Религия в Чехии
В Чехии 47,8% населения нерелигиозны ( атеисты , агностики или другие нерелигиозные жизненные позиции), а 21,3% населения являются верующими. Религиозная идентичность страны кардинально изменилась с первой половины 20 века, когда более 90% чехов были христианами . [1] [2] По состоянию на 2021 год 11,7% населения отождествляли себя с христианством (почти полностью католицизмом ), в то время как 10,8% идентифицировали себя с другими религиозными идентичностями или убеждениями. [1] По мнению социолога Яна Спусты, не все нерелигиозные люди являются атеистами; действительно, с конца 20-го века наблюдается возрастающее дистанцирование как от христианского догматизма, так и от атеизма, и в то же время идеи и неинституциональные модели, подобные идеям восточных религий, получили широкое распространение благодаря движениям, начатым различными гуру , а также герметическими и мистические пути. [3]
Христианизация чехов чехов ( славянского , моравцев и силезцев ) произошла в IX и X веках, когда они были включены в католическую церковь и отказались от коренного язычества . После Богемской Реформации , начавшейся в конце 14 века, большинство чехов стали гуситами , то есть последователями Яна Гуса , Петра Хельчицкого и других региональных протопротестантских религиозных реформаторов. Табориты и утраквисты были двумя основными гуситскими фракциями. Во время гуситских войн в начале 15 века утраквисты встали на сторону католической церкви, и после совместной утраквистско-католической победы утракизм был принят католической церковью как законное учение, которое должно практиковаться в Королевстве Богемия , в то время как все другие гуситские движения были запрещены. Еврейские меньшинства также присутствовали в стране. [4]
После протестантской Реформации в 16 веке некоторые жители Богемии, особенно судетские немцы , перешли к учению Мартина Лютера ( лютеранство ). После Реформации утраквистские гуситы вновь заняли все более антикатолическую позицию, в то время как некоторые из побежденных гуситских группировок (особенно таборитов) были возрождены. Поражение чешских поместий от Габсбургской монархии в битве при Белой горе в 1620 году повлияло на религиозные чувства чехов, поскольку Габсбурги поддержали Контрреформацию с целью насильственного обращения всех чехов, даже утраквистских гуситов, обратно в католическую церковь. [4]
После битвы при Белой горе широко распространенные антикатолические настроения и сопротивление католической церкви легли в основу истории чешских земель, даже когда все население номинально принадлежало католической церкви, а чехов исторически характеризовали как «толерантных и даже безразличных». к религии». [5] В конце XVIII века протестантским и еврейским меньшинствам вновь были предоставлены некоторые права, но им пришлось подождать еще столетие, чтобы добиться полного равенства. [4] В 1918 году монархия Габсбургов рухнула, а в новой независимой Чехословакии в 1920 году католическая церковь пережила раскол, поскольку чехословацкая гуситская церковь восстановила себя как независимый организм. [4] В 1939–1945 годах нацизм уничтожил или изгнал большую часть еврейского населения. [6] Католическая церковь потеряла около половины своих приверженцев в марксистско-ленинский период Чехословацкой Социалистической Республики (1960–1990) и продолжает приходить в упадок в современную эпоху после того, как Бархатная революция 1989 года восстановила либеральную демократию в Чехословакии. [7] Протестантизм не восстановился сразу после контрреформации Габсбургов; оно восстановило свои позиции, когда в начале 20 века распалась монархия Габсбургов (в 1950 году около 17% чехов были протестантами, в основном гуситы), хотя после 1950-х годов оно снова пришло в упадок, и сегодня оно составляет очень небольшое меньшинство (около 1%). . [1]
Согласно официальной переписи населения, проведенной Чешским статистическим управлением , католицизм был религией 39,1% чехов в 1991 году и снизился до 9,3% в 2021 году; Протестантизм и другие виды христианства снизились за тот же период примерно с 5% до примерно 2%; в то же время доля приверженцев других религий или верующих без определенной религии выросла с 0,3% до 10,8%. [1] Религии небольших меньшинств в Чешской Республике включают буддизм , ислам , язычество , индуизм , иудаизм и другие. [1] В переписи 2021 года 47,8% чехов заявили, что не верят ни в какую религию, а 30,1% не ответили. [1]
Демография [ править ]
Статистика переписи населения гг 1921–2021 .
