Культуры планирования
Культуры планирования — это различные обычаи и практики городского и регионального планирования , существующие во всем мире. [1] Дискурс, модели и стили коммуникации при планировании адаптируются к различным местным условиям каждого сообщества, так что подходы к планированию из одной части мира не обязательно переносятся в другие части земного шара. [1] Культура планирования может относиться к тому, как специалисты по планированию осуществляют свою практику в данном месте, где на них «влияют как индивидуальные, так и коллективно разделяемые когнитивные рамки», которые формируют их взгляд на мир. Планировщики, как заявила Симона Абрам, «постоянно находятся в процессе фактического создания культуры». [2] Концепция культуры планирования также включает в себя то, как планирование на самом деле разворачивается внутри сообщества, формируется под влиянием его культуры и под влиянием его людей. Различные культурные контексты приводят к разным планам и политическим мерам реагирования на проблемы, «связанные с конкретными местными (культурными) контекстами». [3] Примеры культур планирования включают культуры, характерные для разных стран, регионов и частей земного шара, а также разные культуры, существующие в одном и том же месте, например, местные культуры планирования. [4]
В целом, культура планирования развивалась на протяжении всего 20-го века от попыток государства благоустроить города к более совместному процессу с участием общественности. Это зависит от местной культуры; однако, поскольку планирование в некоторых местах остается процессом сверху вниз , где планы предписываются высшим правительством (например, в Китае ). [5] Культура планирования требует учета различных местных обстоятельств и поэтому варьируется по всему миру. В Канаде культура планирования превратилась из своих корней под влиянием городского планирования в Великобритании в политический процесс, основанный на ценностях, который способствует участию общественности в попытке предоставить свободу действий различным группам. [6] хотя социальное неравенство и колониальное наследие все еще в значительной степени присутствуют. [7] Культура планирования коренных народов, которая развивалась на протяжении сотен и тысяч лет, [8] Это еще одна особая культура планирования, внутри которой существуют отдельные, изменчивые и развивающиеся культуры планирования, уникальные для земли, истории и народов. Сегодня восстановление культуры планирования коренных народов во многих странах предполагает изучение того, как планировщики из числа некоренного и коренного населения могут работать совместно над примирительным, культурно-чувствительным и уважительным процессом. [9]
Культуры планирования действуют внутри институтов своего местоположения. По сути, культура планирования действует в институциональных сферах общества, сферах, которые последовательно развиваются и меняются в динамическом ответе на культурные стимулы. [1] Образовательные учреждения во всем мире различаются по своему подходу к планированию, способствуя формированию различных культур планирования и демонстрируя трансформации внутри культур планирования посредством изменения предмета и акцентов. [ нужна ссылка ]
Развитие культуры планирования
[ редактировать ]Культуры планирования развивались вместе с процессами индустриализации и развития общества. До Второй мировой войны планирование считалось движением по благоустройству города, предложенным архитекторами и политиками. [10] В Европе, в условиях индустриализации, планирование было задумано как попытка предоставить городским руководителям основу для развития новых кварталов и городов за пределами городского ядра . [10] После Второй мировой войны планирование расширилось от благоустройства и включило многие социальные элементы, такие как экономика, история, религия и государственная политика. Стало понятно, что такие социальные факторы влияют на развитие городской инфраструктуры.

Годами становления культурного планирования стали 1940-е и 1950-е годы, во время глобального периода восстановления после Второй мировой войны. Культура планирования возникла из практики планирования по мере того, как общественность все больше осознавала последствия планирования. В этот период планировщики также начали принимать во внимание влияние практики планирования на общество. Усилия начали смещаться от создания функциональной и эстетичной архитектуры к аналитическим и рациональным подходам к развитию для решения проблем, с которыми сталкивается город или регион. [10]
Культура планирования во многих странах превратилась из практики, ориентированной на дизайн, возглавляемой небольшой группой профессионалов, в гораздо более широкую социальную деятельность, вовлекающую широкую общественность на протяжении всего процесса.
