Jump to content

Планирование коренных народов

Планирование коренных народов (или планирование общин коренных народов ) — это идеологический подход к области регионального планирования , при котором планирование осуществляется коренными народами для общин коренных народов. [1] Практикующие специалисты интегрируют традиционные знания или культурные знания в процесс планирования. Планирование коренных народов признает, что «все человеческие сообщества планируют» [1] и что общины коренных народов осуществляли свои собственные процессы общественного планирования на протяжении тысячелетий. [2] Хотя более широкий контекст городского и социального планирования включает необходимость совместной работы с коренными народами и организациями, этот процесс зависит от социальных, политических и культурных сил.

Поскольку существует множество культур коренных народов, практика и планирование внутри общин коренных народов сильно различаются.

Планирование коренных народов имеет более широкую и всеобъемлющую сферу применения, чем обычное или западное планирование , и не ограничивается планированием землепользования или физическим развитием. Планирование коренных народов носит всеобъемлющий характер и может охватывать все аспекты жизни сообщества посредством развития сообщества , включая социальные и экологические аспекты, которые влияют на жизнь членов сообщества. [3]

Планирование земли и ресурсов коренными народами можно понимать как преобразующее планирование, поскольку оно решает сложные вопросы суверенитета , самоуправления и самоопределения коренных народов . [4] [5] Местное планирование можно также понимать как форму повстанческого планирования. [6] поскольку это дает сообществам возможность противостоять собственному угнетению и бороться с ним. [4] Планирование коренных народов часто является инструментом, который позволяет общинам коренных народов восстановить контроль над ресурсами и поддерживать свою культуру и политическую автономию .

Можно рассматривать, что сфера планирования коренных народов охватывает три широкие области: общины коренных народов, городские общины коренных народов, планирование земель и ресурсов. [ нужна ссылка ] .

Коренные народы планировали свои общины на протяжении тысячелетий, которые часто называют «с незапамятных времен» . Однако планирование как технический и колониальный инструмент исторически использовалось как средство лишения общин коренных народов собственности путем повторного присвоения традиционных территорий для получения прибыли и развития некоренных народов. Хотя планирование общин коренных народов исторически основано на управлении взаимодействием с миром природы, теперь оно также фокусируется на взаимодействии с субъектами, не принадлежащими к коренным народам. В политическом смысле это означает борьбу и получение легитимизации и расширения прав и возможностей на руководящих позициях, которые были отняты у них в результате колонизации. [7] Таким образом, планирование коренных народов вновь возникло как реакция на западное планирование, которое исторически использовалось в качестве колониального инструмента, например, через резервную систему в Канаде. [8] [9]

Планирование коренных народов возникло как культура планирования и область практики в середине 20-го века в контексте современного планирования и империализма, однако группы коренных народов планировали свои собственные городские пространства с тех пор, как они существуют. Это постоянно развивающаяся практика, охватывающая (но контекстуально уникальную) общины коренных народов по всему миру. [1] По словам Джона Фридмана , планирование коренных народов возникло как формализованная область по отношению к основному планированию в 1992 году на конференции Массачусетского технологического института благодаря созданию теории действия, основанной на долгосрочном обучении, местном планировании и общей культуре. [10] была создана Сеть планирования коренных народов Три года спустя, в 1995 году, при Американской ассоциации планирования (APA) ; в настоящее время это подразделение называется «Планирование коренных народов» (IP). [11]

Современные методы планирования коренных народов особенно распространены в Новой Зеландии , Австралии , Канаде и США (странах с большой численностью коренного населения и колониальной историей ). История колонизации существенно повлияла на общины коренных народов и их культуру планирования. [12] Международные колониальные процессы сложны, разнообразны и зависят от контекста. [13] Масштабные и продолжающиеся последствия этих процессов включают, помимо прочего: лишение земли и сокращение полномочий по принятию решений, травмы, передаваемые из поколения в поколение, систематический расизм и разрушение местных и традиционных культурных систем. [13] Тайайаке Альфред утверждает, что важно различать коренные и западные культуры планирования, которые связаны с колониальным наследием. [14] В целом, западные культуры планирования склонны ценить линейные системы рациональности со структурами власти, которые доминируют и подавляют те культуры, которые не разделяют эти системы ценностей. [2] Поскольку процессы колонизации происходили по всему миру, культура планирования коренных народов в значительной степени игнорировалась и активно разрушалась, поскольку они рассматривались как препятствия на пути западной цивилизации и прогресса. [12] Культура планирования коренных народов описывается как движение, в котором общины коренных народов, планировщики, ученые, правительства, учреждения и лидеры сопротивляются колониальным и неоколониальным традициям планирования, а также работают над усилением защиты прав, свобод и суверенитета коренных народов. . [15]

