Городское планирование в Чехии
Городское планирование в Чешской Республике имеет долгую историю, однако его можно в общих чертах разделить на периоды времени до, во время и после Чехословацкой Социалистической Республики между 1948 и 1989 годами.
Раннее планирование (до 1948 г.)
[ редактировать ]
Богемский строительный приказ 1886/1889 года требовал, чтобы географические планы были представлены муниципалитетам до начала строительства. [1] К концу 19 века центральная часть Праги оставалась практически нетронутой по сравнению с другими европейскими городами , за исключением некоторой в стиле Османа реконструкции городских стен и частей Йозефова . [2] После Первой мировой войны и до Второй мировой войны Первая Чехословацкая Республика под руководством президента Томаша Гаррига Масарика пережила период значительных свободных демократических , промышленных и социальных достижений. [2] [3] а Чехословакия заняла 10-е место в мире по промышленному производству. [4] Этот период породил несколько хороших примеров прогрессивного планирования и архитектурных идей, в первую очередь примеры теории города-сада в Спорилове и Стршешовице , а также кубистской и конструктивистской архитектуры, внутренней архитектуры в Бабе и Подоли , демонстрируя заинтересованность Чехословакии в продвижении своей свободной, демократической культуры через планирование. [2]
Социалистическое планирование (1948–1989)
[ редактировать ]Планирование программ социалистического правительства
[ редактировать ]При социалистическом правительстве физическое планирование стало инструментом поддержания системы репрессий и удовлетворения требований коммунистического режима. [2] Городское планирование представляло собой процесс «сверху вниз», почти полностью находившийся под контролем национального правительства в соответствии с национальными экономическими целями и задачами. [2] [1] [5] который жестко определял объем услуг, необходимых в каждом районе. [5] Местные муниципалитеты потеряли автономию, [1] не имел никаких бюджетов, кроме национальных ассигнований, [5] и ограничились простым размещением национальных проектов на своей территории. [2] [6] Физическое и пространственное планирование и инвестиции при центральном правительстве были сосредоточены главным образом на строительстве крупных проектов (часто энергетических и минеральных ресурсов , химического производства и тяжелой промышленности ), а не на мелких «потребительских» потребностях или защите местной окружающей среды. [2] [4] В первые годы коммунизма в Чехословакии практически вся собственность была национализирована, и государство взяло под свой контроль все ее содержание. [3]

Жилые комплексы и равенство
[ редактировать ]Несмотря на национализацию всей собственности и обслуживания в первое десятилетие коммунистического правления, в новое развитие или благоустройство городов было вложено мало инвестиций, и к 1960-м годам; Чешские города испытывали острую нехватку жилья, ухудшались качество зданий и санитарные условия. [3] Это сочеталось с чувством незащищенности внутри правительства во времена Пражской весны . В ответ центральное правительство приступило к масштабной строительной схеме, в рамках которой оно построило новые обширные жилые районы в виде сборных бетонных высотных «Новых городов», которые сейчас окружают периферию многих чешских городов и поселков. [3] [2] в просторечии известный как Панелак .
Коммунистическим планировщикам удалось разместить почти каждую чехословацкую семью в доме с горячей водой, центральным отоплением, отдельной ванной, туалетом и кухней. Крупные строительные фирмы производили огромное количество бетонных модульных блоков разной формы, которые соединялись вместе, образуя серые блоки многоэтажных жилых домов. Молодая пара с одним ребенком могла рассчитывать на квартиру площадью всего около 250 квадратных футов, включающую гостиную, две небольшие спальни, кухню и ванную.
- Рубинштейн и Унгер, 1992. [5]
Время ожидания получения государственной квартиры в некоторых городах часто превышало десять лет, при этом предпочтение отдавалось некоторым группам, таким как политики, полиция и армия, в то время как другие Панелаки были посвящены крупным фабрикам для размещения своих рабочих. [5] Возможности для покупок в этих комплексах были весьма ограничены, поскольку поместья часто строились без торговых точек. [7] Хотя эти поместья были модульными, блочными и довольно безличными, в этих поместьях проживал очень смешанный социальный состав. [3] в соответствии с социалистическими ценностями равенства и бесклассовости . В 1992 году даже в самых крупных и заброшенных массовых жилищных комплексах профессора университетов могли жить рядом с водителями автобусов. [8]
Государственная промышленность и экологические проблемы
[ редактировать ]Фундаментальной целью планирования в коммунистической Чехословакии были государственные инвестиции в крупные производственные предприятия. [5] Заводы привели к ухудшению экологической обстановки, [5] преимущественно в виде загрязнения почвы , [9] а в загрязнение Праге воздуха в замкнутых долинах стало проблемой на многие годы. [2] Многоквартирные дома Панелак часто строились с высокой плотностью застройки вблизи источника загрязнения. [2]
Здания наследия
[ редактировать ]Коммунистическая партия придерживалась противоречивого отношения к защите городского наследия , которое было одновременно и символом индивидуалистического богатства, и выражением триумфа человека над природой. [2] Это привело к общему пренебрежению, инерции и постепенному разрушению многих исторических памятников и зданий в стране, но многие считают, что это причина, по которой Чешская Республика сегодня смогла сохранить и накопить так много исторических памятников. [2]
Постсоциалистическое планирование (после 1989 г.)