Религия | 1921 | 1930 | 1950 | 1991 | 2001 | 2011 | 2021 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
христианство | 9,150,872 | 91.5 | 9,691,392 | 90.8 | 8,332,458 | 93.7 | 4,518,512 | 43.9 | 3,094,227 | 30.2 | 1,379,802 | 13.2 | 1,241,214 | 11.7 |
— Католицизм | 8,210,771 | 82.1 | 8,390,228 | 78.6 | 6,824,908 | 76.7 | 4,028,415 | 39.1 | 2,748,455 | 26.9 | 1,092,346 | 10.5 | 985,318 | 9.3 |
—— Римско-католическая церковь | 8,201,464 | 82.0 | 8,378,079 | 78.5 | 6,792,046 | 76.3 | 4,021,385 | 39.0 | 2,740,780 | 26.8 | 1,082,463 | 10.4 | 741,175 | 7.0 |
——Католики без церкви | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 235,834 | 2.2 |
—— Русинская Греко-Католическая Церковь | 9,307 | 0.1 | 12,149 | 0.1 | 32,862 | 0.4 | 7,030 | 0.1 | 7,675 | 0.1 | 9,883 | 0.1 | 8,309 | 0.1 |
- Восточная Православная Церковь (большинство чехов и словаков ) | 9,221 | 0.1 | 24,488 | 0.2 | 50,365 | 0.6 | 19,354 | 0.2 | 22,968 | 0.2 | 26,370 | 0.2 | 41,178 | 0.4 |
— Евангелическая церковь чешских братьев | 231,199 | 2.3 | 290,994 | 2.7 | 401,729 | 4.5 | 203,996 | 2.0 | 117,212 | 1.1 | 51,858 | 0.5 | 32,577 | 0.3 |
— Чехословацкая гуситская церковь | 523,232 | 5.2 | 779,672 | 7.3 | 946,813 | 10.6 | 178,036 | 1.7 | 99,103 | 1.0 | 39,229 | 0.4 | 23,610 | 0.2 |
— Свидетели Иеговы | – | – | – | – | – | – | 14,575 | 0.1 | 23,162 | 0.2 | 13,069 | 0.1 | 13,298 | 0.1 |
- церкви Аугсбургского исповедания Лютеранские (большинство силезских ) | 150,687 | 1.5 | 52,485 | 0.5 | 80,144 | 0.9 | 37,281 | 0.4 | 34,317 | 0.3 | 17,379 | 0.2 | 11,047 | 0.1 |
— Немецкая евангелическая церковь в Богемии, Моравии и Силезии | – | – | 130,981 | 1.2 | 6,401 | 0.1 | – | – | – | – | – | – | – | – |
— Старокатолическая церковь Чехии | 20,103 | 0.2 | 22,544 | 0.2 | – | – | 2,725 | 0.03 | 1,605 | 0.02 | 1,730 | 0.02 | 672 | 0.01 |
—Другие христиане [а] | 14,966 | 0.1 | 31,033 | 0.3 | 22,098 | 0.2 | 34,130 | 0.3 | 47,405 | 0.5 | 137,821 | 1.3 | 133,514 | 1.3 |
Джедаизм | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 15,070 | 0.1 | 21,539 | 0.2 |
буддизм | – | – | – | – | – | – | – | – | 6,817 | 0.07 | 6,101 | 0.06 | 5,757 | 0.05 |
ислам | – | – | – | – | – | – | 495 | 0.0 | 3,699 | 0.04 | 3,358 | 0.03 | 5,244 | 0.05 |
Язычество | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 863 | 0.01 | 2,953 | 0.03 |
Пастафарианство | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 2,696 | 0.03 |
индуизм | – | – | – | – | – | – | – | – | 1,061 | 0.01 | 2,408 | 0.02 | 2,024 | 0.02 |
иудаизм | 125,083 | 1.3 | 117,551 | 1.1 | 8,038 | 0.1 | 1,292 | 0.01 | 1,515 | 0.01 | 1,474 | 0.01 | 1,901 | 0.02 |
Биотроника | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 1,053 | 0.01 |
Другая религия | 2,393 | 0.02 | 266 | 0.002 | 12,786 | 0.1 | 35,651 | 0.3 | 180,769 | 1.8 | 628 | 0.01 | 89,254 | 0.8 |
Верующие без религии | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 760,316 | 7.3 | 1,005,788 | 9.6 |
Нет религии | 716,515 | 7.2 | 834,144 | 7.8 | 519,962 | 5.8 | 4,112,864 | 39.9 | 6,039,991 | 59.0 | 3,604,095 | 34.5 | 5,027,794 | 47.8 |
Не указано | 10,871 | 0.1 | 31,033 | 0.3 | 22,889 | 0.3 | 1,665,617 | 16.2 | 901,981 | 8.8 | 4,662,455 | 44.7 | 3,162,540 | 30.1 |
Общая численность населения | 10,005,734 | 10,674,386 | 8,896,133 | 10,302,215 | 10,230,060 | 10,436,560 | 10,524,167 |
Линейный график тенденций, гг . 1921–2021
Статистика переписи населения 1921–2021 гг.: [1]
Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Религии [ править ]
Христианство [ править ]
