кошки в Килкенни, пока оба не были «съедены»: гадабурси относят это событие к периоду, когда их предки еще населяли Булхар на побережье — около 300 лет назад. Если дата верна, то солидные руины вели жестокую борьбу со временем. Остатки домов загромождают почву, а тщательно построенные колодцы наполнены мусором: мне показали дворец со стенами из камня и глины, пересекаемыми слоями деревянных конструкций. Мечеть представляет собой большое здание без крыши с двенадцатью квадратными колоннами из грубой каменной кладки, а михраб, или молитвенная ниша, обозначена круглой аркой приличной конструкции. Но голос муэдзина навсегда умолк, и теперь вокруг разрушенного храма обвиваются лианы. Сцена была тихой и мрачной, как могила; на полторы мили в длину все было в руинах, руинах, руинах.
- ^ «УРОКИ РЕПРЕССИЙ В ЭФИОПИИ: НАРУШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ В ЭФИОПИИ» (PDF) . п. 26.
- ^ Торрес, Хорхе де (2020). Форт Королевы Кольской: Абаса . Проект StateHorn.
- ^ Бертон, Ричард (1856). Первые шаги в Восточной Африке (1-е изд.). Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
Отсюда мы направились к полю битвы, широкому листу песчаника, по-видимому, изрезанному копытами мулов и лошадей; на этой земле, которая, по словам моих проводников, в былые времена была мягкой и податливой, произошло великое сражение между Обуба и Дарбия Кола.
- ^ Торрес, Хорхе де (2020). Форт Королевы Кольской: Абаса . Проект StateHorn.
- ^ Левин, Дональд Н. (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-22967-6 .
- ^ Мире, Сада (05 февраля 2020 г.). Божественное плодородие: преемственность в трансформации идеологии священного родства в Северо-Восточной Африке . Рутледж. ISBN 978-0-429-76924-5 .
- ^ Уэйнрайт, Джорджия (9 июня 2011 г.). Небесная религия в Египте: ее древность и последствия . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-23751-2 .
- ^ Томас, Дуглас; Аланаму, Темилола (31 декабря 2018 г.). Африканские религии: верования и практики на протяжении истории . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-752-1 .
- ^ Абдуллахи, Мохамед Дирие (2001). Культура и обычаи Сомали . Издательская группа Гринвуд. п. 65 . ISBN 978-0-313-31333-2 .
звук
- ^ Мире, Сада (01 марта 2015 г.). «Вагар, Плодородие и Фаллические стелы: кушитская вера в бога неба и место святого Ав-Бархадла, Сомалиленд» . Африканский археологический обзор . 32 (1): 93–109. дои : 10.1007/s10437-015-9181-z . ISSN 1572-9842 . S2CID 162114929 .
- ^ Народные сказки из Сомали Ахмеда Артана Ханхе, с. 144.
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи (2001). Культура и обычаи Сомали . Культура и обычаи Африки. Гринвуд . п. 68. ИСБН 9780313313332 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Банти, Джорджио (1996). «Традиции и инновации в сомалийской устной литературе». Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока (на итальянском языке). 51 (2): 174–202. JSTOR 40761083 .
- Хартленд, ES (1904). «Образцы сомалийских сказок» . Фольклор . 15 (3): 316–326. дои : 10.1080/0015587X.1904.9719412 .
- Джонсон, Джон Уильям (1973). «Исследование сомалийского фольклора». Исследования африканской литературы . 4 (1): 51–61. JSTOR 3818614 . По состоянию на 31 декабря 2022 г.
- Капчиц, Георгий (1986). « О сюжетах и мотивах сомалийских народных сказок (опыт каталогизации) ». Доклад, представленный на Третьем Международном конгрессе кушитских и омотских языков.
- Капчиц, Георгий. « О типах сомалийских сказок ». В: Мохамед Мохамед Абди (кура ди). Сомалийская антропология. Материалы 2-го симпозиума по сомалийским исследованиям (Безансон - 8/11 октября 1990 г.) . Les Belles Lettres, 1993. стр. 247-250.
- Мулла, Ф. Фиона (2012). «Когда оратура становится литературой: сомалийская устная поэзия и народные сказки в сомалийских романах». Сравнительное литературоведение . 49 (3): 434–462. дои : 10.5325/complitstudies.49.3.0434 . hdl : 10566/603 . По состоянию на 31 декабря 2022 г.
- Робле, Абдуллахи Хасан [Робль, Абдуллахи Хасан]. Сомалийские народные сказки [Сомалийские народные сказки]. Издательство Скансом, 2000.