[ редактировать ]Немедленные изменения – частная собственность
[ редактировать ]После Бархатной революции 1989 года весь жесткий государственный контроль над планированием исчез. [1] и ключевым изменением стала передача всей собственности из государственной в частную собственность посредством процесса реституции . [9] [10] [5] Недвижимость и малые предприятия, такие как рестораны или продуктовые магазины, заявленные в коммунистический период, были возвращены предыдущим владельцам или их потомкам. [10] если можно будет предоставить адекватную идентификацию в течение шестимесячного периода в конце 1990 - начале 1991 года. [5] Полная собственность на государственный жилой фонд была передана в 1991 году. [5] что привело к быстрому появлению частного сектора аренды жилья, чтобы извлечь выгоду из излишков жилья. [10] Избыток жилья был очевиден в Оломоуце , где дислоцировались 20 000 советских солдат, а офицеры и семьи жили в многоэтажных квартирах. После падения коммунизма солдаты ушли и полностью обнажили квартиры. [5] Число жилищ на 1000 жителей в Чехословакии было выше, чем в некоторых развитых странах. [10] Планирование развития промышленности и существующих месторождений было в значительной степени приостановлено, в то время как новое правительство сосредоточилось на продаже компаний частным инвесторам. [9] [5] В ходе этого процесса стали широко известны проблемы предшествующего загрязнения промышленными предприятиями, а новые владельцы начали беспокоиться по поводу загрязнения со стороны бывших государственных компаний. [9]
Делегированное правительство и отсутствие стратегической координации
[ редактировать ]После падения коммунизма в 1989 году возникла немедленная и широкая поддержка более локальной, децентрализованной реформы правительства в Восточной Европе , и Чехословакия последовала этой модели. [6] Сформировались муниципалитеты разного размера, и сегодня Прага состоит из 57 районов, которые принимают автономные решения по вопросам городского планирования, политики и управления городом. [1] [6] Несмотря на то, что в районах растет использование стратегического планирования, [1] фрагментация и неравномерность размеров каждого района затрудняют координацию общегородской политики (в форме генеральных планов или рамок). [6] В настоящее время планирование часто оставляют на усмотрение экспертов с некоторыми возможностями для участия. [9] хотя национальные и общегородские природоохранные органы в настоящее время не вносят существенного вклада в разработку политики. [6]
Социальные проблемы нового городского планирования
[ редактировать ]Приватизация арендодателей домов привела к появлению первых частных , которым принадлежало около 6-7 процентов жилого фонда в Чешской Республике, и непреднамеренно разделила чешский рынок аренды на «привилегированные» и «непривилегированные» части. [10] При капитализме многие люди продолжали работать на своей обычной работе, но получали зарплату намного выше или ниже, чем раньше. Социальная изоляция может возникнуть в крупных городах, таких как Прага, поскольку центральные районы города облагораживаются для иностранцев или богатых чехов среднего класса, а другие районы с домохозяйствами рабочего класса остаются ветхими. [3] Например, в Грушове , части Остравы , неравенство в доходах усиливает социально-пространственную дифференциацию, и жителям приходится менять свои средства к существованию в ответ на свое положение в уменьшающемся городе. [11]
Эффекты свободного рынка
[ редактировать ]Сегодня Чешская Республика работает в условиях капиталистической рыночной экономики , что увеличивает спрос на частные инвестиции в форме новых разработок. Посткоммунистическое правительство надеется, что эти новые экономические силы не разрушат структуру старого города, а вместо этого предоставят средства для его восстановления и улучшения. [3] [2] Это оказывается непросто, поскольку национальные или международные компании часто проявляют мало интереса к местным проблемам. [1]
Туризм
[ редактировать ]
Туризм стал ключевой отраслью экономического восстановления Чешской Республики в 1990-е годы: ежедневно Прагу посещали до 300 000 туристов. [3] Туристическая инфраструктура очевидна и начала преобразовывать центр исторического города Праги, поскольку жилые зоны переходят в коммерческое использование для обслуживания туристов. [3]
Символы туристического города проявляются в Праге: Versace, Benetton, Marks and Spencer и Burger King — тотемы более однородных брендов туристического снаряжения, украшающие центр города.