Принципы

[ редактировать ]

Некоторыми из ключевых принципов планирования коренных народов, которые отличаются от «основных» или западных подходов к планированию, являются признание и включение традиционных знаний , культурной самобытности , обычного права и мировоззрений коренных народов . [ сомнительно обсудить ] [11] Поскольку коренные народы являются коллективными землевладельцами, землевладение и управление ими лежат в основе парадигм планирования коренных народов . [2] Вместо того, чтобы регулировать частное землепользование, как это происходит в западном планировании, коренные общины рассматривают землю как право по рождению, принадлежащее каждому и передаваемое из поколения в поколение. Из-за этого убеждения поддержание стабильной продуктивности земель для следующего поколения является важным компонентом планирования коренных народов. [16] Этому убеждению и уникальному аспекту местного планирования также соответствуют бесчисленные местные технологии, которые способствуют развитию позитивных отношений человека с окружающей средой, а также обеспечивают настоящий и будущий симбиоз человека с природой. [17]

Коренные общины повсюду сохранили и развили отдельные, изменчивые и развивающиеся культуры планирования, уникальные для земли, истории и народов. Эти практики культурного планирования включают управление земельными ресурсами, управление ресурсами, общественное планирование и передачу знаний из поколения в поколение, таких как традиционные экологические знания . [2] Культуры планирования коренных народов часто имеют традиционные структуры управления, в том числе: матрилинейное наследие или принятие решений на основе консенсуса ; самостоятельность и устойчивость; а также взаимность и церемония. [18] Существуют сложные отношения со временем, с сильным акцентом на циклические закономерности, такие как процессы взаимоотношений между природой и человеком и методология устойчивого развития семи поколений . [18] практики, основанные на сильных сторонах , и методы планирования оздоровления. Вместо системы оценки, основанной на отрицательных или слабых сторонах, используются [19] Многие из этих культур коренных народов используют определенные методы планирования, в том числе: трансформационное планирование, [20] Совместное планирование , Терапевтическое планирование, [21] Культурное смирение и примирение .

Культура планирования коренных народов представляет собой межсекционный подход и политическое движение, которое формирует западную и основную городского планирования . культуру [13] Полетт Риган обсуждает процесс изменения канадской культуры планирования благодаря усилиям канадцев некоренного происхождения по деколонизации своих личных убеждений и поведения. [22] Райан Уокер и Хиринги Матунга используют тематические исследования из Канады и Новой Зеландии, чтобы обсудить, как планировщики могут перестроить культуру планирования коренных народов и господствующую культуру планирования в качестве партнерства в городских условиях. [13] Восстановление культуры планирования коренных народов бросает вызов западным предположениям в области планирования, и многие планировщики во всем мире задаются вопросом, как планировщики из числа некоренных и коренных народов могут работать совместно над созданием практики планирования, которая является примиряющей, уважительной, творческой и учитывающей культурные особенности. [13]

Некоторые канадские коренные народы участвуют в планировании коренных народов с помощью подхода, известного как комплексное общественное планирование (CCP). [23] [24] CCP — это процесс, возглавляемый и принадлежащий сообществу. В процессе планирования CCP применяет целостный и долгосрочный подход, учитывающий все аспекты жизни общества, например: жилье, здравоохранение, культуру, экономику, землепользование, ресурсы, образование, возрождение языка и управление. [23] CCP также может стать для общин коренных народов способом официального взаимодействия с государственными организациями, которые предоставляют внешние ресурсы и финансирование для проектов коренных народов. [24] Комплексные планы сообщества — это живые документы, призванные отражать меняющиеся приоритеты и цели сообщества и реагировать на них. [25]

В Соединенных Штатах в 1995 году массовое движение, придерживающееся идеалов новой теории местного планирования, установило 5 основных принципов местного планирования. [26] Установленные принципы: люди процветают в обществе, у обычных людей есть ответы на все вопросы, у людей есть основное право определять свое собственное будущее, угнетение продолжает оставаться силой, опустошающей людей, и люди уже прекрасны. [26]

Местное планирование на практике

[ редактировать ]

Народ Эдо (также называемый народом Бенина)

[ редактировать ]

Город Бенин процветал еще до того, как он был разграблен британским карательным рейдом в 1897 году. До рейда город был упорядочен по семейным группам. Тем не менее город выжил, и сегодня в нем проживает более миллиона человек.

