Планирование коренных народов
Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Ноябрь 2016 г. ) |
Планирование коренных народов (или планирование общин коренных народов ) — это идеологический подход к области регионального планирования , при котором планирование осуществляется коренными народами для общин коренных народов. [1] Практикующие специалисты интегрируют традиционные знания или культурные знания в процесс планирования. Планирование коренных народов признает, что «все человеческие сообщества планируют» [1] и что общины коренных народов осуществляли свои собственные процессы общественного планирования на протяжении тысячелетий. [2] Хотя более широкий контекст городского и социального планирования включает необходимость совместной работы с коренными народами и организациями, этот процесс зависит от социальных, политических и культурных сил.
Поскольку существует множество культур коренных народов, практика и планирование внутри общин коренных народов сильно различаются.
Обзор
[ редактировать ]Планирование коренных народов имеет более широкую и всеобъемлющую сферу применения, чем обычное или западное планирование , и не ограничивается планированием землепользования или физическим развитием. Планирование коренных народов носит всеобъемлющий характер и может охватывать все аспекты жизни сообщества посредством развития сообщества , включая социальные и экологические аспекты, которые влияют на жизнь членов сообщества. [3]
Планирование земли и ресурсов коренными народами можно понимать как преобразующее планирование, поскольку оно решает сложные вопросы суверенитета , самоуправления и самоопределения коренных народов . [4] [5] Местное планирование можно также понимать как форму повстанческого планирования. [6] поскольку это дает сообществам возможность противостоять собственному угнетению и бороться с ним. [4] Планирование коренных народов часто является инструментом, который позволяет общинам коренных народов восстановить контроль над ресурсами и поддерживать свою культуру и политическую автономию .
Можно рассматривать, что сфера планирования коренных народов охватывает три широкие области: общины коренных народов, городские общины коренных народов, планирование земель и ресурсов. [ нужна ссылка ] .
История
[ редактировать ]Коренные народы планировали свои общины на протяжении тысячелетий, которые часто называют «с незапамятных времен» . Однако планирование как технический и колониальный инструмент исторически использовалось как средство лишения общин коренных народов собственности путем повторного присвоения традиционных территорий для получения прибыли и развития некоренных народов. Хотя планирование общин коренных народов исторически основано на управлении взаимодействием с миром природы, теперь оно также фокусируется на взаимодействии с субъектами, не принадлежащими к коренным народам. В политическом смысле это означает борьбу и получение легитимизации и расширения прав и возможностей на руководящих позициях, которые были отняты у них в результате колонизации. [7] Таким образом, планирование коренных народов вновь возникло как реакция на западное планирование, которое исторически использовалось в качестве колониального инструмента, например, через резервную систему в Канаде. [8] [9]
Планирование коренных народов возникло как культура планирования и область практики в середине 20-го века в контексте современного планирования и империализма, однако группы коренных народов планировали свои собственные городские пространства с тех пор, как они существуют. Это постоянно развивающаяся практика, охватывающая (но контекстуально уникальную) общины коренных народов по всему миру. [1] По словам Джона Фридмана , планирование коренных народов возникло как формализованная область по отношению к основному планированию в 1992 году на конференции Массачусетского технологического института благодаря созданию теории действия, основанной на долгосрочном обучении, местном планировании и общей культуре. [10] была создана Сеть планирования коренных народов Три года спустя, в 1995 году, при Американской ассоциации планирования (APA) ; в настоящее время это подразделение называется «Планирование коренных народов» (IP). [11]
Современные методы планирования коренных народов особенно распространены в Новой Зеландии , Австралии , Канаде и США (странах с большой численностью коренного населения и колониальной историей ). История колонизации существенно повлияла на общины коренных народов и их культуру планирования. [12] Международные колониальные процессы сложны, разнообразны и зависят от контекста. [13] Масштабные и продолжающиеся последствия этих процессов включают, помимо прочего: лишение земли и сокращение полномочий по принятию решений, травмы, передаваемые из поколения в поколение, систематический расизм и разрушение местных и традиционных культурных систем. [13] Тайайаке Альфред утверждает, что важно различать коренные и западные культуры планирования, которые связаны с колониальным наследием. [14] В целом, западные культуры планирования склонны ценить линейные системы рациональности со структурами власти, которые доминируют и подавляют те культуры, которые не разделяют эти системы ценностей. [2] Поскольку процессы колонизации происходили по всему миру, культура планирования коренных народов в значительной степени игнорировалась и активно разрушалась, поскольку они рассматривались как препятствия на пути западной цивилизации и прогресса. [12] Культура планирования коренных народов описывается как движение, в котором общины коренных народов, планировщики, ученые, правительства, учреждения и лидеры сопротивляются колониальным и неоколониальным традициям планирования, а также работают над усилением защиты прав, свобод и суверенитета коренных народов. . [15]
