Jump to content

Городское планирование в Чехии

Городское планирование в Чешской Республике имеет долгую историю, однако его можно в общих чертах разделить на периоды времени до, во время и после Чехословацкой Социалистической Республики между 1948 и 1989 годами.

Раннее планирование (до 1948 г.)

[ редактировать ]
Вилла Мюллер Дом в Стршешовице

Богемский строительный приказ 1886/1889 года требовал, чтобы географические планы были представлены муниципалитетам до начала строительства. [1] К концу 19 века центральная часть Праги оставалась практически нетронутой по сравнению с другими европейскими городами , за исключением некоторой в стиле Османа реконструкции городских стен и частей Йозефова . [2] После Первой мировой войны и до Второй мировой войны Первая Чехословацкая Республика под руководством президента Томаша Гаррига Масарика пережила период значительных свободных демократических , промышленных и социальных достижений. [2] [3] а Чехословакия заняла 10-е место в мире по промышленному производству. [4] Этот период породил несколько хороших примеров прогрессивного планирования и архитектурных идей, в первую очередь примеры теории города-сада в Спорилове и Стршешовице , а также кубистской и конструктивистской архитектуры, внутренней архитектуры в Бабе и Подоли , демонстрируя заинтересованность Чехословакии в продвижении своей свободной, демократической культуры через планирование. [2]

Социалистическое планирование (1948–1989)

[ редактировать ]

Планирование программ социалистического правительства

[ редактировать ]

При социалистическом правительстве физическое планирование стало инструментом поддержания системы репрессий и удовлетворения требований коммунистического режима. [2] Городское планирование представляло собой процесс «сверху вниз», почти полностью находившийся под контролем национального правительства в соответствии с национальными экономическими целями и задачами. [2] [1] [5] который жестко определял объем услуг, необходимых в каждом районе. [5] Местные муниципалитеты потеряли автономию, [1] не имел никаких бюджетов, кроме национальных ассигнований, [5] и ограничились простым размещением национальных проектов на своей территории. [2] [6] Физическое и пространственное планирование и инвестиции при центральном правительстве были сосредоточены главным образом на строительстве крупных проектов (часто энергетических и минеральных ресурсов , химического производства и тяжелой промышленности ), а не на мелких «потребительских» потребностях или защите местной окружающей среды. [2] [4] В первые годы коммунизма в Чехословакии практически вся собственность была национализирована, и государство взяло под свой контроль все ее содержание. [3]

Панельные дома в Праге-Гостиварже

Жилые комплексы и равенство

[ редактировать ]

Несмотря на национализацию всей собственности и обслуживания в первое десятилетие коммунистического правления, в новое развитие или благоустройство городов было вложено мало инвестиций, и к 1960-м годам; Чешские города испытывали острую нехватку жилья, ухудшались качество зданий и санитарные условия. [3] Это сочеталось с чувством незащищенности внутри правительства во времена Пражской весны . В ответ центральное правительство приступило к масштабной строительной схеме, в рамках которой оно построило новые обширные жилые районы в виде сборных бетонных высотных «Новых городов», которые сейчас окружают периферию многих чешских городов и поселков. [3] [2] в просторечии известный как Панелак .

Коммунистическим планировщикам удалось разместить почти каждую чехословацкую семью в доме с горячей водой, центральным отоплением, отдельной ванной, туалетом и кухней. Крупные строительные фирмы производили огромное количество бетонных модульных блоков разной формы, которые соединялись вместе, образуя серые блоки многоэтажных жилых домов. Молодая пара с одним ребенком могла рассчитывать на квартиру площадью всего около 250 квадратных футов, включающую гостиную, две небольшие спальни, кухню и ванную.

- Рубинштейн и Унгер, 1992. [5]

Время ожидания получения государственной квартиры в некоторых городах часто превышало десять лет, при этом предпочтение отдавалось некоторым группам, таким как политики, полиция и армия, в то время как другие Панелаки были посвящены крупным фабрикам для размещения своих рабочих. [5] Возможности для покупок в этих комплексах были весьма ограничены, поскольку поместья часто строились без торговых точек. [7] Хотя эти поместья были модульными, блочными и довольно безличными, в этих поместьях проживал очень смешанный социальный состав. [3] в соответствии с социалистическими ценностями равенства и бесклассовости . В 1992 году даже в самых крупных и заброшенных массовых жилищных комплексах профессора университетов могли жить рядом с водителями автобусов. [8]

Государственная промышленность и экологические проблемы

[ редактировать ]

Фундаментальной целью планирования в коммунистической Чехословакии были государственные инвестиции в крупные производственные предприятия. [5] Заводы привели к ухудшению экологической обстановки, [5] преимущественно в виде загрязнения почвы , [9] а в загрязнение Праге воздуха в замкнутых долинах стало проблемой на многие годы. [2] Многоквартирные дома Панелак часто строились с высокой плотностью застройки вблизи источника загрязнения. [2]

Здания наследия

[ редактировать ]

Коммунистическая партия придерживалась противоречивого отношения к защите городского наследия , которое было одновременно и символом индивидуалистического богатства, и выражением триумфа человека над природой. [2] Это привело к общему пренебрежению, инерции и постепенному разрушению многих исторических памятников и зданий в стране, но многие считают, что это причина, по которой Чешская Республика сегодня смогла сохранить и накопить так много исторических памятников. [2]

Постсоциалистическое планирование (после 1989 г.)