Лаосский народ

[ редактировать ]

Северные провинции Лаоса опираются на экономическую деятельность по подстилочному земледелию и животноводству, которая из-за многих сложных факторов в настоящее время не является устойчивой и вызывает периоды отсутствия продовольственной безопасности и нехватки экономических средств. [27] Чтобы смягчить эти проблемы и предотвратить дальнейшее ухудшение проблемы, Проект устойчивого развития средств к существованию в Северном регионе использует «совместное развитие животноводства», что, в свою очередь, поможет окружающим экосистемам. [27]

Северная Америка

[ редактировать ]

Люди Силкс

[ редактировать ]

Процесс En’owkinwixw — это традиционный метод содействия «коллективному обучению и принятию решений сообществом». [28] используется общинами Syilx в Оканагане, Британская Колумбия. КПК индейского племени Пентиктона является примером процесса En'owkinwixw в действии. В этом процессе особое внимание уделяется инклюзивности и равному голосу в консультациях с сообществом для создания общей руководящей структуры, соответствующей культурным особенностям. [28]

Нация Онейда

[ редактировать ]

На конференции Американской ассоциации планирования в Чикаго в 1995 году в академических кругах планирования появилось местное планирование, в значительной степени продвигаемое народом нации онейда. [29] Результатом конференции стала Сеть планирования коренных народов (IPN), подразделение Американской ассоциации планирования. [29]

Нация черноногих

[ редактировать ]

Марк Маги, специалист по планированию нации черноногих (или Амскапи Пикани), описывает трудности, возникающие из-за вопросов юрисдикции, которые являются распространенной темой в планировании коренных народов. [30] Политика на федеральном уровне, уровне штатов и округов часто противоречит идеалам коренных народов, которые бывает трудно преодолеть. В настоящее время планировщики работают над проектом по возвращению зубров на свою землю, чтобы восстановить как экосистему, так и их старый культурный образ жизни, включающий зубров. [31] Существует также программа обратного выкупа земли, направленная на возвращение нации черноногих частных, не принадлежащих коренным народам земель, в результате которой удалось вернуть 324 тысячи акров земли. [30]

Коренные австралийцы

[ редактировать ]

В Австралии земельные советы являются региональными организациями, представляющими коренных австралийцев . [32] Хотя основная функция заключается в защите традиционных прав на землю, работа многих земельных советов распространяется на планы и программы общественного развития, которые сосредоточены на экономическом, социальном и культурном благополучии коренных австралийцев. [33] [34]

Народ маори

[ редактировать ]

Маори , которое обеспечивает в Новой Зеландии практикуют иви планирование управления племенам основу для определения своего прошлого и настоящего и предписывает «процессы управления, планирования и принятия решений, которые помогут иви реализовать свою концепцию самоопределения». [15] Планирование управления Иви и связанные с ним политики и подходы являются примерами местного планирования, осуществляемого общинами маори и для них. Более того, планирование управления иви маори представляет собой традицию планирования, имеющую историю, предшествовавшую колонизации и любым последующим актам или договорам. Современное планирование маори, практикуемое сегодня, можно рассматривать как «традицию двойного планирования», где характер планирования в контексте колонизации продолжает развиваться, оставаясь при этом основанным на традициях и философии маори. [15]

Гавайский народ

[ редактировать ]

На Гавайях наблюдается тенденция к традиционной концепции управления земельными ресурсами Ахупуа, особенно при планировании водоразделов. [35]

Южная Америка

[ редактировать ]

Народ Каменча Бия

[ редактировать ]

В 2010 году Каменча выиграла права на свою землю, которая находится в долине Сибундой на территории современной Колумбии. [36] После этого предварительного шага, предпринятого после десятилетий подавления колониализмом, они законно вернули себе 20% земель своих предков. [36] Их взгляды на землепользование сосредоточены в первую очередь на космосе и общественном здравоохранении, двух очень важных аспектах их культуры. [36] Чтобы защитить эти интересы, защита водоразделов и экосистем с использованием традиционных лекарственных растений занимает одно из первых мест в списке приоритетов народа. [36]

Академические программы

[ редактировать ]