Чехи католической постепенно перешли в христианство из славянского язычества между 9 и 10 веками, а также христианства - особенно церкви , со значительным меньшинством протестантизма , а в некоторые периоды даже большинством, начиная с 15 века. [4] — оставалась религией почти всего населения до конца XIX века. [8] Борживой I, герцог Богемии , крещенный святыми Кириллом и Мефодием , был первым правителем Богемии , принявшим христианство в качестве государственной религии . С конца 19 века, и особенно на протяжении 20 века, большинство чехов постепенно отказалось от христианства и сегодня остается религией меньшинства. [8] С 1950 по 2021 год официальные переписи населения Чешского статистического управления зафиксировали снижение числа исповедующих христианство с примерно 94% до примерно 12% населения чешских земель. [1]
Марксистско -ленинский период в Чехословацкой Социалистической Республике (1960–1990 гг.), безусловно, был свидетелем притеснений христианства, что способствовало его упадку, но также препятствовало появлению каких-либо альтернатив в области религии, так что христианство продолжало иметь монопольное положение. положение в религиозной интерпретации мира. [9] Только восстановление либеральной демократии после Бархатной революции 1989 года открыло страну для распространения нехристианских религий. [9] По мнению ученого Яна Спусты, на протяжении ХХ века христианство постепенно утрачивало свой характер традиционной религии чехов и от него отказалось большинство, превратившись в религию искреннего выбора для меньшинства, которое продолжает идентифицировать себя с ним и практиковать его. [10] Спуста также обнаружил, что христиане в начале 21 века, как правило, были старше и менее образованы, чем население в целом, а женщины были верующими гораздо чаще, чем мужчины. [8] Христианство оставалось относительно более высоким в процентном отношении среди населения аграрных юго-восточных регионов Моравии , в то время как процентное соотношение было уже очень низким в крупных городах и северо-западных, более промышленно развитых регионах Богемии . [11]
Римский католицизм [ править ]
Римский католицизм был основной традицией христианства, исторически практиковавшейся чехами после того, как они обратились из славянского язычества, и хотя в 15 и 16 веках многие чехи — во многих областях и в большинстве периодов — присоединились к протопротестантским и протестантским церквям, Габсбургская монархия , которая Получив имперскую власть на чешских землях в начале 17 века, он развернул движение Контрреформации , которое вернуло большинство чехов в католическую церковь. [4] Ко времени падения власти Габсбургов и создания независимой Чехословакии в 1918 году позиции католической церкви уже были ослаблены критикой со стороны интеллектуального класса и социальными изменениями, вызванными быстрой индустриализацией, особенно северных и северных регионов. западный парс страны, Богемия . [4] В то же время ассоциация католицизма с непопулярной в прошлом властью Габсбургов привела к широкому распространению антиклерикализма и антикатолицизма , а также к возрождению исконной исторической формы чешского протестантизма, а именно гуситизма ; В 1920 году гуситы отделились от католической церкви с примерно 10% бывшего католического духовенства и утвердились как Чехословацкая гуситская церковь . [4]
Начиная с 1950 года марксисты-ленинцы пришли к власти в Чехословакии, которая с 1960 по 1989 год стала Чехословацкой Социалистической Республикой, и хотя они боролись со всеми религиями, католицизм подвергался особой агрессивности. [6] После Бархатной революции 1989 года и восстановления либеральной демократии на чешских землях католицизм, как и другие формы христианства, не восстановился и продолжал терять приверженцев. [6] Данные национальных переписей показывают, что католики сократились с 76,7% чехов в 1950 году до марксистско-ленинского периода до 39,1% в 1991 году после падения марксизма-ленинизма, до 26,9% в 2001 году и до 10,5% в 2011 году. и до 9,3% в 2021 году. [1]