- Купер и Морпет, 1998. [12]
В настоящее время существует хрупкий баланс между преобразованием городской формы для туризма и сохранением исторических частей города, поскольку такая целостная, сохранившаяся историческая архитектура и памятники в первую очередь являются причиной того, что Прага привлекает многих туристов. [2] Это признается в нынешнем генеральном плане города, который прямо указывает на этот баланс и указывает на другие объекты наследия за пределами центра Праги, чтобы ослабить напряжение в центре. [6]
Автомобилизация и торговый центр
[ редактировать ]Аналогичным образом, уровень автомобилизации быстро вырос после Бархатной революции : количество частных автомобилей на тысячу человек подскочило на 77% с 276 до 489 в период с 1990 по 1996 год. [7] В результате отсутствие планирования использования автомобилей в западном стиле теперь является проблемой для местных органов власти . [13] В связи с ростом использования автомобилей и изменением спроса на розничном рынке застройщики начали быстрыми темпами строить крупные торговые центры , обычно на окраинах города, причем первый торговый центр открылся в 1997 году. [7] Торговые центры представляют собой еще одну проблему для текущего городского планирования, поскольку люди делают покупки реже, но в течение более длительного периода времени и с меньшей вероятностью ходят в магазины пешком, однако не переезжают ближе к торговым центрам. [7]
Скептицизм планирования
[ редактировать ]Существует значительное культурное нежелание многих чехов принимать городское планирование или доверять ему, поскольку оно часто связано с воспоминаниями о прошлом, чрезмерно контролирующем коммунистическом режиме. [2] [5] [6] Часто планирование рассматривается как противоречащее фундаментальной цели построения рыночной экономики без государственного вмешательства. [5] Это можно объяснить техническими видами законодательного планирования , которые используются в настоящее время. [1] Несмотря на критику, городское планирование по-прежнему необходимо даже в рыночной экономике нынешней Чешской Республики , чтобы обратить вспять годы пренебрежения окружающей средой бывшего коммунистического правительства. [2] [5]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Майер 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хаммерсли и Вестлейк, 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Купер и Морпет 1998 .
- ^ Перейти обратно: а б Гаага и Прайор, 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Рубинштейн и Унгер 1992 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Симпсон и Чепмен, 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ньюмарк, Плаут и Гарб, 2004 .
- ^ Сикора 1993 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дужи и Якубинский 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Люкс, Карик и Сунега 2012 .
- ^ Мэйс, Лупманс и Кестелут 2012 .
- ^ Купер и Морпет 1998 , стр. 2262.
- ^ Теркингтон и Вуд 1995 .
Ссылки
[ редактировать ]- Купер, К.; Морпет, Н. (1998). «Влияние туризма на жилой опыт в Центрально-Восточной Европе: развитие нового кризиса легитимации в Чешской Республике». Городские исследования . 35 (12): 2253–2275. дои : 10.1080/0042098983872 . S2CID 154903653 .
- Дужи, Б.; Якубинский, Ю. (2013). «Дилеммы Браунфилда в трансформации посткоммунистических городов: пример Остравы, Чешская Республика» . ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ГЕОГРАФИИ - Журнал исследований и исследований в области человеческой географии . 7 (2): 53–64. дои : 10.5719/hgeo.2013.72.53 .
- Гаага, К.; Прайор, А. (1991). «Планирование в Чехословакии: ретроспектива и перспективы». Практика планирования и исследования . 6 (2): 19–24. дои : 10.1080/02697459108722809 .
- Хаммерсли, Р.; Вестлейк, Т. (1996). «Планирование в Пражском регионе: прошлое, настоящее и будущее». Города . 13 (4): 247–256. дои : 10.1016/0264-2751(96)00013-3 .
- Люкс, М.; Кахрик, А.; Сунега, П. (2012). «Реституция жилья и приватизация: как катализаторы, так и препятствия на пути формирования частного арендного жилья в Чехии и Эстонии» . Международный журнал жилищной политики . 12 (2): 137–158. дои : 10.1080/14616718.2012.681574 . S2CID 17235989 .
- Мэйс, М.; Лупманс, М.; Кестелут, К. (2012). «Сокращение городов и повседневная жизнь в постсоциалистических городах: жизнь с разнообразием в Грушове, Остраве, Чехия» . Искусственная среда . 38 (2): 229–243. дои : 10.2148/benv.38.2.229 .
- Майер, К. (2000). «Роль стратегического планирования в развитии чешских городов и регионов». Практика планирования и исследования . 15 (3): 247–255. дои : 10.1080/713691901 . S2CID 154545081 .
- Ньюмарк, Грегори Л.; Плаут, Пнина О.; Гарб, Яаков (январь 2004 г.). «Поведение покупателей в эпоху быстрых экономических преобразований: данные по недавно построенным торговым центрам в Праге, Чехия». Отчет о транспортных исследованиях: Журнал Совета по транспортным исследованиям . 1898 (1): 165–174. дои : 10.3141/1898-20 . S2CID 56204241 .
- Рубинштейн, Дж. М.; Унгер, Б.Л. (1992). «Планирование после падения коммунизма в Чехословакии (Чехия)». Фокус . 42 (4): 1.
- Симпсон, Ф.; Чепмен, М. (1999). «Сравнение политики городского управления и планирования: Восток смотрит на Запад». Города . 16 (5): 353–364. дои : 10.1016/S0264-2751(99)00032-3 .
- Сикора, Л. (1993). «Город в переходный период: роль разницы в арендной плате в возрождении Праги». Журнал экономической и социальной географии . 84 (4): 281–292. дои : 10.1111/j.1467-9663.1993.tb01770.x .
- Теркингтон, Р.; Вуд, К. (1995). «Планировщики Праги борются с городом, находящимся в переходном периоде». Планировка : 1120.