Несколько школ планирования включили вопросы планирования коренных народов в свою учебную программу. Некоторые строят отношения с общинами коренных народов, на землях которых они существуют. [ обсуждать ] . Например, Школа общественного и регионального планирования Университета Британской Колумбии поддерживает партнерство с индийским оркестром Musqueam . [37] Школы планирования, предлагающие учебные программы по планированию для коренных народов, часто заинтересованы в обновлении профессионального образования и практики планирования посредством подходов, включающих местные идеалы и перспективы деколонизации и рефлексивности . [9]

Академические учреждения с учебными программами, ориентированными на планирование коренных народов, включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Матунга, Хирини. «Теоретизация планирования коренных народов» в книге Т. Джоджолы, Д. Нэтчера и Р. Уокера (ред.) « Восстановление планирования коренных народов» (McGill-Queens University Press, 2013)
  2. ^ Jump up to: а б с д Т. Джоджола, Д. Натчер и Р. Уокер (редакторы) «Восстановление планирования коренных народов» (McGill-Queens University Press, 2013)
  3. ^ Уокер, Райан; Матунга, Хирини (лето 2013 г.). «Перераспределение местного планирования в городе». План Канады . 53 (2). Канадский институт планировщиков: 15–17.
  4. ^ Jump up to: а б Лейн, Маркус Б.; Хиббард, Майкл (1 декабря 2005 г.). «Делаем это для себя. Трансформационное планирование коренных народов». Журнал планирования образования и исследований . 25 (2): 172–184. дои : 10.1177/0739456X05278983 . ISSN   0739-456X . S2CID   145466700 .
  5. ^ Фридманн, Джон (1987). Планирование в общественном достоянии: от знаний к действию . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  0691022682 .
  6. ^ Сандеркок, Леони (1998). На пути к космополису: планирование мультикультурных городов . Нью-Йорк: Джон Уайли. ISBN  0471971987 .
  7. ^ Джоджола, Тед (2004). «Руководство по дезориентации в сети планировщиков - ваше практическое руководство для прогрессивного обучения планированию» (PDF) . Проверено 6 декабря 2021 г.
  8. ^ Кук, Джефф (2013). «Уважение планирования коренных народов: подтверждение нашей приверженности действию» . План Канады . 53 (2): 8–14. Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  9. ^ Jump up to: а б Барри, Дженис (2015). «Тревожное образование в области планирования посредством преподавания и обучения с участием сообщества: размышления о студии планирования коренных народов». Теория и практика планирования . 16 (3): 430–434.
  10. ^ Фридманн, Джон (1994). «Планирование образования на конец двадцатого века: первоначальное исследование». Журнал планирования образования и исследований . 14 (1): 55–64. дои : 10.1177/0739456X9401400106 . S2CID   143302004 .
  11. ^ Jump up to: а б Джоджола, Тед (2008). «Планирование коренных народов - новый контекст». Канадский журнал городских исследований . 17 (1): 37–47.
  12. ^ Jump up to: а б «Планирование коренных народов - новый контекст. - Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Проверено 12 ноября 2016 г. .
  13. ^ Jump up to: а б с д и «План Канада – лето 2013» . uturn2.cyansolutions.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года . Проверено 12 ноября 2016 г. .
  14. ^ «Культурная сила: восстановление места знаний коренных народов в практике и политике» . Проверено 12 ноября 2016 г. .
  15. ^ Jump up to: а б с Матунга, Хирини (2006). «Концепция планирования коренных народов как основа социальной интеграции» (PDF) . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  16. ^ Джоджола, Тед (2005). «Дезориентация студентов – ваше практическое руководство по прогрессивному планированию образования» (PDF) . Сеть планировщиков . Проверено 6 декабря 2021 г.
  17. ^ Уотсон, Джулия ; Робертсон, Эйвери; Де Розен, Феликс (2020). «Проектирование радикальным коренным населением» . Границы ландшафтной архитектуры . 8 (3): 148. doi : 10.15302/j-laf-1-050019 . ISSN   2095-5405 . S2CID   225392799 .
  18. ^ Jump up to: а б Кук, Джефф. «Празднование планирования коренных народов» . План Юкон . Презентация конференции по планированию Севера. Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года.