Начиная с 1960-х годов, традиционная парадигма планирования «сверху вниз» и « государственно-ориентированная » подвергалась критике как статичная и неспособная реагировать на решение сложных проблем на местном уровне. [11] Соответственно, практика планирования во многих промышленно развитых странах начала смещаться в сторону более «восходящего» и « ориентированного на человека » процесса. [12] В течение этого переходного периода планирование превратилось из своей первоначальной цели поиска решений конкретных проблем в более комплексную цель решения социально-экономических проблем. [13] Это была попытка изучить более эффективные, гибкие и подотчетные варианты решения сложных проблем. Поскольку культура планирования в промышленно развитых странах стала более инклюзивной и осознала проблемы, связанные с окружающей средой, социальным равенством, мультикультурализмом и другими непространственными проблемами, планировщики почувствовали необходимость задуматься о своих профессиональных взглядах, чтобы взаимодействовать с широкой общественностью и искать точки соприкосновения среди общественности, принадлежащей к разным слоям общества и группам интересов [14] В тот же период некоторые развивающиеся страны сохранили свою «нисходящую» парадигму планирования, например Китай , Куба и Иран , где планирование по-прежнему соответствовало комплексным национальным стратегиям. С 1980-х годов практика планирования в этих и других развивающихся странах начала принимать разные направления. [ нужна ссылка ] .
Сравнение международных культур планирования
[ редактировать ]Процессы и результаты планирования в значительной степени подвержены политическому влиянию и институциональным структурам, которые значительно различаются по всему миру. В процессе планирования участвуют многие заинтересованные стороны, хотя в первую очередь он контролируется и утверждается правительствами. Таким образом, наибольшее влияние на культуру планирования оказывают следующие переменные: конституционные государственные структуры ( унитарные государства , федеративные государства , многонациональные государства ), экономическая структура ( рыночная экономика , страны, находящиеся в стадии перехода от командной экономики ), темпы роста городского населения, политические культура (вовлечение гражданского общества , роль средств массовой информации, конкуренция между партиями, открытость политического процесса) и уровень экономического развития . В любом случае институты планирования постоянно развиваются, чтобы адаптироваться к новым потребностям и изменениям. Одним из таких масштабных сдвигов является принятие рыночного развития, при котором институты планирования теперь содействуют рыночным силам в предпринимательской манере, а не сдерживают их. [5] Несколько примеров культур планирования представлены ниже в алфавитном порядке по названию страны.
Планирование культуры в Канаде
[ редактировать ]
Культура планирования в Канаде по своей сути ориентирована на ценности, а культурные и моральные ценности являются важными аспектами этой практики. [15] На канадскую культуру планирования повлияла практика планирования Великобритании , которая частично заселила Канаду, и Соединенных Штатов , южного соседа Канады. [6] Культура планирования в Канаде сохранила свою уникальную самобытность, сосредоточив внимание на общественном планировании, в то время как Великобритания фокусируется на городском планировании , а Соединенные Штаты — на городском планировании . [16] Наследие Канады как малонаселенной страны привело к формированию культуры планирования, которая сосредоточена на региональном планировании как способе устранения неравенства между сельскими и городскими районами. [17] Конфликт культуры регионального планирования Канады заключается в том, что регион можно определить по-разному. Например, регион может представлять собой большую территорию, сосредоточенную вокруг городской территории, водораздела или территорию, основанную на участке долины между горами. [6]
В сочетании с региональным подходом к планированию разнообразный и многокультурный характер канадского населения привел к некоторым проблемам в том, как планирование осуществляется в Канаде. [17] Джилл Грант объясняет, что потенциальным решением этих конфликтов, принятым канадскими специалистами по планированию, является культура планирования, при которой профессионалы активно работают над прогнозированием конфликтов и смягчением их до того, как они достигнут критической точки. [6] Этот гибкий и упреждающий подход полезен в канадской культуре планирования, поскольку он помогает сбалансировать потребности различных групп, живущих в часто очень разных географических, политических и социальных регионах, чтобы прийти к позитивным решениям. [6]
На практику планирования влияет политика, и в Канаде социальная справедливость стала частью прогрессивной культуры планирования с 1960-х годов. [15] Социальная справедливость в планировании была сосредоточена на предоставлении возможностей группам населения, обычно испытывающим недостаток ресурсов, например, бедным слоям населения. Наследие планирования в Канаде как формы социальной справедливости проникло в школы планирования, в том числе в Школу общественного и регионального планирования Университета Британской Колумбии , где свобода действий, демократизация и устойчивость объявлены важными ценностями учебной программы. [15] [18] Культура совместного планирования в Канаде частично вдохновлена совместным бюджетом Порту-Алегри . [19] что привело к формированию культуры достижения консенсуса , сотрудничества и активности сообщества. [15]