[ редактировать ]

Немедленные изменения – частная собственность

[ редактировать ]

После Бархатной революции 1989 года весь жесткий государственный контроль над планированием исчез. [1] и ключевым изменением стала передача всей собственности из государственной в частную собственность посредством процесса реституции . [9] [10] [5] Недвижимость и малые предприятия, такие как рестораны или продуктовые магазины, заявленные в коммунистический период, были возвращены предыдущим владельцам или их потомкам. [10] если можно будет предоставить адекватную идентификацию в течение шестимесячного периода в конце 1990 - начале 1991 года. [5] Полная собственность на государственный жилой фонд была передана в 1991 году. [5] что привело к быстрому появлению частного сектора аренды жилья, чтобы извлечь выгоду из излишков жилья. [10] Избыток жилья был очевиден в Оломоуце , где дислоцировались 20 000 советских солдат, а офицеры и семьи жили в многоэтажных квартирах. После падения коммунизма солдаты ушли и полностью обнажили квартиры. [5] Число жилищ на 1000 жителей в Чехословакии было выше, чем в некоторых развитых странах. [10] Планирование развития промышленности и существующих месторождений было в значительной степени приостановлено, в то время как новое правительство сосредоточилось на продаже компаний частным инвесторам. [9] [5] В ходе этого процесса стали широко известны проблемы предшествующего загрязнения промышленными предприятиями, а новые владельцы начали беспокоиться по поводу загрязнения со стороны бывших государственных компаний. [9]

Делегированное правительство и отсутствие стратегической координации

[ редактировать ]

После падения коммунизма в 1989 году возникла немедленная и широкая поддержка более локальной, децентрализованной реформы правительства в Восточной Европе , и Чехословакия последовала этой модели. [6] Сформировались муниципалитеты разного размера, и сегодня Прага состоит из 57 районов, которые принимают автономные решения по вопросам городского планирования, политики и управления городом. [1] [6] Несмотря на то, что в районах растет использование стратегического планирования, [1] фрагментация и неравномерность размеров каждого района затрудняют координацию общегородской политики (в форме генеральных планов или рамок). [6] В настоящее время планирование часто оставляют на усмотрение экспертов с некоторыми возможностями для участия. [9] хотя национальные и общегородские природоохранные органы в настоящее время не вносят существенного вклада в разработку политики. [6]

Социальные проблемы нового городского планирования

[ редактировать ]

Приватизация арендодателей домов привела к появлению первых частных , которым принадлежало около 6-7 процентов жилого фонда в Чешской Республике, и непреднамеренно разделила чешский рынок аренды на «привилегированные» и «непривилегированные» части. [10] При капитализме многие люди продолжали работать на своей обычной работе, но получали зарплату намного выше или ниже, чем раньше. Социальная изоляция может возникнуть в крупных городах, таких как Прага, поскольку центральные районы города облагораживаются для иностранцев или богатых чехов среднего класса, а другие районы с домохозяйствами рабочего класса остаются ветхими. [3] Например, в Грушове , части Остравы , неравенство в доходах усиливает социально-пространственную дифференциацию, и жителям приходится менять свои средства к существованию в ответ на свое положение в уменьшающемся городе. [11]

Эффекты свободного рынка

[ редактировать ]

Сегодня Чешская Республика работает в условиях капиталистической рыночной экономики , что увеличивает спрос на частные инвестиции в форме новых разработок. Посткоммунистическое правительство надеется, что эти новые экономические силы не разрушат структуру старого города, а вместо этого предоставят средства для его восстановления и улучшения. [3] [2] Это оказывается непросто, поскольку национальные или международные компании часто проявляют мало интереса к местным проблемам. [1]

Староместская площадь Праги , центр туризма в городе.

Туризм стал ключевой отраслью экономического восстановления Чешской Республики в 1990-е годы: ежедневно Прагу посещали до 300 000 туристов. [3] Туристическая инфраструктура очевидна и начала преобразовывать центр исторического города Праги, поскольку жилые зоны переходят в коммерческое использование для обслуживания туристов. [3]

Символы туристического города проявляются в Праге: Versace, Benetton, Marks and Spencer и Burger King — тотемы более однородных брендов туристического снаряжения, украшающие центр города.

- Купер и Морпет, 1998. [12]

В настоящее время существует хрупкий баланс между преобразованием городской формы для туризма и сохранением исторических частей города, поскольку такая целостная, сохранившаяся историческая архитектура и памятники в первую очередь являются причиной того, что Прага привлекает многих туристов. [2] Это признается в нынешнем генеральном плане города, который прямо указывает на этот баланс и указывает на другие объекты наследия за пределами центра Праги, чтобы ослабить напряжение в центре. [6]

Автомобилизация и торговый центр

[ редактировать ]
Škoda 130 , доступная примерно во время автомобилизации.