Принципы
[ редактировать ]Некоторыми из ключевых принципов планирования коренных народов, которые отличаются от «основных» или западных подходов к планированию, являются признание и включение традиционных знаний , культурной самобытности , обычного права и мировоззрений коренных народов . [ сомнительно – обсудить ] [11] Поскольку коренные народы являются коллективными землевладельцами, землевладение и управление ими лежат в основе парадигм планирования коренных народов . [2] Вместо того, чтобы регулировать частное землепользование, как это происходит в западном планировании, коренные общины рассматривают землю как право по рождению, принадлежащее каждому и передаваемое из поколения в поколение. Из-за этого убеждения поддержание стабильной продуктивности земель для следующего поколения является важным компонентом планирования коренных народов. [16] Этому убеждению и уникальному аспекту местного планирования также соответствуют бесчисленные местные технологии, которые способствуют развитию позитивных отношений человека с окружающей средой, а также обеспечивают настоящий и будущий симбиоз человека с природой. [17]
Коренные общины повсюду сохранили и развили отдельные, изменчивые и развивающиеся культуры планирования, уникальные для земли, истории и народов. Эти практики культурного планирования включают управление земельными ресурсами, управление ресурсами, общественное планирование и передачу знаний из поколения в поколение, таких как традиционные экологические знания . [2] Культуры планирования коренных народов часто имеют традиционные структуры управления, в том числе: матрилинейное наследие или принятие решений на основе консенсуса ; самостоятельность и устойчивость; а также взаимность и церемония. [18] Существуют сложные отношения со временем, с сильным акцентом на циклические закономерности, такие как процессы взаимоотношений между природой и человеком и методология устойчивого развития семи поколений . [18] практики, основанные на сильных сторонах , и методы планирования оздоровления. Вместо системы оценки, основанной на отрицательных или слабых сторонах, используются [19] Многие из этих культур коренных народов используют определенные методы планирования, в том числе: трансформационное планирование, [20] Совместное планирование , Терапевтическое планирование, [21] Культурное смирение и примирение .
Культура планирования коренных народов представляет собой межсекционный подход и политическое движение, которое формирует западную и основную городского планирования . культуру [13] Полетт Риган обсуждает процесс изменения канадской культуры планирования благодаря усилиям канадцев некоренного происхождения по деколонизации своих личных убеждений и поведения. [22] Райан Уокер и Хиринги Матунга используют тематические исследования из Канады и Новой Зеландии, чтобы обсудить, как планировщики могут перестроить культуру планирования коренных народов и господствующую культуру планирования в качестве партнерства в городских условиях. [13] Восстановление культуры планирования коренных народов бросает вызов западным предположениям в области планирования, и многие планировщики во всем мире задаются вопросом, как планировщики из числа некоренных и коренных народов могут работать совместно над созданием практики планирования, которая является примиряющей, уважительной, творческой и учитывающей культурные особенности. [13]
Некоторые канадские коренные народы участвуют в планировании коренных народов с помощью подхода, известного как комплексное общественное планирование (CCP). [23] [24] CCP — это процесс, возглавляемый и принадлежащий сообществу. В процессе планирования CCP применяет целостный и долгосрочный подход, учитывающий все аспекты жизни общества, например: жилье, здравоохранение, культуру, экономику, землепользование, ресурсы, образование, возрождение языка и управление. [23] CCP также может стать для общин коренных народов способом официального взаимодействия с государственными организациями, которые предоставляют внешние ресурсы и финансирование для проектов коренных народов. [24] Комплексные планы сообщества — это живые документы, призванные отражать меняющиеся приоритеты и цели сообщества и реагировать на них. [25]
В Соединенных Штатах в 1995 году массовое движение, придерживающееся идеалов новой теории местного планирования, установило 5 основных принципов местного планирования. [26] Установленные принципы: люди процветают в обществе, у обычных людей есть ответы на все вопросы, у людей есть основное право определять свое собственное будущее, угнетение продолжает оставаться силой, опустошающей людей, и люди уже прекрасны. [26]
Местное планирование на практике
[ редактировать ]Африка
[ редактировать ]Народ Эдо (также называемый народом Бенина)
[ редактировать ]Город Бенин процветал еще до того, как он был разграблен британским карательным рейдом в 1897 году. До рейда город был упорядочен по семейным группам. Тем не менее город выжил, и сегодня в нем проживает более миллиона человек.