Культура планирования Канады изобилует колониальным наследием и неравенством, и это не забывается в сегодняшней культуре планирования. [7] Сегодня культура планирования в Канаде превратилась в практику, основанную на ценностях, встроенную в политическую сферу, которая пытается предоставить свободу действий различным группам, способствуя сотрудничеству и разрешению конфликтов. [6]
Планирование культуры в Китае
[ редактировать ]
В Китае деятельность по планированию и бюрократия планирования значительно расширились за последние десятилетия: более 60 000 практикующих планировщиков занимаются этой профессией, которая сейчас является хорошо известной. [5] Решения по местному развитию и землепользованию определяются социально-экономическими планами, разработанными высшими правительствами, которые, в свою очередь, согласуются с национальными пятилетними планами. Министерство земель и ресурсов представляет собой вертикально интегрированную организацию с филиалами в каждом крупном городе, которая контролирует распределение землепользования и координирует крупные проекты вместе с Министерством жилищного строительства и городского и сельского развития . Это свидетельствует о культуре планирования в Китае, которая характеризуется централизацией принятия решений: например, городские мэры назначаются на более высоких уровнях правительства. Планирование в основном рассматривается как обязанность правительства при незначительном участии гражданского общества. Граждане, которые не согласны с решениями по планированию, могут подать в суд на местное правительство, подать петицию или принять участие в публичной демонстрации; однако эти действия по большей части бесполезны. В результате у проектировщиков есть значительная свобода действий для беспрепятственной реализации своих идей. [5]
Планирование культуры в Индии
[ редактировать ]По сравнению с Китаем культура планирования в Индии характеризуется юрисдикционной и административной автономией. Государственная служба, отвечающая за планирование, подотчетна политической сфере, но отделена от нее. Пятилетние народнохозяйственные планы определяют направление развития и планирования землепользования на государственном и муниципальном уровне. Учитывая рост городского населения в четыре раза за последние 50 лет, перед планированием стоит задача не отставать от такой быстрой урбанизации . В результате гражданское общество все еще пытается найти баланс между участниками планирования и растущим влиянием исторически маргинализированных групп. В то время как планирование в Индии рассматривается как средство организации и принесения значительных выгод обществу, культура планирования омрачена социально-экономическим разрывом между планировщиками и населением, которое они обслуживают, крайне бюрократической администрацией и продолжающейся маргинализацией огромного количества людей. группы городской бедноты, которые часто живут без прав на землю. [5]
Планирование культуры в Японии
[ редактировать ]В Японии планирование было значительной частью династического общества на протяжении всей известной недавней истории Японии. В ходе последовательной наследственности император или назначенный сёгун имели право обеспечивать централизованное планирование территорий страны, находящихся под их контролем. Отдельные провинции будут подчиняться власти и власти центрального правительства. После Реставрации Мэйдзи правительство разработало отдельные функции и функции планирования, в основном централизованные на региональной основе. В 1990-е годы местные органы власти получили право начать разработку генеральных планов городского развития, чтобы направлять долгосрочные изменения в своей юрисдикции. Хотя муниципалитеты по-прежнему были финансово связаны с центральным правительством, это изменение в планировании рассматривалось как крупная инновация, создавшая культуру планирования с расширенными возможностями для местного участия общественности. [5]
Планирование культуры в России
[ редактировать ]В России до конца 1980-х годов планирование было высокоцентрализованным, и планы не были общедоступными. 30-летние планы и проекты большинства направлений разрабатывались в государственных учреждениях крупнейших городов, вдали от реалий, в которых они должны были применяться. После распада Советского Союза на местные органы власти быстро возложили повышенную ответственность за планирование, но у них еще не было инструментов и структуры для эффективного регулирования землепользования . Значительные политические, социальные и экономические изменения в этот переходный период еще больше усложнили проблемы, с которыми столкнулись местные органы планирования. Внимание уделялось решению этих неотложных потребностей, а не задачам долгосрочного планирования советской эпохи. [5]
Планирование культуры в Южной Африке
[ редактировать ]
В странах Африки к югу от Сахары , включая страну ЮАР , темпы роста городов остаются одними из самых высоких в мире. Контекст проблем планирования в государствах к югу от Сахары характеризуется острой нехваткой институционального потенциала и финансовых ресурсов. Культура планирования характеризуется процессом, который фокусируется на территориях, населенных городской элитой, в то время как подавляющее большинство городского населения живет в неформальных и скваттерских поселениях , которые технически незаконны и находятся за пределами официальной юрисдикции планирования. Однако местные и национальные власти все чаще обращают внимание на такие поселения и в сочетании с иностранной финансовой поддержкой улучшают базовые инфраструктурные потребности. Ненадежный характер этих неофициальных жилых земель ограничивает возможности жителей получать услуги и поднимать вопросы перед местными органами планирования, что еще больше способствует их маргинализации. Обеспечение соблюдения правил, участие общественности и выполнение планов заметно слабы, в то время как кумовство сильно, в результате чего значительная часть городского развития происходит вне официальных процессов планирования. [5]