Протестантизм [ править ]
В конце 14 века религиозный и социальный реформатор Ян Гус основал прото-протестантское движение, которое позже было названо в его честь « гуситизмом ». Хотя Ян Гус был объявлен еретиком католической церковью и сожжен на костре в Констанце в 1415 году, его последователи вышли из католической церкви и в гуситских войнах (1419–1434) победили пять крестовых походов, организованных против них императором Священной Римской империи Сигизмундом. . Петр Хельчицкий продолжил чешскую гуситскую Реформацию и положил начало гуситской Моравской церкви . В течение XV и XVI веков большинство чехов были приверженцами гуситизма, и в то же время многие судетские немцы чешских земель присоединились к протестантской Реформации Мартина Лютера и его учению ( лютеранству ). [4]
После 1526 года Богемия все больше попадала под контроль Габсбургской монархии , поскольку Габсбурги стали сначала выборными, а затем и наследственными правителями Богемии. Дефенестрация Праги и последующее восстание против Габсбургов в 1618 году ознаменовали начало Тридцатилетней войны , которая быстро распространилась по всей Центральной Европе . В 1620 году восстание в Богемии было подавлено в битве при Белой горе , а связи между Богемией и наследственными землями Габсбургов в Австрии укрепились. Война оказала разрушительное воздействие на местное население, и люди были вынуждены вернуться в католицизм в результате усилий Габсбургов по контрреформации . [4]
В 1918 году, когда монархия Габсбургов распалась и возникла независимая Чехословакия, большинство чехов исповедовали формальную принадлежность к католицизму; антикатолические настроения быстро распространились, поскольку католицизм рассматривался как религия, вновь навязанная Габсбургами, так что в 1920 году Чехословацкая гуситская церковь отделилась от католической церкви, и к ней присоединилось около 10% бывшего католического духовенства. [4] и к 1950 году 10,6% чехов снова стали гуситами. [1] Чехословацкую церковь поддерживало правительство первого президента Чехословакии Томаша Масарика (1850–1937). [4] В эти же годы Евангелическая церковь чешских братьев ( доктринально смешанная церковь лютеранской, кальвинистской и гуситской традиций) представляла еще 4,5% населения, а еще 1% были членами лютеранских церквей Аугсбургского исповедания (в основном силезского исповедания ). Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания ). [1]
В марксистско-ленинские годы существования Чехословацкой Социалистической Республики правительство не поощряло все религии; Чешские протестантские церкви потеряли многих членов (Чехословацкая церковь потеряла 80% своих приверженцев) и продолжали приходить в упадок после восстановления либеральной демократии после 1989 года. [6] Протестантизм сегодня составляет небольшое меньшинство, составляющее около 1% населения; По данным переписи 2021 года, только 0,2% чехов (23 610) принадлежали к Чехословацкой гуситской церкви, 0,3% (32 577) - к Евангелической церкви чешских братьев и 0,1% (11 047) были лютеранами Аугсбургского исповедания (до сих пор в основном силезские). [1] Моравская церковь, исторически связанная с регионом Моравия , все еще существовала с очень небольшим числом приверженцев, около 1257 человек. [1] Другие протестантские меньшинства включают англиканцев , адвентистов , апостольских пятидесятников , баптистов , братьев , методистов и внеконфессиональных евангелистов . [1]
- Типичная сельская гуситская церковь 20-го века в Йилове-у-Праги , Среднечешский край.