Азия
[ редактировать ]Лаосский народ
[ редактировать ]Северные провинции Лаоса опираются на экономическую деятельность по подстилочному земледелию и животноводству, которая из-за многих сложных факторов в настоящее время не является устойчивой и вызывает периоды отсутствия продовольственной безопасности и нехватки экономических средств. [27] Чтобы смягчить эти проблемы и предотвратить дальнейшее ухудшение проблемы, Проект устойчивого развития средств к существованию в Северном регионе использует «совместное развитие животноводства», что, в свою очередь, поможет окружающим экосистемам. [27]
Северная Америка
[ редактировать ]Люди Силкс
[ редактировать ]Процесс En’owkinwixw — это традиционный метод содействия «коллективному обучению и принятию решений сообществом». [28] используется общинами Syilx в Оканагане, Британская Колумбия. КПК индейского племени Пентиктона является примером процесса En'owkinwixw в действии. В этом процессе особое внимание уделяется инклюзивности и равному голосу в консультациях с сообществом для создания общей руководящей структуры, соответствующей культурным особенностям. [28]
Нация Онейда
[ редактировать ]На конференции Американской ассоциации планирования в Чикаго в 1995 году в академических кругах планирования появилось местное планирование, в значительной степени продвигаемое народом нации онейда. [29] Результатом конференции стала Сеть планирования коренных народов (IPN), подразделение Американской ассоциации планирования. [29]
Нация черноногих
[ редактировать ]Марк Маги, специалист по планированию нации черноногих (или Амскапи Пикани), описывает трудности, возникающие из-за вопросов юрисдикции, которые являются распространенной темой в планировании коренных народов. [30] Политика на федеральном уровне, уровне штатов и округов часто противоречит идеалам коренных народов, которые бывает трудно преодолеть. В настоящее время планировщики работают над проектом по возвращению зубров на свою землю, чтобы восстановить как экосистему, так и их старый культурный образ жизни, включающий зубров. [31] Существует также программа обратного выкупа земли, направленная на возвращение нации черноногих частных, не принадлежащих коренным народам земель, в результате которой удалось вернуть 324 тысячи акров земли. [30]
Океания
[ редактировать ]Коренные австралийцы
[ редактировать ]В Австралии земельные советы являются региональными организациями, представляющими коренных австралийцев . [32] Хотя основная функция заключается в защите традиционных прав на землю, работа многих земельных советов распространяется на планы и программы общественного развития, которые сосредоточены на экономическом, социальном и культурном благополучии коренных австралийцев. [33] [34]
Народ маори
[ редактировать ]Маори , которое обеспечивает в Новой Зеландии практикуют иви планирование управления племенам основу для определения своего прошлого и настоящего и предписывает «процессы управления, планирования и принятия решений, которые помогут иви реализовать свою концепцию самоопределения». [15] Планирование управления Иви и связанные с ним политики и подходы являются примерами местного планирования, осуществляемого общинами маори и для них. Более того, планирование управления иви маори представляет собой традицию планирования, имеющую историю, предшествовавшую колонизации и любым последующим актам или договорам. Современное планирование маори, практикуемое сегодня, можно рассматривать как «традицию двойного планирования», где характер планирования в контексте колонизации продолжает развиваться, оставаясь при этом основанным на традициях и философии маори. [15]
Гавайский народ
[ редактировать ]На Гавайях наблюдается тенденция к традиционной концепции управления земельными ресурсами Ахупуа, особенно при планировании водоразделов. [35]
Южная Америка
[ редактировать ]Народ Каменча Бия
[ редактировать ]В 2010 году Каменча выиграла права на свою землю, которая находится в долине Сибундой на территории современной Колумбии. [36] После этого предварительного шага, предпринятого после десятилетий подавления колониализмом, они законно вернули себе 20% земель своих предков. [36] Их взгляды на землепользование сосредоточены в первую очередь на космосе и общественном здравоохранении, двух очень важных аспектах их культуры. [36] Чтобы защитить эти интересы, защита водоразделов и экосистем с использованием традиционных лекарственных растений занимает одно из первых мест в списке приоритетов народа. [36]