Исследования культуры планирования, как правило, сосредотачиваются на национальных масштабах для сравнительного анализа; однако была определена необходимость сосредоточить внимание на контекстуальных факторах, которые отличают культуру планирования на местном уровне. Также необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять основные силы, влияющие на основные ценности культуры планирования; хотя «артефакты планирования», такие как структуры институционального планирования, очевидны и их легко сравнивать, нематериальные аспекты «социальной среды» требуют более тщательного изучения. [20]
Культуры планирования коренных народов
[ редактировать ]Культура планирования коренных народов – это подход к планированию, который осуществляется как коренными народами, так и для них , и является практикой, которая развивалась на протяжении сотен и тысяч лет. [8] Его культурная практика определяется набором традиционных знаний, обычаев, практик и культурной самобытности, которые уникальны для примерно 350 коренных народов во всем мире. [8] Коренные народы мира рассматривают культуру землеустройства, которая развивалась и сохранялась с течением времени. [8] Планирование коренных народов определяется доктором Теодором (Тедом) Джоджолой как «одновременно подход к общественному планированию и идеологическое движение. Что отличает планирование коренных народов от общепринятой практики, так это переформулировка подходов к планированию таким образом, чтобы они включали Ключом к этому процессу является признание мировоззрения коренных народов, которое не только служит их философскому объединению, но и отличает их от соседних, неземельных общин». [21] Многие ученые, практики и общественные лидеры рассматривают планирование коренных народов как культурную практику восстановления традиционных и переформулирования основных подходов к планированию, которые уважительны, отзывчивы и принадлежат коренным общинам. [8]
Культуры планирования в переходный период: институциональная трансформация
[ редактировать ]По словам Саньяла (стр.xxi) [1] «Культура планирования — это культура практики планирования. Это коллективный дух и доминирующее отношение профессиональных планировщиков к соответствующей роли государства, рыночных сил и гражданского общества в городском, региональном и национальном развитии». Как отмечает Реймер, этот идеал относится к «основным идеям, традициям и ценностям профессионалов в области планирования». [1]
Реймер далее предполагает, что культура планирования представляет собой «сложную и многомерную институциональную матрицу, включающую формальные и неформальные институциональные сферы, которые должны адаптироваться к постоянно меняющимся внешним и внутренним обстоятельствам». [1] В этом контексте культура планирования действует в институциональной среде, и любое развитие культуры планирования должно сопровождаться «сохраняющейся институциональной стабильностью». [22] Реймер оценивает культуру планирования как «аналитическую концепцию (а не нормативную парадигму в теории и практике)». [1] Планирование встроено и действует в конкретных культурных контекстах, подверженных изменениям в культуре планирования. Это изменение можно увидеть в институциональных сферах, что является формой социальной трансформации . Институциональные изменения можно теоретизировать как процесс, состоящий из шести стадий: равновесие, шоковое событие, деинституционализация, доинституционализация, теоретизация, диффузия и реинституционализация. [23]
Изменения в культуре планирования также можно увидеть в стиле и направленности образовательных программ для начинающих планировщиков. Традиционно планирование было тесно связано с архитектурой и инженерией ; Об этом свидетельствуют программы планирования в континентальной Европе, в которых особое внимание уделяется городскому дизайну и планированию землепользования. В Северной Америке, Соединенном Королевстве и некоторых европейских странах широта тематики планирования в образовании расширилась и теперь привлекает больше внимания к экологической устойчивости и социальной справедливости, а также к застройке и регулированию земель. Программы планирования развиваются, чтобы научить планировщиков быть более творческими, инновационными и готовыми к сотрудничеству . Такие навыки необходимы для решения растущих проблем, с которыми сталкивается планирование, для решения которых традиционных методов будет недостаточно. В беспрецедентные, неопределенные и нестабильные времена адаптация культур планирования рассматривается как ключ к их эффективности. [5]
В основе англо-американских ценностей планирования долгое время лежало стремление реализовать утопические идеалы. [ нужна ссылка ] Это начинается с планирования институтов, в которых практикуют ученые и практики, где институциональная реформа находится в постоянном центре внимания. Реформируя институты, специалисты по планированию полагают, что смогут улучшить основные проблемы практики и процесса планирования. [24] [ сомнительно – обсудить ]
См. также
[ редактировать ]- Теории городского планирования
- История городского планирования
- Категория:Городское планирование по странам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Саньял, Бишваприя, изд. (2005). «Планирование культур в переходный период». Сравнительное планирование культур . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-95134-8 .