- Церковь Обращения Святого Павла, исторический центр гуситской Моравской церкви в Брандис-над-Лабем-Стара Болеслав , Среднечешский край
- Евангелическая церковь чешских братьев в Ходове , Прага.
- Церковь Святого Иоакима, лютеранская церковь в Яхимове , Карловарский край.
- Апостольская пятидесятническая церковь в Брно , Южно-Моравский край
Православие, Свидетели Иеговы и другие христиане [ править ]
В переписи 2021 года 41 178 чехов (0,4% населения) назвали себя приверженцами Восточной Православной Церкви , почти все они являются членами Православной Церкви Чешских земель и Словакии и лишь несколько сотен представителей Чешской ветви Православной Церкви. Русская Православная Церковь . [1] В той же переписи 13 298 (0,1%) назвали себя Свидетелями Иеговы , а очень небольшие меньшинства — мормонами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней , приверженцами Церкви Объединения и других второстепенных христианских церквей. [1] 71 089 чехов (0,7%) назвали себя просто «христианами». [1]
- Собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге , главный храм Чешско-Словацкой Православной Церкви.
- Православный женский монастырь Святых Вацлава и Людмилы в Лоденице , Среднечешский край
- Зал Царства Свидетелей Иеговы в Карвине , Моравскосилезский край
- Дом собраний мормонов в Брно , Южно-Моравский край
Буддизм [ править ]
По переписи 2021 года 5257 чехов заявили себя приверженцами буддизма . [1] Многие из вьетнамских чехов , составляющих крупнейшую этническую группу иммигрантов в Чехии, являются приверженцами махаянских традиций вьетнамского буддизма . В остальном этнические чешские буддисты в основном являются последователями Ваджраяны традиций тибетского буддизма , традиций Махаяны корейского буддизма и традиций Тхеравады . В стране существуют различные центры тибетского буддизма, корейского буддизма и буддизма Тхеравады; многие представители тибетской традиции афферентны Алмазному пути, основанному датским ламой Оле Нидалом . [12]
- Зал буддийского монастыря Арама Каруна Севена в Простеёве , Оломоуцкий край
- Тибетский буддийский храм в Пражском зоопарке
- Тибетская буддийская ступа в Спалене Поржичи , Пльзеньский край
- Вьетнамский буддийский зал в Пльзене
- Учительница Бон Шим из школы корейского сон -буддизма Кван Ум.