Академические программы
[ редактировать ]Несколько школ планирования включили вопросы планирования коренных народов в свою учебную программу. Некоторые строят отношения с общинами коренных народов, на землях которых они существуют. [ обсуждать ] . Например, Школа общественного и регионального планирования Университета Британской Колумбии поддерживает партнерство с индийским оркестром Musqueam . [37] Школы планирования, предлагающие учебные программы по планированию для коренных народов, часто заинтересованы в обновлении профессионального образования и практики планирования посредством подходов, включающих местные идеалы и перспективы деколонизации и рефлексивности . [9]
Академические учреждения с учебными программами, ориентированными на планирование коренных народов, включают:
- Университет Джеймса Кука (сертификат о высшем образовании в области планирования и коренных общин) [38]
- Оклендский университет (бакалавр городского планирования (с отличием) - городское планирование маори) [39]
- Университет Британской Колумбии (Школа общественного и регионального планирования - программа планирования сообществ коренных народов) [37]
- Университет Нью-Мексико (Школа архитектуры и планирования - Институт дизайна и планирования коренных народов) [40]
- Университет Северной Британской Колумбии (Школа экологического планирования - специализация планирования коренных народов) [41]
- Университет Саскачевана (бакалавр искусств - общественное планирование и местные исследования) [42]
- Университет острова Ванкувер (магистр общественного планирования - область планирования коренных народов) [43]
- Университет Манитобы (Департамент городского планирования - Студия планирования коренных народов) [44]
- Университет Ватерлоо (факультет планирования - коренные народы и общественное планирование - специальный тематический курс) [45]
См. также
[ редактировать ]- Аборигены Канады
- Архитектура
- Экологическое планирование
- Американцы индийского происхождения
- Коренные народы
- Коренные австралийцы
- Местное экономическое развитие
- народ маори
- Совместное планирование
- Культуры планирования
- Стратегическое планирование
- Городской планировщик
- Городское планирование
- Градостроительное образование
- Городское планирование в Австралии
- Городское планирование в США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Матунга, Хирини. «Теоретизация планирования коренных народов» в книге Т. Джоджолы, Д. Нэтчера и Р. Уокера (ред.) « Восстановление планирования коренных народов» (McGill-Queens University Press, 2013)
- ^ Jump up to: а б с д Т. Джоджола, Д. Натчер и Р. Уокер (редакторы) «Восстановление планирования коренных народов» (McGill-Queens University Press, 2013)
- ^ Уокер, Райан; Матунга, Хирини (лето 2013 г.). «Перераспределение местного планирования в городе». План Канады . 53 (2). Канадский институт планировщиков: 15–17.
- ^ Jump up to: а б Лейн, Маркус Б.; Хиббард, Майкл (1 декабря 2005 г.). «Делаем это для себя. Трансформационное планирование коренных народов». Журнал планирования образования и исследований . 25 (2): 172–184. дои : 10.1177/0739456X05278983 . ISSN 0739-456X . S2CID 145466700 .
- ^ Фридманн, Джон (1987). Планирование в общественном достоянии: от знаний к действию . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691022682 .
- ^ Сандеркок, Леони (1998). На пути к космополису: планирование мультикультурных городов . Нью-Йорк: Джон Уайли. ISBN 0471971987 .
- ^ Джоджола, Тед (2004). «Руководство по дезориентации в сети планировщиков - ваше практическое руководство для прогрессивного обучения планированию» (PDF) . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Кук, Джефф (2013). «Уважение планирования коренных народов: подтверждение нашей приверженности действию» . План Канады . 53 (2): 8–14. Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б Барри, Дженис (2015). «Тревожное образование в области планирования посредством преподавания и обучения с участием сообщества: размышления о студии планирования коренных народов». Теория и практика планирования . 16 (3): 430–434.
- ^ Фридманн, Джон (1994). «Планирование образования на конец двадцатого века: первоначальное исследование». Журнал планирования образования и исследований . 14 (1): 55–64. дои : 10.1177/0739456X9401400106 . S2CID 143302004 .
- ^ Jump up to: а б Джоджола, Тед (2008). «Планирование коренных народов - новый контекст». Канадский журнал городских исследований . 17 (1): 37–47.