- ^ Абрам, Симона (01 января 2016 г.). Культура и планирование . Фарнем, Великобритания: Рутледж. п. 137. ИСБН 978-1-4094-3506-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Книлинг, Йорг; Отенграфен, Франк (2015). «Культура планирования — концепция, объясняющая эволюцию политики и процессов планирования в Европе?». Европейские исследования планирования . 23 (11): 2134. doi : 10.1080/09654313.2015.1018404 . S2CID 154548722 .
- ^ Янг, Грег (2016). Изменение планирования с помощью культуры . дои : 10.4324/9781315605647 . ISBN 9781315605647 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фрейдманн, Джон (2005). «Глобализация и зарождающаяся культура планирования». Прогресс в планировании . 64 (3): 183–234. дои : 10.1016/j.progress.2005.05.001 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грант, Джилл (2008). Читатель канадского планирования: связь теории и практики . Торонто: Томсон Нельсон. ISBN 978-0-17-610357-6 .
- ^ Jump up to: а б Сандеркок, Леони (1 марта 2004 г.). «Комментарий: местное планирование и бремя колониализма». Теория и практика планирования . 5 (1): 118–124. дои : 10.1080/1464935042000204240 . ISSN 1464-9357 . S2CID 145778631 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Восстановление планирования коренных народов | Издательство Университета Макгилла-Куина» . www.mqup.ca. Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ «План Канада – лето 2013» . uturn2.cyansolutions.com . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Холл, Питер (2014). Города завтрашнего дня: интеллектуальная история городского планирования и дизайна с 1880 года (4-е изд.). Уайли Блэквелл. ISBN 978-1-118-45647-7 .
- ^ Саньял, Б. «От доброжелательного к злому государству». Кооперативная автономия: диалектика отношений государства и НПО в развивающихся странах . 1994 .
- ^ Болан, Р; С (1967). «Новые взгляды на планирование». Журнал Американского института планировщиков . 33 (4): 233–245. дои : 10.1080/01944366708977924 .
- ^ Горман, РФ (1986). Частные добровольные организации как агенты развития . Боулдер, Колорадо: West View Press.
- ^ Рыбчинский, В. «Куда делись все планировщики?». Профессия городского планирования: изменения, имидж и вызов . 2000 .
- ^ Jump up to: а б с д Фридманн, Джон (1 декабря 2008 г.). «Использование теории планирования. Библиографический очерк». Журнал планирования образования и исследований . 28 (2): 247–257. дои : 10.1177/0739456X08325220 . ISSN 0739-456X . S2CID 143025826 .
- ^ Ходж, Джеральд (2003). Планирование канадских сообществ: введение в принципы, практику и участников (4-е изд.). Скарборо: Томсон Нельсон. ISBN 978-0-17-650982-8 .
- ^ Jump up to: а б Ходж, Джеральд; Робинсон, Ира (2001). Планирование канадских регионов . Ванкувер: UBC Press. ISBN 0-7748-0851-9 .
- ^ «Миссия и цели | SCARP | Школа общественного и регионального планирования UBC» . Scarp.ubc.ca . Проверено 7 ноября 2016 г.
- ^ Боавентура де Соуза, Сантос (1998). «Совместное составление бюджета в Порту-Алегри: на пути к перераспределительной демократии». Политика и общество . 26 (4): 461–510. дои : 10.1177/0032329298026004003 . hdl : 10316/10839 . ISSN 0032-3292 . S2CID 220787756 .
- ^ Отенграфен, Фрэнк; Реймер, Марио (2013). «Внутренность планирования в культурном контексте: теоретические основы анализа динамичных культур планирования». Окружающая среда и планирование А . 45 (6): 1269–1284. дои : 10.1068/a45131 . S2CID 145061361 .
- ^ «Планирование коренных народов - новый контекст. - Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Ример, Марио (2013). «Культуры планирования в переходный период: управление устойчивым развитием и институциональные изменения в территориальном планировании» . Устойчивость . 5 (11): 4653–4673. дои : 10.3390/su5114653 .
- ^ Гринвуд, Р.; Саддаби, Р.; Хайнингс, Ч.Р. Теоретизирование изменений: роль профессиональных ассоциаций в трансформации институционализированных областей. акад. Управлять. Дж. 2002, 1, 58–80.
- ^ Тейлор, Зак (2013). «Переосмысление культуры планирования: новый институционалистский подход». Обзор городского планирования . 84 (6): 683–702. дои : 10.3828/tpr.2013.36 .