Язычество [ править ]
Вся языческая община в Чешской Республике, включая славянских родноверцев ( по-чешски : Rodnověří ), а также другие языческие религии, в 2013 году была описана религиоведами как небольшая. [14] По переписи 2021 года 2953 чеха назвали себя язычниками (в том числе 189 друидов). [1] Первые языческие группы, возникшие в Чехии в 1990-х годах, были ориентированы на германское язычество и кельтский друидизм . [15] в то время как современное славянское Родноверие начало развиваться примерно в 1995–1996 годах с основанием двух групп, Национального фронта кастистов и Радгоштя , которые в 2000 году были объединены в Сообщество родной веры ( Solečenství Rodná Vira ). [16] Есть также приверженцы родноверской деноминации инглизма ; Гражданская ассоциация Тартария ( Občanské sdružení Tartaria ) со штаб-квартирой в Словакии также обслуживает чешских инглистов. [17] Помимо славянских родноверов, германских язычников и кельтских друидов, в Чехии есть и последователи виккан . [18] и одна кеметическая организация «Пер Кемет» . [19]
Сообщество родной веры входило в число признанных государством религиозных образований до 2010 года, когда оно было незарегистрировано и стало неформальным объединением из-за идеологических разногласий между кастистами и другими подгруппами по поводу того, является ли славянская религия индоевропейским иерархическим богослужением (поддерживаемым кастистами). ), Неолитическое поклонение богине-матери , или ни то, ни другое. [20] Лидером организации с 2007 года является Ричард Бигл (Хотебуд), и сегодня она посвящена празднованию ежегодных праздников и отдельных обрядов посвящения, восстановлению священных мест, связанных со славянскими божествами, а также распространению знаний о Славянская духовность в чешском обществе. [21] Хотя современная ассоциация совершенно адогматична и аполитична, [22] и отказывается «ввести прочный религиозный или организационный порядок» из-за прошлых внутренних конфликтов, [23] между 2000 и 2010 годами он имел сложную структуру, [22] и отредактировал Кодекс родной веры , определяющий точное учение чешского родноверия (который решительно отвергал Книгу Велеса ). [24] Хотя Родна Вира больше не имеет структурированных территориальных групп, ее поддерживают отдельные приверженцы, разбросанные по всей Чешской Республике. [25]
- Родновские идолы в Бржецлаве , Южно-Моравский край
- Родновский идол в парке в Коваржове , Южночешский край.
- Алтарь, посвященный богу Тоту чешским практикующим кеметизмом.
Другие религии [ править ]
Глубокие изменения в религиозном чувстве чехов с начала 20 века, утрата религиозной монополии и упадок христианства открыли пространство для роста новых форм религиозности. [9] включая идеи и неинституциональные, диффузные модели, подобные моделям восточных религий , [26] с распространением движений, сосредоточенных вокруг различных гуру , а также герметических и мистических путей. [11]
По переписи 2021 года 21 539 чехов (0,2% населения) назвали себя приверженцами джедаизма (настоящей философии, основанной на философии вымышленных джедаев из Звездные войны» ). космической оперы « [27] ), 5244 как мусульмане , 2696 как пастафарианцы (антитеистическая пародия на религию), 2024 как индуисты , 1901 как евреи , 1053 как приверженцы биотроники (включённые в Общество Йозефа Зезульки [28] ) и 89 254 человека (0,8% населения) как приверженцы других религий меньшинств. [1] Еще 9,6% чехов заявили, что придерживаются определенных убеждений, но не отождествляют себя с какой-либо конкретной религией. [1]
- Мечеть Брно , Южно-Моравский край
- Индуистский алтарь в Пражском зоопарке .
- Майзелева синагога в Праге
- Практикующие Фалуньгун в Праге
Нерелигиозные люди [ править ]
По данным переписи 2021 года 5 027 794 чеха, что соответствует 47,8% от общей численности населения Чешской Республики, назвали себя нерелигиозными , включая атеизм , агностицизм и другие нерелигиозные жизненные позиции. [1] Некоторые чешские атеисты организовались в Гражданскую ассоциацию атеистов ( Občanské sdružení ateistů ), которая является членом Международного атеистического альянса . [29] Не все нерелигиозные чехи являются атеистами; ряд нерелигиозных людей верят или практикуют неорганизованные формы духовности, которые не требуют строгого соблюдения или идентификации, подобно восточным религиям . [26]
Свобода религии [ править ]
В 2023 году страна получила 3 балла из 4 по свободе вероисповедания. [30]
См. также [ править ]
СМИ, связанные с религией в Чешской Республике , на Викискладе?
Примечания [ править ]
- ^ «Другие христиане» в переписи включают людей, объявивших себя просто «христианами» без деноминации, а также англиканцев , адвентистов , апостольских пятидесятников , баптистов , братьев , методистов , мормонов , моравских гуситов , унификационистов и внеконфессиональных евангелистов .