- ^ Jump up to: а б «Планирование коренных народов - новый контекст. - Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Проверено 12 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и «План Канада – лето 2013» . uturn2.cyansolutions.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года . Проверено 12 ноября 2016 г. .
- ^ «Культурная сила: восстановление места знаний коренных народов в практике и политике» . Проверено 12 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с Матунга, Хирини (2006). «Концепция планирования коренных народов как основа социальной интеграции» (PDF) . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Джоджола, Тед (2005). «Дезориентация студентов – ваше практическое руководство по прогрессивному планированию образования» (PDF) . Сеть планировщиков . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Уотсон, Джулия ; Робертсон, Эйвери; Де Розен, Феликс (2020). «Проектирование радикальным коренным населением» . Границы ландшафтной архитектуры . 8 (3): 148. doi : 10.15302/j-laf-1-050019 . ISSN 2095-5405 . S2CID 225392799 .
- ^ Jump up to: а б Кук, Джефф. «Празднование планирования коренных народов» . План Юкон . Презентация конференции по планированию Севера. Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года.
- ^ «Оздоровление для коренных народов» . www.fnha.ca. Проверено 12 ноября 2016 г. .
- ^ Кэнан, Рейнольдс, Лили (17 декабря 2015 г.). «Практика преобразовательного планирования и городское управление коренными народами в Ванкувере, Британская Колумбия» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сандеркок, Леони; Аттили, Джованни (2014). «Смена объектива». Журнал планирования образования и исследований . 34 : 19–29. дои : 10.1177/0739456X13516499 . S2CID 144637697 .
- ^ Риган, Полетт (22 декабря 2010 г.). Тревожа поселенца внутри: индейские школы-интернаты, высказывание правды и примирение в Канаде . ЮБК Пресс. ISBN 978-0-7748-5964-6 .
- ^ Jump up to: а б Справочник CCP: Комплексное общественное планирование для коренных народов Британской Колумбии . Оттава: Канада по делам коренных народов и Севера. 2013. ISBN 978-1-100-21924-0 .
- ^ Jump up to: а б Кук, Джеффри (2008). «Опираясь на традиции прошлого: подъем и возрождение КПК коренных народов» . План Канады . 48 (2): 13–17.
- ^ Кук, Джефф. «Набираем обороты: делимся 96 передовыми практиками комплексного общественного планирования коренных народов» (PDF) . Новые доверительные отношения . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б Джоджола, Тед (2005). «Дезориентация студентов – ваше практическое руководство по прогрессивному планированию образования» (PDF) . Сеть планировщиков . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Правительство Лаосской Народно-Демократической Республики для Азиатского банка развития. (2006). «Лаосская Народно-Демократическая Республика: Проект развития устойчивых средств к существованию в северном регионе» (PDF) . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бринкхерст, Марена; Алек, Элейн; Кампе, Анона (2013). «Отдать голос всем: традиционная мудрость и практика Силкса формируют современное общественное планирование в КПК индейского оркестра Пентиктона». План Канады . 53 (2): 37–42.
- ^ Jump up to: а б Джоджола, Тед (2000). «Планирование коренных народов и развитие племенных сообществ - Сеть планировщиков» . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Сеть планирования коренных народов - проект «Родные земли» | Университет штата Монтана» . www.montana.edu . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ "GrazingResolutionReviewProcess.pdf" . Гугл Документы . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Земельные советы» . Правительство Австралии . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Развитие сообщества» . Центральный земельный совет . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Культурные предприятия» . Земельный совет Кимберли . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Минерби, Лучано (1999). «Модели управления коренными народами и защита ахупуаа» (PDF) . Социальный процесс на Гавайях . 39 : 208–225.
- ^ Jump up to: а б с д «Каментша Бия: Планирование землепользования в защиту святыни» . Проект Эсперанса . 27 октября 2021 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Планирование коренных народов» . Школа общественного и регионального планирования . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Аттестат о высшем образовании в области планирования и коренных общин» . Университет Джеймса Кука . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Программы» . Университет Окленда . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Институт местного дизайна и планирования» . Университет Нью-Мексико . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ «Экологическое планирование» . Университет Северной Британской Колумбии . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Общественное планирование и местные исследования» . Университет Саскачевана . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Магистр общественного планирования» . Университет острова Ванкувер . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ «Университет Манитобы — Программа городского планирования — Планирование 4» . umanitoba.ca . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ «Дженис Барри» . Школа планирования . 4 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2020 г.