  19. ^ «Оздоровление для коренных народов» . www.fnha.ca. ​Проверено 12 ноября 2016 г. .
  20. ^ Кэнан, Рейнольдс, Лили (17 декабря 2015 г.). «Практика преобразовательного планирования и городское управление коренными народами в Ванкувере, Британская Колумбия» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Сандеркок, Леони; Аттили, Джованни (2014). «Смена объектива». Журнал планирования образования и исследований . 34 : 19–29. дои : 10.1177/0739456X13516499 . S2CID   144637697 .
  22. ^ Риган, Полетт (22 декабря 2010 г.). Тревожа поселенца внутри: индейские школы-интернаты, высказывание правды и примирение в Канаде . ЮБК Пресс. ISBN  978-0-7748-5964-6 .
  23. ^ Jump up to: а б Справочник CCP: Комплексное общественное планирование для коренных народов Британской Колумбии . Оттава: Канада по делам коренных народов и Севера. 2013. ISBN  978-1-100-21924-0 .
  24. ^ Jump up to: а б Кук, Джеффри (2008). «Опираясь на традиции прошлого: подъем и возрождение КПК коренных народов» . План Канады . 48 (2): 13–17.
  25. ^ Кук, Джефф. «Набираем обороты: делимся 96 передовыми практиками комплексного общественного планирования коренных народов» (PDF) . Новые доверительные отношения . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  26. ^ Jump up to: а б Джоджола, Тед (2005). «Дезориентация студентов – ваше практическое руководство по прогрессивному планированию образования» (PDF) . Сеть планировщиков . Проверено 6 декабря 2021 г.
  27. ^ Jump up to: а б Правительство Лаосской Народно-Демократической Республики для Азиатского банка развития. (2006). «Лаосская Народно-Демократическая Республика: Проект развития устойчивых средств к существованию в северном регионе» (PDF) . Проверено 6 декабря 2021 г.
  28. ^ Jump up to: а б Бринкхерст, Марена; Алек, Элейн; Кампе, Анона (2013). «Отдать голос всем: традиционная мудрость и практика Силкса формируют современное общественное планирование в КПК индейского оркестра Пентиктона». План Канады . 53 (2): 37–42.
  29. ^ Jump up to: а б Джоджола, Тед (2000). «Планирование коренных народов и развитие племенных сообществ - Сеть планировщиков» . Проверено 6 декабря 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б «Сеть планирования коренных народов - проект «Родные земли» | Университет штата Монтана» . www.montana.edu . Проверено 6 декабря 2021 г.
  31. ^ "GrazingResolutionReviewProcess.pdf" . Гугл Документы . Проверено 6 декабря 2021 г.
  32. ^ «Земельные советы» . Правительство Австралии . Проверено 15 ноября 2016 г.
  33. ^ «Развитие сообщества» . Центральный земельный совет . Проверено 15 ноября 2016 г.
  34. ^ «Культурные предприятия» . Земельный совет Кимберли . Проверено 15 ноября 2016 г.
  35. ^ Минерби, Лучано (1999). «Модели управления коренными народами и защита ахупуаа» (PDF) . Социальный процесс на Гавайях . 39 : 208–225.
  36. ^ Jump up to: а б с д «Каментша Бия: Планирование землепользования в защиту святыни» . Проект Эсперанса . 27 октября 2021 г. Проверено 6 декабря 2021 г.
  37. ^ Jump up to: а б «Планирование коренных народов» . Школа общественного и регионального планирования . Проверено 15 ноября 2016 г.
  38. ^ «Аттестат о высшем образовании в области планирования и коренных общин» . Университет Джеймса Кука . Проверено 15 ноября 2016 г.
  39. ^ «Программы» . Университет Окленда . Проверено 15 ноября 2016 г.
  40. ^ «Институт местного дизайна и планирования» . Университет Нью-Мексико . Проверено 13 марта 2019 г.
  41. ^ «Экологическое планирование» . Университет Северной Британской Колумбии . Проверено 15 ноября 2016 г.
  42. ^ «Общественное планирование и местные исследования» . Университет Саскачевана . Проверено 15 ноября 2016 г.
  43. ^ «Магистр общественного планирования» . Университет острова Ванкувер . Проверено 14 ноября 2016 г.
  44. ^ «Университет Манитобы — Программа городского планирования — Планирование 4» . umanitoba.ca . Проверено 29 декабря 2016 г.
  45. ^ «Дженис Барри» . Школа планирования . 4 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6e6227ea1d0bf8f9b307b0626f7e18d__1715283660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/8d/c6e6227ea1d0bf8f9b307b0626f7e18d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous planning - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)