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Официальные данные переписи населения Чешского статистического управления :
- переписей 1921, 1930, 1950, 1991 и 2001 годов» «Население по конфессиям и полу: по данным (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2011 года.
- «Население по религиозным убеждениям и полу по переписям 1921, 1930, 1950, 1991, 2001 и 2011 годов» [Население по религиозным убеждениям и полу по переписям 1921, 1930, 1950, 1991, 2001 и 2011 годов]. Архивировано из оригинала 21 января 2022 года.
- «Перепись 2011 года: население по религиозным убеждениям и регионам» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2013 года.
- «Перепись 2011 года: население по религиозным убеждениям и по размерным группам муниципалитетов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2015 года.
- «Население по религиозным убеждениям в 1991–2021 годах» [Население по религиозным убеждениям с 1991 по 2021 год]. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года.
- «Перепись 2021 года: население по религиозным убеждениям и по регионам» . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года.
- ^ Много 2002 , стр. 345, 362.
- ^ Много 2002 , стр. 345–346, 348, 358.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Пленти 2002 , стр. 346.
- ^ Стаар 1982 , с. 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Посута 2002 , стр. 347.
- ^ Много 2002 , стр. 346–347.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пленти 2002 , стр. 345.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пленти 2002 , стр. 350.
- ^ Пленти 2002 , стр. 355.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоты 2002 , стр. 348.
- ^ «Всемирный буддийский справочник – Чехия» . Будданет . Архивировано из оригинала 26 января 2022 года.
- ^ Мачуда 2014 , с. 102, примечание 3.
- ^ Досталова 2013 , стр. 179.
- ^ Макуда 2014 , стр. 101.
- ^ Макуда 2014 , стр. 102.
- ^ «Гражданское объединение Тартарии» . Архивировано из оригинала 28 августа 2021 года.
- ^ «Wicca.cz – Традиционное посвящение в Викку в Чехии» . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года.
- ^ «Для Кемета – сила или кеметизм » Архивировано из оригинала 24 мая.
- ^ Мачуда 2014 , с. 103; Майелло 2015 , с. 86; Maiello 2018 , проход .
- ^ Макуда 2014 , стр. 103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макуда 2014 , стр. 104.
- ^ Макуда 2014 , стр. 107.
- ^ Макуда 2014 , стр. 106.
- ^ Макуда 2014 , стр. 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоты 2002 г. , стр. 345–346, 358, 362.
- ^ «Jediismus.cz» . Архивировано из оригинала 27 марта 2021 года.
- ^ «Общество Йозефа Зезульки» . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года.
- ^ «Атеисты Чехии» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 года.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
Источники [ править ]
- Досталова, Анна-Мария (2013). «Чешские неоязыческие движения и лидеры». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 164–181. ISBN 9781844656622 .
- Mačuda, Jiří (2014). "Чешская община 'Родная вера' – возвращение к духовности предков" [The Czech community 'Rodná víra' – a return to the spirituality of the ancestors]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). I . Nizhny Novgorod: Minin University: 101–109. ISSN 2312-1696 .
- Maiello, Giuseppe (2015). "Родноверие в Чехии в 1998–2005 годах: первый этап или последний?" [Rodnovery in Czechia in 1998–2005: The first stage or the last?]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). II . Nizhny Novgorod: Minin University: 83–88. ISSN 2312-1696 .
- ——— (2018). «Об агонии чешского славянского язычества и репрезентации собственных похорон среди современных чешских язычников». Гранат: Международный журнал языческих исследований . 20 (2): 137–156. дои : 10.1558/pome.32385 .
- Спуста, Ян (2002). «Изменения религиозных ценностей в Чешской Республике» (PDF) . Чешское социологическое обозрение . 38 (3): 345–363. дои : 10.13060/00380288.2002.38.3.06 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2021 года.
- Фогель, Иржи (2017). «Упадок церквей в Чехии и вопрос социальной идентичности» . Данубиус . XXXV : 437–454.
- Стаар, Ричард Феликс (1982). Коммунистические режимы в Восточной Европе . Издательство Гуверовского института. ISBN 9780817976927 .