Аналогичным образом, уровень автомобилизации быстро вырос после Бархатной революции : количество частных автомобилей на тысячу человек подскочило на 77% с 276 до 489 в период с 1990 по 1996 год. [7] В результате отсутствие планирования использования автомобилей в западном стиле теперь является проблемой для местных органов власти . [13] В связи с ростом использования автомобилей и изменением спроса на розничном рынке застройщики начали быстрыми темпами строить крупные торговые центры , обычно на окраинах города, причем первый торговый центр открылся в 1997 году. [7] Торговые центры представляют собой еще одну проблему для текущего городского планирования, поскольку люди делают покупки реже, но в течение более длительного периода времени и с меньшей вероятностью ходят в магазины пешком, однако не переезжают ближе к торговым центрам. [7]

Скептицизм планирования

[ редактировать ]

Существует значительное культурное нежелание многих чехов принимать городское планирование или доверять ему, поскольку оно часто связано с воспоминаниями о прошлом, чрезмерно контролирующем коммунистическом режиме. [2] [5] [6] Часто планирование рассматривается как противоречащее фундаментальной цели построения рыночной экономики без государственного вмешательства. [5] Это можно объяснить техническими видами законодательного планирования , которые используются в настоящее время. [1] Несмотря на критику, городское планирование по-прежнему необходимо даже в рыночной экономике нынешней Чешской Республики , чтобы обратить вспять годы пренебрежения окружающей средой бывшего коммунистического правительства. [2] [5]

Примечания

[ редактировать ]
  • Купер, К.; Морпет, Н. (1998). «Влияние туризма на жилой опыт в Центрально-Восточной Европе: развитие нового кризиса легитимации в Чешской Республике». Городские исследования . 35 (12): 2253–2275. дои : 10.1080/0042098983872 . S2CID   154903653 .
  • Дужи, Б.; Якубинский, Ю. (2013). «Дилеммы Браунфилда в трансформации посткоммунистических городов: пример Остравы, Чешская Республика» . ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ГЕОГРАФИИ - Журнал исследований и исследований в области человеческой географии . 7 (2): 53–64. дои : 10.5719/hgeo.2013.72.53 .
  • Гаага, К.; Прайор, А. (1991). «Планирование в Чехословакии: ретроспектива и перспективы». Практика планирования и исследования . 6 (2): 19–24. дои : 10.1080/02697459108722809 .
  • Хаммерсли, Р.; Вестлейк, Т. (1996). «Планирование в Пражском регионе: прошлое, настоящее и будущее». Города . 13 (4): 247–256. дои : 10.1016/0264-2751(96)00013-3 .
  • Люкс, М.; Кахрик, А.; Сунега, П. (2012). «Реституция жилья и приватизация: как катализаторы, так и препятствия на пути формирования частного арендного жилья в Чехии и Эстонии» . Международный журнал жилищной политики . 12 (2): 137–158. дои : 10.1080/14616718.2012.681574 . S2CID   17235989 .
  • Мэйс, М.; Лупманс, М.; Кестелут, К. (2012). «Сокращение городов и повседневная жизнь в постсоциалистических городах: жизнь с разнообразием в Грушове, Остраве, Чехия» . Искусственная среда . 38 (2): 229–243. дои : 10.2148/benv.38.2.229 .
  • Майер, К. (2000). «Роль стратегического планирования в развитии чешских городов и регионов». Практика планирования и исследования . 15 (3): 247–255. дои : 10.1080/713691901 . S2CID   154545081 .
  • Ньюмарк, Грегори Л.; Плаут, Пнина О.; Гарб, Яаков (январь 2004 г.). «Поведение покупателей в эпоху быстрых экономических преобразований: данные по недавно построенным торговым центрам в Праге, Чехия». Отчет о транспортных исследованиях: Журнал Совета по транспортным исследованиям . 1898 (1): 165–174. дои : 10.3141/1898-20 . S2CID   56204241 .
  • Рубинштейн, Дж. М.; Унгер, Б.Л. (1992). «Планирование после падения коммунизма в Чехословакии (Чехия)». Фокус . 42 (4): 1.
  • Симпсон, Ф.; Чепмен, М. (1999). «Сравнение политики городского управления и планирования: Восток смотрит на Запад». Города . 16 (5): 353–364. дои : 10.1016/S0264-2751(99)00032-3 .
  • Сикора, Л. (1993). «Город в переходный период: роль разницы в арендной плате в возрождении Праги». Журнал экономической и социальной географии . 84 (4): 281–292. дои : 10.1111/j.1467-9663.1993.tb01770.x .
  • Теркингтон, Р.; Вуд, К. (1995). «Планировщики Праги борются с городом, находящимся в переходном периоде». Планировка : 1120.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a1ee3685b3b1ba1e03ed2943830709f__1720605900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/9f/7a1ee3685b3b1ba1e03ed2943830709f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urban planning in the Czech Republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)